Трифонов монастырь находится на берегу реки в историческом центре Кирова. Кафедральный Успенский собор монастыря — старейшее здание города и древнейший сложенный из камня вятский православный храм, которому посчастливилось уцелеть до сегодняшнего дня. Сейчас собор носит статус федерального памятника архитектуры с трехвековой историей.
Трифонов монастырь в Кирове возник благодаря удивительному человеку — монаху Пыскорского монастыря Трифону, в 1580 году он появился в городе и вознамерился организовать здесь мужской монастырь.
Горожане поддержали идею Трифона, и он отправился в Москву с челобитной к самому государю Ивану Грозному. Миссия подвижника увенчалась успехом. Царская грамота даровала Трифону право на земли, отведенные им под монастырь, и ряд населенных деревень, озер, лугов и участки наделов под пашню. Сам Трифон был рукоположен в сан иеромонаха и назначен руководить строительством своего монастыря.
Трифон возвратился в Хлынов уже в статусе настоятеля будущего монастыря. Уже спустя год в новом монастыре был построен первый храм — Успенский. Церковь была с шестью верхами и с пятью приделами. И снова Трифон отправился в Москву за помощью — пришло время отделывать здание внутри и наполнять его церковной утварью.
Новый государь, Феодор Иванович, также приветил Трифона и возвратился подвижник с дюжиной возов, нагруженных иконами, ризами, христианскими книгами и церковной утварью. В 1589 году храм освятили, он стал соборным для монастыря, названного также Успенским.
В XVII век в ансамбль Трифонова монастыря добавились высокая колокольня, жилые кельи, хозяйственные помещения и часовня: она обозначила святой источник, который, согласно монастырскому преданию, обустроил сам преподобный Трифон.
Спустя век после освящения деревянной Успенской церкви ее сменил величавый каменный собор, его строили с 1684 по 1689 год. Он стал первым в Трифоновом монастыре каменным храмом и третьим каменным строением в Хлынове, а сегодня, после их утраты, Успенский собор остается в городе наиболее древним зданием.
При закладке фундамента был обнаружен гроб почившего Трифона Вятского. Мощи преподобного со всеми подобающими почестями перенесли в собор вместе с его личными вещами.
31 мая 1689 года Успенский собор торжественно освятили, с тех пор храм стал главным зданием Трифонова монастыря Кирова и продолжает соответствовать и выглядеть сообразно своему высокому назначению. Это подлинная архитектурная доминанта всего ансамбля монастыря.
После революции
Трифонов монастырь Кирова распустили в 1918 году, монахов выслали, однако благодаря подвижнице Юлии Лавровской, в стенах монастыря была организована православная община, которая обязалась использовать все храмы монастыря исключительно для богослужений. В 1923-м монастырь захватили представители раскольничьей обновленческой церкви. Но и они продержались не долго. В 1929 году началось буквальное разорение обители.
Еще в предвоенные годы в святой обители успели «прописаться» общежитие, обслуживающие его столовая с прачечной, а в скором времени здесь стали обустраивать и коммунальные квартиры жилого фонда. К ним быстро добавились пекарня, мастерская обувщиков, филиалы различных учебных заведений. Когда же закончилась война, территорию монастыря облюбовал местный электромеханический завод, разместивший в храмах чугунный и сталелитейный цеха.
Без должного ухода многие строения монастыря попросту развалились, только в 1980 году был составлен проект реставрации всего монастырского комплекса как единого архитектурного ансамбля.
В 1989 году Успенский собор вернули церкви, а два года спустя передали весь монастырь епархиальному управлению, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.
Вскоре была восстановлена гордость обители — Успенская церковь. После передачи Трифонова монастыря Кировской епархии этот замечательный храм приобрел статус кафедрального собора.
История обители
Основателем этой старинной обители является святой Трифон Вятский. Именно он предложил жителям близлежащих районов обратиться к царю Иоанну Грозному с просьбой о воздвижении монастырского комплекса. В 1580 г. правитель одобрил челобитную и выдал Трифону грамоту на постройку обители.
Успенский Трифонов монастырь в Кирове
Местом основания сделали территорию заброшенного городского кладбища, на котором стояли две ветхие часовни. Иван Грозный даровал обители села, луга и озера, дело пожертвования продолжил и царь Феодор Иванович, который передал комплексу различную утварь, священные книги, иконы, а также земельные угодья.
По распоряжению правителя территории вокруг создающегося комплекса заселяли крестьян из близлежащих областей.
- Благодаря богатым пожертвованиям, преподобный Трифон возвел в обители четыре церкви. Первым стал храм, освященный в честь Благовещения Девы Марии, вторым — Успенский. В первые годы XVII столетия здесь появились монашеские кельи, колокольня и необходимые хозяйственные строения. Монастырский комплекс обнесли деревянным забором, на северной стороне которого находилось два входа. За оградой располагались конюшня и скотный двор.
- Святой Трифон организовал среди братии строгий устав общежития. У иноков была общие трапезная и имущество, им запрещалось пить вино, ходить в гости или приглашать кого-нибудь в свою келью. Ежедневно в главных соборах обители совершались литургии. Однако строгость пришлась не по вкусу некоторым старшим монахом, поэтому вскоре преподобного Трифона изгнали. Вернуться в свой родной монастырь он смог только в последние годы своей жизни, здесь он нашел вечный покой.
В XVII столетии значение Трифоновой обители возросло. Настоятелями становились архимандриты, в принадлежащие монастырю вотчины отправлялись святые старцы, миссия которых состояла в основании новых поселений и привлечении жителей. Община не только увеличивала территорию, но и вела активную просветительскую деятельность.
В это время вокруг Трифоновой обители воздвигли множество церквей и часовен. Комплекс приобрел статус культурного центра Вятских земель, в его стенах послушники изучали грамоту, создавали литературу. Богатая обитель могла быстро восстанавливать пострадавшие от огня постройки, а вскоре здесь началось возведение каменных зданий.
На заметку! Святой Трифон родился в богатой семье, воспитывался в набожной атмосфере, рано потерял отца. Постриг принял в 22 года от игумена Варлаама, стремился к уединению, поэтому удалился в места, где сегодня находится Пермь. Основал монастырь в городе Хлынов в 1580 г., получил сан архимандрита. Святитель являлся строгим подвижником, носил вериги и власяную одежду. Перед смертью оставил благословенное завещание братии, умер в 1612 г., в 1903 г. Церковь прославила его в лике святых.
Дальнейшая история
Во времена реформ Петра Первого обитель обложили налогами, доходы от её земель переходили в казну государства, что привело к запустению и обеднению. У общины не осталась средств на восстановление обветшалых зданий, это побуждало настоятелей обращаться за помощью к самому правителю.
В середине XVIII столетия крестьяне монастырских вотчин восстали против несправедливости. Секуляризационная реформа, утвержденная в 1764 г., постановила, что Трифонова обитель будет получать ежегодного жалованья только 800 р.
Рака с мощами Трифона Вятского в Успенском соборе
Императрица Екатерина II конфисковала многие земли, принадлежащие монастырскому комплексу, к тому же на его территории случались частые пожары.
- Обитель настолько обнищала, что братии пришлось открыт перед входными вратами сбор для пожертвований. Для исправления материального положения настоятелям пришлось организовывать крестные шествия со святыми иконами. Помощь жителей и некоторых добродетельных помещиков позволила монастырю содержать свои строения в хорошем состоянии, а также оказывать поддержку нуждающимся прихожанам.
- С середины до конца XVIII столетия на территории монастырского комплекса действовала русско-латинская школа, которая спустя время переквалифицировалась в духовную академию.
- Лучшие земли Трифоновой обители вернул государь Павел Первый. В XIX столетии архимандрит Амвросий стал сдавать монастырские вотчины в аренду, что позволило значительно улучшить финансовое положение комплекса. В 1865 г. рядом с духовной академией построили пансион для её воспитанников. Вскоре здесь организовали школу для городских детей. В конце XIX столетия в обители проживал преподобный Стефан, который значительно возвысил уровень духовного состояния общины.
Перед революционными действиями монастырский комплекс считался благоустроенным, но малочисленным. Основные доходы община получала от сдачи в аренду квартир. Поэтому в начале XX столетия удалось провести ремонт главных соборов. В 1912 г. на территории провели водопровод, укрепили кровлю, воздвигли два дома для паломников.
Святой источник преподобного Трифона
Советский период и новое время
В сентябре 1918 г. советские власти официально закрыли Трифонов монастырь, иноков же выслали в Пермь. На территории обители разместили больницу, склад, партийную школу. Некоторые храмы продолжали богослужения благодаря деятельности некоторых активистов.
- В 1921 г. в монастыре все еще проживала православная община, руководимая владыкой Виктором. Однако через два года обновленческая организация при помощи государства захватила центральный собор, другие строения перешли в управление различных структур.
- В 1929 г. с Успенской церкви сняли колокола, отправив их на переплавку, церковную утварь продали или подарили музею. Здесь осквернили и уничтожили кладбище, а также иконостасы и колокольню. В зданиях храмов разместились различные предприятия. Большую часть территории заняли металлургические цеха.
- В середине XX столетия прихожане стали обращаться к городскому совету с вопросом о возвращении обители. Верующие предлагали реставрацию за свой счет, но власти всегда отвечали отказом. Строения монастырского комплекса постепенно приходили к разрушению. До 1980 г. проводились только частичные восстановительные работы.
- В 1988 г. в районе стали рассматривать вопрос о полноценной реставрации обители и её передачи общине. В поддержку открытия монастыря собрали более 12 000 подписей. Весной 1989 г. Успенский собор безвозмездно передали в управление Кировской епархии, а через год вышло постановление о полном даровании полноценного монастырского комплекса. Осенью 1991 г. Синод благословил официальное открытие Трифоновой обители.
Богослужение в Успенском Трифоновом монастыре
Вскоре были отреставрированы настоятельские покои, братские корпуса, колокольня, построена надкладезная часовня. К 1994 г. проводилась повторная роспись центрального собора, восстановление иконостаса, куполов, прилегающие участки облагораживали.
Как добраться[править]
Проезд:
Обитель находится в историческом районе Кирова (Вятки), неподалеку от центральной улицы Ленина. Поезда из Москвы в Киров отправляются с Ярославского вокзала. Время в пути — около тринадцати часов. На машине следует выезжать из Москвы по Ярославскому шоссе и ехать до Ярославля. На въезде в город — поворот (направо) на Кострому. В Костроме — по указателям на Шарью. Расстояние — чуть меньше 1000 км.
Адрес:
610000, г. Вятка (Киров), ул. Горбачёва, вл. 4
Тел.:
E-mail:
История[править]
Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами.
Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.
Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).
В 1918 г. монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания[2]. В 1935 г. были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 г. южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.
В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-е годы; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь[3]. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.
Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.
Настоятели
- Прп. Трифон (Подвизаев) (1580 — упом. 1601)
- Иона (Мамин) (упом. 1608 — 1617/18)
- Иона (Калязин?) (1617/18 — упом. 1627)
- Александр (упом. 1628)
- Герасим (Путников/Куница) (упом. апрель–июнь 1632)
- Иосиф (упом. октябрь 1634)
- Герасим (Путников/Куница), 2-й раз (1635 — упом. апрель 1636)
- Александр (упом. апрель 1643 — упом. март 1646)
- Иоаким (упом. 1648/49 – упом. октябрь 1650)
- Александр (упом. 1653/54)
- Моисей (упом. июнь 1654 – упом. 1657/58)
- Парфений (1657 – 1658) (?)
- Сергий (упом. март 1659 – упом. апрель 1670)
- Иов (упом. март 1673 – упом. 1675/76)
- Иоиль (упом. июль 1676 – июль 1679)
- Александр (упом. март 1680 – 1715)
- Парфений (Катаев) (1715 — 1731)
- Пафнутий (1731 – 1733)
- Александр (Корчемкин) (1733 — 1734)
- Лаврентий (упом. 1734 – 1739?) (наместник?)
- Даниил (упом. 1741 — 1744)
- Иоасаф (Потёмкин) (1744 — 1752)
- Никон (упом. 1754 — 1756)
- Давид (Успенский?) (1756 — 1764)
- Софония (Македонский) (1764)
- Андрей (Таршевский) (1764 – 1771)
- Поликарп (Павловский) (1772 – 1774)
- Транквиллин (1774 – 1776)
- Каллист (Звенигородский) (1776 – 1796)
- Лаврентий (Долматов) (1796 – 1800)
- Мисаил (Сапожников) (1800 – 1817)
- Иустин (Сементовский) (1817 – 1823)
- Феофилакт (Пинегин) (1824 – 1829)
- Иероним (Нестеровский) (1829 – 1834)
- Никодим (Казанцев) (19 марта 1835 – 20 июня 1841)
- Амвросий (Красовский) (1841 – 1866 [3])
- Иосиф (Баженов) (12 августа 1866 — 1868)
- Сарапульские владыки (1868 — 1889)
- Глазовские владыки (1889 — упом. 1921)
- Вятские владыки (с 25 сентября 1991)
- Иов (Муравьев) (2 октября 1997 — 5 октября 2011) игум.
- Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012) игум.
ок. 1923 — 1989 — обитель и ее храмы изъяты
Архитектурный ансамбль[править]
- Собор Успения Богородицы (1684—1689)
- Никольская Надвратная церковь (1692—1695)
- Колокольня (1714, 1764, разобрана в 1935, воссоздана в 1994-1995)
- Трёхсвятительская церковь (1711—1717)
- Благовещенская церковь (1728)
- Настоятельские палаты (1719, 1818)
- Братский корпус (1742, 1831)
- Северо-восточная башня (1742)
- Северо-западная башня (1742, воссоздана в 1993)
- Монастырская караульня (1740-е)
- Братские кельи и семинария (1764)
- Юго-западная башня (1774—1775, воссоздана в 1994)
- Юго-восточная башня (1774—1775)
- Монастырская поварня (1769)
- Часовня Трифона Вятского (1684, в советское время снесена, воссоздана по новому проекту в 1990)
- Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища (1856)
- Летний дом настоятеля в саду (1849)