Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября 2009 г., 8 мая 2010 г., 27 июня 2011 г., 5 мая 2014 г., 3 июля 2016 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года

Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России

Президент Российской Федерации

В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.

Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.

В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или ИП. Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы могут быть разными: неустойка, залог, банковская гарантия и др.

Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.

Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.

Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона

Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 июня 2009 г. N 31, в «Российской газете» от 10 июня 2009 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 23 ст. 2758

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон о приеме платежей

С 1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон N 103-ФЗ (далее — Закон), регулирующий отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона, его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

— осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом;

— между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

— в пользу иностранных юридических лиц;

— осуществляемых в безналичном порядке;

— осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Понятийный аппарат, используемый в Законе (..)

В статье 2 Закона закрепляются основные понятия, используемые в Законе.

В частности, поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Плательщиком является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

Оператор по приему платежей — юридическое лицо, заключившее договор с поставщиком об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежный терминал — устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Условия осуществления приема платежей (..)

В соответствии со статьей 4 Закона, оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном договором порядке и в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Пунктом 4 статьи 4 Закона определено, что исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке. Оператор в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж (пункты 5, 6 статьи 4 Закона).

Пунктом 7 статьи 4 Закона оператору предоставлено право привлечения других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

Пунктом 11 статьи 4 Закона установлено, что платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности», запрещена.

Согласно Закону (пункт 13 статьи 4 Закона), в каждом месте приема платежей платежным агентом должна быть предоставлена плательщикам, в частности, следующая информация: адреса места приема платежей; наименование и место нахождения оператора по приему платежей; наименование поставщика; реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей, в случае взимания вознаграждения; способы подачи претензий; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей; адреса и номера контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, а также требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц (..)

Статьей 5 Закона предусмотрены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому плательщику.

Смотрите так же:  Учет и отчетность на предприятии организация и методы анализа

Установлено, что кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать обязательные реквизиты, в числе которых: наименование документа — кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); общая сумма принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; дата, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей.

Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

Законом определено, что платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы (статья 6 Закона). Платежный терминал должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: предоставление плательщикам предусмотренной Законом информации; прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; прием денежных средств, вносимых плательщиками; печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств. Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно статье 8 Закона, после 1 января 2010 года прием платежей без использования контрольно-кассовой техники и выдачи кассовых чеков, соответствующих требованиям Закона, не допускается.

Изменения, вносимые в отдельные законодательные акты в связи с принятием Закона (..)

С 1 января 2010 года (за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу) вступает в силу Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ, которым вносятся изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Изменения вносятся, в частности, в Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности», в Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в Жилищный кодекс РФ, в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Так, Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» дополнен, в частности, положением, устанавливающим, что контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде; иметь паспорт установленного образца.

Жилищный кодекс РФ дополнен положением, согласно которому наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Жилищным кодексом РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Федеральным законом N 121-ФЗ определено, что после 1 января 2010 года прием банковскими платежными агентами платежей физических лиц, а также применение платежных терминалов или банкоматов без использования контрольно-кассовой техники и выдачи кассовых чеков, соответствующих установленным требованиям, не допускаются.

Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-фз «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать).

Инструкция по разархивации находится здесь.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

Прошу пояснить следующее:

Компания А осуществляет деятельность по выдаче займов физическим лицам.

Компания А заключила агентский договор с Компанией Б по приему денежных средств поступающих от физических лиц в счет оплаты задолженности.

Компания Б никаких услуг не оказывает, выступает посредником между компаний А и заемщиками, комиссию с физических лиц не берет. Комиссию Компании Б платит Компания А по итогу отчетного месяца.

Физические лица возвращают займы с процентами через посредника — Компанию Б.

Попадает ли указанная деятельность Компании Б, а именно — посредничество по возврату займов с процентами, под требования 103 ФЗ РФ «О деятельности по приему платежей физических лиц осуществляемой платежными агентами»?

Уточнение клиента

103 ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Так вот в свете сложившихся отношений поясните плж какую по факту услугу физическое лицо оплачивает Компании А когда осуществляет гашение основного долга по займу?

«Оплата услуги», если буквально читать закон, и возврат займа разве одно и тоже?

