7.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для занятия аудиторской деятельностью аудиторская фирма (аудитор) должна получить лицензию. Лицензирование аудиторской деятельности производится с целью обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ, предъявляемых к аудиторской деятельности.

Лицензии выдаются по следующим направлениям аудиторской деятельности:

аудит страховых организаций;

аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

общий аудит (иных экономических субъектов). Порядок лицензирования определен Правительством

РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятель- СО ности при Президенте РФ. Комиссия выдает генеральные лицензии государственным органам — Минфину и ЦБ РФ. Их Центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК) выдают лицензии единого образца аудиторским фирмам и аудиторам. Лицензия выдается сроком на 1-5 лет после представления необходимых документов и уплаты сбора для аудиторских фирм в сумме 150, а для аудиторов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — в сумме 50 МРОТ в расчете на год. Лицензия может быть аннулирована в случаях:

обнаружения факта представления аудитором недостоверных сведений;

осуществления аудитором деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

предоставления аудитором сведений, полученных им в ходе проверки, третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта;

8. ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ АУДИТОРОВ

большая ответственность аудитора, высокий общественный рейтинг его профессиональной деятельности обусловливают необходимость широкой эрудиции как по специальным базовым дисциплинам, так и в вопросах общей культуры.

специальное профессиональное образование;

свободное владение деловым русским языком. Базовое образование включает в соответствии с законодательством:

высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо полученное в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации;

среднее специальное экономическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию. Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех из последних пяти лет в качестве: 1) руководителя, аудитора или специалиста аудиторской организации;

Электронная библиотека

В настоящее время вопросы лицензирования аудиторской деятельно­сти регулируются ст. 17 закона «Об аудиторской деятельности», а также федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и положением о лицензировании ауди­торской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190 (далее – Положение о лицензировании аудитор­ской деятельности).

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Минфи­ном России. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности вы­дается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продле­ваться на 5 лет неограниченное количество раз. Форма бланка лицен­зии утверждается лицензирующим органом, то есть Минфином России.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении ауди­торской деятельности являются следующие:

1) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации квалификационных аттестатов аудитора, соответствующих профилю аудиторской проверки;

2) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

3) осуществление предпринимательской деятельности только в виде про­ведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответ­ствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской дея­тельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых орга­низаций;

4) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых ли­цензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности про­ведения внешних проверок качества их деятельности с предоставле­нием в установленном порядке всей необходимой для этого доку­ментации и информации в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации;

5) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тай­ну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

1) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

2) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее 2 лет.

Выдача лицензии аудиторской организации, получающей ее впервые, осуществляется при соблюдении следующих лицензионных требований и условий:

· аудиторская организация не может иметь форму открытого акцио­нерного общества;

· уставный капитал, заявленный в учредительных документах, должен составлять не менее 100-кратного установленного законодательством МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской организа­ции);

· в уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, должна составлять не менее 51 %.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе о выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступле­ния заявления со всеми необходимыми документами.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие в до­кументах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или ис­каженной информации и несоответствие соискателя лицензии лицензион­ным требованиям.

Лицензия теряет юридическую силу и считается анну­лированной в случае:

· неуплаты соискателем лицензии лицензионного сбора в течение трех месяцев после принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии;

· ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности (с момента ликвидации или реорганизации юридического лица);

· прекращения действия свидетельства о государственной регистра­ции гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с момента прекращения действия свидетельства);

· вынесения решения судом на основании соответствующего заявле­ния лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.

Одновременно с подачей заявле­ния в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиа­тами лицензионных требований и условий проводит проверки их дея­тельности. Основанием для проведения проверки является:

· распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

· план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

· нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторс­кую деятельность в Российской Федерации;

· обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохрани­тельных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирую­щего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заклю­чения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено фе­деральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.

Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвер­жденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего ор­гана. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного ка­лендарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обраще­ниями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохрани­тельных органов.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиа­том лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предуп­реждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

· наименование лицензирующего органа;

· сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика.

Лицензирующий орган руководствуется при проведении лицензиро­вания и предоставлении информации из реестра лицензий федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положе­нием о лицензировании аудиторской деятельности.

Сведения о выдаче (аннулировании) лицензий аудиторам и аудитор­ским фирмам, включенным в единый государственный реестр, публику­ются в центральной печати и местных печатных органах тех регионов, на территории которых функционируют данные аудиторы и фирмы.

Лицензирование аудиторской деятельности

В Российской Федерации для осуществления специальных видов деятельности необходимо получить специальное разрешение — лицензию.

Основываясь на нормах права, аудиторская деятельность на территории нашей страны также подлежит лицензированию, о чем указано в ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ).

Порядок и выдача лицензии

Правила осуществления аудиторской деятельности, а также порядок и выдача лицензии на ее осуществление, правила приостановления деятельности, прописаны в Законе № 99-ФЗ.

Лицензию выдают различные государственные службы и ведомства, осуществляющие контроль за определенными видами деятельности. Для осуществление аудиторской деятельности оформление лицензии, а, соответственно, и контроль возложен на Министерство финансов Российской Федерации.

Разрешительный документ на ведение аудиторской деятельности выдается сроком на пять лет. Далее есть возможность на продление лицензии. Датой получения аудиторской организацией или аудитором, осуществляющим данный вид деятельности в частном порядке, лицензии на ведение аудиторской деятельности принято считать дату принятия решения о выдаче разрешительного документа (лицензии).

Требования для получения лицензии

Требования предъявляемые к организациям и индивидуальным аудиторам, осуществляющих аудиторскую деятельность, включают в себя:

  • наличие у частного аудитора или у аудиторов, аудитор­ской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов;
  • наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудито­ров, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
  • осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, в том числе, в соответствии с установленными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696;
  • обязательное соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение допустимости проведения внешнего контроля качества за их деятельностью (с предоставлением всей документации и информации в соответствии с действующим законодательством РФ);
  • обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме предусмотренных законодательством РФ случаев;
  • предоставление аудируемым лицам информации о тех обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторского контроля;
  • обязательное участие в аудите кредитных и финансовых организаций, имеющих в штате не менее двух аудиторов с действующими квалификационными аттестатами на право осуществления аудита кредитных и финансовых организаций.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься данным видом работ. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, которые сдали квалификационный экзамен успешно, выдается аттестат аудитора. Срок действия указанного аттестата — бессрочный.

Обязательные требования к лицам, желающим получить аттестат аудитора, следующие:

  • наличие высшего экономического и (или) юридического образования, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
  • стаж работы по специализации в экономике или в юриспруденции должен составлять не менее трех лет.
Смотрите так же:  Заявление на выдачу денежных средств

Существуют также и дополнительные требования, предъявляемые к претендентам на получение аттестата аудитора.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ в РФ предусмотрен порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Обратите внимание!

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена, по результатам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов.

Обязательно ли лицензировать аудиторскую деятельность

Если в соответствии с законодательством РФ предусмотрено получение соответствующей лицензии для оказания отдельных видов сопутствующих аудиту услуг, то аудиторские организации и аудиторы, работающие частным образом, без получения специального разрешительного документа (лицензии) не могут оказывать такие услуги.

Законодательством РФ предусмотрены наказания для организации и частных лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность без лицензии, которая влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Чтобы получить разрешение на осуществление аудиторской деятельности в краткие сроки, лучше обратиться за помощью к опытным юристам. Специалисты нашей фирмы в кратчайшие сроки окажут вам всестороннюю помощь при оформлении лицензии для ведения аудиторской деятельности, независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.

Лицензирование аудиторской деятельности

Несмотря на то что рынок аудиторских услуг сравнительно молод в России, он развивается быстрыми темпами. Сегодня это самостоятельный сегмент бизнеса с большим годовым оборотом и множеством занятых в нем специалистов (порядка 30000 человек по данным ЦАЛАК Минфина РФ).

Развитие аудиторской деятельности в России можно разделить на три этапа:

-первый этап продолжался с начала 90-х годов XX века до принятия Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
-второй этап наступил с вступлением в силу Закона № 119-ФЗ в сентябре 2001 года; -третий этап начался с рассмотрением и обсуждением проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

1 этап. Первые шаги в рыночной экономике

Появление и развитие аудита было обусловлено переходом России к новым экономическим отношениям, к рыночной экономике, одной из составляющих которой и является аудиторская деятельность.

В конце 1980-х годов, в период перестройки, в Советском Союзе уже начали появляться предприятия с иностранными инвестициями, которые отличались самостоятельностью принятия управленческих решений и требовали учета интересов предпринимателей в области контроля и аудита. Именно тогда и появились предпосылки для формирования как рынка аудиторских услуг в целом, так и разделения рынка на 2 сегмента – внешний и внутренний.

