ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).

УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.

Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.

Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2017 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Элемент не найден!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

Смотрите так же:  Работа юристом в петропавловске камчатском

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Плата за ЖКХ на 2019 год: как можно платить меньше?

Конец года – это время, когда жильцы должны на общем собрании утвердить тариф на содержание общего имущества. Однако в этом вопросе столько тонкостей, что разобраться непросто. В этой статье я расскажу, на что надо обратить внимание, чтобы снизить плату за ЖКХ, поэтому дочитайте до конца.

Может ли УК изменить плату?

Начну с главного: управляющая организация не может в одностороннем порядке поменять размер платы. Или может? Этот вопрос до сих пор остается запутанным. В основном путаются суды.

Дело обстоит так: в пункте 17 Постановления Пленума Верховного суда от 27.06.2017 № 22 сказано, что управляющая организация не может в одностороннем порядке поменять порядок определения размера платы. Из этого часто делают вывод: организация не может изменить и размер платы.

Если сравнить две формулировки, то становится очевидным отличием: изменить в одностороннем порядок нельзя порядок определения платы, запрета на изменение размера платы (но не порядка) нет. Но (и это важно!) управляющая организация может изменить размер платы самостоятельно, только если это предусмотрено договором управления, который и устанавливает такой порядок в силу статьи 162 Жилищного кодекса.

Проверяйте договор управления

Итак, если Вы собственник квартиры, то проверьте свой договор управления: в нем не должно содержаться правило о том, что управляющая организация сама может поменять размер платы; если такое правило есть, то ждите неприятного сюрприза, потому что проводить общее собрание по определению тарифа никто не будет.

Судебная практика

В этом последнем случае надо инициировать изменение договора. Или можно обратиться в суд. Например в Постановлении Арбитражного суда ЗСО от 13.12.2016 № Ф04-5776/2016 суд не принял ссылку на условие договора, которое позволяло управляющей организации изменять размер платы без решения общего собрания. Это поддержал и Верховный суд в очередной раз подтвердив свою непоследовательность ( Определение от 14.04.2017 №№ 304-ЭС17-2651 ). Не хотите идти в суд, тогда пишите жалобе в ГЖН.

Кто утверждает тарифы на ЖКХ?

Идем дальше. В 2018 году появилось новое уточнение в законе: местные власти не могут утверждать тарифы на содержание общего имущества, если в доме выбрана управляющая организация. Такая практика очень распространена: общее собрание жильцов не проводят, тариф не утверждается, в результате управляющие организации применяют тарифы, установленные местной администрацией, а они обычно выше. Это и раньше было незаконно, но сформулировано было так, что можно было неправильно понять.

Помните следующее: если даже общее собрание не будет проведено, Вы не должны платить по общегородским тарифам ( ст. 156 ЖК ).

Из сказанного получается, что надо проводить общее собрание. Это позволит собственникам самостоятельно утвердить размер тарифа, а значит от этого напрямую зависит размер платы за ЖКХ в 2019 году. Но как же быть, ведь провести общее собрание очень сложно?

Здесь на помощь приходит часть 6 статьи 45 Жилищного кодекса: собственники, которые все вместе обладают 10% голосов, могут обратиться в управляющую организацию, чтобы та провела общее собрание. В этом случае все обязанности по проведению общего собрания ложатся на управляющую организацию. Уже не собственникам, а УО придется искать помещение, направлять уведомления собственникам, вести документацию т.д.

Проведение общего собрания МКД

Хорошо, дошли до проведения общего собрания. Помните, что управляющая организация может только предложить проект тарифа, но не может настаивать на его утверждении. Если собственники захотят, то можно уменьшить тариф.

Изменение утвержденного тарифа

Важно помнить, что тариф утверждают на срок 1 год. Но это не означает, что нельзя в течение года изменить тариф. Если понадобится увеличить тариф (например, решите построить детскую площадку), то тариф можно увеличить. Но тариф можно и уменьшить (если захотите сэкономить, например, на той же площадке).

Учтите, что теперь разрешили для нежилых помещений устанавливать тариф, отличающийся от тарифов для жилых помещений ( Постановление Конституционного суда от 29.01.2018 ). Это значит, что собственники магазинов и офисов в доме будут продавливать уменьшение для них тарифа. Собрание не обязано с этим соглашаться. Конституционный суд признал только возможность различных тарифов, но не обязывал общее собрание такие разные тарифы устанавливать.

Если Вы учтете все эти советы, то получится снизить размер платы за содержание общего имущества.

Управляющие компании обяжут работать по советским стандартам. Как изменят жизнь новые нормы ЖКХ

Правительство РФ ужесточило правила управления многоквартирными домами

Правительство РФ ужесточило правила управления многоквартирными домами. Что изменится в работе 21 тысячи управляющих организаций, задействованных на рынке жилищных услуг? Что нового в правилах управления домами? Как изменятся тарифы на ЖКХ? С 11 апреля 2018 года начинают действовать внесенные изменения в ПП РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

На совещании в правительстве РФ вице-премьер Дмитрий Козак рассказал о новациях в осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с принятием постановления правительства РФ от 27 марта 2018 года № 331. Документом прописаны новые правила, совершенствующие работу управляющих компаний.

Главное, что теперь управляющие компании станут доступнее. Причем доступнее в буквальном смысле. Ситуация, когда вы живёте в одной части города, а офис УК вашего дома располагается в другой – так что приходится ехать долго, а то и с пересадками – в скором времени будет невозможна.

Так, специальным правительственным актом устанавливается требование к наличию представительства управляющей компании в пешей доступности от всех многоквартирных домов, которые ею управляются. Пешая доступность, по новым правилам, – это когда в течение часа пешком можно дойти до представительства УК.

По отдельному поручению премьер-министра Дмитрия Медведева установлено, что информация о тарифах должна содержать не только сведения о стоимости услуг соответствующей управляющей компании, но и о стоимости услуг других управляющих компаний в муниципалитете.

Так что теперь жильцам должна быть предоставлена возможность сравнить цены на услуги управления многоквартирными домами.

Новым правительственным постановлением устанавливаются дополнительные требования к деятельности управляющих компаний, прежде всего, связанные с работой аварийно-диспетчерских служб УК.

По словам Дмитрия Козака, такого регулирования раньше не было, точнее, было очень давно – во времена Советского Союза.

Итак, в связи с нововведениями порядок работы аварийных служб будет строго регламентирован вплоть до обязанности по реагированию на звонки граждан. Так, отныне определено время дозвона в службу – 5 минут. Службы должны оснащаться функциями «обратный вызов» или «автоответчик». Регламентируется время, в течение которого эти функции должны быть выполнены, – 10 минут.

Поскольку аварийно-диспетчерская служба должна работать круглосуточно, вызов аварийно-диспетчерской службы может производиться и в ночное время. Кроме того, регламентируется время локализации аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем – в течение 30 минут с момента регистрации заявки. Регламентируется время ликвидации засоров – в течение двух часов с момента регистрации заявки.

А на устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем теперь отводится не более трёх суток.

Каждый сотрудник службы ЖКХ должен иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества и профессиональной специализации).

Предусматривается и серьезное наказание за неисполнение вышеназванных требований. Как подчеркивалось на специальном совещании в правительстве РФ, установлена ответственность УК вплоть до отзыва лицензии.

Какие нормативные акты по ЖКХ вступили в силу весной этого года

С 1 марта 2019 года вступили в силу Изменения в ПП РФ от 15.05.2013 № 416

Теперь более детально регламентирован порядок раскрытия и размещения информации управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК, а также перечень информации, обязательной для раскрытия. Уточнены сроки, порядок подачи, приема, регистрации и ответа на обращения и запросы собственников.

В начале апреля 2018 года были официально опубликованы несколько нормативных правовых актов, вносящих изменения в нормы жилищного законодательства. Приводим краткий обзор наиболее важных изменений.

С 3 апреля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59 «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации»

Новый закон предоставляет возможность заключения прямых договоров предоставления коммунальных услуг (договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) между собственниками помещений многоквартирного дома и непосредственно ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Смотрите так же:  Доплата на иждивенца пенсионера

Установлен перечень оснований для заключения прямых договоров. Например, инициатором заключения прямых договоров могут выступить как собственники помещений, принявшие соответствующее решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, так и ресурсоснабжающая организация.

Установлен порядок извещения ресурсоснабжающей организации о решении собрания собственников, а также права и обязанности ресурсоснабжающей организации относительно заключения или незаключения прямого договора с собственниками помещений многоквартирного дома. Так, ресурсоснабжающая организация получила возможность одностороннего отказа от договора с управляющей компанией при наличии предусмотренных законом основания для такого отказа, указаны последствия такого отказа (в виде обязанности уведомлений определенного круга лиц об отказе от договора, заключении договора с собственниками помещений).

