Профессиональный стандарт «Аудитор»: требования к образованию и квалификации работников аудиторских организаций (Суханов С.С.)

Дата размещения статьи: 09.04.2016

Приказом Минтруда России от 19.10.2015 N 728н был утвержден Профессиональный стандарт «Аудитор», который вступил в силу 6 декабря 2015 г. 23 декабря 2015 г. Минфином России совместно с НИИ труда и социального страхования Минтруда России и компанией-разработчиком ООО «Аудиторская служба «СТЕК» была проведена конференция по вопросам применения Профессионального стандарта «Аудитор». В настоящее время аудиторские компании приступили к выполнению положений Профстандарта. Рассмотрены подходы к определению требований к образованию и обучению, заложенные в Профстандарте, а также вопросы влияния Стандарта на образовательные программы.

Основой для установления требований к образованию и квалификации категорий работников, перечисленных в Профессиональном стандарте «Аудитор», являются как положения действующего законодательства, так и практика реальных аудиторских компаний. В первую очередь это Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон «Об аудиторской деятельности»), Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон «Об образовании»). Особое место при определении уровня квалификации для каждой категории работников занимает Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (далее — Приказ N 148н). В частности, согласно Приказу N 148н уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Профессиональные стандарты вне зависимости от сферы деятельности утверждаются приказами Минтруда России и, следовательно, должны соответствовать требованиям, установленным документами этого Министерства.
Функциональная карта Профессионального стандарта «Аудитор» содержит семь обобщенных трудовых функций (далее — ОТФ) (см. таблицу).

Функциональная карта Профессионального стандарта «Аудитор»

Осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий

Управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Методическое обеспечение аудиторской деятельности

Руководство подразделением аудиторской организации

Руководство аудиторской организацией

Документ описывает различные направления деятельности в рамках одной аудиторской компании: помимо аудиторов, непосредственно оказывающих аудиторские услуги, к полю его регулирования относится деятельность и ассистентов аудиторов, и методологов, и внутренних контролеров качества, и управленческого персонала.
Рассмотрим ключевые моменты в отношении образования и обучения, предусмотренные Профстандартом «Аудитор» для каждой из перечисленных ОТФ.

Требования к базовому образованию

Требование наличия высшего образования предусмотрено Профессиональным стандартом «Аудитор» для всех категорий работников, за исключением начальной ступени с кодом «A». Такой вывод следует из двух документов. Во-первых, это Закон «Об аудиторской деятельности», ст. 11 которого установлено требование наличия высшего образования как условие допуска претендента к квалификационному экзамену. Во-вторых, Приказом N 148н для уровней квалификации начиная с 6-го определено наличие высшего образования. Однако если для 6-го уровня квалификации достаточно уровня бакалавриата, то начиная с 7-го уровня квалификации Приказ N 148н устанавливает более высокие ступени специалитета или магистратуры. Учитывая функционал, полномочия и ответственность работников 7-го уровня квалификации (контроль качества, методологию, стратегические и управленческие функции), представляется, что специализация на конкретных направлениях, которую может дать магистратура (или специалитет), является логичной.
Что касается ОТФ с кодом «A», работники, осуществляющие вспомогательные функции при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, еще не являются аудиторами. Законодательство об аудиторской деятельности не охватывает данную категорию лиц, а на практике такие функции могут выполнять способные студенты последних курсов вуза. При отсутствии понятийной категории незаконченного высшего образования среди экспертов был найден компромисс в виде установления минимального требования по наличию среднего общего образования.

Требования к дополнительному образованию (обучению)

Следует обратить внимание на то, что профиль высшего образования для оказания аудиторских услуг законодательством об аудиторской деятельности не устанавливается. Поэтому на практике можно столкнуться с тем, что аудитором может быть человек как с экономическим образованием, так и с любым другим высшим образованием (физик, математик, программист и т.д.). Данный вопрос в Профстандарте был решен введением дополнительных требований в отношении профессионального образования (обучения).
Для ОТФ с кодом «A» помимо среднего общего образования предусмотрено профессиональное обучение (или образование) по специальным программам. Речь идет о том, что для выполнения трудовых функций необходимо получить знания, непосредственно связанные с аудиторской деятельностью. Программы обучения должны быть ориентированы на тот перечень знаний и умений, который приведен в Профессиональном стандарте для ОТФ: «осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью». На практике формы такого обучения (образования) могут быть различны и этот вопрос может решаться в зависимости от конкретной ситуации: это могут быть либо дополнительные курсы по специальным программам, либо зачет соответствующих предметов, изученных в вузе, либо организация обучения для стажеров непосредственно аудиторской компанией. Вместе с тем необходимо понимать, что это требование не должно выполняться формально, так как речь идет о знаниях, без которых будет невозможно освоить первую ступень профессиональной карьеры аудитора.
Для всех остальных ОТФ предусмотрено наличие дополнительного профессионального образования в области аудиторской деятельности, необходимого для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. Это позволяет задать профессиональную направленность независимо от того, в какой из областей работником получено высшее образование.
Отсутствие конкретизации профильности высшего образования в данном случае предусмотрено законодательством. Вместе с тем это является одним из факторов, не позволяющих выстроить цепочку становления профессии, свойственную, например, для западной модели, когда аудитор — это следующая ступень карьеры профессионального бухгалтера. В России такой последовательности не прослеживается, это лишь один из вариантов для нашего рынка аудиторских услуг.

Особые условия допуска к работе

Профессиональный стандарт предусматривает возможность установления для каждой ОТФ особых условий допуска к работе. В отношении аудиторской деятельности эти условия прямо предусмотрены Законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 4): наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Это требование актуально для всех ОТФ, за исключением самой первой ОТФ с кодом «A» (помощников, ассистентов аудиторов).
Важно четко различать ступени ОТФ «A», для выполнения трудовых функций которой квалификационный аттестат не требуется, и ОТФ «B», начиная с которой для всех дальнейших ОТФ наличие аттестата является уже обязательным. Работа в аудиторской организации до получения квалификационного аттестата прямо установлена Законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 11) и является одним из необходимых условий его получения. Важно, что работники на этой ступени только учатся профессии, поэтому действия они осуществляют под контролем и надзором квалифицированного аудитора. Самостоятельное осуществление аудиторской деятельности этими лицами будет возможно лишь начиная со следующей ОТФ, после получения квалификационного аттестата аудитора, на что неоднократно обращали внимание контролирующие органы.
Профессиональным стандартом «Аудитор» предусмотрено также наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в СРО для работников, осуществляющих контрольные функции, консультирование по сложным и спорным вопросам, проводящих методическую работу. Эти требования вытекают как из положений ФПСАД N 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», так и из смысла и содержания указанных трудовых функций. Например, п. 48 ФПСАД N 34 предусмотрено, что консультирование должно быть проведено на соответствующем профессиональном уровне, а п. 50 устанавливает, что консультирование предполагает обращение к лицам, имеющим соответствующие знания, полномочия и опыт как в аудиторской организации, так и за ее пределами. Пункт 72 ФПСАД N 34 содержит обязанность возложения ответственности за мониторинг (включая выборочную инспекцию завершенных заданий) в аудиторской организации на руководящих сотрудников аудиторской организации или других лиц, обладающих достаточным опытом и полномочиями. В данных случаях квалификационный аттестат аудитора, помимо прочего, подтверждает профессиональную компетентность работников.
Профстандарт «Аудитор» учитывает требования ст. 23 Закона «Об аудиторской деятельности» в отношении так называемого нового квалификационного аттестата, т.е. аттестата аудитора, выданного после 1 января 2011 г. Наличие такого квалификационного аттестата дает право осуществления аудиторской деятельности, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности». Если конкретный работник аудиторской организации в указанной деятельности не участвует, ему достаточно наличия квалификационного аттестата старого образца.

Необходимость постоянного профессионального обучения

Для каждой из ОТФ (за исключением ОТФ с кодом «A») Профессиональный стандарт «Аудитор» устанавливает требование по дополнительному профессиональному образованию по программам повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в специфических областях). Такое условие содержит ст. 11 Закона «Об аудиторской деятельности», согласно которой аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Условие постоянного повышения квалификации аудиторов заложено в ФПСАД N 34.
С появлением Профессионального стандарта целесообразно сделать акцент на зависимости содержания таких программ повышения квалификации от специализации аудиторской компании, выполняемых работником трудовых функций, областей деятельности клиентов аудиторской организации. Кроме того, для выполнения разных ОТФ предусмотрены различия в объеме необходимых знаний.
Учитывая важность непрерывного профессионального обучения работников аудиторских организаций, Профессиональным стандартом «Аудитор» в составе ОТФ «E» выделена трудовая функция «Обучение и повышение квалификации работников аудиторской организации». Следует обратить внимание, что решение вопросов, входящих в данную трудовую функцию, должно быть предусмотрено в любой аудиторской организации. Отдельные элементы обучения нашли отражение и в трудовых функциях других работников, например обучение на рабочем месте менее опытных работников более опытными, разъяснение сложных и спорных вопросов, разъяснение особенностей применения законодательства, проведение внутрифирменных семинаров. Вместе с тем формы обучения и распределение обязанностей по осуществлению перечисленных трудовых функций или трудовых действий в зависимости от размера и особенностей деятельности конкретной аудиторской организации могут быть различными. Профессиональный стандарт не ставит своей целью создание единого жесткого распределения обязанностей между работниками для всех российских аудиторских организаций, но задает направления, которые должны быть реализованы, и устанавливает подход к квалификации работников, занимающихся этими направлениями.

Смотрите так же:  Нотариус в пушкино круглосуточно

Учет положений Профессионального стандарта в образовательных программах

Положения Профессионального стандарта «Аудитор» должны найти отражение в образовательных программах. Законом «Об образовании», а также изменениями и дополнениями к нему (в частности, внесенными Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ) предусмотрены следующие взаимосвязи системы образования и положений профстандартов:
— формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) (ч. 7 ст. 11);
— содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76);
— программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76);
— программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 8 ст. 73).
Таким образом, образовательные программы должны быть ориентированы на получение квалификации, уровня знаний и умений, описанных в профессиональных стандартах. Система квалификаций, учитывающая в первую очередь профессиональные стандарты, только формируется, поэтому в части образовательных программ это новая и непростая работа. Значительные усилия потребуются для анализа и пересмотра федеральных государственных образовательных стандартов. Для такой работы Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ предусмотрен срок до 1 июля 2017 г.
В аудиторской отрасли помимо стандартов высшего образования следует провести мониторинг на соответствие положениям Профессионального стандарта образовательных программ по подготовке аудиторов и программ повышения квалификации аудиторов.

Задачи аудиторской организации в отношении постоянного профессионального обучения работников с появлением Профстандарта

Пунктом 35 ФПСАД N 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» установлено, что профессиональная компетентность работников аудиторской организации во многом зависит от соответствующего уровня постоянного профессионального обучения, позволяющего сохранять и приумножать знания и навыки работников. Для этого в своей деятельности аудиторская организация должна придавать особое значение необходимости постоянного профессионального обучения работников всех уровней. Аудитору необходимо постоянно расширять и дополнять уровень образования, развивать новые или специализированные навыки и знания на протяжении своей карьеры. Это связано с такими процессами, как глобализация экономики, внедрение новых технологий, усложнение бизнеса аудируемых лиц и другими факторами.
С появлением Профессионального стандарта «Аудитор» каждой аудиторской организации целесообразно проанализировать и при необходимости скорректировать свой подход к вопросу постоянного профессионального обучения, в частности обратить внимание на тематику программ повышения квалификации своих работников, продумать необходимость различных форм обучения с учетом специфики своей деятельности, обновить внутрифирменные стандарты в этой части. Ориентиром в этом будет служить перечень необходимых знаний, трудовых действий и умений для каждой из ОТФ, предусмотренных Профстандартом. С учетом необходимости аудитора соответствовать высоким требованиям к уровню квалификации в условиях изменений законодательства в различных областях деятельности это представляется особенно важным.

Квалификационные требования к специалисту-аудитору

Квалификационные требования к специалисту-аудитору

В настоящее время в России уделяется большое внимание государственной кадровой политике. Центральное место в ней занимает обеспечение кадрами системы государственного финансового контроля. Деятельность специалистов в этой сфере, одними из которых являются аудиторы, считается интеллектуальной, ответственной, компетентной и высокопрофессиональной. Какими специфическими особенностями должны обладать такие специалисты?

При разработке квалификационных требований к специалисту в сфере финансового контроля в первую очередь необходимо учитывать его компетентность — способность в практической работе к эффективной и результативной деятельности на основе специальных профессиональных знаний. Это способность, обусловленная личными качествами работника, наличие определенного научно-практического багажа, потенциала, позволяющего успешно выполнять свои служебные обязанности и функции. Оценка компетентности специалиста в сфере финансового контроля — сложная задача, при которой приходится учитывать не только результат работы, но и наличие глубоких знаний в области экономики, социальных закономерностей, психологии и т. п. Например, такой специалист в сфере финансового контроля, как аудитор, должен знать законодательные и нормативные акты, трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство, правила проведения проверок и документальных ревизий, особенности денежного обращения, порядок ценообразования, а также иметь представления о методах хозяйствования, закономерностях и особенностях развития экономики.

Все требования, предъявляемые к специалистам в этой области, можно разбить на несколько основных блоков: профессиональные (профессиональные знания, умения, навыки, аналитические способности), личностные (исполнительность, ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость), физиологические (быстрота реакции, выносливость). Так, среди важнейших требований к деятельности аудитора можно назвать беспристрастность (аудиторы должны объективно рассматривать полученные факты), соблюдение конфиденциальности (аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию в целях собственной выгоды), доброжелательное и уважительное отношение к коллегам (аудитор не должен демонстрировать нелояльное отношение к другим специалистам, ведущим свою деятельность в данной области) и другие. Кроме того, необходимо отметить и тот факт, что в связи с тем, что интересы проверяющих и проверяемых субъективно противоречивы, повышаются требования к личным качествам работников финансовых контрольных органов. Среди личностных качеств особую роль играют: преданность делу, бескорыстность, уважение к личности, ответственность перед обществом, открытость, честность, соблюдение законов.

В формировании квалификационных требований для кадров в финансовых контролирующих органах интересен опыт зарубежных стран. Согласно Лимской декларации члены высшего контрольного органа должны обладать знаниями и способностями намного выше среднего уровня. Повышение квалификации персонала должно выходить за рамки традиционных знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского учета. Так, служащие органов финансового контроля должны владеть разнообразными методами управления экономикой и финансами, а также активно использовать современные информационные технологии.

Примечание. Лимская декларация

Лимская декларация руководящих принципов контроля принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г. Среди основных требований, предъявляемых в Декларации членам и сотрудникам высшего контрольного органа:

— наличие квалификации и честности, необходимых для того, чтобы успешно выполнять возложенные на них обязанности;

— должное внимание уровню теоретической подготовки, работоспособности и опыту работы по специальности;

— внимание дальнейшей теоретической и практической профессиональной подготовке как на внутриведомственных курсах и семинарах, так и в университетах, и на международном уровне.

В соответствии с Декларацией работники в этой сфере должны в первую очередь соблюдать главные принципы данного документа — независимость и беспристрастность. При этом возникает большая нравственно-этическая проблема — как обеспечить в реальности эти важные положения? Считается, что самым эффективным способом обеспечения независимости является гарантия пожизненной несменяемости для высших кадров контрольных органов, как, например, во Франции и в Италии. В США генеральный контролер назначается на 15 лет, в Германии председатель контрольного управления — на 12 лет. Продление сроков полномочий, как правило, не производится. В других странах, где контрольные органы находятся под эгидой парламента, устанавливаются небольшие определенные сроки (как правило, 5 — 6 лет), после чего проводится процедура переизбрания.

Кроме того, в ряде стран требования к моральным качествам сотрудников сферы финансового контроля определяются Этическим кодексом. Например, для поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности аудиторов за рубежом давно разработаны этические кодексы специалистов данной сферы. Согласно Кодексу этики аудиторов России, утвержденному Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 г., отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Следуя этому принципу, аудитор обязан подчиняться нормам профессиональной этики данной профессии. Среди других принципов, содержащихся в данном Кодексе: честность, объективность, профессиональная компетентность, должная тщательность, конфиденциальность, профессиональность поведения.

Смотрите так же:  Как заставить вернуть деньги за товар

Практика Счетной палаты РФ

В настоящее время Россия использует общеевропейские стандарты организации и функционирования контрольных финансовых органов. Показателен пример Счетной палаты, вся деятельность которой строится на основании Закона «О Счетной палате Российской Федерации». Этот контролирующий орган обладает организационной и функциональной независимостью, а его руководящий состав (председатель и его заместители-аудиторы) — неприкосновенностью. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и других штатных сотрудников.

Приоритетные направления департамента, организующего кадровую работу, — формирование кадрового состава для замещения соответствующих должностей, эффективное использование кадрового резерва, оценка результатов профессиональной служебной деятельности работников, применение современных кадровых технологий при поступлении на службу в аппарат Счетной палаты и ее прохождении, профессиональная подготовка и переподготовка, а также повышение квалификации и стажировки персонала. При подборе кадров на должности гражданской службы в требованиях к кандидатам, помимо квалификационных и образовательных показателей, учитывается стаж и опыт работы, а также профессиональные знания и навыки.

Особое место в Счетной палате отведено требованиям морального характера. Здесь создан отдел по профилактике коррупционных нарушений, который уделяет большое внимание предупреждению подобных правонарушений и соблюдению общих принципов, установленных на государственной службе.

Мнение. Алевтина Жестовская, главный бухгалтер рекламного агентства «Позитив»

Аудитор — это физическое лицо, которое обладает квалификационным аттестатом и входит в одну из саморегулируемых организаций аудиторов. Проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг на высоком уровне требует от такого специалиста ряда профессиональных качеств. Во-первых, это профессиональная компетентность, которая заключается в наличии огромного объема знаний в области бухгалтерского учета, гражданского права и прочих смежных отраслей юриспруденции, в постоянном изучении часто меняющейся законодательной базы. Во-вторых, добросовестное отношение к своей работе, которое обеспечивает гарантию того, что все услуги, оказываемые аудиторами, будут выполняться в соответствии с требованиями общепринятых стандартов.

Можно сказать, что в этой профессии профессиональные качества совпадают с личностными качествами. Профессиональный аудитор должен быть внимательным, усидчивым и проявлять должную тщательность при осуществлении своих обязанностей. Также он должен быть аккуратным, так как обязан обеспечить сохранность документов, получаемых в ходе проверки. Особенно хотелось бы отметить такие качества, как независимость, беспристрастность и честность. Это качества, которые поддерживают высокую репутацию профессии и приверженность аудитора профессиональному долгу.

Мнение. Юлия Егорова, финансовый директор компании «Зеленая волна»

Аудитором может быть только тот специалист, который имеет высшее экономическое или юридическое образование, а также достаточный практический опыт работы в качестве аудитора или бухгалтера, экономиста, ревизора. Этот специалист должен глубоко и всесторонне разбираться в различных вопросах, связанных с деятельностью проверяемого предприятия, обладать достаточно широким кругозором в области экономики и финансов. Аудиторы защищают интересы бухгалтеров, которые за текущими делами не успевают отследить все законодательные изменения и тем более воплотить их в учете.

Поэтому такой специалист должен быть прежде всего подсказчиком, советчиком, от которого руководители ждут рекомендаций, как лучше спланировать и организовать дело. Аудитор должен выступать в роли не строгого ревизора, а заботливого педагога, который вовремя подскажет, поможет, с тем чтобы не допустить необоснованных финансовых потерь в виде штрафов, пени, несвоевременных платежей.

Конечно, в профессии аудитора особую роль играют этические принципы, среди которых важное место занимают объективность и независимость. Например, аудитор должен отказаться от такой проверки предприятия, при которой нарушатся эти принципы, — так бывает в случае, если руководство предприятия находится в тесных родственных связях с аудитором. При этом величина гонорара не должна влиять на принимаемое решение. Аудитор должен заботиться в первую очередь о качестве предоставляемых услуг, а во вторую — о размере своего гонорара. Другой пример соблюдения этических принципов — когда любая (коммерческая, служебная) информация, ставшая доступной аудитору, не может разглашаться без специального на то разрешения компании.

Примечание. Интересные факты

— Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в Европе.

— Среднемесячный заработок аудиторов в Москве в 2009 г. составлял 60 тыс. руб. в месяц.

— На одну вакантную должность аудитора в Москве приходится 15 соискателей.

— В России зарегистрировано более 4 тыс. аудиторских фирм. В Москве — более тысячи.

— Типичным портретом аудитора является молодая женщина с высшим образованием.

— Диплом о высшем образовании имеет 81% сотрудников аудиторских фирм.

— Аудиторы в возрасте до 30 лет составляют 56% от общего числа специалистов.

Мнение. Галина Сунгаева, ведущий специалист отдела управления персоналом АКГ «Интерком-Аудит»

К специалисту-аудитору предъявляют ряд серьезных требований. Например, объективность и внимательность (аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято; оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допуская того, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны воздействовали на объективность их суждений). Другим важным требованием является компетентность. Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков, с тем чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов. Специалист в области аудита должен соблюдать конфиденциальность информации (он несет ответственность за сохранение конфиденциальной информации своими помощниками и всем персоналом фирмы) и налогового законодательства (при оказании профессиональных услуг в области налогообложения аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы). Среди других требований: доброжелательное отношение к другим аудиторам, лояльность по отношению к аудиторской фирме, соответствующее отношение к средствам массовой информации, соблюдение положений о несовместимости действий аудитора.

Этические нормы поведения аудитора остаются неизменными независимо от того, оказывает ли он профессиональные услуги в своем или иностранном государстве. Например, для обеспечения качества профессиональных услуг, оказываемых в другом государстве, аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в этом государстве. Среди главных личностных качеств аудитора можно назвать обязательность, сосредоточенность, ответственность, исполнительность, аккуратность, эмоционально-волевую устойчивость, вежливость, коммуникабельность, настойчивость, усидчивость, терпение, требовательность к себе и другим, честность, умение хранить коммерческую тайну и ряд других.

Примечание. Этические нормы аудитора

Основные этические нормы, затрагивающиеся в Кодексе профессиональной этики российских аудиторов:

— общепринятые моральные принципы;

— профессиональная компетентность аудитора;

— конфиденциальная информация клиентов;

— плата за профессиональные услуги;

— отношения между аудиторами;

— публичная информация и реклама;

— несовместимые действия аудитора;

— аудиторские услуги за рубежом.

1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

2. Федеральный закон N 4-ФЗ «О Счетной палате» // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

3. Словарь иностранных слов. — М., 1987. С. 241.

4. Кадры органов государственной власти России. — М., 2002. С. 5.

О профессиональном стандарте «Аудитор»

Комитет по правовым вопросам СРО АПР на своем заседании 29 марта 2016 года рассмотрел запрос Комитета по контролю качества СРО АПР № 1-7-4/707 от 16.02.2016 о применении профессионального стандарта «Аудитор».

Настоящим письмом сообщаем мнение по поступившим от Комитета по контролю качества вопросам.

В информационном сообщении Минфина от 16.12.2015 о профессиональном стандарте «Аудитор» отмечено, что стандарт обязателен к применению с 01.07.2016г. Вступает ли это в противоречие со ст.195.3 ТК РФ и обязателен ли профстандарт к применению аудиторскими организациями?

Мнение по вопросу 1.

Согласно абзацам 1 и 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Поскольку какие-либо компенсации, льготы или ограничения по должностям, профессиям, специальностям работников, участвующих в осуществлении аудиторской деятельности, не предусмотрены, профессиональный стандарт «Аудитор» в части наименования содержащихся в нем должностей, профессий и специальностей, а также квалификационных требований к ним не является обязательным для аудиторских организаций на основании вышеназванной нормы ТК РФ (абз.1 и 3 ч.2 ст.57).

