Ставки транспортного налога в 2018 году

Транспортный налог 2018 года в части вопросов его применения не имеет существенных отличий от правил, действительных для 2017 года. А вот ставки существенно зависят от решений регионов. Однако принимаются такие решения с учетом определенных ограничений. Рассмотрим процесс установления ставок на транспорт.

Как устанавливаются правила исчисления налога?

Транспортный налог 2018 года, как и за предшествующие ему периоды, рассчитывается на основе правил:

  • содержащихся в НК РФ (гл. 28);
  • введенных законами региона (ст. 356 НК РФ).

НК РФ для транспортного налога на 2018 году станавливает принципы определения:

  • круга налогоплательщиков и перечня лиц, не входящих в их число (ст. 357);
  • видов транспорта, попадающего под налог, и объектов, не считающихся налогооблагаемыми (ст. 358);
  • того, что следует считать налоговой базой для транспорта каждого вида (ст. 359);
  • продолжительности налогового и отчетных периодов (ст. 360);
  • величины налоговых ставок, считающихся базовыми (ст. 361);
  • льгот, введенных на федеральном уровне (ст. 361.1);
  • правил расчета налога и авансов по нему (ст. 362);
  • порядка осуществления налоговых платежей (ст. 363);
  • правил представления отчетности (ст. 364).

Регионы в отношении транспортного налога 2018 года могут ввести:

  • собственный (дополнительный к указанному в НК РФ) перечень льгот по нему;
  • свои значения налоговых ставок, ориентируясь на их базовые величины и ограничения, установленные НК РФ;
  • свой порядок уплаты налога (с авансовыми платежами или без них);
  • свои сроки для уплаты.

О том, как устанавливаются правила уплаты налога в регионе, читайте в статье «Авансовые платежи по транспортному налогу».

Результатом применения всех действующих для налога правил в каждом из регионов является то, что часть этих правил оказывается строго определенной и действительной для всей территории РФ, а другая может существенно различаться для разных регионов. Последнее придает транспортному налогу черты индивидуальности, которые могут быть присущи одному единственному региону.

Параметры, определяющие процесс исчисления налога

Основу процедуры расчета налога на транспорт составляет стандартная операция, при которой налоговую базу умножают на ставку. Особенности здесь проявятся в том, что:

  • налоговая база может различаться в зависимости от вида транспорта и быть выраженной:
    • в мощности — в лошадиных силах (для транспорта с двигателем, кроме воздушного реактивного);
    • тяге реактивного двигателя (двигателей) — в килограммах силы (для воздушного реактивного транспорта);
    • валовой вместимости — в тоннах (для несамоходного водного транспорта);
    • самом факте наличия транспортного средства (для прочего транспорта), т. е. базой становится каждая единица такого транспорта;
  • из-за различия в базах и ставках исчисление налога выполняется обособленно по каждому из объектов;
  • в расчетах, осуществляемых в отношении дорогостоящих автомобилей, обязательно применение повышающего коэффициента, величина которого зависит от стоимости и возраста авто;
  • при вычислении налога за неполный период владения объектом используется коэффициент, учитывающий число полных месяцев владения в периоде, причем полным будет считаться месяц, в котором произошло либо возникновение права на объект до 15-го числа, либо его исчезновение после 15-го числа;
  • к сумме налога, рассчитанного по большегрузам, можно применить вычет в объеме внесенной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом.

Расчет налога осуществляет сам налогоплательщик, если он является юрлицом, или ИФНС, если плательщик налога — физлицо (в т. ч. ИП).

С учетом этих особенностей юрлицо будет рассчитывать и авансы по налогу, если регион не отказался от отчетных периодов и, соответственно, от уплаты авансов по их завершении. Величина аванса за очередной квартал составит ¼ от суммы рассчитанного по вышеизложенным правилам налога. Суммы начисленных за год авансов будут учтены при определении итоговой суммы платежа по налогу. Владельцы большегрузов от авансовых платежей освобождены.

Формулы расчета налога и авансов по нему смотрите в материале «Как рассчитать транспортный налог за год?».

От чего зависит ставка транспортного налога?

