Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями)

Договор
о Евразийском экономическом союзе
(Астана, 29 мая 2014 г.)

С изменениями и дополнениями от:

10 октября, 23 декабря 2014 г., 8 мая 2015 г.

Протоколом, подписанным в Москве 15 марта 2018 г., в настоящий Договор внесены изменения. Протокол не вступил в силу

О разъяснении положений настоящего Договора см. Консультативные заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1 ноября 2016 г., от 4 апреля 2017 г., от 30 октября 2017 г., от 11 декабря 2017 г. N СЕ-2-3/1-17-БК, от 10 июля 2018 г. и от 7 декабря 2018 г.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года,

руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,

желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,

выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,

движимые стремлением укрепить экономики государств — членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию,

обеспечивая экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами — членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики,

подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,

принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о нижеследующем.

Совершено в городе Астане 29 мая 2014 года в одном экземпляре на белорусском, казахском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

В случае возникновения разногласий для целей толкования настоящего Договора используется текст на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой Стороне его заверенную копию.

мировая экономика

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств — Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат — для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза — сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза», — такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

Экономика Евразийского экономического союза

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет:

Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.

Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.

Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.

Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.

Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.

Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2014 год)

Источник — CIA World Factbook

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

  • таможенные тарифы и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов с третьими странами;
  • статистика внешней и внутренней торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • политика в области конкуренции;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и муниципальные закупки;
  • внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • интеллектуальная собственность и авторское право;
  • миграционная политика;
  • финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);
  • и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

Возможные новые участники Евразийского экономического союза

Основными претендентами на вступление в ЕАЭС являются Армения и Кыргызстан. В июле 2014 года появилась новость о том, что Армения подпишет договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу до 10-го сентября 2014 года. Есть информация о том, что переговоры между Арменией и странами- основателями ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией завершены. Договор присоединения Армении к ЕАЭС находится в правительствах России, Казахстана и Белоруссии, где проходит необходимые бюрократические этапы, и после решения правительств будет поставлен вопрос места встречи президентов Армении и стран ЕАЭС для подписания договора.

Сообщается и о том, что в скором времени к странам-членам ЕАЭС может присоединиться Киргизия. Однако пока конкретных сроков относительно вступления этой страны в ЕАЭС не обозначено (ранее озвучивалась дата – до конца 2014 года). К тому же, население страны, судя по всему, не особо стремится вступить в ЕАЭС. Такой вывод можно сделать, основываясь на гражданской активности при сборе подписей под петицией в поддержку присоединения Киргизии к Таможенному союзу и ЕАЭС. На сегодняшний день под обращением подписались всего 38 человек.

Россияне также с подозрением относятся к возможному присоединению Киргизии к Евразийскому экономическому союзу. Об том говорят результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным исследователей, за присоединение к союзу Киргизии выступили только 20% опрошенных, столько же голосов и у Молдавии. Самой желанной страной, которую россияне хотели бы видеть в союзниках, оказалась Армения. За нее проголосовали 45% респондентов.

Азербайджан и Молдову ждет в ЕАЭС каждый пятый (23% и 20% соответственно). За присоединение к ЕАЭС Узбекистана выступают только 17% участников опроса, а Таджикистана и Грузии — по 14%. Реже всего респонденты высказывались за то, чтобы привлечь в Евразийский экономический союз Украину — 10%. А 13% опрошенных полагают, что ЕАЭС пока не следует расширять.

Опрос общественного мнения в СНГ относительно интеграции

Начиная с 2012 года Евразийский банк развития (создан в России и Казахстане) проводит регулярный опрос мнения жителей отдельных государств в отношении евразийских интеграционных проектов. Следующий вопрос был задан жителям отдельных стран: «Беларусь, Казахстан и Россия объединились в Таможенный союз, который освободил торговлю между тремя странами от пошлин, и создали Единое экономическое пространство (по сути — единый рынок трех стран). Как Вы относитесь к этому решению?»