И в свете этого еще раз попадает ли данная деятельность под требования 103 ФЗ?

18 Августа 2016, 06:19

Ответы юристов (11)

Добрый вечер, Роман.

Если компания А не является кредитной организацией и прием платежей от физлиц осуществляется не безналичными платежами, то да, компания Б является платежным агентом.

Есть вопрос к юристу?

Если расчётные операции будут осуществляться в безналичной форме, то согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона №103 — ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц осуществляемой платежными агентами» данная организация не может быть подчинена правилам норм данного Федерального Закона.

Соответственно, если будет работать и с наличкой, тогда да под действия вышеуказанного закона подпадает.

Здравствуйте Роман. С точки зрения ст. 2 103 ФЗ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2) плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
3) платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

С учетом условий которые указал Илья, компания А является поставщиком, а компания Б платежным агентом. Кто Вам платит вознаграждение не имеет значения.

Уточнение клиента

см уточнения к вопросу

18 Августа 2016, 06:20

Роман, добры вечер! Исходя из условий, данных в вопросе компания Б является платежным агентом -оператором по приему платежей т.к.

4) оператор по приему платежей — платежный агент
— юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Компания А заключила агентский договор с Компанией Б по приему денежных средств поступающих от физических лиц в счет оплаты задолженности.
Роман

Основным отличием платежного агента от иных посредников является то, что платежный агент осуществляет только прием денег и передачу их поставщику. Если агент предоставляет и иные услуги, например заключает договора, то он уже не является платежным агентом.

Прочитайте прикрепленную статью, она хорошо описывает различия.

Добавлю, что за нарушение требований 103-ФЗ как компанией Б (платежным агентом) так и компанией А (поставщиком) предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст.15.1 КоАП

Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими
платежными агентами и банковскими платежными субагентами,
осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом
«О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную
организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет
(счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов -влекут
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч
до пятидесяти тысяч рублей.

Смотрите так же:  Заявление на домашний режим в сад

По общему смыслу данного закона под услугой или работой понимается более широкий спектр услуг, чем он указан в нормах про услугу в ГК РФ.

Такой же позиции придерживается и ВС РФ

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2012 г. N 17

О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
ПО СПОРАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
3. При отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что:
д) под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Так что выдача займа, это и есть услуга, за которую платит физ лицо возвращая займ.

Иванов О.М., Щербакова М.А. Комментарий к Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)»: научно-практический (постатейный). М.: Статут, 2014. 767 с.
Для исполнения денежного обязательства по возврату потребительского кредита (займа) и уплате процентов на него заемщик может использовать наличные деньги, а также безналичные денежные средства в форме средств на банковских счетах или электронных денежных средств (ст. 7 Закона о национальной платежной системе). Кредитные продукты, предлагаемые банками, как правило, предусматривают открытие заемщику банковского счета, с которого осуществляется исполнение его денежных обязательств по договору потребительского кредита и иным договорам. Передача распоряжения о переводе денежных средств может производиться при заключении договора потребительского кредита либо позднее с использованием банковской карты или иного электронного средства платежа. Пополнение средств на счете осуществляется любым доступным способом. Традиционным способом возврата потребительского займа является внесение наличных денежных средств в кассу кредитора.
Бурное развитие платежной инфраструктуры, происходящее в последние годы, привело к существенному повышению доступности платежных услуг, расширению видов и числа финансовых посредников, оказывающих платежные услуги. В качестве способов возврата потребительского кредита (займа), уплаты процентов и иных платежей кредитор в условиях кредитного продукта может предусмотреть перевод денежных средств без открытия банковского счета (п. 9 ч. 1 ст. 5 Закона о банках), почтовый перевод , денежный перевод через систему денежных переводов, прием денежных средств банковским платежным агентом (ст. 14 Закона о национальной платежной системе) или оператором по приему платежей (кроме кредитной организации). Прием наличных денежных средств может осуществляться с использованием банкоматов или платежных терминалов. Все названные способы предусматривают привлечение третьих лиц, оказывающих платежные услуги за плату.
— Почтовый перевод денежных средств — услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи (ст. 2 Закона о почтовой связи).
Деятельность операторов по приему платежей регулируется Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Роман, добавлю, что учитывая Ваше уточнение, исходя из положений Постановления Пленума Верховного суда Российской федерации от 28 июня 2012 г. N 17, пп. д п. 3 данного постановления определяет, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Исходя из чего фирма Б подпадает под действия закона № 103. Да бы предоставление займа непосредственно по определению ВС РФ, которое он даёт выше относится как раз таки к услуге.

Соответственно фирма Б это агент.

К сказанному коллегами относительно характера отношений, возникающих при предоставлении займа, являющегося финансовой услугой, добавлю, что ч. 2 ст. 1 103-ФЗ прямо установлены случаи, когда он не применяется. Случаи возврата займов к ним не относятся. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 4 103-ФЗ

. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.11.2010 N 920
«Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц»

1. Прием лотерейных ставок, за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени.
2. Прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее.
3. Прием ставок для участия в азартных играх.

приема платежей в погашение займа в нем также нет

С экономической точки зрения вы абсолютно правы, сам по себе займ сложно отнести к услугам, но право для удобства регулирования позволяет себе расширять правовой объем понятия. В частности, согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, в ваших сомнениях есть здравый смысл, но все-таки государственными органами такая деятельность будет расценена как деятельность платежного агента.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

«Комментарий к Федеральному закону от 3 июня 2009 г. n 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». С учетом новейших подзаконных актов» (постатейный) (Рукавишникова И.В.) («Юстицинформ», 2010)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 3 ИЮНЯ 2009 Г.
N 103-ФЗ «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ»
С УЧЕТОМ НОВЕЙШИХ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ
(Постатейный)
И.В. РУКАВИШНИКОВА
Рукавишникова Ирина Валерьевна
Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового и административного права ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» «РИНХ».
Автор более 90 публикаций, среди которых учебное пособие «Финансовое право» (2009 г.), монография «Метод финансового права».
Необходимость принятия Федерального закона N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» обусловлена расширяющимся сегментом услуг по приему платежей физических лиц через платежные терминалы. Несмотря на то что система электронных платежей в России начала формироваться в конце 90-х годов прошлого века, законодательное регулирование этого сегмента рынка долгое время осуществлялось нормативными актами, имеющими подзаконный характер .
———————————
Собрание законодательства РФ. 2009. N 23. Ст. 2758.
См.: указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1842-У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями» // Вестник Банка России. 2007. N 39.
Первый этап законодательного регулирования деятельности по приему платежей физических лиц был ознаменован принятием соответствующих изменений и дополнений к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» . Статья 13.1 указанного Закона устанавливала порядок осуществления отдельных банковских операций коммерческими организациями, не являющимися кредитными организациями. Одним из основных требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц, являлось наличие одновременно существующих договорных отношений между кредитной организацией и лицом, реализующим услуги (работы), а также кредитной организацией и организацией, принимающей платежи. Другими словами, кредитная организация выступала непосредственным участником процесса осуществления платежными агентами деятельности по приему платежей физических лиц.
———————————
См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3439.
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.
Принятие комментируемого Закона изменило сложившуюся практику, допустив к осуществлению деятельности по приему платежей физических лиц, организации и индивидуальных предпринимателей, работающих самостоятельно по прямым договорам с поставщиками товаров (работ, услуг). Комментируемый Закон, а также положения получившей новую редакцию ст. 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» закрепили разделение сфер интересов кредитных организаций и платежных агентов в области приема платежей физических лиц. Платежные агенты не вправе принимать платежи физических лиц, осуществляемые в рамках банковских операций и сделок. В то же время юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, заключившим соответствующий договор с кредитной организацией (банковским платежным агентам), предоставляется право принимать платежи физических лиц, в том числе связанные с исполнением отдельных банковских сделок.
3 июня 2009 года N 103-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ
(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 289-ФЗ)
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 1
1. Часть 1 ст. 1 определяет круг общественных отношений, регулирование которых осуществляется нормами комментируемого Закона.
В сферу действия Закона попадают отношения, возникающие между плательщиком — физическим лицом и платежным агентом по приему последним наличных денежных средств для осуществления последующих платежей по обязательствам плательщика. Через платежных агентов могут быть исполнены обязательства плательщика по оплате товаров (работ, услуг), возникшие в результате гражданско-правовых договоров, заключенных с юридическими лицами и (или) физическими лицами — индивидуальными предпринимателями (поставщиками) (например, оплата услуг связи, жилищно-коммунальные платежи и т.д.), а также органами государственной власти, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями (например, оплата регистрационных сборов, пошлины и т.д.). Следует отметить, что комментируемый Закон впервые разрешил осуществлять прием платежей через платежных агентов за приобретенные товары, тогда как ранее действовавшее законодательство позволяло оплачивать через платежных агентов только услуги и работы, приобретаемые плательщиками .
———————————
См.: п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.
2. В части 2 ст. 1 комментируемого Закона перечислены отношения, на которые положения настоящего Закона не распространяются:
во-первых, при осуществлении непосредственных наличных расчетов физических лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за реализуемые последними товары (работы, услуги). Следует отметить, что способ оплаты денежных обязательств физических лиц (непосредственно в кассу поставщика товаров (работ, услуг) или при участии платежного агента) зависит исключительно от волеизъявления плательщика.
Исключение из приведенного положения составляют расчеты, осуществляемые плательщиком в связи с выплатой вознаграждения платежному агенту за услуги по приему платежей. Порядок определения размера вознаграждения платежного агента установлен ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона;
во-вторых, при осуществлении расчетов между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, которые проводятся в рамках предпринимательской деятельности, не связанной с выполнением функций платежных агентов. В настоящее время действует нормативное ограничение, связанное с наличными денежными расчетами, осуществляемыми между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках предпринимательской деятельности, по одному договору, заключенному между указанными лицами, в размере, не превышающем 100 тысяч рублей .
———————————
См.: указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. (с изм. от 28 апреля 2008 г.) N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» // Вестник Банка России. 2007. N 39.
Кроме того, не допускается осуществление денежных расчетов через платежных агентов с лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями. Комментируемый Закон не уточняет, какие именно виды профессиональной деятельности относятся к категории «частной практики», но можно предположить, что законодатель имел в виду профессиональную деятельность адвокатов и частных нотариусов;
в-третьих, при осуществлении наличных денежных расчетов с иностранными юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательствами государств, в которых они учреждены;
в-четвертых, при осуществлении платежей в формах безналичных расчетов. В соответствии со ст. 862 ГК РФ к числу таких форм относятся расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Расчеты с использованием пластиковых карт также относятся к категории безналичных , и, следовательно, банковские пластиковые карты не могут быть использованы для оплаты денежных обязательств физических лиц через платежных агентов;
———————————
См.: Положение ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (с изм. от 21 сентября 2006 г., 23 сентября 2008 г.) // Вестник Банка России. 2005. N 17.
в-пятых, при осуществлении расчетов, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности. Статья 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» содержит исчерпывающий перечень банковских операций и других сделок, которые вправе совершать кредитная организация. Соответственно платежи, осуществляемые физическими лицами в рамках отношений, возникающих из банковских операций и банковских сделок, не могут производиться при посредстве платежных агентов. Действующее банковское законодательство предусматривает возможность привлечения к осуществлению отдельных банковских операций организаций, не являющихся кредитными, и индивидуальных предпринимателей (банковских платежных агентов), осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц на основании договора, заключенного с кредитной организацией.
Как следует из ст. 13.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», банковские платежные агенты наделены более широкими полномочиями в сфере осуществления деятельности по приему платежей физических лиц по сравнению с платежными агентами. Так, наряду с полномочиями по принятию от физических лиц наличных денежных средств для исполнения денежных обязательств перед органами государственной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ, а также перед иными организациями (индивидуальными предпринимателями) по оплате товаров (работ, услуг) банковский платежный агент вправе осуществлять операции с использованием платежных карт. Кроме того, банковский платежный агент вправе передавать кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжения физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составлении документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанные с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики.
Фактически в настоящее время существуют две формы осуществления деятельности по приему денежных средств от физических лиц: через платежных агентов, полномочия которых определяются комментируемым Законом, а также через банковских платежных агентов, деятельность которых регулируется законодательством о банках и банковской деятельности.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 2
В статье 2 содержатся основные понятия, используемые в Законе:
1) к поставщикам относятся следующие категории субъектов:
юридические лица, индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги, в том числе принимающие платежи за жилые помещения и коммунальные услуги (в соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ такими правами обладают товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы);
органы государственной власти, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, получающие денежные средства плательщиков в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (регистрационные сборы, пошлины, иные платежи).
Кредитные организации не вправе получать денежные средства от плательщиков через систему платежных агентов и, следовательно, не могут быть причислены к категории поставщиков в контексте комментируемого Закона;
2) плательщиками являются только физические лица, которые передают платежному агенту наличные денежные средства для осуществления платежа в пользу поставщиков. Учитывая то, что платежи, осуществляемые через платежных агентов, могут быть неперсонифицированными, плательщики вправе осуществлять оплату как своих денежных обязательств, так и обязательств иных физических лиц;
3) термин «платежный агент» используется законодателем для обобщенного обозначения субъектов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц. К таким субъектам относятся: оператор по приему платежей и платежный субагент;
4) в качестве оператора по приему платежей физических лиц может выступать только юридическое лицо, осуществляющее деятельность по приему платежей на договорных началах с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, реализующими товары (работы, услуги), а также органами государственной власти (местного самоуправления), выполняющими определенные оплачиваемые функции в пользу физических лиц — плательщиков;
5) для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц — плательщиков оператор по приему платежей может привлечь платежного субагента (юридическое лицо или индивидуального предпринимателя). Между оператором по приему платежей и платежным субагентом заключается субагентский договор (ст. 1009 Гражданского кодекса РФ — ГК РФ), в соответствии с которым платежный субагент от своего имени или от имени оператора по приему платежей осуществляет деятельность по приему наличных денежных средств для оплаты обязательств физических лиц — плательщиков;
6) комментируемый Закон предусматривает возможность для платежных агентов при приеме платежей использовать платежные терминалы, которые представляют собой специальное оборудование, позволяющее осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в автоматическом режиме, без технической помощи специалиста. Требования к техническому оснащению платежных терминалов содержатся в ст. 6 комментируемого Закона.
Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц
Комментарий к статье 3
1. Комментируемая статья содержит определение понятия «деятельность по приему платежей (прием платежей)», которая предполагает осуществление платежными агентами последовательных действий, связанных с:
получением от физических лиц наличных денежных средств, предназначенных для исполнения их денежных обязательств перед поставщиками товаров (работ, услуг);
перечислением указанных средств поставщикам товаров (работ, услуг).
В соответствии с агентским договором, заключенным между платежным агентом и поставщиком товаров (работ, услуг), на платежного агента возлагается обязанность принимать от плательщиков наличные денежные средства и переводить их поставщикам

Смотрите так же:  Налог 276

Другие публикации:

  • Приказ фтс 1288 от Приказ Федеральной таможенной службы от 29 июня 2015 г. № 1288 “О признании утратившими силу приказов ФТС России от 18 февраля 2010 г. № 317, от 24 января 2011 г. № 123 и от 18 апреля 2012 г. № 739” Признать утратившими силу: 1) приказ […]
  • 540 приказ мчс Приказ МЧС РФ от 27 сентября 2011 г. N 540 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления […]
  • Приказ 517 мчс рф Приказ МЧС РФ от 16 сентября 2011 г. N 517 "Об утверждении Временных норм снабжения имуществом вещевой службы отдельных категорий военнослужащих спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской […]
  • Приказ 698 от 10092019 Приказ Минприроды России от 22.12.2017 N 698 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения в установленном порядке конкурсов и […]
  • Увольнение сотрудника полиции по инвалидности Информация МВД России от 18 марта 2015 г. "Об актуальных изменениях в нормативно-правовом регулировании социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, получивших повреждение здоровья в связи с выполнением служебных […]
  • Приказ министерства здравоохранения рк 145 Приказ министерства здравоохранения рк 145 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения […]
Федеральный закон о приеме платежей