Оглавление:

США заявили о выходе из договора о дружбе с Ираном 1955 года

США выходят из договора «О дружбе, экономических отношениях и консульских правах» с Ираном, который был подписан в 1955 году. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на госсекретаря США Майкла Помпео.

Это заявление он сделал во время выступления в Госдепартаменте. Помпео связал решение США выйти из договора о дружбе с обращением Ирана в Международный уголовный суд (МУС). Тегеран обвинил США в нарушении договора о дружбе. Помпео также раскритиковал постановление суда, согласно которому Вашингтону следует отменить некоторые санкции против Тегерана.

«Иран пытается вмешаться в суверенное право Соединенных Штатов по применению законных мер, необходимых для защиты нашей национальной безопасности. Иран злоупотребляет МУС в политических и пропагандистских целях», — заявил Помпео. В ходе своего выступления он сказал, что решение о разрыве договора с Ираном «необходимо было принять еще, по правде говоря, 39 лет назад».

По мнению Помпео, решение МУС «является необоснованным», а претензии Ирана он назвал «абсурдными».

Ранее сообщалось, что МУС огласил свое решение, частично удовлетворив ходатайство Ирана о введении на период проведения разбирательства между двумя странами временных мер в отношении США. По решению суда, Вашингтон должен устранить препятствия для свободного экспорта на территорию Ирана ряда товаров, в частности, медикаментов и продовольствия. Также МУС призвал США и Иран не прибегать к действиям, которые могут привести к усугублению разногласий.

Иран обратился в Международный суд в июле. Целями иска является признание того, что США нарушили свои обязательства в рамках договора «О дружбе, экономических отношениях и консульских правах» 1955 года, а также отмена Вашингтоном всех санкций и отказ от угроз введения новых.

Как менялась позиция США относительно Соглашения по иранской ядерной программе. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ: Президент США Дональд Трамп 8 мая заявил, что Вашингтон выходит из соглашения по ядерной программе Ирана и вновь введет связанные с ней санкции. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о ядерной программе Ирана, подготовке Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и изменении позиции США относительно этого документа.

История ядерной программы Тегерана и переговоры с посредниками

Иран начал развивать ядерную программу во время правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви (1941-1979). Поддержку ему оказали США в рамках инициативы администрации президента Дуайта Дэвида Эйзенхауэра «Атомы ради мира» (Atoms for Рeace), направленной на сотрудничество в области мирного использования атомной энергии.

С 1958 года Иран является членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), а 1 июля 1968 года подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ратифицирован в 1970 году). В 1974 году была создана Организация по атомной энергии Ирана. В том же году был принят план развития ядерной энергетики, который предполагал сооружение 23 ядерных реакторов общей мощностью более 20 ГВт, а также создание замкнутого ядерного топливного цикла. Строительство первых энергоблоков в стране вели французские, немецкие и американские специалисты. Организация по атомной энергии получала приоритетное государственное финансирование.

После свержения шаха и прихода к власти аятоллы Хомейни в результате Исламской революции 1979 года страну покинули иностранные специалисты, реализация ядерной программы была приостановлена. В конце 1980-х годов Иран решил возродить программу развития ядерной энергетики, использования ядерных технологий в промышленности, медицине и сельском хозяйстве. Однако Тегерану не удалось добиться возобновления сотрудничества с западными странами в этой области из-за противодействия США, отношения с которыми у Тегерана после событий 1979 года резко обострились. Единственным партнером в области мирного использования ядерной энергии стала Россия.

В период пребывания на посту президента Ирана Мохаммеда Хатами (1997-2005) был взят курс на улучшение отношений с западными странами и соседями по региону. В 2003 году Иран подписал Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия. Однако этот документ, расширяющий возможности МАГАТЭ по доступу к ядерным объектам и предусматривающий проведение внезапных проверок, так и не был ратифицирован иранской стороной.

В 2004 году в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ. Это стало поводом для западных стран обвинить иранцев в стремлении получить ядерное оружие. Начались переговоры Ирана и «евротройки» — Франции, Германии и Великобритании. Ирану предлагали отказаться от разработок ядерной программы в обмен на предоставление технической помощи на развитие мирной ядерной энергетики.