Смотрите так же:  Какие пособия положены при рождении 2 ребенка в 2019 году работающим

Результаты ответов суммарно «выгодно» и «очень выгодно» приведены ниже:

Евразийский экономический союз. Справка

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

Государства — члены: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Договор о Евразийском экономическом союзе

(в ред. Договоров от 10.10.2014, от 23.12.2014, Протокола от 08.05.2015,

с изм., внесенными Протоколом от 08.05.2015)

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,

желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,

выражая убеждённость в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,

движимые стремлением укрепить экономики государств — членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию,

обеспечивая экономический прогресс путём совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами — членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики,

подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,

принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединённых Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права,

Что такое ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Создание экономического интеграционного объединения — Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — призвано обеспечить экономические интересы объединения в целом, а также всех его участников.

29 мая 2014 года в Астане на заседании Высшего Евразийского экономического совета был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 года.

Документ объемом почти 1000 страниц состоит из четырех частей, включающих в себя 28 разделов, 118 статей и 32 приложения. При разработке Договора проведена работа по систематизации международных договоров, заключенных в рамках ТС и ЕЭП, то есть были исключены противоречия, оптимизированы и актуализированы действующие нормы, восполнены пробелы и сформирован единый понятийный аппарат. В Договор были включены нормы и правила ЕврАзЭС, отвечающие целям и задачам Союза по обеспечению свободы перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Положения договорно-правовой базы ТС и ЕЭП были приведены в соответствие с правилами и нормами ВТО.

Договор о ЕАЭС основан на кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства (68 международных договоров), а также дополнен новыми темами интеграционного «строительства». Дискуссия по согласованию наиболее чувствительных позиций была напряженной, но Комиссия во взаимодействии с партнерами из государств-членов уверенно и целенаправленно решила поставленную Президентами задачу.

В рамках Договора обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Евразийский экономический союз основывается на принципах международного права, среди которых наиболее значимые — суверенное равенство государств-членов, уважение особенностей политического устройства участников объединения, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, соблюдение принципов рыночной экономики и функционирования, как правило, без изъятий и ограничений.

Cоюз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Ранее Таможенный союз и Единое экономическое пространство функционировали в рамках институциональной структуры Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Таким образом, ЕАЭС становится значимым элементом мировой экономической архитектуры. Договором определяется, что ЕАЭС имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз может сотрудничать с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Введены нормы о соотношении Договора с иными международными договорами, о регистрации Договора в Секретариате ООН, положения о вступлении в Союз и выходе из Договора, а также положения о наблюдателях при Союзе.

Крайне важным с точки зрения повышения уровня транспарентности, сбалансированности и качества наднационального регулирования, а также развития институциональных мер по улучшению бизнес-климата является закрепление в Договоре новой внутренней процедуры — проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений Евразийской экономической комиссии, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.

Зафиксированный в Договоре Принцип «четырех свобод» как основополагающий принцип функционирования внутреннего рынка закрепил отказ от применения мер защиты внутреннего рынка во взаимной торговле. Завершение формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы — цель евразийской интеграции на данном этапе, который отличается большей глубиной интеграции в сравнении с предыдущими этапами — Таможенным союзом и Единым экономическим пространством.

Таким образом, в ходе напряженных, но конструктивных и доверительных дискуссий Стороны определили, в каких направлениях интеграция будет углубляться. Например, положениями Договора о Евразийском экономическом союзе с 1 января 2015 года устраняются 29 выявленных изъятий, барьеров и ограничений, в основном в сфере государственных закупок. Кроме того, в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе в течение различных переходных периодов устраняется 31 выявленное изъятие в сферах промышленной политики, а также санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

Договором определены и в Союзе будут установлены правовые основы единого рынка услуг. Важнейшие из них — освобождение поставщика услуг от повторного учреждения в форме юридического лица с возможностью поставки услуг на основе разрешения на поставку услуг, выданного на территории государства-члена, где зарегистрирована организация-услугодатель, а также признание профессиональной квалификации персонала поставщика услуг. В том числе создаются условия для оказания услуги персоналом поставщика услуг одного государства-члена получателям услуг, находящимся на территории другого государства-члена. Договором закреплены гарантии для получателей услуг.

