Оглавление:

Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках

Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ

Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение 223 ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 5 000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

Все штрафы за нарушения по 223 ФЗ

Нарушение по 223 ФЗ

На должностное лицо, рубли.

На юрлицо, рубли.

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

Отстранение от должности на срок до 1 года

Нарушены сроки публикации информации о закупках (до двух дней)

Нарушены сроки публикации информации о закупках (более двух дней)

Не разместили информацию о закупках

Нарушены сроки публикации положения о закупках, изменений в положение о закупках (до 10 рабочих дней)

Нарушены сроки публикации положения о закупках, изменений в положение о закупках (более 10 рабочих дней)

Не разместили утвержденное положение о закупке или принятые изменения в него

Утвердили документацию, которая не соответствуюет законодательству

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

Нарушили срок публикации отчетов (до 10 рабочих дней)

Нарушили срок публикации отчетов (более 10 рабочих дней)

Не размстили отчет

Нарушили порядок направления сведений о недобросовестных участниках в РНП

Не выполнили предписание контролирующего органа

Примеры нарушений

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на несколько групп.

К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок. Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т.д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

Административное наказание за нарушение закупок

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Административная ответственность за нарушения законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, а также в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

В соответствии со ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность за нарушения Закона о контрактной системе установлена ст. ст. 7.29 — 7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ.

В целом виды административных правонарушений можно разделить на следующие:

— несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 7.29 КоАП РФ);

— нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа (ст. 7.29.1 КоАП РФ);

— отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (ст. 7.29.2 КоАП РФ);

— нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП РФ, которая содержит 34 самостоятельных составов административных правонарушений, касающихся размещения на официальном сайте обязательной информации о закупках, порядка и сроков рассмотрения заявок участников, утверждения документации о закупке, описание объекта закупки, оформления и опубликования протоколов рассмотрения заявок и подведения итогов аукционов и др.);

— нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 7.31 КоАП РФ);

Смотрите так же:  Как оформить отказ от подписи в акте

— нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона (ст. 7.31.1 КоАП РФ, которая содержит 6 составов правонарушений);

— нарушение порядка заключения, изменения контракта (ст. 7.32 КоАП РФ, которая содержит 7 самостоятельных составов административных правонарушений, касающихся заключения контракта с нарушением объявленных заказчиком условий или условий, предложенных лицом, с которым заключается контракт; нарушения сроков заключения контракта, уклонения от заключения контракта; с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт; изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта);

— нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу (ст.7.32.1 КоАП РФ);

— невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ);

— непредставление информации или представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст.19.7.2 КоАП РФ).

Вышеперечисленные статьи КоАП РФ являются весьма объемными, так же как и диспозиции статей, предусматривающих ответственность как должностных лиц, так и юридических лиц в виде штрафа в размере от 10 до 500 тыс. руб.

Что же касается нарушений Федерального закона № 223-ФЗ, несмотря на наличие в нем нормы (ст. 7), согласно которой за нарушение требований данного Закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, фактически меры ответственности в законодательстве не были установлены.

Все изменилось с вступлением в силу 16.05.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым с указанного времени КоАП РФ дополнен статьей, предусматривающей ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

В частности, ответственность предусмотрена за следующие нарушения:

— принятие решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка должна осуществляться путем ее проведения в электронной форме;

— нарушение предусмотренных сроков размещения на официальном сайте информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством, а также неразмещение на официальном сайте указанной информации;

— нарушение сроков размещения на официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в положение о закупке, а также неразмещение на официальном сайте утвержденного положения о закупке или вносимых в него изменений;

— утверждение документации о закупке, не соответствующей по составу сведений требованиям, предусмотренным законодательством;

— отклонение заявок участников закупок по основанию несоответствия требованиям, которые не были предусмотрены документацией о закупке, а также осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;

— невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

За перечисленные нарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа на должностных и юридических лиц.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством должна осуществляться в электронной форме, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз, с 16.05.2014 может повлечь за собой дисквалификацию виновного лица на срок от шести месяцев до одного года.

Штрафные санкции на заказчиков за нарушение законодательства о закупках

В статье расскажем, кого можно привлечь к административной ответственности: должностное или юридическое лицо? Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника? А также срок давности и обжалование постановлений.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».За нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена ответственность (ст. 107 закона № 44-ФЗ).

Ответственность за нарушение законодательства в области закупок

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность ( ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ) .

Остановимся на административной ответственности. Кто будет к ней привлечен?

  • должностное лицо — в случае совершения им административного правонарушения, связанного с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей: контрактный управляющий или работник контрактной службы.
  • юридическое лицо — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, предусмотренных КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм.

Обратите внимание, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же правонарушение должностное лицо, физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.

Зачастую уполномоченные органы привлекают к ответственности именно должностных лиц, т.е. сотрудников, избегая привлечения к ответственности юридических лиц. Привлечь к ответственности и наложить штраф на должностное лицо могут даже при увольнении сотрудника из организации-заказчика, если не истек срок давности.

Особенности административной ответственности:

  • национализированность:
  • назначается только за административные проступки;
  • субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
  • административная ответственность применяется к не подчиненным лицам;
  • не влечет за собой судимость;
  • к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке.

Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника

Как подстраховать сотрудников от риска привлечения к ответственности за нарушения, к которым они не имеют никакого отношения? Бывает так, что по итогам проверки контрольные органы в закупочных документах выявляют нарушения, например нарушение при составлении плана-графика. Ответственность за составление плана-графика лежит на контрактной службе, т.е. теоретически к ответственности могут быть привлечены все ее сотрудники.

Для того, чтобы избежать рисков привлечения к ответственности невиновных сотрудников, заказчикам рекомендуется:

  • в положении о контрактной службе детализировать должностные полномочия каждого сотрудника контрактной службы с указанием конкретных действий, сроков, отведенных на их осуществление, прописать наименование должностей;
  • прописать взаимодействие структурных подразделений заказчика, ответственных за те или иные стадии осуществления закупочной деятельности;
  • сделать лист ознакомления ответственных сотрудников с регламентом и должностными полномочиями, закрепленными за ними.

Можно ли оспорить штраф и как это сделать

Штраф имеет смысл оспаривать, если его наложили незаконно или с нарушением порядка привлечения к административной ответственности. Вопрос об обжаловании можно рассматривать в следующих случаях:

  • когда лицо привлекают к ответственности по истечении срока давности;
  • когда нарушен порядок привлечения к ответственности, например, когда нарушение не доказано, отсутствуют факты, подтверждающие, что лицо, привлекаемое к ответственности нарушило закон.

Например, за направление сведений в реестр контрактов ответственна контрактная служба и за нарушения могут привлечь к ответственности всю службу, но есть конкретный сотрудник, за которым указанные функции закреплены. Таким образом, если уполномоченный орган привлек к ответственности всю контрактную службу, невиновные сотрудники могут оспорить штраф.

Обратите внимание на правильность составления протокола об административных правонарушениях. Если он составлен неправильно, суд может не привлечь к ответственности, т.к. указанный протокол является основным по делу об административном правонарушении. Обратите внимание на надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении. Если уполномоченный орган не уведомил обвиняемое лицо, то штраф необходимо оспорить. Так же и в случае, если лицо уже подвергалось за данное нарушение административному наказанию.

Куда обжаловать постановление об административном правонарушении

Органы власти, которые уполномочены рассматривать жалобы:

  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России);
  2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. Уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

  • муниципальные нужды — любой из названных органов;
  • нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки). Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные. Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

Смотрите так же:  Договор поставки картофеля образец

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Порядок обжалования установлен ст. 30 КоАП РФ.

Каков может быть результат:

  1. Жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений.
  2. Постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение.
  3. Постановление отменяется и дело прекращается.
  4. Изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.

Положение лица ухудшено быть не может.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Срок давности составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения. Он отсчитывается не с момента рассмотрения жалобы (выявления правонарушения), а с момента совершения. К примеру, должен быть размещен протокол по итогам закупки, но он не был размещен. Крайний срок размещения такого протокола будет началом отсчета. В течение года с этого момента лицо могут привлечь к административной ответственности. Лицо, принимающее решение, в течение этого времени выносит постановление о привлечении к ответственности или снимает обвинения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Ответственность за нарушения 44-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Счётная палата собирается возбудить на наше учреждение административное дело из-за опечатки в документации электронного аукциона (обеспечение контракта указано в денежном эквиваленте как 10%, в контракте тоже указано 10%, а в аукционной документации стоит 5%). Подскажите, как можно избежать административной ответственности в данном случае?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

При рассмотрении обстоятельств административного правонарушения укажите на малозначительность допущенного нарушения и отсутствие злого умысла.

В случае привлечения должностного лица к административной ответственности, такое должностное лицо вправе оспорить административную ответственность.

Административная ответственность за нарушения 44-ФЗ

Заказчик, должностное лицо заказчика вправе оспорить административную ответственность

по девяти основаниям в административном или судебном порядке. Срок – 10 дней с момента, когда заказчик получил постановление.

Основание 1. Нет события правонарушения

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что правонарушения не было. При этом не важно, какие доказательства представил административный орган.

Пример: об отсутствии правонарушения

Заместитель руководителя по производственным вопросам заключил государственные контракты без согласования с уполномоченным органом – министерством финансов республики. Контрольно-ревизионное управление министерства наложило на работника штраф в размере 30 000 руб. Основание – часть 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заместитель руководителя подал заявление в районный суд и просил отменить постановление министерства финансов.

Верховный суд РФ отменил постановление, поскольку не нашел события правонарушения. Судья пояснил, что на день, когда министерство финансов вынесло постановление, обязанность заключать контракт только после того, как уполномоченный орган согласует закупку, отменили. Правительство РФ внесло изменения в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2015 г. по делу № 4А-1093/2015).

Пример: об отсутствии правонарушения

Главный врач заключила контракт на капремонт тепловой сети по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Ремонт понадобился в результате чрезвычайной ситуации. Департамент области по контролю признал контракт незаконным и привлек главврача к ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Главный врач не согласилась с контрольным органом и обратилась в районный суд.

Судья установил, что события правонарушения не было. Главврач заключила контракт с единственным поставщиком, поскольку прорвало участок труб теплотрассы. Времени на конкурс у заказчика не было, несвоевременный ремонт мог привести к чрезвычайной ситуации и угрожал жизни и здоровью граждан (постановление Смоленского областного суда от 7 августа 2015 г. по делу № 4А-296/2015).

Основание 2. Малозначительность

Суд может освободить заказчика или его должностное лицо от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительность означает, что действия виновного не угрожают обществу. При этом не свидетельствуют о малозначительности, а лишь влияют на наказание:

  • личность и имущественное положение виновного лица;
  • факт, что виновный добровольно устранил последствия правонарушения;
  • доказательства, что виновный возместил ущерб.

Об этом сказано в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10.

Пример: о малозначительности

Должностное лицо заказчика заключило контракт на аварийные ремонтные работы по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В обосновании заказчик указал, что заключил контракт с единственным поставщиком, чтобы устранить последствия аварии в подвале после штормового предупреждения.

Контрольное управление комитета финансов посчитало обоснование незаконным и привлекло работника заказчика к ответственности по части 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф составил 30 000 руб. Работник не согласился с постановлением и обратился в районный суд.

Суд посчитал правонарушение малозначительным и отменил постановление контрольного управления. Судья пояснил, что нарушение не опасно. Сумма контракта составила 5000 руб., а должностное лицо впервые привлекли к административной ответственности. Работник нарушил закон неумышленно (постановление Волгоградского областного суда от 4 июля 2016 г. по делу № 4а-708/2016).

Основание 3. Нарушение не доказали

Административный орган обязан доказать обстоятельства, по которым привлекает к ответственности заказчика или его должностное лицо. Доказательствами того, что лицо нарушило закон, служат факты, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела. Если у административного органа доказательств нет, суд отменит постановление или не привлечет виновного к ответственности (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Основание 4. Вину не доказали

Административный орган должен доказать, что лицо виновно и нарушило закон. Лицо признают виновным, если у него была возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но оно этого не сделало (ст. 26.1, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Основание 5. Лицо, которое привлекли к ответственности, не субъект правонарушения

Субъект правонарушения – это лицо, которое нарушило нормы законодательства. Если виновного не установили, то нет и нарушения. А если лицо, которое привлекают к ответственности, на самом деле не субъект правонарушения и докажет это, его не привлекут к ответственности.

Основание 6. Истек срок давности

Срок давности по нарушениям антимонопольного законодательства и требований Закона № 44-ФЗ – один год. Если контролеры опоздали с началом административного производства, то не вправе оштрафовать нарушителя. Однако необходимо точно понимать, с какой даты отсчитывать срок.

Разобраться с датой, с которой отсчитывают срок исковой давности, поможет таблица.

Административная ответственность за нарушение закона о закупках

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О ЗАКУПКАХ

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE PROCUREMENT LAW

In this paper considered the main problems of application antimonopoly agency administrative responsibility for violation of the Procurement Law.

purchase, administrative responsibility, principles of the Law on Procurement.

В данной статье рассмотрены основные проблемы привлечения антимонопольным органом к административной ответственности за нарушение требований, установленных Законом о закупках.

закупка, административная ответственность, принципы Закона о закупках.

С 1 января 2012 года вступил в действие Закон о закупках. Целями его регулирования, в том числе являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о необходимости для достижения целей Закона о закупках не только регламентировать обязанности заказчика относительно порядка проведения закупки, но и возлагать на него ответственность за нарушение данного порядка.

До недавнего времени единственными мерами реагирования на действия (бездействия) заказчиков, нарушающих требования Закона о закупках, было приостановление закупок до рассмотрения жалобы по существу, выдача предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупок, заключения договоров по результатам закупок, а также привлечение к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.

Смотрите так же:  Как оформить список литры

Федеральным законом от 05.05.2014 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устранен указанный пробел. В КоАП добавлены статья 7.32.3, статья 19.7.2-1, часть 7.2 статьи 19.5, устанавливающие административную ответственность юридических и должностных лиц за нарушение Закона о закупках. Данный доку-мент вступил в силу с 16 мая 2014 года.

Угроза понести административную ответственность за несоблюдение требований Закона о закупках способствует соблюдению заказчиком требований законодательства Закона о закупках, действенности выносимых решений и предписаний антимонопольного органа, а также защите законных прав и экономических интересов потенциальных участников закупки.

Введение санкций за несоблюдение положений Закона о закупках, по логике законодателя, должно повысить степень ответственности заказчиков и эффективность положений Закона о закупках.

Указанные санкции направлены, прежде всего, на обеспечение информационной открытости закупочного процесса, на соблюдение заказчиком сроков размещения информации о закупочной деятельности.

Однако при введении изменений в КоАП РФ законодателем не была учтена и не нашла своего отражения в статье 7.32.3 КоАП РФ ответственность за действия заказчика, выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в закупках, в установлении неизмеряемых требований к участникам закупки. Тогда как такого рода действия заказчика несут существенную угрозу отношениям в сфере закупок и запрещены статьей 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, с учетом принципов и целей Закона о закупках, существующая административная ответственность за нарушение требований Закона о закупках указывает на необходимость дальнейшей проработки и максимальной адаптации к сложившейся ситуации в сфере применения Закона о закупках и как следствие — расширение состава административных правонарушений в сфере закупок.

Остановимся на общих положениях привлечения к административной ответственности за нарушения Закона о закупках.

Рассмотрение дел об административных правонарушения, предусмотренных статьей 7.32.3 КоАП РФ, отнесено к исключительной компетенции должностных лиц антимонопольных органов.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Ряд составов административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, например, пункт 5 — неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке, может иметь длящийся характер административного правонарушения. В таком случае постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено в течение одного года со дня обнаружения административного правонарушения.

Должностное лицо, вынося постановление по делу об административном правонарушении должно установить вину в действиях привлекаемого лица.

Понятие вины юридического лица заключается в возможности соблюдения установленных норм и правил, а также в непринятии всех зависящих мер по их соблюдению (ч. 2. ст. 2.1 КоАП РФ).

Следует отметить, что согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Следовательно, при установлении вины должностного лица необходимо рассматривать его действия (бездействия) в неразрывной связи с его должностными полномочиями.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правона-рушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, отсутствие материального ущерба, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, можно сделать вывод, что малозначительность может оцениваться только применительно к составам административных правонарушений, предполагающим в качестве обязательного признака наступление определенных последствий правонарушения («материальные» составы).

