Глава I. Международные договоры и режимы нераспространения оружия массового поражения (п.п. 1 — 5)

Глава I. Международные договоры и режимы нераспространения оружия массового поражения

1. Виды оружия массового поражения и средства их доставки.

2. Цели и формы международного сотрудничества Российской Федерации в области экспортного контроля. Основополагающие международные договоры и соглашения в области нераспространения оружия массового поражения: Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Конвенция о запрещении химического оружия, Конвенция о запрещении биологического (токсинного) оружия. Обязательства, предусмотренные международными договорами и соглашениями в области нераспространения оружия массового поражения, механизмы их выполнения и порядок контроля за их соблюдением.

3. Многосторонние режимы экспортного контроля: Группа ядерных поставщиков, Вассенаарские договоренности, Режим контроля за ракетной технологией, Австралийская группа. Цели и задачи, решаемые многосторонними режимами экспортного контроля, согласованные механизмы контроля и порядок их реализации.

4. Международные усилия по укреплению режима нераспространения оружия массового поражения, сотрудничество в этой области. Резолюция СБ ООН 1540.

5. Решения органов Таможенного союза в области экспортного контроля.

На полях Совбеза ООН обсудили меры по нераспространению оружия массового поражения

Главной темой заседания Совбеза, которую обсудили дипломаты в нью-йоркской штаб-квартире ООН, стали «Меры по нераспространению оружия массового поражения».

Россия, как одна из крупнейших ядерных держав, выступила за сокращение ядерных арсеналов.

Глава МИД РФ Сергей Лавров особо отметил, что принятый в прошлом году договор о запрете ядерного оружия не подписала ни одна страна из ядерного клуба, в том числе и Российская Федерация, в связи с чем подход к проблеме требует корректировки.

Также в ходе заседания были обсуждены проблемы с запретом химического оружия, поскольку к нему получили доступ террористы. Лавров заявил, что боевики в Сирии научились использовать и синтезировать химическое оружие.

«К сожалению, все наши предложения неизменно встречали жесткое сопротивление со стороны ряда наших западных коллег, которые предпочитают закрывать глаза на факты применения и даже изготовления химического оружия террористами и выдвигают голословные обвинения в адрес Дамаска»,

— подчеркнул глава МИД РФ.

Ранее Лавров заявил, что РФ не присоединится к Договору о запрещении ядерного оружия.

Вопросы разоружения

Оружие массового уничтожения

Благодаря неустанным усилиям, мировое сообщество достигло значительного числа многосторонних договоренностей, направленных на сокращение ядерных арсеналов, запрещения их размещения в определенных регионах мира и природных средах (таких как космическое пространство и дно океанов), ограничение его распространения и прекращение его испытаний. Несмотря на эти достижения, ядерное оружие и его распространение остается основной угрозой миру и основной проблемой международного сообщества.

Двусторонние соглашения

Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО, 1972) ограничивает число противоракетных систем Соединенных Штатов и бывшего Советского Союза до одной системы. «Демаркационное» соглашение 1997 года между Соединенными Штатами и Российской Федерацией делает различие между «стратегическими», или противоракетами дальнего радиуса действия, которые по-прежнему запрещены, и «нестратегическими», или противоракетами меньшего радиуса действия, которые не запрещены. Договор не имеет силы с 13 июня 2002 года, когда Соединенные Штаты из него вышли.

Подписанный в 1987 году Соединенными Штатами и Советским Союзом Договор о ядерных силах средней и меньшей дальности ликвидировал целый класс ядерных вооружений, куда входят все наземные баллистические и крылатые ракеты с радиусом действия от 500 до 5500 км. К концу 1996 года все вооружения, намеченные к уничтожению, согласно положениям Договора, были ликвидированы.

В 1991 году советско-американский Договор об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) установил для каждой стороны к 2001 году потолок в 6000 боеголовок на 1600 развернутых ядерных ракетах дальнего радиуса действия, сократив тем самым уровень накопленных в 1991 году ракет примерно на 30%.

