Оглавление:

Договор по открытому небу. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. В конце декабря 2017 года обострились взаимные претензии России и США по выполнению условий Договора по открытому небу. С 1 января 2018 года обе страны планируют изменить ряд двусторонних договоренностей, касающихся выполнения наблюдательных полетов, оговоренных этим документом.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом международном соглашении.

История подписания

Договор по открытому небу (ДОН, Treaty on Open Skies) — международный документ, установивший режим наблюдательных полетов над территорией его участников с целью контроля за выполнением соглашений в области разоружения.

Идея «открытого неба» впервые была изложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция) в Женеве 21 июля 1955 года. Режим «открытого неба», предполагавший обмен военной информацией между СССР и США с ее проверкой путем взаимной аэрофотосъемки территорий обеих стран, предлагался в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью.

Эйзенхауэр считал, что «эта идея может открыть маленькие ворота в стене разоружения». Переговоры начались в конце 1950-х годов, однако были прекращены после инцидента с американским разведывательным самолетом U-2 в мае 1960 года (был сбит в воздушном пространстве СССР).

Весной 1989 года президент США Джордж Буш — старший предложил руководству стран НАТО и Организации Варшавского договора вернуться к обсуждению этого вопроса. Первые два раунда переговоров состоялись в 1990 году в Оттаве (Канада) и Будапеште (Венгрия). Затем переговорный процесс был продолжен в Вене в 1991 и 1992 годах.

21 марта 1992 года в Вене документ был парафирован. 24 марта 1992 года в Хельсинки его подписали представители 27 стран — членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 года Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Договор вступил в силу 1 января 2002 года после ратификации 20 странами (РФ ратифицировала 26 мая 2001 года).

В настоящее время участниками договора являются 34 страны ОБСЕ: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Договор подписала, но не ратифицировала Киргизия.

Основные положения

Договор предоставляет его участникам право совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными квотами наблюдательных миссий. Документ регламентирует проведение полетов, содержит требования к самолету и аппаратуре наблюдения, устанавливает правила обработки собранных сведений. Информация поступает в банк данных, который доступен для всех участников.

Договор предусматривает возможность расширения в будущем его действия на другие области (контроль за экологическим состоянием, обстановкой в зонах чрезвычайных ситуаций, мониторинг территории и действий противостоящих сторон в рамках миротворческих операций ОБСЕ).

Маршрут полета самолета наблюдения должен проходить не ближе 10 км от границы прилежащего государства, которое не является участником соглашения. Договор разрешает создавать группы. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Договор закрепляет за каждым участником определенное количество квот (в том числе активных — когда страна выполняет инспекционные полеты над территорией другого государства, и пассивных — когда она принимает инспекции других государств). У США и группы в составе России и Белоруссии — по 42 полета в год. У Германии, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Турции и Украины — по 12 полетов. Самая малая квота — 2 — у Португалии. При этом целиком квоту нельзя использовать для полетов только над одним государством. Так, Россия и Белоруссия не могут совершить более четырех полетов (квота для группы) над США и двух полетов над Турцией, а США — более восьми полетов над Россией и Белоруссией.

Самолеты, аэродромы

Для проведения наблюдательных полетов Россия используют специально оборудованные самолеты Ту-214ОН, Ан-30 и Ту-154М-Лк-1, а США — Boeing OC-135B Open Skies. Предусмотрена возможность использования для наблюдательного полета самолетов, принадлежащих наблюдаемой стороне.

Самолет наблюдения не оснащен каким-либо вооружением. Установленная на нем аппаратура проходит освидетельствование представителями государств ДОН, что исключает возможность использования технических средств, не предусмотренных договором. На борту всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полет. Полет осуществляется с определенного аэродрома. В России такие аэродромы расположены в Кубинке (Московская область), Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Для инспекционных полетов с каждого из аэродромов устанавливается максимальная дальность.

Запрет на полеты

Возможность каких-либо ограничений на наблюдательные полеты из соображений секретности, национальной безопасности и т. д. договором не предусмотрена. Однако согласно статье VIII, наблюдаемая сторона может запретить полет, если он нарушает изложенные в документе процедуры, требования к оборудованию самолета или маршруту. Каких-либо санкций к наблюдаемой стороне за запрет полетов не предусмотрено.

Консультативная комиссия

С целью практической реализации положений ДОН государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу со штаб-квартирой в Вене (в секретариате ОБСЕ), которая формируется из представителей государств-участников. Она проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные сессии созываются по запросу одной или более стран-участниц. Решения в комиссии принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

Согласно ДОН, раз в пять лет проводятся конференции по рассмотрению выполнения этого документа. Первая состоялась в феврале 2005 года, вторая — в июне 2010 года, третья — в июне 2015 года.

Практическая проверка положений договора началась еще до его вступления в силу. Первые пробные полеты были выполнены Венгрией и Канадой в 1990 году. В 1992 году состоялся первый пробный полет над территорией России, совместно осуществленный Россией и Великобританией. С 24 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года действовал режим временного применения договора. В настоящее время над территориями стран-участниц ежегодно совершается около ста инспекционных полетов. 1000-й по счету полет в рамках договора состоялся весной 2012 года.

В 2011 году Грузия в одностороннем порядке заявила о прекращении сотрудничества с Россией в рамках договора из-за конфликта вокруг политического статуса Абхазии и Южной Осетии (по данным на декабрь 2017 года, Грузия продолжает отказывать в полетах российским самолетам).

Взаимные претензии США и России

В 2017 году Россия и США обменялись взаимными претензиями по выполнению ДОН.

Вашингтон выдвинул в адрес Москвы обвинения в нарушении ряда условий документа. В частности, одной из претензий стало ограничение Россией в 2014 году наблюдательных полетов над Калининградской областью в 500 км. По словам представителей российского правительства, интенсивные полеты над ограниченной территорией Калининградской области (208 км с востока на запад) затрудняют нормальное функционирование авиации гражданского назначения.

Кроме того, США считают нарушением договора отказ России в проведении наблюдательных полетов в 10-километровой зоне вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией. По мнению РФ, признающей суверенитет этих стран, соблюдение буферной зоны гарантировано условиями договора. Также Вашингтон обвиняет Москву в ограничении полетов в связи с закрытием воздушного пространства для рейсов первых лиц государства.

Смотрите так же:  Гигиенические требования к качеству молока и молочных продуктов

Российская сторона в свою очередь рассматривает некоторые действия США как намеренное препятствие для исполнения условий ДОН. В частности, Москва обвиняет Вашингтон в проволочках при согласовании полетов над территориями Соединенных Штатов в Тихом океане.

В сентябре 2017 года США заявили о намерении ввести дополнительные ограничения для наблюдательных полетов российской авиации. В чем заключается их суть, официально правительство США не уточнило. По данным газеты The Wall Street Journal, США намерены объявить максимальную дальность не более 900 км для полетов над Гавайями. Кроме того, российские самолеты-наблюдатели потеряют право пользоваться базами ВВС США Робинс в штате Джорджия и Эллсуорт в Южной Дакоте, которые ранее использовались для отдыха экипажей и дозаправки.

В ответ на «односторонние шаги, связанные с созданием максимальных неудобств российским миссиям «открытого неба» МИД РФ объявил об отмене ночевок американских экипажей на трех российских аэродромах.

Договор по открытому небу. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 сентября Госдепартамент США заявил, что власти страны «обеспокоены несоблюдением Россией» Договора по открытому небу, в связи с чем решили предпринять «разумные и сопоставимые» шаги.

Эти действия будут отменены, если Россия «вернется к выполнению своих обязательств». В частности, газета Wall Street Journal указывает, что США намерены объявить о введении ограничений на полеты самолетов России над своей территорией в ответ на введение Россией лимита в отношении полетов над Калининградской областью.

Договор по открытому небу (Treaty on Open Skies) — международный документ, устанавливающий режим наблюдения полетов над территорией его участников с целью контроля за выполнением соглашений в области разоружения. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории разработки этого документа, его основных положениях и выполнении.

История подписания

Идея «открытого неба» впервые была изложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция) в Женеве 21 июля 1955 года. Режим «открытого неба», предполагавший обмен военной информацией между СССР и США с ее проверкой путем взаимной аэрофотосъемки территорий обеих стран, предлагался в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью. Эйзенхауэр считал, что «эта идея может открыть маленькие ворота в стене разоружения». Переговоры начались в конце 1950-х годов, однако были прекращены после инцидента с американским разведывательным самолетом U-2 в мае 1960 года (был сбит в воздушном пространстве СССР).

Весной 1989 года президент США Джордж Буш — старший предложил руководству странам НАТО и Организации Варшавского договора вернуться к обсуждению этого вопроса. Первые два раунда переговоров состоялись в 1990 году в Оттаве и Будапеште. Затем переговорный процесс был продолжен в Вене в 1991 и 1992 годах.

21 марта 1992 года в Вене документ был парафирован, а 24 марта в Хельсинки его подписали представители 27 стран-членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 года — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Договор вступил в силу 1 января 2002 года после ратификации 20 странами (РФ ратифицировала 26 мая 2001 года).

В настоящее время участниками договора являются 34 страны ОБСЕ: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Договор подписала, но не ратифицировала Киргизия.

Основные положения

Договор предоставляет его участникам право совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными квотами наблюдательных миссий. Документ регламентирует проведение полетов, содержит требования к самолету и аппаратуре наблюдения, устанавливает правила обработки собранных сведений. Информация поступает в банк данных, который доступен для всех участников.

Договор предусматривает возможность расширения в будущем его действия на другие области (контроль за экологическим состоянием, обстановкой в зонах чрезвычайных ситуаций, мониторинг территории и действий противостоящих сторон в рамках миротворческих операций ОБСЕ).

Договор разрешает создавать группы. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Договор закрепляет за каждым участником определенное количество квот (в том числе активных, когда страна выполняет инспекционные полеты над территорией другого государства, и пассивных, когда она принимает инспекции других государств). У США и группы в составе России и Белоруссии — по 42 полета в год. У Германии, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Турции и Украины — по 12 полетов. Самая малая квота — 2 — у Португалии.

При этом целиком квоту нельзя использовать для полетов только над одним государством. Так, Россия и Белоруссия не могут совершить более четырех полетов (квота для группы) над США и двух полетов над Турцией, а США — более восьми полетов над Россией и Белоруссией.

Самолеты, аэродромы

Для проведения наблюдательных полетов Россия использует специально оборудованные самолеты Ту-214ОН, Ан-30 и Ту-154М-Лк-1, а США — Boeing OC-135B Open Skies. Предусмотрена возможность использования для наблюдательного полета самолетов, принадлежащих наблюдаемой стороне.

Самолет наблюдения не оснащен каким-либо вооружением. Установленная на нем аппаратура (аэрофотоаппараты) проходит освидетельствование представителями государств, участвующих в договоре, что исключает возможность использования технических средств, не предусмотренных документом. На борту всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полет. Полет осуществляется с определенного аэродрома. В России такие аэродромы расположены в Кубинке (Московская обл.), Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Для инспекционных полетов с каждого из аэродромов устанавливается максимальная дальность.

Запрет на полеты

Возможность каких-либо ограничений на наблюдательные полеты из соображений секретности, национальной безопасности и т. д. договором не предусмотрена. Однако, согласно статье VIII, наблюдаемая сторона может запретить полет, если он нарушает изложенные в документе процедуры, требования к оборудованию самолета или маршруту.

Каких-либо санкций к наблюдаемой стороне за запрет полетов не предусмотрено.

Консультативная комиссия

С целью практической реализации положений договора государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу со штаб-квартирой в Вене (в секретариате ОБСЕ), которая формируется из представителей государств-участников. Она проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные сессии созываются по запросу одной или более стран-участниц. Решения в комиссии принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

Выполнение, конференции

Практическая проверка положений договора началась еще до его вступления в силу. Первые пробные полеты были выполнены Венгрией и Канадой в 1990 году. В 1992 году состоялся первый пробный полет над территорией России, совместно осуществленный Россией и Великобританией. С 24 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года действовал режим временного применения договора. В настоящее время над территориями стран-участниц ежегодно совершается около ста инспекционных полетов. Тысячный по счету полет в рамках договора был проведен весной 2012 года.

В 2011 году Грузия в одностороннем порядке заявила о прекращении сотрудничества с Россией в рамках договора из-за конфликта вокруг политического статуса Абхазии и Южной Осетии.

В апреле 2017 года Госдепартамент США опубликовал очередной доклад о соблюдении государствами соглашений в области контроля над вооружениями и нераспространения, в котором, в частности, выражалось недовольство по поводу выполнения Россией некоторых положений договора. В комментарии МИД РФ было указано, что американская сторона неоднократно обвиняла Россию в якобы нарушении договора, «умалчивая о проблемах с выполнением документа со стороны самих США, их союзников по НАТО и других «близких» им государств».

Смотрите так же:  Типовой договор поставки со спецификацией

Согласно договору, раз в пять лет проводятся конференции по рассмотрению его выполнения. Первая состоялась в феврале 2005 года, вторая — в июне 2010 года, третья — в июне 2015 года.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Договор по открытому небу

Договор по открытому небу (ДОН) подписан 24 марта 1992 г. в г. Хельсинки (Финляндия) 27 государствами — участниками СБСЕ (с 1995 г. – ОБСЕ). Вступил в силу 1 января 2002 года. Государства — депозитарии – Венгрия и Канада. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения которой принимаются консенсусом.

На сегодняшний день участниками ДОН являются 34 государства: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. ДОН открыт для присоединения других государств, в т. ч. не входящих в ОБСЕ. Разрешает создавать группы государств. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

ДОН – важное достижение в области укрепления доверия и безопасности в военной области.

Договор представляет собой детально проработанный документ, состоящий из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В нем содержатся определения используемых терминов, излагаются права и обязанности государств — участников, порядок осуществления наблюдательных полетов, механизм распределения квот полетов, установлены технические детали выполнения наблюдательных полетов.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облёты любых территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолётам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Государство — участник ДОН имеет право выделять в качестве самолётов наблюдения один или более типов или моделей невооруженных самолётов. При этом самолёт наблюдения проходит освидетельствование с целью подтверждения, что воздушное судно и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Каждая страна — участница ДОН имеет право приобретать материалы, полученные в ходе любых наблюдательных полётов в рамках Договора.

Государства-участники имеют возможность задействовать предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения из следующих категорий: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой, инфракрасные устройства формирования изображения. Для каждой категории аппаратуры наблюдения установлены ограничения по пространственному разрешению на местности. Пока используются только первые две категории. Вместе с тем РФ первой установила и использует собственную цифровую видеокамеру на самолётах «открытого неба» Ан-30Б, Ту-154М ЛК и Ту-214 ОН.

Несмотря на то, что в целом Договор зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере, эффективность реализации его потенциала ограничивается рядом факторов. Речь идёт, прежде всего, о давнем решении стран НАТО не выполнять наблюдательные полёты над территориями друг друга. Вследствие этого Российская Федерация вынуждена рассчитывать исключительно на свои собственные возможности для получения необходимой информации по территориям этих стран, что не только создаёт определённый информационный дисбаланс, но и препятствует полному осуществлению целей Договора, противоречит его духу.

После начала известных событий на Украине и обвинений в адрес России в наращивании войск и вооружений вблизи российско-украинской границы государствами — партнёрами в рамках ДОН было проведено почти два десятка наблюдательных полётов в этом районе. Каких-либо зримых доказательств этих утверждений выявлено не было, однако это не повлияло на позиции западных стран.

