Оглавление:

Переход налоговых органов на автоматизированную информационную систему нового поколения АИС «Налог-3»

ФНС России поставила перед собой задачу создания новой автоматизированной системы налогового контроля, в которой все данные хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Внедрение АИС «Налог-3» — автоматизированной информационной системы нового поколения — глобальная задача ФНС России на современном этапе развития налогового администрирования.

Создание единой централизованной системы хранения и обработки информации представляет собой полноценное решение вопроса, связанного с обеспечением эффективного, достоверного и повсеместного налогового контроля на всей территории России.

Поскольку сегодня акцент делается на формировании клиентоориентированного подхода к взаимодействию с налогоплательщиками, потребовалась смена стратегических установок, технологий, кадровой политики и корпоративного стиля ФНС России.

Современное общество — информационное. Процесс компьютеризации предоставляет огромному числу людей возможность доступа к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы и экономит время.

Развитие различного рода систем на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационных технологий и телекоммуникационной связи позволяет все больший объем государственных услуг переводить в электронный вид.

Уже сегодня мы — налогоплательщики вместо похода в налоговую инспекцию предпочитаем получать необходимую информацию, зайдя на официальный сайт ФНС России или в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или просто позвонив в контактный колл-центр.

В ближайшем будущем, в связи в том числе с внедрением АИС «Налог-3», мы сможем воспользоваться более полным спектром электронных услуг.

Преимущества новой автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3»

    Преимущества новой автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» с точки зрения представителей налоговых органов:
  • исключение дублирования информации, а значит, противоречивости данных: вся работа по налоговому контролю за налогоплательщиками ведется с всегда актуальной и целостной информацией;
  • исключается передача сведений между уровнями (местным, региональным, федеральным) и межинспекционный обмен данными:
  • любые изменения в данных доступны всем налоговым органам незамедлительно;
  • всеми налоговыми инспекторами используется единая централизованная нормативно-справочная информация;
  • автоматизация процедур налогового контроля: значительное сокращение объема ручных операций и, как следствие, существенное повышение аналитического, т.е. предметно-содержательного уровня контроля эффективности деятельности налоговых органов.
    Преимущества новой автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» для налогоплательщиков тоже очевидны:
  • дальнейшее развитие электронных сервисов личного кабинета налогоплательщика еще более повысит уровень удобства, комфортности и оперативности во взаимодействии с налоговым органом;
  • максимальное снижение практически до нуля количества личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов.

Основная площадка для централизованного функционирования АИС «Налог-3» федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне, резервная площадка — московский ЦОД.

Программное обеспечение для АИС «Налог-3» на федеральном уровне использует серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition и Oracle Database 12c Enterprise Edition, Microsoft SQL Server 2005 и 2008, ОС Solaris 10, AIX 7.1, MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64 и серверы приложений Apache Tomcat 7.0.23 (с установленными средствами криптозащиты «Криптопро JCP»).

Только три страны мира до сегодняшнего дня – США, Великобритания и Сингапур – имели столь крупные центры обработки финансовых данных налогоплательщиков. Теперь к ним присоединилась и Россия

Налоговые инспекторы получают полную базу данных по всем видам налогов, которые начислены и уплачены физическими и юридическими лицами. Когда вся информация доступна в одном месте, то можно сэкономить на камеральных и выездных проверках.

Налоговый контроль в цифрах и перспективах 2018 года

Налоговый контроль в цифрах

Согласно данным ФНС, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн. рублей, что на 2,9 трлн. рублей больше, чем в 2016 году. Драйверами роста стали налог на прибыль +18,8% (плюс 3,3 трлн. руб.) и НДС +15,5% (прирост на 3,1 трлн. руб.). Эти цифры однозначно говорят о развитии налогового контроля.

Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году было обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. И это у них отлично получилось! По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн. рублей, что на 9,1% больше 2016 года (плюс 483 млрд. руб.). При этом передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к списанию суммы с расчетных счетов, блокировке счета за неуплату страховых взносов.

28 февраля 2018 года Глава ФНС Михаил Мишустин на заседании расширенной коллегии ФНС России заявил, что именно синергетический эффект от внедрения современных цифровых технологий в налоговое администрирование позволил добиться таких рекордных результатов.

Создаваемая фискальным органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволяют ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с гигантским массивом данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.

Внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы.

Положительный для налогового органа эффект от внедрения новых технологий, изменения налогового законодательства, поддержки правоохранительных и судебных органов, как говорится, на лицо. В отчетах о результатах работы налоговых органов за 2017 год, опубликованных на официальном сайте ФНС много любопытных цифр, с которыми следует ознакомиться.

Так, 98% выездных проверок в 2017 году в России закончились выявлением нарушений!

На 40% выросла эффективность выездной проверки в России по сравнению с 2016 годом.

На 73% выросли минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку в России за последние 3 года. По итогам 2017 года это уже 16,4 млн. руб.

При этом средняя сумма доначислений по Москве и Санкт-Петербургу составила более 55 млн. руб. за одну выездную налоговую проверку.

На 75 % в 2017 году в России увеличилось количество камеральных проверок.

На 32 % увеличились поступления в бюджет в результате принудительного взыскания по России (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).

Как видим, налоговому органу есть чем похвастать — доначисления по результатам проверок продолжают расти, при этом любая выездная проверка является результативной.

Кстати, руководитель ФНС отметил снижение количества судебных налоговых споров — в 2017 году по сравнению с 2013 годом количество снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 году более, чем на 9 %. В чем же дело? У налогоплательщиков пропало желание спорить или инспекция теперь всегда права? Справедливости ради следует отметить, что разрешение налоговых споров превращается в тяжкий труд с очень редкими проблесками для компаний.

Многие эксперты на сегодняшний день отмечают, что налоговый спор лучше вовсе не доводить до суда, так как сейчас шансов убедить налоговый орган в своей позиции во время административных процедур гораздо выше, чем сделать то же самое в арбитражном суде. Увы, но это факт, позиция судов достаточно профискальна! И в подтверждение данного вывода очередная цифра — 82,8% судебных споров заканчивается победой налоговых органов.

Знаковые тренды фискального контроля 2017

Напомним основные новшества в сфере контрольных процедур, внедренные ФНС в 2017 году, которые непосредственно повлияют на работу налогоплательщиков в 2018 году и оценку налоговых рисков:

1. Налогоплательщики были распределены по категориям риска на 3 группы: с высоким риском, средним и низким.

2. Полностью автоматизирован документооборот по контролю НДС, который сейчас является эталоном для тиражирования на другие налоги;

3. В НК РФ появилась новая статья 54.1, посвященная необоснованной налоговой выгоде. Законодатель указывает на недопустимость искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу (умысел в совершении налогового правонарушения). Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (деловая цель сделки).

Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону (реальность сделки).

4. Активно используется возможность взыскания налогового долга компании с взаимозависимых юридических и физических лиц (ст. 45 НК РФ). Собственники, руководители и иные контролирующие лица привлекаются к субсидиарной, уголовной ответственности из-за долгов компании по налогам (ст. 61.10 Закона о банкротстве, ст. 199 УК РФ). Теперь возможно возмещение убытков с должностного лица компании по налоговым долгам без обвинительного приговора (ст. 1064 ГК РФ).

Перспективы 2018 года

Одна из основных задач ФНС на ближайшую перспективу — интеграция систем АСК НДС, ККТ и Маркировка чтобы обеспечить транспарентность, т.е. прозрачность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.

22 февраля 2018 г. депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Смотрите так же:  Недостоверная информация закон о защите прав потребителя

Законопроект отменяет обязательные проверки раз в три года и переориентирует контролеров на нарушителей. Сокращение числа проверок достигается за счет риск-ориентированного подхода. Контроль рисков не только увеличивает сроки между проверками, но и освобождает от проверок тех, кому присвоена низкая категория риска. Такую возможность бизнес получит в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок. Также предполагается, что новая система мотивации и оценки результативности будет поощрять открытость и лояльность контролеров к законопослушному бизнесу.

Кстати, риск-ориентированный подход, который будет утвержден на уровне закона в 2018 году, на практике он внедряется уже несколько лет. Особенно много делается для автоматизации поиска рисков.

В 2018 году налоговые органы продолжат автоматизацию контроля и совершенствование методологии проверок с учетом новых инструментов. Это, по сути, означает реформу налогового контроля. Утвержденный План деятельности ФНС России на 2018 год предусматривает решение следующих задач:

1. Создание единого механизма таможенного и налогового администрирования. Единая система поможет отследить «всю цепочку прохождения товаров — от нахождения на границе до конкретных потребителей». В мае новое правительство может рассмотреть вопрос объединение ФНС и ФТС в одну службу.

2. Совершенствование АИС «Налог-3». Предполагается доработать программное обеспечение системы управления рисками до использования при назначении плановых налоговых проверок. Долю плановых проверок, назначенных с помощью новой системы, довести до 30%.

3. Ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения для анализа транзакций и связей налогоплательщиков, а также выявления типовых схем уклонения от налогообложения. Завершение этой грандиозной задачи придется уже на 2019 год.

Уже сейчас ФНС имеет доступ ко всем платежам, которые проходят через РКЦ Центрального банка. После интеграции данных налоговой с данными онлайн-ККТ уже в этом году ФНС будет полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России.

Автоматический анализ взаимосвязей инспекторы применяют для поиска доказательств недобросовестных согласованных действий. Алгоритмы контроля будут сопоставлять законные и незаконные связи: учредители, руководители и признаки, которые могут говорить о скрываемом взаимодействии и о какой-то подконтрольности (общий сайт или IP адреса, общее местонахождение и т.п.).

В полном соответствии с требованиями к цифровой трансформации государственного контроля камеральная налоговая проверка идет к полному бесконтактному общению с налогоплательщиком. Контрольные соотношения по всем налоговым декларациям будут исключительно математические. Все, что «на подумать», будет передано аналитическим отделам и на выездную проверку.

Подробнее о новшествах в выездных проверках см. видео:

Как избежать налоговых претензий. Правила выживания

Инспекторы всегда искали слабые места в налоговом планировании компаний. Болевые точки от года к году меняются, появляются своеобразные тренды в налоговом контроле.

Уходят в прошлое плановые выездные проверки — высокую собираемость налогов обеспечивает автоматизированный контроль.

Основной источник данных ФНС сегодня — автоматизированная система АИС «Налог-3». База общефедеральная, единая и в свободном доступе у всех налоговых инспекций практически в онлайн-режиме.

Система состоит из блоков. Одной из первых появилась подсистема госрегистрации компаний и предпринимателей. Все документы, которые налогоплательщики представляют в регистрирующие органы, в нее заносят в отсканированном виде. Не важно, в каком регионе юридический адрес компании — регистрационное дело может посмотреть любой налоговый инспектор.

Еще одна часть АИС Налог-3 — подсистема АСК НДС2, программный комплекс для контроля за уплатой НДС. Она постоянно обновляется. Например, сейчас, если программа выявляет расхождения по счетам-фактурам, она теперь сама без участия инспектора запрашивает банковскую выписку.

Новую подсистему контроля за расчетами ввели недавно. Доступ к банковским выпискам есть у всех налоговых инспекций на территории России, не важно по запросу какой инспекции банк ее представил. Эта подсистема неразрывно связана с АСК НДС-2.

Кроме того, некоторые операторы электронного документооборота предоставляют инспекциям свободный доступ к сведениям об IP-адресах. То есть налоговикам даже не требуется направлять им запрос. По IP-адресам инспекторы могут выявить взаимозависимость компаний и возможные схемы.

Кроме информации налоговой службы и банков, в планах автоматизировать данные таможенной службы и правоохранительных органов. В 2019 года планирует начать работу система отслеживания импортных товаров на территории государств-членов ЕАЭС Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия).

Итак, какие же претензии налоговики сегодня предъявляют чаще всего? Что труднее оспорить бизнесу?

Как видите, лидируют обвинения в дроблении и связях с однодневками.

Риск столкнуться с излишними доначислениями налогов при дроблении бизнеса сегодня действительно крайне высок. А использование спецрежимов в структуре группы автоматически обеспечивает повышенное недоверие и налоговый контроль.

Цель такого контроля — выявить признаки формального разделения бизнеса на мелкие компании с целью создания искусственных условий для применения спецрежимов.

Если признаки незаконной схемы найдены, контролеры суммируют доходы по всей группе и автоматически доначисляют налоги по общему режиму налогообложения, как если бы компании изначально его использовали.

Какие аргументы использовать добросовестным налогоплательщикам для защиты разделения своего бизнеса?

Первое, чем должен руководствоваться бизнес — это деловая цель. Убедительная деловая цель — самый мощный аргумент в налоговом споре.

Дробление бизнеса, обусловленное разумными экономическими причинами, не связанными с экономией налогов, допустимо. Такой вывод был сделан Высшим арбитражным судом в 2013 и взят за основу арбитражной практики сегодня.

Ключевыми с точки зрения деловой цели являются принципы экономической эффективности, территориального разделения или защиты собственности.

Компании могут быть разделены:

— по региональному признаку,

— видам деятельности (производство, торговля)

— видам покупателей (опт, розница).

— серьезным обоснованием будет деление бизнеса с целью его защиты в случае потери актива, например отзыва лицензии.

2. Покажите самостоятельность всех участников бизнеса.

Каким бы образом вы не строили бизнес — структуру, разделение должно быть реальным, а компании полностью самостоятельными.

Основные принципы независимости, это:

1) финансовая независимость:

  • основной источник дохода — поступления от собственной коммерческой деятельности;
  • финансирование от дружественных компаний — минимально;
  • все расходы — за счет собственных средств;
  • доход остается внутри и не перечисляется взаимозависимым юрлицам.

2) самостоятельность в принятии управленческих решений:

свой руководитель направленные на свою деятельность управленческие решения.

3) территориальная обособленность:

  • отдельный офис, производственные и складские площади в приоритете;
  • при использовании единого адреса за каждой компанией должно быть закреплено свое помещение с самостоятельной уплатой всех арендных платежей.

4) собственный персонал и материально-техническая база.

5) деловая активность и собственная клиентской базы.

3. Подтвердите факт реальной деятельности и отсутствие пересечений в производственном процессе.

В идеале деятельность компаний должна дополнять друг друга а не разделять единый производственный процесс.

Например, головная компания — это производство, а к нему отдельные юр.лица — торговля, логистика и транспорт, ремонт и обслуживание, управляющая компаний и прочее.

При таком разделении гораздо проще доказать реальность деятельности чем если бизнес структурирован компаниями-клонами, осуществляющими один и тот же вид деятельности и ничем не отличающимися друг от друга. Скажет торговля одним и тем же товаром через 10 оптовиков на УСН.

4. Минимизируйте риски взаимозависимых сделок.

Говоря о дроблении, нельзя не упомянуть внутригрупповые сделки. Они в налоговом планировании применяются довольно часто, но не всегда безопасно.

Лучше если сделки между компаниями группы сведены к минимуму, носят эпизодический, а не постоянный характер.

По тем внутригрупповым сделкам, которые есть, у организации должен существовать полноценный документооборот.

Факт взаимозависимости не должен влиять на цену и условия расчетов между организациями, входящими в группу. Цены должны быть приближены к рынку, условия сотрудничества взаимовыгодными.

Также целесообразно свести к минимуму совместное использование имущества и ресурсов (сайт, единый ключ к системе Банк-клиент).

О реальной обстановке в налоговых органах, или до чего довёл ФНС Михаил Мишустин

Наше издание часто пишет о Михаиле Мишустине – всё-таки федеральная налоговая служба одно из ключевых ведомств в системе гос.управления любого государства. Недавно телеграм-канал «Устинов троллит» опубликовал информацию о том, что якобы по словам злых языков руководство ФНС оплачивает стоп-листы ряду изданий (подробности в канале) – так о чём же именно хотят замолчать в ФНС? Текст получился большой, объёмный, и, самое главное, вдумчивый и рекомендован к внимательному прочтению всем неравнодушным лицам так или иначе связанным с налоговыми органами в России…

О чём не говорят вслух в ФНС

Налоговая служба России – это почти 150 тысяч сотрудников и около 1000 подразделений, расположенные в каждом регионе России. Последние 8 лет ФНС постоянно на слуху: электронная регистрация, сервисная компания, модернизация, открытые сведения, АСК НДС, блокчейн, биг дата, современные программные средства, онлайн кассы, дата-центр в Дубне, облачный «кулак». Если кратко – победы, радость налогоплательщиков, несмолкаемые аплодисменты…

Чем же живут налоговики в регионах, что ждут, о чем мечтают?

Последним их ожиданиям не суждено было сбыться. Мишустин на повышение не ушел. Дело в том, что, начиная с 2016 года руководитель ФНС сидел на чемоданах и ждал «вице-премьерства». Как высказывали мнение ряд источников, Мишустин планировал подсидеть» финансового вице-премьера. Якобы такие слухи распространяло его окружение, сразу после убийства Дениса Вороненкова у руководителя ФНС появилась уверенность в завтрашнем дне… Его ближайшее окружение было уверено, к лету 2018 года повышение точно случится.

Смотрите так же:  Ип налог на площадь

Действительно, живой, эмоциональный (иногда до возбуждения) руководитель, умеющий выступать перед широкой аудиторией, прекрасный пиарщик должен иметь карьерный рост…

Но есть и другой Мишустин (для внутреннего пользования). Его ухода желают из-за отсутствия профессиональных знаний, маскируемого хорошей краткосрочной памятью, из-за неумения работать с кадрами, подобострастным отношением к руководству, хамством и матом в отношении равных себе и подчиненных.

Налоговая служба рассматривается им как место «кормления себя и своих дворовых», как трамплин для будущих карьерных высот. Сотрудники налоговых органов – это инструмент для достижения личных целей. Постоянно требуя от ближайшего окружения новых идей, которые могут понравиться первым лицам страны, Мишустину безразлично как это будет исполняться «на земле». Надо быть сервисной компанией – налоговый инспектор будет работать в субботу; надо протолкнуть онлайн кассы за 50 тысяч рублей – инспекции должны пропагандировать их в местных СМИ и не допускать негатива в адрес ФНС.

Любые публичные выступления Мишустина сопровождаются длительными репетициями не хуже подготовки к Параду Победы, что тоже не вызывает восторга у сотрудников ФНС. Ожидая приема у руководства страны он направляет сотни смс подчиненным, восполняя как отсутствующие знания, так и нежелание погружаться в профессиональную тематику (одни и те же вопросы задаются с разницей в несколько дней).

Конечно, можно возразить – что такого уж необычного в Мишустине?! Сейчас большинство руководителей ведомств такие. Главное, чтобы не мешал работать, платил нормальную зарплату. Москва далеко и высоко, трудись помаленьку…

Но как раз работать сотрудникам налоговых органов не дают.

Информацизация, модернизация и другие умные слова в ФНС

а) Придя в ФНС Мишустин по заведенной им традиции закупил «железо» для территориальных налоговых органов. Но договор на обслуживание этого «железа» был заключен с одной московской компанией. Если в любой инспекции (как в далёком сибирском городке, так и в самой Москве) ломался компьютер, починить его могла только эта компания.

На практике – инспекции (в том числе и столичные) находили местного специалиста для ремонта, оплачивая его услуги «криво». А выбранная ФНС компания только присылала на подпись акты о проведенных работах по техническому обслуживанию, которые само собой не проводились. Вопрос «Куда же ушли деньги?» региональные налоговики не задают. Себе дороже…

Стоит напомнить, что интерес к «кормлению на Айти» у Мишустина появился еще в те времена, когда в гос.службу его лоббировал его «покровитель и близкий партнёр» Борис Фёдоров.

АИС Налог — 2 и 3

На модернизацию программных средств налоговых органов потрачены миллиарды бюджетных средств. Эти информационных системы должны были совершить прорыв в контрольной работе фискалов. Однако, поступления по проверкам нисколько не увеличились по сравнению с 2008-2009 годами, когда в ФНС под руководством Мокрецова курировала контрольный блок Т. Шевцова.

Внедрение АИС Налог-3 для юридических лиц до сих пор не завершено, Мишустин отложил его до лета 2018 года, в надежде, что этот «долгострой» будет доделывать его преемник. Отчитываясь перед Путиным Мишустин откровенно вводил первое лицо в заблуждение…

Для региональных налоговиков перенос срока только в радость. Вся страна испытала на себе ужас ввода в эксплуатацию АИС Налог-3 для физических лиц – бесконечные ошибки в начислениях имущественных налогов. Третий год налоговые инспекции расхлебывают вал жалоб на неправильно исчисленный налог (за давно проданный или никогда не приобретавшийся автомобиль, земельный участок, квартиру). Сколько сил, нервов и средств потратили миллионы россиян, чтобы доказать истину. Всё это лишний раз бьет по авторитету российской власти.

И если 5 лет назад можно было ссылаться на ошибки в базах данных других ведомств (к чему Мишустин активно прибегал и «топил» своих коллег чиновников), то сегодня ошибки выявляются внутри налоговой биг дата. Это последствия сырой и недоработанной АИС Налог-3.

Автоматизированная система контроля НДС (АСК НДС)

Администрирование налога на добавленную стоимость – «ахиллесова пята» налоговых органов. Возмещение НДС из бюджета или принятие его к зачету – наиболее коррупционноемкая процедура среди налоговиков. Решить проблему с НДС пытались многие руководители, начиная с Г. Букаева. По большей части, безуспешно. Однако, Мишустин пошел дальше всех. Он не только крайне формально отнесся к решению данной проблемы, но и смог освоить на этом миллиардный бюджет. Но обо всем по порядку.

В рамках программы совершенствования налогового администрирования было принято решение о разработке программного комплекса АСК НДС и выделены значительные денежные средства. Результатом применения АСК НДС должен был стать значительный рост поступлений налога на добавленную стоимость.

Однако, АСК НДС – это не самостоятельная информационная система, это только лишь поисковая система в базе данных налоговых органов, позволяющая формировать списки компаний, у которых имеются расхождения по сравнению с счет-фактурами их контрагентов (так называемые «разрывы»). Далее каждая налоговая инспекция должна отработать свои «разрывы» — вызвать директора каждой компании, проверить находится ли организация по месту своего нахождения и, в конце концов, убедить подать уточненную декларацию по НДС (без зачета или возврата). Также требуется найти бенефициара каждой мошеннической схемы по НДС (крупный завод, фабрику, комбинат и т.д.) и доначислить ему неуплаченный налог.

Учитывая отсутствие правовой базы (данные АСК НДС не являются доказательством), судебные перспективы по таким доначислениям в 90% случаев будут неблагоприятными для налоговых органов. Это тяжелый, кропотливый и, к сожалению, бесполезный труд. Поскольку значительное количество «разрывов», а также отрицательная судебная практика влияют на рейтинг каждого налогового органа, а следовательно, и на оплату труда, налоговики стараются под надуманным предлогам отказывать в приеме деклараций НДС по проблемным компаниям.

