Как считается общий трудовой стаж работникам, которые служили в армии по призыву или по контракту, — один день службы за 2 рабочих дня? Как считается общий трудовой стаж для работников, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, — один к двум или одним к трем? Включается ли период службы в армии (как по контракту, так и по призыву) в страховой стаж для целей назначения пособия по временной нетрудоспособности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Военная служба (как по контракту, так и по призыву) включается в страховой стаж для целей назначения пособия по временной нетрудоспособности.

Лицам, служившим в армии (как по контракту, так и по призыву), период службы засчитывается в страховом стаже день за день.

Страховой стаж заменил собой непрерывный трудовой стаж, применявшийся до 1 января 2007 года при определении размера пособий по временной нетрудоспособности.

День службы по контракту до 1 января 2007 г. засчитывается и в страховой стаж, и в непрерывный трудовой стаж как один день.

День службы по призыву до 1 января 2007 г. засчитывается в страховой стаж как один день, а в непрерывный трудовой стаж — как два дня. Если непрерывный стаж до 1 января 2007 г. больше страхового, именно он учитывается при определении размера пособия.

Периоды прохождения военной службы работниками, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, засчитываются в страховой стаж по общим правилам.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Кроме того, в страховой стаж наравне с вышеуказанными периодами засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ч. 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ). Таким образом, в страховом стаже можно выделить нестраховые периоды, когда работник не подлежал обязательному социальному страхованию, но эти периоды, тем не менее, включаются в его страховой стаж и, соответственно, влияют на размер пособия по временной нетрудоспособности. К таким периодам относится, в частности, военная служба (по призыву и по контракту).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее — Правила). Поскольку специальных правил учета в страховом стаже нестраховых периодов не установлено, то такие периоды засчитываются в страховой стаж в общем порядке: один день службы учитывается как один день страхового стажа.

Следовательно, периоды военной службы (и по призыву, и по контракту) засчитываются в страховой стаж по общим правилам: один день службы как один день страхового стажа.

Однако следует иметь в виду, что страховой стаж заменил собой непрерывный трудовой стаж, применявшийся до 1 января 2007 года при определении размера пособий по временной нетрудоспособности. Как следует из ч. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ, работодателю необходимо сравнить страховой стаж работника за период до 1 января 2007 года, исчисленный в соответствии с Законом N 255-ФЗ, с непрерывным трудовым стажем работника, исчисленным за тот же период в соответствии с действовавшими ранее нормативными правовыми актами. Если продолжительность страхового стажа окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, то за период до 1 января 2007 года учитывается непрерывный трудовой стаж.

До 1 января 2007 г. непрерывный трудовой стаж работника определялся по Правилам исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252. Согласно п. 8 этого документа служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также служба в составе Министерства внутренних дел СССР засчитывалась в непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу не превысил трех месяцев.

При этом в непрерывный трудовой стаж, исчисляемый за период до 1 января 2007 г., военная служба засчитывается по правилам, установленным п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Так, время прохождения гражданами военной службы по правилам, установленным этими нормами, засчитывалось в непрерывный трудовой стаж, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превышал одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляла 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва. При этом один день военной службы по контракту засчитывался в стаж как один день работы, а один день военной службы по призыву — за два дня работы. Аналогичные разъяснения содержатся в п. 11 письма ФСС РФ от 25.10.2002 N 02-18/05-7418.

Таким образом, необходимо посчитать страховой стаж работника за период до 1 января 2007 г. и непрерывный трудовой стаж до 1 января 2007 г. Большую величину принимаем за страховой стаж. К результату надо прибавить все периоды, включаемые в страховой стаж после 1 января 2007 г. (военная служба, которая имела место после 1 января 2007 г., засчитывается в общем порядке). Получившийся результат и есть страховой стаж работника для целей оплаты листка нетрудоспособности.

Подсчитанный страховой стаж работника необходимо указать в листке нетрудоспособности. В соответствии с п. 66 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, в строке «Страховой стаж» в ячейках «[][] лет», «[][] мес.» указывается количество полных лет, месяцев деятельности работника, учитываемой в страховом стаже в соответствии с законодательством РФ. В строке «в т.ч. нестраховые периоды» в ячейках «[][] лет», «[][] мес.» указывается количество полных лет, месяцев прохождения работником военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом N 4468-I, которую работник проходил с 1 января 2007 года. Следовательно, нестраховые периоды должны быть учтены при заполнении бланка дважды: сначала при указании общей продолжительности страхового стажа в качестве его составляющей, а затем при заполнении строки «в т.ч. нестраховые периоды»*(1). Обратите внимание, что в строке «в т.ч. нестраховые периоды» указывается только продолжительность службы с 1 января 2007 года. Если работник проходил службу до этой даты, она учитывается только при заполнении строки «Страховой стаж».

Отметим, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 января 1993 г. N 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Частью второй этой статьи предусмотрено, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Однако аналогичного правила для целей исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, а также страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности законодательство не содержит. Поэтому полагаем, что периоды прохождения военной службы работниками, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, засчитываются в страховой стаж по общим правилам.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

22 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Смотрите также ответ специалиста регионального отделения ФСС (Вопрос: Нужно ли включать в страховой стаж периоды службы в вооруженных силах и органах МВД (служба до и после 01.01.2007)? Как определить нестраховые периоды страхового стажа? («Отдел кадров коммерческой организации», N 9, сентябрь 2014 г.)).

Примеры льготного исчисления стажа

Исчисление трудового стажа

Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.

По общему правилу все виды трудового стажа исчисляются в календарном порядке (кроме общего трудового стажа, с учетом которого производится конвертация ранее приобретенных пенсионных прав[108]), иными словами, по фактической продолжительности соответствующих периодов. Минимальной единицей измерения трудового стажа является один день. То есть, если гражданин проработал 1 год 4 месяца и 12 дней, то в стаж включается именно этот период, без какого либо округления в ту или иную сторону. Начало и окончание соответствующего периода указывается в документах – трудовой книжке, справке и т.д. В случае, если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах, указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.

Тем не менее, для всех видов трудового стажа существуют исключения, устанавливающие особый, как правило, льготный порядок исчисления стажа.

Для общего (смешанного) страхового стажа установлены следующие особенности его исчисления. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии. Если, например, гражданин одновременно осуществлял уход за своим малолетним ребенком и за взрослым инвалидом I группы, то в страховой стаж включается лишь один из указанных периодов.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Следует ознакомиться с Перечнем сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год (утв.

— Торфяная промышленность (болотно — подготовительные работы, добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях).

— Лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда).

— Лесное хозяйство (лесоразведение и лесовосстановление, в том числе подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работы в лесных питомниках и полевые лесоустроительные работы).

— Маслосыродельная и молочная промышленность (сезонные работы в организациях по производству молочной продукции и в специализированных организациях по производству молочных консервов).

— Мясная промышленность (сезонные работы в организациях по производству мясных продуктов, переработке птицы и по производству мясных консервов).

— Рыбная промышленность (сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья, в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке).

— Плодоовощная промышленность (сезонные работы в организациях по производству плодоовощных консервов) и т.д.

Особенности исчисления специального страхового стажа определены, в частности, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516). В данном акте установлены условия суммирования различных видов работ, включаемых в специальный страховой стаж. По общему правилу, специальный страховой стаж, с учетом которого назначается досрочная пенсия, дающий право на больший объем преимуществ в назначении пенсии, разрешается прибавлять к менее льготному стажу и в этом случае применяются условия назначения пенсии те, которые предусмотрены законом для специального страхового стажа с меньшими преимуществами.

Особые правила суммирования специального страхового стажа предусмотрены Законом о трудовых пенсиях для лиц, занятых на соответствующих видах работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст.28-1 Закона)

Другим примером особого порядка исчисления специального страхового стажа являются Правила исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Они утверждены в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. Согласно этому акту лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по определенному перечню (оперирующие врачи-специалисты в отделениях хирургического профиля, врачи-анестезиологи-реаниматологи, врачи-патологоанатомы, врачи-судебно-медицинские эксперты), год работы засчитывается в специальный страховой стаж за год и 6 месяцев.

Следует учитывать также и особенности исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации. Эти особенности предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537. В частности, указанным актом установлено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются:

Смотрите так же:  Как получить доверенность от отца

а) каждые 20 часов налета на самолетах — за 1 календарный месяц

б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики) в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации, — за 1 календарный месяц

в) 1 год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях — за 1,5 календарных года.

Льготный порядок исчисления специального трудового стажа (выслуги лет) военнослужащих предусмотрен Постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации. В соответствии с указанным постановлением в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условияходин месяц службы за шесть месяцев — в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны один месяц службы за три месяца в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий и т.д. В указанном акте предусмотрен также перечень отдаленных местностей, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях — один месяц службы за два месяц. Кроме того, установлено, что в порядке исключения, в выслугу лет офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, засчитывается время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 № 1648н Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих содержит, в частности, исключение, предусматривающее, что время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) включается в стаж государственной службы государственного служащего – один день военной службы за два дня работы .

5. Порядок исчисления общего, специального и прерывного трудового стажа

1) по фактической календарной продолжительности

2) кратное увеличение календарных периодов на установленные коэффициенты, т. е. так называемый льготный порядок исчисления.

В льготном порядке исчисляются следующие периоды работы (службы): — ст. 94 Закона:

За полный год работы:

— работа в течение полного навигационного периода, полного сезона на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности. Перечень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на которых, независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, утвержден постановлением Совмина РСФСР от 4 июля 1991 г. № 381. В нем 4 пункта: 1 — работа на торфоразработках, 2 — на лесосплаве и лесозаготовках, 3 — на предприятиях сезонных отраслей рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности, 4 — на предприятиях сахарной и консервной отраслей промышленности.

В полуторном размере:

— работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В двойном размере:

— работа в лепрозориях и противочумных учреждениях

— работа, служба во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем

— проживание в блокадном Ленинграде, нахождение в концлагерях в период Великой Отечественной войны

— военная служба по призыву.

В тройном размере:

— работа, служба в воинских частях, учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах, соединениях, а также время нахождения в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, которая устнавливается в порядке, установленном ст. 41 Закона (Инвалидность вследствие военной травмы

— Инвалидность граждан, проходивших службу, в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков, считается наступившей вследствие травмы, если она является следствием ранения, контузии, увечья полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы, служебных обязанностей либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте)

— работа в период блокады Ленинграда (в период с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.)

— время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и в ссылке лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Но: если пенсия назначается в связи с работой на Крайнем Севере и приравненных местностях (т. е. имеет место льготный порядок назначения пенсии по старости, а не льготный порядок исчисления ОТС (ст. 14 Закона), то ОТС исчисляется календарно.

Пример: Николаев проработал 16 лет на Крайнем Севере. Общий трудовой стаж у него 25 лет, возраст — 55 лет. Пенсия по старости назначена ему в соответствии со ст. 14 Закона О государственных пенсиях в РСФСР в связи с работой на Крайнем Севере со снижением возраста на 5 лет, т. е. на льготных условиях. Петров имеет 22 года ОТС, из них 6 лет — работа на Крайнем Севере, возраст — 60 лет. Поскольку часть периода исчисляется в льготном порядке (6х1, 5=9 л. 16+9=25 л.), то он имеет право на пенсию на общих основаниях в соответствии со ст. 10 Закона.

На основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113- ФЗ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 г. при определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии со ст. 7 Закона периоды, включаемые в ОТС, подлежат учету только по фактической календарной продолжительности. Льготное исчисление ОТС при применении ИКП не предусмотрено. В ОТС включаются только периоды фактической работы, военной и приравненной к ней службы, а также только два периода из семи, предусмотренных ст. 92 Закона, а именно:

а) временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания

б) пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела.

Порядок исчисления непрерывного трудового стажа определяется Правилами исчисления непрерывного трудового стажа в случаях назначения государственной пенсии и при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утв. пост. СМ СССР от 13 апреля 1973 г. № 252.

Общее правило: НТС определяется по продолжительности последней непрерывной работы на предприятии, в учреждении, организации.

Но может суммироваться и время предыдущей работы — по определенным правилам. Зависит это, прежде всего, от оснований увольнения, которые предопределяют продолжительность перерывов в работе, влияющих на сохранение НТС.

Общее правило: НТС сохраняется (но в зависимости от основания увольнения при условии, что перерыв после увольнения и до поступления на новое место работы не превысил 1 месяца.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин НТС сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех недель (21 календарный день).

НТС сохраняется, если перерыв не превысил двух месяцев:

— при поступлении на работу лиц, работавших на Крайнем Севере и приравненных местностях, после увольнения по истечении срока трудового договора

— при поступлении на работу лиц после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР за границей и в международных организациях

— при поступлении на работу граждан, переселившихся из стран, с которыми СССР имел соглашения или договоры о социальном обеспечении (со дня приезда в СССР).

— при поступлении на работу лиц, высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников

— при поступлении на работу лиц после окончания временной нетрудоспособности или снятия инвалидности (т. е. п. 5 ст. 33 КЗоТ). Для инвалидов причина увольнения с предыдущей работы не имеет значения

— при поступлении на работу лиц после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению)

— при поступлении на работу учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в связи с сокращением числа учащихся.

При расторжении трудового договора беременными женщинами или женщинами, имеющими детей (в том числе усыновленных, находящихся под попечительством или опекой) в возрасте до 14 лет (ребенок-инвалид до 16 лет), НТС сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста. Причем в этот период женщина может неоднократно увольняться и вновь поступать на работу — все эти периоды включаются в ОТС и НТС. Законом О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) от 30 марта 1995 г. № З8-ФЗ предусмотрено сохранение НТС за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и поступления на работу до достижения им 18 лет.

НТС сохраняется в случае, если перерыв между днем увольнения и поступления на работу (учебу) не превысил 1 года за полномочными представителями Президента РФ (Указ от 9 июля 1997 г. № 696 О полномочном представителе Президента РФ в регионе Российской Федерации).

На основании Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. при увольнении беременных женщин и женщин с детьми до 3 лет в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности их трудоустройства, время со дня их увольнения и до достижения ребенком 3 лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.

В соответствии с Федеральным Законом О статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. № 760 время нахождения на военной службе по контракту засчитывается и включается в НТС из расчета 1 день военной службы за 1 день работы, а по призыву — из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем поступления на работу не превысил 1 года.

Независимо от продолжительности перерыва НТС сохраняется, если имело место:

— увольнение по собственному желанию при переводе супруга в другую местность

— увольнение по собственному желанию с уходом на пенсию по старости.

Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсию по другим основаниям (например, за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости.

НТС не сохраняется в случаях увольнения пп. 3, 4, 7 и 8 ст. 33, ст. 37, пп. 1, 2, 3 ст. 254, а также при повторном в течение года увольнении по собственному желанию без уважительных причин.

Уважительные причины перечислены в разъяснении Госкомитета по труду и социальным вопросам СССР и ВЦСПС от 9 июля 1980 г. О порядке разъяснения п. 16 Постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве.

Исчисление трудового стажа

Принятые в рамках пенсионной реформы нормативные правовые акты сущест­венно повлияли на порядок и правила исчисления тру­дового стажа. Законо­да­тель­ством установлено два порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж: обычный и льготный. В обычном порядке стаж исчисляется календарно, по факти­ческой продолжительности соответствующих периодов. Постановлением Пра­­ви­тель­ства РФ от 24 июля 2002г. утверждены Правила подсче­та и подтверж­дения страхо­вого стажа для установления трудовых пенсий, которые детально рег­ла­ментируют, какими документами подтверждаются различные периоды, включае­мые в страховой стаж, в каких случаях возможно его подтверждение свиде­тель­скими показаниями, как он исчисляется.

В обычном порядке исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и иной деятельности, а также иных периодов произ­водится в календарном порядке из расчета пол­ного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных перио­дов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов пере­водятся в полные годы. В случае если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обоз­начения точных дат, за дату принимает­ся 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.

В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, за­считываемых в страховой стаж, учитывается один из таких перио­дов по выбору лица, обратившегося за установ­ле­нием пенсии, под­твержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период.

Смотрите так же:  Требования к профессиональной переподготовке врачей

В льготном порядке страховой стаж подсчитывается при работе в течение пол­ного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей про­мышленности, определяемых Правительством РФ. Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, что­бы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила пол­ный год.

Особенности исчисления специального страхового стажа опреде­лены Прави­лами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. В данном акте установлены условия сумми­рования различ­ных видов работ, включаемых в специальный стра­ховой стаж, при этом действует правило, разрешающее прибавлять к менее льготному стажу более льготный, но не наоборот.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудо­вой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчи­ты­­ваются в стаж в календарном поряд­ке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получе­ния пособия по государственному социальному страхованию в пе­риод вре­менной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпус­ков, включая дополнительные.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудо­вой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабо­чего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением некоторых работ), исчисля­ются обычно по фактическому отработанному времени. Также ис­числяются определяемые Минтрудом РФ или предусмотренные списками периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно.

Кроме того, в Правилах предусмотрено, что при досрочном назна­чении трудо­вой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-раз­ведочными, поисковыми, топо­графо-геодезическими, геофизически­ми, гидрографическими, гидрологичес­ки­ми, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:

—работа от шести месяцев до одного года — как один год

—работа менее шести месяцев — по фактической продолжи­тельности.

В периоды работы вахтовым методом, дающей право на досроч­ное назначение трудовой пенсии по старости, включаются время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вах­товом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок вре­мени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нор­мальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установ­лен­ного ТК РФ.

Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностях при досрочном назначении тру­довой пенсии по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Феде­рального закона о трудовых пенсиях исчис­ляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосред­ственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и вре­мени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выпол­нения работы и обратно.

При переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не даю­щую права на указанную пенсию, в той же организации по произ­водственной необходимости на срок не более одного месяца в тече­ние календарного года такая работа приравнивается к работе, пред­шествующей переводу.

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отстранения от работы (недопущения к работе), если работник был отстранен по следующим причинам:

—появление на работе в состоянии алкогольного, наркотическо­го или токсического опьянения

—на основании медицинского заключения в связи с выявлен­ными противопо­казаниями для выполнения работы, предусмотрен­ной трудовым договором

—по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

—в случае если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

—в случае если работник не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр

—в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (по вине как работодателя, так и работника).

Период испытания при приеме на работу, дающую право на дос­рочное назна­чение трудовой пенсии по старости, включается в стаж независимо от того, выдержал ли работник испытание.

Период начального профессионального обучения или переобуче­ния (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с уче­ническим договором включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в ст. 27 и 28 Федерального закона о трудовых пенсиях или в списках указаны производства или отдельные виды работ без пе­речисления профес­сий и должностей работников либо предусмотре­ны работники, выполняющие опреде­ленную работу без указания на­именований профессий или должностей.

При переводе в соответствии с медицинским заключением бере­менной жен­щины по ее заявлению с работы, дающей право на дос­рочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исклю­чающую воздействие неблагоприятных произ­водственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе, предшест­вующей переводу.

В таком же порядке исчисляются периоды, когда беременная женщина не ра­ботала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.

Примером льготного порядка исчисления специального страхо­вого стажа яв­ля­ется исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение тру­довой пенсии по старости лицам, осущест­влявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населе­ния в государственных и муниципальных учреждениях здравоохра­нения, предусмотренных Правилами, утвержденными постановле­нием Правительства РФ от 29 октября 2002г.

На основании этого документа лицам, работавшим в структур­ных подраз­делениях учреждений здравоохранения в должностях по определенному перечню (оперирующие врачи-специалисты в отде­лениях хирургического профиля, врачи — анестезиологи-реанимато­логи, врачи-патологоанатомы, врачи — судебно-медицин­ские экс­перты), год работы засчитывается в специальный страховой стаж за год и шесть месяцев.

Льготный порядок исчисления специального трудового стажа (выслуги лет) военнослужащих предусмотрен постановлением Пра­вительства РФ от 22 сентября 1993 г. «О порядке исчисления вы­слуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, прохо­дившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мич­манов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в ор­ганах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». В соответствии с указанным по­становлением в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего со­става органов внут­ренних дел, учреждений и органов уголовно-ис­полнительной системы засчи­ты­вается на льготных условиях:

а) один месяц службы за шесть месяцев — в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечест­венной войны

б) один месяц службы за три месяца:

—в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в со­став дейст­вую­щей армии, в советских партизанских отрядах и со­единениях в период боевых действий

—время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вслед­ствие ранений, контузий, увечий или заболева­ний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входив­ших в состав действующей армии

—в странах, армии которых вели боевые действия или оказыва­ли военную по­мощь другим государствам, — командированным в эти страны военным специа­листам летного состава, независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982г.

—на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальст­вующего состава органов внутренних дел принимали участие в этих действиях, — с 1 декабря 1979 г. и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, конту­зий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах

—на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения

—в составе смешанных сил по установлению мира и поддержа­нию право­порядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в при­днестровских регионах Рес­пуб­лики Молдова, на территории Абха­зии в условиях грузино-абхазского конф­ликта, на территории Рес­публики Таджикистан, в условиях военного конфликта на территории Нагорного Карабаха.

в) один месяц службы за два месяца:

—на летной работе в реактивной и турбовинтовой авиации — на условиях, определяемых министром обороны РФ

—в отдаленных местностях Российской Федерации согласно приложению

—в высокогорных местностях на высоте 2500 м и более над уровнем моря

—в воинских частях, штабах, учреждениях, на предприятиях и в организациях, находящихся на территории Республики Казахстан в г. Ленинске и на космод­роме «Байконур»

г) один месяц службы за полтора месяца:

—на летной работе в авиации

—на атомных подводных кораблях

—на подводных лодках в период нахождения их в строю

—в должностях водолазов всех наименований и специально­стей

—в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систе­мати­ческим совершением прыжков с парашютом

—в подразделениях специального назначения внутренних войск и органов внутренних дел

—в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на терри­тории бывшей Чечено-Ингушской Республики в период с 1 февра­ля 1992г.

д) один месяц службы за один и 1/3 месяца:

—в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внут­рен­них дел и в качестве следователей этих органов, расследующих дела по организованной преступности и коррупции и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006г. «О противо­дей­ствии терроризму» устанавливается льготное исчис­ление выслуги лет.

Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполни­тельной влас­ти, проходящим (проходившим) службу в подразделе­ниях, непосредственно осу­щес­т­­вляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пен­сий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непо­средственного участия в контртеррористических операциях — из расчета один день службы за три дня.

Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотруд­ников Феде­раль­ных органов исполнительной власти в контртерро­ристических операциях для льгот­ного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанав­ливаются в поряд­ке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетру­доспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обя­зательному социальному страхованию» в страхо­вой стаж для опре­деления размеров пособий по временной нетрудоспособности, бере­менности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или му­ниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в тече­ние которой гражданин подлежал обяза­тельному социальному стра­хованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с мате­ринством.

Исчисление страхового стажа производится в календарном по­рядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчи­тываемых в страховой стаж, учи­ты­вается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавли­ваются Феде­раль­ным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выра­бот­ке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обяза­тельного социаль­ного страхования.

До 3-х лет страховой стаж

Страховой стаж для больничного листа и пенсии: понятие, расчет, подтверждение

Работодатель осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу

6693 Особенности исчисления специального трудового стажа для назначения пенсий на льготных основаниях некоторым категори

Фсс — обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам при совместительстве

Письмо фсс рф от 11.01.2007 n 02-18/07-132 «о пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в соотве

Расчет трудового страхового стажа

Взносы вместо ЕСН. Новый порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам

Тема 4. Страховой (трудовой) стаж и выслуга лет — Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 20

Вопрос: Исчисление пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком и по временной нетрудоспособности

Расчет пособия по временной нетрудоспособности (больничного) в 2013-2014 году. Примеры расчета

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ре

Пенсия, пенсия в Украине, пенсии расчет, расчет пенсии, пенсионный возраст, пенсионный фонд, страховой стаж, страховой в

Льготы и льготное налогообложение в Российской Федерации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Характеристика специальных режимов налогообложения, применяемых субъектами хозяйствования в Российской Федерации. Исследование динамики налоговых поступлений по данным режимам. Анализ применения упрощенной системы налогообложения в ИП «Воронцов В.Н.»

дипломная работа [543,1 K], добавлен 20.11.2012

Сущность, виды и потенциал развития специальных налоговых режимов, их место и роль в системе налогообложения государства. Порядок и проблемы применения специальных налоговых режимов в хозяйствующих субъектах. Направления совершенствования налогообложения.

дипломная работа [772,5 K], добавлен 16.10.2014

Специальные налоговые режимы в Российской Федерации, их сущность, виды и характеристика. Анализ применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО ЦСЭ «Омск-Тест». Проблемы применения специальных налоговых режимов в России и пути их решения.

курсовая работа [101,7 K], добавлен 15.08.2011

Эволюция налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Анализ налоговых обязательств и финансовых результатов на примере ИП Гальченко Е.Ю. за 2006-2008 гг.

Смотрите так же:  Краткая жалоба срок подачи

дипломная работа [166,6 K], добавлен 21.09.2011

Место современных специальных налоговых режимов, применяемых в налоговой системе Российской Федерации. Основные виды специальных систем налогообложения и их характеристики. Примеры расчета налогов при использовании специальных налоговых режимов.

курсовая работа [85,8 K], добавлен 12.03.2011

Понятие налогов и сборов. Основные функции налогообложения. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены. Налоговые вычеты физических лиц. Анализ использования налоговых льгот физических лиц.

курсовая работа [127,3 K], добавлен 22.10.2009

Порядок и условия предоставления налоговых льгот. Их роль в стимулировании деятельности малого бизнеса. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Основные направления их рационального использования.

курсовая работа [46,1 K], добавлен 26.02.2010

Сущность налоговой системы, основы ее построения. Общие вопросы введения и применения специальных налоговых режимов, их место в налоговой системе РФ. Анализ роли специальных налоговых режимов в формировании доходов бюджета Иркутской области и г. Братска.

курсовая работа [105,4 K], добавлен 27.11.2013

Современные подходы к налогообложению юридических и физических лиц. Налогообложение доходов компании нерезидентов на территории Российской Федерации и зарубежных стран. Основные подходы к перестройке системы предоставления налоговых социальных льгот.

дипломная работа [69,9 K], добавлен 20.07.2013

Описание и особенности специальных налоговых режимов. Специфика применения различных видов налогообложения, их сфера использования и признаки. Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов, их достоинства и недостатки, взаимозаменяемость.

курсовая работа [31,0 K], добавлен 20.10.2009

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы льгот и льготного налогообложения в Российской Федерации
  • 1.1 Основные понятие и функции налоговой льготы и льготного налогооблажения в РФ
  • 1.3 Порядок и условия предоставления льготного налогообложения
  • Глава 2. Анализ применения различных систем налогообложения в ООО «АРИЗОН»
  • 2.1 Общая характеристика деятельности ООО «АРИЗОН»
  • Глава 3. Проблема и эффективность применения специальных налоговых режимов в Российской Федерации
  • 3.1 Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства
  • 3.2 Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя
  • 3.3 Упрощенная система налогообложения
  • 3.4 Влияние страховых взносов на налоговую нагрузку
  • Заключение
  • Список литературы

    Под льготами и льготным налогообложением понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок установления льгот и льготного налогообложения регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

    Потребность в льготах предопределена необходимостью учета в целях налогообложения специфики отдельных групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют.

    Объектом исследования является комплекс экономических отношений по взиманию налогов и налоговых льгот в бюджеты в современных экономических условиях.

    Предмет исследования представлен совокупностью правовых норм, регулирующих отношения по установлению, введению, и осуществлению контроля за правомерностью предоставления налоговых льгот в Российской Федерации.

    Целью курсовой работы является комплексный анализ предоставления, правильности использования налоговых льгот и льготного налогообложения, как совокупности отдельных институтов в налоговом праве.

    Глава 1. Теоретические основы льгот и льготного налогообложения в Российской Федерации

    во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов

    во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации

    в-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах. [7 с 98]

    Налоговая льгота, как и любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст.56 НК РФ. [1]

    Налоговая льгота — это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

    В науке финансового и налогового права учеными по разному характеризуется понятие налоговых льгот и их классификация. Так, по мнению Ю. А. Крохиной, льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Льготы по налогам могут быть в качестве:

    а) возможности не уплачивать налог или сбор

    б) возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса [8 с 68].

    Однако в Налоговом кодексе отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, не признаются таковыми и общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, законодатель не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, он рассматривает их как возможный способ изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы регулирующей функции.

    Налоговые льготы — неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками. [10 с 79]

    Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всеРоссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

    Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности. [11 с 150]

    Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.

    Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:

    налоговые освобождения,

    налоговые скидки,

    налоговые кредиты.

    В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога).

    Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:

    1) личные и для юридических лиц

    2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков

    3) безусловные и условные налоговые льготы

    4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.

    льготное налогообложение налоговый режим

    В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.

    Налоговая амнистия — это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся налоговой амнистии, в том числе и Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, ст.81 НК РФ содержит условия освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

    Статьей 59 НК РФ предусматривается возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам по причинам экономического, социального или юридического характера. Способы налоговой амнистии определяются целями ее проведения.

    Налоговые льготы — это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.

    Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы — поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности. [1]

    Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.

    Налоговые каникулы — это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.

    Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

    Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот — это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 — 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита. [1]

    Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.66 и ст.67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ).

    Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

    К специальным налоговым режимам относятся:

    1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

    Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 настоящего Кодекса.

    2. К специальным налоговым режимам относятся:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

    2) упрощенная система налогообложения

    3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    5) патентная система налогообложения.

    (пп.5 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

    Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.

    Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации.

    Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.

    В широком смысле реструктуризация — это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

    В более узком, конкретном, понимании — это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.

    В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

    Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер.

    Другие публикации:

    • Материнский капитал в кировской области в 2019 году Материнский капитал в Кирове и Кировской области В Кировской области действуют сразу 2 программы материнского капитала — государственная и областная. Помощь из федерального бюджета в размере 453 тыс. руб. предоставляется семьям, в которых […]
    • Минимальный штраф в уголовном праве Штраф как уголовное наказание Штраф как вид уголовного наказания Штраф (ст. 46 УК) определяется законодателем как денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных уголовным законом. Штраф занимает первое место в перечне […]
    • Материнский капитал в 2019 году за 2 ребенка в москве Материнский капитал в 2019 году Материнский капитал – огромная помощь всем российским семьям. Это неплохие выплаты, на которые имеют право родители двух и более детей. Программа была принята еще десять лет назад, и за все эти годы […]
    • Материнский капитал на депозит в 2019 году Материнский капитал в 2019 году, где и как получить, какой размер и новости по маткапиталу Материнский капитал предназначен для финансовой поддержки семей и стимуляции рождаемости. Выдается он семьям, родившим второго и следующих детей […]
    • Приказ по администрированию доходов Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 сентября 2012 г. N 145 "Об осуществлении бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации федеральными […]
    • Купить методические пособия по математике для учителя Основные инновации ФГОС В каталоге более 500 изданий! Физика, 7-11 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, […]
    Льготное исчисление периодов засчитываемых в трудовой стаж