Возвращаем «прибыльные» авансы

У налоговиков сложилось устойчивое мнение по поводу того, что переплату по авансовым платежам можно вернуть компании только после истечения налогового периода. Контролеры сделали такие выводы на основании статьи 78 Налогового кодекса. Она не предусматривает возврат авансов. Кроме того, их нельзя приравнять к налогу, так как рассчитывают эти суммы не из реальных показателей прибыли компании, а из предполагаемых. Они отражают только доход, полученный по результатам работы за три месяца. В соответствии с Налоговым кодексом, итоговую сумму налога рассчитывают только по результатам года.

Налоговики любым способом старались отстоять свою правоту и приводили всевозможные доводы. Они утверждали, что компания вовсе не подавала заявление о возврате излишне уплаченных сумм. А также, что требование фирмы хоть и составлено по форме, но не содержит необходимых реквизитов (например, не указано кредитное учреждение, вид банковского счета и другие реквизиты) и не может являться документом, на основании которого организации вернут авансы. Все это, по мнению контролеров, означало несоблюдение компанией досудебного порядка урегулирования спора. В процессе судебного заседания представители инспекции сообщили судьям, что фирма сама нарушила требования пункта 8 статьи 78, потому что пропустила трехлетний срок (постановление ФАС Московского округа от 22 июня 2005 г. № КА-А40/5203-05).

В течение довольно длительного времени (2004-2005 годы) такая позиция находила поддержку у судей. То есть даже при обращении в суд фирма не могла получить «предоплату» по прибыльному налогу обратно на свой расчетный счет (постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2005 г. № КА-А41/ 6565-05). Правда, это касалось только ежемесячных или квартальных сумм. Переплата по итогам года возвращалась в обычном порядке.

Приведем пример: одна из столичных компаний на протяжении 2004-2005 годов пыталась доказать свое право на получение денег. Первая и апелляционная инстанции отменили решение налоговиков об отказе в возврате авансов. Судьи решили, что Налоговый кодекс не связывает право предприятия на получение переплаты обратно с окончанием налогового периода. Ее устанавливают при сверке платежей с инспекцией на основании данных лицевого счета.

В свою очередь, Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решение коллег из первой инстанции (постановление ФАС от 22 июня 2005 г. № КА-А40/ 5203-05). Он посчитал авансовые платежи частью налога. Несмотря на то что исчисляют их по итогам отчетных периодов, засчитывают эти суммы в уплату налога на прибыль только по истечении года (ст. 285 НК). Значит, до представления годовой декларации их нельзя считать излишне уплаченными. Порядок возврата, закрепленный в статье 78 Налогового кодекса, на авансы распространяться не может.

Однако не всегда федеральные судьи ссылались на описанные выше аргументы. Например, в начале 2004 года суд первой инстанции удовлетворил требования компании на возврат переплаты по авансовым платежам, но отказал во взыскании процентов. Когда фирма обратилась за помощью в ФАС, кассационная инстанция отменила решение коллег и направила дело на новое рассмотрение (постановление ФАС Московского округа от 26 августа 2004 г. № КА-А41/ 7267-04). Судьи указали, что в предыдущем заседании их коллеги сделали выводы без соответствующих ссылок на статьи законодательства. Также не были установлены периоды (отчетный или налоговый), когда у контролеров возникла обязанность вернуть излишне уплаченный налог (ст. 78 НК). В результате спор закончился в пользу фирмы. Дождавшись, пока дело опять пройдет две инстанции и закончится налоговый период, кассационные судьи не отказали фирме в возврате и даже обязали контролеров вернуть ей проценты.

Суд объяснил свое решение так: «Поскольку переплата по авансовым платежам переросла в обычный налог на прибыль и сохранилась по окончании года», компания может получить свои деньги (постановление ФАС Московского округа от 20 июля 2005 г. № КА-А40/6598-05-П).

Ситуация с возвратом авансов изменилась, когда в этом вопросе решил разобраться Высший Арбитражный Суд (постановление Президиума ВАС от 22 декабря 2005 г. № 98). Он не согласился со сложившейся в Федеральном арбитражном суде практикой. В документе отмечено, что последовательная уплата авансовых платежей отражает порядок определения налоговой базы по прибыли, которая исчисляется нарастающим итогом. Ее учитывают на дату окончания квартала при определении размера авансовых платежей.

Судьи указали, что по природе «предоплату» можно отнести к понятию налог (ст. 8 НК). Свое мнение они обосновывали следующим образом. Законодатель установил сроки уплаты ежемесячных авансов по прибыли до 28-го числа каждого месяца. Сумму исчисляют на основе налоговой базы за каждый отчетный период. Соответственно, если по итогам отчетного периода размер авансов окажется меньше уплаченных, эта разница и будет не чем иным, как излишне уплаченным налогом. Он должен быть возвращен компании, согласно статье 78 Налогового кодекса. Например, если у фирмы по итогам I квартала была прибыль, а по итогам полугодия получился убыток, она вполне может вернуть из бюджета переплату по налогу (постановление ФАС от 16 августа 2006 г. № КА-А40/7684-06).

Вывод суда о том, что авансы это — налоговый платеж, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Налоговики для себя решили, что они могут начислять пени за несвоевременную уплату авансов, согласно статье 75 Налогового кодекса. С 2007 года они будут это делать уже на основании закона от 7 июля 2006 г. № 137-ФЗ (п. 3 ст. 58 НК). Порядок начисления пени на авансы прокомментировал Минфин в письме от 20 июля 2006 г. № 03-03-04/1/600. Суммы, которые компания должна выплатить в случае нарушения срока уплаты налогов (авансовых платежей), не являются налоговой санкцией. Это один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК). Пени можно взыскать за счет средств, находящихся на расчетном счете, или иного имущества. Но при этом следует учесть пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. № 5. Это положение регулирует порядок взыскания пени с плательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляют по итогам отчетного периода.

Еще одна негативная сторона в том, что чиновники могут взыскать даже ежемесячные авансовые платежи в бесспорном порядке с банковских счетов либо за счет иного имущества фирмы (п. 12 информационного письма от 22 декабря 2005 г. № 98).

Однако за неправильное исчисление авансов фирму не могут привлечь к ответственности по статье 122 Налогового кодекса. Судьи не высказали иной точки зрения кроме той, что содержится в пункте 16 информационного письма Президиума ВАС от 17 марта 2003 г. № 71. В нем сказано, что в случае неперечисления компанией в бюджет авансов по какому-либо налогу организацию не могут оштрафовать за неуплату или неполную уплату сумм. Судьи указали, что «в процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности».

Назад, в будущее

Не забыл ВАС и о сроках возврата налога. Судьи разъяснили, что инспекция может вернуть переплату по итогам отчетного или налогового периода. Правда, только после проведения камеральной проверки.

Согласно Налоговому кодексу, контролеры обязаны вернуть переплаченную сумму компании в течение месяца со дня подачи заявления. За нарушение сроков инспекция должна выплатить фирме проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 9 ст. 78 НК). Для того чтобы с налоговиков в пользу компании взыскали «неустойку», бухгалтеру необходимо сделать расчет этих сумм. Это не затянет арбитражный процесс. Судьи не направят дело на новое рассмотрение, они лишь удостоверятся в том, что компания правильно определила размер процентов (постановление ФАС от 16 июня 2003 г. № КА-А41/3612-03). Фирма, не теряя времени на повторные слушания, сможет обратиться в инспекцию за возвратом.

Судя по разъяснениям Президиума ВАС, контролеры теперь вправе «затягивать» процедуру возврата излишне уплаченного налога еще четыре месяца. Судьи указали, что инспекция обязана вернуть налог через месяц только в том случае, если контролеры провели камеральную проверку до подачи заявления и по ее результатам была установлена переплата. Если фирма не делала сверку расчетов и декларация не проверена, месячный срок возврата авансов нужно исчислять с того момента, когда камеральная проверка должна быть завершена. Также Президиум разъяснил порядок возврата, если налоговики пропускают срок для ревизии. В этом случае компания сможет получить свои деньги через три месяца плюс еще один на процедуру. То есть срок возврата авансов нужно исчислять с момента представления декларации и заявления. Например, компания по итогам III квартала обнаружила переплату и подала документы с заявлением на возврат 15 сентября. Если у компании нет на руках акта проведенной сверки расчетов с бюджетом, то налоговики будут исчислять срок для возврата с условием трех месяцев на проверку декларации и месяца на саму про-цедуру (постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3532-06). Отсюда следует сделать вывод, что рассчитывать компании на скорый возврат авансов не стоит, если у нее нет документов, подтверждающих переплату по лицевому счету, то есть акта сверки.

Юрист Ольга Сумина:

— Действительно, арбитражная практика пошла по тому пути, что ежемесячные авансовые платежи по прибыли приравняли к налогу. При этом порядок их исчисления в этом случае не ставится в зависимость от ре-альных финансовых результатов деятельности фирмы или отсутствия таковых. Это не имеет правового значения. Как отметил суд (постановление Президиума ВАС от 22 декабря 2005 г. № 98), неотъемлемое свойство публичной обязанности по уплате денег в казну — возможность ее принудительного исполнения. Ранее считалось, что взыскательные меры могут иметь место в том случае, если их исчисляют по итогам отчетного периода, но только не в отношении ежемесячных авансовых платежей, которые рассчитывают в течение трех месяцев. Данная практика может коснуться и финансового состояния компаний в том случае, если по каким-то причинам в текущем квартале фирма понесла убыток. Если, например, финансово-хозяйственная деятельность в предыдущем отчетном периоде являлась для организации нерентабельной, исчисленный авансовый платеж должен быть меньше суммы предоплаты, внесенной ранее. Значит, реализация решения налогового органа о взыскании ежемесячных авансовых платежей может привести к исполнению налогоплательщиком несуществующей обязанности. Высший Арбитражный Суд по этому поводу отметил, что данные факты должны учитываться инспекторами. Контролеры имеют право принять решение о прекращении принудительного взыскания ежемесячных авансовых платежей и отменить ранее вынесенные об их взыскании. Вместе с тем не стоит надеяться, что налоговые органы станут внимательно следить за правомерностью принудительного взыскания авансов. Даже если из декларации будет видно, что деятельность фирмы убыточна, налоговый орган все равно может воспользоваться своим правом на принудительное взыскание неуплаченных вовремя сумм. Это право сохраняется у него до конца срока камеральной проверки. Следовательно, вероятность того, что деньги будут списаны с расчетного счета в бесспорном порядке, существует, и налогоплательщику придется обращаться в суд за защитой своих прав.

Заметим, что с 1 января 2007 года авансовые платежи получат название предварительных платежей по налогу, уплачиваемых в течение налогового периода (п. 3 ст. 58 НК). Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для налога. В случае задержки на неперечисленную сумму начисляют пени. Однако в налоговом законодательстве появилась норма о том, что неправильное исчисление и (или) уплату авансовых платежей нельзя рассматривать как основание для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Однако налоговики систематически отказывают компаниям в возврате излишне уплаченных взносов на страховую часть пенсии по указанным основаниям. Но арбитражный суд в Москве теперь встает на сторону налогоплательщиков. Это должно переломить ситуацию в сторону возврата указанных платежей налоговиками во внесудебном порядке.

Смотрите так же:  Единый налог 2019 ноябрь

Как вернуть или зачесть переплату по налогу на прибыль?

Переплата по налогу на прибыль образуется у организаций достаточно часто. Рассмотрим варианты ее возникновения и способы зачета или возврата переплаты по налогу на прибыль.

Как возникает переплата по налогу на прибыль

Переплата по налогу на прибыль возникает у организаций в следующих случаях:

  1. Организация платит ежемесячные авансовые платежи. Налог на прибыль, начисленный по итогам квартала, в течение которого эти платежи уплачены, оказался меньше суммы авансовых платежей. Или же организация по итогам квартала получила не прибыль, а убыток.
  1. Организация представила уточненную декларацию по прибыли за предшествующий период с уменьшением суммы начисленного к уплате налога или с заменой прибыли на убыток.
  1. Организация при оплате налогов допустила техническую ошибку и перечислила в бюджет сумму, превышающую начисленную по декларации.

Общие правила зачета и возврата переплаты

Общими для зачета и возврата переплаты по налогу на прибыль являются следующие моменты:

  • Зачет и возврат можно произвести в срок не более 3 лет со дня образования переплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).
  • По переплате, образовавшейся в результате подачи декларации, зачет и возврат будут возможны только по прошествии 3 месяцев, отведенных налоговым органам на проверку декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ, письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-04-05/9949).
  • Зачет и возврат осуществляются на основании представленного в ФНС заявления по утвержденной форме (пп. 4 и 6 ст. 78 НК РФ). Заявление может быть отправлено электронным способом или представлено в ИФНС на бумажном носителе. В последнем случае оно делается в 2 экземплярах.
  • Перед подачей заявления на зачет или возврат организации необходимо сверить суммы имеющейся переплаты с данными налоговых органов. Для этого не обязательно делать сверку. Достаточно запросить в ИФНС справку о состоянии расчетов с бюджетом и убедиться в совпадении сумм переплаты. Это нужно сделать в связи с тем, что налоговики вправе самостоятельно зачесть переплату в счет погашения недоимки по другим налогам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • Решение о проведении такого зачета (или об отказе в нем) налоговики должны направить организации письменно в течение 5 рабочих дней с даты его принятия (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Как зачесть переплату по налогу на прибыль

Вариант зачета имеющейся переплаты является более предпочтительным как для налоговых органов, так и для организаций. Эта операция короче по срокам исполнения, чем возврат, и не влечет за собой фактического перечисления денежных средств.

Налог на прибыль, вне зависимости от того, в какой бюджет он перечисляется, является федеральным налогом (ст. 13 НК РФ). Соответственно, переплата по налогу на прибыль может быть зачтена только в уплату бюджетных платежей того же уровня (п. 1 ст. 78 НК РФ), а именно:

  • будущих платежей по тому же самому налогу;
  • налога на прибыль в другой бюджет;
  • другого федерального налога (например, НДС или НДФЛ);
  • пеней по налогу того же уровня;
  • штрафов по налогу того же уровня или административных штрафов.

О возможности зачета переплаты по налогу на прибыль в счет штрафа за валютные нарушения читайте в статье «Переплата по налогу: можно ли зачесть в счет штрафа за валютные нарушения?» .

Следует иметь в виду, что у налоговых органов нет обязанности самостоятельно зачитывать имеющуюся переплату в счет будущих платежей по тому же самому налогу. На практике большинство налоговых инспекций это делает. Однако во избежание разногласий организациям рекомендуется уведомлять инспекторов о намерении такого зачета.

В тексте заявления на зачет переплаты по налогу на прибыль должна быть указана сумма, которую планируется зачесть, коды бюджетной классификации (КБК) налогов (пеней, штрафов), между которыми должен быть сделан зачет, а также коды ОКТМО, ИФНС и шифры налоговых периодов.

Решение о проведении зачета принимается налоговыми органами в течение 10 рабочих дней (п. 4 ст. 78 НК РФ). Датой зачета будет считаться дата принятия решения. Поэтому, если дата зачета важна для срока уплаты налога, на который будет перенесена сумма переплаты, это обстоятельство надо иметь в виду.

После получения решения о зачете организацией на дату проведения зачета делается бухгалтерская проводка, отражающая перенос зачтенной суммы в дебет счета 68 (субсчет учета расчетов по налогу, на оплату которого перенесена сумма переплаты) с кредита счета 68 (субсчет учета расчетов по налогу на прибыль, на котором имела место переплата).

Как вернуть переплату по налогу на прибыль

В тексте заявления на возврат переплаты должны быть указаны реквизиты расчетного счета, на который организация просит вернуть сумму имеющейся переплаты.

Решение о возврате принимается налоговыми органами так же, как и при зачете, в течение 10 рабочих дней (п. 8 ст. 78 НК РФ). При этом если у организации на момент принятия решения имеется задолженность по платежам в бюджет того же уровня, то из суммы имеющейся переплаты сначала будет погашена такая задолженность (п. 6 ст. 78 НК РФ). В решении налогового органа отразится факт зачета имевшей место задолженности. Возврату будет подлежать остаток суммы переплаты.

Фактический возврат денежных средств осуществляется федеральным казначейством на основании поручения налогового органа. Общий срок возврата не должен превышать одного месяца с даты подачи заявления на возврат (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Факт возврата денежных средств организация учтет на дату поступления денежных средств проводкой в дебет счета 51 с кредита счета 68 (субсчет учета расчетов по налогу на прибыль, на котором имела место переплата). Зачет, проведенный налоговым органом при принятии решения о возврате, будет в проводках отражен так же, как и при зачете по инициативе организации.

Если вы обнаружили переплату по налогу, то для ее зачета или возврата на расчетный счет достаточно написать соответствующее заявление. При этом нужно учесть, что процедура возврата более длительная по сравнению с зачетом налога.

Налоги и налогообложение (Учебное пособие). Автор: Шкуро Н.А., редактор: Александрова Л.И.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 11%.

Исчисление сумм налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов ф едерации для предприятий и организаций (в том числе и для иностранных юридических лиц), производится по ставкам, установленным законодательными (представительными) органами субъектов РФ, в размере не менее 19%, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, банков, страховщиков, бирж, брокерских контор и других кредитных организаций, по ставкам в размере не свыше 27%.

Исчисление налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты муниципальных образований, производится по ставке 5%.

Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащих предприятию-акционеру, с доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ, взимается у источника выплаты этих доходов по ставке 15% и зачисляется в доход федерального бюджета.

Доходы от видеосалонов (видеопоказа), от проката носителей с аудио-, видеозаписями, игровыми и иными программами облагаются по ставке 70% и зачисляются в доходы бюджетов субъектов РФ.

Плательщики налога на прибыль в течение квартала вносят авансовые платежи, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли и ставки налога. Уплата авансовых платежей производится ежемесячно не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.

По окончании квартала, полугодия, девяти месяцев и года предприятия определяют фактическую сумму налога нарастающим итогом.

Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.

Разница между фактической суммой налога и авансовыми платежами корректируется на учетную ставку ЦБ РФ. Образовавшаяся сумма недоимки вносится в бюджет в пятидневный срок по квартальным расчетам и в десятидневный срок по годовым расчетам. В случаях превышения авансовых платежей над фактической суммой налога по квартальным расчетам производится возврат из бюджета уточненной суммы превышения.

По предприятиям, получившим в отчетном квартале убыток, возврат дополнительных сумм платежей с учетом ставки ЦБ РФ не производится.

Все предприятия, за исключением бюджетных организаций и малых предприятий, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактической прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Исчисление налога в данном случае производится по фактически полученной прибыли с учетом льгот и ставок налога на прибыль. Расчет, выполняемый нарастающим итогом с начала года, представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, и уплачивается в доход бюджета не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий период.

Как вернуть НДФЛ по патенту?

Цитата (ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 14 марта 2016 г. N БС-4-11/[email protected]): Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос по вопросу применения положений статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и сообщает следующее.
По вопросам, изложенным в Примере 1 запроса:
В рассматриваемом случае налогоплательщиком — иностранным гражданином уплачены единовременно фиксированные авансовые платежи за патент, срок действия которого относится к разным налоговым периодам.
Исходя из положений пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ) патент иностранному гражданину выдается (продлевается) на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 227.1 Кодекса, фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.
Исходя из положений абзаца первого пункта 6 статьи 227.1 Кодекса общая сумма налога с доходов налогоплательщиков исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
По мнению ФНС России, после получения от налогового органа Уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (далее -Уведомление) за 2016 год, налоговый агент вправе уменьшить исчисленную сумму налога в 2016 году на сумму уплаченных ранее фиксированных авансовых платежей, приходящихся на 2016 год.
По вопросам, изложенным в Примере 2 запроса:
Положениями абзаца второго пункта 6 статьи 227.1 Кодекса определено, что уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа соответствующего Уведомления.
Таким образом, в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в соответствующем налоговом периоде у нескольких работодателей, иностранный гражданин вправе реализовать свое право на уменьшение исчисленной суммы налога на всю сумму уплаченных им фиксированных авансовых платежей за период действия патента при обращении к любому из работодателей (налоговых агентов), при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду другим налоговым агентам Уведомление в отношении указанного иностранного гражданина не выдавалось.
По вопросам, изложенным в Примере 3 запроса:
В соответствии с положениями абзаца четвертого пункта 6 статьи 227.1 Кодекса налоговый орган направляет Уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.
Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации, налоговый агент обратился в соответствующем налоговом периоде с заявлением о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (далее -Заявление) и получил от налогового органа в отношении указанного налогоплательщика соответствующее Уведомление.
Далее иностранным гражданином трудовая деятельность с указанным налоговым агентом прекращена, а впоследствии иностранным гражданином приобретен новый патент и заключен новый договор на осуществление трудовой деятельности у этого же налогового агента.
Из норм статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ следует, что у иностранного гражданина в одном периоде (году) может быть два выданных патента, один из которых выдан в предыдущем году и срок его действия истек в соответствующем году, а второй патент получен иностранным гражданином после истечения срока действия предыдущего патента.
Учитывая положения статьи 227.1 Кодекса, по мнению ФНС России, налоговый агент вправе уменьшить исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за период действия всех патентов в соответствующем налоговом периоде.
При этом, в связи с тем, что ранее в соответствующем налоговом периоде налоговому агенту в отношении указанного иностранного гражданина Уведомление выдавалось, по мнению ФНС России, обращаться налоговому агенту с новым Заявлением в налоговый орган нет необходимости.

Смотрите так же:  Типовой договор на передачу тепловой энергии

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. БОНДАРЧУК

Цитата (ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 23 сентября 2015 г. N БС-4-11/[email protected] О НАПРАВЛЕНИИ ОТВЕТА): Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) рассмотрела обращение по вопросу применения норм статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и сообщает следующее.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» об обязанности работодателя уведомлять налоговый орган о привлечении и об использовании иностранных работников с 01.01.2015 утратил силу, и, соответственно, обязанности представления в налоговые органы указанной информации у работодателя не имеется.
Заявление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (далее — Заявление) налоговый агент может представить с приложением списка физических лиц, претендующих на уменьшение исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей.
Форма уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (далее — Уведомление) утверждена Приказом ФНС России от 17.03.2015 N ММВ-7-11/[email protected] Уведомление выдается в отношении каждого физического лица, указанного в Заявлении и имеющего право на уменьшение общей суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей.
Исходя из положений абзаца 4 пункта 6 статьи 227.1 Кодекса причинами для отказа в выдаче Уведомления являются:
1 — отсутствие информации о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента;
2 — ранее применительно к соответствующему налоговому периоду налоговым агентам выдавалось Уведомление в отношении указанного налогоплательщика.
При получении от налогового органа отказа в выдаче Уведомления общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, исчисленная налоговым агентом, не подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
Общая сумма налога с доходов налогоплательщиков исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
После получения от налогового органа Уведомления налоговый агент при уменьшении исчисленного налога на доходы физических лиц, по мнению ФНС России, вправе учитывать суммы уплаченных ранее фиксированных авансовых платежей за период действия патента не зависимо от даты получения Уведомления.
Если исчисленная сумма налога на доходы физических лиц за месяц соответствующего налогового периода меньше суммы уплаченного фиксированного авансового платежа, то налоговый агент вправе учесть данную разницу при уменьшении суммы налога на доходы физических лиц в следующем месяце этого же налогового периода.
В случае, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.
Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации установлены приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н.
В реквизите «107» распоряжения указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»).
Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа.
Поскольку периодичность уплаты фиксированных авансовых платежей месячная, первые два знака должны принимать значение «МС» — месячные платежи.
Учитывая, что фиксированные авансовые платежи могут уплачиваться иностранными гражданами не только помесячно, но и за определенный период действия патента, то, по мнению ФНС России, в показателе налогового периода необходимо указывать первый предстоящий месяц, за который производится уплата фиксированных авансовых платежей.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. БОНДАРЧУК

О сроках для возврата переплаты по налогам

Если у вас каким-то образом образовалась переплата по любому налогу, то ее можно вернуть или зачесть в счет погашения недоимки или будущих платежей. Общий механизм возврата закреплен в ст. 78 Налогового кодекса РФ, а особенности для некоторых видов налогов – во второй части НК РФ. В этой статье речь пойдет о налоге на прибыль, но поскольку условия возврата/зачета в целом одинаковые, можно изучать судебную практику по любым видам налогов.

Несмотря на то, что в НК РФ порядок возврата/зачета прописан достаточно подробно, на практике возникает много проблем. Некоторые принципиальные вопросы достаточно легко решаются в суде, но многие споры имеют индивидуальные особенности, и разрешение дела зависит от конкретных обстоятельств.

1. Срок для возврата налога.

Больше всего споров возникает при исчислении трехлетнего срока, установленного в п. 7 ст. 78 НК РФ. Точнее, не при исчислении, а при определении его начального момента.

Пункт 7 ст. 78 НК РФ этим моментом называет срок уплаты налога.

Однако, применив нормы гражданского права о сроке исковой давности, п. 3 ст. 79 НК РФ, а также определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О, можно попытаться убедить суд (инспекцию, скорее всего, не удастся – там все в этом вопросе предельно формализовано), что на самом деле срок нужно отсчитывать с другого момента.

Допустим, у вас образовалась переплата за 2012 год. А сейчас лето 2016 года, и трехлетний срок прошел. Причины пропуска срока могут быть объективными, а возможно, что бухгалтер наличие переплаты просто прохлопал ушами.

Конечно, в каждом конкретном случае надо разбираться отдельно, но основные аспекты все-таки можно выделить из судебной практики. Итак, посмотрим, какие доводы приводят налогоплательщики для того, чтобы каким-то образом оправдать свое бездействие. Сразу обратим внимание, что обосновать пропуск срока некомпетентностью, занятостью или отсутствием сотрудников предприятие не сможет (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32).

1.1.​ День перечисления налога.

Суд может решить просто: срок следует считать со дня уплаты, как прямо предусмотрено в законе.

Такие постановления можно даже не анализировать. Для примера: постановления ФАС ЗСО от 18.07.2014 по делу № А03-23878/2013, ФАС ПО от 01.04.2014 по делу № А55-12545/2013, ФАС ЦО от 19.12.2013 по делу № А23-1227/2013.

1.2.​ День подачи основной декларации.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2016 № Ф05-7451/2016 по делу № А40-194341/2015

— у общества была переплата по налогу на прибыль за 2011 год;

— в июне 2015 года оно подало заявление о возврате;

— инспекция отказала, т.к. трехлетний срок пропущен.

— инспекция права, т.к. налог за 2011 год рассчитывается не позднее 28 марта 2012 года (п. 4 ст. 289 НК РФ);

— на день подачи декларации за 2011 год общество должно было знать о переплате;

— срок давности истек 28 марта 2015 года. Заявления и в суд, и в инспекцию поданы по истечении срока;

— общество не имеет права на возврат спорной суммы.

— это дело одно из самых «свежих» из аналогичных дел. Мнение о том, что срок на возврат переплаты исчисляется со дня представления декларации, но не позднее установленного законом дня ее представления, отражено в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56. Такую же позицию можно увидеть в постановлениях судов разных округов: ЗСО – от 11.05.2012 по делу № А46-9529/2011, СКО – от 04.05.2016 № Ф08-2389/2016 по делу № А32-12856/2015, ДО – от 06.03.2013 № Ф03-668/2013 по делу № А51-16795/2012, ПО – от 24.06.2014 по делу № А65-22022/2013, УО – от 16.08.2013 N Ф09-8107/13 по делу N А60-51936/2012 и др.;

— такой подход представляется наиболее логичным, т.к. налогоплательщик считает, сколько он должен заплатить при составлении декларации, а не на день фактического перечисления налога;

— если бы в приведенном нами примере (по переплате за 2012 год), «не отягченном» сопутствующими обстоятельствами, налогоплательщик спохватился до истечения трех лет со дня подачи декларации (или до 28 марта 2016 года, если декларация была подана несвоевременно), то налог обязательно удалось бы вернуть.

1.3. День подачи уточненной декларации

Если вы обнаружили, что у вас есть переплата по налогу, то вы можете подать уточненку. Корректировка суммы налога в этом случае – ваше право. Обязанность подать уточненку возникает, если выявлена недоплата налога (неудивительно, налицо забота о бюджете).

Срок на возврат задекларированной переплаты может быть исчислен с даты подачи уточненки, но для этого нужно объяснить, почему налог не был верно исчислен раньше.

Постановление ФАС Уральского округа от 07.07.2014 N Ф09-3754/14 по делу N А60-42002/2013

— общество в 2010 году подало уточненку по налогу на прибыль за 2008 год, при этом получилась переплата;

— в ноябре 2012 года общество заявило в инспекцию о возврате налога и получило отказ.

— не доказано, что общество знало о переплате до подачи уточненки; переписка с инспекцией, акт сверки и другие документы таких сведений не содержат;

— срок на возврат может быть исчислен со дня представления уточненки.

Смотрите так же:  Как оформить вторые декретные при уже декрете

— в этом деле обществу повезло: каких-либо обстоятельств, препятствующих верному расчету налога в первоначальной декларации, в судебном акте не отражено;

— срок со дня подачи уточненки может быть исчислен и не в пользу налогоплательщика, если последним в качестве момента «узнавания» о переплате заявлена более поздняя дата, например, акта сверки. То есть, налогоплательщик сначала подал уточненку, а уже потом, якобы, узнал о задекларированной переплате;

— схожие дела: постановления ФАС СКО от 08.05.2014 по делу № А53-13922/2013, ФАС МО от 17.02.2014 № Ф05-1251/2013 по делу № А41-19585/12, ФАС ПО от 18.04.2013 по делу № А65-18995/2012, ФАС ДО от 08.07.2014 № Ф03-2311/2014 по делу № А73-10256/2013, ФАС СЗО от 21.12.2012 по делу № А21-1751/2012.

Однако не всегда можно исчислить срок на возврат налога с даты подачи уточненки.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56

— общество в 2007 году обратилось за возвратом переплаты за 2003 год, подав уточненку;

— инспекция, конечно, отказала в возврате.

