Икона Богородицы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати)


Икона Богородицы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати)

Ара­пет­ская или Ара­вий­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу наи­бо­лее древ­них икон, но из­вест­на толь­ко по име­ни. Све­де­ний же о ме­сте и вре­ме­ни ее яв­ле­ния не со­хра­ни­лось ни­ка­ких. Су­ще­ству­ют од­ни толь­ко до­гад­ки и пред­по­ло­же­ния по это­му во­про­су. Од­ни от­но­сят яв­ле­ние и про­слав­ле­ние ико­ны к на­ча­лу IV ве­ка, а имен­но к 301 го­ду. По дру­гим же ис­точ­ни­кам яв­ле­ние ее от­но­сит­ся к бо­лее ран­не­му вре­ме­ни – I ве­ку, и при­уро­чи­ва­ет­ся это со­бы­тие к то­му мо­мен­ту, ко­гда свя­той апо­стол Фо­ма рас­про­стра­нял свет еван­гель­ско­го уче­ния в Ин­дии.

Еще од­но на­име­но­ва­ние ико­ны – «О Все­пе­тая Ма­ти» свя­за­но с тем, что край «му­а­ро­во­го» ма­фо­рия Бо­го­ро­ди­цы укра­шен кай­мой с тек­стом стро­фы 13-го конда­ка Ве­ли­ко­го Ака­фи­ста на цер­ков­носла­вян­ском язы­ке: «О все­пе­тая Ма­ти, рожд­шая всех свя­тых Свя­тей­шее Сло­во, ны­неш­нее при­но­ше­ние при­ем­ши, от вся­ких на­па­сти из­ба­ви всех, и гря­ду­щия из­ми му­ки, во­пи­ю­щия Ти: Ал­ли­лу­иа». Кро­ме то­го, на кай­ме ма­фо­рия Бо­го­ма­те­ри мож­но про­чи­тать сло­ва, ко­то­ры­ми на­чи­на­ет­ся Ве­ли­кий Ака­фист: «Взбран­ной Во­е­во­де по­бе­ди­тель­ная, яко из­бав­ля­ше­ся от злых…». В рус­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции эта ико­но­гра­фия из­вест­на с XVII в.

Наи­бо­лее ран­нее изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри «О Все­пе­тая Ма­ти» встре­ча­ет­ся на несколь­ких ли­стах Сий­ско­го ли­це­во­го ико­но­пис­но­го под­лин­ни­ка XVII в. На од­ном из них ико­на име­ну­ет­ся «Арап­скою». В ико­но­пис­ной прак­ти­ке на­ча­ла XX в. мож­но встре­тить так­же на­зва­ние «Ара­вий­ская». Ико­на пред­став­ля­ет со­бой по­яс­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри в трех­чет­верт­ном по­во­ро­те, ла­до­ня­ми лег­ко под­дер­жи­ва­ю­щей Мла­ден­ца Хри­ста на уровне его пред­пле­чий. Ру­ки Спа­си­те­ля под­ня­ты и ле­жат на гру­ди Бо­го­ма­те­ри. Ино­гда гла­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри увен­ча­на ска­зоч­ной цар­ской ко­ро­ной. Об­ла­че­ния Пре­свя­той Де­вы обыч­но со­сто­ят из крас­но-ко­рич­не­во­го хи­то­на и виш­не­во­го «об­лач­но­го» ма­фо­рия, яв­ля­ю­ще­го­ся сим­во­лом гор­не­го ми­ра. На пле­чах и гла­ве Бо­го­ма­те­ри вме­сто при­выч­ных звез­диц – сим­во­лов дев­ства – изо­бра­же­ны три ме­да­льо­на с го­ло­ва­ми ан­ге­ла, ко­то­рые ино­гда ис­тол­ко­вы­ва­ют­ся пра­во­слав­ны­ми бо­го­сло­ва­ми как древ­ний сим­во­ли­че­ский об­раз Тро­и­цы. Воз­мож­но, в пред­став­ле­нии XVII в. та­кое ико­но­гра­фи­че­ское про­чте­ние об­ра­за свя­зы­ва­лось с Во­сто­ком, Егип­том и Па­ле­сти­ной, что от­ра­зи­лось в име­но­ва­нии ико­ны «Араб­ской» или «Ара­вий­ской».

На иконе из со­бра­ния Тре­тья­ков­ской Го­судар­ствен­ной га­ле­реи изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь без вен­ца и очень ред­ко встре­ча­ю­ще­е­ся ле­во­сто­рон­нее по­ло­же­ние Мла­ден­ца Спа­си­те­ля. Хри­стос об­ла­чен толь­ко в на­бед­рен­ный плат и ги­ма­тий, ко­то­рый на этой иконе име­ет уни­каль­ную «об­лач­ную» фор­му и, слов­но оку­ты­вая, под­дер­жи­ва­ет и со­кры­ва­ет Хри­ста.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Описание иконы Арапетская
Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии [2011]
Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени – I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии. Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Во[…]

Икона Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников [2011]
Арапетская, или Аравийская, икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени её явления никаких не сохранилось. Одни относят её явление и прославление к началу IV века, называя конкретный год – 301. По другим же сведениям, явление Арапетской иконы относится к более раннему времени — I веку, и связано со святым апостолом Фомой во время его пребывания в Индии. Другое название иконы – «О Всепетая Мати» – следует из церковно-славянской надписи на кайме мафория Божией Матери строфы 13-го кондака Великого Акафиста Пресвятой Богородицы: «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа». Слово Всепетая» означает «всеми прославляемая». Всепетой Божия Матерь называется также в Каноне молебном к Богородице (песнь 3, песнь 4). На некоторых иконах Богородица увенчана широким царским венцом. Её облачения обычно сост[…]

Описание иконы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати)
Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор — С. В. Булгаков [1913]
Аравийская или Арапетская св. икона прославилась в 301 г.; по мнению же некоторых, явлеяие ея относится к I в. Богоматерь изображена на ней склонившею Свою главу к сидящему на Ея правой руке Богомладенцу, лик Котораго обращен к молящимся, а руки простерты к Богоматери.

Описание иконы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
Аравийская или Арапетская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют только одни догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление ее к началу IV века, именно к 301 году. По другим же известиям явление ее относится к более раннему времени — I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда св. апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 19 Октября 2014 г. 09:29 + в цитатник Арапетская, или Аравийская, икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени её явления никаких не сохранилось. Одни относят её явление и прославление к началу IV века, называя конкретный год – 301. По другим же сведениям, явление Арапетской иконы относится к более раннему времени — I веку, и связано со святым апостолом Фомой во время его пребывания в Индии. Другое название иконы – «О Всепетая Мати» – следует из церковно-славянской надписи на кайме мафория Божией Матери строфы 13-го кондака Великого Акафиста Пресвятой Богородицы: «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа». Слово Всепетая» означает «всеми прославляемая». Всепетой Божия Матерь называется также в Каноне молебном к Богородице (песнь 3, песнь 4). На некоторых иконах Богородица увенчана широким царским венцом. Её облачения обычно состоят из хитона красно-коричневого оттенка и вишнёвого «облачного» мафория. По кайме мафория идут слова вышеуказанного песнопения, а на плечах и главе Марии вместо традиционных звёзд часто изображаются три оглавных ангела, которые иногда истолковываются как древний символический образ Троицы. «О Всепетая Мати»

Аравийская (516x600, 57Kb)

Рубрики:Православие/Молитвы

https://www.youtube.com/watch?v=xPxbXvh7L2w&feature=player_embedded

видео

Процитировано 2 раз Понравилось: 2 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 2
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось2
0

АРАПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

[Аравийская, «О, Всепетая Мати»] (празд. 6 сент.), относится к числу наиболее древних явленных икон Богоматери. Достоверных сведений об А. и. не сохранилось. Согласно преданию, время явления иконы связывают с проповедью в I в. ап. Фомой евангельского учения в Индии (Поселянин. С. 567). По др. версии, икона явилась в нач. IV в., в 301 (Там же) или 322 г. (Ровинский. С. 675).

Иконографический тип А. и.- Одигитрия Аристеруса (Младенец Христос на левой руке Богоматери), Младенец облачен в красные одежды, верхняя часть туловища обнажена, обе ножки не прикрыты (в нек-рых изображениях видна только пятка правой ноги). Отличительными особенностями иконографии являются изображенные на мафории в местах звезд головки ангелов в медальонах, вписанный в кайму текст последнего икоса акафиста Божией Матери («О, Всепетая Мати»), украшенная изображениями облаков ткань мафория. Перечисленные признаки встречаются как вместе (иконы 1-й пол.- сер. XIX в. (Музей СПбДА), 2-й трети XIX в. (ГНИИР), 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА)), так и отдельно; на иконе кон. XIX в. (Частное собр. Москва) — в правой руке Младенца свиток.

Прорись с А. и. приводится под 6 сент. в Сийском иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., упоминание о ней содержится также в Клинцовском подлиннике кон. XVIII в.

А. и. представлена в своде чудотворных икон Божией Матери на гравюрах нач. XVIII в. работы Г. П. Тепчегорского и на иконах XVIII — нач. XX в., напр. на вологодской иконе кон. XVIII — нач. XIX в. (ЧерМО), «Успение Богородицы и свод чудотворных икон Богоматери» XIX в. (ГТГ), иконе кон. XIX — нач. XX в. (ЦАК МДА). Иконография этих памятников отличается от традиционной, в частности, Младенец Христос изображен сидящим на правой руке Божией Матери, отсутствуют характерные изображения на мафории.

Согласно архиеп. Сергию (Спасскому), празднование А. и. не было отмечено в греч. и рус. месяцесловах (Месяцеслов. Т. 2. С. 274, Т. 3. С. 658), в т. ч. в офиц. календарях РПЦ XIX в. В совр. календаре РПЦ празднование А. и. указано и совершается 6 сент.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 675; Поселянин Е. Богоматерь. С. 567; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 53; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 47; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands. Bonn, 1992. S. 27; Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII — нач. ХХ в. М., 1996. С. 129. Кат. 41; Возрожденные шедевры Русского Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл.: Выставка. М., 1998. С. 62.

Е. А. И.

Арапетская икона Божией Матери

Дни памяти: 6 сентября

Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени – I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии. Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всякия напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых…». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в. Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской». На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: