Комментарии к СТ 1 ТК РФ

Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

1. Изложение статей ТК начинается со ст. 1, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых — создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего Кодекса, комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разд. X «Охрана труда»).

Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. коммент. к статьям гл. 56 — 59).

Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования, с тем чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Эта статья имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. комментарий к ст. 15 ТК РФ).

Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми: одни предшествуют им, другие функционируют одновременно с ними, третьи приходят им на смену. К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений — обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов. К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. Сюда относятся отношения: по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству; ведению коллективных переговоров; заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность — наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

К самостоятельным видам Кодекс относит и отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, комментируемая статья завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Они предусматривают (во многих случаях) альтернативный порядок рассмотрения споров, определяют механизм исполнения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки (см. коммент. к статьям гл. 61).

Трудовое законодательство регулирует также отношения по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права — связь с трудовыми отношениями. Трудовой кодекс подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами. Одним из таких законов является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Согласно этому Закону пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, — 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, — 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, — 60% среднего заработка. Однако независимо от продолжительности страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

В 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. максимальный размер пособия в 2009 г. равен 18720 руб.; в 2010 г. — 20030 руб.; в 2011 г. — 21390 руб. (ч. 1 ст. 8). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

Не остается неизменным и максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний: в 2013 г. он не должен был превышать 58970 руб., в 2014 г. — 61920 руб., а в 2015 г. — 65020 руб. (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

В настоящее время средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (Федеральный закон от 25.02.2011 N 21-ФЗ в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 276-ФЗ).

Смотрите так же:  Форма 9 заявление на развод

В случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы.

Трудовой кодекс России 2018

Трудовой кодекс является специфическим юридическим документом, который посвящён взаимоотношениям двух субъектов — работника и работодателя. Это означает, что данный кодекс посвящён реализации только одного конституционного права граждан – права на труд.

Так же, как и все кодифицированные документы, ТК РФ имеет статус федерального закона, обязательного для выполнения на всей территории российской юрисдикции. Все остальные нормативные акты, которые, так или иначе, затрагивают тему взаимоотношений работодателей и работников, могут развивать и дополнять Трудовой кодекс. Однако они не должны противоречить любым его положениям.

Кроме того, существует приоритет данного кодекса перед всеми остальными нормативными актами федерального уровня, которые затрагивают трудовые взаимоотношения разных субъектов права. Если сходные положения существуют, например, в гражданском и трудовом кодексах, то руководствоваться следует последним. Обычно в нормативных актах одного иерархического уровня таких противоречий не встречается. Они просто друг друга дополняют и развивают.

Основные принципы

Трудовая деятельность каждым человеком осуществляется в двух вариантах – по заказу другого лица с договорной оплатой или по собственной инициативе и без оплаты труда. Несмотря на то, что в результате «работы на себя» человек получает выгоду и прибыль, это нельзя назвать оплатой труда. Трудовые отношения возникают только в том случае, если один человека выполняет работу для работодателя за плату. Именно такой труд, а точнее сопровождающие его отношения, и отражены в ТК РФ.

Данный нормативный документ построен по следующим принципам (ст. 2):

  • равенства всех работников;
  • свободного выбора характера профессиональной деятельности;
  • запрета на труд по принуждению, то есть против воли человека и без соответствующей оплаты;
  • обеспечения гарантии своевременной выплаты зарплаты не ниже минимально гарантированной суммы;
  • обязательных мер по защите от безработицы;
  • обеспечения безопасности условий труда;
  • предоставления сторонам трудовых отношений возможности организовывать объединения для защиты своих прав;
  • обеспечения возможности участия сотрудников в процессе управления учреждением;
  • сочетания двух форм регулирования трудовых отношений – договорных и государственных;
  • осуществления госконтроля в области трудовых отношений;
  • социального партнёрства;
  • возмещения вреда, причинённого человеку во время исполнения им своих обязанностей;
  • обеспечения возможности по защите интересов всех сторон;
  • обязательного социального страхования.

Следование этим принципам позволяет достичь тех целей и задач, которые законодатель поставил перед всеми нормативными актами, составляющими трудовое право. Целью это сферы юридической практики является гарантия соблюдения конституционных прав и свобод всех сторон трудовых отношений, а именно права на труд, здоровую среду, жизнь, здоровье, защиту личной информации и т.д.

Цель достигается с помощью решения следующих задач (ст. 1):

  • согласованности интересов сторон трудовых отношений;
  • обеспечения выполнения управленческих функций государственной системы;
  • регулирования трудовых отношений в рамках конкретного учреждения.

Таким образом, несмотря на узкопрофильный характер кодекса, с его помощью удаётся решать обширных круг задач, оптимизирующих состояние общества, государства и граждан.

Данный юридический документ содержит следующие тематические блоки:

  • общие положения и термины, в том числе развёрнутое определение понятия трудовых отношений;
  • социальное партнёрство в сфере труда;
  • трудовые договоры на стадиях заключения, изменений и расторжения;
  • рабочее время и его показатели;
  • оплата труда;
  • компенсации и гарантии во время выполнения различных функций;
  • обеспечение безопасности труда;
  • материальная ответственность;
  • регламентация деятельности отдельных категорий сотрудников учреждений.

Каждая тема обеспечивает выполнение целей и задач. Однако в наибольшей степени и подробно в кодексе разрабатываются различные стороны регулирования деятельности отдельных категорий сотрудников. И это понятно – если категорий много, то и особенности у каждой свои.

Отдельно следует выделить главу, которая посвящена женщинами и лицами с семейными обязанностями. Специфика женского труда связана с особенностями физических возможностей и функцией деторождения. Из 13 статей главы, посвящённой данной теме, 6 посвящены исключительно женщинам. Остальные семь статей касаются не только женщин, но и любых людей, которые воспитывают приёмных детей или детей-инвалидов.

Отдельная глава посвящена регламентации труда несовершеннолетних людей. Таким образом, разделению работников по гендерному принципу посвящены две главы кодекса. Во всех остальных главах четвёртой части рассматриваются такие категории, как:

  • руководящий персонал;
  • члены коллегиальных исполнительных органов;
  • сезонные работники;
  • вахтовики;
  • совместители;
  • люди, работающие по договору с физлицами;
  • надомники;
  • работники малых предприятий;
  • иностранцы;
  • люди, работающих в регионах с особым режимом оплаты.

Таким образом, регламентация взаимоотношений между работодателем и работником в данном кодексе носит всесторонний и комплексный характер. Она касается договоров, регламентации самого трудового процесса, заработной платы, специфического труда ряда категорий работников, методов отстаивания прав на труд и т.п. Благодаря обширной тематике Трудовой кодекс можно назвать исчерпывающим и самодостаточным.

Комментарии к трудовой кодекс рф 2012

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)

Трудовой кодекс РФ (далее, также – ТК РФ) принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и вступил в действие с 1 февраля 2002 года.

Начало действия нижеприведенной редакции кодекса — 08 января 2019 года.

Первоначальный текст документа был опубликован в «Российской газете» (N 256, 31.12.2001г.), «Парламентской газете» (N 2-5, 05.01.2002г.), «Собрании законодательства РФ», (N 1 (ч. 1), ст. 3. 07.01.2002).

Трудовое право в России является одной из динамичных отраслей права. С момента вступления в действие Трудового кодекса РФ, в него внесены многочисленные изменения и дополнения. Кодекс дополнялся как статьями, так и целыми главами.

Трудовой договор – по-прежнему центральный институт трудового права. ТК РФ содержит нормы права, регулирующие условия труда, положения о заключении, изменении и прекращении действия трудового договора.

ТК РФ регламентирует нормы рабочего времени, режим; важное значение придается предоставлению перерывов, еженедельных дней отдыха и отпуска.

Трудовой кодекс РФ содержит положения, предусматривающие дифференциацию условий труда. Например, существенное значение придается регулированию труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до 18 лет, лиц, выполняющих работу на условиях совместительства.

Кодекс содержит положения, гарантирующие судебную защиту прав и свобод работников. Суды рассматривают дела по спорам об отказе в приеме на работу, о восстановлении на работе, о переводе на другую работу, а также о дискриминации со стороны работодателя.

Немалую (а может и главенствующую) роль в правоприменительной практике играют разъяснения Верховного Суда РФ о применении тех или иных положений трудового законодательства.

За время действия ТК РФ, Пленумом Верховным Судом РФ по целому ряду вопросов применения положений кодекса приняты соответствующие постановления:

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»

Некоторые разъяснения о применении норм ТК РФ содержатся также в обзорах судебной практики Верховного Суда РФ, утверждаемых Президиумом Верховного Суда РФ.

Имеет существенное значение и позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в постановлении КС РФ относительно того, соответствует ли Конституции смысл отдельных положений ТК РФ, придаваемый правоприменительной практикой.

Некоторую роль в судебной практике и ее формировании имеют и определения Конституционного суда РФ об отказе в принятии жалоб заявителей к рассмотрению ввиду неприемлемости, но содержащие правовую позицию Конституционного Суда РФ относительно правового смысла оспариваемого заявителем положения закона.

Федеральным закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ введена глава 53.1. «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Положения данной главы действуют с 01.01.2016 года.

Смотрите так же:  Экспертиза авто после дтп симферополь

Ниже представлен текст документа :

Трудовой кодекс РФ в последней редакции с изменениями (внесенными Федеральным законом от 27.12.2018 N 542-ФЗ), вступившими в силу с 08.01.2019 года (ред 94).

К популярным статьям ТК РФ приведены комментарии в виде извлечений из постановлений Пленума ВС РФ, обзоров судебной практики Верховного Суда РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ

30 декабря 2001 года

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений,
основания возникновения трудовых отношений

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Глава 3. Общие положения

Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Глава 5. Органы социального партнерства

Глава 6. Коллективные переговоры

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

Глава 8. Участие работников в управлении организацией

Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства

Раздел III. Трудовой договор

Глава 10. Общие положения

Глава 11. Заключение трудового договора

Глава 12. Изменение трудового договора

Глава 13. Прекращение трудового договора

Глава 14. Защита персональных данных работника

Раздел IV. Рабочее время

Глава 15. Общие положения

Глава 16. Режим рабочего времени

Раздел V. Время отдыха

Глава 17. Общие положения

Глава 18. Перерывы в работе.
Выходные и нерабочие праздничные дни

Глава 19. Отпуска

Раздел VI. Оплата и нормирование труда

Глава 20. Общие положения

Глава 21. Заработная плата

Глава 22. Нормирование труда

Раздел VII. Гарантии и компенсации

Глава 23. Общие положения

Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные
командировки, другие служебные поездки
и переезде на работу в другую местность

Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими
государственных или общественных обязанностей

Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу
с получением образования, а также работникам, допущенным
к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук

Глава 27. Гарантии и компенсации работникам,
связанные с расторжением трудового договора

Глава 28. Другие гарантии и компенсации

Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда

Глава 29. Общие положения

Глава 30. Дисциплина труда

Раздел IX. Квалификация работника, профессиональный
стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное
образование работников

Глава 31. Общие положения

Глава 32. Ученический договор

Раздел X. Охрана труда

Глава 33. Общие положения

Глава 34. Требования охраны труда

Глава 35. Организация охраны труда

Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда

Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора

Глава 37. Общие положения

Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником

Глава 39. Материальная ответственность работника

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Глава 40. Общие положения

Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями

Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации
и членов коллегиального исполнительного органа организации

Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству

Глава 45. Особенности регулирования труда работников,
заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев

Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах

Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом

Глава 48. Особенности регулирования труда работников,
работающих у работодателей — физических лиц

Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих
у работодателей — субъектов малого предпринимательства,
которые отнесены к микропредприятием

Глава 49. Особенности регулирования труда надомников

Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников

Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Глава 50.1. Особенности регулирования труда работников,
являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства

Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта

Глава 51.1. Особенности регулирования труда работников,
занятых на подземных работах

Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников

Глава 52.1. Особенности регулирования труда научных работников,
руководителей научных организаций, их заместителей

Глава 53. Особенности регулирования труда работников,
направляемых на работу в дипломатические представительства
и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных
органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей

Глава 53.1. Особенности регулирования труда работников,
направляемых временно работодателем к другим физическим
лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении
труда работников (персонала)

Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций

Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров

Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод.
Рассмотрение и разрешение трудовых споров.
Ответственность за нарушение трудового законодательства
и иных актов, содержащих нормы трудового права

Глава 56. Общие положения

Глава 57. Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль
за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права

Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов
работников профессиональными союзами

Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав

Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства
и иных актов, содержащих нормы трудового права

Раздел XIV. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
30 декабря 2001 года
N 197-ФЗ

Статья 209 ТК РФ. Основные понятия

Вновь созданное рабочее место

По ст 209 ТК РФ рабочее место — это территория (место), где сотрудник обязан трудиться или куда должен прибыть в связи со своей работой. Оно должно контролироваться работодателем напрямую или опосредованно. Вновь созданное рабочее место — это место, где сотрудник приступил к осуществлению рабочих функций, которые ранее никем не выполнялись. Новое рабочее место необходимо ввести в эксплуатацию для того, чтобы можно было провести оценку новых трудовых условий непосредственно в ходе процесса работы. Моментом ввода в эксплуатацию вновь созданного места считается запуск не нём производственного процесса. Например, новое рабочее место водителя будет введено в действие в момент, когда он приступит к работе за рулем транспортного средства, которое ранее на этом предприятии никем не управлялось.

Различные условия труда

Ст 209 ТК РФ в ч 2 определяет термин “условия труда”. Это сочетание факторов окружающей сотрудников среды и трудового процесса, которое в целом влияет на здоровье, самочувствие и работоспособность человека. То есть от условий труда зависит очень многое, а, главное, сама эффективность работы. Трудовые условия проходят специальную оценку (СОУТ) и в соответствии с ней подразделяются на виды. Информация о том, что такое СОУТ и какие бывают условия, содержится в ФЗ № 426 от 28.12.13. СОУТ — это комплекс мер по выявлению влияния вредных и опасных факторов на рабочий процесс. Такой мониторинг позволяет минимизировать возможность возникновения неблагоприятных условий, а при их выявлении назначить работникам положенные компенсации. Существует еще определение“государственной экспертизы условий труда”. Оно также содержится в ст 209 ТК РФ и подразумевает соответствие рабочих условий гос. требованиям по безопасности и охране труда. Однако СОУТ и гос. экспертиза — это разные понятия. Спец. оценку должны проводит все без исключений организации один раз в 5 лет. Исключений для малых предприятий не предусмотрено. Даже если в фирме работает всего два сотрудника, СОУТ проводить необходимо. Вернёмся к разновидностям условий труда, которые различаются по степени вредности или опасности. ФЗ № 426 выделяет 4 класса трудовых условий (ТУ) по этому критерию. Причём 3-й класс подразделяется еще на подклассы. Итак, бывают ТУ:

  1. оптимальные — при них действия отрицательных факторов нет или оно не превышает нормативных уровней, принятых как безопасные;
  2. допустимые — при них влияние отрицательных факторов есть, но их уровень не превышает нормативов, а организм работника может восстановиться к началу следующей смены;
  3. вредные — при них негативное воздействие превышает нормативный уровень;
  4. опасные — при них на работника действуют негативные факторы в течение всего рабочего дня, и последствия воздействия влекут угрозу жизни и риск профессиональных заболеваний.
Смотрите так же:  Сроки подачи документов на возврат налога за лечение

Вредные условия (3 класс) подразделяются на подклассы в связи со степенью вредности:

  • 1-я степень — после действия негативных факторов состояние организма сотрудника приходит в норму дольше, чем необходимо по времени (т.е обычно не успевает восстановиться до начала следующей смены);
  • 2-я степень — действие негативных факторов может повлечь стойкие функц. изменения в организме, вызывающие развитие начальных форм проф. заболеваний легкой степени тяжести через 15 и более лет;
  • 3-я степень — негативные факторы могут повлечь развитие проф. заболеваний легкой и средней степени тяжести с потерей узкой трудоспособности в период работы;
  • 4-я степень — негативные факторы могут привести к возникновению тяжелых форм проф. заболеваний с потерей общей трудоспособности в период работы.

Выдача молока “за вредность”

По ч 3 ст 209 ТК РФ вредный производств. фактор — это негативный фактор, действие которого может повлечь заболевание сотрудника. Это, к примеру, химические, биологические, физические факторы. Общеизвестно, что на некоторых производствах работникам выдают молоко “за вредность”. Это происходит неспроста и законодательно обоснованно. Обязанность выдавать молоко или приравненные к нему продукты гражданам, занятым на вредном производстве, закреплена ст 222 ТК РФ. Минздравом утвержден целый список вредных факторов, при влиянии которых на производстве рекомендуется употребления молока и других равноценных по наличию микроэлементов продуктов. Также существуют нормы и условия бесплатный выдачи молочных продуктов сотрудникам, также разработанные Минзравом. Если трудовой или колл. договор позволяет, то выдача молока может быть заменена денежной выплатой равной стоимости молочных продуктов.

Комментарии к ст. 195.1 ТК РФ

Введение в действие новой статьи 195.1 ТК РФ

Указанная статья была утверждена ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 федерального закона «О техническом регулировании»» от 03.12.2012 № 236-ФЗ.

Содержание статьи сводится к раскрытию терминов квалификации работника, а также профессионального стандарта.

До 1 июля 2016 года в ст. 195.1 отсутствовало определение профессионального стандарта, но федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» соответствующие поправки были внесены.

Понятие квалификации означает требуемый уровень знаний, умений, необходимый опыт работы, а также наличие профессиональных навыков.

Профессиональный стандарт — это обобщенная характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенной трудовой функции. Указание здесь на трудовую функцию — новелла ТК РФ.

Профессиональный стандарт устанавливает необходимый минимум познаний и навыков, которыми должен обладать работник при трудоустройстве на определенную должность. Стандарт представляет собою документ, вводимый в действие на федеральном уровне. При этом кроме перечня характеристик указанный документ содержит наименования должностей в соотнесении с определенными обязанностями, выполняемыми работниками.

ВАЖНО! С июля 2016 года из ст. 195.1 исключены сведения о порядке разработки, использования и утверждения профессиональных стандартов. Теперь эти сведения содержатся в двух новых статьях — 195.2 и 195.3 ТК РФ.

Сфера применения статьи 195.1 ТК РФ

Сфера, в которой обязательно нужно следовать профстандартам, ограничена следующими организациями и должностями:

  • государственные или более чем на 50% принадлежащие государству организации, в отношении которых принято соответствующее решение Правительства РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • трудовые функции, выполнение которых влечет получение льгот и привилегий либо наложение ограничений;
  • должности, требования к которым установлены законом.

В случае нарушения или неисполнения норм действующего законодательства, в частности ст. 195.1 ТК РФ, работодателю грозит административная ответственность за нарушение норм трудового права, которая может выражаться в наложении штрафа. Его размер варьируется от 1 000 до 20 000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 70 000 руб. для самой организации.

Подзаконные акты к новой статье ТК РФ

Статью 195.1, по сути, нельзя отнести к нормам прямого действия — она требует принятия большого количества подзаконных актов: как самих профстандартов, так и нормативных положений, регулирующих их форму, создание, порядок использования.

Информация о принятых профстандартах, а также их проектах размещена на специальной странице сайта Минтруда.

Структура профстандарта зафиксирована в приказе Минтруда России «Об утверждении Макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н. Правила разработки и утверждения утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Особенность разработки профстандартов заключается в передаче права их создания всем желающим работодателям при условии соблюдения правил и уведомлении Минтруда России.

Одна из сложнейших задач, возникающих при введении профстандартов, — установление тождественности наименований должностей в ЕТКС (единых тарифно-квалификационных справочниках) и собственно профстандартов. Решение этой задачи возложено на Правительство РФ и Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Ст. 195.1 ТК РФ представляет собою основополагающую норму о профессиональных стандартах, раскрывающую самые значимые в этой области правовые термины. Она применяется к ограниченному кругу организаций и должностей. Теоретический характер статьи не подразумевает прямого действия: ее применение опосредуется через конкретные нормы ТК РФ и подзаконные акты Правительства РФ и Минтруда.

Статья 140 ТК РФ. Сроки расчета при увольнении (действующая редакция)

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 140 ТК РФ

1. В случае увольнения работника по любому основанию с ним производится полный расчет в день увольнения, т.е. в последний день работы. Исключением из этого правила является предоставление отпуска с последующим увольнением, когда последним днем работы считается последний день отпуска, а окончательный расчет производится в последний рабочий день перед отпуском (см. коммент. к ст. 127).

2. Если в день увольнения работник не работал, например при увольнении по инициативе работника в период временной нетрудоспособности, расчет производится по требованию работника, но не позднее следующего дня с момента заявления такого требования.

3. Если возникает спор по поводу размера сумм, причитающихся работнику (например, о размере оплаты за сверхурочную работу), то в день увольнения должна быть выплачена сумма, не оспариваемая работодателем.

Другие публикации:

  • Заявление на налоговый вычет на ребенка нужно писать каждый год Заявление на вычет на ребенка пишется один раз или каждый год? Здравствуйте, я бухгалтер бюджетного учреждения. Пожалуйста, ответьте на вопрос: Заявление на стандартный налоговый вычет заполняется один раз, до достижения ребенка 18 лет […]
  • Приказ о наряде допуске Приложение N 1 Наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности Приложение N 1к Федеральным нормам и правиламв области промышленной безопасности"Положение о применении нарядов-допусковпри выполнении работ повышенной опасностина […]
  • Гражданский кодекс с изменениями 2012 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ"О внесении […]
  • Вступление вто растаможка авто Растаможка авто после вступления в ВТО Переговоры о том, чтобы Россия присоединилась к Всемирной торговой организации, велись на протяжении 18 лет и завершились в 2011 году. Официально Российская Федерация стала членом ВТО 22 августа […]
  • Приказ 255 мо рф от 2019 года Приказ 255 мо рф от 2019 года Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255"О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" С изменениями […]
  • Приказ 2700 мо рф 2019 Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря […]
Комментарии к трудовой кодекс рф 2012