— инспекция права, т.к. общество должно было узнать о переплате при подаче основной декларации или при уплате налога;

— каких-либо обстоятельств, препятствующих правильному своевременному расчету налога, не выявлено.

— нельзя после истечения срока заявить о возврате налога, несмотря на то, что переплата принадлежит налогоплательщику. Поскольку трехлетний срок истек, переплата остается в бюджете;

— такие же дела: постановления ФАС ДО от 06.03.2013 № Ф03-668/2013 по делу № А51-16795/2012, ФАС ПО от 01.04.2014 по делу № А55-12545/2013, ФАС СКО от 24.03.2014 по делу № А53-8964/2013, ФАС УО от 02.04.2013 № Ф09-2057/13 по делу № А47-9570/2012.

1.4.​ День составления акта сверки.

Часто для выявления переплаты или по другим причинам составляется акт сверки расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ). И день подписания (или направления) такого акта может быть признан моментом, когда налогоплательщик узнал о том, что у него есть переплата. Соответственно, трехлетний срок исчисляется с этого момента.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09 по делу № А55-3784/2009

— общество, полагая, что у него нет долга по пеням, при этом есть переплата по налогу на прибыль, предложило инспекции составить акт сверки;

— актом сверки зафиксирована переплата, но инспекция ее не вернула, т.к. срок пропущен.

— поскольку достоверно о переплате общество узнало после составления акта сверки, именно с этого момента исчисляется трехлетний срок.

— это и многие другие дела решены в пользу налогоплательщика, основное – чтобы до сверки существовала какая-либо неопределенность, т.е. точно было неизвестно, есть переплата или нет;

— схожие дела: постановления АС УО от 18.05.2016 № Ф09-4066/16 по делу № А47-7345/2015, ФАС МО от 04.06.2014 № Ф05-5391/2014 по делу № А40-122457/13, от 22.04.2014 № Ф05-3352/14 по делу № А40-135911/12-78-366, ФАС СЗО от 25.03.2014 по делу № А56-24431/2013, ФАС ЗСО от 26.03.2012 по делу № А45-12781/2011, от 30.10.2013 по делу № А75-10138/2012.

Однако суды не всегда соглашаются с налогоплательщиками.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2016 № Ф05-5097/2016 по делу № А40-156602/2015

— общество пропустило срок возврата налога, но настаивает, что он должен исчисляться с даты акта сверки, или, по крайней мере, подписание инспекцией акта прерывает срок исковой давности.

— общество самостоятельно рассчитывало налог и не доказало, что не могло сразу посчитать его правильно;

— подписание акта сверки срок исковой давности не прерывает, т.к. не свидетельствует о признании долга (обязанности вернуть переплату).

— как мы видим, общество не нашло обстоятельств, которые препятствовали бы ему своевременно подать заявление о возврате налога или подтвердили бы, что оно не знало о факте или сумме переплаты. Именно поэтому суд отказал в возврате налога;

— такие же дела: постановления ФАС СЗО от 15.04.2014 по делу № А56-77522/2012, ФАС ЗСО от 18.07.2014 по делу № А03-23878/2013, от 13.02.2014 по делу № А75-3152/2013, ФАС МО от 30.12.2013 № Ф05-16324/2013 по делу № А40-13030/13, от 14.11.2013 по делу № А40-161312/12-115-1159, ФАС УО от 16.08.2013 № Ф09-8107/13 по делу № А60-51936/2012, ФАС ВВО от 11.07.2013 по делу № А17-3138/2012.

2. Авансовые платежи

Налогоплательщик имеет право на возврат/зачет не только суммы налога на прибыль, рассчитанной по итогам года, но и авансовых платежей, перечисляемых в течение налогового периода (п. 1 ст. 287 НК РФ). Однако и здесь не все просто.

2.1. Срок подачи заявления о возврате.

Опять возникает вопрос об исчислении трехлетнего срока на подачу заявления о возврате авансовых платежей: со дня уплаты, подачи расчета или с другого момента?

Этот аспект урегулирован в судебной практике, хотя споры идут до сих пор.

Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2015 по делу № 306-КГ15-6527, А72-6526/2014

— переплата по авансовым платежам за 2010 и 2011 годы, последний платеж – 18.03.2011;

— заявление о возврате в инспекцию подано 24.03.2014, естественно, получен отказ.

— суды трех инстанций отказали обществу в возврате, определив, что трехлетний срок исчисляется с даты последнего платежа;

— ВС РФ направил дело на новое рассмотрение исходя из того, что окончательный финансовый и налоговый результат определяется по итогам налогового периода и отражается в годовой декларации. Соответственно, срок на возврат считается с даты подачи декларации, но не позднее 28 марта;

— позиция, изложенная ВС РФ, отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10.

— действительно, судебная практика по этому вопросу достаточно устойчива, непонятно почему нижестоящие суды по этому делу решили иначе;

— позиция высших судов логична, и неплохо бы закрепить ее законодательно, ее придерживаются даже государственные органы (письма Минфина России от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21.02.2012 № СА-4-7/2807);

— такие же дела: постановления АС ДО от 16.03.2016 № Ф03-667/2016 по делу № А51-14660/2015, АС МО от 10.03.2015 № Ф05-1322/2015 по делу № А40-67816/14, АС ЦО от 04.02.2015 № Ф10-4774/2014 по делу № А68-12462/2013, АС УО от 12.12.2014 № Ф09-8385/14 по делу № А76-8267/2014, АС ЦО от 19.08.2014 по делу № А35-8165/2013.