Определен порядок действия с задолженностью управляющей организации в случае заключения прямого договора между собственниками и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С 11 апреля 2018 года начинают действовать внесенные изменения в ПП РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

Постановлением более подробно урегулировано действие льготных тарифов, которое осуществляется в соответствии со ст. 24.9 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При установлении льготных тарифов для потребителей или их категорий, повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается.

Льготные тарифы, лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются при нормативным правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также установлена обязанность для органа регулирования не позднее пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации опубликовать перечень потребителей или их категорий (за исключением физических лиц), имеющих право на льготные тарифы на своем официальном сайте, в случае его отсутствия — на сайте, определяемом субъектом Российской Федерации).

С 11 апреля 2018 года вступают в силу поправки ПП РФ от 27.03.2018 № 331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации…»

Постановлением внесены изменения в несколько нормативных правовых актов.

Признаются утратившими силу ряд положений Стандарта раскрытия информации, утвержденного ПП РФ от 23.09.2010 № 731 и изменения в ПП РФ от 13.08.2006 № 491.

Уточняется, что осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные, подробно раскрыто содержание и периодичность проведения каждого вида осмотра. Выявленные неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).

Установлены новые требования к собственникам жилых помещений и управляющей организации в случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ, ЖК или иной потребительский кооператив по определению размера платы за содержание жилого помещения. Так, на управляющую организацию возлагается обязанность не менее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания собственников представить предложение о размере платы за содержание. Установлены также требования к такому предложению.

С 11 апреля 2018 года вступают в силу в ПП РФ от 06.05.2011 № 354

Документом устанавливаются обстоятельства, при которых возможно отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки.

С 11 апреля 2018 года вступают в силу также и изменения в ПП РФ от 03.04.2013 № 290

Теперь предусматривается возможность исполнения обязанности лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме.

Рассказываем об изменениях в сфере ЖКХ в 2018 году 8338

Центр защиты прав граждан подготовил для вас информацию по самым значимым изменениям в сфере ЖКХ, которые вступили в силу с 11 января 2018 года.

РАСШИРЕНИЕ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ, ИЛИ КТО ТЕПЕРЬ В ДОМЕ ХОЗЯИН

БЛАГОУСТРОЙСТВО ДВОРОВ ДЕЛЕГИРОВАЛИ ЖИТЕЛЯМ

Без решения общего собрания собственников дома ЖЭК больше не посадит рябины вместо яблонь. И не спишет внушительную сумму денег, к примеру, на строительство мраморного фонтана во дворе вместо детской игровой площадки. Даже цвет и модификацию мусорных урн у подъездов дома могут утвердить и «осметить» только сами жители.

! В ведение общего собрания собственников перешло принятие следующих решений:

– о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

– о размещении объектов благоустройства;

– об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства.

ПЕРЕВЫБОРЫ СОВЕТА ДОМА НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫ

Совет дома – самый эффективный посредник между жителями и управляющей компанией. К активному Совету МКД прислушивается Госжилинспекция. Его как огня боятся недобросовестные коммунальщики. Согласно закону, один раз в 2 года Совет многоквартирного дома положено переизбирать.

Общеизвестно, что организовать общее собрание собственников – дело хлопотное. Если жителей не устраивает Совет МКД, тогда, конечно, придется инициировать собрание и переизбрать Совет. А если Совет за управляющей компанией присматривает, добивается экономии по ресурсам, гоняет рекламщиков и провайдеров, в общем, деятельный Совет. Зачем такой переизбирать? Пусть работает дальше! Чтобы избежать волокиты, Жилищный кодекс позволил жителям продлевать полномочия Совета МКД на новый срок автоматически.

! Согласно поправкам в ст. 161.1 ЖК РФ, Совет дома теперь переизбирать не обязательно. Если жильцов все устраивает, полномочия старого Совета автоматически продлеваются на новый срок.

УСТАНОВИТЬ ПАНДУС ДЛЯ ИНВАЛИДА БЕЗ СОГЛАСИЯ ЖИТЕЛЕЙ

Проблема установки в доме оборудования, предназначенного для инвалидов-колясочников, – головная боль маломобильных граждан. К сожалению, дома старой постройки не предусматривают возможности для свободного передвижения колясочников.

Однако, согласно федеральной программе «Доступная среда», муниципалитеты и управляющие домом организации обязаны обеспечить безбарьерную среду для проживающих в доме инвалидов.

Раньше для оборудования лестниц и крыльца пандусом или подъемником требовалось разрешение общего собрания собственников. Если собрание по какой-то причине не провели, инвалид оставался заложником в собственной квартире.

Благодаря поправкам в закон, приспособление общего имущества дома для беспрепятственного доступа инвалидов не требует больше согласования со всеми собственниками. Решение собрания необходимо лишь в случае, если при заказе и установке оборудования используются деньги всех жителей.

! Согласно 462-ФЗ, внесены изменения в статью 36 ЖК РФ (п.4.1). Для установки соответствующего оборудования общее собрание собственников жилья не проводится.

Исключением являются случаи, когда установка оборудования осуществляется с привлечением денежных средств собственников.

НОВОСЕЛАМ ДАЛИ ПРАВО ГОЛОСОВАТЬ

Законодатели учли мнение жителей, которые стали новоселами, но еще не получили на руки документов о праве на собственность.

Речь идет о распространенной практике, когда застройщик вроде бы дом сдал, жильцы приняли квартиры и получили ключи, но процесс оформления документов о праве на собственность затягивается на долгие месяцы. Вроде бы ты уже житель дома и право имеешь на участие в его судьбе, а формально к голосованию не допущен. Чтобы исправить этот казус, ЖК РФ поправили. Теперь такие новоселы могут участвовать в собрании собственников, даже не имея документов о регистрации права.

Обратите внимание, такая возможность действительна в течение только одного года со дня ввода дома в эксплуатацию. Предполагается, что этого срока достаточно, чтобы оформить имущественное право.

! Лица, принявшие квартиру от застройщика, после выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию вправе принимать участие в общих собраниях собственников и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников (ст. 44 часть 1.1 ЖК РФ).

УЗНАТЬ СОСЕДЕЙ БЕЗ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Теперь управляющие компании, ТСЖ или ЖСК обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий все реквизиты, необходимые для проведения общего собрания.

Получить такой реестр может любой собственник, который решил инициировать общее собрание в доме. Для получения реестра достаточно обратиться в управляющую организацию с письменным запросом.

УК (ТСЖ, ЖСК) обязана в течение пяти дней с момента получения запроса предоставить инициатору всю информацию о собственниках. При этом спрашивать согласия собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, не требуется.

! Статья 45 ч. 3.1 ЖК РФ уточняет: реестр собственников содержит фамилию, имя, отчество собственника помещения в многоквартирном доме; полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; номер квартиры; сведения о размерах принадлежащей доли в праве общей собственности на общее имущество.

Согласие на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, при предоставлении реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания от собственников не требуется.

ОРИГИНАЛ ПРОТОКОЛА СОБРАНИЯ ХРАНИТСЯ В ГЖИ

Несмотря на введение уголовной ответственности за фальсификацию протоколов общего собрания жильцов, недобросовестные управляющие компании продолжают жульничать с протоколами. На «липовых» собраниях люди якобы голосуют за оплату сверхнормативных расходов ресурсов и соглашаются с повышением ставки на содержание жилья.

Когда жители начинают возмущаться и требовать протокол собрания, ЖЭК ссылается на закон о защите персональных данных. Или вовсе оригинал протокола вдруг пропадает.

Смотрите так же:  Возврат налога при покупке квартиры 3 ндфл

Чтобы избежать махинаций и досадных недоразумений, отныне оригинал протокола общего собрания собственников МКД передается в Госжилинспекцию.

! Инициатор общего собрания собственников помещений в МКД обязан передавать в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК не копии решения и протокола общего собрания, а их подлинники. А они в свою очередь обязаны передать полученные оригиналы решения и протокола общего собрания в органы государственного жилищного надзора.

УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЖЭКА, ИЛИ КАК НАЙТИ УПРАВУ НА НЕРАДИВЫХ КОММУНАЛЬЩИКОВ

ЗА ОШИБКИ В КВИТАНЦИИ ЖЭК ЗАПЛАТИТ ШТРАФ

Вы получили коммунальную квитанцию и обнаружили, что жилищные услуги внезапно подорожали. Никакой разъяснительной информации от ЖЭКа нет. Общего собрания собственников по изменению ставки на содержание и текущий ремонт дома не было.

Вы пишите претензию в УК, а вам отвечают – техническая ошибка. Или «индексация на инфляцию». Или вообще игнорируют обращение.

Теперь за все ошибки, которые приводят к необоснованному повышению платы за содержание жилья, управляющая организация будет оштрафована в пользу жителя.

При поступлении письменного обращения от жителя УК (ТСЖ, ЖСК) не позднее 30-ти дней со дня поступления обращения обязана провести проверку правильности начисления и выплатить штраф. Либо доказать отсутствие нарушения.