Также лидеры Беларуси, Казахстана и России договорились о проведении скоординированной энергополитики и формировании на базе общих принципов общих энергорынков (электроэнергетического, рынка газа, нефти и нефтепродуктов). Договор предполагает, что эта задача будет реализована в несколько этапов и окончательно завершена к 2025 году: формирование общего рынка электроэнергии Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики предполагается завершить к 2019 году, а общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов —в срок до 2025 года.

Договор определяет режим регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий — в рамках ЕАЭС к 1 января 2016 года будет создан общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники). Это новые сферы интеграционного взаимодействия государств — членов Евразийского экономического союза. В целях обеспечения формирования общих рынков будут сформированы единые реестры зарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий. Общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий будут функционировать на основе решений Комиссии, устанавливающих единые правила регистрации, правила проведения исследований (испытаний), а также другие правила и требования, которые регулируют отдельные стадии обращения лекарственных средств и медицинских изделий.

В Договоре определены основные приоритеты транспортной политики на территории Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу. Стороны договорились о пошаговой либерализации транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что в первую очередь касается автомобильного и железнодорожного, воздушного, водного транспорта. Государства-члены будут реализовывать скоординированную (согласованную) транспортную политику, направленную на обеспечение экономической интеграции, формирование единого транспортного пространства. Также достигнута договоренность о формировании и реализации согласованной аграрной политики. Прогнозирование в агропромышленном комплексе, государственная поддержка сельского хозяйства, регулирование общего аграрного рынка, единые требования в сфере производства и обращения продукции, развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, научное и инновационное развитие АПК, интегрированное информационное обеспечение АПК — основные направления реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики. Немаловажно, что реализация политики в других сферах интеграционного взаимодействия, в том числе в сфере обеспечения санитарных, фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер в отношении сельскохозяйственной продукции, будет осуществляться с учетом целей, задач и направлений согласованной агропромышленной политики.

Смотрите так же:  Гражданский кодекс статья 171

Что касается промышленной политики, Договор существенно развивает положения договорно-правовой базы ТС и ЕЭП, которая регулировала только вопросы промышленных субсидий. Определены цели, задачи, принципы и механизмы промышленного сотрудничества в Союзе, в том числе предусмотрено, что при разработке и реализации политик в торговой, таможенно-тарифной, конкурентной в области государственных закупок, технического регулирования, развития предпринимательской деятельности, транспорта и инфраструктуры и других сферах учитываются интересы развития промышленности государств-членов.

Эффективное функционирование Евразийского экономического союза невозможно представить без проведения согласованной макроэкономической политики, которая предусматривает разработку и реализацию совместных действий государств — членов Союза в целях достижения сбалансированного развития экономики. Согласно Договору, основными направлениями проведения согласованной макроэкономической политики являются формирование единых принципов функционирования экономики государств — членов Союза, обеспечение их эффективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.

В части формирования и распространения официальной статистической информации Союза в Договоре закреплены принципы ее формирования. Кроме того, предусмотрено наделение Комиссии такими полномочиями, как разработка и утверждение методологии формирования официальной статистической информации Союза, составляемой на основе официальной статистической информации государств-членов, а также разработка совместно с уполномоченными органами государств-членов и утверждение программы развития интеграции в сфере статистики.

Договор о Союзе выводит на качественно новый уровень такое направление сотрудничества государств — членов Союза, как трудовая миграция. В целях расширения сферы возможного трудоустройства трудящимся государств-членов будет предоставлена возможность осуществления трудовой деятельности не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору. Также не будут применяться ограничения, установленные законодательством государств-членов в целях защиты национального рынка труда.