2.2. Возврат/зачет переплаты до окончания камеральной проверки.

Допустим, налогоплательщик имеет переплату за 2 квартал и хочет ее вернуть или зачесть в счет авансового платежа за 3 квартал, но полугодовой расчет инспекцией еще не проверен.

На первый взгляд, заявить переплату к возврату/зачету можно только после того, как инспекция подтвердит ее наличие, а сделать она это может только по итогам проверки (если проверка затянулась, то заявление можно подать после окончания трехмесячного срока на проверку, предоставленного инспекции ст. 88 НК РФ). Такое мнение появилось еще в 2005 году, оно выражено в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 и повторено в судебной практике, например, в постановлении ФАС УО от 20.07.2010 по делу № Ф09-5663/10-С3.

Однако, к удивлению, есть и противоположные судебные решения.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2011 по делу № А56-48816/2010

— переплата образовалась по итогам первого полугодия 2009 года;

— заявление о возврате подано 01.09.2009, но оставлено инспекцией без исполнения, т.к. проводится камеральная проверка.

— отказ незаконен, поскольку приведенная инспекцией информация не предусмотрена в НК РФ в качестве основания для отказа в возврате переплаты.

— а если по итогам проверки выяснится, что переплата таковой не является, придется ее вернуть в бюджет, еще и с пенями;

— аналогичные дела: постановления ФАС ПО от 26.03.2009 по делу № А55-12407/2008, ФАС СЗО от 25.12.2008 по делу № А26-2386/2008, от 20.11.2008 по делу № А26-2387/2008.

3. Возврат налога налоговым агентом

Пункт 2 ст. 312 НК РФ содержит специальные правила для возврата налога на прибыль, удержанного при выплате дохода иностранной организации. В этой норме перечислены необходимые документы и дана ссылка на общий порядок возврата, установленный ст. 78 НК РФ. На перечне документов останавливаться не будем, поскольку в каждом случае нужно разбираться отдельно. Однако можно выделить некоторые общие моменты относительно срока подачи заявления о возврате налога.

Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2015 № 305-КГ15-14146 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.07.2015 по делу № А40-143619/14

— налог удержан в 2010 году, за возвратом общество обратилось в июле 2011 года и получило отказ;

— в сентябре 2014 года общество подало заявление в суд и снова получило отказ.

— трехлетний срок должен быть исчислен с даты окончания года, в котором был выплачен доход. В этом случае – с 28.03.2011 [немного неожиданно, правда, но понятно, что суд имел в виду предельную дату подачи декларации];

— общество в 2010 году знало о переплате, поэтому срок обращения в суд пропущен.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2016 по делу № А40-105982/2014

— иностранной компании в 2010 году выплачены дивиденды по итогам 2009 года;

— в возврате удержанного налога отказано в связи с недостатками в документах.

— налоговым периодом для выплаченного дохода (дивидендов) является 2010 год, поэтому трехлетний срок для возврата налога истек 31.12.2013;

— поскольку этот срок обществом соблюден и документы в порядке, налог необходимо вернуть.

Суды называют разные сроки, с которых необходимо отсчитывать трехлетний срок на возврат переплаты, но, видимо, следует обратиться к практике применения ст. 78 НК РФ, раз на нее есть ссылка в п. 2 ст. 312 НК РФ. Поэтому мы возвращаемся к началу статьи и выбираем подходящий вариант исчисления срока.

26 августа 2016

Если остались вопросы, либо требуется иная юридическая помощь, то специалисты нашей юридической фирмы оперативно смогут помочь. Свяжитесь с нами по следующим контактам:

Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты [email protected]

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Другие публикации:

  • Иск о взыскании долгов по жкх Иск о взыскании долгов по жкх Мировому судье участка № 78 САО г. Омска 644033, г. Омск, ул. 1 Затонская, 24 Истец: Жилищно-строительный кооператив "С" г. Омск, ул. . . Ответчик: Р. проживающий: г. Омск, ул. . д. № . кв. . цена иска: 19157 […]
  • Коллективная служебная записка Коллективная служебная записка Могут уволить с работы если служебная записка подписана коллективно? Здравствуйте! Просто так уволить не имеют право. Должны быть правовые основания. Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) […]
  • Сроки оплаты госпошлины за патент Я оплатил патент первый месяц но нет на база данны. Добрый вечер, нужно написать заявление и предоставить доказательства что был оплачен патент. Могу помочь с данным заявлением, со мной можно связаться по телефону 8-977-329-27-42, или […]
  • Приказ минпромэнерго ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 23.08.2006 N 200 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ОБОРОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПОСТАВЛЯЕМОЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ" Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря […]
  • Льготы туберкулезного больного Глава V. Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, больных туберкулезом, медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи (ст.ст. 14 - […]
  • Школа сахарного диабета приказ мз Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 сентября 2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом» В соответствии со ст. 38 Основ законодательства […]
Авансовые налоговые платежи возврат из бюджета