С 2017 г. в русле общего нагнетания напряженности в отношениях с Россией США стали ужесточать свои подходы, обвиняя нас в нарушении Договора, прежде всего в связи с введением нами максимальной дальности полетов над Калининградской областью (500 км). Кроме того, Вашингтон заявил о планах отменить ночёвки на двух американских аэродромах, изменить максимальные дальности полетов, перераспределить аэродромы открытого неба и дозаправки и их функции.

В ответ российская сторона установила необходимость согласования ночевок на трёх аэродромах дозаправки, а также сообщила о прекращении ряда двусторонних технических договоренностей и односторонних мер, применявшихся в порядке проявления доброй воли и облегчавших ранее проведение американских миссий над Россией.

В 2018 г. ситуация с ДОН была критической – наблюдательные полеты не проводились. Причина: Грузия блокировала решение ККОН, в котором был предусмотрена миссия над ее территорией. Еще в 2012 г. грузинская сторона прекратила выполнять свои обязательства перед Российской Федерацией в части приема миссий с участием России, ссылаясь на то, что мы не разрешаем полеты в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам государственной граница на Кавказе. В поиске конструктивных развязок Россия сняла это ограничение.

Однако Грузия при поддержке США, Канады, Великобритании и Германии, исчерпав договорные аргументы, стала обвинять нас в попытках «легитимизации оккупации своих регионов».

Осознавая необходимость восстановления полномасштабного функционирования ДОН для большинства государств-участников, Россия исключила из своей заявки на 2019 год полёт над Грузией. В итоге, в октябре было утверждено распределение квот наблюдательных полётов.

Принятое решение не снимает проблему нарушения ДОН. Россия оставляет за собой право вернуться к этому вопросу.

Наша позиция относительно разрешения наблюдательных полётов в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам России на Кавказе, остается в силе. Придание этому решению постоянного характера будет зависеть от добровольного выполнения Тбилиси обязательств по приему наблюдательных полетов над своей территорией.

Важным событием для Договора стало освидетельствование в сентябре 2018 г. нового российского самолета Ту-214 ОН с отечественной цифровой видеокамерой «OSDCAM4060». В результате Российская Федерация первой перешла на цифровую аппаратуру наблюдения (видеокамеры) и обновила свой самолетный парк.

В США назвали условие для разморозки средств на Договор по открытому небу

ВАШИНГТОН, 15 авг — РИА Новости. США привержены выполнению Договора по открытому небу, но часть средств на него заморожена, пока против России не примут меры в ответ на нарушение документа, сообщили РИА Новости в Госдепартаменте. Между тем в Москве заявляли, что не нарушают международных обязательств.

В российском МИД этот шаг назвали «путем к дальнейшей интоксикации международных отношений односторонними подходами».

Сначала контрмеры, потом деньги

В Госдепартаменте отметили, что Вашингтон по-прежнему привержен исполнению договора. На это указывают разрешение на модернизацию самолетов «открытого неба» и постоянные усилия по обновлению воздушного флота США.

Согласно 1242-й статье бюджета, средства на эту модернизацию не могут использовать до тех пор, пока президент или госсекретарь не предоставят конгрессу отчет об «ответных мерах на нарушения Россией Договора по открытому небу».

Характер и содержание этих мер в законе не уточняются.

Сохранение статус-кво

Другой раздел этой же статьи фактически запрещает властям одобрять решения Консультативного совета стран Договора по сертификации оборудования, используемого для сбора информации во время полетов. Такой запрет должен действовать, пока президент не предоставит в конгресс отчет о том, что Россия соблюдает договор.

Блокирование решений совета направлено на то, чтобы другие страны — участницы договора, в первую очередь Россия, не смогли сертифицировать новое оборудование для наблюдений. Тем самым США сохраняют статус-кво в части технического оснащения этой легальной разведки. Кроме того, Вашингтон обвинял Москву в использовании несертифицированных приборов.

В том же отчете конгрессу должно быть указано, во сколько обходятся США контрмеры на «нарушение Россией договора», а также расчет стоимости плана по замене договора и заключению нового, но уже без участия Москвы.

Смотрите так же:  Требования к аттестуемым

Взаимные ограничения

Выполнение договора не раз вызывало взаимные претензии у России и США. В итоге стороны пошли на ряд ограничений.

Так, в Госдепартаменте утверждали, что США с 2004 года фиксируют нарушение Россией условий договора. Как отметили в ведомстве, это касается ограничений на полеты над Калининградской областью, запрет на полеты вдоль десятикилометрового коридора на границах России с Южной Осетией и Абхазией, а также отклонение от согласованных маршрутов полетов под предлогом форс-мажора.

Россия в ответ отменила ночевки на трех аэродромах при полетах с участием американских наблюдателей. Кроме того, Москва объявила о прекращении с начала года действия ряда двусторонних соглашений, которые облегчали полеты по договору.

Договор по открытому небу был подписан в 1992 году и стал одной из мер по укреплению доверия в Европе после холодной войны. Он действует с 2002 года и позволяет странам-участницам открыто собирать информацию о вооруженных силах и мероприятиях друг друга. В договор входят большинство стран НАТО, Россия, Белоруссия, Украина, Грузия, Босния и Герцеговина, а также нейтральные Швеция и Финляндия. Как правило, полеты России и стран НАТО проводятся на взаимной основе.

Трамп временно исключил Россию из Договора по открытому небу

Белый дом запретил полеты военных инспекторов РФ над Америкой

Самолет Ту-214ОН был разработан специально для инспекционных полетов, но теперь может остаться без работы. Фото РИА Новости

«Ни один из фондов не может быть использован для финансирования в 2019 бюджетном году для развития, испытаний… в рамках Договора по открытому небу, пока президент не представит соответствующим комитетам Конгресса соответствующий сертификат», – это цитата из документа, в котором изложен государственный военный бюджет США на 2019 фискальный год. Вышеприведенный текст означает, что Вашингтон приостанавливает действие Договора об открытом небе (The Treaty on Open Skies) на неопределенный срок. Подписав военный бюджет 13 августа, американский президент Дональд Трамп прикрыл еще одну инициативу своих предшественников.

Право решения на возобновление действия договора Америка оставляет за собой, именно в Белом доме будут определять – выполняет ли Россия свои обязательства по нему или нет. У этого соглашения долгая история, его инициатором был президент США Дуайт Эйзенхауэр. Предложение по заключению Договора об открытом небе (ДОН) было сделано на Женевской международной конференции 21 июля 1955 года, проходившей при участии глав четырех держав – победителей во второй мировой войне: СССР, Франции, США и Великобритании. В те годы договор не состоялся из-за полетов над территорией СССР американского самолета-разведчика U-2. Вновь об открытом небе заговорил в 1989 году Джордж Буш-старший, будучи президентом Америки. Москва поддержала эту инициативу, начался переговорный процесс, который завершился подписанием договора уже после развала СССР. 24 марта 1992 года в Хельсинки представители 27 стран – членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (позже преобразованного в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ) заключили Соглашение об открытом небе.

Договор вступил в силу в 2002 году, в настоящее время его участниками являются 34 страны (32 члена ОБСЕ, США и Канада). К настоящему времени совершено более 1200 инспекционных полетов всеми участниками ДОН. Российские военные использовали для полетов самолеты Ту-214ОН, Ан-30 и Ту-154М – Лк-1, американцы – Boeing OC-135B Open Skies. Отношения США и РФ неоднократно омрачали взаимные обвинения в неисполнении соглашений по ДОН. Вашингтон препятствовал проведению военных инспекций россиянами над базами в Тихом океане, при этом указывая на ограничение со стороны Москвы полетов над Калининградской областью и вдоль границы России с Южной Осетией и Абхазией.

Самым резонансным был полет российского самолета над Белым домом, Пентагоном, штаб-квартирой ЦРУ и военной базой в Мэриленде 9 августа прошлого года. Американские СМИ и многие конгрессмены тогда указали на недопустимость таких полетов на фоне вмешательства Москвы в президентские выборы 2016 года. Российские политики дали жесткие комментарии приостановке американцами действия ДОН. Первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Евгений Серебренников назвал обвинения со стороны США необоснованными и подчеркнул, что «Россия поступает в полном соответствии с договоренностями». Сенатор Франц Клинцевич сказал: «Специалисты изучат сложившуюся ситуацию, и, если замораживание договора будет вести, по их оценке, к ограничению наших возможностей и безопасности, то может быть принято решение об ответных зеркальных мерах».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

США не допустили российский Ту-214ОН к полетам по Договору открытого неба

Соединённые Штаты заблокировали допуск нового российского самолета Ту-214ОН к наблюдательным полетам по Договору открытого неба без объяснения причины. Об этом сообщил начальник национального центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков.

Рыжков сообщил, что со 2 по 11 сентября Россия, в рамках реализации Договора по открытому небу, провела мероприятие по международному освидетельствованию Ту-214ОН с цифровой камерой отечественного производства OSDCAM4060.

Сергей Рыжков, начальник центра по уменьшению ядерной опасности: «По результатам испытаний руководители делегаций из 22 стран подписали итоговый протокол, разрешающий наблюдательные полеты этого самолета над территориями государств-участников договора. Однако руководитель американской делегации, в нарушение требований Договора по открытому небу, без объяснения и указания каких-либо причин отказался подписывать заключительный документ, сославшись на прямые указания из Вашингтона».

Он отметил, что своими действиями США в очередной раз показали, что ставят во главу угла политические вопросы, передает «Красная звезда».

Сергей Рыжков: «Американские ведомства и истеблишмент не могут смириться с тем, что Россия, создав современный самолет наблюдения Ту-2014ОН и оснастив его цифровым оборудованием российского производства, более чем на пять-семь лет опередила США».

Рыжков сообщил, что российская сторона потребовала от США разъяснений в связи со сложившейся ситуацией, подтвердив при этом приверженность Москвы выполнению Договора по открытому небу «как одного из краеугольных камней европейской безопасности».

Другие публикации:

  • Врачебно-психологическая экспертиза ГЛАВА 1. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ОСОБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4. Нормативное и методическое регулирование судебно-психологической экспертизы Применение специального психологического знания в сфере правоохранительной деятельности […]
  • Договор купли доли в уставе Договор купли-продажи доли в уставном капитале ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ Город Москва, двадцать восьмое сентября две тысячи десятого года Мы, гражданин Российской Федерации Иванов Иван Иванович, 11 ноября 1977 года […]
  • МНтихомиров Пособие для изучения русской правды Пособие для изучения Русской Правды Книга ставит своей задачей дать студентам-историкам материал для изучения Русской Правды. Представление о списках Русской Правды, тексты и комментарии, памятники, близкие по содержанию к Русской Правде, […]
  • За какой срок можно подать заявление об увольнении Как правильно уволиться Вы получили привлекательное предложение о работе и твёрдо решили уволиться с нынешнего места. Казалось бы, дело за малым: сообщить об этом начальнику, написать заявление об уходе, получить расчёт – и здравствуй, […]
  • Как оформить доверенность на продажу и покупку квартиры Доверенность на покупку квартиры Доверенность на покупку квартиры требуется в тех случаях, когда приобретатель не имеет возможности самостоятельно участвовать в сделке купли-продажи недвижимости и доверяет другому лицу представить его […]
  • Требования к эвакуационным выходам из подвала Выходы из подвальных и цокольных этажей Доброе утро, Владимир! Хочу узнать Ваше мнение по одному из пунктов новых ППР. Означает ли он, что теперь достаточно отделить подвал от лестничной клетки противопожарной дверью, а не делать […]
Договор открытое небо в россии