Для обеспечения согласованного регулирования финансовых рынков по итогам пошаговой гармонизации законодательства государства — члены ЕАЭС согласились с необходимостью выхода к 2025 году на создание Единого наднационального органа по регулированию финансового рынка.

В сфере налогов и налогообложения предусмотрено, что государства — члены Союза определяют направления взаимодействия налоговой политики в части гармонизации и совершенствования налогового законодательства, включая механизм взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, сближение ставок по наиболее чувствительным подакцизным товарам. В основе договоренностей заложен принцип недискриминации, который позволит избежать недобросовестной и ценовой конкуренции во взаимной торговле товарами, услугами.

Относительно сферы государственных (муниципальных) закупок Договор, сохраняя положения договорно-правовой базы ТС и ЕЭП о предоставлении национального режима, четко закрепляет, что этот режим предоставляется государствам-членам. При этом в Союзе будут расширены способы проведения закупок — введен запрос предложений, позволяющий выбирать лучшее предложение не только по критерию цены, но и по другим критериям: например, срок выполнения работ, качество работ (квалификация участников). В открытом конкурсе предусмотрена возможность использования двухэтапных процедур и предварительного квалификационного отбора.

Впервые Стороны договорились проводить согласованную политику в сфере защиты прав потребителей на территории Союза. Ранее договорно-правовая база ТС и ЕЭП не предусматривала подобных положений. Договор устанавливает, что эта политика направлена на формирование равных условий для граждан государств-членов по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, действующих в рамках Союза. Определено, что граждане государств — членов Союза, а также иные лица, проживающие на их территориях, пользуются на территориях других государств-членов такой же правовой защитой в области защиты прав потребителей, что и граждане этих других государств-членов.

Помимо отраслевого содержания при разработке Договора стояли задачи по созданию институциональных основ функционирования Евразийского экономического союза. В Договоре прописана структура постоянно действующих органов Союза. Главным органом Союза является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят Главы государств-членов. Заседания ВЕЭС проводятся не реже одного раза в год. Высший совет определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Союза и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Не реже двух раз в год собирается Евразийский межправительственный совет (ЕМПС) на уровне глав правительств. Он рассматривает по предложению Совета ЕЭК вопросы, по которым при принятии решения в Совете не был достигнут консенсус. В качестве постоянно действующего наднационального регулирующего органа Евразийского экономического союза свою работу продолжает Евразийская экономическая комиссия. Она состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. Судебная ветвь представлена Судом Союза.

До создания самостоятельного судебного органа Союза вопросы разрешения споров в рамках Таможенного союза решались в Суде ЕврАзЭС. Целью деятельности Суда Союза станет обеспечение единообразного применения государствами-членами международных договоров в рамках договоров, заключенных с третьей стороной, и решений, принятых органами Союза.

1 января 2015 года — начало нового этапа в развитии евразийской экономической интеграции. Запуск полноценно функционирующего Евразийского экономического союза — это не только фиксация де-факто более глубокого уровня экономической интеграции на евразийском пространстве в сравнении с этапами Таможенного союза и Единого экономического пространства, но и утверждение легитимной стратегии для дальнейшего развития интеграции.

Договор о еаэс содержание

Трудовой договор (отношения)

с гражданами Евразийского союза

По сравнению с гражданами других стран, для граждан государств – членов Евразийского экономического союза предусмотрен льготный режим пребывания и трудоустройства на территории Российской Федерации.

Об особенностях трудоустройства граждан государств – членов Евразийского экономического союза, а также о порядке исчисления налога на доходы физических лиц и страховых взносов с доходов по трудовым договорам указанных лиц, Вы узнаете, прочитав эту статью.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор ЕАЭС), сторонами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. К Евразийскому экономическому союзу Договором, подписанным в городе Минске 10 октября 2014 года, присоединилась и Республика Армения.

Договор ЕАЭС направлен на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Договор ЕАЭС устанавливает, в том числе нормы трудовых отношений с гражданами государств, являющимися членами Евразийского экономического союза (далее – гражданин государства – члена).