Подписанный в 1992 году Лиссабонский протокол к ОСВ-1 обязал Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан и Украину в качестве государств — преемников Советского Союза выполнять условия Договора ОСВ-1; Беларусь, Казахстан и Украина должны были присоединиться к ДНЯО в качестве неядерных государств. К 1996 году эти три государства вывели все ядерное вооружение со своих территорий.

Заключенный в 1993 году Договор об ограничении и сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2) обязал обе стороны сократить к 2003 году количество боеголовок на ядерных ракетах дальнего радиуса действия до 3500 единиц для каждой стороны и ликвидировал МБР (межконтинентальные баллистические ракеты) с РГЧ ИН (разделяющиеся головные части индивидуального наведения). Соглашение 1997 года продлевает крайний срок уничтожения пусковых систем — ракетных шахт, бомбардировщиков и подводных лодок — до конца 2007 года.

В 1997 году в Хельсинки было достигнуто соглашение о начале переговоров по ОСВ-3 о дальнейшем сокращении запасов ядерного оружия, как только Договор по ОСВ-2 вступит в силу.

24 мая 2004 года президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, также известный как Московский договор, в котором говорится о согласии ограничить количество стратегических ядерных боезарядов до 1700–2200 единиц. Договор остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон или заменен ранее этого срока последующим соглашением.

Основными вопросами данной области является необходимость сокращения ядерных вооружений, поддержка жизнеспособности режима нераспространения ядерного оружия и предотвращение разработки и распространения баллистических ракет и противоракетных систем.

Двусторонние соглашения о ядерном оружии

По мере того как на различных международных форумах продолжались попытки сдерживания ядерного оружия, росло всеобщее понимание того, что ядерные державы несут особую ответственность за поддержание стабильной и надежной системы международной безопасности. В период «холодной войны» и после ее окончания обе главные ядерные державы заключили соглашения, значительно снизившие угрозу ядерной войны.

Многосторонние соглашения о ядерном оружии

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), самый универсальный из всех многосторонних договоров о разоружении, был открыт для подписания в 1968 году и вступил в силу в 1970 году. ДНЯО является краеугольным камнем режима нераспространения ядерного оружия и служит основой процесса ядерного разоружения.

Конференция по рассмотрению действия ДНЯО в 2000 году приняла окончательный документ, в котором государства, обладающие ядерным оружием, взяли на себя: «Недвусмысленное обязательство. осуществить полную ликвидацию своих ядерных арсеналов».

Конференция пришла к соглашению о необходимости большей прозрачности в вопросах ядерного военного потенциала и уменьшение роли ядерного оружия в политике обеспечения безопасности. Большую озабоченность мировой общественности вызывает решение Корейской Народно-Демократической Республики выйти из соглашения в январе 2003 года. Это первый случай подобного решения со дня принятия Договора.

Для подтверждения обязательств, накладываемых ДНЯО, от государств-членов требуется принять ядерные гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

В 1996 году подавляющее большинство членов Генеральной Ассамблеи приняло Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) для повсеместного запрета ядерных испытаний. Изначально Договор был впервые предложен в 1954 году и потребовалось более 40 лет для его принятия. Он является продолжением частичного запрета ядерных испытаний в любой среде, принятого в 1963 году. Открытый для подписания в 1996 году, ДВЗЯИ еще не вступил в силу. Из 44 государств, указанных в Приложении 2, чья ратификация необходима для вступления Договора в силу, 12 еще не ратифицировали этот договор. Генеральный секретарь ООН, в качестве депозитария договора, три раза созывал Конференции по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) — в 1999, 2001 и 2003 годах соответственно.

170 подписавшихся государств участвуют в работе Подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ. В Техническом Секретариате, созданном в 1997 году, идут подготовительные работы для обеспечения функционирования международной системы мониторинга к моменту вступления ДВЗЯИ в силу. Соглашение о регулировании взаимоотношений между ООН и Подготовительной комиссией было подписано в 2000 году.

Смотрите так же:  Пособие на 3 ребёнка до 3 лет в новосибирске

В 2003 году Конференция по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) проходила в Вене и приняла резолюцию, подчеркивающую значимость универсального и действенного Договора как основного соглашения по всем аспектам разоружения и нераспространения.

Зоны, свободные от ядерного оружия

Будучи событием, которое предвосхитило новые достижения в региональном контроле над вооружениями, Договор о запрещении ядерного оружия, в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко), подписанный в 1967 году, впервые создал зону, свободную от ядерного оружия (ЗСЯО), в этом густонаселенном регионе мира. После ратификации Кубой соответствующего инструмента в 2002 году, Латиноамериканская и Карибская зона, свободная от ядерного оружия, включает все государства данного региона.

После этого эпохального соглашения были подписаны три других о создании ЗСЯО: в южной части Тихого океана (Договор Раротонга, 1985), в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор, 1995) и в Африке (Пелиндабский договор, 1996). С помощью этих договоров вся населенная часть южного полушария имеет свободный от ядерного оружия статус. В сентябре 2002 года пять государств Центральной Азии (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) дали предварительное согласие с проектом соглашения о создании ЗСЯО Центральной Азии. Имеются предложения о создании зон, свободных от ядерного оружия, в Центральной Европе и Южной Азии, а также о создании зоны, свободной от ОМУ, на Ближнем Востоке. Концепция отдельного государства как зоны, свободной от ядерного оружия, была принята международным сообществом в 1998 году, когда Генеральная Ассамблея поддержала провозглашение Монголией своего статуса государства, свободного от ядерного оружия.

Предотвращение ядерного распространения

Важную роль в международных усилиях, направленных на предотвращение распространения ядерного оружия, играет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). МАГАТЭ является единственным в мире международным инспектором по вопросам ядерных гарантий и контроля за мерами в области гражданских ядерных программ.

Согласно соглашениям, подписанным с государствами, инспекторы МАГАТЭ регулярно посещают ядерные объекты для сверки отчетов о местонахождении ядерных материалов, проверки инструментов, установленных МАГАТЭ и наблюдательного оборудования, инвентаризации ядерных материалов. Совместно, эти и другие меры по контролю обеспечивают независимое международное свидетельство о том, что государства следуют своему обязательству мирного использования ядерной энергии.

Для контроля за проведением в жизнь действующих соглашений о гарантиях, подписанных Агентством с государствами — членами МАГАТЭ (а также Тайванем, Китай), 250 экспертов МАГАТЭ ежедневно во всех частях мира проводят инспекции на местах. Цель инспекций — удостовериться в том, что ядерные материалы, находящиеся в 900 ядерных установках примерно в 70 странах, применяются в законных мирных целях, и не используются в военных целях. Тем самым МАГАТЭ способствует международной безопасности и множит усилия по прекращению распространения вооружений и движению к миру, свободному от ядерного оружия.

С МАГАТЭ могут заключаться соглашения о гарантиях различного вида, такие как Соглашение о гарантиях, относящиеся к Договору о нераспространении, Типовой дополнительный протокол к соглашению(ям) между государством(ами) и МАГАТЭ, а также соглашения, относящиеся к Договору Тлателолко, Пелиндабскому Договору и Договору Раротонга. Эти соглашения требуют от неядерных государств предоставлять для проверки МАГАТЭ всю их деятельность, связанную с полным ядерным топливным циклом. Другие типы соглашений относятся к гарантиям на одиночных предприятиях. Гарантии МАГАТЭ по Договору о нераспространении ядерного оружия являются составной частью международного режима нераспространения и незаменимы в обеспечении осуществления Договора.

Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ предлагает в 2006/07 учебном году курс «Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность». Курс представляет собой цикл семинаров, посвященных актуальным проблемам обеспечения стратегической стабильности, сокращения ядерных вооружений, нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также развития средств противоракетной обороны и неядерного высокоточного оружия. Он рассчитан на студентов и аспирантов МФТИ, а также на всех, кто интересуется рассматриваемой проблематикой и желает углубить понимание ее политических и технических аспектов. В семинарах принимают участие ведущие российские эксперты по проблемам контроля над вооружениями.

Cтуденты МФТИ могут выбрать этот годовой курс в качестве курса по выбору, и по окончании сдать зачет.

В программу курса вошли следующие вопросы:

  • Ядерное сдерживание и ядерное распространение
  • Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность
  • Актуальные проблемы российско-американских отношений и сокращения наступательных вооружений. Стратегические ядерные силы США и России: состав, ядерные доктрины и программы развития
  • Баланс стратегических оборонительных и наступательных вооружений в новых условиях. Будущее договорного процесса сокращения вооружений
  • Российско-американские соглашения в области контроля над вооружениями. Международные соглашения: договоры о нераспространении ядерного оружия, о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств
  • Политические и технические аспекты контроля за нераспространением ядерного оружия. Делящиеся материалы, их свойства, способы получения. Ядерная энергетика и вопросы нераспространения ядерного оружия
  • Нераспространение ядерного оружия и запрет на ядерные испытания. Вопросы регистрации ядерных испытаний и контроля за их прекращением
  • Средства доставки ядерного оружия. Основные типы, характеристики. Факторы, влияющие на их эффективность. Режим контроля за распространением ракетных технологий
  • Военная активность в околоземном космическом пространстве. Противоспутниковые системы
  • Противоракетная оборона. Основные принципы, компоненты. Средства противодействия
  • Контролируемость и необратимость процесса сокращений наступательных вооружений. Конверсия ядерно-оборонных комплексов России и США. Утилизация излишков оружейных делящихся материалов
  • Сотрудничество в области ликвидации сокращаемых стратегических вооружений и обеспечении безопасности ядерных материалов. Программа совместного уменьшения угрозы
  • Высокоточное оружие. Влияние высокоточного оружия на стратегический баланс
  • Технические методы верификации договоров. Физические принципы космических средств контроля
  • Контроль за распространением ядерных вооружений. ДНЯО и его роль в предотвращении распространения ядерного оружия
  • Химическое и биологическое оружие. Международно-правовые документы определяющие контроль за уничтожением и нераспространением химического и биологического оружия
  • Уничтожение химического оружия в России: проблемы и их решение. Международная помощь РФ в деле уничтожения ее запасов химического оружия

Дополнительную информацию о курсе можно также получить по телефону 408-6381 или по электронной почте.

Схема проезда в Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ из Москвы.

Расписание занятий в осеннем семестре 2006 г.

28 сентября 2006 г. (четверг)

17:00, 109 аудитория Корпуса прикладной математики МФТИ

«Ядерное оружие. Физические принципы. Средства доставки и факторы, влияющие на их эффективность»

Литература к семинару

Вспомогательная

  • «Physics of Nuclear Weapons», Frederick Lamb, 2005 г.
  • Раздел «Ядерное оружие»Видеотеки курса
    Видеотека доступна только из внутренней сети МФТИ.
    Если ваш компьютер находится во внутренней сети МФТИ, но видеотка не доступна, сообщите пожалуйста об этом в Центр по электронной почте (укажите ip своего компьютера).
  • 5 октября 2006 г. (четверг)

    17:00, 109 аудитория Корпуса прикладной математики МФТИ

    «Международные соглашения в области нераспространения ядерного оружия»

    • Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)
    • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ)
    • Договор о запрещении производства расщепляющихся материалов для военных целей (ДЗПРМ)

    Литература к семинару

    12 октября 2006 г. (четверг)

    17:00, 109 аудитория Корпуса прикладной математики МФТИ

    «Политические и технические аспекты контроля за нераспространением ядерного оружия»

    • Цепная реакция деления ядер. Делящиеся ядерные материалы. Ядерное оружие и ядерная энергетика. Основные принципы производства оружейных делящихся материалов. Гонка ядерных вооружений и накопление оружейных ядерных материалов в мире
    • МАГАТЭ и его роль. Угрозы режиму нераспространения со стороны КНДР и Ирана

    Литература к семинару

      Основная
    • Ядерное нераспространение, том 1, Глава 2 «Ядерное оружие и атомная энергетика»
    • Плутоний в России (работа имеется в библиотеке нашего Центра)
    • General principles of uranium enrichment (Alan Krass) — Глава 5 книги Uranium Enrichment and Nuclear Weapon Proliferation (SIPRI, 1983 г.)
    • Практика проведения контрольных процедур МАГАТЭ (Г.М. Пшакин, 2004 г.)
    • Иран: ракетно-ядерная загадка для России (В. Лата, А. Хлопков, Ядерный контроль, №2, 2003 г; оригинал статьи)
    • Технические аспекты ядерной программы КНДР (Ю. Юдин, Ядерный контроль, №1, 2006 г.)
    • Девятый элемент: КНДР и атомная бомба (Ю. Юдин, 2005 г.)
    • The North Korean Nuclear Program (Yo Taok Song, R. Alvarez, работа имеется в библиотеке нашего Центра)
    • Ядерная программа КНДР (А.А. Шилин, 2006 г.)

    19 октября 2006 г. (четверг)

    17:00, 109 аудитория Корпуса прикладной математики МФТИ

    «СЯС США, РФ, третьих стран. Эволюция взглядов на применение ядерного оружия»

    Литература к семинару

    26 октября 2006 г. (четверг)

    17:00, 109 аудитория Корпуса прикладной математики МФТИ

    «Российско-американские соглашения в области контроля над вооружениями»

    • Вооружения, охватываемые ограничениями и двухсторонним контролем. Факторы, влияющие на стратегический баланс
    • Российско-американские соглашения в области контроля над вооружениями. Договоры ОСВ-1, ОСВ-2, РСМД, СНВ-1 и СНВ-2
    • Договор СНП. Актуальные проблемы российско-американских отношений и сокращения наступательных вооружений. Будущее договорного процесса сокращения вооружений

    Литература к семинару

    2 ноября 2006 г. (четверг)

    17:00, 109 аудитория Корпуса прикладной математики МФТИ

    «Военная активность в околоземном космическом пространстве. Противоракетная оборона»

    • Военная активность в околоземном космическом пространстве. Противоспутниковое оружие
    • Противоракетная оборона. Основные принципы, компоненты. Средства противодействия

    Договор о нераспространении ядерного оружия

    По окончании Карибского кризиса 1962 СССР и США при участии Великобритании быстро пришли к первому значительному соглашению – Договору о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

    Большинство стран мира позднее присоединилось к этому соглашению. Сложный вопрос инспекций на объектах был обойден, так как договор затрагивал ограничение проведения испытаний только в тех средах, которые довольно легко проконтролировать, обходясь без инспекций. Последовавшие попытки прекратить и подземные испытания провалились отчасти из-за того, что и советская, и американская военные доктрины рассматривали эти испытания как жизненно важное условие развития ядерных вооружений.

    Во время кубинского кризиса возникла и «горячая линия» между Москвой и Вашингтоном для экстренной связи.

    Соглашение 1973 между США и СССР предусматривало срочное проведение консультаций друг с другом в случае возникновения конфликта, чреватого применением ядерного оружия.

    Договор о запрещении испытаний по сути дела прекратил существовавшую практику; другими договорами устанавливались локальные безъядерные зоны. По Договору об Антарктике 1959 было запрещено размещение военных баз и проведение испытаний ядерного оружия близ Южного полюса; он был подписан и государствами, имеющими территориальные претензии в этом регионе. Договор о космосе, подписанный в 1967 девяноста тремя странами, запрещает развертывание на небесных телах, таких, как Луна, вооружений и военных установок, а также вывод на орбиту объектов, несущих оружие массового поражения. Договор о морском дне, который в год появления (1971) подписало 91 государство, запрещает размещение оружия массового поражения на морском дне за пределами двенадцатимильной прибрежной зоны. Конвенция 1977 запретила изменение условий окружающей среды в военных целях. Договор 1963 о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке сделал эту территорию безъядерной зоной.

    Важный шаг по предотвращению распространения ядерного оружия был сделан, когда в 1967 СССР и США представили Комиссии ООН по разоружению проект Договора о нераспространении ядерного оружия, по которому державы, обладающие ядерными вооружениями, обязывались не передавать их странам, такими вооружениями не располагающим, а последние обязывались их не приобретать и не производить. После одобрения Генеральной ассамблеей ООН договор был подписан СССР, США, Великобританией и еще 95 государствами и вступил в силу в 1970.

    Многие неядерные страны критиковали СССР и США за то, что они не сделали практически ничего, чтобы реализовать обещания, данные ими при подписании Договора о нераспространении ядерного оружия, и попытаться прийти к соглашению о мерах по прекращению гонки вооружений в кратчайшие сроки, а также разработать и подписать договор о всеобщем и полном разоружении. Утверждалось также, что ядерные державы создали эксклюзивный «клуб», главной задачей которого являлось недопущение в него других стран.

    Переговоры по ОСВ, хотя они и затрагивали самую суть проблемы ядерных вооружений, являлись лишь одной стороной отношений между СССР и США. В свою бытность госсекретарем США Г.Киссинджер проводил политику, направленную, по его словам, «на построение сети позитивных отношений» между СССР и США в таких невоенных сферах, как торговый, культурный и научный обмен, который создал бы такие взаимозависимости, что напряжение из-за частных проблем вооружения не смогло бы изменить существующих отношений. Потепление американо-советских отношений получило название «разрядки».

    В 1980 президентом США был избран Рональд Рейган. Это было время, когда гонка вооружений достигла апогея в виде сверхамбициозной «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Чрезмерно высокая стоимость СОИ и ответных мер СССР угрожала банкротством обеим сверхдержавам и вскоре стала главным фактором, сдерживающим гонку вооружений. В 1985 Р.Рейган и М.С.Горбачев на встрече в Женеве признали необходимость ядерного разоружения. Начались серьезные переговоры. В Рейкьявике (Исландия) в 1986 советская сторона сделала предложение о полном уничтожении всех ядерных вооружений в течение десяти лет и об отказе от попыток создать систему стратегической обороны. Американская сторона отвергла это предложение, поскольку Рейган не был готов пойти на какие-либо уступки по успешно осуществляемой программе СОИ. В декабре 1988 на Генеральной ассамблее ООН Горбачев внезапно объявил об одностороннем сокращении советских вооруженных сил на 500 тыс. человек, 10 тыс. танков, 8500 орудий и 800 боевых самолетов в течение следующих двух лет. Заявление Горбачева явилось значительным шагом вперед в деле разоружения.

    Холодная война и вместе с ней соперничество сверхдержав прекратились в декабре 1991 с распадом Советского Союза. Большая часть оружия оказалась в руках новой независимой России. Усилия в области разоружения теперь были обращены не на ограничение двух огромных ядерных арсеналов, а на их сокращение.

    Одним из последствий прекращения холодной войны было распространение переговоров о разоружении с американо-советского диалога на различные региональные форумы. Главным предметом беспокойства стала опасность распространения ядерного оружия. Эта проблема уже была затронута в Договоре о нераспространении, подписанном в 1968 и вступившем в силу на 25 лет в 1970.

    Обычно переговоры считаются самой трудоемкой и требующей много времени частью процесса разоружения. И действительно, на ведение переговоров и подготовку договоров требуются годы упорного труда и взаимных уступок. Например, второй Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан в 1993, но ратифицирован Сенатом США лишь в январе 1996. Российский парламент не ратифицировал его и в 1999.

    В некоторых случаях осуществление соглашения может быть предметом дополнительных переговоров и вспомогательных международных соглашений. Это относится, например, к Договору о нераспространении ядерного оружия, который требует от подписавших его неядерных государств заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях консультаций, наблюдения и контроля за выполнением обязательств по этому договору.

    Сокращение вооружений требует значительных ресурсов, как людских, так и финансовых. Вопреки ожиданиям, окончание холодной войны и прекращение гонки вооружений не принесло бюджетной экономии ни США, ни России.

    Ни один договор по разоружению не может быть выполнен без систематического наблюдения за выполнением партнерами обязательств и без должным образом осуществляемых принудительных мер контроля. Нарушение договора обычно требует применения санкций. Такие санкции должны соответствовать нарушениям и поэтому могут потребовать дополнительных переговоров и законодательных процедур.

    Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу в 1970, содержал положение о проведении новых переговоров через 25 лет. В 1995 участники договора согласились продлить его действие на неопределенный срок. Главная цель этого договора – предотвратить приобретение ядерного оружия неядерными государствами.