Махмуд Ахмадинежад, заняв пост президента Ирана в 2005 году твердо заявил о праве Ирана на создание полного ядерного цикла, включая процесс обогащения урана. При этом он неоднократно подчеркивал, что в соответствии с религиозными принципами «деятельность с целью производства ядерного оружия запрещена». Тем не менее иранская ядерная политика вызвала беспокойство международного сообщества, и с июня 2006 года к переговорам с Ираном к «евротройке» присоединились США, Россия и КНР. В 2006-2010 годах СБ ООН принял шесть резолюций с требованиями к Ирану прекратить деятельность по обогащению и переработке урана, из них четыре предусматривали введение и ужесточение санкций в отношении этой страны. Между тем в сентябре 2009 года высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи в эфире иранского государственного телевидения заявил, что страна «в корне отвергает ядерное оружие, мы запрещаем его использование и производство».

11 февраля 2010 года Махмуд Ахмадинежад заявил, что на центрифугах в ядерном центре в Натанзе произведена первая партия обогащенного до 20% урана и что Иран имеет возможности для производства урана с более высокой степенью обогащения. В августе 2011 года специалисты МАГАТЭ на основе проведенной инспекции ядерных объектов Ирана заявили, что технологии, разрабатываемые в стране, могут быть использованы для производства ядерного оружия.

В августе 2013 года, Хасан Роухани, сменивший Махмуда Ахмадинежада на посту президента страны, взял курс на снижение напряженности вокруг ядерной программы.

Прорывом в переговорах Ирана с «шестеркой» стало подписание 24 ноября 2013 года в Женеве Совместного плана действий. В соответствии с этим соглашением Иран взял на себя обязательство прекратить обогащение урана свыше 5%, уничтожить все запасы обогащенных до 20% ядерных материалов и остановить строительство новых центров по обогащению урана. В ответ Иран получил подтвержденное международным сообществом право на обогащение урана до 5% и ослабление санкций, которые серьезно препятствовали развитию иранской экономики. Соглашение сроком на полгода вступило в силу 20 января 2014 года, впоследствии срок его действия был дважды продлен — сначала до 24 ноября 2014 года, а затем до 30 июня 2015 года.

14 июля 2015 года Иран и «шестерка» достигли соглашения об урегулировании проблемы, касающейся ядерной программы Тегерана. 18 октября 2015 года разработанный ими Совместный всеобъемлющий план действий вступил в силу. В обмен на обязательства Тегерана ограничить ядерную деятельность и поставить ее под международный контроль документ предусматривал отмену ряда санкций, наложенных на Иран.

Смотрите так же:  Налог ру закрытие ип

Первые санкции США в отношении Ирана были введены вскоре после победы Исламской революции (1978-1979). Поводом для них стал захват американского посольства в Тегеране 4 ноября 1979 года. Тогда указом президента США Джимми Картера от 14 ноября была прекращена закупка иранской нефти, заморожены иранские вклады в американских банках и их зарубежных филиалах, запрещена продажа Ирану запчастей для военного снаряжения. После разрыва дипотношений в апреле 1980 года был введен запрет на экспорт американских товаров в Иран, включая продовольствие и медикаменты, на денежные переводы в Иран, а также на импорт иранских товаров. В последующие годы санкционный режим в отношении Ирана неоднократно корректировался — часть запретов была отменена, другая ужесточена, вводились новые ограничения.

После того как в 2006 году Тегеран вступил в переговоры с «шестеркой» посредников, американским компаниям было разрешено экспортировать в Иран продукцию сельского хозяйства и медицинские препараты и импортировать из страны черную икру, фисташковые орехи и ковры. В 2009 году к списку разрешенных к экспорту товаров добавилась издательская продукция, в 2010 году был снят запрет на продажу Ирану разработанного американскими фирмами программного обеспечения для компьютеров, в 2013 году — компьютерного оборудования. В сентябре 2013 года правительство США разрешило работать в Иране некоммерческим организациям, занимающимся устранением последствий стихийных бедствий, охраной дикой природы, защитой прав человека, а также спортивным ассоциациям.

20 января 2014 года, когда вступило в силу промежуточное соглашение о приостановке ядерной программы Ирана, США ослабили санкции в отношении экспорта иранской нефти, приостановили ограничения для иностранцев, которые «осуществляют транзакции, связанные с экспортом иранской нефтехимической продукции, занимаются в Иране торговлей золотом и драгоценными металлами, а также поставляют товары и услуги для иранского автомобильного сектора». Было временно приостановлено действие санкций в отношении Иранской государственной телерадиовещательной корпорации. Корпорациям Boeing и General Electric было разрешено поставлять в Иран запчасти и проводить ремонт авиационных двигателей.

В ноябре 2014 года было приостановлено действие санкций США в отношении третьих стран, направленных на ограничение закупки нефти и нефтепродуктов у Ирана.

16 января 2016 года Иран подтвердил выполнение обязательств по соглашению с «шестеркой» о постановке своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ. В тот же день президент США Барак Обама подписал указ об отмене так называемых второстепенных санкций, касающихся иностранных фирм и зарубежных филиалов американских компаний. 7 октября 2016 года были разрешены долларовые сделки между Ираном и офшорными банковскими учреждениями, но при условии, что они не затрагивают американскую финансовую систему. Был снят запрет на международные финансовые операции с иранскими компаниями, которые могут контролироваться лицом, подпадающим под санкции. Вместе с тем в силе остались так называемые первостепенные санкции, запрещающие деловые контакты с Ираном физических и юридических лиц США. Американским гражданам по-прежнему запрещалось осуществлять финансовые транзакции или сделки с правительством Ирана и иранскими финансовыми институтами. В черном списке остались около 200 человек и компаний.

Изменение позиции США

Если при президенте Бараке Обаме (2009-2017) США принимали активное участие в подготовке соглашения с Ираном по его ядерной программе, новый американский лидер Дональд Трамп еще в ходе своей избирательной кампании обещал добиться пересмотра этого документа. Он не раз называл сделку «пагубной», утверждая, что она не предотвратила возможность создания Тегераном ядерного оружия, а лишь отсрочила ее. Трамп также неоднократно обвинял Иран в том, что тот не придерживается договоренностей. В частности, выступая с трибуны Генассамблеи ООН 19 сентября 2017 года, глава Белого дома назвал СВПД «худшей сделкой в истории США», выразив мнение, что Иран является «страной-изгоем, которая экспортирует насилие, кровопролитие и хаос». В свою очередь президент Ирана Хасан Роухани охарактеризовал речь президента США на ГА ООН как «абсурдную и злобную» и «полную необоснованных обвинений». Он выразил уверенность, что, нарушая международные соглашения, в том числе сделку по иранскому атому, администрация Трампа подрывает лишь доверие к себе. Роухани исключил возможность внесения каких-либо доработок в СВПД, напомнив, что на выработку сделки по атому «ушли многие годы». Также он подчеркнул, что возвращаться к этой работе нецелесообразно в условиях, когда «Америка ищет повод» для выхода из договоренности.

В апреле 2017 года администрация США объявила о начале процесса полного пересмотра политики страны в отношении Ирана. 13 октября 2017 года Дональд Трамп заявил, что США будут готовы в любой момент выйти из соглашения, если эту договоренность не удастся скорректировать. По мнению Трампа, в документе плохо проработаны сроки действия антииранских санкций, меры контроля за действиями Тегерана и практически игнорируются ракетные программы. Кроме того, президент заявил, что не может подтвердить Конгрессу выполнение Ираном положений СВПД (каждые 90 дней президент США должен предоставлять Конгрессу отчет о выполнении Ираном условий соглашения; Трамп подтверждал соблюдение СВПД в апреле и июле 2017 года). В тот же день минфин США ввел санкции против трех иранских организаций, а также внесло Корпус «стражей исламской революции» в список организаций, «поддерживающих терроризм».

12 января 2018 года Трамп заявил, что США прекратят участие в соглашении, если в него не будут внесены изменения, выработанные во время переговоров с европейскими странами. 2 февраля 2018 года в ответ на испытательный пуск Ираном ракеты средней дальности Трамп написал в Twitter: «Он [Иран] должен быть благодарен за те ужасные условия ядерной сделки (Соглашения по иранской ядерной программе 2015 года — прим. ТАСС-ДОСЬЕ), на которые пошли США. Иран был на последнем издыхании и готов к краху до того, как США протянули ему руку помощи в виде иранской сделки, которая принесла стране $150 млрд». В конце апреля представитель американской администрации заявил, что США, Франция, Германия и Великобритания добились прогресса на переговорах по внесению корректировок в соглашение о ядерной программе Ирана, но окончательного решения пока не найдено.

Между тем, комментируя возможный выход США из СВПД, представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Косьянчич 7 мая заявила, что позиция Евросоюза по сделке по иранскому атому не изменится, сообщество выступает за полную реализацию соглашения. Косьянчич подчеркнула, что соглашение действует и дает результаты, что неоднократно подтверждалось МАГАТЭ. В конце апреля по итогам переговоров с главой МИД КНР Ван И министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия и Китай будут препятствовать подрыву СВПД: «Мы против пересмотра этих договоренностей, считаем очень контрпродуктивным пытаться свести на нет многолетние международные усилия, которые предпринимались в рамках переговоров «шестерка плюс Иран». Будем препятствовать тому, чтобы эти договоренности, закрепленные в резолюции Совета Безопасности ООН, были подорваны».

США вышли из ядерной сделки с Ираном и вернули санкции. Что дальше?

Власти США восстановили санкции в отношении Ирана в связи с выходом американской стороны из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Другие участники многостороннего соглашения не поддержали данное решение. Однако президент США Дональд Трамп считает расторжение ядерной сделки и возобновление санкционного режима важным внешнеполитическим шагом, который соответствует американским интересам. ТАСС объясняет, что из себя представляет эта сделка, почему Трамп был ей недоволен и каковы последствия выхода Вашингтона из СВПД.

В чем суть ядерной проблемы Ирана? У него было ядерное оружие?

Иран приступил к развитию собственной ядерной программы во времена правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви (1941–1979). Поддержку ему оказали США в рамках программы администрации президента Дуайта Дэвида Эйзенхауэра «Атомы ради мира» (Atoms for Рeace), направленной на сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. В 1959 году США предоставили ядерному исследовательскому центру Тегеранского университета реактор малой мощности.

Смотрите так же:  Пенсия сбербанк задержка

С 1958 года Иран стал членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), 1 июля 1968 года подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ратифицирован в 1970 году).

Со временем у мирового сообщества возникли подозрения, что Иран, ставший в 1979 году исламской республикой, работает над созданием не только «мирного атома». В начале 2000-х западные страны и МАГАТЭ обвинили Тегеран в развитии «секретной военной ядерной программы». Готового оружия массового поражения у Ирана зафиксировано не было. Но технологии, разрабатываемые в стране, могли быть использованы для его производства. Официальный Тегеран отверг эти обвинения и продолжил обогащать уран. В ответ последовали суровые санкции США, Евросоюза и Совета Безопасности ООН.

Что за ядерная сделка?

Это международное соглашение, принятое для снижения напряженности вокруг ядерной программы Тегерана. 14 июля 2015 года Исламская Республика Иран (ИРИ) и «шестерка» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) заключили 159-страничный договор, получивший название Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Он снял с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза в обмен на ограничение Тегераном своей ядерной деятельности. Реализация СВПД началась 16 января 2016 года.

Какие были условия договора?

Ядерная сделка требовала от Ирана:

Сократить запасы урана на 97% (с 10 тонн до 300 кг).

Отказаться от производства высокообогащенного урана и оружейного плутония. Договор разрешил Ирану обогащать уран лишь на 3,67% (уран с обогащением до 20% используется в исследовательских и экспериментальных реакторах, до 90% — для ядерного оружия).

Снизить число центрифуг с 20 тыс. до 5 тыс. (дополнительную 1 тыс. центрифуг Ирану разрешили использовать для научных целей).

Разрешить инспекции и мониторинг деятельности ядерных объектов.

Исключить «возможные военные аспекты» (possible military dimensions, PMD) в иранской ядерной программе.

Что Иран получал взамен?

Существенное смягчение санкционного режима, который препятствовал экономическому развитию страны. В частности, власти США объявили об освобождении от санкций 59 физических лиц (граждан Ирана и других стран), 385 предприятий, 77 самолетов и 227 судов (в их числе нефтяные танкеры). Кроме того, были разблокированы средства из замороженных в зарубежных банках активов, снят запрет на закупку иранской нефти, запрет на инвестиции в Иран и запрет на поставку туда технологий для нефтяного сектора. Иранцам вернули доступ к международной системе расчетов SWIFT, а их западным партнерам разрешили возобновить с ними финансовые контакты.

Почему на этом проблема не была исчерпана?

Вашингтон снял с Ирана лишь часть санкций и тут же объявил о введении новых — за реализацию Тегераном программы создания баллистических ракет. Объявляя о введении новых санкций в отношении Ирана, экс-президент США Барак Обама заявил, что «ядерная сделка никогда не была направлена на то, чтобы разрешить все наши разногласия с Ираном».

Между тем в Конгрессе США росло сопротивление договору СВПД: против него выступили не только республиканцы, но и часть демократов. По их мнению, снятие ограничений с Тегерана могло привести к укреплению «иранского режима», а в дальнейшем — к возобновлению ядерных испытаний в обход договоренности. Ядерную сделку с Ираном американские законодатели называли самой большой угрозой Ближнему Востоку и в первую очередь Израилю — главному союзнику Вашингтона в регионе. Такую точку зрения разделял и Дональд Трамп — на тот момент кандидат в президенты США.

Почему Трамп хотел, чтобы США вышли из сделки?

Глава Белого дома не раз называл ядерную сделку «худшей из всех, что [он] когда-либо видел». В ходе предвыборной кампании, а затем на посту президента США Трамп критиковал этот документ, утверждая, что он дает односторонние преимущества Исламской Республике. К их числу президент относил сроки действия многих из ограничений на ядерную деятельность: они должны истечь к 2031 году, а Трамп хотел бы сделать их бессрочными. Кроме того, он настаивал на ужесточении режима проверки иранских ядерных объектов и привязке к СВДП запрета на разработку ИРИ баллистических ракет.

Опасения относительно иранской угрозы получили отражение в новой стратегии Белого дома. В документе говорилось, что США будут противостоять дестабилизирующему влиянию Ирана и сдерживать его агрессию, оживят для этой цели взаимодействие с рядом государств в регионе, а также намерены призвать международное сообщество объединиться для оказания совместного давления на Корпус стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана).

В сентябре 2017 года на полях ГА ООН Трамп заявил, что принял решение по соглашению с Ираном. 8 мая 2018 года он объявил о выходе из СВПД, а Министерство финансов пояснило, что санкции против Тегерана вновь начнут действовать через 90–180 дней.

Какие санкции США вводят против Ирана? Каковы будут последствия?

6 августа Трамп подписал указ о восстановлении санкций против Тегерана в два этапа. Первая часть ограничительных мер, вступившая в силу в ночь на 7 августа, охватит автомобилестроительный сектор Ирана и куплю-продажу золота и других ключевых металлов. Оставшиеся санкции, которые начнут действовать 5 ноября, затронут энергетическую отрасль, сделки, относящиеся к нефти, а также транзакции с иранским центральным банком.

Новости о возобновлении санкций обрушили курс риала (на черном рынке он снизился до рекордных 120 тыс. риалов за доллар), спровоцировали рост инфляции в стране и повышение цен на потребительские товары и топливо. В нескольких городах Ирана начались протесты против ухудшающейся финансовой ситуации.

В перспективе возврат США к санкциям может повлечь за собой снижение торгового оборота Ирана с другими странами, а также заставить большинство крупных западных компаний уйти с иранского рынка. Трейдеры опасаются сокращения экспорта иранской нефти, что может привести к удорожанию барреля.

Как на действия США отреагировал Иран и остальные члены «шестерки»?

Часть экспертного сообщества предполагала, что Тегеран последует примеру США и выйдет из СВПД, но этого не произошло. Иран отреагировал на действия США заявлением о готовности продолжить работу по атомной сделке со своими союзниками. «С этого момента СВПД осуществляется между Ираном и пятью государствами», — заявил президент Ирана Хасан Роухани, отметив, что Тегеран выполнил свои обязательства по СВПД, что было подтверждено МАГАТЭ.

Российский МИД выразил глубокое разочарование решением Вашингтона, а глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что «Трамп своим отказом от соглашения наносит удар одновременно и по дееспособности международного сообщества в целом, и по режиму нераспространения ядерного оружия, и по репутации Америки как ответственного мирового игрока, и по хрупкому миру на Ближнем Востоке».

Китай призвал к координации мер для обеспечения целостности соглашения по Ирану и заявил, что продолжит сотрудничество с Тегераном, несмотря на возможные санкции США.

Франция, Великобритания и Германия согласились продолжить выполнять свои обязательства в рамках СВДП и призвали все стороны «оставаться приверженными его полной имплементации». Кроме того, ЕС предпринял ряд упреждающих мер, чтоб вывести свои компании из-под удара санкций.

Как ЕС собирается противостоять американским санкциям?

Еврокомиссия (ЕК) еще 18 мая одобрила первый пакет мер по защите компаний ЕС в Иране от санкций США. Всего для обхода рестрикций было разработано четыре шага:

Смотрите так же:  612 приказ фмс

• Принятие блокирующего регламента, который запрещает компаниям ЕС выполнять экстерриториальные санкции США, разрешает компаниям возмещать в судебном порядке потери от действия третьих лиц, выполняющих эти санкции, и аннулирует действие на территории ЕС любых иностранных судебных решений по исполнению санкций США.

Упрощение финансирования и порядка предоставления финансовых гарантий европейским проектам в Иране со стороны Европейского инвестиционного банка.

• Активизация всестороннего экономического партнерства, в частности в энергетике.

• Поощрение прямых банковских платежей в центробанк Ирана без иностранных банков-посредников, что может позволить осуществлять такие платежи (например, для оплаты поставок нефти) в случае введения финансовых санкций США. Как отмечают европейские источники, эта мера может стать первым шагом в дедолларизации торговли ЕС с Ираном.

Чего ожидать дальше? Усилится ли конфронтация?

Санкции США приведут к борьбе в торгово-экономической и в политической сфере, убежден глава МИД РФ Сергей Лавров. «И предстоит в рамках постоянно действующего механизма экспертов разрабатывать такие методы ведения торгово-экономических связей, которые не будут создавать проблем для экономических операторов тех стран, которые сохранили свое участие в [СВПД]», — отметил глава российского дипведомства.

Оставшись в ядерной сделке, Иран может выиграть политически, но не экономически, отмечает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. «Вопрос к Ирану, будут ли они дальше делать вид, что все действует, или демонстративно выйдут из сделки (а это, на мой взгляд именно то, чего добивается Трамп, в том числе своими последними высказываниями в адрес Роухани), — полагает эксперт. — Если иранцы будут хитрее и не выйдут из сделки, это будет означать для них более благоприятную политическую конъюнктуру, но не экономическую».

С помощью санкций и жесткой риторики Трамп, вероятно, надеется посадить Тегеран за стол переговоров — по аналогии с тем, как это было сделано с руководителем КНДР Ким Чен Ыном. Однако Иран не пойдет на новую ядерную сделку, если США не смягчат свои требования, отметил в беседе с ТАСС научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Виктор Надеин-Раевский. «Ожидать, что Иран с легкостью пойдет на какие-то переговоры подобного рода, было бы слишком большой самоуверенностью, потому что те требования, которые глава Белого дома сейчас выставляет Ирану, явно чрезмерны», — подчеркнул эксперт.

Артур Громов, Александр Мосесов

США разорвали договор о дружбе с Ираном

В среду, 3 октября, глава Госдепартамента Соединенных Штатов Майкл Помпео заявил, что Вашингтон расторгает договор о дружбе с Ираном, который был подписан в 1955 году.

По словам Госсекретаря, Исламская Республика злоупотребляет Международным судом (МУС) ООН в политических и пропагандистских целях, а денонсировать договор о дружбе с Ираном надо было еще 39 лет назад.

Международный суд ООН частично удовлетворил иск Тегерана к Вашингтону о возобновлении санкций США по отношению к Тегерану. В частности, суд потребовал от Вашингтона приостановить действие некоторых санкций в отношении Тегерана, сообщает CBS News. Иранская сторона утверждает, что американцы нарушают договор.

Помпео в свою очередь раскритиковал озвученное постановление МУС, в соответствии с которым Вашингтону следует отменить часть ограничительных мер против Исламской республики.

Иран, США, Россия, Китай, Великобритания, Германия и Франция подписали в 2015 году Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), согласно которому Тегеран прекращает ядерную программу в обмен на отмену санкций. В мае 2018 года американский президент Дональд Трамп объявил о выходе США из ядерной сделки и пообещал вернуть ограничительные меры против Ирана. После этого в июле Исламская республика пожаловался на введение повторных санкций в Международный суд ООН.

Иран резко отреагировал на решение США разорвать договор о дружбе

Тегеран считает нынешнюю администрацию США «преступным режимом» после ее решения денонсировать Договор о дружбе, экономических отношениях и консульских правах, подписанный с Ираном в 1955 году. Об этом заявил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.

«США нарушили Совместный всеобъемлющий план действий, который является многосторонним соглашением и частью резолюции 2231 СБ ООН и заявили, что стремятся к заключению двустороннего договора с Ираном. Сегодня США вышли из фактического договора между США и Ираном после того, как Международный суд ООН постановил прекратить нарушение этого договора, вводя санкции против иранского народа. Преступный режим!», — написал глава иранской дипломатии на своей странице в Twitter.

Ранее в среду Международный суд ООН принял предварительное решение, частично удовлетворившее иск Ирана к США в связи с возобновлением американских санкций. Судьи согласились с доводами иранской стороны, что действия Вашингтона нарушают положения Договора между двумя странами от 1955 года. В решении отмечается, что согласно подписанному тогда соглашению США должны устранить преграды, возникшие после введения ими санкций против ИРИ в мае 2018 года. Прежде всего, речь идет о свободном экспорте в Иран медикаментов и медицинского оборудования, минеральных удобрений, сельскохозяйственной продукции, а также запчастей и оборудования для обеспечения безопасности гражданской авиации.

Госсекретарь США Майк Помпео позже объявил, что Вашингтон денонсируют Договор о дружбе с Ираном от 1955 года. По его мнению, Исламская Республика «пытается вмешаться в суверенное право США предпринимать законные и необходимые действия для защиты национальной безопасности и использует Международный суд ООН в политических и пропагандистских целях».

США разорвали договор 1955 года о дружбе с Ираном

США выходят из Договора о дружбе, экономических отношениях и консульских правах с Ираном. Об этом заявил госсекретарь страны Майк Помпео.

«Иран пытается вмешаться в суверенное право Соединенных Штатов по применению законных мер, необходимых для защиты нашей национальной безопасности», — цитирует ТАСС выступление Помпео в Госдепе.

Госсекретарь добавил, что Иран злоупотребляет обращениями в Международный уголовный суд (МУС), используя его в политических и пропагандистских целях.

Договор о дружбе заключен в 1955 году.

Ранее 3 октября МУС частично удовлетворил иск Ирана к США. Суд обязал американские власти обеспечить нераспространение санкций, введенных 8 мая текущего года, на гуманитарную сферу и гражданскую авиацию исламской республики. Кроме того, руководство обоих государств попросило воздержаться от действий, которые будут усиливать разногласия.

Другие публикации:

  • Статья кзот увольнение за прогулы Порядок увольнения за прогул Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является совершение работником однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, в частности прогула (пп. "а" п. 6 ст. 81 […]
  • Заявление на приостановление судебного производства Заявление на приостановление судебного производства В Ленинский районный суд г. Омска Заявитель Ч., г. Омск, ул. . . ком 319, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней В.; Взыскатель: ФГУП «ОмПО «Иртыш», г. Омск, ул. […]
  • Приказ про организацию деятельности Обновлен порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам Приказом определяются, в числе прочего: - цели осуществления образовательной деятельности по дополнительным […]
  • С кем заключается договор на обслуживание пожарной сигнализации Как составить договор на обслуживание пожарной сигнализации Договор на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации относится к договору возмездного оказания услуг. По договору техобслуживания систем пожарной сигнализации одна […]
  • Регистрация садового дома по дачная амнистия Дачная амнистия продлена до 2020 года: как оформить дом в СНТ? Федеральным законом № 218-ФЗ от 2006 года гражданам, имеющим в собственности недвижимое имущество, дана возможность зарегистрировать его в упрощенном порядке, без разрешения […]
  • Как взыскать штраф с пенсионера Порядок взыскания штрафов и пеней Пенсионного фонда Вопрос-ответ по теме Просим разъяснить порядок взыскания штрафов и пеней Пенсионного фонда. Выездная проверка проводилась 16 декабря 2013 года. Проверяемый период:2010-2012 г. За 2010 […]
Иран и сша договор