Согласно пункту 1 статьи 97 Договора ЕАЭС работодатели государства – члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Иначе говоря, при приеме на работу гражданина государства – члена работодателю не нужно учитывать ограничения, касающиеся ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Гражданам государства – члена для осуществления трудовой деятельности не требуется получать разрешение на работу или патент.

Исходя из абзаца 1 пункта 6 статьи 97 Договора ЕАЭС граждане государства – члена, прибывшие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, освобождаются от обязанности регистрации в органах миграционного учета в течение 30 суток с даты въезда. В случае их пребывания в Российской Федерации свыше 30 суток работодатель обязан уведомить органы миграционного учета о прибытии таких граждан. Данный вывод следует из абзаца 2 пункта 6 статьи 97 Договора ЕАЭС, части 2, 3 статьи 7, части 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Для справки: Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС России от 29 августа 2013 года № 364.

На основании пункта 5 статьи 97 Договора ЕАЭС максимальный срок временного пребывания (проживания) гражданина государства – члена на территории Российской Федерации определяется сроком действия трудового договора, заключенного им с работодателем. Из части 5 статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) следует, что трудовой договор может быть бессрочным, а при наличии обстоятельств, указанных в статье 59 ТК РФ, – срочным, то есть заключенным на определенный срок.

Согласно пункту 9 статьи 97 Договора ЕАЭС в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию Российской Федерации граждане государства – члена имеют право без выезда с территории Российской Федерации в течение 15 дней заключить новый трудовой договор. Заметим, что если гражданин государства – члена не воспользовался таким правом, то он лишается статуса трудящегося государства – члена, так как перестанет осуществлять трудовую деятельность. Соответственно, ему необходимо будет выехать из Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ).

Работодатели обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с гражданами государства – члена территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данные граждане осуществляют трудовую деятельность. Такой вывод следует из абзаца 1 пункта 8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ. Срок подачи уведомления – не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Для справки: Формы и порядок подачи уведомления (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. В настоящее время применяются формы и порядок представления уведомлений, установленные Приказом ФМС России от 28 июня 2010 года № 147 с учетом изменений, внесенных Приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 640.

Порядок заключения трудового договора

Согласно пункту 4 статьи 97 Договора ЕАЭС трудовая деятельность трудящегося государства – члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора ЕАЭС.

Учитывая изложенное, гражданин государства – члена должен представить работодателю общий набор документов, предусмотренный статьей 65 ТК РФ, а именно:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или гражданин поступает на работу на условиях совместительства.

Напомним, что в настоящее время на территории Российской Федерации применяются трудовые книжки, введенные в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» (далее – постановление № 225), а также трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 20 декабря 1938 года № 1320, постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих». Согласно пункту 2 постановления № 225 все вышеуказанные трудовые книжки обладают одинаковой силой.

Следовательно, если гражданин государства – члена представит работодателю трудовую книжку образца 1938, 1973 или 2003 года, то сведения о приеме на работу нужно вносить в нее.

Имейте в виду, что если у гражданина государства – члена, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, то работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. Такое требование установлено статьей 65 ТК РФ;

– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), временно пребывающие на территории Российской Федерации подлежат обязательному пенсионному страхованию. Значит, у граждан государства – члена должно быть страховое свидетельство. Если такое свидетельство отсутствует, то работодатель должен оформить его в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, что следует из пункта 2 статьи 7, статьи 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Смотрите так же:  Кто должен платить налог за аренду квартиры

– документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Исходя из пункта 3 статьи 97 Договора ЕАЭС в целях осуществления гражданами государства – члена трудовой деятельности в Российской Федерации признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств – членов, без проведения установленных законодательством Российской Федерации процедур признания таких документов. Исключение составляют случаи, когда граждане государства – члена претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в Российской Федерации. Для занятия такими видами деятельности гражданину государства – члена необходимо пройти установленную законодательством Российской Федерации процедуру признания документов об образовании.