    Договор обязывает ядерные державы не помогать другим государствам получать или производить ядерное оружие. Он также поощряет сотрудничество в мирном использовании атомной энергии и проведении мер контроля, направленных на ограничение ядерных вооружений. В отношении ряда стран, не подписавших договор (Израиль, ЮАР, Индия, Пакистан) было известно или предполагалось, что они обладают ядерным оружием. Индия взорвала в 1974 ядерное устройство, но утверждала, что это эксперимент в рамках программы мирного использования атомной энергии. В 1998 стало очевидно, что и Индия и Пакистан располагают ядерным оружием; выяснилось, что внушительным ядерным потенциалом располагает и Израиль. В 1992 ЮАР заявила, что имела шесть единиц ядерного оружия, но уничтожила их; затем она ратифицировала Договор о нераспространении. Имеются сильные подозрения, что КНДР, подписавшая договор, на самом деле имеет ядерное оружие. В середине 1990-х годов появилась новая потенциальная опасность в связи с контрабандным вывозом высокообогащенного урана из России и ненадежностью контроля над ее ядерном арсеналом.

    Проблема нераспространения оружия массового поражения

    К оружию массового поражения (ОМП) относятся ядерные, химические и бактериологические средства поражения.

    Наиболее мощным видом ОМП является ядерное оружие. Соответственно, контроль над его нераспространением является основным элементом усилий по поддержанию глобальной стабильности и безопасности.

    На сегодняшний день главным международным соглашением по контролю над нераспространением ядерного оружия является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

    К режиму ДНЯО в 1968 г. присоединились СССР, США и Англия, а в 1992 г. — Франция и Китай. Таким образом, сегодня в мире официально существует пять ядерных государств, все они — участники ДНЯО. К условиям договора в период холодной войны присоединились еще 40 неядерных государств, а сегодня участниками договора являются все независимые государства, за исключением Израиля, Индии, Пакистана и КНДР.

    Основные положения ДНЯО:

    • каждое из государств, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать ка- кое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними;

    • каждое из государств, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве;

    • договор закрепляет неотъемлемое право всех государств- участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором. Договор обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов.

    Важным условием ДНЯО являются гарантии безопасности неядерным государствам со стороны ядерных держав. Пять государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных средств, совершённое в союзе с ядерным государством.

    Следует отметить, что договор о нераспространении ядерного оружия — один из немногих реально действовавших международных соглашений эпохи холодной войны. В его выполнении были заинтересованы как ядерные страны, которые с его помощью сохраняли свою ядерную монополию, так и неядерные, которые за отказ от попыток овладения ядерным оружием получили определенные гарантии безопасности и доступ к ядерным технологиям мирного назначения.

    Следует отметить, что судьба режима нераспространения ядерного оружия является достаточно сложной. Весь парадокс заключается в том, что на протяжении холодной войны западные военные теоретики отводили, да и до сих пор отводят ядерному оружию ключевую роль в системе военной безопасности в мире. По их оценкам, своим существованием мирный период в Европе после окончания Второй мировой войны обязан именно ядерному оружию, т. к. его огромные разрушительные возможности сделали немыслимым достижение победы для какой-либо из сторон в военном конфликте.

    А ведь именно дивиденды победы на протяжении всей предыдущей истории человечества манили политиков, являясь важнейшим стимулом к развязыванию войн. Еще в 1946 г. американский ученый Б. Броуди выделил эту особенность ядерного оружия и высказал мысль о том, что в будущем оно станет важнейшим условием предотвращения войны.

    Если продолжить эту логику, то получится следующая картина: с увеличением количества ядерного оружия, равно как и количества ядерных государств, шансы на мир во всем мире должны возрастать. В идеале же, чтобы на земле прекратились войны, все страны должны стать ядерными. Эта идея, однако, встречает серьезные возражения. Во- первых, до конца не ясно, является ли ядерное оружие подлинным гарантом мира. Сомнения на этот счет возникают потому, что в XX в. не оправдались предположения выдающегося шведского ученого и общественного деятеля А. Нобеля о том, что изобретенный им динамит предотвратит развязывание войн, т. к. сделает их чрезвычайно кровопролитными и разрушительными. Всем понятно, что ядерное оружие может быть относительно безопасным только в руках ответственных правительств. В распоряжении же экстремистских режимов религиозно- фундаменталисткого толка оно представляет огромную опасность. Поэтому их попытки овладеть ядерным оружием наталкиваются на мощный и вполне обоснованный отпор со стороны демократических стран.

    За время, прошедшее с момента заключения ДНЯО, в мире появились четыре группы государств с различным ядерным статусом.

    Как уже отмечалось, официальными ядерными державами являются США, Россия, КНР, Великобритания и Франция. Эти государства образуют первую группу ядерных стран. Во вторую группу входят Израиль, Пакистан и Индия, которые не являются участниками ДНЯО, но обладают ядерным оружием. Наибольшую тревогу у специалистов в этой группе вызывает Пакистан, ставший после убийства в декабре 2007 г. одного из лидеров умеренной оппозиции страны Б. Бхутто нестабильной страной, в которой к власти в любой момент могут прийти религиозные фундаменталисты.

    Третья группа — это так называемые «пороговые страны». Их точное количество никогда не было неизвестно, и в разное время эксперты МАГАТЭ такими странами называли Иран, Ирак, Северную и Южную Корею и Ливию. Сегодня «пороговой» страной можно назвать, вероятно, только Иран, который, в случае успешной разработки ядерного оружия может представлять большую опасность. «Сомнительно, — отмечал К. Кайзер, — чтобы на страну, где стратегические решения принимаются по религиозным соображениям, эффективно воздействовала рациональная политика взаимного сдерживания и гарантированного уничтожения — та, что в свое время предотвратила ядерную войну между Востоком и Западом. Еще опаснее то, что Иран способен нарушить хрупкое равновесие и развязать на Ближнем Востоке гонку вооружений, дестабили-

    зировав тем самым и без того взрывоопасный регион» .

    Четвертая группа стран — это государства, которые добровольно отказались от разработки ядерных боеприпасов или отказались от ядерного оружия. К числу государств, отказавшихся от разработки ядерного оружия, относятся Алжир, Аргентина, Бразилия и ЮАР. Отказались от ядерного статуса Белоруссия, Казахстан и Украина.

    Помимо ядерного, большую опасность представляет химическое и бактериологическое оружие. Эти вооружения, с одной стороны, менее опасные, чем ядерные, с другой — проще в производстве. Контроль над их нераспространением связан с действием международных конвенций о запрещении разработки, производства и накопления биологических и химических боеприпасов.

    Другие публикации:

    • Средняя пенсия по коми Минимальная пенсия в Республике Коми Минимальная пенсия в Республике Коми в 2019 году В Республике Коми в 2019 не работающим пенсионерам полагается доплата к пенсии до 10742 руб. Размер регионального прожиточного минимума пенсионера […]
    • Дачная амнистия продлена до 1 марта "Дачная амнистия" продлена до 1 марта 2020 года Соответствующий закон подписал Президент РФ Владимир Путин (Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. № 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). […]
    • Налог на транспорт для многодетных в москве Льготы по транспортному налогу для многодетных семей Многодетной обычно считают семью с тремя несовершеннолетними детьми. Регионы самостоятельно определяют, какие семьи следует включить в эту категорию, и устанавливают для них […]
    • Цена осаго для перегона автомобиля Временная страховка ОСАГО — Временный полис на перегон автомобиля Наверное, многие из вас слышали о возможности приобрести ОСАГО на перегон автомобиля, которое обходится значительно дешевле. Действительно, согласно законодательству, […]
    • 1с внешнее соединение лицензия Подключение к 1C 8.3 и 8.2 и работа по COM соединению Подключение к другой базе 1С 8 по COM-соединению — очень полезная вещь. В основном, эта функция необходима для обмена данными между конфигурациями. Но по каким-то причинам у новичков […]
    • Переезд работодателя увольнение Организация переезжает в новый офис. Один из работников отказывается и требует компенсации. Как быть? Полностью вопрос звучит так: "Организация переезжает в новый офис в другой район города. Один из работников категорически отказывается […]
    Договор о нераспространении оружия массового поражения