! У ТСЖ, управляющих организаций, жилищных или жилищно-строительных кооперативов появилась обязанность по уплате нового штрафа. Теперь ЖЭК отвечает за необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения из-за нарушений в расчетах. Штраф составляет 50% от суммы переплаты (ст. 156 ЖК РФ, п. 11,12,13).

Штраф выплачивается как собственникам, так и нанимателям по договору соцнайма путем снижения размера платы за содержание жилого помещения.

Срок уплаты штрафа – не позднее 2-х месяцев со дня получения обращения собственника или нанимателя, если нарушение действительно имело место.

! Аналогичная мера предусмотрена в отношении ЖЭКа при завышении платы на коммунальные ресурсы. Штраф в размере 50% от суммы переплаты ресурсника регулирует ст. 157 ЖК РФ, п.6,7.

УК-ДВОЙНИКИ НЕ ДОПУСТЯТ К УПРАВЛЕНИЮ ДОМАМИ

Вашим домом управляла УК «Зарница». Внезапно платежи стала выставлять УК «Зарница-1» или, к примеру, «Зарница+». Собственники вряд ли обнаружат подмену и продолжат исправно оплачивать ЖКУ, но деньги поступят на лицевой счет УК с похожим названием. Почему это происходит?

Либо в дом рвется УК-захватчик, которая стремится незаконным путем сместить действующую управляющую организацию и подделывает ее «вывеску». Либо ваша управляющая организация, накопив долги перед ресурсниками, банком или налоговыми органами, готовится к банкротству. А перед тем как официально признать себя банкротом, открывает компанию с похожим названием и переводит туда все активы, в том числе ваши платежи за «коммуналку».

В обоих случаях ситуация жилищно-криминальная. Отныне такое станет невозможным.

! УК с очень похожими названиями не допускают к лицензированию. Действующим компаниям-близнецам, имеющим лицензии, дано 6 месяцев для устранения «похожестей» (изменения коснулись ч. 1ст. 193 ЖК РФ).

БЕССРОЧНЫХ ЛИЦЕНЗИЙ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

Только одна из десяти управляющих многоквартирными домами организаций не имеет нареканий со стороны жильцов. И дело не в том, что собственник злой и неблагодарный пошел.

К сожалению, дело в УК. Известно, что она зарабатывает на жизнь платежами жителей по строке «содержание и текущий ремонт жилья». Помимо хозяйственных расходов сюда заложена в том числе зарплата сотрудников, от гендиректора до уборщиц и дворников. Но многие У К стараются расходы превратить в доходы.

И начинается! То без спроса эту ставку поднимут, то вдруг «забудут» мыть подъезды и вывозить снег. Сэкономил на уборке – экономию положил в карман.

Бывает и хуже: зашла на дом управляющая организация, собрала с жителей в течение трех-пяти месяцев жилищно-коммунальные платежи. Услуг толком не оказала, с ресурсниками за тепло, воду и свет не рассчиталась и …обанкротилась.

Когда принимался закон об обязательном лицензировании управляющих компаний, те, что выдержали экзамен в ГЖИ, получили бессрочную лицензию на коммунальную «жизнедеятельность».

Участившиеся жалобы от собственников побудили законодателей откорректировать эту норму.

! Теперь лицензия на управление многоквартирными домами выдается УК на 5 лет и действует только на территории того субъекта РФ, в котором была получена (ч. 4 ст. 192. ЖК РФ) .

Нововведение касается и лицензированных ранее управляющих компаний. Для них срок лицензии отсчитывается со дня вступления в силу закона – с 11 января 2018 года. В рамках лицензионного контроля главный жилищный инспектор субъекта может издать приказ и назначить в неплановую проверку УК (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

ЗА ГРУБОСТЬ ОТВЕТЯТ КОНФИСКАЦИЕЙ ДОМА

Закон ввел понятие «грубых нарушений лицензионных требований», при обнаружении которых управляющую компанию могут лишить права управлять конкретным домом. Это может быть один дом, жилой массив или все многоквартирники сразу.

Решения суда теперь не потребуется. Отзыв лицензии или изъятие дома из-под контроля – в ведении ГЖИ. Перечень грубых нарушений лицензионных требований, увы, пока не утвержден Правительством РФ. Ждем подробностей от чиновников Минстроя.

Однако уже известно: к грубым будут приравнены нарушения, повлекшие опасность для жизни и здоровья жильцов. А также умышленное злоупотребление утраченными полномочиями. К примеру, отказ передать документацию при смене управляющей компании.

ДОМ БЕЗ ПРИСМОТРА НЕ ОСТАНЕТСЯ

Вас не устраивает, как управляющая компания обслуживает дом. Решили ее поменять или создать ТСЖ. Провели общее собрание собственников.

В течение трех рабочих дней с даты проведения этого собрания «старая» УК обязана передать всю техническую документацию на дом, ключи от всех чердаков и подвалов, электронные коды доступа к оборудованию лицу, принявшему на себя полномочия по управлению данным домом. Об этом говорит ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ.
А что делать, если ваша управляющая компания обанкротилась, сбежала или лишилась лицензии? Органы местного самоуправления будут обязаны назначить дому временную управляющую компанию.

Временная УК присмотрит за домом, пока собственники общим собранием не выберут ЖЭК, который им по душе. Но затягивать с проведением собрания не стоит. Временная УК будет приставлена к дому на срок не более одного года.

Порядок выбора временной организации еще не определен.

Эта норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

! Если в ходе общего собрания собственников по смене У К были допущены нарушения, которые могут быть обжалованы собственниками в суде, решение собрания признают неправомочным. А избранную управляющую организацию отстранят от обслуживания.

Чтобы организовать общее собрание собственников без сучка и задоринки, обратитесь за помощью в Центры защиты прав граждан «Справедливая Россия»!

НЕ ТОЛЬКО КНУТОМ, НО И ПРЯНИКОМ

Управляющим организациям разрешили сохранять за собой экономию, полученную при надлежащем выполнении работ на доме (статья 162 ЖК РФ была дополнена п. 12).

На деле это так: если в соответствии с отчетом о выполнении договора управления, размещенном в Государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ), фактические расходы ЖЭКа оказались меньше тех, которые предусмотрены платой жильцов за содержание жилья, разница остается в распоряжении УК.

Оговорочка : при условии, что такая экономия не привела к ухудшению качества оказанных услуг. Как воспользуются такой преференцией УК? Хорошо, если по совести. Но нам, собственникам, расслабляться не следует! Помните, за собственниками сохраняется право предусмотреть в договоре управления многоквартирным домом иное распределение полученной экономии.

Надеемся, эта информация поможет вам навести порядок в доме и добиться от управляющей организации качественного и своевременного обслуживания многоквартирного дома.

Центры защиты прав граждан подготовили вам в помощь коммунальные «шпаргалки» на все случаи жизни.

Заходите на наш сайт справедливо-центр.рф в раздел «КОММУНАЛЬНАЯ САМООБОРОНА».

Скачать полезные кейсы вы можете абсолютно бесплатно.

Пользуйтесь и помните, что справедливость в ваших руках !

Другие публикации:

  • Коэффициенты осаго по территории 2019 Коэффициенты ОСАГО в 2019-м году Начиная с 2019-го года, в России последовательно начинается реализация мероприятий, направленных на либерализацию рынка ОСАГО. Реализуется данный механизм в числе прочего через изменение величины основных […]
  • Заявление на отказ от страхования жизни образец в сбербанке Отказываемся от страховки по кредиту, образец заявления Оформить заявку и получить ответ из банка всего за 30 минут→ Многие заемщики спрашивают у нас, возможен ли отказ от страховки по кредиту и где найти образец. В процессе оформления […]
  • С января 2019 года пенсия в казахстане Пенсии в Казахстане в 2019 году: что изменилось Пенсионная выплата в Казахстане складывается из трех показателей: базовая пенсия солидарная пенсия трудовая пенсия (учитываются отчисления до 1 января 1998 года) накопительная […]
  • Судебные приставы усть-илимска Усть-Илимский Районный отдел судебных приставов Иркутской области Адрес: 666673, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Ленина, 20 А Время работы: Чт с 16 до 20, первая Сб месяца с 10 до 13 Телефон для справок: +7(39535)7-44-83 Начальство […]
  • Какие льготы для матери с двумя детьми Причитаются ли Вам льготы? Доброго дня, дорогие подписчики! В нашей стране государство старается оказать всестороннюю поддержку семьям, ожидающим пополнения. Несмотря на это, содержать детей в условиях кризиса становится все труднее. Цены […]
  • Адвокат по городскому суду Адвокат по наследственным делам успешно провел дело в Московском городском суде 20 июня 2011 состоялось судебное заседание в Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда по кассационной жалобе грж. Шн-р на решение […]
Договор с ук и тсж в 2019 году