Принципы установления величины ставок транспортного налога на 2018 год в сравнении с предшествующими годами не изменились. НК РФ жестко закрепляет требования к базовой величине ставки, служащей для региона ориентиром при установлении своего значения или становящейся обязательной к применению, если регион свои ставки не ввел.

Регионы при установлении ставок транспортного налога — 2018 могут:

  • увеличивать или уменьшать величину базовой ставки, приведенной в НК РФ, но не больше, чем в 10 раз, причем это правило не действует в отношении легковых автомобилей мощностью, не превышающей 150 л. с.;
  • дифференцировать ставки в зависимости:
    • от категории транспортного средства;
    • возраста транспорта;
    • принадлежности его к определенному экологическому классу.

При этом ничто не препятствует региону ежегодно вносить изменения в нормативный акт, посвященный транспортному налогу, в части величины применяемых ставок.

Смотрите так же:  Вид расхода госпошлина

О том, какой может оказаться динамика ставок в регионах, читайте в статье «Ставки транспортного налога по регионам — таблица 2016-2017».

Есть ли смысл использовать калькулятор по налогу?

На многих сайтах можно найти калькулятор, позволяющий рассчитать величину налога на транспорт. Есть ли смысл использовать такой калькулятор для расчета транспортного налога — 2018?

Безусловно, некоторое представление о величине суммы, полученной в результате вычисления на нем, такой калькулятор дает. Однако эта величина может оказаться очень и очень приблизительной, поскольку калькулятор, доступный для РФ в целом, не всегда может учесть особенности расчета, присущие конкретному региону. К тому же всегда возможно возникновение нестандартных ситуаций, не предусмотренных законодательством.

Примеры подобных ситуаций смотрите в материалах:

Транспортный налог 2018 года рассчитывают, используя правила, как содержащиеся в НК РФ, так и установленные законами региона. Последние для разных регионов могут существенно различаться, что придает налогу индивидуальность применения в каждом конкретном субъекте РФ. В число моментов, определяемых регионом, входит и величина ставки. Учитывая, что допустимый разброс ставок достаточно велик, в соседних субъектах могут применяться абсолютно разные их значения.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

В настоящее время транспортный налог является неотъемлемой частью доходов государственного бюджета. Экономические реформы, проводимые правительством РФ, модифицировали механизм исчисления и уплаты региональных налогов. Изменения не обошли стороной и транспортный налог.

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен соответствующим законом. К транспортным средствам Налоговый Кодекс РФ относит автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ [1]. Вводя налог, субъекты РФ устанавливают порядок и сроки его уплаты, ставку налога, а также налоговые льготы и основания для их применения.

На территории Тюменской области транспортный налог установлен и введен в действие Законом Тюменской области от 19.11.2002 г. № 93 «О транспортном налоге». Ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Для каждого объекта налогообложения, в зависимости от его вида и мощности устанавливается налоговая ставка. Так, например на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с включительно ставка составит 10 рублей за 1 л.с, а вот свыше 100 л.с и до 150 л.с включительно – 30 рублей за 1 л.с.

Также Законом Тюменской области от 19.11.2002 г. № 93 «О транспортном налоге» устанавливаются льготы для отдельных категорий граждан. Льготная ставка может быть использована каждым налогоплательщиком только по одному из принадлежащих ему транспортных средств. Если налогоплательщик имеет право на льготу по нескольким основаниям, то льгота предоставляется по одному из оснований по выбору налогоплательщика согласно его письменного заявления. Для получения льготы необходимо представить документ, подтверждающий право собственности. Средства, высвободившиеся у налогоплательщика в результате использования льготной ставки налога, не могут превышать объем расходов, осуществленных налогоплательщиком в течение налогового периода, в котором предоставлена льгота, по назначению, установленному настоящим Законом для соответствующей категории налогоплательщиков, если такое назначение установлено.

Плательщиками налога являются как юридические, так и физические лица, на которых зарегистрированы транспортны средства.

Физические лица уплачивают транспортный налог в соответствии с налоговым уведомлением, которое направляет налоговый орган.

С 1 января 2011 г. транспортный налог уплачивается физическими лицами не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом [2].

Средства, поступающие в бюджет от транспортного налога, являются источником финансирования дорожной отрасли. Поэтому от его поступлений зависит своевременность и качество выполнения программ по улучшению дорожных условий. Транспортный налог занимает центральное место в системе имущественного налогообложения и является одним из основных налогов субъектов РФ.

Поступления по транспортному налогу в бюджет Тюменской области за январь – октябрь 2013 г. представлены в таблице 1.

Проанализировав поступления транспортного налога за январь – октябрь 2013 г., можно сделать вывод о положительной динамике по поступлениям налога. Поступления по транспортному налогу с физических лиц в 2013 г. выросли на 3,5 % или на 10,0 млн. руб. и составили 295,6 млн. руб. Относительно транспортного налога с организаций, можно сделать вывод о том, что по сравнению с прошлым годом, поступления выросли на 11,1 % или на 30, 9 млн. руб. и составили 310,0 млн. руб. Если смотреть на поступления по транспортному налогу в целом, то можно увидеть положительную динамику.

Поступления по транспортному налогу в бюджет Тюменской области,

Средняя сумма транспортного налога на жителя в регионах различается более чем в 20 раз

В начале декабря наступил срок уплаты транспортного налога. * До этого момента, согласно законодательству, граждане должны были заплатить налог за 2017 год. Аналитики ФинЭкспертизы составили рейтинг регионов по размеру транспортного налога в пересчете на одного жителя. **

Базой для расчетов стали данные Росстата и Федерального казначейства. За основу был взят размер транспортного налога, уплаченного жителями в 2017 году, и количество граждан в регионе. ***

Смотрите так же:  Пенсия военных в 2019 году самые свежие новости

Возглавили рейтинг регионов с наибольшим размером транспортного налога в пересчете на одного жителя Камчатский край, Москва и Санкт-Петербург. Там на каждого жителя региона за год пришлось по 1 979 рублей, 1 710 рублей и 1 625 рублей транспортного налога, соответственно.

В ТОП-5 по данному показателю вошли также Московская область с 1601 рублем на человека, Сахалинская область — 1 229 рублей на человека и Ленинградская область — 1 204 рубля на человека.

В среднем по России транспортный налог за 2017 год составил 869 рублей в пересчете на каждого гражданина РФ.

Меньше всего транспортный налог в пересчете на одного жителя платят в Чеченской республике и Республике Ингушетия — всего 91 и 172 рубля на человека в год.

Для сравнения, если посчитать размер транспортного налога на один автомобиль (и пренебречь при этом другими видами транспортных средств, количество которых мало в сравнении с численностью автомобилей), то в ТОП-3 по сумме налога войдут Москва (5 580 рублей), Санкт-Петербург (5 392 рубля) и Московская область (4 696 рублей).

Регионы с самыми невысокими платежами на одно транспортное средство — Республика Ингушетия (532 рубля), Тюменская область (726 рублей) и Кабардино-Балкарская республика (829 рублей).

Таким образом, проведенный анализ выявил, что налоговая нагрузка по этому виду налога пересчете на одного жителя в регионах различается более чем в 20 раз. За два года россияне стали платить в среднем на 16% или 252 рубля больше за пользование своими транспортными средствами. Сильнее всего средний платеж вырос в Камчатском крае (+859 рублей на человека), Ханты-Мансийском автономном округе (+ 375 рублей на человека) и Приморском крае (+298 рублей на человека).

«Безусловно, налоги — это ключевой источник доходов, позволяющий властям исполнять возложенные на них задачи. Тем не менее, двадцатикратная разница в размере транспортного налога в пересчете на одного жителя говорит о разных подходах в налоговой стратегии субъектов РФ.

Где-то величина налоговой нагрузки на человека обеспечена бóльшим количеством транспортных средств в регионе, где-то — более высокими тарифами и усилением контроля за собираемостью налога.

Так, например, среди лидеров нашего рейтинга по размеру транспортного налога в пересчете на одного человека — Москва, Санкт-Петербург и Камчатский край. Однако ни Москва, ни Камчатский край не являются лидерами по размеру ставок транспортного налога. И в Москве, очевидно, средний размер транспортного налога связан с бóльшим числом более мощных автомобилей, а в Камчатском крае — с бóльшим количеством автомобилей на 1000 жителей (496 авто на 1000 жителей в 2017 году по сравнению с 285 автомобилями в среднем по России). А вот в Санкт-Петербурге размер транспортного налога связан с более высокими, чем в других регионах, ставками и значительным количеством мощных автомобилей.

Во всех регионах, вошедших в ТОП-3 по динамике платежей транспортного налога на каждого жителя, за два года ставки налога на транспортные средства выросли в среднем на 40-45%.

При этом количество транспортных средств значительно выросло лишь в Приморском крае. Если в среднем по России за два года количество автомобилей (наиболее распространенное транспортное средство) на человека выросло на 16 единиц в пересчете на 1000 жителей, то в Приморском крае — на 28. А вот на Камчатке и в Ханты-Мансийском автономном округе рост был значительно ниже среднероссийских значений — всего 9 и 7 автомобилей в пересчете на 1 000 жителей.»

Руководитель управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга

7 МЕСТО В РЕЙТИНГЕ ОЦЕНОЧНЫХ ГРУПП КОМПАНИЙ

ФинЭкспертиза входит в ТОП-10 крупнейших оценочных групп по версии RAEX.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ АУДИТОР БАНКА РОССИИ

С 2017 г. компания ФинЭкспертиза является аудитором годовой отчетности Банка России.

СЕТЬ ФИНЭКСПЕРТИЗА ПРОДОЛЖАЕТ РАСШИРЯТЬСЯ

К международной сети FinExpertiza присоединились компании из Сербии и Италии.

FINEXPERTIZA.COM

Для своих клиентов в разных уголках мира мы запустили глобальный сайт международной сети FinЕxpertiza.

Доходный том: транспортный налог с люксовых авто помогает бюджету

В пересчете на одного жителя больше всего платят в казну транспортный налог жители Камчатского края и Москвы, а меньше всего — Ингушетии, Чечни и Дагестана. К такому выводу пришли аналитики аудиторско-консалтинговой группы «Финэкспертиза» в своем исследовании, с которым ознакомились «Известия». Качество сбора налога напрямую связано с уровнем работы налоговиков, считают эксперты.

Лидеры по сборам

В России с началом декабря этого года закончился срок уплаты транспортного налога за 2017 год. Основываясь на финализированных данных МВД и Федерального казначейства по уплате в регионах, аналитики «Финэкспертизы» определили размер транспортного налога в пересчете на одного жителя субъекта федерации. Этот показатель одновременно отражает качество работы налоговых органов, размер налога и исправность уплаты гражданами налогов.

По подсчетам «Финэкспертизы» в среднем по России транспортный налог за 2017 год составил 869 рублей на каждого гражданина страны

Так, лидером по уплате транспортного налога стал Камчатский край, где в пересчете на одного жителя он составил 1979 рублей. На второй строчке Москва с результатом в 1710 рублей, а на третьей — Санкт-Петербург (1625 рублей). Далее в десятке идут Московская область (1601), Сахалинская область (1229), Ленинградская область (1204), Ханты-Мансийский автономный округ (1094), Новгородская область (1031), Нижегородская область (1009), Хабаровский край (989).

Смотрите так же:  Банк русский стандарт жалоба официальный сайт

Повезло с налогами

В то же время «Финэкспертиза» указывает и регионы с минимальными сборами транспортного налога. Здесь первой стала Ингушетия — в пересчете на одного жителя республики здесь получился всего 91 рубль. На втором месте Чечня (172 рубля), а на третьем — Дагестан (175). Далее следуют Чукотский автономный округ (185), Кабардино-Балкария (202), Тюменская область (234), Северная Осетия — Алания (247), Тыва (303), Карачаево-Черкесия (321), Оренбургская область (357).

По подсчетам «Финэкспертизы» в среднем по России транспортный налог за 2017 год составил 869 рублей на каждого гражданина страны. За два года россияне стали платить в среднем на 16%, или 252 рубля, больше за пользование своими транспортными средствами. Сильнее всего средний платеж вырос в Камчатском крае (+859 рублей на человека), Ханты-Мансийском автономном округе (+ 375) и Приморском крае (+298), отмечает руководитель налоговой практики компании «Финэкспертиза» Сергей Зубков.

За два года россияне стали платить в среднем на 16%, или 252 рубля, больше за пользование своими транспортными средствами

«Безусловно, налоги — это ключевой источник доходов, позволяющий властям исполнять возложенные на них задачи. Тем не менее 20-кратная разница в размере транспортного налога в пересчете на одного жителя говорит о разных подходах в налоговой стратегии субъектов РФ. Где-то величина налоговой нагрузки на человека обеспечена большим количеством транспортных средств в регионе, где-то — более высокими тарифами и усилением контроля за собираемостью налога», — объясняет аналитик «Финэкспертизы».

От Камчатки до Москвы

По словам Зубкова, хотя среди лидеров рейтинга по размеру транспортного налога Москва и Камчатский край, оба региона не являются лидерами по размеру ставок налога. В столице средний размер транспортного налога связан с большим числом более мощных автомобилей, а в Камчатском крае — с большим количеством автомобилей на 1 тыс. жителей (496 авто на 1 тыс. жителей в 2017 году по сравнению с 285 автомобилями в среднем по России). В Санкт-Петербурге размер транспортного налога связан с более высокими, чем в других регионах, ставками и значительным количеством мощных автомобилей.

Во всех регионах, вошедших в первую тройку по динамике платежей транспортного налога на каждого жителя, за два года (с 2015-го по 2017-й) ставки налога на транспортные средства выросли в среднем на 40–45%. При этом количество транспортных средств значительно выросло лишь в Приморском крае. Если в среднем по России за два года количество автомобилей на человека выросло на 16 единиц в пересчете на 1 тыс. жителей, то в Приморском крае — на 28.

Чем больше в регионе автомобилей, внесенных в реестр «роскошных авто» с повышенным коэффициентом транспортного налога, тем выше сборы

Качество сбора налогов, в том числе транспортного, сильно варьируется от региона к региону, вдобавок на общую массу регионального сбора влияет количество люксовых автомобилей, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

«Логично, чем больше в регионе автомобилей, внесенных в реестр «роскошных авто» с повышенным коэффициентом транспортного налога, тем выше сборы, и отсюда Москва в лидерах. Однако куда более очевидно, что работа налоговиков и приставов, обязанных взыскивать неуплату, на более-менее высоком уровне налажена только в крупных городах. Ну и, конечно же, ставки этого налога традиционно очень низкие на юге России», — подчеркнул Ифанов.

В прошлом году Счетная палата России проводила ревизию задолженности автомобилистов по транспортному налогу, общая сумма составила порядка 100 млрд рублей. Однако в том же году был внесен пакет поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих признание государством «безнадежных к взысканию и подлежащих списанию долгов», образовавшихся до 1 января 2015 года.

Другие публикации:

  • Льготы для инвалидов 2 группы по оплате коммунальных услуг Как и в каком размере предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг для инвалидов Часто в жизни люди оказываются в сложных ситуациях из-за проблем со своим здоровьем или здоровьем своих близких. Многие теряются, не знают, кто и как […]
  • Льготы выезжающим из севера Меры социальной поддержки и льготы жителям Крайнего Севера в 2019 году Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки жителей Крайнего Севера Меры социальной поддержки и льготы жителям Крайнего Севера установлены: Федеральным […]
  • Средняя пенсия по коми Минимальная пенсия в Республике Коми Минимальная пенсия в Республике Коми в 2019 году В Республике Коми в 2019 не работающим пенсионерам полагается доплата к пенсии до 10742 руб. Размер регионального прожиточного минимума пенсионера […]
  • Трудовой договор образец в формате word Рабочие места в вашем городе Закройте вакансии, расскажите о фирме, продвиньте товары или услуги вашей компании. Оформите подписку на новые вакансии или резюме и получайте актуальные объявления на e-mail. Трудовой договор Образцы […]
  • Алименты на детей в процентах от зарплаты Какой процент составляют алименты от зарплаты? Алименты присуждаются родителям, которые не живут более с ребенком, но по закону обязаны его содержать до совершеннолетия, а иногда и дольше. Такая обязанность определяется как по отношению […]
  • 1с внешнее соединение лицензия Подключение к 1C 8.3 и 8.2 и работа по COM соединению Подключение к другой базе 1С 8 по COM-соединению — очень полезная вещь. В основном, эта функция необходима для обмена данными между конфигурациями. Но по каким-то причинам у новичков […]
Динамика транспортный налог