Оглавление:

Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени

СТ 6 ЖК РФ.

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным
отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные
отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим
актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного
законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после
введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям,
возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности
возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным
актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее
заключенных договоров.

Комментарий к Ст. 6 Жилищного кодекса РФ

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения актов в действие. Это означает, что они по общему правилу не распространяются на общественные отношения в жилищной сфере, возникшие до вступления актов в законную силу, за некоторыми исключениями. Так, с 1 марта 2005 г. (т.е. со времени вступления Кодекса в действие) принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации .
———————————
Статья 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15.

«Не имеют обратной силы» — принцип, создающий гарантию стабильности и последовательности в системе правового регулирования жилищных отношений. Этот принцип через исключение возврата к старым изжившим себя нормам в значительной степени создает предпосылки для реализации требований законности, справедливости и правопорядка.

Однако, как предусматривается в п. 2 ст. 6 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

2, 3. Действие акта жилищного законодательства в ряде случаев распространяется на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие только по прямому указанию этого акта (на основе специального предписания).

В частности, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, нормы этого Кодекса применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Имеется в виду, что жилищные отношения в принципе возникли до введения в действие Кодекса и на эти отношения положения Кодекса не распространяются. Положения Кодекса распространяются на них только тогда, когда на базе этих связей возникли конкретные права и обязанности участников. Это так называемая обычная обратная сила, когда юридические последствия по старому закону не наступили из-за неконкретизированности отношений.

При так называемой правоизменяющей обратной силе юридические последствия наступают по ранее действовавшему акту, но при этом новый акт, изменяя объем и характер правового регулирования, основывает новые последствия в сравнении с прежним.

Как предусматривает ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

4. Нормы жилищного законодательства имеют обратную силу, т.е. распространяются и на права и обязанности, возникшие до введения норм в действие, если права и обязанности возникли в силу договора. При этом на основе специального предписания должно быть прямо установлено, что их действия распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В этом плане показательным является положение ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»: нормы раздела VIII «Управление многоквартирными домами» Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Характерными являются положения Кодекса, предусматривающие функционирование ранее действовавших актов применительно к новым отношениям, сохранение их юридической силы.

Применительно к положениям ст. 51 ЖК России граждане, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и состоящие в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Статья 105 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений в общежитиях

Новая редакция Ст. 105 ЖК РФ

1. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

2. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Комментарий к Статье 105 ЖК РФ

1. Предоставление жилых помещений в общежитиях подчиняется правилам ст. 105 Кодекса. Юридическим основанием предоставления жилого помещения в общежитиях и заключения соответствующего договора найма является решение, указанное в ст. 99 Кодекса, принятое субъектом, за которым общежитие закреплено на соответствующем вещном праве.

Сделки от имени унитарного предприятия в соответствии со ст. 21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» совершает его руководитель, который является единоличным исполнительным органом такого предприятия . Поэтому решение унитарного предприятия о предоставлении конкретному работнику жилого помещения в общежитии оформляется приказом руководителя предприятия.
———————————
См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2003. С. 135 и сл..

Сделки от имени учреждения совершает его исполнительный орган, который может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен ее высшему органу управления .
———————————
См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 2-е издание, доп. и перераб. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2000 — 2004. С. 205 и сл..

Жилые помещения в общежитиях часто предоставляются образовательными учреждениями, родовая специфика управления которыми определяется Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», действующим в редакции ФЗ от 13.01.1996 N 12-ФЗ , а видовая — в соответствии с типовыми положениями о соответствующих видах образовательных учреждений. Кроме того, имеется индивидуальная специфика управления конкретными образовательными учреждениями, определяемая их учредительными документами. Поэтому решение образовательного учреждения о предоставлении учащемуся жилого помещения в общежитии оформляется приказом или другим локальным актом исполнительного органа соответствующего учреждения.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341; 2000. N 30. Ст. 3120; N 33. Ст. 3348; 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 7. Ст. 631; N 12. Ст. 1093; N 26. Ст. 2517; N 30. Ст. 3029; 2003. N 2. Ст. 163; N 28. Ст. 2892; N 50. Ст. 4855; 2004. N 10. Ст. 835; N 27. Ст. 2714; N 30. Ст. 3086; N 35. Ст. 3607; 2005. N 1(ч. I). Ст. 25; N 19. Ст. 1752; N 30 (ч. I). Ст. 3103, 3111; 2006. N 1. Ст. 10; N 12. Ст. 1235; N 29. Ст. 3122; N 45. Ст. 4627; N 50. Ст. 5285; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 5, 21; N 2. Ст. 360; N 7. Ст. 834, 838; N 17. Ст. 1932; N 27. Ст. 3213, 3215; N 30. Ст. 3808; N 43. Ст. 5084; N 44. Ст. 5280; N 49. Ст. 6068 — 6070, 6074; 2008. N 9. Ст. 813; N 17. Ст. 1757; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 44. Ст. 4986; N 52 (ч. I). Ст. 6236, 6241; 2009. N 7. Ст. 786 — 787; РГ. 2009. 23 декабря.

Смотрите так же:  Договор творческий коллектив

Наймодателем по договору найма жилого помещения в общежитии может быть только собственник общежития (или уполномоченное им лицо), от имени которого выступает субъект, указанный в ч. 1 ст. 100 Кодекса.

Нанимателем по указанному договору может быть гражданин, не обеспеченный жильем в населенном пункте, в котором он работает, проходит службу или учится. Поскольку для данного случая не предусмотрены специальные нормы о нанимателях, следует исходить из общего правила Кодекса об участниках жилищных отношений (ст. 4). Поэтому в рассматриваемом договоре нанимателем может быть любое физическое лицо — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Это отличает договор найма жилого помещения в общежитии от договора социального найма, в котором нанимателем может быть только российский гражданин (см. также комментарий к ст. 49 Кодекса).

Пользование жилыми помещениями в общежитиях осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 65, ч. ч. 3 и 4 ст. 67, ст. 69 Кодекса. Эти статьи определяют права и обязанности наймодателя и нанимателя по договору социального найма, а также права и обязанности членов семьи нанимателя (см. указанные статьи Кодекса и комментарии к ним).

В соответствии со ст. 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Кодекса о договоре социального найма.

2. Срок договора найма жилого помещения в общежитии может быть установлен только в отсылочном условии договора, в котором можно предусмотреть, что действие договора прекращается в связи с прекращением трудовых либо служебных отношений с наймодателем или обучения студента. Конкретная дата прекращения договора будет определяться моментом прекращения соответствующих отношений, служивших условием предоставления жилого помещения в общежитии.

Например, днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность). Следовательно, прекращение трудового договора по любому основанию, предусмотренному ТК РФ или иными федеральными законами, происходит в последний день работы. Поэтому трудовой договор прекращается в момент окончания последнего рабочего дня (смены) соответствующего работника. В приказе (распоряжении) о прекращении (расторжении) трудового договора в качестве даты увольнения указывается последний день работы . Соответствующая запись делается в трудовой книжке работника, которая наряду с приказом (распоряжением) об увольнении может иметь доказательственное значение, например, в случае предъявления иска о выселении из общежития.
———————————
О прекращении трудовых отношений см. подробнее: М.Ю. Тихомиров. Увольнение с работы: Практическое пособие. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2009 — 2010. С. 58 и сл..

Следует учитывать, что не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, указанные в ч. 2 ст. 103 Кодекса.

При заключении договоров найма жилых помещений в общежитиях на практике необходимо руководствоваться типовым договором найма жилого помещения в общежитии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Другой комментарий к Ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы, обучения (см. комментарий к ст. 94). Такие помещения предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.

Под общежития передаются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.

Примечательно, что Жилищный кодекс РСФСР предусматривал использование под общежития специально построенных или переоборудованных для этих целей жилых домов. В 1988 г. Совет Министров РСФСР принял Постановление, которым утвердил Примерное положение об общежитиях (от 11.08.88 N 328) . В п. 3 Примерного положения говорится, что использование под общежития жилых помещений в домах, предназначенных для постоянного проживания, не допускается.
———————————
СП РСФСР. 1988. N 17. Ст. 95.

Согласно ч. 3 ст. 94 ЖК жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

2. Расторгается и прекращается договор найма жилья в общежитии по общим правилам (ч. 2 ст. 102 ЖК РФ), а также в случаях досрочного расторжения трудового договора, заключенного на определенный срок; расторжения трудового договора, заключенного без определения срока; досрочного увольнения со службы и т.д.

Как правило, расторжение договора найма влечет выселение без предоставления другого жилья. Изъятия из этого правила предусмотрены ст. 102 и 103 ЖК РФ.

Первое исключение касается случаев перехода права собственности на жилье другому собственнику (или передача общежития другому юридическому лицу на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если новый собственник (или юридическое лицо) является работодателем гражданина, проживающего в общежитии по договору найма (ст. 102 ЖК РФ).

Второе исключение касается граждан, перечисленных в ч. 2 ст. 103 ЖК (члены семьи лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей, пенсионеры по старости, члены семьи умершего работника, инвалиды I и II групп, получившие трудовое увечье, и проч.). Указанным гражданам другое жилье предоставляется (при выселении), если они:

не имеют жилого помещения как собственники или как наниматели по договору социального найма и не являются членами семьи нанимателя либо собственника;

состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Следует обратить внимание и на ст. 13 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ. Эта статья предусматривает, что граждане, которые проживают в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, и состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК на учете в качестве нуждающихся или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены, если их выселение не допускалось законодательством до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

3. Согласно ст. 100 ЖК к пользованию жилыми помещениями в общежитии применяются правила ст. 69 ЖК («Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма»).

Нет сомнений, что указанные правила применимы только к семейным общежитиям, где наниматель с членами семьи занимает изолированное помещение.

Жилищный кодекс РФ (в отличие от ЖК РСФСР) не предусматривает семейных общежитий. Вместе с тем применимость правил ст. 69 Жилищного кодекса РФ (о правах и обязанностях членов семьи нанимателя по договору социального найма) к общежитиям (в ст. 100 общежития не обозначены как исключение) позволяет вести речь об определенной регламентации вопросов в отношении семейных общежитий (см. также ст. 7 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Смотрите так же:  Полномочия фкцб

Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20.08.2004 N 117-ФЗ ст 7 (ред. от 03.08.2018)

Статья 7. Функции федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, функции уполномоченного федерального органа

1. Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба:

1) формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, необходимые для ведения их именных накопительных счетов, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

2) сообщают в уполномоченный федеральный орган о переходе участника накопительно-ипотечной системы в другой федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган для прохождения военной службы;

3) представляют в федеральный орган исполнительной власти в области финансов и уполномоченный федеральный орган сведения о количестве участников накопительно-ипотечной системы для формирования бюджетной проектировки на соответствующий год;

4) сверяют сведения, отраженные в реестре участников, совместно с уполномоченным федеральным органом;

5) получают в уполномоченном федеральном органе сведения об именных накопительных счетах участников;

6) информируют в письменной форме участников накопительно-ипотечной системы о включении их в эту систему и об исключении их из нее;

7) в случаях, установленных пунктом 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, принимают решение о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей и выплачивают указанные денежные средства;

8) проводят информационно-разъяснительную работу о накопительно-ипотечной системе;

9) осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Уполномоченный федеральный орган:

1) оформляет получение в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на именных накопительных счетах участников;

2) проводит учет накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на именных накопительных счетах участников;

3) проводит в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, конкурсы по отбору специализированного депозитария для заключения с ним договора об оказании услуг специализированного депозитария;

4) проводит в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, конкурсы по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения;

5) является в соответствии с законодательством Российской Федерации стороной договоров с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

6) истребует и получает от управляющих компаний средства для их целевого использования участниками накопительно-ипотечной системы в соответствии с настоящим Федеральным законом;

7) осуществляет реализацию мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях сохранности накоплений для жилищного обеспечения, находящихся в доверительном управлении управляющих компаний;

8) осуществляет оформление и выдачу целевых жилищных займов участникам накопительно-ипотечной системы по заявлению в письменной форме участника;

9) представляет ежегодно в Правительство Российской Федерации отчетность о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников, о результатах инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, об использовании накоплений для жилищного обеспечения;

10) осуществляет раскрытие информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения в порядке и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;

11) проводит информационно-разъяснительную работу по реализации настоящего Федерального закона;

12) информирует участников о рынке жилья;

13) выплачивает участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей накопления для жилищного обеспечения после возникновения права на их использование;

13.1) определяет в соответствии с настоящим Федеральным законом требования к инвестиционной декларации управляющей компании, в том числе структуру инвестиционного портфеля;

14) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, положением об уполномоченном федеральном органе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 2014 г., 29 июня 2015 г., 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 4 июля 2014 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

Президент Российской Федерации

Закреплена процедура лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

В ЖК РФ вводится новая глава, посвященная этой операции. Лицензии будет выдавать орган государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Федерации. Срок действия документа не ограничен.

Установлены требования к соискателям, правила ведения реестров лицензий (сводного федерального, регионального, реестра дисквалифицированных лиц). Урегулирован порядок лицензионного контроля.

Должностное лицо лицензиата обязано иметь квалификационный аттестат. Он выдается на 5 лет по результатам сдачи соответствующего экзамена. Еще одно условие — отсутствие сведений о лице в реестре дисквалифицированных.

Сведения о многоквартирных домах, управляемых лицензиатом, должны размещаться на специальном сайте. Его определит федеральный орган исполнительной власти, реализующий госполитику в сфере ЖКХ.

Установлена административная ответственность за нарушение правил управления многоквартирными домами. Предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок до 3 лет. Для юрлиц и ИП — штраф от 150 тыс. до 250 тыс. руб. Кроме того, будут наказывать за отсутствие лицензии. Введен ряд иных новых норм.

Юрлица и ИП, занимающиеся управлением многоквартирными домами, должны получить лицензии до 1 мая 2015 г. Предусмотрен ряд иных переходных положений.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 июля 2014 г., в «Российской газете» от 30 июля 2014 г. N 169, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 30 (часть I) ст. 4256

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N 215-ФЗ ст 7 (ред. от 29.07.2018)

Статья 7. Права членов кооператива

1. Члены кооператива имеют право:

1) участвовать в управлении кооперативом и быть избранными в его органы;

2) пользоваться всеми услугами, предоставляемыми кооперативом;

3) выбирать форму участия в деятельности кооператива;

4) давать согласие на приобретение или строительство кооперативом жилого помещения в соответствии с требованиями, указанными в заявлении члена кооператива, и с учетом выбранной им формы участия в деятельности кооператива;

5) получить от кооператива в пользование жилое помещение в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

6) пользоваться льготами, предусмотренными для членов кооператива уставом кооператива и решениями органов кооператива, принятыми в пределах их компетенции;

7) участвовать в распределении доходов, полученных кооперативом от осуществляемой им в соответствии с настоящим Федеральным законом предпринимательской деятельности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Смотрите так же:  С какого момента начисляется налог на имущество организаций

8) получать от органов кооператива информацию о деятельности кооператива в порядке и в объеме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;

9) передавать пай другому члену кооператива или третьему лицу, которому кооперативом не может быть отказано в приеме в члены кооператива;

10) завещать пай;

11) получить при прекращении членства в кооперативе действительную стоимость пая, определяемую в соответствии с настоящим Федеральным законом;

12) обжаловать в судебном порядке решения общего собрания членов кооператива и правления кооператива;

13) получить жилое помещение в собственность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

14) приобретать иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и уставом кооператива.

2. Член кооператива вправе предъявлять требования к кооперативу, касающиеся качества жилого помещения, передаваемого в пользование и после внесения паевого взноса в полном размере в собственность члену кооператива, а также качества выполняемых работ и оказываемых за счет паевых и иных взносов услуг. Указанное требование подлежит исполнению кооперативом в порядке, установленном уставом кооператива.

Частный жилищный фонд

Частный жилищный фонд – это совокупность жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности граждан, а также в собственности юридических лиц, созданных в качестве собственников.

В состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики). По терминологии, употребляемой ЖК РСФСР (ст. 5), жилые дома и квартиры, находящиеся в собственности граждан, именуются индивидуальным жилищным фондом.

В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом (ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики).

В настоящее время согласно законодательству собственниками жилых домов (жилых помещений) могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (см. ст. 213 ГК РФ). В их числе хозяйственные общества, товарищества, коллективные предприятия и т. д., которые приобретают в свою собственность жилые помещения и другое имущество по основаниям, указанным в Законе об основах федеральной жилищной политики.

1. Жилые дома (жилые помещения), находящиеся в собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд)

Статья 10 ЖК РСФСР, устанавливая основные жилищные права и обязанности граждан, указывает, что граждане вправе иметь в собственности жилой дом (часть дома). Закон определяет также порядок пользования жилыми домами, принадлежащими гражданам.

Дома, принадлежащие гражданам на праве собственности, по своей экономической природе представляют собой предметы личного, индивидуального потребления длительного пользования. Они предназначены для проживания граждан.

В городах гражданам обычно принадлежат небольшие жилые дома, предназначенные для удовлетворения их жилищных потребностей. Большая часть жилых домов граждан находится в сельской местности. В настоящее время одним из главных источников пополнения жилищного фонда граждан является строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и других средств. Важным источником пополнения частного индивидуального жилищного фонда является также приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов (см. гл. 11).

В состав жилищного фонда, принадлежащего гражданам, входят также жилые дома, построенные или приобретенные на основании гражданско-правовых сделок – договоров купли-продажи, мены, дарения и др.

Раньше в законодательстве существовали серьезные ограничения по количеству жилых домов, которые могли принадлежать гражданам, по их размерам. Предусматривалось, что в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей может быть только один жилой дом или его часть. Были установлены предельные размеры жилого дома, который может находиться в личной собственности граждан, количество этажей (в один или в два этажа) и количество комнат (от одной до пяти). Законом об основах федеральной жилищной политики установлен принципиально новый подход, а именно: частная собственность на недвижимость и ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости (ст. 6 Закона). Этот принцип закреплен также в ст. 213 ГК РФ.

«В собственности граждан. – говорится в ст. 213 ГК РФ,– может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан. не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса».

Гражданин – собственник жилого помещения имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться им, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

Закон устанавливает и ограничения принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере.

Принудительное лишение собственника принадлежащего ему жилого помещения (равно как и иного имущества) не может производиться иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение такого имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (см. ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

К частному жилищному фонду относятся также жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие на праве собственности
Индивидуальный жилищный фонд включает жилые дома и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и.

частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный.
В него не входил, как следует из сказанного выше, четвертый фонд — индивидуальный. жилищный фонд (жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан)

— жилищный фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в т.ч. в городах Москве и Санкт- Петербурге, а также ведомственный фонд.

§ фонд жилищных и жилищно-строительных кооперативов; § частный (индивидуальный) жилищный фонд, находящийся в личной собственности граждан.
Доля жилищного фонда, принадлежавшего гражданам на правах частной собственности в Российской Федерации.

Другие публикации:

  • Приказ мвд 568 от 07072019 Приказ МВД РФ от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в […]
  • Школа сахарного диабета приказ мз Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 сентября 2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом» В соответствии со ст. 38 Основ законодательства […]
  • Апелляционная жалоба договор купли-продажи Апелляционная жалоба договор купли-продажи В Кировский районный суд г. Омска Истец: К., проживающая: г. Омск, ул. . Ответчики: 1. В., проживающий: Омская область, г. ; 2. И., проживающая: г. Омск, ул. . ; 3. ГСК «П», г. Омск, ул. […]
  • Возмещение вреда причиненного жизни или здоровью гражданина постановление НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 28 октября 2005 года №4 О практике применения законодательства о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, при ликвидации юридического лица вследствие […]
  • Налог 276 Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом Информация об изменениях: Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ в статью 276 настоящего Кодекса внесены изменения, […]
  • Приказ о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению Двинско-Печорское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов Оперативный дежурный: +7-921-077-01-33 Приказ и Положение о создании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных […]
Федеральный жилищный закон ст7