Проведение проверки продуктов на качество в Роспотребнадзоре

Роспотребнадзор является государственным органом, выполняющим три основные функции:

  • защита потребителей;
  • соблюдение их прав;
  • проверка продуктов на качество.

Данная организация берет под контроль любое предприятие, работающее на территории Российской Федерации. Такая практика позволяет контролировать ситуацию в санитарно-эпидемиологической сфере, защищать потребительские права граждан и вовремя принимать необходимые меры.

Подразделение может осуществлять проверки двух типов: плановые и внеплановые.

По установленному годовому плану утверждается дата проверки. Данная информация всегда доступна на официальном сайте Роспотребнадзора. Время осуществления плановой проверки утверждается один раз в год. Потребитель может узнать время проведения мероприятия, его длительность и название интересующей компании.

В результате получения жалоб от потребителей или органов государственной власти, а также в случае угрозы массового заражения или отравления населения принимаются срочные меры по проведению внеплановых проверок. Однако предприятие должно быть осведомлено о предстоящем событии как минимум за 24 часа.

Данные мероприятия позволяют противодействовать продаже фальсифицированных, некачественных, просроченных и небезопасных товаров, включая лекарственные и медицинские изделия.

Нормативная база

Без государственного контроля и разработанных требований, установленных законодательством, не может проводиться ни одна проверка. В качестве нормативных документов используется:

  • №294-ФЗ, позволяющий защитить права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • №184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Также учитываются положения, утверждаемые постановлением правительства РФ, позволяющие правильно и законно проводить экспертизу некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Особенности проведения

Нельзя осуществлять проверку, не соблюдая четко установленных законодательством требований. В их число входят следующие мероприятия:

  • заблаговременное предупреждение об интересующем инспекторов направлении проверки;
  • можно затребовать документы, касающиеся конкретного проверяемого сектора;
  • никто не должен препятствовать сотрудникам Роспотребнадзора к получению доступа в любые помещения и осуществлять их осмотр;
  • с продуктов питания могут собираться пробы для их последующего анализа в лабораторных условиях.

В случае возникновения вопросов инспектор вправе потребовать разъяснения или объяснения по интересующему их поводу. Проверка происходит по следующему алгоритму:

  • глава территориального подразделения Роспотребнадзора издает специальное распоряжение о необходимости проведения проверки;
  • копия документа направляется руководителю проверяемого предприятия;
  • имена инспекторов, имеющих право на проведение необходимых мероприятий, в обаятельном порядке указываются в распоряжении;
  • при входе в помещение проверяемой организации сотрудники надзора должны быть одеты в форменную одежду и предъявить служебные удостоверения.

Заблаговременное предупреждение о проверке требуется по причине необходимости осуществления всех проверяемых мероприятий в обязательном присутствии проверяемого лица. В противном случае визит должен быть перенесен на другое время. При умышленном уклонении от встречи с инспекторами проверяемому лицу может быть предъявлено административное наказание.

Инспектора обращают внимание на следующие моменты:

  • условия хранения продовольственных товаров;
  • наличие необходимых сертификатов и лицензий, позволяющих работать с продуктами питания;
  • надлежащее состояние торговых залов и подсобных помещений.

Сотрудники Роспотребнадзора вправе ознакомиться с любой документацией проверяемого лица, включая сертификаты и иные сопроводительные документы.

План на 2018 год

В конце каждого года региональной прокуратурой разрабатывается план проверок хозяйствующих субъектов на предстоящий период. Данная информация публикуется в Интернете и доступна к ознакомлению. У каждого ведомства разрабатывается собственный график и выкладывается на принадлежащем каждому из них официальном сайте.

Роспотребнадзор не вправе проводить контролирующие мероприятия чаще, чем один раз в три года. В первый трехлетний период не попадают впервые зарегистрированные хозяйствующие субъекты.

Время проведения проверки не превышает 20 дней, если иное не предусмотрено самим контролирующим органом.

Нюансы проведения

К основным нюансам проверки продуктов на качество можно отнести:

  • товары и продукты с отсутствующей документацией, подтверждающих их качество и происхождение изымаются или уничтожаются (п.8 ст. 17, п. 5 ст. 19, п. 4 ст. 20 Закона «О качестве и безопасности…»;
  • экспертиза может проводиться по причине отсутствия маркировки на товаре, обнаружения на упаковке истекшего срока годности, наличия внешнего несоответствия требованиям общепринятых стандартов.

В ходе данных проверок возбуждается производство по административному нарушению о причине изготовления, хранения и реализации некачественных продуктов.

Права сотрудников

Владельцы проверяемых предприятий должны знать, на что имеет право сотрудники Роспотребнадзора, находящихся при исполнении своих должностных обязанностей:

  • осуществление плановых и неожиданных проверок;
  • визит не чаще одного раза в три года, а к медикам не более одного раза в два года;
  • уведомление о проверке не позже чем за три дня;
  • проверка возможна в присутствии руководства;
  • мероприятия вправе осуществлять только уполномоченный на это сотрудник;
  • необходимы основания для проверки с приложением документации;
  • удостоверение сотрудника не должно быть просроченным.

Внеплановые проверки могут происходить и без присутствия руководства, но только при обнаружении возникновения эпидемии. Также при выявлении факта отравления сотрудников и наличия угрозы безопасности и жизни людей.

Перечень документов, которые подлежат проверке

Российским законодательством не запрещается запрос нужной документации, необходимой для проведения проверки продуктов на качество контролирующим органом. Документы могут быть запрошены в процессе осмотра организации и после проведения необходимых мероприятий.

По требованию инспекторов могут быть запрошены следующие документальные сведения:

  • свидетельство о регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя;
  • договора аренды;
  • свидетельство о праве собственности;
  • санитарные книжки сотрудников хозяйствующего субъекта;
  • сертификаты качества и лицензии;
  • ценники;
  • результаты ранее проведенных проверок.

Правильное оформление жалобы на некачественный продукт

Внеплановая выездная проверка осуществляется на основании обращения гражданина Российской Федерации. В этом случае нужно составить жалобу.

Жалоба может подаваться с приложением необходимых документов, используемых в качестве доказательственной базы. Чтобы жалоба была рассмотрена контролирующим органом, следует учитывать следующие требования законодательства:

  • при наличии отметки об отправке письменного ответа по почте необходимо указать обратный адрес заявителя;
  • если письмо содержит нецензурные выражения и угрозы, то оно отклоняется;
  • если текст жалобы невозможен к прочтению, то документ не рассматривается, о чем заявитель будет оповещен в течение 7 дней при наличии обратного адреса.

Жалоба направляется несколькими способами:

  • личное обращение в орган или через законного представителя;
  • направление на почте заказного письма с уведомлением;
  • через интернет ресурсы (портал «Госуслуги» www.gosuslugi.ru или на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека www.rospotrebnadzor.ru, в раздел «Обращения граждан»).

Ответ на обращение гражданина должен быть получен в течение 30 дней.

В результате осуществляемых проверок продуктов на надлежащее качество формируется черный список такой продукции. Если нарушитель не исправит предъявленные ему нарушения, то вся его продукция будет занесена в данный список.

Данная информация находится на сайтах региональных отделений контролирующих органов. Увязывается название продукта, его производитель и наличие в составе выявленных вредных веществ и компонентов.

Потребитель всегда может ознакомиться со списком потенциально опасных для употребления продуктов. К 2030 году Роспотребнадзор обещал улучшить качество всех продуктов, продающихся на территории Российской Федерации. Для этого уже разработана специальная стратегия, которая постоянного дополняется и модернизируется.

Интересная информация про внеплановые проверки Роспотребнадзора представлена в данном выпуске новостей.

Проверки Роспотребнадзора: причины, порядок, последствия

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Не меньший интерес для предпринимателей представляют проверки, осуществляемые Роспотребнадзором. Роспотребнадзор – это государственный орган, которому на сегодняшний день переданы полномочия СанЭпидемСтанции. Он контролирует, чтобы продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ на территории Российской Федерации осуществлялись максимально качественно и безопасно для потребителей.

Роспотребнадзор стал лидером по количеству проверок в 2015 году, не считая МЧС – им было проверено 266 тыс. организаций.

  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и норм (проверяются наличие контрольно-кассовых аппаратов, прейскурантов на товар, правильность оформления ценников, наличие медкнижек у работников, соответствие закону торговой точки (метраж, размеры дверных и оконных проемов, освещение, вентиляция, наличие предусмотренных выходов), качество товаров, соблюдение правил товарного соседства, маркировка и температура хранения товаров, выполнение требований по фасовке товара, наличие договоров на вывоз мусора и дезинфекцию и многое другое).
  • Соблюдение законодательства о защите прав потребителей.
  • Соблюдение правил продажи определенных видов товаров, оказания услуг, выполнения работ (проверяется наличие санитарно-эпидемиологических заключений в отношении товаров, реализация которых требует получения таких заключений (пищевые продукты, детские товары, косметика и парфюм, текстильные изделия, издательская продукция и пр.), наличие сертификатов и деклараций о соответствии в отношении отдельных категорий товаров (топливо, некоторые приборы, оборудование, инструменты).
  • Соблюдение иных нормативных требований (правильность размещения рекламных вывесок, наличие знаков информационной продукции, обеспечивающих информационную безопасности детей и др.).

Что делать, если внеплановая проверка в отношении компании инициирована по анонимной жалобе? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

Закон предписывает Роспотребнадзору осуществлять проверку всех субъектов предпринимательской деятельности каждые три года. Также отдельным поводом для проверки может стать начало ведения организацией новых видов деятельности (к примеру, фирма начинает торговать алкогольной продукцией).

Исключение составляют организации социальной, образовательной сфер и сферы здравоохранения, которые проверяются гораздо чаще.

Роспотребнадзор может проверить общество и во внеплановом порядке (например, по жалобе гражданина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, истечения срока на устранение организацией нарушений, выявленных ранее).

О проведении плановой проверки надзорный орган обязан уведомить проверяемого за три дня до начала проверки, о внеплановой – за 24 часа. С 23 января 2015 года организации, занимающиеся продажей продуктов питания или оказывающие услуги общественного питания, о проведении внеплановой проверки не уведомляются (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок»).

Это значит, что по жалобе потребителя на нарушение его прав проверяющий из Роспотребнадзора может выехать в течение 24 часов.

Сама проверка не может длиться более 20 рабочих дней (в исключительных случаях этот срок может быть продлен).

В ходе проверки проверяющий производит внешний осмотр объекта, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, анализирует документы организации, проводит различные исследования испытания, экспертизы (например, исследование продукции).

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из Роспотребнадзора в вашем офисе:

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки.
  • Внимательно изучите приказ (распоряжение), а именно каковы цели, задачи, предмет проверки, срок проведения проверки, перечень мероприятий по контролю, список документов, которые требуются от проверяемого.
  • Воспользуйтесь журналом проверок (журнал учета контрольных мероприятий должен быть в каждой организации) и внесите в него данные о проводимой проверке, обязательно предоставьте его проводящему для простановки подписи.
  • По окончании контрольных мероприятий ознакомьтесь с актом проверки, особенно с ее результатами и выявленными нарушениями.

Проверяющий не имеет права:

  • проверять выполнение требований, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Роспотребнадзора;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки;
  • проводить отбор образцов (пробы) продукции для проведения их исследований без оформления соответствующего акта отбора;
  • отбирать образцы (пробы) продукции в количестве, превышающем установленные нормы;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, составляющую охраняемую законом тайну;
  • превышать сроки проведения мероприятий по контролю.

Руководитель организации, в отношении которой проводится проверка, имеет право:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с ним;
  • обжаловать действия проверяющих.

Последствия проверки

По итогам проверки организация получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки).

Также вы можете получить протокол об административном правонарушении, если таковое будет выявлено, например, в случае следующих нарушений.

  • Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
  • Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям закона.
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.
  • Неприменение контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка ее регистрации и применения.
  • Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
  • Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
  • Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

В результате Вы можете быть подвергнуты административному штрафу или наказанию в виде приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией товаров, не соответствующих требованиям, предъявляемым законом. Размер штрафов за подобные нарушения может достигать 500 тыс. рублей (статьи 6.3, 14.4, 14.5, 14.7, 14.8 КоАП РФ).

Обжаловать привлечение к административной ответственности можно в течение 10 календарных дней с момента получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Акт Роспотребнадзора обжалуется в порядке главы 22 КАС РФ в течение трех месяцев с момента получения копии предписаний государственного органа.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой ФНС России, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры, читайте в моей предыдущей авторской колонке.

Проверка Роспотребнадзора: что следует знать

С проверкой Роспотребнадзора может столкнуться любой предприниматель, поэтому очень важно быть готовым и к плановым, и к незапланированным проверкам. Эксперты рассказали Контур.Журналу, как правильно подготовиться к визиту контролеров, какие документы нужно иметь под рукой и как отстоять свои права, если вы не согласны с решением проверяющей комиссии.

Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»

С проверкой Роспотребнадзора могут столкнуться любые организации. Это ведомство может осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, выдавать санитарно-эпидемиологические заключения, проводить социально-гигиенический мониторинг, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацией работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведением учета и другие функции.

Исходя из нашей практики, чаще всего проверяют компании, оказывающие населению бытовые услуги, услуги по производству и продаже лекарств, товаров продовольственного и промышленного назначения, а также работающие в сфере общественного питания.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Органы обязаны известить предпринимателя о планируемой проверке как минимум за три дня до ее начала. Если проверка внеплановая, то Роспотребнадзор все равно должен согласовать ее проведение с прокуратурой и предупредить вас не позже, чем за сутки.

Исключение составляют случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан и другие экстренные ситуации, представляющие угрозу жизни и здоровью людей, флоре и фауне, объектам, имеющим историческую ценность, или безопасности страны. Например, при массовом отравлении людей органы Роспотребнадзора могут проверить не только виновную организацию, но и другие, занимающиеся аналогичной деятельностью.

Смотрите так же:  Заполнить квитанцию госпошлина открытие ип

Самая главная подготовка — это знание своих прав и обязанностей и прав и обязанностей проверяющих. Именно поэтому необходимо проводить обучение всего коллектива правильному поведению во время проверок любых контрольных органов. К примеру, мы регулярно проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. Это необходимо для того, чтобы проверка не тормозила работу предприятия, а также для того, чтобы сотрудники проверяемой организации по незнанию не препятствовали проведению проверки.

Сложно сказать, какие именно документы могут вам понадобиться, все зависит от целей проверки Роспотребнадзора. Важно помнить, что инспекторы не имеют право забирать оригиналы документов, только копии.

Как правило, контролеры проверяют наличие:

  • вывески в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • уголков потребителей (пациентов, клиентов);
  • правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя;
  • информации о производителе и поставщике товара;
  • свидетельства о праве собственности на помещение или договор на аренду;
  • договоров на вывоз мусора, проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
  • устава организации;
  • свидетельства о присвоении ИНН;
  • журналов учета проверок санитарного состояния;
  • экспертных заключений.

Также сотрудники Роспотребнадзора могут проверить:

  • качество товаров и предоставляемых услуг;
  • метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов;
  • вентиляцию и освещение;
  • оснащение холодильного оборудования.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении. По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Проверяемое юридическое лицо или предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Лучше всего фиксировать всю проверку на видеокамеру, а также на бумаге фиксировать нарушения, которые допускают проверяющие.

Важно также помнить, что у предпринимателей есть право привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ или своего адвоката.

Например, мы присутствовали на проверке Роспотребнадзора, в ходе которой инспектор превысил полномочия и требовал документы, которые не являлись объектами проверки и никак к ним не относились. В результате были составлены возражения в письменной форме и поданы в течение 15 дней после получения акта. К возражениям мы приложили документы, подтверждающие обоснованность наших возражений, а также видеозапись и объяснения руководителя предприятия о нарушении его прав должностным лицом Роспотребнадзора. После рассмотрения возражений результаты проверки были отменены, а действия сотрудника ведомства признаны незаконными.

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий — более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — более 15 часов.

Роспотребнадзор может привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения, штрафа и приостановления деятельности на определенный срок.

Штрафы, выписываемые Роспотребнадзором, составляют от 50 000 до 500 000 руб., в зависимости от нарушения. Однако надо помнить, что если речь идет об угрозе распространения инфекционных заболеваний, то это грозит не только штрафом, но и лишением свободы после рассмотрения дела судом.

Подготовьтесь к предстоящей проверке, чтобы избежать штрафов

Ольга Косец, президент МОО защиты и поддержки малого и среднего бизнеса «Деловые люди», директор швейного производства «Софиано»

Согласно Федеральному закону РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», проверки бывают плановые и внеплановые по жалобам потребителей. С реестром плановых проверок можно ознакомиться на сайте прокуратуры, а потом подготовить соответствующие документы и привести их в порядок заранее в соответствии с требованием законодательства. С внеплановыми все гораздо сложнее: зачастую нарваться на такую проверку можно по своей же вине. Количество жалоб с каждым годом увеличивается, это связано с гражданской активностью населения и понятным желанием отстоять свои права любой ценой. Большинство жалоб вызвано человеческим фактором — с такими проблемами бизнес в состоянии разобраться самостоятельно.

Например, мне часто поступают жалобы от жителей многоквартирных домов на шум из магазинов, расположенных на первом этаже. Не реагировать нельзя. Я советую предпринимателям в таких случаях «включать мозги», ведь прав будет потребитель. Такой конфликт не стоит потраченного времени и денег. Иногда достаточно не включать кондиционер по ночам, улыбнуться владельцу квартиры над вашим магазином и подарить ему дисконтную карту.

После жалобы потребителя к вам приедет проверяющая комиссия. В зависимости от жалобы в составе комиссии могут быть представители Роспотребнадзора, прокуратуры, ОБЭПа, Ростехнадзора, Пожнадзора, ФМС, трудовой комиссии и даже полиции. Представители всех этих служб обязательно должны предъявить удостоверения и распоряжение или постановление, на основании которого они приехали с проверкой.

Для начала выясните причину, затем предъявите документы по требованию. Если каких-то документов не хватает, вам предложат привезти их в отдел, который курирует эту проверку. Помните, что штрафы на физическое лицо начинаются с нескольких десятков тысяч рублей, на юридическое и должностное — с нескольких сотен тысяч. Если нарушения влекут за собой угрозу жизни или здоровью людей, то штрафы могут достигать несколько миллионов.

К сожалению, в соответствии с действующим законодательством у нас сразу же включаются карательные меры и не выносятся предупреждения. Этот вопрос как раз обсуждается на разных дискуссионных площадках, вероятно, что он будет в скором времени решен в пользу бизнеса. Если предприниматель не согласен с результатами проверки, стоит обратиться за поддержкой в общественные организации или в торгово-промышленную палату, но при этом помнить, что они имеют право заниматься только медиацией. Если на этом уровне не разрешается спор с надзорными органами, то далее по возрастающей — прокуратура и омбудсмены разных уровней, а в конце — суд, где разбирательства порой длятся годами, что с экономической точки зрения абсолютно точно невыгодно ни государству, ни бизнесу.

Кто Вас может проверить?

Органы внутренних дел (ОВД)

Полномочия по контролю над деятельностью предприятий со стороны МВД РФ определены в федеральном законе № 1026-1 (от 18.04.1991 г.) «О милиции».

Милиция, в соответствии с поставленными перед ней задачами, обязана: предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению; принимать меры к устранению данных обстоятельств; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных указанным законом.

В соответствии со статьей 11 ФЗ «О милиции» для выполнения возложенных на нее обязанностей сотрудникам милиции предоставляется право:

  • проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
  • вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;
  • осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;
  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;
  • входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
  • осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам;
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации;
  • участвовать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в налоговых проверках по запросам налоговых органов;
  • в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну;

Но пользоваться данными правами сотрудник милиции может только при исполнении своих обязанностей в пределах своей компетенции и в соответствии с занимаемой должностью.

Проведение плановых и внеплановых проверок не может производиться по личному усмотрению сотрудников милиции, а должно быть обусловлено достаточными данными об имеющихся правонарушениях (жалобы и заявления граждан, материалы оперативно – розыскной деятельности, непосредственное обнаружение сотрудниками милиции признаков правонарушения или преступления). В противном случае, вторжение в помещение, в котором осуществляется производственная, коммерческая или иная деятельность, может привести к существенному нарушению прав и свобод, гарантированных законодательством. Поэтому предпринимателю необходимо в вежливой форме выяснить, на каком основании производится проверка.

При осуществлении контроля в сфере потребительского рынка, в том числе при проверке конкретных фактов правонарушений, сотрудник милиции должен официально представиться лицу, нарушившему правила торговли (продавцу) и предложить ему пригласить представителя администрации (если таковой имеется). С началом проверки торговая деятельность проверяемого предприятия прекращается.

В торговых предприятиях может вестись контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация предприятия обязана оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверок и принимать меры к устранению недостатков и нарушений. О принятых мерах администрация сообщает контролирующему органу.

Особое внимание при проверке соблюдения правил торговли обращается на наличие и достоверность следующих документов:

  1. на право осуществления торговых операций (копий регистрационного свидетельства, разрешения на торговлю, патента, уставных документов);
  2. копий лицензий на реализацию лицензионных товаров, облагаемых акцизами;
  3. документов, подтверждающих безопасность и качество товара (сертификаты соответствия, заключения санэпидемслужбы, заключение госпожнадзора о пригодности помещения к эксплуатации);
  4. внутренних приходных документов;
  5. ценников на реализуемые товары;
  6. санитарных книжек продавцов (если осуществляется торговля пищевыми продуктами, парфюмерной косметикой, гигиеническими товарами);
  7. кассовой книги;
  8. книг отзывов и предложений;
  9. книг учета доходов и расходов.

Производится также внешний осмотр товаров для определения соответствия их сроку годности, проверяется состояние весоизмерительных и других контрольных приборов (клеймение гирь, целостность пломб), санитарное состояние объекта торговли.

Сотрудники милиции (в частности отдела по борьбе с экономическими преступлениями) имеют право проверять кассу (если отсутствует кассовый аппарат, производить подсчет и фиксацию наличных денег, находящихся в кассе). Об этом составляется акт, в котором отражается (покупюрно) сумма денег, находящихся в кассе. Изымается контрольно-кассовая лента, на которой материально ответственное лицо ставит (в начале и конце ленты) свою подпись. Сумма контрольных оттисков сличается с суммой наличных денег, что фиксируется в акте. К акту проверки торгового предприятия прилагаются погашенные кассовые чеки (упакованные в опечатанный полиэтиленовый пакет).

Вместе с тем следует учитывать и изменения, внесенные в ФЗ «О милиции» и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» федеральным законом №293-ФЗ от 26.12.2008 г.

Теперь без решения о проведении совместной с органами внутренних дел проверки либо без судебного решения (что допускалось раньше по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел) нельзя:

  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
  • производить досмотр транспортных средств;
  • изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
  • изымать отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
  • требовать обязательного проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы

Также теперь должностное лицо, изъявшее документы (или иные имеющие значение предметы) обязано составлять соответствующий протокол и, в соответствии с общим теперь правилом, выдавать заверенную копию изъятых документов.

(С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»)

Таможенные органы

Полномочия Федеральной таможенной службы по контролю определены в Таможенном кодексе РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

Согласно ст. 366 Таможенного кодекса, таможенный контроль осуществляется в следующих формах:

  1. проверка документов и сведений;
  2. устный опрос;
  3. получение пояснений;
  4. таможенное наблюдение;
  5. таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
  6. таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
  7. личный досмотр;
  8. проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  9. осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
  10. таможенная ревизия.

При выборе формтаможенного контроля используется система управления рисками, утвержденная приказом ГТК РФ № 1069 (от 26.09.2003).

Для целей проведения таможенного контроля создаются зоны таможенного контроля. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с настоящим Кодексом. Они могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными.

Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики обязаны представлять для таможенного контроля в таможенные органы документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений.

Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков.

В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, — также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.

Смотрите так же:  Договор на профосмотр сотрудников

Таможенные органы вправе получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля.

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции.

Налоговые органы

Порядок осуществления налогового контроля регламентируется главой 14 Налогового кодекса РФ. Этот контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством камеральные и выездных проверок (в том числе выездных проверок с участием органов внутренних дел).

Основной проверяющий орган — Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Вместе с тем налоговые проверки в целом или проверки отдельных аспектов налоговых взаимоотношений (контрольные действия) имеют право проводить Счетная палата, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Банк России.

Предметом проверок выступают различные проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и т.д.

При проведении налоговых проверок широко используются следующие методы (процессуальные действия):

  • получение объяснений налогоплательщиков;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
  • истребование документов;
  • выемка документов и предметов;
  • привлечение специалистов, экспертов, переводчиков, понятых и свидетелей;
  • инвентаризация имущества.

Вместе с тем налоговые органы обязаны осуществлять и ряд других контрольных действий и проверок, прямо не связанных с законодательством о налогах и сборах:

  • осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • проводить проверки в сферах производства и оборота алкогольной и табачной продукции;
  • проводить проверки соблюдения законодательства о контрольно-кассовой технике;
  • проводить проверки соблюдения законодательства о банкротстве и др.

Совокупность этих проверок составляет в самом широком смысле понятие проверок, проводимых налоговыми органами.

Большие права имеют налоговые органы при проведении контрольной деятельности: применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований.

Налоговые органы имеют право:

  • требовать от плательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты;
  • проводить налоговые проверки;
  • производить выемку документов при проведении проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • вызывать на основании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой;
  • приостанавливать операции по счетам плательщика в банках и налагать арест на его имущество;
  • осматривать любые используемые плательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов обложения помещения и территории, проводить инвентаризацию его имущества;
  • определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  • требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений;
  • взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;
  • требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать свидетелей;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий;
  • направлять материалы в органы внутренних дел в течение 10 дней для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога плательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт налогового преступления.

Вместе с тем при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Согласно пп. 5.3 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 401 от 30.07.2004 г., Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор в том числе в следующих областях :

  1. За соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  2. За соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);
  3. За соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ.

Согласно п. 6 указанного Положения , Ростехнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  2. проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
  3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  4. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности определяются в федеральном законе № 69-ФЗ (от 21.12. 1994 г.) «О пожарной безопасности», регулирующем отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ст. 6 указанного закона, органы государственного пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право в том числе:

  • организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
  • проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
  • входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
  • давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
  • производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
  • вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
  • налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» определены основные права и руководителей организаций в области пожарной безопасности.

Руководители организаций имеют право:

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
  • вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
  • устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организаций обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать деятельности добровольных пожарных;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Роспотребнадзор

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзоре), утвержденному Постановлением Правительства РФ № 322 (от 30.06.2004 г.), указанная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с п. 5 указанного Положения Роспотребнадзор осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

  • государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
  • государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
  • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

2) осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

3) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

Согласно п. 6 указанного Положения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

4) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Стоит отметить, что в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32 должностным лицам Службы запрещается осуществление «контрольной покупки», поскольку она не включена в перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Россельхознадзор

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзоре), утвержденному Постановлением Правительства РФ № 327 от 30.06.2004г. , указанная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с п. 5 указанного Положения Россельхознадзор осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет надзор:

  • в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности;
  • за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами;
  • за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, на всех стадиях производства и обращения;
  • государственный пожарный надзор в лесах

2) осуществляет государственный контроль:

  • за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна в государственный резерв, при его хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
  • за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации;
  • за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами;
  • за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов, в том числе;
  • государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • принимает решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений;
Смотрите так же:  Повышение тарифа по осаго 2019

3) выдает:

  • лицензии на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
  • разрешения на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты;
  • разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции;
  • удостоверения на право охоты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 указанного Положения, Россельхознадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.

Трудовая инспекция

В соответствии со ст. ст. 353, 354 , 356 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями-работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 , и другими нормами законодательства.

В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)», которым установлены особые правила при проведении проверок.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (ст. ст. 366, 367 и 369 ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ростехнадзор может проверять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях промышленной деятельности, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Тогда как государственная инспекция труда может проверять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.

Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. N 81 и ст. 356 ТК РФ.

К полномочиям трудовой инспекции помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства относятся:

— анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;

— рассмотрение дел об административных правонарушениях;

— принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования,

а также полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357 ТК РФ отнесены:

— посещать для проведения инспекции организации, работодателей — физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца;

— запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;

— при наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;

— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т.д.;

— запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия;

— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы;

— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

Сложилось мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. Роструду предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Плановые проверки по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях проверки выполнения работодателями обязательных требований.

В отношении одной организации (индивидуального предпринимателя) любым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства — не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки могут проводиться в отдельных случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ. Например, проверка будет проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.

При проведении проверок работодатель имеет право знать, кто именно на него пожаловался, в случае если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Чтобы убедиться в обоснованности и законности прихода трудового инспектора, необходимо проверить служебное удостоверение лица, уполномоченного совершать проверку, а также распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно должны быть указаны следующие сведения:

— номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;

— наименование контролирующего органа;

— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

— наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

— цели, задачи и предмет проводимой проверки;

— правовые основания проведения проверки;

— даты начала и окончания проверки.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со служебным удостоверением пришедшего с проверкой лица. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет полное право отказать инспектору в проведении проверки (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).

Кроме того, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов. Мероприятие по контролю может проводить только то должностное лицо (или лица), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, когда необходимы специальные исследования, срок инспекции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такого рода предложение должно исходить только от должностного лица, осуществляющего инспекцию, от руководителя органа государственного контроля или его заместителя.

Запрос из трудовой инспекции о представлении пакета документов должен быть мотивированным. Вместе с ним работодателю должна поступить копия распоряжения о проведении проверки трудовой инспекцией. Это важный момент, поскольку в случае отсутствия распоряжения проверка не может считаться законной. Следовательно, при отсутствии копии приказа (распоряжения) представлять запрашиваемые документы нет необходимости.

В данной ситуации работодатель может либо проигнорировать запрос, либо попросить подтвердить его законность путем направления копии распоряжения о проверке. При этом запросить подтверждение законности проверки можно по телефону или по почте. Вести переписку предпочтительнее, поскольку в случае возникновения судебного спора будет легче отстоять свою позицию. К тому же, если не отвечать на запрос трудовой инспекции, можно спровоцировать проведение выездной проверки.

Работодатель представляет документы. При соблюдении всех формальностей, работодатель обязан представить инспекторам копии документов в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса.

Оформление результатов проверки

Акт проверки. По результатам проверки, как и прежде, инспекторы обязаны составить акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя. Этот документ имеет типовую форму, которой обязаны придерживаться все контролеры независимо от их ведомственной принадлежности. Акт утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Акт составляют в двух экземплярах в последний день проверки и заполняют в соответствии с требованиями ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Однако инспекторы могут это сделать и на три рабочих дня позже, если для оформления документа нужно получить заключение о проведенных испытаниях или исследованиях (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). К акту могут быть приложены протоколы отбора образцов продукции, проб обследования окружающей среды, испытаний, экспертиз, объяснения работников, ответственных за выполнение обязательных требований трудового законодательства.

Один экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку. Исходя из практики, отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.

Предписание. Положения ст. 17 Закона N 294-ФЗ обязывают контролеров, обнаруживших какие-либо нарушения трудового законодательства, выдать предписание об их устранении и принять меры по контролю его исполнения. В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить. При этом законом запрещено вносить в предписание требование о проведении мероприятий по контролю за счет работодателя.

За нарушение срока выполнения предписания организация может быть оштрафована на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а руководитель — от 1000 до 2000 руб. Причем руководителя могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет. Это значит, что в течение этого срока он не сможет занимать руководящие должности. Такие санкции установлены в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал учета проверок. В ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ на работодателей возложена обязанность вести журнал учета проверок. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Правда, никакой ответственности за его отсутствие не предусмотрено. Инспекторы лишь сделают в акте проверки запись об этом. Однако игнорировать ведение журнала не стоит — он является дополнительной гарантией законности проверки. В нем инспекторы, проводившие проверку, должны сделать записи о ее сроках, объеме и целях, а также указать реквизиты распоряжения, на основании которого проводилось мероприятие, выявленные при этом нарушения и выданные предписания.

Ответственность
Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей и должностных лиц согласно ч. 1 указанной статьи составляет от 1000 до 5000 руб., для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.

Если в ходе проверки выявлены такие нарушения, в результате которых возникла непосредственная угроза жизни и здоровью людей, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций, контролеры могут принять меры, направленные на недопущение возникновения таких ситуаций, вплоть до временного запрета деятельности субъекта проверки. Срок такого запрета согласно требованиям ст. 27.17 КоАП РФ составляет не более пяти суток до момента принятия решения суда, который может либо приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток, либо отказать контролирующему органу в удовлетворении его ходатайства о приостановлении работы.

Если руководитель организации совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет на основании ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ , и в этот период он не имеет права занимать руководящие должности.

Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.

Другие публикации:

  • Жалоба в прокуратуру о бездействии должностных лиц образец Жалоба на бездействие прокуратуры При наличии претензий к деятельности прокурорских работников оформляется жалоба на бездействие прокуратуры. Жалоба на бездействие прокуратуры не обязательна до подготовки и подачи административного иска. […]
  • Порядок заполнения рсв-1 раздел 21 Образец заполнения формы РСВ-1 в 2018 году Управление взносами вернулось к Федеральной налоговой службе после семилетнего контроля за ними Пенсионным фондом и ФСС. ФСС и теперь принимает отчетность по своей части взносов, однако в […]
  • Как выплачивается компенсация морального вреда Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер компенсации определяет суд. Для этого он принимает […]
  • Уход за проживание спб Уход за пожилыми с проживанием Программа «Уход 24 часа» специально разработана для тех, кто хочет обеспечить постоянную помощь и поддержку заболевшему родственнику в привычной для него домашней обстановке. Она включает круглосуточный […]
  • Образец приказа о назначении инвентаризационной комиссии Приказ о создании инвентаризационной комиссии Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ о создании инвентаризационной комиссии (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные […]
  • Договор найма жилого помещения форум тема съёма квартиры vin_o_n: Год назад я заключила договор арены квартиры. Наступает срок продления договора аренды (24 июня). … А почему договор аренды…? ЖК РФСтатья 30. Права и обязанности собственника жилого помещения2. Собственник […]
Кто имеет право проверять магазин продуктов