Наглядные и игровые пособия

Комплект № 6. Трезвучия в ладу
Внимание! Остались последние экземпляры!
Перед заказом рекомендуем уточнить наличие по тел. +7 999 923 04 01 или по адресу [email protected]

Педагоги из разных регионов страны подтвердят, насколько легче и приятнее стало работать теперь на уроках сольфеджио с наглядными пособиями по сольфеджио, выпущенными Издательским домом «Классика-XXI».
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв

Портреты, представленные в данном издании, — уникальная галерея изображений наиболее ярких и значительных творцов мировой музыкальной культуры последних трех столетий.
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв (всего: 2)

В комплекте — 20 цветных карточек с заданиями и карточка с правилами разгадывания ребусов. Зашифрованные слова — это музыкальные термины, названия струнных или духовых инструментов. Чтобы разгадать ребусы, необходимо обладать знаниями в области музыкальной терминологии. Игра развивает мышление, расширяет кругозор. Она будет интересной на занятиях, полезной в проведении конкурсов или викторин.
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв

Современные научные исследования доказывают, что у нынешнего поколения детей активнее работает визуальная память. Причем запоминание происходит не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Таким образом, ученику, пришедшему на урок, достаточно лишь мельком взглянуть на плакат, и наиболее значимые вещи сами отложатся в памяти. Наглядные пособия позволяют сделать учебный процесс намного результативнее!
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв (всего: 1)

Современные научные исследования доказывают, что у нынешнего поколения детей активнее работает визуальная память. Причем запоминание происходит не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Таким образом, ученику, пришедшему на урок, достаточно лишь мельком взглянуть на плакат, и наиболее значимые вещи сами отложатся в памяти. Наглядные пособия позволяют сделать учебный процесс намного результативнее!
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв (всего: 3)

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Разделы: Музыка

Количество детей: 12 человек

Возраст детей: 7 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Раздел программы, к которому относится занятие: занятие затрагивает все разделы программы

Цель занятия: Развитие музыкальных способностей учащихся при помощи использования игровых технологий

Задачи занятия:

  • Обучающие: закрепить теоретические знания учащихся; развивать навык точного интонирования на основе песенок-попевок, навык восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, навык интонирования и определения на слух интервалов.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетический вкус; воспитывать такие личностные качества как дисциплинированность, внимательность, собранность.
  • Развивающие: развивать музыкальный слух, музыкальную память; развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.

Материальное оснащение занятия: Фортепиано; учебный кабинет

Наглядные пособия: Учебные пособия: Л.Ефремова Пособие по сольфеджио “Учиться интересно!”; О.Берак “Школа ритма”; О.Камозина “Неправильное сольфеджио”.

Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений.

Форма занятия: Групповая

Методические приёмы: Объяснение педагога, показ педагога, метод дидактической игры, метод ролевой игры, работа с наглядными пособиями.

Дидактический материал: Наглядные пособия (музыкальная лесенка, плакат); карточки; ударные музыкальные инструменты (треугольник, ложки, трещетки, бубны, маракасы).

Структура занятия:

  1. Организационный момент – 2 минуты
  2. Вводная часть – 3 минуты
  3. Основная часть – 35 минут
  4. Заключительная часть – 3 минуты
  5. Подведение итогов занятия – 2 минуты

Ход занятия

Организационный момент.

Сообщение темы занятия; цели и задач занятия; проверка готовности учащихся к занятию (наличие у каждого учащегося учебных пособий, нотных тетрадей); настройка внимания учащихся.

Вводная часть.

Исполнение песни: музыка и слова О. Камозиной “Песенка про сольфеджио” (Приложение 1)

Основная часть.

1. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала

  1. Повторение теоретических сведений: строение мажорной гаммы; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие
  2. Пение песенок – попевок (Приложение 2)
  3. Пение гаммы F-dur (гамма; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие) с показом всех исполняемых ступеней на дидактическом пособии “Музыкальная лесенка”.
  4. Дидактическая игра “Музыкальная лесенка” в F-dur (Приложение 3).

2. Метроритмическое освоение изучаемого материала

  1. Повторение теоретических сведений: название длительностей; таблица длительностей; ритм.
  2. Дидактическая игра “Ритмохлопы” (Приложение 3).
  3. Исполнение ритмической партитуры с применением шумовых инструментов.

3. Диктант

  1. Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”.

4. Интервалы.

  1. Повторение теоретических сведений: что такое интервал; названия интервалов
  2. Исполнение: “Песенка про интервалы” (Приложение 1)
  3. Определение на слух интервалов с помощью дидактических карточек.

5. Теоретические сведения.

  1. Повторение: динамика как средство музыкальной выразительности; динамические оттенки.
  2. Дидактическая игра “Динамический поезд” (Приложение 3)

Заключительная часть.

Исполнение: Немецкая народная песня “Музыканты” — канон (Приложение 1)

Один из учащихся (по желанию) выступает в роли дирижера (тактирует схему размера).

Подведение итогов занятия.

В ходе занятия учащиеся закрепили теоретические знания по следующим темам: тональности, интервалы, длительности, средства музыкальной выразительности (динамика). Применяемые на занятии игровые формы способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, а также развитию навыков точного интонирования, восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, интонирования и определения на слух интервалов.

Использование в работе интересного музыкального материала; ярких, на хорошем художественном уровне выполненных наглядных дидактических пособий и дидактических карточек способствовало воспитанию эстетического вкуса учащихся.

Используемые на занятии различные виды музыкально-творческой деятельности способствовали развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

На протяжении всего занятия использование педагогом дополнительного образования игровых технологий поддерживало у учащихся интерес к учебной деятельности, позволило осуществлять её более успешно. Благодаря применяемым на занятии различным игровым формам и методам, урок прошел увлекательно и интересно. Учащиеся на протяжении всего занятия были активны, внимательны, собранны. Методы дидактической и ролевой игры соответствовали возрастным особенностям младших школьников, и способствовали тому, чтобы достаточно сложный учебный материал подать учащимся в доступной, занимательной форме.

Цель и задачи занятия выполнены.

Список использованной литературы

  1. Берак О.Л. Школа ритма. — М.: Классика XXI, 2010.
  2. Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. — М.: Музыка, 2008.
  3. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты. — М.: Музыка, 2011.
  4. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  5. Каноны для детского хора/Сост. Струве Г. — М.: Кифара, 2010.
  6. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. — М.: Классика XXI, 2009.
  8. Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – М.: Классика XXI, 2009.

Игровое сольфеджио. Ритмоинтонационное домино

Важнейшим средством познания для детей является игра. Хорошо известно, что игровой момент благотворно влияет на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к работе. Игра идеально мобилизует энергию ребёнка, его внимание и интеллект. Ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок.

Психологи убедительно доказали, что в сравнении с чистой логикой состояние эмоционального подъёма во много раз увеличивает степень запоминания материала. Рациональная и эмоциональная сфера ребёнка должны находится в равновесии и действовать как единое целое.

Цель данного пособия — дать возможность педагогу использовать игровые ситуации для мобилизации внимания учащихся, создать атмосферу радости и увлечённости предметом. В игре закрепляются приобретённые интонационные и ритмические навыки, глубже раскрываются возможности детей.

К сожалению, в старших классах эта эффективная форма работы используется крайне редко. Пособие «Ритмоинтонационное домино» может быть использовано как дополнительный игровой материал для развития музыкальных способностей детей младших и старших классов на уроках сольфеджио. В этой настольной музыкальной игре действует принцип домино — игры, состоящей из 28-и костяшек или дощечек. Вариантов игры может быть несколько: ритмическое домино для младших классов, то же — для старших, интонационное домино — для младших классов, аналогичное — для старших.

Сделать такое домино несложно. На пластинки из картона, дерева или пластика наносится изображение: длительности, ритмические группы или ступени лада. Всего необходимо 28 пластин, из них семь дублей. В игре принимают участие чётное количество игроков, а если нечётное, то с резервом.

Основные правила игры: пластинки домино раздаются ученикам, начинает игрок, у которого пластинка с изображение двух половинных длительностей. Далее игра идёт по часовой стрелке. Игрок, который делает ход, должен исполнить ритмический рисунок, изображённый на пластинке домино или ступени лада, если домино интонационное. Если исполнение неточное, игрок получает штрафное очко. Как только поставлены все пластины домино, игра закончена и подсчитываются штрафные очки. Ученик, набравший наибольшее количество таких очков, считается проигравшим.

Виды исполнения могут быть различными, здесь можно предложить учащимся пофантазировать: в интонационном домино может быть голосовое звучание с ручными знаками или без них, а в ритмическом — исполнение хлопками со счётом, ритмослогами, разными движениями и т.д. Игра в интонационное домино предусматривает заданную тональность и лад (мажор и минор трёх видов, с альтерацией или без неё, лады народной музыки).

Игру можно проводить не только на уроке, но и в перерывах, на творческих уроках в качестве поощрения группы и т.д. При этом педагог должен сам принимать участие во всех игровых ситуациях, руководить игрой, контролировать результат.

Предложенные ритмические группы являются всего лишь вариантами, с которых можно начать формировать содержание пластин домино. В дальнейшем любой педагог может сам составлять ритмические рисунки, варьируя и усложняя их по своему усмотрению.

В интонационном домино целесообразно обозначить ступени разными цветами. Правила игры всё те же: сделать ход и пропеть ступень указанного лада. Учащимся младших классов: назвать нотами ступени лада, показать их ручными знаками и определить интервал между ступенями.

Автор использует тот же цвет ступеней, что и на таблице клавиатур в пособии В. Кирюшина:

  • I — синий
  • II — оранжевый
  • III — голубой
  • IV — жёлтый
  • V — красный
  • VI — зелёный
  • VII — розовый

Музыкальная игра «Ритмоинтонационное домино» развивает слух, интонационные навыки, чувство ритма, двигательную и слуховую координацию. Она пользуется большой популярностью у детей, помогает закрепить теоретический материал, делает урок сольфеджио более увлекательным и разнообразным. Это наиболее естественный и желанный для ребёнка путь познания, приносящий радость и хорошие результаты.

Разработка урока по сольфеджио

Разработка урока по сольфеджио

Работа преподавателей: Дасаевой Д. Ф. и Рахимжановой Г. Т .

Казахстан. Г. Караганда, ДМШ № 3

Тема: «Игровые формы работы на уроке сольфеджио».

Класс: 1-й (домбра)

Цель урока: Развитие музыкальных способностей учащихся при помощи использования игровых технологий

Обучающие: закрепить теоретические знания учащихся; развивать навык точного интонирования на основе песенок-попевок, навык восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, навык интонирования и определения на слух интервалов.

Смотрите так же:  Приказ мвд 815 от 08072011

Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетический вкус; воспитывать такие личностные качества как дисциплинированность, внимательность, собранность.

Развивающие: развивать музыкальный слух, музыкальную память; развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.

Наглядные пособия: Учебные пособия: Л.Ефремова Пособие по сольфеджио “Учиться интересно!”; О.Берак “Школа ритма”; О.Камозина “Неправильное сольфеджио”.

Форма занятия: Групповая

Дидактический материал: Наглядные пособия (музыкальная лесенка, плакат); карточки; ударные музыкальные инструменты (треугольник, ложки, трещетки, бубны, маракасы).

Организационный момент – 2 минуты

Вводная часть – 3 минуты

Основная часть – 35 минут

Заключительная часть – 3 минуты

Подведение итогов занятия – 2 минуты

Сообщение темы занятия; цели и задач занятия; проверка готовности учащихся к занятию (наличие у каждого учащегося учебных пособий, нотных тетрадей); настройка внимания учащихся.

Исполнение песни: музыка и слова О. Камозиной “Песенка про сольфеджио”

1. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала

Повторение теоретических сведений: строение мажорной гаммы; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие

Пение песенок – попевок

Пение гаммы F-dur (гамма; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие) с показом всех исполняемых ступеней на дидактическом пособии “Музыкальная лесенка”.

Дидактическая игра “Музыкальная лесенка” в F-dur.

2. Метроритмическое освоение изучаемого материала

Повторение теоретических сведений: название длительностей; таблица длительностей; ритм.

Дидактическая игра “Ритмохлопы” .

Исполнение ритмической партитуры с применением шумовых инструментов.

Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”.

Повторение теоретических сведений: что такое интервал; названия интервалов

Исполнение: “Песенка про интервалы”

Определение на слух интервалов с помощью дидактических карточек.

5. Теоретические сведения.

Повторение: динамика как средство музыкальной выразительности; динамические оттенки.

Дидактическая игра “Динамический поезд”

Исполнение: Немецкая народная песня “Музыканты” — канон

Один из учащихся (по желанию) выступает в роли дирижера (тактирует схему размера).

Подведение итогов занятия.

В ходе занятия учащиеся закрепили теоретические знания по следующим темам: тональности, интервалы, длительности, средства музыкальной выразительности (динамика). Применяемые на занятии игровые формы способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, а также развитию навыков точного интонирования, восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, интонирования и определения на слух интервалов.

Использование в работе интересного музыкального материала; ярких, на хорошем художественном уровне выполненных наглядных дидактических пособий и дидактических карточек способствовало воспитанию эстетического вкуса учащихся.

Используемые на занятии различные виды музыкально-творческой деятельности способствовали развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

На протяжении всего занятия использование педагогом дополнительного образования игровых технологий поддерживало у учащихся интерес к учебной деятельности, позволило осуществлять её более успешно. Благодаря применяемым на занятии различным игровым формам и методам, урок прошел увлекательно и интересно. Учащиеся на протяжении всего занятия были активны, внимательны, собранны. Методы дидактической и ролевой игры соответствовали возрастным особенностям младших школьников, и способствовали тому, чтобы достаточно сложный учебный материал подать учащимся в доступной, занимательной форме.

Цель и задачи занятия выполнены.

Список использованной литературы

Берак О.Л. Школа ритма. — М.: Классика XXI, 2010.

Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. — М.: Музыка, 2008.

Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты. — М.: Музыка, 2011.

Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

Каноны для детского хора/Сост. Струве Г. — М.: Кифара, 2010.

Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008.

Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. — М.: Классика XXI, 2009.

Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – М.: Классика XXI, 2009.

«ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДМШ.»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»
Табунского района

ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДМШ.

Преподаватель теоретических дисциплин МБУДО «ДМШ»
Пешкова Людмила Алексеевна

Село Табуны
2016 год
В настоящее время среди проблем всё большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем, которые,
во-первых, многофункциональны по своему характеру;
во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности;
в-третьих, интересны детям;
в-четвёртых, органически вписываются в современные учебно –воспитательные системы.
Все эти проблемы, так или иначе, относятся не только к основному, но и дополнительному образованию наших детей. В настоящее время учащийся ДШИ должен обладать не только суммой определённых знаний, но и уметь применять теоретические сведения на практике.
Как заинтересовать современного информированного ребёнка? На какие методики опереться? Как важно для детей, только начинающих учиться музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник.
Предмет сольфеджио играет огромную роль в становлении музыканта любой специальности. Является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определённую систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, эстетического вкуса.
Сольфеджио объединяет различные виды музыкальной деятельности, активизирует развитие музыкального слуха, памяти, мышления. В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально – интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) всё большее внимание уделяется воспитания творческих навыков. Новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки распространённому мнению о сольфеджио
как о скучном, трудном и малоинтересном занятии.
В процессе обучения музыке особое значение имеет начальный период. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача увлечь ученика новыми музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития любви и интереса к музыке, создать вокруг ученика атмосферу музыки, развивать в нём способность воспринимать музыку, проникать в её содержание и переживать её – это задача встаёт перед преподавателем сольфеджио с самого начала. Достижение этих целей позволит вызвать заинтересованность учащихся, что во многом облегчит решение всех последующих задач.

Такому подходу способствует структура школьных занятий по сольфеджио, их тематическая обусловленность. Темы представляют собой систему, выстроенную логически, от простого к сложному, с тенденцией поступательного восходящего движения.
Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки.
У большинства детей младшего возраста мотивационная готовность по к учебно – познавательной деятельности ещё не сформировалась. Как правило, только к концу первого года обучения их мотивы с игровой деятельности постепенно перестраиваются на учебно – познавательную. В классе сольфеджио нет необходимости резко менять художественно – образную деятельность на учебно – познавательную, с формальным заучиванием музыкально – теоретических и терминологических сведений. Дети легко воспринимают условные формы, символы, сложные понятия, особенно если они могут опереться на наглядные и слуховые образы или даже на свой жизненный опыт. Богатое воображение легко дорисовывает недостающее. Большинство сведений, в особенности начальные музыкальные знания, можно и нужно излагать в игровой форме, с максимальным привлечением фантазии и активности самих учащихся. При этом надо помнить, что ещё К.Ушинский призывал не подменять обучение развлечением. Он писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает, — делать ради удовольствия исполнять свою обязанность».
Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие, которое быстро утомляет детей. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Во время игры ребёнок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Кроме того, игра создаёт особую соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и прочнее. Именно в игре ребёнок живёт наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью.
В.С.Мухина очень точно подчёркивает: «Если с приходом ребёнка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Психолог Д.Узнадзе утверждал, что музыкальное обучение – это особая деятельность – не игра и не труд, но и то и другое. Очень важно, чтобы предмет сольфеджио не стал «собранием» отвлечённых, достаточно сложных и мало интересных законов, правил и понятий. Каждый урок должен трактоваться учителем и восприниматься учениками как урок музыки. Процесс общения с музыкой является процессом её поэтапного.
Главное отличие современных методов обучения от традиционных –создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность. При этом необходимо постоянно помнить о специфике музыкально-игровой деятельности младших школьников, которая заключается в том, что она подчинена единой учебной задаче – теме. На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов. Заинтересовать ребёнка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, сказки, загадки, ребуса.
Игра для ребёнка – это доступная ему форма активной деятельности. Как ученик ребёнок может быть и невнимателен, неусидчив и не с полной отдачей работать на уроке. Но выполняя какую – либо роль в творческой игре, он приобретает (хотя бы на время) многие положительные качества. «Целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки зрения». «В игре раскрываются творческие способности личностиБез игры нет и не может быть полноценного умственного развитияИгра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игровые ситуации на уроке, яркие наглядные пособия – всё это способствует тому, чтобы учёба не становилась скучной обязанностью и не отнимала у детей счастливого ощущения жизни. Играя с ребенком, вы закладываете основу взаимного понимания и любви. Это чрезвычайно важно для всей дальнейшей жизни, поэтому, чем разнообразнее и интереснее будет ваш общий семейный досуг – тем лучше. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей в наших силах.
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного. Наглядные пособия – это такие средства обучения, которые создают у детей необходимые зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала, активизируют процесс запоминания. К ним относятся различные картины, рисунки, схемы. Они разнообразны по своему содержанию, способу изображения, технологии изготовителя, назначения.
Использование наглядных пособий позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностей; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой; активнее развиваются – ладовысотный слух, чувство ритма; у детей возникает интерес к музыке.

Смотрите так же:  Сталин договор с англией

Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально – дидактические игры, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное воспитание в целом.
Игра – это постоянная и неизменная спутница детства, органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Дети любят на уроках не только узнавать всё новое, они любят также повторять то, что им уже знакомо и то, что хоть однажды принесло удовлетворение. Это свойство детской психики по наблюдениям специалистов, является основой успешного обучения.
Организация процесса в учебно – игровой форме способствует развитию творческих способностей. По данным ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% сведений, глядя – 25% видимой информации, слушая, глядя одновременно – 65%, а если добавляется закрепление этой информации действием, то процесс запоминания протекает быстрее, а освоении становится ещё более эффективным.
Главное отличие современных методов обучения от традиционных – создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую и любимую сферу деятельности.
Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность. При этом необходимо постоянно помнить о специфике музыкально – игровой деятельности младших школьников, которая заключается в том, что она подчинена единой учебной задаче – теме.
На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребёнка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, сказки, загадки, ребуса.
Все дети любят сказки. Через сказочные образы легче освоить азы музыкальной грамоты. Большую помощь в этом оказывает учебное пособие «Волшебный мир музыкальных звуков» (сост. М.Е.Покровская; Н.С.Константинова), которое я широко применяю в своей практике. Это сказка со всеми её условностями, и с возможностью игровой подачи реальной информации. Во время увлекательного путешествия в сказку «Волшебный мир музыкальных звуков», я детям не только читаю текст, но и слушаем музыку на CD-диске, который прилагается к этой книге. Эта книга написана под влиянием целого цикла сказок о мире звуков и его законах замечательного педагога – музыканта В.В.Кирюшина, открывающего этот мир малышам. Читая книжку, я даю возможность детям вдуматься в смысл слов и представить картины событий. С помощью сказки обращаю внимание ребёнка на звуковую среду, в которой он живёт. В сказочной форме даны объяснения таких понятий, как:

Скрипичный ключ. Басовый ключ.

Ноты. Звуки. Мелодия.

Клавиатура. Нотный стан. Октава. Регистр.

Названия нот. Звукоряд. Гамма. Тон. Полутон.

Рождение мелодии. Длительности. Ритм. Паузы.

Метр. Такт. Размер. Доля. Акцент.

Тайны чёрных клавиш: диез, бемоль, бекар.

Тоника. Тональность. Лады: мажор и минор.

Обозначение темпа, динамики, характера звучания.

Во время путешествия в сказку «Волшебный мир музыкальных звуков», дети быстро осваивают теорию музыки. Иллюстрации дополняют рассказ, а интересные задания способствуют закреплению пройденного материала.
Пример ещё одной сказки, которую я применяю в своей практике на раннем этапе обучения при знакомстве детей с высокими и низкими звуками:

Учитель: «Однажды я читала сказку про «Теремок» и не заметила, как заснула. И приснился мне сон. Будто стоят на опушке леса не один теремок, а два. Всем они похожи, только на дверях нарисованы разные знаки. На двери одного теремка – высокий, будто он в небо тянется – называется этот знак «скрипичный ключ» (Рис.1). А на двери другого – знак, который согнулся, как крючок, и вниз смотрит. Этот знак называется «басовый ключ» (Рис.2). «Кто же живёт в этих теремках?» — подумала я. Вдруг открылась дверь со скрипичным ключом, и на пороге появился маленький воробушек (Рис.3). Он чирикал тоненьким, высоким голосом: «Чик – чирик» За воробушком показались и другие обитатели теремка, у которых тоже были тоненькие голоса».
Вопрос уч – ся: «Ребята, как вы думаете, кто, ещё живёт в теремке со «скрипичным ключом?»».
Дети отвечают: Воробей, синица, соловей, кошка с котятами, щенок, мышка, комарик Учитель: «Потом открылась дверь с «басовым ключом», и на пороге
появился медведь (Рис.4). Он заревел низким, басовым голосом. И вслед за ним выглянули другие жители теремка, у которых тоже были низкие, грубые голоса. Вопрос уч – ся: «Ребята, как вы думаете, кто ещё живёт в теремке с «басовым ключом?»».
Дети отвечают: Волк, тигр, большая собака и т.д.

Учитель: «Вот какой волшебный сон мне приснился! Теперь я сыграю вам музыкальные пьесы. А вы угадайте, кого изображает музыка и какие у них голоса (высокие или низкие?)».
Так, через образы и ассоциации я стараюсь детям дать представление о соответствии «скрипичного ключа» и высоких звуков, «басового ключа» и низких звуков.

Методическая разработка «Наглядно – игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ»

Столичный учебный центр
г. Москва

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«Наглядно – игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ»

XXI век с его стремительным ростом научно-технического прогресса и мобильностью выдвинул перед образованием и, в частности, перед музыкальным образованием, важные задачи – формирование творческой личности способной осваивать новые идеи, быть конкурентноспособной в новых социальных условиях.

В цикле преподаваемых дисциплин в детской музыкальной школе огромную роль играет предмет сольфеджио, который призван дать учащемуся прочную основу для его дальнейшего музыкального развития, для развития его музыкальных способностей.

Цели и задачи сольфеджио:

Дать учащемуся систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных средств музыкальной выразительности.

Выработать у учащегося элементарные музыкально-технические навыки, необходимые как в процессе прохождения курса, так и дальнейшего музыкального развития.

Заложить реалистические основы музыкального воспитания и образования, дать

верное направление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.

Сольфеджио является дисциплиной, объединяющей различные виды музыкальной деятельности, активизирующие развитие музыкального слуха, памяти, мышления. Появившиеся в последние годы новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки широко распространённому мнению о сольфеджио как о скучном, трудном и малоинтересном занятии.

В процессе обучения музыке начальный период имеет особое значение. Когда маленький ученик приходит на урок сольфеджио, на него буквально обрушивается огромное количество информации: множество новых терминов, иностранных слов и их значений. Необходимо стремиться приблизить их к пониманию детей, ведь добиться интереса к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, доступными для наивно-сказочного восприятия малышей.

Как заинтересовать современного информированного ребёнка?

На уроке сольфеджио нужны не только слуховые, осязательные и двигательные упражнения, но и зрительные. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, весь материал даётся в игровой форме. Игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, увлекательная деятельность, которая заключается в том, что подчинена единой, чётко сформулированной учебной задаче – теме. Хорошие помощники в этом – яркие наглядные пособия. При их применении в обучении, наглядные пособия помогают малышам легче усваивать новые знания.

Я постараюсь поэтапно рассказать о применении наглядно-игровых пособий, начиная с первого класса.

На самом раннем этапе, на первых уроках при изучении правописания нот на нотном стане используются настольные клавиатуры с пуговичками-«нотками». Пуговицы двух противоположных цветов. Вначале в своей работе я использовала пуговицы на лесках, но в процессе работы от лески отказалась. Дети ещё плохо пишут

ноты, а некоторые вообще не умеют писать. Они не понимают, что такое линеечки («полоски», как они называют) на нотном стане и пишут ноты в промежутках между

ними. Данное пособие помогает экономить время. Дети выкладывают «головки ноток», знакомясь с мелодическим, горизонтальном расположением нотного звукоряда вверх и вниз. Для слухового восприятия преподаватель иллюстрирует как это звучит на инструменте. Гармоническое расположение – выкладываем «нотки» вертикально только на линейках и рядом – только между линейками. Все виды работ постоянно закрепляются на последующих уроках, пока не усвоятся.

Среди наглядных пособий, широко используемых в классе, обязательным условием является опора на фортепианную клавиатуру, которая используется как эффективное наглядно-вспомогательное средство в изучении и практическом усвоении учебного материала. Клавиатуры располагаются на столах перед каждым ребёнком в течение всего периода обучения в школе. Во-первых, именно в клавиатуре «зашифрована» вся необходимая информация по музыкальной грамоте. Во-вторых, наличие клавиатуры предоставляет возможность каждому ученику непосредственно участвовать в практических формах работы. Клавиатура применяется в различных упражнениях по музыкальной грамоте, где требуется наглядность при построении интервалов, аккордов, пении гамм разных тональностей и их видов.

Итак, при прохождении регистров, октав, движения вверх (вправо) и вниз (влево), знакомством с клавишей «до», пользуемся настольными клавиатурами: указательными пальцами обеих рук «играем» с проговариванием или пением звуков по клавишам правой рукой (левой «стоим» на клавише «до») под подыгрывание педагогом на фортепиано вверх. Дойдя до октавы (клавиши «до») звучит вопрос: как называется это расстояние? Ответ – октава. Затем двигаемся так же вниз.

Смотрите так же:  Материнский капитал 2019 новосибирск

На клавиатурах же знакомимся с полутонами: показать на соседних белых полутон; между белой и чёрной клавишами. Тоны – на белых и на чёрных.

Затем показываем и поём под фортепиано: «до» — «ре» — целый тон, «ре» — «ми» — целый тон, «ми» — «фа» — полутон, «фа» — «соль» — целый тон, «соль» — «ля» — целый тон, «ля» — «си» — целый тон, «си» — «до» — полутон. Затем выкладываем тоны одним цветом, полутоны – другим пуговички на нотных станах и так же поём. Это позволяет зрительно выучить расположение нот и «увидеть» тоны и полутоны. Позднее из этих тонов и полутонов вырастет строение мажорной гаммы.

На ранних этапах музыкального образования особенно хороши различные наглядные приёмы в развитии вокально-интонационных навыков – столбица, ручные знаки.

Болгарская «Столбица» получила широкое распространение благодаря наглядным пространственно-высотным соотношениям. Это шкала ступеней, обычно на полторы октавы, с выделением устойчивых звуков. Для наглядности ступени раскрашены в разные цвета, например, I , III , V – в красный, как наиболее выделяющийся, II, VII – в фиолетовый, IV, VI – в синий. С помощью столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов.

На пособии для каждого ученика располагаются столбица, соответствующая мажору, а рядом для сравнения – минору. Кроме того, на минорной столбице рядом с изменяемыми ступенями в гармоническом (VII ступень) и мелодическом (VI, VII) видах минора помечены стрелками, что должно подсказывать об их повышении. Я располагаю ступени на разном расстоянии, что должно соответствовать тонам и

полутонам. Первоначально со столбицей мы знакомимся при прохождении мажорной

гаммы (разных тональностей). Поём, показывая пальцем или карандашом, ступенями, а затем с названием звуков, гамму, устойчивые ступени, разрешение неустойчивых

ступеней. Закрепляем на клавиатурах с подключением опевание устойчивых ступеней.

При прохождение минора, сравниваем с мажорной гаммой – какие ступени в миноре ниже и видим, чем отличаются виды минорных гамм. Работа продолжается как и в мажоре.

«Столбица» универсальна: ею можно пользоваться как в младших, так и в старших классах.

По столбице предпочтительнее работать всей группой, хором. Только тогда достигается эффект лёгкости, «раскованности» пения, «вычищается» строй, дети испытывают удовольствие от пения.

К оригинальным и ценным учебным средствам относятся ручные знаки ладовых ступеней. Ручные знаки выполняются на разной высоте в соответствии с относительной высотой звуков. Мы поём их по наглядному пособию, вывешенному на стене. Так же, как и столбицы, изображены не только ступени мажора, но и рядом – III, VI, VII ступени натурального минора. Когда поём ступенями виды минора по мажорной гамме, переходя на эти ступени в миноре, наглядно видим различие этих ступеней. Так же при пении гармонической минорной гаммы наглядно видно, что II, VII ступени разные. А при пении мелодической гаммы, видим, что при движении вверх отличается только III ступень.

Таким образом, наглядно изображается звуковысотное движение мелодии. Ручные знаки помогают с самого начала создать у детей ясные слуховые представления ладовых ступеней и закрепить их, они соединяют воедино слуховые, зрительные и двигательные ощущения, что соответствует детской психике.

При прохождении интервалов, вдруг выясняется, что тоны и полутоны, «выложенные» пуговичками на нотных станах, оказываются интервалами – малыми и большими секундами. Закрепляем пение и показ их, а так же обращение больших в малые, а малые в большие по клавиатурам.

А терции «выкладываем» в гармоническом расположении: большие одного цвета, малые – другого. Ориентируемся по клавиатурам: в больших терциях между тремя белыми клавишами – две чёрные – 2 тона, а в малых – 1 чёрная – 1 тон + полутон – полтора тона. Так же всё закрепляем на клавиатурах с превращениями больших – в малые, малых – в большие. И тут же проходим виды голосоведения – параллельное. И тут же проходим параллельные тональности: в малых терциях верхний звук – тоника мажора, а нижний – минора. Играем в загадки: преподаватель называет в малых терциях тонику (верхняя пуговичка), например, Фа мажор, а дети отвечают, глядя на нотные станы – ре минор. В фа мажоре? Ответ: си бемоль (исключение в бемольных тональностях). Значит и в ре миноре? Ответ – си бемоль; и т.д.

Выясняем, что большие терции расположены на I, IV, V ступенях. Поём: «Где большие терции? Вот большие терции – все на главных ступенях: до – ми, фа – ля, соль – си, до (вводная ступень разрешается в тонику). Выясняется различие между устойчивыми ступенями и главными.

При прохождении главных трезвучий, «докладываем» пуговички того же цвета к

большим терциям и поём: «Мы поём главные трезвучи – я – я – я; до-ми-соль, фо – ля – до, соль – си – ре, до – до — до. На доске выписывается эта последовательность и

объясняется правило разрешения Д53 в Т.

При пении трезвучий от звука используется клавиатура, по которой поются одноимённые трезвучия и наглядно видно, что меняется III ступень.

В общем это лишь некоторые виды работы с наглядными пособиями. Для фантазии педагога нет предела.

Неотъемлемой частью развития музыкальности детей является развитие музыкально-ритмического чувства.

На уроках сольфеджио используются различные способы, методы и приёмы, специально направленные на его развитие. Это могут быть конкретные упражнения, оригинальные учебные и творческие задания, специальные средства обучения, наглядные пособия и т.п.

В этой работе мы говорим о применении наглядных пособий.

Подача материала по прохождению ритмов отстаёт от практической работы на уроках по специальности. Преподаватели жалуются, что дети играют сложные ритмически пьесы, а у сольфеджио – свои правила.

Поэтому уже на первоначальном этапе работы я применяю ритмические карты с разными ритмическими группами.

Большой интерес вызвали у меня некоторые методические приёмы по освоению метроритма у преподавателя одной из московских школ – Е.Золиной, на одном из уроков которой мне пришлось поприсутствовать.

Вместо традиционной подтекстовки основных ритмоформул (4 шестнадцатые – тири – тири, восьмая и 2 шестнадцатых – ти – тири, короткий пунктир – тай – ри и т.д.), малопонятных детям, она использует определённые слова, более близкие детям: 4 шестнадцатые – побежали, восьмая и 2 шестнадцатые – ма-а-мочка, 2 шестнадцатые и восьмая – малыши, внутритактовая синкопа – синко-о-па, короткий пунктир – ска-а-чем и т.п.