Согласно статье 195.3 ТК РФ, вступающей в силу с 01.07.2016:

Смотрите так же:  Какой налог на квартиру будет за 2019 год

если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации (то есть к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работникач.1 ст.195.1 ТК РФ), необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями;

— характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой статьи 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, из норм статьи 195.3 следует, что профстандарт обязателен для применения работодателем только тогда, когда нормативными актами РФ (иными, чем сам стандарт) установлены требования к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, которые необходимы работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Требований к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников аудиторских организаций не установлены ни Трудовым кодексом, ни другими федеральными законами, ни иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В Федеральном законе от 30.12.2008. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) упоминание квалификации, опыта работы и необходимого образования применительно к аудитору содержится лишь в статье 11 (относительно других лиц, участвующих в аудиторской деятельности, такого упоминания вообще нет), но только в качестве определения условий получения квалификационного аттестата аудитора как документа, дающего право на вступление в члены саморегулируемой организации аудиторов (далее – СРО аудиторов) и получения таким образом статуса аудитора. Указанный статус, в свою очередь, дает возможность физическому лицу непосредственно осуществлять аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (индивидуального аудитора) или участвовать в ее осуществлении на основании трудового договора с аудиторской организацией. Получение квалификационного аттестата аудитора и даже вступление в члены СРО аудиторов совсем не означает, что физическое лицо (аудитор) вступит в трудовые отношения с аудиторской или какой-либо другой организацией.

Проверку квалификации физического лица, его уровня образования и опыта работы для целей получения квалификационного аттестата аудитора согласно статье 11 Закона № 307-ФЗ должен провести не работодатель (аудиторская организация), а единая аттестационная комиссия, создаваемая саморегулируемыми организациями аудитора.

Наличие квалификационного аттестата аудитора самим стандартом «Аудитор» не рассматривается как характеристика необходимых знаний, умений, навыков и опыта.

Таким образом, поскольку для аудитора (равно как и для прочих работников аудиторских организаций) Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не установлены требования к квалификации (то есть к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), применение профессионального стандарта «Аудитор» для работодателей – аудиторских организаций не является обязательным.

Кроме того, обращаем внимание на следующее. Согласно части 3 статьи 195.3 Трудового кодекса РФ разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов вправе давать Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Разъяснения Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации по вопросу применения профессиональных стандартов изложены в письме от 30.12.2015 г. № 14-0/В-1190, а также в информации б/н от 10.02.2016.

Возникает ли обязанность у СРО АПР в ходе проведения ВККР проверять внутренние документы аудиторской фирмы на соответствие профессиональному стандарту «Аудитор» с учётом того, что согласно ст.10 закона 307-ФЗ ВККР проверяет исполнение 1) Закона 307-ФЗ, 2) стандартов, 3) кодекса этики, 4) правил независимости?

Мнение по вопросу 2.

Как уже сказано выше, по нашему мнению, профессиональный стандарт «Аудитор» не является обязательным для применения аудиторскими организациями.

Кроме того, как следует из вышеприведенных норм Трудового кодекса РФ, обязательность применения профстандарта в установленных случаях – это требование трудового законодательства (юридическое лицо в установленных случаях обязано применять профстандарт как работодатель).

В компетенцию саморегулируемой организации не входит контроль за соблюдением требований трудового законодательства.

Какими документами регламентируется деятельность прочих сотрудников аудиторских организаций, занятых в оказании услуг, не относящихся к услугам по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг (которые регулируются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности), например, услуг по налоговому или юридическому консультированию (которые аудиторская организация может оказывать согласно части 7 статьи 1 Закона №307-ФЗ)?

Мнение по вопросу 3.

На момент подготовки настоящего мнения профессиональные стандарты в отношении работников, занятых оказанием юридических услуг или услуг по налоговому консультированию не приняты.

Если требования профстандарта обязательны для аудиторских организаций, то необходимо ли будет осуществлять оценку профессиональной квалификации работника на соответствие профстандартам? В условиях когда аудиторы для подтверждения своей профессиональной квалификации получают аттестат аудитора, а требования к прочему персоналу аудиторской организации, занятому как в осуществлении аудиторской деятельности, так и в оказании прочих, не связанных с аудиторской деятельностью услуг, законом и стандартами аудита не регламентированы, кто и в каком порядке будет проверять соответствие профстандартам?

Мнение по вопросу 4.

Как изложено выше (см. мнение по вопросу 1), профессиональный стандарт «Аудитор» не является обязательным для аудиторских организаций.

Если (с учётом отсутствия соответствующих требований к квалификации в 307-ФЗ) руководители подразделений все же обязаны быть аттестованными аудиторами, то на какие подразделения такое требование распространяется? Распространяется ли оно на руководителей подразделений, не связанных с оказанием аудиторских услуг, например, инфраструктурные подразделения (отдел информационных технологий, служба безопасности и т.п.), подразделения по оказанию консультационных услуг в сфере налогообложения и права, финансовый отдел и т.п.?

Мнение по вопросу 5 изложено выше (см. мнение по вопросу 1).

Кроме того, по нашему мнению, профстандарт «Аудитор» не может устанавливать обязательных для применения требований о наличии квалификационного аттестата аудитора у работников каких-либо должностей аудиторской компании.

Как уже сказано выше, профессиональные стандарты могут являться обязательными только в части наименований должностей, профессий или специальностей, а также квалификационных требований к ним.

Наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в саморегулируемой организации аудиторов самим профстандартом «Аудитор» отнесено (и это совершенно верно) не к квалификационным требованиям, а к особым условиям допуска к работе.

Профессиональный стандарт «Аудитор» – это акт трудового законодательства, а не законодательства об аудиторской деятельности, в связи с чем он не может устанавливать условий допуска к аудиторской деятельности или каких-либо других правил ее осуществления (в том числе в части необходимости квалификационных аттестатов у тех или иных работников субъекта аудиторской деятельности). Такие правила могут быть установлены только Законом № 307-ФЗ.

С учётом ответа на вопрос 5 выше, если в средней/крупной аудиторской организации подразделение по управлению рисками и контролю качества предполагает работу по нескольким направлениям и на уровне всей организации ( а не только по управлению рисками и контролю качества в аудите), то должен ли руководитель такого комплексного подразделения быть аттестованным аудитором?

Мнение по вопросу 6 приведено выше (см. мнение по вопросу 5).

Имеют ли требования профессионального стандарта преимущественную силу над федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, которые не устанавливают требования наличия квалификационного аттестата для лиц, ответственных за обзорную проверку качества задания, а также лиц, обеспечивающих в ходе аудита консультации по сложным и спорным вопросам?

Мнение по вопросу 7 приведено выше (см. мнение по вопросу 5).

Другие публикации:

  • Приказ ам-23-р от 14 марта 2008г Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (с изменениями и дополнениями) Распоряжение Минтранса РФ от […]
  • Что такое код органа осуществляющий полномочия учредителя Приложение. Показатели структурированной информации об учреждении Информация об изменениях: Приказом Минфина России от 17 декабря 2015 г. N 201н в приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г. Приложениек Порядку […]
  • Пособие опекаемым после 18 лет До какого возраста ребенка платят опекунское пособие? здравствуйте. скажите пожалуйста. я попечитель ребенка ему 16лет.поступил учиться в колледж. И будут ли теперь мне платить опекунское пособие? Ответы юристов (1) Опекунское пособие […]
  • Приказ мчс 2012 г Приказ МЧС РФ от 12 января 2012 г. N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых […]
  • Трудовой договор решение суда Работник без договора: ВС пояснил, как доказать трудовые отношения Если сотрудник хочет взыскать долги по зарплате, но работал без официального оформления – ему может быть сложно доказать трудовые отношения. Суды, в основном на уровне […]
  • Процедурный кабинет в поликлинике требования Приложение N 1. Правила организации деятельности поликлиники Приложение N 1к Положению об организации оказанияпервичной медико-санитарной помощивзрослому населению, утвержденномуприказом Министерстваздравоохранения и социальногоразвития […]
Аудитор требования к квалификации