Пустынь Саровская — место поклонения святого Серафима Саровского


История Саровской пустыни

свято успенская саровская пустынь

Пустынь Саровская была основана иеросхимонахом Введенского монастыря Иоанном. От своего щедрого крестного отца он получил в дар три десятка десятин земли в городе Сарове (в прошлом — Саровское городище). Немедля он отправил письмо в Москву с просьбой о разрешении возвести на этой земле церковь. Сложно найти более удачное место для подобной постройки. Казалось бы, сама природа в этих местах была наполнена покоем и святостью. Более того, хорошее месторасположение позволяло без труда добираться до Нижнего Новгорода, Москвы и Владимира.

Вскоре на этой земле образовалась Свято-Успенская Саровская пустынь. Специальный указ Петра I разрешил строительство церкви Пресвятой Богородицы и ее Животворящего источника там, где раньше было мордовское городище. Всего 50 дней шло строительство церкви. 29 июня 1706 года считается официальной датой основания такого памятника, как Свято-Успенская Саровская пустынь.

Нет нас на карте, нет у нас имени

Сколько названий сменил этот город: Москва-центр-300, потом Арзамас-75, Арзамас-16, Кремлёв и наконец — Саров…

В прежние времена мы, жители секретного города, приходили в Москве на Казанский вокзал и брали билеты домой в кассе с надписью: «Продажа билетов по брони». Никто в ней никогда ни по какой брони билетов не покупал, а мы проходили мимо длиннейших хвостов в прочие кассы и брали у пустого окошка билет «до Берещино». Сначала наш почтовый адрес был Москва-центр-300, потом Арзамас-75, потом Арзамас-16. Только в разговоре этими названиями никогда не пользовались, а просто говорили: «Я буду в Городе через неделю». «Простите, Вы из Города?» «Ну, в Городе это всегда есть…»

Да, город был, но имя «Саров» он получил лишь в 1995 году. Многие годы само это название было под запретом. Однако были времена, когда на карте Саров был, а города — не было.

Пещеры Сарова

Строительство монастыря сопровождалось возведением подземного города, который также был построен благодаря иеросхимонаху Иоанну. В то время он проживал в одной из горных пещер. Затем пещеры разрастались, и в них устраивали кельи для уединения и погружения в молитву. В 1711 году под землей возвели храм Антония и Феодосия преподобных.

Пустынь Саровская наполнилась жизнью. Со всех городов приходили сюда послушники и монахи. Всем предоставлялась работа. Кто-то проводил службы, кто-то строительством новых келий занимался, кто-то ягоды с грибами собирал. Так постепенно вокруг церкви образовался целый город, служивший прообразом монастыря.

пустынь саровская

В то время Иоанн составил устав монастыря, следуя строгим правилам. Саров был известен как академия монашества. После пребывания в Монастыре монахи–подвижники двигались дальше, распространяя устав Сарова. Практически все они впоследствии были приставлены настоятелями или казначеями в различных монастырях.

Православие в городе

Возрождение Православия в Сарове началось в 1987 году с организацией при Доме ученых историко-философского клуба с намерениями изучать духовное наследие русских философов и историю Саровской пустыни. В 1990 году был организован православный приход, через год его посетил Патриарх Московский и Всея Руси — Алексий II. В апреле 1992 года на Пасху состоялась первая Божественная литургия в маленькой часовне на городском кладбище.

В День Святой Троицы этого же года на баланс Нижегородской епархии было передано первое здание — Храм Всех Святых.

Вера и религия для жителей

Так случилось, что из историко-философского клуба выросло объединение — Саровская пустынь. Некоторые члены клуба стали священниками. Православие никогда не покидало города, у всех дома были иконы, в подвалах по праздникам проводили молебны. На Крещение люди приходили к местным источникам. Постепенно благодаря «оттепели» в городе открылась воскресная школа и православные курсы для взрослых, в воздухе начала витать идея возрождения Саровского монастыря.

В 1998 году приходу было передано здание Храма Иоанна Предтечи.

При чем все прекрасно понимали, что монастырь не может быть открыт для паломников извне. Открытие монастыря будет духовно поддерживать и утешать только тех, кто здесь занимается таким нелегким делом. В 2006 году монастырь был открыт. В 2007 году впервые совершен молебен Преподобному Серафиму, как покровителю ядерщиков. Было восстановлено семь храмов, все они действующие.

православный саров

Святые Сарова

В православном мире Саровская обитель считается святым местом.

Паломники приезжают поклониться и почтить известных подвижников Саровской пустыни:

  • Иеромонах Исаакий — первостроитель пустыни;
  • Марк-молчальник — его называют духовным предтечей отца Серафима;
  • Серафим Саровский — величайший святой последних веков, был канонизирован вопреки сопротивлению Святейшего Синода по причине:»Слишком много чудес».

Иеромонах Исаакий, в схиме Иоанн, возродил Саровскую пустынь, открыл мужской монастырь и утвердил строгий устав. После выхода указа — считать раскольниками всех монахов, живущих в лесах без церкви, организовал постройку храма за 50 дней. Одним из великих дел его стало обращение в православную веру раскольников. За несколько лет его стараниями было построено три храма, расширены кельи в пещерах, в горе высечена подземная церковь в честь Антония, Феодосия и всех Киево-Печерских чудотворцев. По ложному доносу был арестован, закован в кандалы, скончался в заточении на 67 году жизни в Петербурге. В прощальном письме завещал хранить устав, послушно нести повиновение и пребывать в мире и любви.

Несмотря на то, что он официально не канонизирован, в православном мире его помнят и чтят.

Марк-молчальник в 1784 году был пострижен в монахи с именем Мефодий; приняв схиму (торжественная клятва), получил имя Марк. Пустынничал в лесу на берегу речки Саровки, выращивал овощи, делал сам спички, все раздавал приходившим к нему посетителям. Разговаривал редко, ответы писал на песке или углем, за что и получил такое необычное прозвище — молчальник. Одним из братьев, кто удостаивался беседы, был отец Серафим, который так почитал схимонаха, что просил похоронить себя рядом с ним, что и было сделано.

Захоронение обоих находилось возле алтаря Успенского Собора.

Серафим Саровский — кто же сейчас не слышал это святейшее имя? Небесный покровитель Дивеевской женской обители, чудотворец и исцелитель. Он давал советы, с помощью воды из чудотворного родника и своих молитв помогал излечиться безнадежным больным. Он мог рассказать о прошлом, предсказать будущее, помогал справиться с трудностями и предостерегал от ошибок.

Долог и труден был его путь: Прохор Исидорович Мошнин молодым юношей пришел в Саровскую обитель, принял постриг и стал монахом Серафимом. Много лет провел в добровольном затворничестве в лесу и в обители, совершая свой безмолвный подвиг, серьезно болел, подвергался нападению грабителей, приручал диких животных, сажал огород, разводил пчел и неустанно молился.

25 ноября 1825 года во сне ему явилась Матерь Божия и наказала помогать людям. С этого момента начался его подвиг Старчества— дар творить чудеса, дарованный Господом.

День памяти Серафима Саровского отмечается два раза в год: 15 января — день кончины и 1 августа — день причисления к лику святых. В честь Саровского чудотворца Серафима называют улицы, ему ставят памятники, о нем пишут книги и научные труды.

храмы сарова

Житие Серафима Саровского

Пустынь Саровская была прославлена величайшим русским святым Серафимом Саровским. Его отец занимался строительством храма, но внезапная кончина так и не позволила ему дойти до конечной цели. После смерти отца Серафим (Прохор по рождению) с матерью Агафьей продолжили строительство собора. Однажды на стройке случилось чудо. Мать недоглядела за маленьким Прохором, и он упал с большой высоты, но остался в живых. С раннего детства Прохор искренне верил в Господа и чтил его. Во время тяжелой болезни во сне он увидел Пресвятую Богородицу, которая пообещала излечить его. Вскоре так и произошло.

С тех пор Прохор твердо решил посвятить всю свою жизнь Господу. В 1776 году он пришел в монастырь Саровская пустынь. Спустя 8 лет после пострига в монахи Прохор был наречен именем Серафим, которое означало «пламенный».

Богоданная свобода и режим безопасности

Пристальное внимание руководства страны, жесткая должностная иерархия, директивные сроки исполнения, секретность и дисциплина, высокий уровень профессиональных и личных качеств собранных здесь людей, их энтузиазм и сознание причастности к решению задач государственного и мирового масштаба — все это давало сотрудникам объекта право видеть себя как особое замкнутое сообщество высокого статуса. Еще бы: здесь академик Зельдович собирал молодых специалистов на еженедельные семинары (теперь сказали бы — мозговые штурмы), здесь придумывали, конструировали и испытывали то, чего никто никогда еще не делал. Говорят, именно этими словами отвечал куратор атомного проекта Лаврентий Берия на доклады о слишком вольных разговорах слишком умных физиков: «Эти люди делают то, чего никто никогда не делал. Если мы запретим им разговаривать, они перестанут думать. Однако — наблюдайте».

Те, кто исследовали, обсуждали и объясняли сложные физические процессы, не могли оставить без внимания происходящее в мире. Здесь не только слушали «вражеские голоса», но и свободно обсуж­дали услышанное. И спокойно относились к «прослушке» своих телефонов. Иногда замечали: «Бог тебя все время слышит и видит — и что?»

Искра канал-1

Искра канал-1

Андрей Дмитриевич Сахаров, бывший до 1969 года сотрудником ВНИИЭФ, занялся политикой не вдруг. В 50-е годы он с коллегами решал головоломную задачу создания термоядерного взрывного устройства, которое не будет величиной с дом (в Америке как раз испытали такое). Потом — доказывал Хрущеву, что испытывать бомбу в 100 мегатонн («кузькину мать»), не имеет смысла, это нанесет сильный вред всей планете (испытание все же было — на половинную мощность). Потом, тоже вместе с коллегами, добился прекращения наземных ядерных испытаний.

Этот дух самоотверженного, без идеологических шор, служения был и в Саровской обители. Здесь по просьбе сестры сосланного в 1790 году Сибирь Радищева иноки сберегали его бумаги. К тому времени в Саровской пустыни была богатейшая библиотека: еще устроитель пустыни ученый схимонах Иоанн тщательно собирал исторические труды, книги, бумаги и рукописи. И окончил дни в тюрьме Тайной канцелярии в Петербурге, в 1737 году — из-за обнаруженных в монастыре списков запрещенного сочинения. Что же крамольное переписывали монахи? «Возражение на объявление о монашестве» Родышевского, направленное против вмешательства светской власти в монастырскую жизнь. Притом сам Иоанн, и многие иноки пустыни, и преподобный Серафим немало сделали для обращения старообрядцев — и это было непросто, потому что за одно только общение с «керженскими» власть брала на заметку.

Нынче говорят, что преподобный Серафим позволил работать здесь над созданием ядерного оружия, поскольку оно было реальным щитом и ограждением России. Сегодня оно по-прежнему защищает нас, но главной угрозой стали новые средства войны — информационные, экономические, культурные, от которых ядерным щитом не оборонишься.

Когда грянула перестройка и наука бывшего Советского Союза задыхалась от безденежья, от пренебрежения властей и общества, именно наша Церковь на весь мир провозгласила, что считает работу Ядерного центра важнейшей для Отечества. Это произошло в 1996 году на соборных слушаниях «Ядерные вооружения и национальная безопасность России», состоявшихся по инициативе саровских ученых.

Отшельничество

пустынь серафима саровского

Спустя несколько лет Серафим перебрался жить в лес вблизи монастыря. Он просто одевался, ел то, что находил в лесу, чаще постился. Каждый день он тратил на бесконечные молитвы и чтение Евангелия. Недалеко от своей кельи Серафим соорудил небольшой огород и пасеку.

Спустя несколько лет Серафим Саровский наложил на себя аскезу в виде трехлетнего молчания. После он ненадолго вернулся в монастырь, но через 10 лет вновь покинул его.

Такой образ жизни наделил Серафима Саровского необычайным даром прозорливости и умением исцелять людей. Благодаря ему были открыты несколько женских монастырей. Икона «Умиление» была последним образом, который видел Серафим в своей жизни.

саровская пустынь как доехать

Похоронили святого возле Успенского собора.

В 1903 году Серафима Саровского причислили к лику святых. С тех пор место, где жил святой, иногда называют пустынь Серафима Саровского.

Академгородок в лесах

Уникальные леса нынешнего Мордовского заповедника уцелели именно благодаря Саровской пустыни. Заботясь о сохранении пустынножительства, она покупала и сберегала окрестные обширные лесные угодья и никогда не владела населенной крестьянами землей, что спасло монастырь от секуляризации в Екатерининское время. Именно эта погружённость в леса, удаленность и уединенность места определили его будущее как секретного объекта в середине ХХ века.

Когда американцы создали, испытали и применили свою атомную бомбу и стали эффективно использовать ее в международной политике, России пришлось искать ответ на этот историчес­кий вызов.

В 1946 году бывшая Саровская пустынь была выбрана местом размещения Конструкторского бюро № 11. Так в самом начале назывался центр советского атомного проекта. Монастырский комплекс и часть Мордовского государственного заповедника (231 кв. км) отошли к Управлению строительства № 880 МВД СССР (Дубровлаг). В короткие сроки (не обошлось без труда заключенных) здесь выстроили город и создали производственную базу.

Фото Сельверова Виктория

Фото Сельверова Виктория

Из Москвы, Ленинграда, Горького, Казани, Харькова, Свердловска сюда собирали лучших ученых, инженеров, производственников. В ведущих вузах страны отбирали лучших студентов. Здесь сосредоточили специалистов по сотням направлений научного знания и инженерной практики.

Город жил и трудился в полной секретности. До середины 1950-х годов сотрудники Ядерного центра и их семьи даже в отпуск не выезжали — только в служебные командировки. Позже для горожан ввели постоянные пропуска. Здесь как бы продолжилась монастырская жизнь «по строгому уставу». У жителей была интересная и важная работа, достаточно высокое качество жизни (отличные детсады и школы, хороший уровень медицины, неплохая зарплата с «зональными»). Но «за зоной», на выезде им нельзя было рассказывать, что их город «закрытый», где он расположен, чем они занимаются; нельзя было пригласить в гости родных и знакомых. Следовало исключить и любые контакты с иностранцами.

Уцелевшие монастырские здания запрещалось фотографировать: «за зоной» по фотоснимкам секретный город был бы сразу узнан. В свое время я, привыкшая умалчивать и сочинять, была поражена: в каждом храме «на большой земле» была икона Серафима Саровского с панорамой нашего монастыря.

Город стал инструментом достижения одной главной цели — создания и совершенствования ядерного оружия. Здесь, в Сарове, был положен конец ядерной монополии Запада.

Свято-Успенский мужской монастырь

монастырь саровская пустынь

Пустынь Саровская знаменита Свято-Успенским мужским монастырем. Постройку храма заложили в 1897 году, когда Серафим Саровский еще не был причислен к лику святых. Изначально строительство собора прославляло Пресвятую Троицу. Поскольку храм возводился над кельей старца, его так и называли. После причисления Серафима Саровского к лику святых, храм сразу же освятили. Это первый в России собор святого Серафима.

Внутри церкви располагалась келья святого, как самая дорогая святыня. Иконостас выглядел довольно просто. Вокруг кельи можно было совершить обход и даже зайти во внутрь. Позже келью расписали и поставили на ней небольшой купол. Она приобрела вид часовни.

В 1927 году собор был закрыт. Его превратили в театр. В 2002 году начались восстановительные работы, и уже в августе 2003 года в храме вновь стали проходить богослужения.

Один день в Дивеевском монастыре

Дивеевский монастырь Серафима Саровского можно навестить и одним днём, успев многое:

1. Помолиться. Утренняя молитва начинается в 5 ч 30 мин. Вечерняя заканчивается около 20 ч. Можно также посетить молебны, литургию, панихиды, соборование.

2. Сделать часовую экскурсию. Групповые и индивидуальные экскурсии организуют представители паломнического центра с 9 ч до 17 ч. Это обзорная экскурсия по монастырю, тематические – с рассказом о Серафиме, обители, блаженных дивеевских. Фотоэкскурсии по истории монастыря, города Сарова.

3. Прикоснуться к мощам. С 8 ч до 20 ч ежедневно – к мощам батюшки Серафима в Троицком соборе. С 8 ч до 17 ч – к мощам блаженных в Казанском соборе. С 8 ч до 17 ч – к мощам дивеевских преподобных в храме Рождества Богородицы.

4. Познакомиться с музеем Паши саровской (Параскевы). Самостоятельно посещение возможно с 12 ч до 15 ч с экскурсией – с 9 ч до 16 ч.

Дивеевский монастырь Серафима Саровского. Фото, история, адрес, где находится, что нужно знать

5. Побывать в музее истории обители ХХ века. Самостоятельно посещение возможно в субботу, в дни праздников государственных, с 12 ч до 15 ч. Экскурсии организуются ежедневно с 9 ч до 16 ч.

6. Окунуться в воды святых источников. Купальни находятся в открытом доступе, каждый день с 5 ч до 22 ч.

7. Пройти с молитвой по Святой Канавке. Канавка функционирует каждый день с 5 ч до 22 ч. Сёстры совершают шествие по Канавке после вечерней трапезы, к ним можно присоединиться.

8. Поработать во славу Божию час или 2. Желающим потрудиться необходимо иметь паспорт, соответствующую одежду. О том, какие работы возможно выполнить, узнают в паломническом центре.

Как добраться?

Всем паломникам рекомендуется обязательно посетить столь священное месте, как Саровская пустынь. Как доехать в это место?

С Нижнего Новгорода отправляются автобусы в Дивеево с автовокзала Щербинки. На Московском вокзале также есть остановка микроавтобусов, которые также едут в этом направлении. Добираясь на автомобиле, можно заодно посетить старинный город Арзамас.

Из Нижнего Новгорода в Дивеево регулярно осуществляются экскурсионные автобусные туры. Можно заказать экскурсию и узнать больше об этом удивительном месте.

Сегодня пустынь Саровская представляет собой музей. Посетить его может каждый желающий побывать в поистине святом месте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: