Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве»

С изменениями и дополнениями от:

13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 апреля, 27 июня, 11, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 5 мая, 21 июля, 14, 22 октября, 22, 29 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 29, 30 декабря 2015 г., 9, 30 марта, 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 28 мая, 18, 26, 29 июля, 14 ноября, 5, 31 декабря 2017 г., 7 марта, 23 апреля, 4 июня, 3 августа, 28 ноября, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года

Одобрен Советом Федерации 19 сентября 2007 года

О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

2 октября 2007 года

Названный Федеральный закон излагает в новой редакции Федеральный закон «Об исполнительном производстве», принятый в 1997 году и направлен на совершенствование норм, регламентирующих вопросы исполнительного производства.

Новеллами Федерального закона закреплены задачи и принципы исполнительного производства, отражены правовые позиции Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека. Более подробно, чем прежде, регламентируются вопросы реализации имущества и его оценки, сроков, извещений и вызовов в исполнительном производстве, уточнены требования к исполнительным документам и их перечень, а также составы административных правонарушений, связанных с исполнительным производством.

Важными нововведениями являются нормы, посвященные вопросам обращения взыскания на ценные бумаги. Введена новая глава, регламентирующая вопросы реализации имущества на торгах.

В редакции Федерального закона 1997 года путем проведения торгов могло реализовываться только недвижимое имущество должника. В новой редакции Федерального закона предусматривается возможность реализации на торгах также ценных бумаг и имущественных прав. Также содержатся нормы, касающиеся объявления торгов несостоявшимися и последствий этого объявления, предусматривающие возможность проведения вторичных торгов по сниженной цене, что будет способствовать реальному исполнению требований исполнительного документа. Так, стоимость движимого имущества должника, не проданного в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, будет уменьшаться на 15%, а если после произведенной уценки имущество все еще не будет реализовано, оно будет передаваться взыскателю. При этом его стоимость будет уменьшена на 25%.

Кроме того, в целях усиления контроля за принимаемыми судебными приставами-исполнителями решениями по исполнительному производству, новым Федеральным законом предусмотрена возможность обжалования действий судебных приставов-исполнителей в судебном порядке, а также главному судебному приставу РФ, главному судебному приставу субъекта РФ и старшему судебному приставу.

Закон вступает в силу с 1 февраля 2008 года.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2008 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 10 октября 2007 г. N 131, в «Российской газете» от 6 октября 2007 г. N 223, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 41 ст. 4849

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют — при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления — всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 539-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 382-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 492-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 393-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 40-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ

Данные изменения исключены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Смотрите так же:  Срок действия малого бизнеса

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения статьей 6.1, которая вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 70, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 213-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения настоящего Федерального закона применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Исполнительное производство ст6

Дата Постановления: 14/06/2007. Номер жалобы: 3790/05. Статьи Конвенции: 6, 29, 34, 41. Уровень значимости: 2 — средний.
Суть: компания-заявитель утверждала, что государство не выплатило ей взысканную в ее пользу согласно решению суда сумму.

Постановление ЕСПЧ Кирика против Республики Молдова

Дата Постановления: 22/10/2014. Номер жалобы: 50905/08. Статьи Конвенции: 6, 13. Уровень значимости: 3.

Суть: Заявитель жаловался на нарушение своего права на справедливое судебное разбирательство, а также нарушение своего права владения своим имуществом в результате исполнения в неразумный срок окончательного судебного решения, вынесенного в свою пользу. Также заявитель утверждал, что не располагал внутригосударственным средством правовой защиты, чтобы получить компенсацию за несвоевременное исполнение судебного решения.

Постановление ЕСПЧ Автотранспортная База № 1 против Республики Молдова

Дата Постановления: 18/11/2014. Номер жалобы: 36438/08 . Статьи Конвенции: 6, 13. Уровень значимости: 3.
Суть: Предприятие–заявитель жаловалось на нарушение своего права на справедливое разбирательство дела в суде, а также права на использование своей собственности в результате неисполнения в разумный срок окончательного судебного постановления, вынесенного в его пользу. Также предприятие–заявитель утверждало, что не располагало внутригосударственным эффективным средством правовой защиты для того, чтобы получить компенсацию за несвоевременное исполнение судебного решения.

Постановление ЕСПЧ Параска против Республики Молдова

Дата Постановления: 10/02/2015. Номер жалобы: 17986/09. Статьи Конвенции: 6. Уровень значимости: 3.
Суть: Заявитель утверждал, что в результате затягивания компетентными органами государства исполнения окончательного судебного решения, вынесенного в свою пользу, было нарушено его право на справедливое разбирательство дела, гарантированное пунктом 1 статьи 6 Конвенции. В данном деле, он жаловался, также, на нарушение права на уважение его имущества, предусмотренного статьёй 1 Протокола № 1.

Исполнительное производство ст6

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон об исполнительном производстве № 229-ФЗ

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Редакция закона, действующая с 08.01.2019 года (ред. 64)

Право на судебную защиту тесно связано с правом на исполнение судебного решения. Европейским судом по правам человека ранее отмечалось, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда».

Вместе с тем, несмотря на то, что право на исполнение решения суда в широком смысле является частью судебного разбирательства, российское законодательство не дает оснований для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Исполнение решения суда осуществляется органом исполнительной власти (службой судебных приставов), хотя разрешение ряда вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, отнесен законом к компетенции суда, основная роль которого на стадии исполнения, сводится к контролю за процессом исполнительного производства и разрешению споров между его участниками.

Федеральный закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует, прежде всего, порядок деятельности Федеральной службы судебных приставов как органа принудительного исполнения решений судов.

Закон N 229-ФЗ раскрывает перечень документов, имеющих силу исполнительного документа, содержит нормы права о сроках в исполнительном производстве, извещениях, правовом положении лиц, участвующих в исполнительном производстве, производстве исполнительных действий, порядке реализации имущества должника, порядке обжалования действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также об особенностях исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.

С целью разъяснения возникающих в судебной практике вопросов применения отдельных положений закона № 229-ФЗ принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами заканодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

Первоначальный текст Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» был опубликован в «Российской газете» (N 223, 06.10.2007 года), «Собрании законодательства РФ» (08.10.2007 года, N 41, ст. 4849).

Ниже представлен текст документа:

Федеральный закон N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с последними изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2018 N 528-ФЗ, N 539-ФЗ, вступившими в силу с 08.01.2019 года.

2 октября 2007 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Принят
Государственной Думой
14 сентября 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
19 сентября 2007 года

Глава 1. Основные положения

Глава 2. Исполнительные документы

Глава 3. Сроки в исполнительном производстве

Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Глава 5. Исполнительное производство

Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника

Глава 9. Реализация имущества должника на торгах

Глава 10. Особенности обращения взыскания на имущество
должника-организации

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату
и иные доходы должника-гражданина

Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве
наказания за совершение преступления. Порядок исполнения
исполнительного документа о конфискации имущества и
исполнительного документа об уплате судебного штрафа,
назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

Глава 12.1. Порядок исполнения судебных актов
в отношении иностранного государства и его имущества

Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера,
содержащихся в исполнительных документах

Глава 14. Распределение взысканных денежных средств
и очередность удовлетворения требований взыскателей

Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации
об исполнительном производстве

Смотрите так же:  Требования fallout nvidia

Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц
при совершении исполнительных действий

Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений
и действий (бездействия) должностных лиц
службы судебных приставов

Глава 19. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
2 октября 2007 года
N 229-ФЗ

В силу ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст.14 ФЗ «О судебных приставах»

Вопрос-ответ по теме

В силу ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст.14 ФЗ «О судебных приставах» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.В Банк поступило постановление судебного пристава-исполнителя о розыске счетов и наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах должника. По тексту поступившего постановления отсутствует указание наименования Банка, которому поручено проведение проверки наличия счетов должника и в случае их выявления наложения ареста на денежные средства. Вправе ли Банк отказать в принятии данного постановления? Имеется ли судебная практика по привлечению к ответственности за отказ в принятии и неисполнение постановлений судебных приставов-исполнителей, в которых отсутствует указание наименование кредитной организации?

Требования к постановлению пристава содержатся в п. 2 ст. 14 Закона № 229-ФЗ и каких-либо требований к наименованию получателя не содержат в отличии от схожих требований в отношении исполнительного листа. Статья же 13 Закона № 229-ФЗ прямо исключает применение данных положений к постановлениям судебных приставов. Какой-либо невозможности идентифицировать должника по имеющимся в постановлении сведениям в данном случае так же нет.

Остались вопросы по взаимодействию с судебными приставами? Ответ найдется в Системе Юрист

Практика по данному вопросу не сложилась.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Статья 14. Постановление судебного пристава

1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также — должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

2. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:*

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Новый Закон для взыскателей и должников

Принятый недавно Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ) значительно отличается от ныне действующего Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ (далее — Закон № 119-ФЗ), хотя и не меняет сложившуюся концепцию регулирования вопросов исполнительного производства.

Для удобства комментирования нормы Закона № 229-ФЗ разделены на относящиеся к общей и особенной части. Настоящая публикация посвящена общей части данного Закона (главы 1—7, 14—18).

Новшества, внесенные Законом № 229-ФЗ, комментирует Лев БЕЛОУСОВ, государственный советник юстиции 2-го класса, заслуженный юрист РСФСР.

В соответствии с Законом № 119-ФЗ судебный пристав-исполнитель — единственная процессуальная фигура исполнительного производства. Только он принимает решения по исполнительному производству с момента его возбуждения, и никто, кроме него самого, не может отменить его постановление. Только судебный пристав при определенных условиях может направить исполнительный лист другому судебному приставу-исполнителю.

В Законе № 229-ФЗ эти положения кардинально изменены: решения по вопросам исполнительного производства принимаются главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ, старшим судебным приставом и их заместителями и оформляются их постановлениями (ст. 14).

Главный судебный пристав РФ или главный судебный пристав субъекта РФ вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (ст. 33). Эти же лица и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действие (бездействие) подчиненных им должностных лиц Службы судебных приставов (ст. 40). Старший судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, главный судебный пристав РФ и их заместители могут отменить постановление судебного пристава-исполнителя или признать его действия (бездействие) неправомерными (ст. 127). Действия и бездействие судебного пристава-исполнителя и его руководителей могут быть обжалованы в порядке подчиненности и оспорены в суде (ст. 123, 128).

Следует отметить детальную разработку в Законе № 229-ФЗ вопроса о сроках в исполнительном производстве, которому посвящена гл. 3. Двухмесячный срок для исполнения исполнительного документа оставлен прежним (за исключением исполнительных документов немедленного срока и с сокращенными сроками исполнения). Однако в этот срок не включается время, в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением, приостановлением исполнительного производства. Не включается и время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа, время со дня объявления розыска должника-организации или имущества должника до его окончания. Также не входит в срок исполнения время со дня обращения сторон, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения и об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам такого обращения и в других случаях (ч. 7 ст. 36).

Вызывает недоумение возможность применения положений ч. 7 ст. 36 к случаям немедленного исполнения исполнительного документа. Что это: ноу-хау в исполнительном производстве или небрежность разработчиков Закона № 229-ФЗ? Может получиться следующее: согласно ч. 5 ст. 36 исполнение исполнительного листа об обеспечительной мере должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов. Однако обращение должника в суд с заявлением о разъяснении исполнительного листа или по другим основаниям, указанным в п. 5 ч. 7 ст. 36, по существу, прервет исполнение. Ведь время со дня обращения в суд и до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта не будет включено в срок исполнения.

Вызовы и извещения

Вопросы извещений и вызовов, почти полностью упущенные в прежнем Законе, выделены в Законе № 229-ФЗ в самостоятельную главу 4. Решен спорный в практике работы судебных приставов-исполнителей и в судебной практике вопрос об уведомлении сторон о действиях судебного пристава-исполнителя: ему предоставлено право не уведомлять предварительно о своих действиях при исполнении исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер. Следовательно, во всех других случаях предварительное уведомление обязательно.

Возбуждение исполнительного производства

Значительно увеличен объем ст. 30 о возбуждении исполнительного производства. В ней, в частности, установлено, что исполнительный документ с заявлением взыскателя подается по месту жительства должника-гражданина, месту пребывания или месту нахождения его имущества, а в отношении организации — по ее юридическому адресу, месту нахождения ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Вместе с тем, если взыскателю неизвестно подразделение судебных приставов, которое должно исполнять исполнительный документ, он вправе направить этот документ вместе с заявлением главному судебному приставу того субъекта РФ, где должны совершаться исполнительные действия. Главный пристав субъекта РФ перешлет их в соответствующее подразделение судебных приставов.

Таким образом, разрешен спорный вопрос судебной практики, допускавшей возможность направления исполнительного документа и в иное подразделение судебных приставов, которое якобы было обязано переслать его по назначению.

Разъяснение исполнительного документа

В ст. 17 Закона № 119-ФЗ фигурирует институт разъяснения судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению. В Законе № 229-ФЗ он заменен процедурой разъяснения исполнительного документа, способа и порядка его исполнения (ст. 32). В связи с этим ст. 433 ГПК РФ изменена соответствующим образом. Однако в АПК РФ необходимая норма не введена, вследствие чего арбитражные суды могут по-прежнему руководствоваться ст. 179 АПК РФ, позволяющей им разъяснять лишь свои решения.

Сводное исполнительное производство

Положения ст. 55 Закона № 119-ФЗ о сводном исполнительном производстве в ст. 34 Закона № 229-ФЗ расширены за счет введения сводного исполнительного производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя, которое ведется по указанию руководства в одном из подразделений Службы судебных приставов.

Отложение исполнительных действий

В Законе № 119-ФЗ указаны основания отсрочки, рассрочки, отложения исполнительных действий (обстоятельства, препятствующие их совершению). Установлено, в частности, что судебный пристав-исполнитель может по собственной инициативе, а также по заявлению должника отложить исполнительные действия на срок до 10 дней (по заявлению взыскателя и на основании определения суда срок отложения не ограничивался). Закон № 229-ФЗ (ст. 37, 38) не содержит таких оснований.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель лишен права отложения исполнительных действий по заявлению должника, а отложение исполнительных действий по заявлению взыскателя ограничено 10 днями.

Эти новации нельзя назвать положительными: с одной стороны, судебному приставу-исполнителю предоставлена возможность откладывать исполнительные действия, когда ему заблагорассудится, с другой — должник, по существу, лишается возможности отложения исполнительных действий на краткие сроки, поскольку судебное отложение исполнительных действий — процедура не быстрая.

Приостановление и прекращение исполнительного производства

В статье 39 Закона № 229-ФЗ записано, что «исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом, полностью или частично» в случае «оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ». В настоящее время заявления о приостановлении исполнительного производства по всем основаниям судебного приостановления рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами первой инстанции (ч. 1 ст. 34 АПК РФ, ст. 24 ГПК РФ), а заявления об оспаривании вступившего в законную силу судебного акта — судами кассационной и надзорной инстанций в арбитражном процессе (ст. 274, 292 АПК РФ) и судами надзорной инстанции в гражданском процессе (ст. 376 ГПК РФ). Названные инстанции имеют право приостановить исполнение судебного акта при его обжаловании.

Смотрите так же:  На какие виды деятельности ип нужна лицензия

Таким образом, в Законе № 229-ФЗ право приостановления вступившего в законную силу судебного акта, ограниченное в процессуальных законах усмотрением лишь судов кассационной и надзорной инстанций, распространено на суды первой инстанции, поскольку приостановление исполнительного производства по существу равнозначно приостановлению принудительного исполнения судебного акта. Эта новация предоставляет должникам возможность затягивать исполнение судебных актов, вступивших в законную силу (более 10 месяцев — в арбитражном процессе; до 2 лет — в гражданском).

Что же касается оснований прекращения исполнительного производства, то, думается, разработчикам Закона № 229-ФЗ следовало включить в него такое основание, как ликвидация взыскателя-организации. Арбитражная практика применения этого основания по аналогии имеется.

Безусловно, положительно следует оценить предоставление судебному приставу-исполнителю права обязательного и факультативного приостановления, а также прекращения исполнительного производства (ст. 40, 43) с оставлением судебного приостановления и прекращения по всем основаниям, предусмотренным Законом № 229-ФЗ (п. 4 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 39; п. 4 ч. 1 ст. 43).

Окончание исполнительного производства

В статье 47 Закона № 229-ФЗ расширен и уточнен перечень оснований окончания судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Однако следует отметить, что в п. 8 ч. 1 ст. 47 оказался пропущенным случай направления в организацию для исполнения копии исполнительного документа о взыскании денежных средств в размере до 10 тыс. руб. Именно о такой сумме идет речь в п. 2 ч. 1 ст. 98 «Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина». При направлении в организацию копии такого исполнительного документа исполнительное производство также подлежит окончанию.

Не указано в ч. 1 ст. 47 и такое основание окончания исполнительного производства, как передача исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, о чем говорится в ч. 4 этой статьи, а также в ст. 33.

В ч. 9 ст. 36 утверждается, что истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. Пункт 9 ч. 1 ст. 47 предписывает по этому основанию оканчивать исполнительное производство. Но истечение срока давности по общему правилу является основанием для прекращения, а не окончания производства, что, в частности, находит свое подтверждение в п. 6 ч. 2 ст. 43 Закона № 229-ФЗ и в ст. 31.7 п. 4 КоАП РФ.

Участники исполнительного производства

Глава 6, посвященная лицам, участвующим в исполнительном производстве, не обошлась без неточностей. В ст. 60 ч. 2 предусмотрены три различных вида выплат понятому: компенсация расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, возмещение недополученной заработной платы или денежная компенсация в связи с потерей времени, а в ч. 3 этой же статьи указано, что Правительством РФ определяется размер только одного вида этих выплат — компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого. Какой орган будет определять размер двух оставшихся выплат — неизвестно. Очевидно, что все вопросы выплат понятым должен решать один орган.

Исполнительные действия разделены в Законе № 229-ФЗ на собственно исполнительные действия (ст. 64) и меры принудительного исполнения (ст. 68). Несмотря на вызванную этим путаницу с названиями, выделение в ст. 64 исполнительных действий, не являющихся мерами по принудительному исполнению, следует оценить положительно. В соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона № 229-ФЗ эти действия судебный пристав-исполнитель может совершать и по приостановленному исполнительному производству, что не может не дать позитивного результата в части сроков и исполняемости исполнительных документов.

В главе 7 содержится незакрытый перечень действий по принудительному исполнению исполнительных документов, намного расширенный по сравнению с нормами Закона № 119-ФЗ за счет практики работы ФССП России. В частности, предусмотрена возможность государственной регистрации имущества и имущественных прав должника или взыскателя по постановлению судебного пристава-исполнителя, легализировано право судебного пристава-исполнителя временно ограничивать выезд должника из РФ при неисполнении им в установленный срок без уважительных причин исполнительного судебного документа.

Уточнены положения о розыске должника, его имущества и розыске ребенка (ст. 65): стало обязательным проведение розыска должника и его имущества по исполнительным документам о защите интересов публично-правовых образований, исключены положения Закона № 119-ФЗ о факультативном розыске должника.

Распределение взысканных средств

Глава 14 Закона № 229-ФЗ узаконила сосредоточение взысканных денежных средств на депозитном счете подразделения судебных приставов, где они должны находиться не более пяти операционных дней. Установлена очередность распределения взысканных денежных средств по исполнительным документам имущественного характера: в первую очередь удовлетворение требований взыскателя, во вторую — возмещаются расходы по совершению исполнительных действий, в третью — исполнительский сбор, в четвертую — погашаются исполнительские штрафы. Установлена и очередность распределения денежных средств, поступивших на депозитный счет при выполнении исполнительных документов неимущественного характера. Закреплены четыре очереди удовлетворения требований взыскателей.

В главе 15 устранены пробелы Закона № 119-ФЗ: введена норма об исполнительском сборе за неуплату периодических платежей (исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности); определены случаи, когда исполнительский сбор не взыскивается; установлено приостановление взыскания исполнительского сбора в случае принятия судом к рассмотрению заявления или иска по поводу исполнительского сбора.

Судебный пристав-исполнитель лишен права снижать размеры исполнительского сбора, сохраненные прежними (7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, по исполнительным документам неимущественного характера — 500 руб. с гражданина и 5000 руб. с организации). Это право оставлено только у суда, который сможет уменьшить размер сбора, но не более чем на одну четверть от названных размеров или освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии вины.

Введен институт судебной отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора.

Уважительные причины неисполнения исполнительного документа, освобождавшие от исполнительского сбора, заменены для судебного пристава-исполнителя непреодолимой силой, которая в практике применения Закона № 119-ФЗ считалась одной из разновидностей уважительных причин.

В части 2 ст. 112 записано, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предоставленного должнику для добровольного исполнения, «если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы». Однако ни в Законе № 229-ФЗ, ни в иных законодательных актах не говорится о том, что к обстоятельствам непреодолимой силы относятся предоставленные судом отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения, приостановление исполнения судебного акта или исполнительного производства, отложение исполнительных действий.

Между тем предоставление должнику одной из указанных льгот, безусловно, следует рассматривать как обстоятельство, устраняющее ответственность должника за неисполнение исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

В Законе № 229-ФЗ об ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве исполнительские штрафы, предусмотренные ст. 85, 87 Закона № 119-ФЗ, заменены штрафами, налагаемыми на виновное лицо в порядке и размере, установленных законодательством РФ об административных правонарушениях, с особенностями, предусмотренными новым Законом.

В силу этого в КоАП РФ внесены соответствующие изменения, В частности, постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении (ст. 115 Закона № 229-ФЗ).

Банк или иная кредитная организация за неисполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств с должника — их клиента будет привлекаться к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ по заявлению судебного пристава-исполнителя с приложением составленного им протокола об административном правонарушении (ст. 114 Закона № 229-ФЗ). Таким образом, применение судебного штрафа (ст. 332 АПК РФ) за указанное правонарушение будет существенно ограничено: вопрос о наложении штрафа отныне сможет рассматриваться судом только по заявлению взыскателя или прокурора.

Законодатель отказался от дополнительной ответственности банков и иных кредитных организаций, предусмотренной ст. 91 Закона № 119-ФЗ, позволявшей взыскивать с них в пользу взыскателя при доказанности вины денежные средства в размере, указанном в неисполненном исполнительном документе. Вряд ли такая мера будет способствовать укреплению исполнительской дисциплины банков и иных кредитных организаций.

Другие публикации:

  • Федеральный закон от 12 января 1995 года n 5-фз Федеральный закон "О ветеранах" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 […]
  • Федеральный закон о континентальном шельфе рф Федеральный закон о континентальном шельфе рф Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ"О континентальном шельфе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г., 22 апреля, 30 июня, 11 […]
  • Федеральный закон 52 фз от 02042019 г Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" С […]
  • Федеральный закон от 27122002 n 184-фз ред от 13072019 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный […]
  • 323 приказ минздрава об охране Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской […]
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г n 52-фз об обязательном Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской […]
Исполнительное производство ст6