При прохождении ритма поначалу проходятся простейшие ритмы. По карточкам над доской выкладывается ритмические упражнения, которые дети пишут в тетради на любой нотке (кстати, и изучается правописание штилей) и выполняются группировки в изучаемых размерах. И вводится работа со сложными ритмами по картам. Дети отстукивают ритмические упражнения со счётом (в помощь преподавателям-инструменталистам).

При прохождении более сложных ритмов уделяется подробное освоение ритмических групп в одноголосных упражнениях по ритмическим картам, выложенным на столах: с отстукиванием и проговариванием указанными ритмосимволами, затем со счётом; с дирижированием с проговариванием ритмосимволами. Следующие виды работы: пение простейших мелодий с отстукиванием подписанноых под мелодиями изучаемых ритмических групп; исполнение ритмического двухголосия (1 группа ладошами отстукивают нижний голос, а 2 – карандашами – верхний и наоборот), отстукивание ритмов с ихи проговариванием и одновременным отстукиванием левой рукой по столу долей пример – сборники-тетради с домашними заданиями Е.Золиной).

Очень нравятся детям ритмические устные диктанты с выкладыванием ритмических карточек и последующим их пропеванием с тактированием.

Очень важно при прохождении ритмических групп, выкладыванием устных

ритмических диктантов пользование пособием, которое я называю «ритмо – доли». Над доской располагается пособие из двух колонок. В первой располагаются ритмические группы, входящие в одну четверть: например, четверть, 2 восьмые, 4 шастнадцатые, короткий пунктир и т.д. во вторую колонку – ритмические группы на две доли: долгий пунктир, половинная, синкопа…

При выкладывании ритмических карточек, составленных из этих группировок, дети тактируют и определяют , сколько нот приходится на 1 взмах и находят подходящие карточки.

С возрастом дети сами загадывают ритмические загадки друг другу с выкладыванием заданного ритма и дальнейшего его пропевания ритмосимволами с тактированием.

В конце хочется добавить, что не стоит перегружать стены класса множеством наглядных пособий: это будет отвлекать учащихся. Лучше вывешивать таблицы по мере надобности. Постоянными могут быть таблицы с аккордами и другие, те, которые используются на каждом уроке.

Многие теоретические темы требуют не столько музыкальных, сколько зрительных ассоциаций, и здесь яркие наглядные пособия, да ещё и используемые в игровой форме на уроке сольфеджио очень помогают ученикам.

Роль же учителя на уроке заключается в создании такой атмосферы, когда ученик оказывается в постоянном поиске, движении, размышлении. Идеальная форма занятий – это диалог, когда учитель так выстраивает свои вопросы, поиск ответов на которые подводит детей к своего рода открытиям, самостоятельным выводам по теме урока.

Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. М. 2002

Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М. 1986

Давыдова Е.В. Сольфеджио. 3кл. Методическое пособие. М. 1976

Дадионов А.Е. Дидактические игры на занятиях по сольфеджио в музыкальной школе. М. 2002

Дадионов А.Е. Ритмическое воспитание на уроках сольфеджио в музыкальной школе. М. 2002

Другие публикации:

  • Доверенность от ооо на право управления автомобилем Доверенность сотруднику на управление автомобилем организации Доверенность нотариально заверять не нужно. Рукописная доверенность на право управления автомобилем также действительна, как и письменная. ИНН 6165 123456 Адрес (юридический и […]
  • Заместителю прокурора кемеровской области Конкурс Юный правозащитник Прокуратура области проводит региональный этап конкурсного отбора кандидатов для участия в дополнительной общеобразовательной программе «Юный правозащитник» на базе ФГБОУ «Международный детский центр «Артек», […]
  • Договор о возмещении затрат за потребленную электроэнергию Образец Договора о возмещении затрат на потребляемую электроэнергию Договор ________/____(Образец) г. Челябинск "___" t _______20__ г. СНТ "_________", именуемое в дальнейшем Товарищество, в лице Председателя правления __________, […]
  • Налог на гараж расчет Какой налог за гараж придется заплатить? Хоть и принято считать, что гараж – это строение, объект, относящийся к нежилой недвижимости, за который нужно платить налог, на самом деле, гараж – это сложное сооружение, состоящее из собственно […]
  • Заявление пользователя в читальный зал Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации Документ утратил силу в связи с приказом Минкультуры России от 3 июня 2013 г. № 635 «Об утверждении Порядка использования архивных документов […]
  • Как оформить ученический проект Как оформить ученический проект В данном разделе мы рассмотрим существующие требования к оформлению исследовательской работы учащихся, выполняемой индивидуально под руководством учителя (воспитателя) или группой школьников (воспитанников) […]
Игровые пособия по сольфеджио