Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Теория государства и права

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 339

Нормативно-правовой акт выполняет две равнозначные функции: функцию юридического источника права и функцию формы права, то есть выступает как способ существования и выражения норм права.

Признаки нормативно-правового акта:

1) принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (правотворческими органами) либо народом (референдум);

2) всегда содержит новые нормы права или изменяет (отменяет) действующие, четко формулирует содержание юридических прав и обязанностей;

3) принимается с соблюдением определенной процедуры;

4) имеет форму письменного акта-документа и строго определенные реквизиты:

а) вид акта (закон, указ, постановление);

б) наименование органа, который принял акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти)?

в) заголовок (некоторые акты, напр. , распоряжения Кабинета Министров Украины принимаются без заголовка);

г) дата принятия акта;

е) сведения о должностном лице, подписавшем акт’;

5) публикуется в официальньос специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности тексту официального образца (в Украине законы публикуются в «Ведомостях Верховной Рады Украины», газетах «Голос Украины» и «Юридичний вюник УкраГни»; постановления Кабинета Министров — в «Собрании постановлений правительства Украины» и газете «Уря-Довий кур’ер»; законы и подзаконные акты — в журнале «Оф1-Щйний в1сник Украти»).

Структура нормативно-правового акта зависит от его специфики и вида, предполагает распределение нормативного материала по подразделениям.

Правовые акты главы государства, подлежащие в соответствии с конституцией подписанию главой правительства или министром (скрепляются подписями соответствующих должностных лиц с определением их реквизитов:

название должностей и имен этих должностных лиц) называются контрассигнованными актами. См. о них подробнее в § 10 «Понятие подзаконного нормативно-правового акта».

Раздел IV. Теория л^я—|

Основные структурные элементы нормативно-правового акта:

1. Преамбула — вступительная часть, бесстатейное (не со-‘ держащее норм права) общее введение, в котором дается обоснование закона, определяются цели, задачи и порой формулируются исходные мировоззренческие положения. Сейчас преамбулы в законах встречаются редко;

2. Пункты, статьи — содержат исходные единицы нормативно-правового акта — нормативные предписания. Через нормативное предписание статья соотносится с нормами права.

Статьи могут подразделяться на части, а пункты на абзацы и подпункты. И статью, и части, из которых она состоит, принято обозначать сокращенно начальными буквами: статью — «ст.», а части (абзацы) статей — «ч.». Статьи в законах нумеруются, нередко нумеруются и части (абзацы) статей, тогда они, как правило, называются пунктами;

3. Главы — имеются в больших по объему нормативно-правовых актах;

5. Части — наибольшие подразделения закона, содержатся, как правило, в кодексах. Так, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс подразделяются на две части: Часть Общая и Часть Осо- бенная. ;

Расположение норм права в статьях нормативно-правового акта:

1) обычно правовая норма заключена в одной статье, чем;

облегчается ее восприятие; J

2) в ряде случаев для выражения сложной нормы права требуется несколько статей;

3) иногда в одной статье содержится несколько норм права. |

В чем состоит различие между нормативным актом и иными | правовыми актами (в частности, актом толкования норм права и| актом применения норм права)? |

1. Нормативно-правовой акт содержит в себе правовые нор-| мы, устанавливает новые права и обязанности, которых ранее | не было, либо изменяет (отменяет) их. Иные юридические акты j не устанавливают новых норм права. Например, акт толкования! норм права дает только объяснение действующих норм.

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 341

2. Нормативно-правовой акт содержит нормы права общего характера, тогда как индивидуальный акт (акт применения норм права) имеет индивидуальную направленность. Он относится к конкретному лицу или к решению конкретного юридического дела (например, повреждение насаждений запрещено — адресовано ко всем, а Указ Президента назначить какого-то» председателем областной администрации — это правовой, а не нормативно-правовой акт, ибо норм права в нем нет, т.е. нет прав и обязанностей, значит это — акт применения норм права).

Нормативно правовой акт: понятие виды. Отличие от нормативного правового договора.

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

ВИДЫ

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Норма права (правовая норма) — формально определенное, общеобязательное ПРАВИЛО поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является ПЕРВИЧНОЙ ЕДИНИЦЕЙ права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права. Правовые нормы имеют следующие признаки:

(1) Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми) , деятельность организаций, представляют собой правила поведения. (2) Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов) . Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение. (3) Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. (4) Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

В отличие от нормы права:

Нормативно-правовой акт – это властное ПРЕДПИСАНИЕ государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть включает в себя нормы права; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства. Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе. Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем: 1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой. 2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой. 3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция, закон, постановление и т. д.) . Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами: а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами; б) различиями в юридической природе или юридической силе; в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Смотрите так же:  Жалоба для д г и

Определение правового акта и нормативного правового акта

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.

Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Сравнение правовых и нормативных правовых актов

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

TheDifference.ru определил, что разница между правовым актом и нормативным правовым актом заключается в следующем:

Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.

Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.

Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.

Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Нормативно-правовой договор

Нормативно-правовой договор – это соглашение двух или более субъектов права, содержащее общеобязательные правила, юридические нормы.

Для нормативно-правового договора как источника права характерны следующие черты:

  • • представляет собой соглашение двух или более субъектов права;
  • • выступает как акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения;
  • • стороны имеют равное правовое положение;
  • • является добровольным волеизъявлением сторон;
  • • содержит юридические нормы;
  • • по своим юридическим особенностям подобен нормативным юридическим актам.

Важным свойством нормативно-правового договора как источника права является то, что он представляет собой добровольное волеизъявление сторон. В отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления законодательного органа. Однако после того, как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам. Одностороннее невыполнение влечет для стороны-нарушителя негативные юридические последствия.

Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает такое соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила.

Нормативно-правовой договор отличается от договора как индивидуального акта неперсонифицированностью своих предписаний, неоднократностью и долговременностью своего действия.

Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права. В международном праве нормативно-правовой договор вообще является основным источником права. С развитием рыночных отношений он получает распространение в сфере гражданского и трудового права. И вообще можно говорить о перспективности нормативно-правового договора как источника юридических норм.

Нормативно-правовые договоры могут называться по-разному: «контракт», «соглашение», «договоренность» и т.п., но главное для него как для источника нрава – данный документ должен содержать юридические правила (нормы).

Нормативный правовой акт

Понятие нормативного правового акта

Нормативный правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым писаным правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой – разновидностью правовых актов.

Термин «акт» в сфере права имеет два значения:

  • 1) правомерного действия, в том числе действия по правотворчеству, когда законодательный орган совершает действия по изданию, изменению или отмене закона;
  • 2) официального документа, в котором выражаются и закрепляются результаты тех или иных юридически значимых действий.

Когда речь идет о нормативных правовых актах, то слово «акт» понимается во втором из названных значений.

Как результат отмеченной двуединой природы нормативный правовой акт:

  • • содержит юридические нормы;
  • • представляет собой официальный письменный акт-документ;
  • • является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.

Нормативный правовой акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства (в порядке переданного компетентным государственным органом полномочия по определенным вопросам издавать юридические нормы) или референдума. Но в любом случае с участием государства и выражением его воли.

С учетом названных признаков нормативный правовой акт можно определить следующим образом. Нормативный правовой акт – это официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в специальных процедурных формах компетентными органами государства, а также в порядке делегированного законодательства или путем референдума.

Нормативные правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов – индивидуальных юридических актов, а главное – от такой разновидности индивидуальных актов, как акты применения права. Нормативные правовые акты и акты применения права объединяет общая юридическая природа: и те, и другие содержат государственно-властные предписания; но у правоприменительных актов эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (конкретизированный по субъектам и юридическому содержанию) характер, а нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера – юридические нормы. Например, в сфере уголовного права нормативным правовым актом (источником норм уголовного права) является уголовный кодекс, а актом применения права – приговор суда по конкретному уголовному делу. При этом и уголовный кодекс, и приговор суда являются правовыми актами.

Основная задача нормативного правового акта, как и любой формы права, – хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом смысле нормативный правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права – как для «рядовых» субъектов права, так и для государства.

Во-первых, нормативные акты обладают качеством оперативности: они могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены и отменены. Это позволяет обеспечить динамизм права, быстрое реагирование на потребности общественного развития.

Во-вторых, нормативные акты исходят в конечном счете из единого центра – нормотворческих органов государства. Это дает возможность эффективно координировать правовую систему в пределах страны, полно проводить в жизнь требования правовых норм.

В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать в документах содержание юридических норм. Это обеспечивает надлежащую формальную определенность права, что во многом служит преградой произвольному толкованию и применению его норм.

В-четвертых, нормативные акты выражаются в письменной форме, в документах. Это позволяет быстро доводить содержание новых нормативных положений до сведения всего населения.

Виды нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты разнообразны, имеют разные наименования. К числу нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами, относятся законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров и председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

В национальной (индивидуальной) правовой системе каждой страны устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов. Система нормативных правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями.

Для классификации нормативных правовых актов можно использовать разные основания. Основным является их деление по юридической силе.

По своей юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон обладает следующими признаками:

  • 1) это нормативный правовой акт, принимаемый только высшими представительными и законодательными органами государственной власти (Федеральным Собранием – в России, Конгрессом – в США, Парламентом – в Италии, Франции, Японии и др.)> представляющими весь народ. Некоторые наиболее важные законы принимаются путем референдума, т.е. непосредственно самим народом;
  • 2) обладает высшей юридической силой и имеет верховенство относительно других источников права, занимает главенствующее положение в иерархии нормативных правовых актов;
  • 3) должен быть выразителем общей воли: отражать волю и интересы не отдельного социального слоя, а всего социума той или иной страны, народа в целом;
  • 4) издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования. В этом смысле закон имеет первичный характер;
  • 5) принимается, изменяется и дополняется в особом, более сложном, чем другие нормативные правовые акты, процедурном порядке;
  • 6) исключительно нормативен (содержит только нормы права в отличие от других нормативных правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).
Смотрите так же:  Нотариальная доверенность на регистрацию по месту жительства

Таким образом, закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в особом процедурном порядке высшим представительным органом государства или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и призванный регулировать в интересах народа наиболее важные сферы общественной жизни.

Законы, в свою очередь, подразделяются на:

  • 1) конституции как основные политико-правовые акты страны;
  • 2) конституционные законы (их еще называют «органическими»);
  • 3) обыкновенные законы.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны – это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму государственного правления, форму государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои общества. В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.

В соответствии с конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, основам государственного строя.

К числу конституционных законов относятся законы:

  • 1) которые вносят изменения и дополнения в текст конституции;
  • 2) необходимость издания которых предусмотрена самой конституцией.

Например, в Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют особую, более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. Так, в Российской Федерации на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента РФ.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, принимаемые в обычном законодательном порядке и регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать конституции, конституционным законам.

Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (основы законодательства, кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов федерации.

Подзаконный нормативный правовой акт – это нормативный правовой акт, который принят государственным органом или должностным лицом в пределах своей компетенции на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего – конституции страны.

Подзаконные нормативные правовые акты должны быть основаны на законе и не могут ему противоречить. Они находятся «под законом» (отсюда и их название).

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность: в пределах круга своего действия они обязательны, обладают необходимой юридической силой и занимают важное место в системе нормативноправового регулирования.

Подзаконные нормативные акты многообразны и образуют довольно сложную иерархическую систему. Соотношение различных подзаконных нормативных актов строится по принципу иерархии – с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов.

Акт каждой ниже расположенной, нижестоящей государственной инстанции должен не только находиться «под законом», но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более высокие ступени в государственной иерархии. Например, в Российской Федерации акты Министерства культуры РФ должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента РФ, Правительства РФ, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов РФ.

Сфера действия подзаконного нормативного акта (по территории, по лицам, по предмету) зависит от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, его компетенции. Причем и здесь нужно строго отличать нормативные акты от индивидуальных управленческих актов, содержащих не общие правила, а индивидуальные предписания: по поводу назначения на должность, выделения бюджетных средств и т.п.

Разновидностью подзаконных нормативных правовых актов являются локальные нормативные акты (уставы, положения и др.). Локальные нормативные правовые акты – это внутриорганизационные подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые организацией в пределах своей компетенции и только для регулирования внутренних вопросов (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Разница между правовым и нормативным правовым актом

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов. Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.

Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

3.5.3 Отличие локальных нормативных актов от других нормативных правовых актов.

В отличие от других нормативных правовых актов, локальные правовые акты имеет особый субъект принятия, который не обладает публичной властью — объединение, организация, как правило, являющаяся юридическим лицом.

Локальные нормативные акты имеют существенные отличия от иной организационно-распорядительной документации и индивидуальных правоприменительных актов работодателей. От тех и других локальный нормативный акт отличается как минимум тремя признаками.

Во-первых, уже в силу своего названия, локальный нормативный акт характеризуется нормативностью, которая проявляется в отсутствии персонально определенного или конкретного адресата и распространении сферы своего действия на весь коллектив или часть коллектива работников организации. В качестве примера можно назвать правила внутреннего трудового распорядка, имеющие своим адресатом весь коллектив работников организации.

Во-вторых, нормативность данных актов работодателя проявляется в многократности их реализации, предполагающей применение содержащихся в этих актах правил каждый раз, когда фактические условия или результаты труда работников совпадают с указанными в акте. Примером таких актов может служить положение о премировании за результаты хозяйственной деятельности организации по итогам календарного месяца, которое применяется ежемесячно в течение всего срока своего действия.

В-третьих, в ряде случаев для принятия локального нормативного правового акта требуется учет мнения представительных органов работников, в то время как организационно-распорядительная и правоприменительная деятельность работодателя осуществляется им по общему правилу в одностороннем порядке.

Естественно, что необходимость соблюдения требований, адресованных законом к содержанию, форме и порядку принятия локальных правовых актов, не распространяется на все другие акты, применяемые в системе делопроизводства конкретного работодателя.

Источником нормотворческих полномочий

частнохозяйствующего работодателя выступает не публичная власть, а экономическая власть, проистекающая для него из факта правомерного обладания всеми факторами рыночного хозяйствования, включающими и труд работников. Работодатель реализует принадлежащие ему нормотворческие полномочия в рамках своей правосубъектности, устанавливаемой законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. По общему правилу он не обязан принимать локальные нормативные правовые акты. Исключение из этого правила составляют лишь: а) график ежегодных оплачиваемых отпусков, утверждаемый работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года (см. ст. 123 ТК); б) документы организации, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников (см. п. 8 ст. 86 ТК); в) инструкции для работников по охране их труда (см. ст. 212 ТК).

Смотрите так же:  Полномочия высших органов власти

Однако в ряде случаев содержание нормотворческой компетенции работодателя конкретизируется законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц определенной организационно-правовой формы (например, акционерного общества, производственного кооператива, унитарного предприятия и др.), а также уставом конкретной организации.

С позиции особенностей создания все локальные нормативные акты следует подразделять на создаваемые работодателем: а) при участии представительного органа работников; б) в одностороннем порядке.

В свою очередь, участие представительного органа работников в локальном нормотворчестве работодателя может выражаться в форме учета мнения этого органа либо в форме принятия акта по согласованию с ним. Необходимость учета мнения представительного органа работников не носит для работодателя характера всеобщей обязанности, адресованной ко всему локальному нормотворчеству.