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств – членов признаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание, что работодатель вправе запросить нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, представленных гражданами государства – члена, а также для верификации этих документов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы. Это следует из абзаца 4 пункта 3 статьи 97 Договора ЕАЭС;

– справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В отдельных случаях (с учетом специфики работы работника) ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. При этом требовать иные документы запрещается.

Налог на доходы физических лиц

На основании статьи 73 Договора ЕАЭС в случае если одно государство – член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства – члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве – члене, такой доход облагается в первом государстве – члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц – налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства – члена.

Положения названной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) регламентирован положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Статья 207 НК РФ делит всех налогоплательщиков – физических лиц на резидентов и лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 224 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, полученное налоговыми резидентами Российской Федерации, облагается по ставке 13%.

Учитывая вышеизложенное, доходы граждан государства – члена, работающих по трудовым договорам, облагаются по ставке 13%, причем обложение по такой ставке осуществляется, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

Аналогичный вывод содержится в письме ФНС России от 3 февраля 2015 года № БС-4-11/1561 «О налогообложении доходов физических лиц» (вместе с письмом Минфина России от 27 января 2015 года № 03-04-07/2703).

По мнению некоторых специалистов, статья 73 Договора ЕАЭС регулирует только вопрос о применении налоговой ставки и никакой другой.

Поэтому граждане государства – члена, работающие по трудовым договорам, смогут получить стандартные налоговые вычеты только после того, как они получат статус налогового резидента Российской Федерации, определяемого пунктом 2 статьи 207 НК РФ. То есть, стандартные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются гражданам государства – члена, работающим по трудовым договорам, с месяца получения ими статуса резидента Российской Федерации, а не с месяца трудоустройства.

Как сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2015 года № 17-3/ООГ-268, страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), уплачиваются, в частности, в целях обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования лиц, которые подлежат данным видам обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ) и работающие по трудовым договорам.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.2 Закона № 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ) 1,8%.

Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, на основании статьи 10 Закона № 326-ФЗ не подлежат.

Вместе с тем, статьей 1.1 Закона № 255-ФЗ, статьей 2 Закона № 326-ФЗ, статьей 1 Закона № 212-ФЗ определено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор ЕАЭС, участниками которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения.

Согласно пункту 3 статьи 98 Договора ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

При этом пунктом 5 статьи 96 Договора ЕАЭС определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) означает, в том числе, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, на основании пункта 3 статьи 98 Договора ЕАЭС граждане государств – членов, то есть граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в российских организациях по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию, и с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, уплачиваются страховые взносы в ФСС России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан Российской Федерации.

Соответственно, граждане государств – членов, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в российских организациях по трудовым договорам, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) с первого дня работы на территории Российской Федерации. Аналогичный вывод содержится в письме Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 17-1/10/В-8313.

В отношении обязательного пенсионного страхования специалисты Минтруда России в письме от 13 марта 2015 года № 17-3/ООГ-268 сообщают следующее.

Пунктом 3 статьи 98 Договора ЕАЭС определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств – членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами – членами.

Учитывая, что Договор ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.

В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ) являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Следовательно, с выплат в их пользу следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями Закона № 212-ФЗ.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан государств – членов подлежат также обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации в общеустановленном законодательством Российской Федерации порядке.

Другие публикации:

  • Федеральный закон 111 от 02052019 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N […]
  • Федеральный закон об экологической экспертизе 1995 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ"Об экологической экспертизе" С изменениями и дополнениями от: 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 […]
  • Федеральный закон 52 фз от 02042019 г Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" С […]
  • Федеральный закон о континентальном шельфе рф Федеральный закон о континентальном шельфе рф Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ"О континентальном шельфе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г., 22 апреля, 30 июня, 11 […]
  • Исполнительное производство ст6 Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ"Об исполнительном производстве" С изменениями и дополнениями от: 13 мая, 30 […]
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г n 52-фз об обязательном Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской […]
Договор о еаэс содержание