Однако ряд составов статьи 7.32.3 КоАП РФ таких как: неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке, нарушение предусмотренных законодатель-ством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке, носит «формальный» характер.

В связи с чем, при совершении данных административных правонарушений применение малозначительности, с точки зрения теории административного права, представляется спорным.

Вместе с тем, практика применения Челябинским УФАС России статьи 7.32.3 КоАП РФ свидетельствует о возможности признания судом административного правонарушения малозначительным в исключительных случаях.

При совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.32.3 Ко¬АП РФ установлена административная ответственность как юридических, так и должностных лиц в виде штрафа.

Минимальный размер штрафа, установленный статьей 7.32.3 КоАП РФ, для юридических лиц составляет пять тысяч рублей, для должностных лиц — две тысячи рублей, а максимальный размер штрафа для юридических лиц установлен в сумме триста тысяч рублей, для должностных лиц — пятьдесят тысяч рублей.

При этом Челябинское УФАС России отмечает, что применение указанных санкций возможно как к субъектам естественных монополий, государственным унитарным предприятиям, муни-ципальным унитарным предприятиям, так и к автономным, бюджетным учреждениям, находящимся в неравных экономических условиях по сравнению с крупными предприятиями.

В связи с чем, существует целесообразность внесения поправок в КоАП по аналогии со статьей 14.31 в части определения размера штрафа от суммы выручки правонарушителя — юридического лица.

В 2014 году Челябинским УФАС России по результатам рассмотрения дел о нарушении Закона о закупках были привлечены к административной ответственности три юридических лица по части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ и одно юридическое лицо по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Так, Челябинским УФАС России рассмотрена жалоба на действия заказчика, выразившиеся в нарушении порядка проведения открытых конкурентных переговоров на право изготовления и по-ставки бака запаса «грязного» конденсата и двух баков химобессоленной воды с лестницей и площадками обслуживания.

В ходе рассмотрения жалобы со стороны заказчика было выявлено нарушение законодательно установленных сроков для размещения протокола о результатах проведения закупки в единой информационной системе.

По результатам рассмотрения жалобы заказчику было выдано предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки, а также в отношении общества было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Челябинским УФАС России также была рассмотрена жалоба на действия заказчика, выразившиеся в нарушении порядка проведения запроса ценовых котировок по отбору организаций на оказание услуг по охране помещений.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что заказчиком был нарушен порядок определения победителя запроса ценовых котировок по отбору организаций на оказание услуг по охране помещений ввиду сопоставления заявок на участие в закупке по критериям, которые не указаны в документации о закупке.

По результатам рассмотрения жалобы заказчику было выдано предписание об устранении нарушений порядка определения победителя запроса ценовых котировок, а также было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Решением Центрального районного суда г. Челябинска постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении данного заказчика было признано законным и обоснованным.

Другие публикации:

  • Приказ о выписки рецептов Приказ о выписки рецептов Главная О нас Контакты Мероприятия Программы научных мероприятий Отчеты о прошедших мероприятиях Публикации Клиническая фармакология Телепрограмма "Время врача" Фармакоэкономика […]
  • Исковое заявление о невыплате заработной платы при сокращении Исковое заявление о невыплате заработной платы при сокращении Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
  • Федеральный закон 178 от 170799 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ"О государственной социальной помощи" С изменениями и дополнениями от: 22 […]
  • Отчетность ммк 2019 07.02.2019 Основные консолидированные показатели за 4 квартал и 12 месяцев 2018 года 06.02.2019 ММК вышел на рекордную отгрузку автопрому 06.02.2019 ПАО «ММК» приглашает принять участие в «Дне покупателя» Финансовая […]
  • Требования к главным бухгалтерам в 2019 Профессиональный стандарт бухгалтера в 2019 году В конце 2018 года ходило много слухов, что профстандарт бухгалтера с 2019 года будет принят в новой редакции (дополнен) или вообще заменён на новый документ. Разбираемся с этим вопросом, […]
  • Налоговая декларация по земельному налогу 2019 год Декларация по земельному налогу за 2019 год Составлять декларацию по земельному налогу нужно правильно. Поэтому мы расскажем обо всех этапах составления этого важного документа, а именно: кто обязан сдать; сроки сдачи; форма; […]
Административное наказание за нарушение закупок