A) утверждения графиков сменности (см. ст. 103 ТК);

Б) разделения рабочего дня на части (см. ст. 105 ТК);

B) установления очередности предоставления оплачиваемых отпусков (см. ст. 123 ТК);

Г) утверждения системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышения оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу, а также повышения оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (см. ст. ст. 135, 144, 147 ТК);

Д) принятия локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (см. ст. 162 ТК);

Е) утверждения правил внутреннего трудового распорядка (см. ст. 190 ТК);

Ж) разработки и утверждения инструкций по охране труда (см. ст. 212 ТК).

Согласно ч. 3 ст. 8 ТК случаи принятия работодателем локального нормативного правового акта по согласованию с представительным органом работников могут, но, разумеется, не должны, предусматриваться в коллективном договоре или соглашениях.

При отсутствии в организации представителей работников работодатель принимает любые локальные нормативные правовые акты в одностороннем порядке. Он имеет такую возможность и при

наличии представителей работников, если закон, подзаконный акт — коллективный договор или соглашение не оговорили какую-либо форму участия представительного органа работников в локальном нормотворчестве работодателя. Соответственно, работодатель вправе принимать данные акты самостоятельно, без участия представительных органов работников, если иное не предусмотрено коллективным договором либо соглашением.

Локальные нормативные акты не следует смешивать с организационно-распорядительной документацией и

индивидуальными правоприменительными актами работодателя.

Как отмечается в юридической литературе, локальные нормативные акты обеспечиваются государственным

принуждением. Однако следует заметить, что оно зачастую носит опосредованный и дополнительный характер. Так, например, руководитель предприятия может самостоятельно решить вопрос об увольнении работника, поставив об этом в известность профсоюзный орган (если таковой на предприятии имеется). Но если уволенный работник не согласится с решением об увольнении и предъявит иск, то суд будет обязан исследовать все обстоятельства дела. Проверке, в том числе будет подвергнут и локальный правовой акт. Если этот внутриорганизационный акт соответствует законодательству, то увольнение будет оценено как основательное, правомерное. Если нет, то последует восстановление работника. Таким образом, государство поддерживает законные локальные акты при помощи своего механизма принуждения.

Производный от законодательства характер означает, что все локальные акты возникают в силу непосредственного указания

закона. Закон указывает, что по данному вопросу должен быть

принят локальный правовой акт .

Подводя итог, следует отметить, что локальное нормотворчество должно осуществляться в пределах, установленным законом, т.к. локальные нормативные акты издаются субъектом, не обладающим публичной властью, но в то время локальное нормотворчество позволяет на уровне одной организации устанавливать обязательные правила поведения, создающие основу для взаимодействия между органами управления организацией и ее участниками.

Таким образом, несмотря на отличия принимаемых актов, в стадиях нормотворческого процесса наблюдается некоторое однообразие. Для принятия нормативного правового акта, будь то федеральный закон или локальный правовой акт, всегда осущетсвляются во-первых, реализация нормотворческой инициативы, во-вторых, последовательное рассмотрение проекта уполномоченным органом, в-третьих, подписание уполномоченным субъектом и, в-четвертых, промульгация.

Чем отличается ДОГОВОР от СОГЛАШЕНИЯ

Часто понятия «договор» и «соглашение» считают тождественными. На самом деле, даже в толковых словарях слово «соглашение» является одним из синонимов «договора».

В праве эти понятия также считаются синонимами, но только как правоустанавливающие документы, которые заключаются двумя или более сторонами. Однако, еще с древних времен эти понятия различались как юридической наукой, так и практикой.

В римском праве существовало деление соглашений на простые (pactum, conventio) и договоры (contractus). Под договорами понимались только те соглашения, которые были уже результатом согласия дееспособных субъектов о каких-либо обязательствах, заключенные в строго законной форме. Только при соблюдении всех этих условий соглашение признавалось договором и, в результате, обеспечивалось исковой защитой. Простые соглашения этого были лишены.

В дореволюционной России договор определялся как соглашение, из которого возникает обязательство.

В действующем Гражданском Кодексе Российской Федерации (статья 420) понятие договора описано как соглашение об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, заключенное двумя или несколькими лицами.

Более четко понятия «договор» и «соглашение» выделяются в трудовом законодательстве РФ. Так, в Законе о коллективных договорах и соглашениях понятие соглашения описано как правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения между работодателем и работником. В зависимости от сферы применения могут заключаться генеральное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, региональное, профессиональное тарифное, территориальное и иные соглашения. Соглашение заключается только в письменной форме.

Трудовой договор может быть заключен как письменно, так и устно. Чаще всего это типовой документ, условия которого четко соответствуют трудовому кодексу страны.

Некоторые современные исследователи предлагают таким образом различать эти понятия. Договор считается актом согласия, который устанавливает взаимные права и обязанности его участников, регулирует их отношения, и в случае нарушения обеспечивает возможность применения мер государственно-принудительного воздействия. В современной практике большинство договоров заключается без индивидуальных переговоров и составляется одной стороной. То есть вторая сторона либо подписывает готовый договор, либо отказывается. В отличие от этой практики, соглашение заключается по результату переговоров и формируется как конечный акт взаимного согласия.

Кроме того, в общей юридической практике в форме договора оформляются более значимые отношения между контрагентами. Например, договор оказания услуг, договор купли-продажи, договор поставки, договор подряда и т.п. Отношения, имеющие более формальный, «технический» характер, чаще оформляются соглашением. Например, соглашения о взаимозачете, о расторжении договора и т.п.

Выводы:

  1. В науке договором считается соглашение, направленное на возникновение или изменение гражданских правоотношений. Соглашение является средством, с помощью которого субъекты гражданских правоотношений могут дополнить или изменить уже существующие правоотношения.
  2. В трудовом законодательстве договор имеет типовые признаки и может быть устным, а соглашение может быть заключено только в письменном виде. Соглашение имеет разные формы.
  3. В общей юридической практике договором оформляют значимые юридические отношения, а соглашением – формальные дополнения.
  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации http://grazkodeks.ru/
  2. Юридический словарь http://jur-words.info/
  3. Словарь Ушакова

В праве эти понятия также считаются синонимами, но только как правоустанавливающие документы, которые заключаются двумя или более сторонами. Однако, еще с древних времен эти понятия различались как юридической наукой, так и практикой.

Другие публикации:

  • Передаваемые полномочия прокурора Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться. Издание представляет собой учебно-методический комплекс по дисциплине "Прокурорский надзор в Российской Федерации" и содержит программу дисциплины, методические рекомендации […]
  • Приказ от 30062019 251 Приказ Минздрава России от 24.05.2017 № 251 "Об утверждении плана информатизации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" Опубликован 26 мая 2017, 19:26 Обновлён 26 мая 2017, […]
  • Налоговый вычет на детей получают оба родителя Как получить налоговый вычет по НДФЛ на детей? Родители ребенка, на обеспечении которых он находится, имеют право ежемесячно получать стандартный налоговый вычет по НДФЛ (далее — вычет на детей). Налоговый вычет позволяет уменьшить доход, […]
  • Приказ минтранса россии от 15012019 г 7 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 24 июня 2014 г. N 165 г. Москва "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 110" Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 […]
  • Едв льготы для инвалидов Ежемесячная денежная выплата инвалидам в 2019 году Ежемесячная денежная выплата инвалидам назначается на основании Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в дальнейшем по […]
  • Срок пребывания прокурора Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 октября 2015 г. № 559 "Об утверждении Инструкции о порядке прекращения (продления) службы прокурорских работников, достигших предельного возраста нахождения на службе" В целях реализации положений […]
Акт и договор разница