До 1994 года российские аудиторские организации в основном создавались как обыкновенные коммерческие структуры и функционировали на основе Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Специального законодательства о лицензировании аудиторской деятельности, как во всех странах с рыночной экономикой, в России не было. Однако клиенты стали требовать от аудиторов и аудиторских организаций документы, подтверждающие их компетентность в сфере аудита. Именно в это время самостоятельно возникают организации по подготовке аудиторов и выдаче им соответствующих сертификатов, удостоверений, аттестатов и лицензий: аудиторские палаты Москвы и Санкт-Петербурга, ассоциации бухгалтеров и аудиторов России, СНГ. Лицензии выдавались и местными советами, и Правительством Москвы, и финансовым комитетом мэрии Санкт-Петербурга и др. Однако все эти аттестаты и лицензии были нелегитимны. Эти «лицензии» (за исключением лицензии Центрального банка России) фактически носили лишь рекомендательный характер, т.к. ни одному из этих органов законодатель не давал право их выдавать.

Нормативность аудиторской деятельности была установлена Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который утвердил Временные правила аудиторской деятельности и запретил проведение аудиторской деятельности без аттестации и без получения лицензий.

Совету Министров Правительства РФ было поручено в срок до 1 февраля 1994 года утвердить представленный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ порядок получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности (в дополнение к порядку аттестации). Юридические лица (аудиторские организации) и физические лица (аудиторы), индивидуально занимающиеся аудиторской деятельностью, были обязаны до 1 января 1995 года получить соответствующие лицензии на право осуществлять аудиторскую деятельность. Срок перехода был сильно жестким и практически не реализуемым. Именно с этой целью Правительство РФ расширило с 1995 года состав экономических субъектов обязательного аудита, тем самым в официальном порядке отодвинув срок получения лицензий на более поздний.

Главной проблемой аудиторского движения во второй половине 90-х годов были значительные размеры лицензионного сбора на получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Лицензионный сбор был установлен исходя из минимального размера оплаты труда, причем из расчета для аудитора — 30 МРОТ, для аудиторских организаций — 150 МРОТ, выплачивавшихся ежегодно. При этом при выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора увеличивался пропорционально и лишь на один тип лицензии. В случае если администрация аудиторской организации решила осуществлять все виды аудиторских услуг на протяжении 5 лет, то она несла не только весьма существенные расходы на аттестацию специалистов различного профиля, но и расходы на выплату лицензионного сбора в размере 3000 МРОТ.

Кроме того, за попытку осуществлять аудиторскую деятельность без лицензии (в том числе и в результате ее аннулирования) действовали большие санкции, сохранившиеся и по Федеральному закону от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» (ст. 11, 14, 16, 17, 20 и 21).

За счет таких размеров лицензионных сборов и санкций во второй половине 90-х годов рынок аудиторских услуг был существенно деформирован законодателем. На рынке могли выжить преимущественно крупные организации, причем зачастую не отечественные, а иностранные аудиторы.
В этот период лицензирование осуществляли центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии. Эти органы устанавливали свои, особые условия выдачи лицензий. Такие условия отличались разве что в сторону ужесточения общепринятого порядка.

2 этап. Лицензирование

Регулирование деятельности аудиторов в соответствие с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в течение более 7 с половиной лет. Однако законодательное обеспечение аудиторской деятельности требовало совершенствования, поскольку Временные правила, сыграв важную роль в становлении аудита в России, полностью уже не отражали современного состояния на рынке, не соответствовали действительности и нуждались в реформировании.

Проект Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» был подготовлен на базе четырех ранее разработанных проектов. В нем также были использованы положительные позиции Временных правил, а также были учтены особенности перехода России к рыночной экономике, практика российских аудиторских компаний и в некоторой степени зарубежный опыт осуществления аудиторской деятельности. Подготовленный законопроект, с учетом поправок в первом чтении, расширил полномочия профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов, определил основные понятия аудита, а также общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ вступил в силу 9 сентября 2001 года, обозначив новый этап аудиторской деятельности в Российской Федерации. Условия и правила аудиторской деятельности, требования, предъявляемые к аудиторам и аудируемым лицам, приобрели силу закона.

Лицензирование аудиторской деятельности (до исключения данного пункта с 1 января 2006 года) также регулировал Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который предоставлял уполномоченному федеральному органу государственного регулирования аудиторской деятельности большие полномочия в области лицензирования аудиторской деятельности.

Среди этих правомочий можно выделить:

-предоставление лицензий;
-переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
-приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий;
-аннулирование лицензий без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора; ведение реестра лицензий;
-контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Законом о лицензировании отдельных видов деятельности установлен стандартный (при подаче документов на лицензирование любого вида деятельности) набор необходимых документов:

-заявление в произвольной форме (с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;
-места нахождения юридического лица (в заявлении необходимо указывать либо почтовый адрес, либо адреса используемых юридическим лицом для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений) или домашнего адреса по месту регистрации в паспорте предпринимателя и данных документа, удостоверяющего личность предпринимателя);
-нотариально заверенная копия учредительных документов (устав и учредительный договор);
-нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (свидетельства о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);
-нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления (платежное поручение с отметкой банка заявителя об исполнении, оригинал квитанции Сбербанка России с печатью отделения, в котором производилась оплата).

Кроме того, юридические лица — соискатели лицензии должны представить в лицензирующий орган один из документов, касающихся кадрового состава организации, указанных в п. 4 ст. 4 Закона об аудиторской деятельности и подп. «ж», «з» п. 5 Положения о лицензировании аудиторской деятельности

При этом под кадровым составом аудиторской организации понимаются все штатные сотрудники организации, за исключением хозяйственного и обслуживающего персонала.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии уполномоченный федеральный орган принимает решение в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за предоставление лицензии — в размере 1000 рублей.
Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством России.

3 этап. Новый виток в развитии аудиторской деятельности

Такой порядок предоставления лицензии будет действовать до 1 июля 2008 года, когда вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» ужесточил требования к саморегулируемым аудиторским объединениям (САО). Для приобретения статуса САО требуется не менее 3000 аудиторов (вместо 1000 по Закону № 119-ФЗ), в том числе индивидуальных аудиторов, или не менее 1500 аудиторских организаций (вместо 1000). Подобные требования позволят сформировать в России 4-5 саморегулируемых аудиторских объединений, имеющих многолетний практический опыт работы в данной области, что кажется оптимальным.

Смотрите так же:  Неустойка за просрочку поставки мебели неустойка

Данный проект Федерального закона значительно расширяет функции саморегулируемых аудиторских объединений. По ст. 21 проекта САО даны полномочия разрабатывать и устанавливать требования к вступлению в такое объединение, а также исключению из него, привлечения к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава этого объединения, а также федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Проект предполагает передачу большей части функций по регулированию аудиторской деятельности аудиторскому сообществу, что и отвечает задаче перехода на международную практику регулирования аудиторской деятельности. Государство в лице Минфина России будет лишь вырабатывать государственную политику, нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, анализировать отчеты саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, вести государственный реестр таких объединений, а также осуществлять надзор за их деятельностью.

Организация саморегулирования аудиторской деятельности в России отличается и будет отличаться от международного опыта. Сегодня в России, в отличие от большинства стран мирового сообщества с продолжительной историей аудита, действует 5 саморегулируемых объединений, а не одно, как это зачастую рекомендуется. Хотя сегодня и наблюдается укрупнение аудиторских объединений посредством слияния и поглощения, в России вероятнее всего будет существовать несколько саморегулируемых аудиторских объединений, согласно выводам Программных рекомендаций для организации деятельности профессиональных аудиторских объединений в Российской Федерации (разработаны в 2006 г. в рамках проекта ТАСИС «Осуществление реформы аудита в Российской Федерации»).

В настоящее время в Российской Федерации аккредитовано 5 профессиональных аудиторских объединений:

-некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России», созданное в 2000 году и дважды аккредитованное в Минфине России насчитывает сегодня свыше 2000 членов;
-некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» была создана в 1992 году и насчитывает сегодня более 1600 членов;
-некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов», учрежденное в 2000 году 36 компаниями, сегодня насчитывает 942 действительных члена, а также 24 ассоциированных и 9 аффилированных;
-некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов», учрежденное в 2002 году и «поглотившее» в 2004 году Национальную Федерацию Консультантов и Аудиторов, сегодня насчитывает 1864 аудитора и 497 аудиторских организаций;
-некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», созданный в 1997 году и насчитывающий около 1000 членов в лице аудиторских фирм.

Федеральный Закон «О саморегулируемых организациях» вступил в действие лишь 7 декабря 2007 года. Этот закон, наконец, создал законодательную базу функционирования саморегулируемых организаций, но его эффективность, de facto, можно будет оценить лишь по истечении нескольких лет. В данном Законе так и не было законодательно определено ограничение числа саморегулируемых организаций, которое, как преобладает мнение, и не должно иметь место, поскольку приведет к существенной концентрации рынка и доминированию нескольких игроков.

Зарубежный опыт саморегулирования сегодня оценивается зачастую как положительный, но сегодняшние саморегулируемые организации не обладают достаточным весом и недостаточно независимы в своей деятельности. На сегодняшний момент ни одна из организаций не отвечает требованиям проекта Федерального закона, который, после переноса срока вступления в действие на 2 года, должен вступить в силу 1 июля 2008 года. Профессиональные объединения пока очень молоды и слабы и делают лишь первые шаги в осуществлении проверок качества аудита. К тому же, осуществление некоторых видов аудиторской деятельности (аудит кредитных организаций) зачастую связано с наличием определенного «стажа», что и проверялось при получении лицензии. Саморегулируемые же аудиторские объединения выполнять необходимые для этого юридические процедуры пока не способны.

Введение нового порядка регулирования аудиторской деятельности, прежде всего, вызовет рост цен на услуги аудиторов, т.к. с переходом к САО затраты компаний возрастут (надо будет выплачивать членские взносы и отчисления в компенсационный фонд), а также спровоцирует уход с рынка небольших компаний, прежде всего, региональных.

Изменится качественный состав участников рынка аудиторских услуг: произойдет укрупнение и концентрация компаний, появятся новые игроки рынка за счет распада одних и объединения других компаний.

Возможно, в краткосрочной перспективе увеличится количество фирм, желающих заниматься аудитом, однако, они, скорее всего, быстро и исчезнут.

Изменения окажут положительное воздействие на рынок «черного аудита» — он постепенно начнет исчезать. Демпингующим компаниям станет не выгодно содержать определенное количество сотрудников, в соответствие с требованиями САО, при низком уровне цен на их услуги.

Лицензия и сегодня необременительна, поскольку является минимальной гарантией профессионализма аудитора. Однако присутствие в России в условиях саморегулирования аудиторской деятельности нескольких сильных профессиональных аудиторских объединений создаст основу для конкуренции среди них и в целом будет способствовать повышению эффективности их деятельности и росту авторитета профессии аудитора. К тому же, при условии введении обязательного членства в САО, все аудиторские организации попадут в единый реестр Минфина России, следовательно, в его зону контроля. А это значит, что отнюдь не только саморегулируемые организации будут преимущественно определять дальнейшее развитие рынка аудиторских услуг.

Профессионалы рынка аудиторских услуг, в общем, ратуют за новый порядок, который должен вступить в силу с 1 июля 2008 года, но, опять же, с некоторыми оговорками.

Давид Левин, директор по работе с аудиторами Института Профессиональных Бухгалтеров России:

То, какое место займут профобъединения, в системе после принятия поправок к Закону, зависит от того, какой вариант пройдет. Если будут приняты предложения Минфина (1500 организаций и/или 3000 аудиторов), то мы будем иметь, скорее всего, 3 достаточно мощных и самостоятельных профессиональных объединения, располагающих достаточными ресурсами для саморегулирования (стандартизация, контроль качества, обучение и повышение квалификации)

Если пройдет вариант комитета по собственности Госдумы (100 организаций и /или 300 аудиторов), то будут десятки (а может сотни) «семейных» профобъединений, имитирующих саморегулирование.

После изменения порядка лицензирования принципиально новым будет то, что все аудиторы должны будут вступить в профобъединения, а будет ли это реальный контроль за аудиторами или имитация, см.выше.

После введения нового порядка лицензирования принципиальных изменений в деятельности ИПБ России, думаю, не будет, т.к. уже сегодня наш институт де-факто выполняет все функции саморегулирования: объединяет наибольшее в России количество профессионалов — бухгалтеров (более 100000), аудиторских организаций (около 1000), аудиторов (более 5000); является действительным членом международной федерации бухгалтеров (IFAC); ведет реестр своих членов; разрабатывает внутрифирменные стандарты и кодекс этики для своих членов; переводит на русский язык международные стандарты аудита и готовит проекты национальных стандартов, соответствующих международным; осуществляет большой комплекс мероприятий по организации контроля качества работы аудиторских организаций; проводит обучение и повышение квалификации (пока только для бухгалтеров). Скорее всего, значительно (в разы!) возрастут объемы работы.

Изменения, с моей точки зрения, произойдут в работе аудиторов и аудиторских организаций, поскольку в силу обязательного членства все они будут обязаны вступить в саморегулируемые организации и, следовательно, качество их работы кем-то будет контролироваться.

Сергей Шапигузов, президент аудиторско-консалтинговой компании ФБК:

Это почти аксиома: отмены лицензирования не произойдет, пока не будут приняты поправки к закону «Об аудиторской деятельности». Если эти поправки не будут приняты до лета, то и после 1 июля мы будем жить по-старому.

Какими будут эти поправки трудно сказать. Если курировать этот законопроект по-прежнему будет известный думский мечтатель Виктор Плескачевский, я надеюсь, ситуация с принятием поправок останется патовой.

Мягко говоря, спорных моментов в проекте Закона много.

Напомню, что предполагается заменить лицензирование аудиторов на их обязательное членство в саморегулируемых организациях — СРО, которым и должны быть переданы контрольные функции, что само по себе неплохо. Но проектом Закона устанавливаются такие нормы, что, скорее всего, будет создано более 30 СРО. На наш взгляд, чем меньше таких организаций будет – тем лучше. Практика показывает: чем меньше профессиональное объединение, тем больше по своей идеологии оно напоминает организованную преступную группировку.

Мы против создания института круговой поруки среди аудиторов – а фактически сейчас предполагается именно это. Мелкие СРО должны создать фонд, из которого – если аудитор провинился – будет покрываться ущерб. Провинившийся аудитор будет прятаться за СРО, которая его приняла. А коллеги будут защищать его, чтобы не платить! Иными словами, это стимулирует аудиторов не защищать общественный интерес, а защищать интерес своего кармана. Это неправильно. Совсем не такого результата мы хотим достичь – нам бы хотелось, чтобы профессиональное сообщество принципиально оценивало работу аудитора.

Еще один момент – способ взаимодействия аудиторов с клиентами. Плескачевский предлагает по существу индивидуальную ответственность аудиторов за свою работу. И это, в принципе, необходимая вещь. Но… Такая практика была хороша сто лет назад. Сегодня во всем мире от этого ушли! Просто это никак не ложится на аудит крупных компаний. И дело даже не в том, что будет написано, например, аудитор «Газпрома» — иван иванов. Просто такие крупные компании чисто технически не могут «аудироваться» одним физическим лицом. Они «аудируются», как правило, крупными аудиторскими компаниями.

Есть ощущение, что Дума пытается поставить некий эксперимент над рынком профессиональных консультантов. Кстати, г-н Плескачевский уже творчески подошел к закону «Об оценочной деятельности». Теперь мы имеем закон, который уже все хотят поменять. Очень не хотелось бы, чтобы аудиторов ждала судьба оценщиков. В этом смысле можно только аплодировать Минфину, который упорно не соглашается с теми идеями, которые генерируются думскими мыслителями в отношении аудиторов.

Геннадий Николаевич Иванов, председатель совета директоров ЗАО «СВ Аудит»:

Лицензирование аудиторской деятельности прекращалось с 1 июля 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 N 252-ФЗ и было возобновлено с 25 июля 2007 года Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ.

Нужно сказать, что подобная процедура отмены лицензирования и её возобновления происходит уже не первый раз не только в аудите, но и в оценочной деятельности. И честно говоря, некоторая неподготовленность и поспешность решения вопроса отмены лицензирования аудиторской деятельности вызывает неоднозначную реакцию в аудиторском сообществе.

Известно, что с отменой лицензирования Министерство финансов передаст права по контролю аудиторских организаций саморегулируемым организациям (СРО). Таковых на сегодняшнее время несколько, среди них Московская Аудиторская Палата, Аудиторская Палата России и другие организации. Мы уже являемся членами основных профильных саморегулируемых организаций на протяжении многих лет, поэтому новый порядок передачи контрольных функций в СРО, на наш взгляд, кардинально не изменит деятельность нашей и многих других аудиторских компании. Коммуникация с профессиональными объединениями налажена, мы соблюдаем внутренние правила аудиторской деятельности и профессиональной этики СРО. Мы работаем на аудиторском рынке более 10 лет, за эти годы сотрудничество с саморегулируемыми организациями стало действительно эффективным.

Смотрите так же:  С чего начисляется пенсия по инвалидности

Понятно, что на сегодняшний день государству трудно осуществлять контроль более чем 7000 аудиторских организаций, поэтому передача этой обязанности СРО видится эффективным решением проблемы. Ведь в этом случае государство будет регламентировать только деятельность СРО. Однако в последнее время каждые полгода происходит новый виток нестабильности – законодатели вновь и вновь меняют порядок лицензирования, что не добавляет оптимизма ни СРО, ни аудиторским организациям. Самое интересное, что существующая на данный момент практика решения вопроса лицензирования аудиторской деятельности не даёт уверенности в том, что через полгода вновь не произойдёт изменений. Возможно, колебания законодателей связаны с тем, что СРО видятся государственным органам пока ещё недостаточно подготовленными для решения поставленных перед ними действительно серьезных методологических и контрольных задач.

Наша позиция заключается в том, чтобы все сообщество аудиторских компаний России имело четкую и однозначную позицию государства по вопросу отмены лицензирования в области аудита. Мы хотим иметь уверенность в том, что к назначенной дате СРО будут удовлетворять всем необходимым требованиям государства и однозначно смогут взять на себя всю полноту власти и ответственности в части взаимодействия с аудиторскими организациями. Мы выступаем за подготовленное, качественное и точное по срокам решение вопроса.

Иван Григорович, генеральный директор ЗАО «РУФАУДИТ»:

На сегодняшний день на рынке можно отметить «расслоение» как клиентов, так и компаний, оказывающих аудиторские услуги. Я бы выделил 3 слоя (уровня) заказчиков, и, соответственно, аудиторов:

Филиалы мировых грандов и крупнейшие российские компании, ведущие бизнес за пределами РФ – это заказчики «большой четверки» (Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers). С соответствующими ожиданиями и ценами. Крупные и средние российские компании, филиалы иностранных организаций, считающие деньги, не готовые переплачивать слишком много за имя аудитора, точно знающие для чего им нужен аудит, пусть и обязательный. Аудит у таких клиентов проводят ведущие российские аудиторы. Цены на услуги ниже, чем в первой группе, но соответствуют реальным на рынке профессиональных услуг. Малый и средний бизнес, масштабы которого «заставляют» менеджмент компании проводить обязательную аудиторскую проверку отчетности, а также организации с государственным и муниципальным участием в капитале. Это зачастую заказчик не услуг, а документа с печатью и подписью аудитора. Это – простор для демпинга, а, следовательно – неквалифицированных услуг.

Реальный бизнес аудиторских компаний возможен только с первой и второй группами заказчиков. Это рынок настоящих профессиональных услуг в сфере аудита, на нем существует здоровая конкуренция. А вот демпинг, «серый» или «черный» аудит не имеет ничего общего с реальным аудитом, выражением мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Целью нашей Компании является содействие нашим Клиентам в развитии бизнеса путем предоставления качественных услуг, основанных на глубоком опыте и фундаментальных знаниях.

Мы придаем большое значение контролю качества оказываемых услуг внутри организации. В Компании разработана, внедрена и успешно действует система контроля качества, которой охвачены все аспекты деятельности. Являясь национальной компанией наиболее динамично развивающейся международной сети JPA International, ЗАО «РУФАУДИТ» проходит контроль качества услуг со стороны этой сети. В 2003-2005 годах мы успешно прошли проверку соответствия оказываемых услуг действующему российскому законодательству со стороны Минфина РФ, а также Национальной федерации консультантов и аудиторов (сегодня – Российская Коллегия Аудиторов).

В нашей компании на сегодняшний день работают аттестованные аудиторы, которые являются членами саморегулируемых аудиторских объединений, аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации. В этом смысле, принятие закона, обязывающего аудитора быть членом одного из СРО, для наших сотрудников мало что изменит.

Система профессиональной подготовки, повышения квалификации, наставничества успешно действует в нашей компании, и я могу сказать, что работаю в команде ответственных профессионалов.

Мы ежегодно добровольно страхуем свою профессиональную ответственность в ведущих страховых компаниях России на суммы, которые покрывают наши риски по договорам на оказание услуг. Если предлагаемая система компенсационных фондов СРО сможет предложить такой же четкий, понятный механизм страхования профессиональных рисков аудитора, я буду только рад.

Основной вопрос, который существует при рассмотрении нового порядка регулирования аудиторской деятельности – кто же все-таки будет основным игроком на аудиторском рынке России? Отдельный аудитор, пусть и обладающий выдающимися профессиональными навыками или команда единомышленников, Компания, способная организовать процесс оказания аудиторских услуг, создания ноу-хау, защиту конфиденциальной информации о клиентах и т.п. Выполнение всего комплекса мер, навряд ли будет под силу индивидуальному аудитору. К тому же повышается вероятность появления «карманных» индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, обслуживающих узких круг доверенных клиентов.

Опыт зарубежных стран

Совершенствование аудиторской деятельности в России идет в последние годы достаточно активно. И, очевидно, законодательное обеспечение деятельности должно следовать за темпами развития рынка. Главной задачей реформирования законодательной базы должно быть, прежде всего, формирование единых требований к качеству работы аудиторов в виде обязательных аудиторских стандартов и их приближение к международным.

Сегодня органы государственной власти занимаются изданием соответствующих нормативных документов, аттестацией аудиторских кадров, лицензированием аудиторской деятельности, контролем качества работы, сбором и анализом специальной отчетности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В развитых странах данные полномочия делегированы профессиональным объединениям.

Целью внесения изменений в регламентацию аудиторской деятельности в Российской Федерации является отход от государственного регулирования и лицензирования данного вида деятельности и делегирование данных полномочий негосударственным саморегулируемым аудиторским профессиональным объединениям, как в большинстве развитых стран мира.

В большинстве развитых стран признается эффективным саморегулирование аудиторской деятельности при передаче этих функций одному аудиторскому объединению. Так, в Германии, Франции, США, Японии действует единственная саморегулируемая организация, в Великобритании же наличие трех таких аудиторских объединений обусловлено только различной территориальной принадлежностью данных организаций.

В Великобритании регулирование аудиторской деятельности осуществляется тремя ведущими профессиональными объединениями: Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (TCAEW), Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS), Институтом присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI). Институт присяжных бухгалтеров Шотландии является старейшим в мире профессиональным объединением бухгалтеров: с 1854 года все выпускники Института получают квалификацию присяжного бухгалтера, которая дает право подписывать аудиторские отчеты при наличии и соответствии других составляющих соответствующих аудиторской профессии. Данными 3 организациями создан объединенный отдел мониторинга (JMO), в котором работает 48 специалистов.

В Германии профессиональные интересы всех аудиторов, присяжных ревизоров бухгалтерских книг, аудиторских фирм и обществ по ревизии бухгалтерских книг представляет Палата аудиторов. Данная организация профессионального самоуправления аудиторов также осуществляет надзор за выполнением ими профессиональных обязанностей.

Задачи по регулированию аудиторской деятельности во Франции в соответствии с декретом от 12.08.1969 и постановлением Правительства от 24.01.1994 возложены на Национальную компанию комиссаров по счетам Франции (CNCC). Главная цель деятельности данной организации – контроль за правильным осуществлением аудиторами своей профессиональной деятельности, защита чести и независимости ее членов.

Аудиторскую деятельность в США осуществляет Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров, который устанавливает профессиональные требования, проводит исследования и публикует материалы по тематике, связанной с бухгалтерским учетом, аудитом, консультационными услугами для администрации и налогами.

В Японии рынок аудиторских условий находится в ведении Института сертифицированных общественных бухгалтеров, основанного в 1966 году. Данная саморегулируемая ассоциация является единственной организацией для сертифицированного общественного бухгалтера: квалифицированные специалисты, которые намерены заниматься практической деятельностью, имея звание сертифицированного общественного бухгалтера, должны стать членами данного Института. Кроме того, по итогам каждой аудиторской проверки в данный Институт представляется отчет с заключением.

В Российской Федерации в настоящее время на рынке аудиторских услуг наблюдается усиление роли саморегулируемых организаций, которые представляют законные интересы своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Они разрабатывают и устанавливают обязательные для выполнения своими членами правила профессиональной деятельности, внутренние правила и стандарты деятельности и профессиональной этики. Они также контролируют деятельность своих членов на предмет соблюдения законодательства и установленных правил, рассматривают жалобы на их действия.

Использование зарубежного опыта в формировании основ аудиторской деятельности и формированием института саморегулирования оценивается положительно, но, очевидно, должно быть более продуманным и подготовленным. В России пока не работают факторы обеспечения качества аудита, присутствующие в развитых странах. Потребители не готовы пользоваться «репутационным механизмом» при выборе аудитора. Саморегулируемые организации еще не готовы взять на себя полную ответственность по обеспечению качества аудиторских услуг. Переходный период с его всеми возможными противоречивыми последствиями неизбежен. К тому же, нет гарантии, что 1 июля 2008 года данный закон все-таки вступит в силу, а не застрянет в коридорах власти, как 2 года назад.

Другие публикации:

  • К рабочим местам предъявляются требования по Какие общие требования безопасности предъявляются к рабочим местам электросварщиков? Какие общие требования безопасности предъявляются к рабочим местам электросварщиков? К рабочим местам электросварщиков предъявляются […]
  • Налоговые льготы на транспортный налог для ветеранов боевых действий Льготы по уплате транспортного налога Транспортный налог относится к региональным налогам, порядок его уплаты установлен не только Налоговым кодексом Российской Федерации, но и Законом Владимирской области от 27.11.2002 № 119-ОЗ «О […]
  • Зарплата прокурора за месяц Какая зарплата у прокурора в разных регионах России Прокуратура относится к ряду основных служебных органов, защищающих правопорядок. Предотвращение коррупционных процессов в этой области является важнейшей задачей любого государства. […]
  • Льготы в кинотеатре Скидки и льготы Скидки не распространяются на сеансы с ограничением прокатных компаний До 5 лет бесплатно по билету сопровождающего, при условии, что ребенок не занимает отдельное кресло. С понедельника по пятницу (кроме праздничных […]
  • Купить санаторий в крыму в собственность Купить санаторий в Крыму Продается база отдыха «Ласточка», Ленинский р-он, село Каменское База отдыха «Ласточка» расположена на площади 0.9 га, на берегу Азовского моря. Количество номеров: 46 находящихся в одно и двух этажных домиках. […]
  • Требования к основаниям кровли Требования к основаниям при устройстве стяжки на кровле Основанием под водоизоляционный ковер могут служить ровные (горизонтальные) и наклонные поверхности: - железобетонные несущие плиты, швы между которыми заделаны цементно-песчаным […]
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок