Оглавление:

Экспертиза качества СОУТ

Основная цель специальной оценки условий труда (СОУТ) заключается в обеспечении реализации права работников на безопасное выполнение должностных обязанностей. Чтобы качество процедуры не вызывало сомнений, а ее результаты были объективными и достоверными, проводят экспертизу СОУТ.

Зачем оценивать качество СОУТ?

Обеспечение качественной оценки рабочих мест требуется, чтобы получить правдивые результаты, от которых зависит:

  • назначение и размер компенсационных доплат работникам, задействованным во вредных условиях труда;
  • объем социальных гарантий и защищенности персонала;
  • решение проблем, связанных с совершенствованием условий труда.

Поэтому была введена экспертиза качества СОУТ, как часть государственной экспертизы (ст. 216.1 ТК РФ), направленной на защиту трудовых прав работников, деятельность которых соприкасается с вредными условиями.

Когда и кто проводит экспертизу СОУТ?

Проведение экспертизы качества спецоценки условий труда инициируется заявителем. Приказом Минтруда РФ от 12 августа 2014 г. № 549н определяется алгоритм экспертных мероприятий, которые проводятся на основании:

  • распоряжений территориальных органов Роструда или исполнительной власти;
  • заявлений работников, профсоюзных и других объединений, отстаивающих интересы персонала;
  • заявлений работодателей и их объединений;
  • обращений страховщиков в Государственную инспекцию труда;
  • судебных решений.

Экспертиза осуществляют специалисты территориальных органов исполнительной власти по вопросам охраны труда по месту дислокации работодателя.

Экспертные мероприятия

На основании вышеуказанных предписаний и заявлений органом государственной экспертизы условий труда организовываются и проводятся исследования, инструментальные измерения и тестирования вредных факторов производственной среды на рабочих местах.

Результаты, полученные в рамках независимой экспертизы качества СОУТ, анализируются на соответствие действующим требованиям и проверяются по следующим параметрам:

  • правдивость информации о вредных и опасных производственных факторах, обнаруженных на рабочих местах, подвергшихся спецоценке;
  • объективность и правдивость проведенных измерений и тестирования вредных и опасных производственных факторов;
  • точность окончательного определения классности условий труда на рабочих местах, подвергнутых экспертизе.

Мероприятия завершаются оформлением Заключения государственной экспертизы условий труда. В документе излагают выводы о соответствии или не соответствии результатов спецоценки действующим законодательным требованиям. Нарушения и нестыковки, выявленные в процессе СОУТ, также вносятся в экспертное заключение.

Кто оплачивает экспертизу?

Основанием для бесплатного проведения экспертизы СОУТ являются обращения государственных и судебных органов, а также представления органов Гоструда, в том числе по просьбе заявителей.

При обращении непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ экспертиза СОУТ является платной для:

  • работников;
  • профсоюзных и прочих организаций, отстаивающих интересы персонала; работодателей;
  • страховщиков.

Стоимость экспертных мероприятий формируется государственными органами на основе Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда РФ от 9 октября 2014 г. № 682н.

Экспертиза подтвердила проведение СОУТ с нарушениями

В Заключение государственной экспертизы условий труда вносится каждое нарушение и несоответствие, обнаруженное в ходе ее осуществления. Документ заверяется подписью главы структурного подразделения, проводившего экспертизу, и передается заявителю. При отсутствии единства заявитель имеет право обратиться в Минтруд РФ с целью рассмотрения возникших разногласий в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 22 сентября 2014 г. № 652н.

Нарушения требований проведения СОУТ, выявленные в рамках экспертизы качества, дают работодателю право в судебном порядке компенсировать затраты на спецоценку за счет организации, осуществившей процедуру.

Об экспертизе качества проведения специальной оценки условий труда

Одной из целей государственной экспертизы условий труда (далее-экспертиза) является оценка качества проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).

Экспертиза проводится в соответствии со ст. 216.1 ТК РФ и частью 1 ст. 24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Процедура проведения экспертизы установлена приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».

Экспертизу в целях оценки качества проведения СОУТ осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (далее — органы государственной экспертизы условий труда).

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании: представлений государственной инспекции труда, определений судебных органов, а также обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов и страховщиков.

Государственная инспекция труда может обратиться за проведением экспертизы в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона о СОУТ, а также на основании заявлений работников, профессиональных союзов, работодателей, страховщиков.

Если заявителем экспертизы являются представители судебных органов, государственной инспекции труда, органов исполнительной власти, то экспертиза оценки качества СОУТ проводится бесплатно.

Если работники, представители профессиональных союзов, работодатели и страховщики непосредственно обращаются в органы государственной экспертизы условий труда, то такая экспертиза проводится на платной основе за счет средств заявителя.

Размер платы за проведение экспертизы определен приказом Минтруда России от 09.10.2014 № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда».

Для проведения экспертизы заявитель направляет в орган государственной экспертизы условий труда заявление о проведении экспертизы. Если объектом государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения СОУТ, то в заявлении необходимо указать сведения об организации, проводившей СОУТ. Помимо этого, в заявлении необходимо указать: полное наименование заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, наименование объекта экспертизы, сведения о ранее проведенных экспертизах и оплате экспертизы.

В случае если заявление подано работодателем, то к нему прилагаются отчет о проведении СОУТ и предписания должностных лиц государственной инспекции труда об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона о СОУТ.

Заявление и указанные документы могут быть представлены в уполномоченный орган на бумажном носителе лично или переданы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа по Интернету, в том числе через «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Срок проведения экспертизы не должен превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации оснований для проведения государственной экспертизы, но может быть продлен при необходимости получения дополнительной информации, разъяснений, проведения дополнительных исследований.

Проводит экспертизу государственный эксперт или группа экспертов, назначаемые руководителем государственной экспертизы. Государственный эксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, сохранность материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений. Он не вправе участвовать в проведении экспертизы, если это может повлечь конфликт интересов или создать угрозу его возникновения.

По результатам государственной экспертизы качества проведения СОУТ государственным экспертом или экспертной комиссией составляется заключение, один экземпляр которого выдается на руки заявителю или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии заключения экспертизы направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей СОУТ.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы в целях оценки качества проведения СОУТ рассматриваются Минтруда России бесплатно.

Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества проведения СОУТ установлены приказом Минтруда России от 22.09.2014 № 652н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательств».

эксперт по специальной оценке условий труда ООО «ЭАЦ «Технологии труда»

Рассмотрение разногласий по вопросам экспертизы качества специальной оценки условий труда

Как свидетельствует без малого трехлетняя практика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), интерпретация ее результатов нередко становится предметом разногласий между организаторами (исполнителями) такой оценки и работниками соответствующего работодателя. При этом до последнего времени отсутствовала сколь-либо внятная нормативная регламентация процедуры рассмотрения подобных разногласий, и прежде всего — по поводу качества проведенной СОУТ. Во многих случаях закономерным следствием этого становилась трансформация разногласий в трудовой спор. Впрочем, есть основания надеяться на то, что подобная практика вскоре останется в прошлом. Единый порядок рассмотрения разногласий по вопросам несогласия сторон с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда уже утвержден Минтрудом России. Почти одновременно начал действовать и административный регламент предоставления соответствующей государственной услуги.

Общие вопросы нормативного регулирования рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ

Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда (далее также соответственно Порядок, разногласия, экспертиза качества СОУТ, работники (представители работников)) утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2016 № 501н и устанавливает правила рассмотрения таких разногласий.

Обратите внимание!

Подвергнуть сомнениям качество экспертизы СОУТ (проводится в порядке, предусмотренном Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н; далее — Приказ Минтруда России № 549н) вправе не только работники (их представители в лице профессиональных союзов, их объединений либо иных уполномоченных работниками представительных органов), но также страховщики, работодатели или их объединения, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), ее территориальные органы и организации, проводившие СОУТ.

Процедура рассмотрения разногласий предусматривает (см. также в этой связи Административный регламент, утвержденный Приказом Минтруда России от 08.07.2016 № 350н; далее — Административный регламент):

  • представление заинтересованной стороной (далее — заявитель) заявления, его прием к рассмотрению уполномоченным органом;
  • рассмотрение заявления;
  • документирование результатов рассмотрения заявления (в форме соответствующего заключения);
  • направление заключения заявителю (для исполнения или для сведения).

Представление заявления о несогласии с заключением государственной экспертизы условий труда

Для рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия заявителей с результатами экспертизы качества СОУТ заявителем (лично или через уполномоченного представителя) подается в Минтруд России соответствующее заявление.

Смотрите так же:  Договор сопровождения автомобилем прикрытия

Заявление с прилагаемыми документами представляются на бумажном или электронном носителе посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал).

Обратите внимание!

Заявление, направленное в виде электронного документа через Единый портал, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (см. в этой связи также Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 553 и от 25.08.2012 № 852).

В заявлении указываются:

  • наименование заявителя (для юридических лиц) либо фамилия, имя, отчество (при наличии, для физических лиц);
  • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);
  • доводы заявителя, на основании которых он не согласен с заключением государственной экспертизы условий труда.

К заявлению прилагается копия заключения государственной экспертизы условий труда, с выводами которой не согласен заявитель.

В заключении государственной экспертизы условий труда указываются следующие сведения:

наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) государственную экспертизу условий труда;

основание для государственной экспертизы условий труда с указанием даты регистрации в органе государственной экспертизы условий труда;

полное наименование заявителя, судебного органа, государственной инспекции труда — для юридических лиц; фамилия, имя, отчество (при наличии) — для физических лиц, почтовый адрес;

период проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения;

объект государственной экспертизы условий труда;

наименование работодателя (его обособленного подразделения), в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда;

рабочие места, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);

перечень документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда.

Копии документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества СОУТ, при необходимости запрашиваются Минтрудом России, в том числе в рамках использования системы межведомственного электронного взаимодействия.

Заявитель вправе представить такие документы (их копии) самостоятельно, приложив к заявлению в дополнение к копии заключения государственной экспертизы условий труда.

При наличии оснований для отказа в рассмотрении поступившее в Минтруд России заявление в течение семи рабочих дней со дня его регистрации возвращается заявителю.

Обратите внимание!

Заявитель вправе направить заявление повторно после устранения обстоятельств, которые послужили основанием для отказа в его рассмотрении.

Основанием для отказа являются представление заявителем подложных документов, документов, содержащих заведомо ложные сведения либо отсутствие в заявлении сведений (или документов) из числа перечисленных выше (отказ по иным основаниям не допускается).

Рассмотрение заявления

Заявление, соответствующее установленным требованиям, подлежит регистрации в день поступления в Минтруд России и рассматривается в срок не более сорока пяти рабочих дней со дня регистрации.

Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, подготовка проекта заключения по результатам рассмотрения осуществляются уполномоченным должностным лицом Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

При необходимости получения документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества СОУТ, проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ, срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на сорок пять рабочих дней.

Извлечение

из Приказа Минтруда России № 549н

V. Проведение государственной экспертизы условий труда в отношении указанного заявителем объекта государственной экспертизы условий труда

23. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет, последовательно проверяя на соответствие требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» следующие обстоятельства:

а) соответствие данных о работодателе на титульном листе отчета данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда;

б) в разделе I отчета:

соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Государственном реестре средств измерений;

соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда;

наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда;

в) в разделе II отчета:

правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых;

соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении;

правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах);

правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета;

г) в протоколах испытаний (измерений):

соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использовавшихся средствах измерений сведениям, указанным в разделе I отчета;

соответствие данных о работодателе данным, указанным на титульном листе отчета;

соответствие данных о рабочих места данным, указанным в разделе II отчета;

соответствие измеренных (испытанных) величин идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) и указанным в разделе II отчета вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и (или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

д) в разделе III отчета:

соответствие данных о работодателе данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда и на титульном листе отчета;

соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

соответствие указанных в строке 030 Карты специальной оценки условий труда (далее — Карта) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса перечню используемого (эксплуатируемого) на рабочем месте (рабочих местах) оборудования, сырья и материалов;

правильность определения класса (подкласса) условий труда, в том числе с учетом оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

правильность предоставления работнику (работникам) указанных в строке 040 Карты гарантий и компенсаций;

е) правильность и полноту сведений, указанных в протоколе оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте (рабочих местах), их соответствие данным строки 030 Карты;

ж) соответствие данных и правильность заполнения Сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда данным Карты (Карт) и прилагаемых к ним протоколов результатов испытаний (измерений);

з) соответствие данных и правильность заполнения Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте (рабочих местах) данным строки 050 Карты указанного рабочего места (рабочих мест).

Таким образом, в общем случае рассмотрение заявления предполагает:

  • изучение заключения государственной экспертизы условий труда, с выводами которой не согласен заявитель, содержащихся в нем сведений;
  • изучение документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества СОУТ, содержащихся в них сведений;
  • проведение (в объеме, требуемом для обеспечения объективного рассмотрения заявления) исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ, а также материалов, полученных по результатам проведения таких исследований (испытаний, измерений) с оформлением полученных результатов соответствующими протоколами.

Заключение о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ

По результатам рассмотрения заявления подготавливается заключение о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия заявителя с результатами экспертизы качества СОУТ (далее — заключение).

2 части заключения:

При наличии правовых оснований для удовлетворения заявления в резолютивной части заключения указывается на необходимость проведения на бесплатной основе повторной экспертизы качества СОУТ.

Если правовых оснований для проведения повторной экспертизы качества СОУТ нет, в резолютивную часть включается соответствующая формулировка.

Важно!

Заключение обязательно к исполнению всеми сторонами.

Заключение оформляется в трех экземплярах, подписывается должностным лицом (исполнителем) и утверждается директором (заместителем директора) Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

Не позднее пяти рабочих дней с даты подписания заключения должностное лицо, подписавшее заключение, выдает один экземпляр заключения на руки заявителю (его уполномоченному представителю) или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Второй экземпляр заключения, заявление и документы, прилагаемые к нему, хранятся в Минтруде России, третий экземпляр направляется в исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, заключение государственной экспертизы условий труда которого оспаривалось.

Обжалование заключения

Обжаловать заключение о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ можно во внесудебном или судебном порядке.

Для обжалования во внесудебном порядке заявитель (его уполномоченный представитель) направляет в Минтруд России жалобу (в письменной или электронной форме), в которой указывает:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу (Минтруд России), и должностного лица, решения и действие (бездействие) которого обжалуются;
  • наименование, место нахождения заявителя, номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
  • обжалуемые действия (бездействие);
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с действием (бездействием).
Смотрите так же:  Киргизам нужен патент

К жалобе могут быть приложены документы (их копии), подтверждающие доводы заявителя.

К сведению

Заявитель вправе обратиться за необходимыми документами (их копиями) в Минтруд России.

Жалоба подлежит обязательной регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления в Минтруд России. Срок рассмотрения — не более пятнадцати рабочих дней со дня регистрации.

Жалоба оставляется без рассмотрения при наличии решения, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы, в том числе вступившего в законную силу судебного решения по жалобе по тем же основаниям, либо при подаче жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Жалоба оставляется без ответа в случаях, указанных в п. 75 Административного регламента.

Извлечение

из Административного регламента

75. Министерство вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица Министерства, а также членов его семьи;

б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения по жалобе, в письменной форме либо, по желанию заявителя (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения по жалобе), – в электронной форме за подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы дожностного лица Минтруда России.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу (Минтруд России), должности, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения по жалобе, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основание для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение: об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены принятого ранее решения (заключения о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия заявителя с результатами экспертизы качества СОУТ), либо об отказе в ее удовлетворении;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • порядок обжалования принятого по жалобе решения.

Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (в ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда».

Экспертиза качества специальной оценки условий труда: как работает механизм?

Специальная оценка условий труда направлена на реализацию права работника на безопасный труд. Но иногда результаты процедуры заставляют сомневаться в их качестве. Контролировать этот вопрос призвана экспертиза качества специальной оценки условий труда, подробнее о которой нам рассказали в Департаменте условий и охраны труда Минтруда России

Зачем нужна экспертиза качества спецоценки?

От результатов проведения специальной оценки условий труда зависит:

  • будут ли работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, предоставлены гарантии и компенсации и в каком размере;
  • уровень социальной защищенности работников;
  • решение задач по улучшению условий труда, обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.

ТОП-5 статей по СОУТ в системе «Охрана труда»:

Поэтому необходимо обеспечить качество и достоверность результатов проведения специальной оценки условий труда у работодателя. Чтобы решить эту задачу, а также защитить трудовые права работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, в составе государственной экспертизы условий труда введена экспертиза качества специальной оценки условий труда. ( ст. 216.1 ТК РФ ).

Когда ее проводят?

Экспертиза качества спецоценки условий труда носит заявительный характер. Она проводится в порядке, установленном приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда», по:

  • представлениям территориальных органов Роструда в связи с осуществлением контроля за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, обратившихся в Государственную инспекцию труда;
  • заявлениям, которые поданы в орган проведения экспертизы органами исполнительной власти, работниками, профессиональными союзами, их объединениями, иными уполномоченными работниками представительных органов, а также работодателями, их объединениями, страховщиками;
  • на основании определений судебных органов.

Экспертизу качества спецоценки проводят органы исполнительной власти субъектов России по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведена спецоценка.

В чем заключается экспертиза?

Экспертиза качества спецоценки заключается в анализе ее результатов на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда. Проверяются:

  • правильность и достоверность сведений о выявленных на исследуемых рабочих местах вредных (опасных) факторах производственной среды и трудового процесса;
  • достоверность проведенных исследований (испытаний) и измерений указанных факторов;
  • правильность установления итогового класса (подкласса) условий труда в отношении исследуемых в рамках экспертизы рабочих мест.

При необходимости органом государственной экспертизы условий труда организуется проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса на исследуемых рабочих местах.

По итогам работы составляется заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют результаты спецоценки установленным требованиям законодательства или нет. Если установлены несоответствия, в заключении указываются выявленные при проведении специальной оценки условий труда нарушения.

За чей счет проводится экспертиза?

Если экспертиза проводится на основании обращений органов исполнительной власти, определений судебных органов, а также по представлениям территориальных органов Роструда, в том числе по обращениям заявителей, то такая экспертиза проводится бесплатно.

Экспертиза качества специальной оценки условий труда является платной для заявителей – работников, профессиональных союзов или их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей или их объединений, являющихся страховщиками, обратившихся непосредственно в орган исполнительной власти субъекта России. Стоимость работ устанавливается органами государственной экспертизы условий труда с учетом Методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденных приказом Минтруда России от 9 октября 2014 г. № 682н .

Как быть, если экспертиза подтвердит, что спецоценка была проведена с нарушениями?

Выявленные по результатам экспертизы нарушения и несоответствия указываются в заключении государственной экспертизы условий труда. Его подписывает руководитель уполномоченного структурного подразделения органа государственной экспертизы условий труда, после чего заключение представляется заявителю. Если заявитель не согласен с результатами экспертизы, он вправе обратиться в Минтруд России с целью рассмотрения возникших разногласий. Порядок рассмотрения указанных разногласий и состав документов для данной процедуры установлен приказом Минтруда России от 22 сентября 2014 г. № 652н .

Если экспертиза выявит нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда, работодатель вправе потребовать компенсации затрат от организации, проводившей специальную оценку условий труда, в судебном порядке.

Экспертиза качества спецоценки условий труда

Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуще­ствляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, которая предусмотрена Трудовым кодексом РФ.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда регламентируется Приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».

Государственная экспертиза условий труда (ГЭУТ) осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.

Основания для экспертизы качества специальной оценки условий труда

Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется:

  • По представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение феде­рального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками предста­вительных органов, а также работодателей, их объединений, страхов­щиков.
  • По заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда.
  • По постановлениям судебных органов.

Если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте.

Государственная экспертиза по заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей и их объединений осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Рассмотрение оснований для проведения государственной экспертизы условий труда

В течение 7 рабочих дней со дня регистрации в органе ГЭУТ оснований для проведения государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) рассматриваются данные основания, определяется полнота содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда, их достаточности для ее проведения и вносится предложение руководителю государственной экспертизы о проведении или непроведении государственной экспертизы условий труда.

Государственная экспертиза условий труда не проводится при:

  • Отсутствии в заявлении предусмотренных сведений.
  • Непредставлении заявителем в случае, если заявителем является работодатель, предусмотренных документов, прилагаемых к заявлению.
  • Представлении подложных документов или заведомо ложных сведений.

Руководитель государственной экспертизы информирует заявителя о непроведении государственной экспертизы условий труда в течение пяти рабочих дней со дня поступления к нему документов от государственного эксперта (экспертной комиссии) посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления и документов в виде электронного документа.

Заявителю возвращаются документы, представленные на бумажном носителе, а также обеспечивается возврат денежных средств, внесенных в счет оплаты государственной экспертизы условий труда (за исключением случая представлении подложных документов или заведомо ложных сведений).

Проведение измерений с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий

В случае, если в заявлении, определении судебного органа или представлении государственной инспекции труда указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров), в том числе на основании гражданско-правовых договоров.

Смотрите так же:  Как красиво оформить салатик

Подача заявления о проведении государственной экспертизы условий труда

Порядок подачи заявления о проведении государственной экспертизы условий труда

Для проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда заявитель направляет в орган государственной экспертизы условий труда заявление.

В заявлении указывается:

  • Полное наименование заявителя (для юридических лиц).
  • Фамилия, имя, отчество заявителя (для физических лиц).
  • Почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии).
  • Наименование объекта государственной экспертизы условий труда.
  • Индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении условий труда которого должна проводиться государственная экспертиза условий труда.
  • Сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда (при наличии).
  • Сведения об оплате государственной экспертизы условий труда в случае ее проведения в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда.

В случае, если объектом государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, то в заявлении дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда.

К заявлению, поданному работодателем, прилагаются следующие документы:

  • Отчет о проведении специальной оценки условий труда.
  • Предписания должностных лиц государственных инспекций труда об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору).

Заявление и документы, могут быть представлены (направлены) заявителем в орган государственной экспертизы условий труда на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственный информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В случае направления заявления и документов в виде электронного документа они должны быть подписаны видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

Предоставление дополнительной информации

Орган ГЭУТ вправе запросить необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда документацию и материалы у работодателя, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда.

Работодатель в срок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления запроса органа ГЭУТ направляет запрашиваемые документацию и материалы либо письменно уведомляет о невозможности их представления с указанием причин.

При необходимости орган ГЭУТ труда может запросить в уполномоченных государственных органах, органах местного самоуправления или подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, документацию и материалы, необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Процедуры государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда проводится путем реализации следующих процедур:

  • Рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для ее проведения.
  • Проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда.
  • Проведение при необходимости исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).
  • Оформление результатов государственной экспертизы условий труда.

Сроки проведения процедур государственной экспертизы условий труда

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе ГЭУТ оснований для государственной экспертизы условий труда.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен руководителем органа ГЭУТ, но не более чем на 60 рабочих дней.

Оформление результатов государственной экспертизы условий труда

По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.

В проекте заключения государственной экспертизы условий труда указываются:

  • Наименование органа ГЭУТ с указанием почтового адреса, ФИО руководителя, а также ФИО и должности государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) государственную экспертизу условий труда.
  • Основание для государственной экспертизы условий труда с указанием даты регистрации в органе ГЭУТ.
  • Данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда: полное наименование (для юридических лиц), ФИО (для физических лиц), почтовый адрес.
  • Период проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения.
  • Объект государственной экспертизы условий труда.
  • Наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда.
  • Сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте).
  • Перечень документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда.

Дополнительные сведения в проекте заключения государственной экспертизы условий труда

В проекте заключения государственной экспертизы условий труда, составленном по результатам ее проведения, в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:

  1. Полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (для организаций, аккредитованных в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и внесенных в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, до их внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, указывается номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда).
  2. Фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дата его выдачи.

Выводы в проекте заключения государственной экспертизы условий труда

В зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов:

  • О качестве проведения специальной оценки условий труда.
  • Об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
  • О соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

Утверждение проекта заключения государственной экспертизы условий труда

Проект заключения государственной экспертизы условий труда составляется в 2 экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем государственной экспертизы.

Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения государственной экспертизы условий труда.

Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством руководителя государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения государственной экспертизы условий труда.

Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы.

Не позднее 3 рабочих дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы условий труда один экземпляр заключения:

  • Выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
  • Направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если государственная экспертиза условий труда проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда

Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматривается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда регулируются в соответствии с приказом приказ Минтруда России от 22 сентября 2014 г. № 652н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда».

Другие публикации:

  • Страховка на тверской Страховые компании В Твери, Тверской области, рейтинг присутствия в регионе Рейтинг поможет узнать какие страховщики наиболее активно работают в регионе Тверской области в автостраховании (ОСАГО) и в других видах страхования, также […]
  • Как взыскать штраф с пенсионера Порядок взыскания штрафов и пеней Пенсионного фонда Вопрос-ответ по теме Просим разъяснить порядок взыскания штрафов и пеней Пенсионного фонда. Выездная проверка проводилась 16 декабря 2013 года. Проверяемый период:2010-2012 г. За 2010 […]
  • Новая неустойка по осаго 1 Новая неустойка по осаго 1 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Штраф стоянка вао Штрафстоянка в ВАО Лучшие штрафстоянки — рейтинг, адреса и телефоны Энтузиастов проезд, 3, ВАО • 8 (495) 531-25-55 • круглосуточно Жилищный консультант - все о ваших жилищных правах Запрос в заведения — закажите услугу, уточните цену Чаще […]
  • Размер пособия по ранним срокам беременности на 2019 год Пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности в 2019 году Из нашей статьи вы узнаете, кому положено пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности, как оно начисляет и выплачивается, а также каков его размер в […]
  • Учебное пособие по товароведению продовольственных товаров Валентина Тимофеева: Товароведение продовольственных товаров : Учебник Аннотация к книге "Товароведение продовольственных товаров : Учебник" Предлагаемый учебник соответствует Государственному образовательному стандарту и тематическому […]
Экспертиза качества проведения соут