Тем самым, опять создается «узкое горлышко», которое позволяет мошенникам воровать бюджетные средства, а нечистым на руку налоговикам получать незаконное вознаграждение только лишь за прием декларации НДС.

Результат АСК НДС печален – на разработку якобы программного средства потрачены огромные бюджетные средства, а эффективность администрирования НДС стала еще хуже. Вот она – работа Михаила Мишустина на результат!

Кадровая работа Михаила Мишустина

Мишустин, действительно, не умеет работать с кадрами (есть прошлый негативный опыт). В 2010 году он пришел в ФНС с «футбольной» командой близких и лично ему преданных людей, собранных из Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы кадастра недвижимости. Выстраивать отношения с подчиненными без личной преданности он не умеет. Но надо как-то работать. И здесь возникает фигура Игоря Шевченко – главного кадровика ФНС (бывшего прокурора), входящего в ближайший круг Мишустина, его доверенное лицо. Для налоговиков наступает другая жизнь…

Контракт на полгода и на 1 год

С момента образования в 2004 году Федеральной налоговой службы контракты с руководителями региональных управлений заключались на срок до 3 лет. Все остальные сотрудники региональных управлений и инспекций работали на бессрочных контрактах. С приходом Мишустина с помощью Шевченко стали предусмотрены только контракты сроком на 1 год для всего руководящего состава региональных управлений и инспекций (исключение — М. Третьякова из Москвы, Е. Макарова из Подмосковья и некоторые другие близкие и «надежные» люди). Об этих людях читатели телеграм-канала «Устинов троллит» прекрасно знают все подробности… в том числе и об их «схемах» на НДС…

Можно представить сколько ненужной бумажной волокиты появилось у региональных кадровиков. Годичный контракт позволяет Шевченко без объяснения причин, без дисциплинарных взысканий, по своей личной прихоти или корыстной заинтересованности уволить любого из руководителей управлений, их замов, начальников инспекций в связи с истечением срока контракта.

Можно предположить, что это Минфин установил для ФНС годичные сроки контрактов. Но Минфин – крайне консервативное ведомство, и в нём и в Федеральном казначействе контракты с руководящим составом либо бессрочные либо 5-летние. Минфин старается дистанцироваться от кадровой работы ФНС, тем более что Антон Силуанов явно пасует под напором Мишустина. В ФНС даже удивляются тому, что сам Мишустин часто подмечает, что это скорее «Силуанов на подхвате» а не его формальный подчинённый Мишустин.

В последнее время появилась усовершенствованная версия: контракт на 3 месяца или на полгода. Возникает вопрос: если есть сомнения в какой-то кандидатуре, зачем назначать на должность?

Внедрение суперсрочных служебных контрактов можно объяснить борьбой с коррупцией. Но исторический опыт показывает, что отсутствие стабильности государственной службы, наоборот, влечет взрывной рост коррупции. Неуверенный в завтрашнем дне человек воспринимает должность исключительно как место для зарабатывания денег, при этом не гнушаясь противозаконным доходом.

Между тем, только в 2018 году годичные контракты не уберегли от совершения противозаконных действий руководителей Управлений по Курганской, Нижегородской и Тюменской областям. Об этих историях мы в подробностях писали.

Всего с момента прихода Мишустина в ФНС были возбуждены уголовные дела в отношении 9 из 85 руководителей региональных управлений, противоправная деятельность которых была пресечена ФСБ России. Внутренний контроль службы безопасности ФНС, курируемый Шевченко, не сработал. Видимо, не для этой цели вводились срочные контракты…

Близкие люди Михаила Мишустина

Вот что пишет об окружении Михаила Мишустина телеграм-канал «Устинов троллит»:

Смотрите так же:  Штраф за неуплату авансового платежа

— из Федеральной службы кадастра недвижимости – В. Морозов из Рязанской области (кум С. Бондарчук – зама Мишустина); М. Третьякова из Москвы, как нуждающаяся получила субсидию на жильё (от покровителя А. Сердюкова перебежала к перспективному Мишустину, присматривается к С. Собянину); М. Вахитов из Башкирии, В. Суханов из Тулы (долго ждал своего часа, но Шевченко обещание сдержал);

— устроены благодаря связям и возможности отблагодарить Шевченко (или его правую руку Сахарука) – А. Гнедых из Карелии (выгнали с должности главы администрации Старого Оскола, давно занимается бизнесом, оформленным на подставных лиц); Д. Бураков — руководитель — долгожитель из Красноярска (должны были убрать еще в 2009 года за незадекларированную зарубежную недвижимость); Е. Макарова из Подмосковья (привезла с собой команду замов из Липецка, по поручению Шевченко назначает на должности контрольных отделов Управления, начальников инспекций и их замов выходцев из Кавказа, отличающихся повышенной договороспособностью и желанием помочь друзьям и родственникам); Л. Аршинцева из Кемерово (подруга С. Андрющенко – зама Мишустина); В. Репин из Омска (никогда не работал в налоговых органах, пришел в должности директора радиозавода); И. Понкратов из Белгорода, Воронежа (якобы «запойный, имеет оформленные на подставных лиц банковские счета и недвижимость за границей, которые часто посещает»); К. Зайцев из Иркутска (без опыта работа в налоговых органах, пришел из Государственной Думы); В. Шелепов из Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону (крупный латифундист, его отец — известный в Ростовской области арбитражный управляющий, большая личная поддержка Мишустина и Шевченко, 5 лет был и.о. в Ростове-на-Дону, но не было согласия на должность губернатора Ростовской области. В 2015 году назначен на Нижегородскую области, разогнал всех местных замов, оставил одного зама — своего человека из Ростова. Мог стать замом Мишустина по банкротству или начальником управления банкротства ФНС. Арестован в марте 2018 года); В. Колесников из Орла (получил субсидию на жилье, фиктивно продав имеющуюся недвижимость, хвастается связями с силовиками, служившими в Орловской области – Колокольцев из МВД, Ядыкин из ФСБ. Устроен замом в Воронеж, имеет амбиции первого лица); В. Вороненков из Ставрополя (череда скандалов от убийства начальника инспекции до незаконного возмещения НДС, в командировки возил любовницу – тихо убрали в 2016 г. и перевели на должность замначальника инспекции в Московской области).

Близкие отношения у Шевченко сложились с руководителями Управлений из Северо-Кавказского округа, в том числе с недавно ушедшим в отставку У. Джабраиловым из Дагестана, где сейчас идет активная зачистка.

Молодая поросль Мишустина

Новые лица – это молодые амбициозные руководители Управлений — назначенцы Шевченко. Их стремительный карьерный рост сопровождается скандалами, зато они умеют достойно отблагодарить старших товарищей. Для 90% населения России сумма, озвученная для назначения на руководящую должность в налоговых органах (от 2 до 8 млн. евро) является космической. Но такова жизнь…

Итак, новые лица: М. Гаджиев из Астрахани (возглавлял отдел по контрольной работе в Управлении по г. Москве, хотел занять место М. Третьяковой, пока отправлен руководить управлением на малую родину); В. Рыжук из Кургана (был замом руководителя в Тюмени, стал руководителем в 31 год, уволил 70% руководящего состава налоговых органов Курганской области, в рабочее время ездил на служебном авто домой в Тюмень. Арестован в феврале 2016 года); А. Шаурин из Владимира (был начальником ИФНС № 36 по г. Москве, привез из Москвы замом девушку Е. Никулину (1987 г.р.), также отличающуюся стремительным карьерным ростом. Считает Владимирскую область стартом для последующего роста до руководителя по г. Москве); С. Гусев (был начальником ИФНС № 51 по г. Москве, привез из Москвы своего зама А. Мирзоева. Зачищает коллектив, использует труд сотрудников Управления для домашней работы в своей квартире. Публично заявляет, что Липецкая область – это временный этап большой карьеры).

Кадровая чехарда федеральной налоговой службы

У Мишустина-Шевченко отсутствует системная кадровая работа. Резерв кадров ФНС – это профанация, которая не имеет никакого отношения к реальным назначениям. Шевченко отказался от утверждения порядка ротации налоговиков, ссылаясь на отсутствие средств. Однако, регулярно за месяц до окончания контракта может предложить руководителю управления просто переехать поработать в другой регион сроком на 1 год (с возможным продлением). Естественно, без предусмотренных федеральным законом выплат.

Ротация по-Шевченко – это ситуация, при которой можно отказаться и остаться без работы, а можно согласиться, ведь будущий коррупционный доход, к которому фактически принуждают, с лихвой окупит затраты на переезд.

Наиболее часто ротируемые руководители региональных управлений: Д. Фотинов (Волгоград – Нижний Новгород – Ростов-на-Дону); Д. Яковицкий (Москва – Тверь – Ярославль); А. Гнедых (Сочи – Коми – Карелия — Ленинградская область – Карелия после неудачного опыта муниципального управления в Белгородской области); А. Легостаев(Алтайский край – Владимир – Новосибирск); Ю. Куриленко (Красноярск – Бурятия – Алтайский край).

Отсутствие какой-либо кадровой политики приводит к тому, что длительное время (более 1 года) не были назначены руководители управлений во Владимире и в Оренбурге. Комичная ситуация сложилась в Марий Эл – за 1 год там поменялось 4 и.о. руководителя. В итоге – назначили на должность руководителя управления начальника инспекции из соседнего Татарстана.

Слабые и непродуманные назначения на такие серьезные должности приводят к тому, что в регионах руководитель работает не более 2 лет, а потом уходит на улицу: С. Бабаеваиз Тамбова, С. Чарушина из Кирова, Б. Хижняков из Липецка.

Полный провал – именно так можно охарактеризовать организацию Шевченко кадровой работы ФНС России. Безысходность, отсутствие мотивации и справедливых кадровых лифтов не способствуют укреплению системы налоговых органов. И показушническим кадровым конкурсом ФНС «Сделай карьеру сам» ситуацию уже не исправить.

Заработная плата налоговиков в регионах.

Третья причина недовольства Мишустиным – это низкая зарплата. Оплата труда сотрудников ФНС состоит из оклада (4-5 тыс. рублей у начальников инспекций), надбавок (стаж, чин, выслуга лет) и системы материального стимулирования (СМС – квартальная премия).

Впервые СМС была выплачена налоговикам при А. Сердюкове, именно он смог выбить и обосновать дополнительное финансирование.

Сейчас средний годовой доход начальника инспекции в регионе около 700 тыс. рублей, включая СМС.

Размер СМС для каждого региона свой и определяется по результатам работы за каждый квартал в соответствии с рейтингами оценки, в которых начисляются баллы. Однако, здоровое соперничество между региональными управлениями превратилось в поощрение особенно близких регионов из-за внедрения аналитического балла. Стабильно первые места в рейтинге у Москвы и Московской области, Башкирии и Татарстана, поэтому и зарплата в регионах может отличаться в разы. СМС у М. Третьяковой составляет не менее 1 млн.рублей в квартал. Среди регионов за место в рейтинге разворачивается настоящая борьба. В ход идет всё – завышение показателей работы, подкуп начальников управлений центрального аппарата ФНС, которые имеют возможность добавить аналитический балл, и конечно, обращение к Шевченко.

К сожалению, регионы не понимают, что львиную долю СМС забирают даже не «богатые» регионы, а центральный аппарат ФНС (ЦА). При М. Мокрецове ЦА ФНС был сокращен до 9 управлений, а зарплаты оставшимся сотрудникам были подняты. За 8 лет руководства Мишустиным ЦА разросся до 21 управления. Соответственно, увеличилась численность центрального аппарата, увеличился фонд оплаты труда и «кусок пирога» от СМС. Поэтому-то и регионы, всегда получавшие в 3-4 раза меньше сотрудников центрального аппарата, стали еще беднее. Парадокс, но сейчас на 1 отдел инспекции приходится 3-4 управления ЦА, прямо как у Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».

Вот чем живут региональные налоговики, подавляющее большинство которых честно и добросовестно выполняют свою работу.

Они еще надеются на лучшее… Уберите Мишустина…

Другие публикации:

  • Цена осаго для перегона автомобиля Временная страховка ОСАГО — Временный полис на перегон автомобиля Наверное, многие из вас слышали о возможности приобрести ОСАГО на перегон автомобиля, которое обходится значительно дешевле. Действительно, согласно законодательству, […]
  • Переезд работодателя увольнение Организация переезжает в новый офис. Один из работников отказывается и требует компенсации. Как быть? Полностью вопрос звучит так: "Организация переезжает в новый офис в другой район города. Один из работников категорически отказывается […]
  • Судебные приставы белоруссия Письмо Федеральной службы судебных приставов от 15 декабря 2015 г. № 00074/15/98663-АП “О Федеральном законе от 28.11.2015 № 338-ФЗ” Президентом Российской Федерации 28.11.2015 подписан Федеральный закон № 338-ФЗ «О ратификации Соглашения […]
  • Растаможка машин в кыргызстане Тарифы на 2018 год для растаможки авто в Кыргызстане, для физических лиц Мы предлагаем Вам воспользоваться одной из услуг нашего таможенного брокера растаможка авто в Кыргызстане. Наши специалисты приложат максимум усилий для оформления […]
  • Заявление на получение титула чемпион россии Заявление на получение титула чемпион россии ПРАВИЛА ПРИСУЖДЕНИЯ ТИТУЛОВ IKU ПРАВИЛА ПРИСУЖДЕНИЯ ТИТУЛОВ SPORT-CAC(S.CAC) И РЕЗЕРВ SPORT-CAC (R.S.CAC) Титулы S.CAC и R.S.CAC присваивается собакам, занявшим на сертификатных соревнованиях […]
  • Договор дмс 077мю-00 На что обратить внимание при заключении договора ДМС? Добровольное медицинское страхование (ДМС) является одним из самых распространенных видов страхования. Чтобы заключить договор ДМС необходимо знать о некоторых нюансах, которые могут […]
Куратора в системе аис налог 3