Давид Гоцман в жизни и на экране: легендарный одесский сотрудник уголовного розыска

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд родился в Одессе в 1913 г. Семья жила на Молдаванке на улице Садиковской, 37. Его отец, строитель-печник, умер, когда мальчику было 7 лет. Некоторое время ему пришлось жить в детдоме, пока старший брат-красноармеец не вернулся в Одессу и забрал его оттуда. Это было время Гражданской войны и разгула преступности. Детдомовские были знакомы с миром криминала не понаслышке, очевидно, еще в те времена Давид решил бороться с бандитами и защищать честных граждан.

Прежде чем стать сотрудником угрозыска, Давид Курлянд работал печником, сапожником, рабочим на фабрике. В Одесский уголовный розыск он попал по направлению комсомола. За несколько лет Давид прошел путь от помощника до старшего опера. Он раскрывал сложные дела одно за другим, тщательно планировал операции и не рисковал, как его экранный двойник, в одиночку отправляясь брать банду. Коллеги называли его «профессором по борьбе с бандитизмом», а уголовники – «одесским волкодавом».

С началом ВОВ Курлянд принимал участие в обороне Одессы в 1941 г., а затем в эвакуации боролся с бандитизмом в Узбекистане. Ведь среди эвакуированных были валютчики, бандиты, дезертиры, а в их поиске чутье никогда Курлянда не подводило. Ему было всего 28 лет, когда его назначили заместителем начальника управления уголовного розыска Узбекистана.

По возвращении у Курлянда работы было хоть отбавляй – послевоенную Одессу буквально накрыло волной преступности. Разруха, нищета, голод и доступность оружия способствовали обострению криминогенной обстановки. Нехватка продовольствия толкала людей на преступления. Часто убивали офицеров, вернувшихся с фронта, за оружие и продуктовые карточки. Вооруженные дезертиры совершали разбойные нападения, убивая целые семьи.

Но в городе все-таки удалось навести порядок. Заместитель начальника одесского уголовного розыска Давид Курлянд не давал спуску бандитам. По словам сына Курлянда Анатолия, «отца уважали и боялись, в том числе и бандиты. Фамилия Курлянд приводила в ужас преступников». Ему удалось ликвидировать известную банду «Черная кошка», состоящую из 19 рецидивистов, а также банды «Додж 3/4» и «Одесский Тарзан».

После выхода на пенсию в 1963 г. Курлянд еще долго читал лекции в школе МВД, участвовал в создании музея истории одесской милиции, в котором теперь можно увидеть экспозицию, посвященную самому Курлянду. В 2008 г. у входа в здание одесского областного управления МВД был открыт памятник сотрудникам одесского послевоенного уголовного розыска, который в народе называют памятником Давиду Курлянду.

О том, как в послевоенной Одессе боролись с преступностью, Давид Курлянд рассказал в своих воспоминаниях. Именно этот документ и стал основой для создания сценария «Ликвидации». Фильм вышел на экраны в 2007 г., через 14 лет после смерти Давида Курлянда. Родственники Курлянда сильно разошлись во мнениях о его образе в сериале: если внук Владимир счел, что Машкову удалось точно передать характер деда, то сын, Анатолий Давидович, заявил, что создатели фильма «мало того, что сюжет фильма «содрали» с дневников отца, так еще и его образ полностью исказили. Владимир Машков только внешне смахивает на отца, но отец был добрее».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ликвидация: что осталось за кадром

Ретротелефильм «Ликвидация» с Владимиром Машковым в роли одесского опера Давида Гоцмана стал одной из главных удач на поприще российских сериалов. Критики ставят «Ликвидацию» в один ряд с «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны», а зрители просто проголосовали за картину пультами. Так что же в «Ликвидации» есть такого, чего никому в новейшей отечественной ТВ-истории не удалось повторить?

Ну, во-первых, там есть Владимир Машков, и это главное. Среди актерских удач «Ликвидации» (щипач Фима — Сергей Маковецкий, маршал Жуков — Владимир Меньшов, шпион «Академик» — Михаил Пореченков, тетя Песя — Светлана Крючкова и др.) он все равно «намбер ван». А ведь изначально эту роль писали для актера совсем другой типажности — эдакого большого брутального мачо, желательно лысого.

«МАШКОВ — БЕЛОСНЕЖКА, А НЕ КРУТОЙ МАЧО»

— История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма, — рассказывает режиссер картины Сергей Урсуляк. — Алексей Поярков (сценарист) писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном, таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру. Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Я решил проверить. Пришел домой и говорю Лике (жена Урсуляка, актриса Лика Нифонтова. — Ред.): представляешь, Машкова мне предлагают на главную роль! Лика сразу стала меня лучше кормить. Своей группе сказал — увидел вдруг радостные лица. И тут я испугался, что Машков откажется. Живет он в Лос-Анджелесе, у него контракты с Голливудом, эдакий «властелин с горы». Послали ему сценарий, Володя прочитал, и… семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана. То, что его воспринимают как секс-символ, мне кажется ошибкой. Он тонкой и ранимой органики человек, с особой энергетикой. И невероятной нежности и доброты. Он — Белоснежка, а вовсе не крутой мачо…

Однако для того, чтобы добиться такого впечатляющего успеха, Машкову тоже пришлось потрудиться. Он почти безвылазно прожил в Одессе целый год. Постригся под «полубокс», принципиально не вылезал из пиджаков и галифе по послевоенной моде. Еще, по слухам, актер похудел для этой роли на 20 кг и почти все трюковые сцены в фильме исполнял сам. Был, по словам Светланы Крючковой, «не Володей Машковым, а Гоцманом. Ходил всюду, плевал свои семечки и был абсолютно счастлив».

Машков много общался и с ветеранами одесской милиции, и с «авторитетами» воровского мира. Один из «кидал», когда-то зарабатывавший деньги в игорных притонах, обучал актера «финтам» при игре в карты. Но для него в принципе все это было не внове — помог аналогичный опыт в картине «Вор», да и собственные воспоминания. Владимир никогда не скрывал, что в Новосибирске у него была довольно-таки криминальная юность, уличные драки до первой крови. И поступать в театральный он приехал не только с жутким говором, но и с поддельной золотой фиксой на переднем зубе…

Прославленному одесскому жаргону актеров обучали как местные лингвисты, так и аборигены. Машков рассказывал, что когда они с оператором картины Михаилом Сусловым ходили по городу, высматривая «натуру» для съемок, то зашли в один двор на Молдованке. Тут же вышла пожилая одесситка: «Да бросьте этой ерундой заниматься — идемте лучше покушать». Ей объясняют, что это для кино, из Москвы снимать приехали. И тогда она говорит: «Так вы тудой-сюдой. Ну, я сейчас на вынос вам что-то сделаю». Фраза целиком вошла в картину.

Полуофициальным консультантом группы «по Одессе» был и актер Леонид Заславский, который вырос в этом городе. Захаживая на съемочную площадку, он обогащал диалоги колоритными фразочками вроде: «Не тяните кота за все подробности», — или же: «Дел до гланд». В интервью Владимиру Познеру Машков признался, что еще долго «гэкал» и «шокал» после «Ликвидации». В другой раз актер поведал, что до того вжился в Одессу, что даже местные «криминальные элементы» принимали его за своего.

— Моей задачей было каким-то образом раствориться в Одессе. Чтобы где-нибудь в районе Молдаванки меня не отличали от местных жителей, — рассказывает Машков. — Помню, рано утречком я стоял возле вагончиков нашей съемочной группы, и тут подбегает костюмер с криками: «Украли! Украли!». «Что украли?» — переспросил я. «Да утюг!» — ответил он мне. Ну я подхожу к вагончику, смотрю — гладильная доска стоит. Успокаиваю его: «Да ничего, доска есть, сейчас откроется что-нибудь, купим утюг». И пошел погулять чуть дальше. Смотрю — мужичок идет, пошатываясь, прямиком в вагончик и вытаскивает доску. Я ему: «Мужик, ты что делаешь?» — а он отвечает: «Слышь, я тут утюг взял, смотрю — еще и доска есть. » И даже попросил помочь ему ее дотащить…

КТО ПРОТОТИП ГОЦМАНА?

…А началось все в 2004 году, когда режиссеру и продюсеру Олегу Компасову попалась в руки книга «Бандитская Одесса» Виктора Файтельберг-Бланка. Документальный трехтомник на основе архивных документов из Одесского уголовного розыска увлекал почище вымышленного «криминального чтива». Там была шикарная история о том, как попавший в опалу у Сталина Георгий Константинович Жуков был «сослан» командовать Одесским военным округом. Приехав, маршал Победы обнаружил в Одессе-маме разгул послевоенного бандитизма, а в молдавских горах — россыпь «лесных братьев». Жуков решил это дело прекратить. Под его руководством была разработана операция «Карнавал», в которой участвовали самые опытные офицеры, как мужчины, так и женщины… Кроме того, сценарист «Ликвидации» Алексей Поярков консультировался с ветеранами НКВД и очевидцами тех событий. Отыскали даже секретаршу Жукова. Для полноты ощущений Поярков прожил в Одессе восемь месяцев — ездил в трамваях, стоял в очередях. В итоге вышел такой сценарий, что…

— Помню, мне в руки попали первые девять серий — читал не отрываясь!» — вспоминает исполнитель роли Жукова Владимир Меньшов. — И так мне было обидно, что еще в девятой серии не было понятно, кто же там главный предатель, главный негодяй… Я тут же начал звонить режиссеру и говорить: «Послушай, мне не прислали последние серии… кто же там злодей?! Не говори, я прочту».

После выхода и успеха «Ликвидации» в 2007 году много было разговоров о прототипе Давида Марковича Гоцмана. Чаще других называли Давида Михайловича Курлянда по прозвищу Одесский волкодав — заместителя начальника Одесского УГРО в те годы. Сын Давида Михайловича Анатолий даже выступил в прессе с «опровержением» — сценарий передрали с дневников отца, а его образ полностью исказили. Кстати, реальный Одесский волкодав вышел на пенсию в 63 года в должности заместителя начальника управления МВД Украины в Одесской области, был награжден орденом Красной звезды и скончался в 1993-м.

— Огромное количество сейчас появилось «прототипов образа Гоцмана», — говорит Урсуляк. — А у нас это образ собирательный. Достаточно абстрактный. Нам скорее был важен одессит вообще, а не конкретный человек. Ничего большего за этим нет. Если так рассуждать, то завтра появится прототип сына Гоцмана, мы найдем в Израиле Нору, которая эмигрировала в 1970-е годы…

Среди прототипов Гоцмана «числится» и Виктор Павлов, возглавлявший отдел по борьбе с бандитизмом УНКВД Одесской области. Схожая с показанной в фильме история произошла с ним после Великой Отечественной в Ингушетии. Павлову удалось обезвредить главаря терроризировавших местное население бандитов – им оказался блондин высокого роста по кличке Батя, умеющий виртуозно водить автомобиль, судимый еще до войны и приговоренный к высшей мере наказания. В его банде были дезертиры, бывшие полицаи. Оружие приобретали еще у немцев. Воевали не против «наших» за немцев, а против всех за «красивую жизнь» (герой Пореченкова говорил то же самое). Были и другие «гоцманы»: Артем Кузьменко, заместитель начальника Управления НКВД по Одесской области, оперативник Франк, сотрудник специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкель Шлемович Флиг. Кстати, отчество «Маркович» было у Артема Кузьменко. Однако по ухваткам и умению разговаривать с бандитами, как говорят, Гоцман больше похоже на Франка.

Смотрите так же:  Увольнение по сокращению как оформляется

ОДЕССА-МАМА

Обаяние Одессы и прославленный юмор ее обитателей стали полноправными соавторами картины. Съемки проходили в реальных жилых квартирах и подъездах, где с послевоенных времен мало что изменилось. Маскировали только решетки на окнах первых этажей, а газовые трубы прятали за дикий виноград.

— Снимали мы в центре Молдаванки, в настоящем одесском дворике на Колонтаевской, 24, — рассказывает Светлана Крючкова. — Не верьте тому, кто говорит, что старой Одессы уже нет. Она есть, была и будет всегда, пока жив хоть один последний одессит! Вы только представьте: маленький старый дворик на десяток семей, никто на ночь дверь не запирает, а ставят в дверной проем палочку под углом 45 градусов, чтобы был доступ воздуха, ну и крыса чтобы не пробежала. Жара неимоверная, и никаких кондиционеров!

Съемочная группа по-своему отблагодарила гостеприимных одесситов. В одном из двориков на Молдаванке благодаря фильму появились деревянные ворота. «Я такая радая!» — сказала по этому поводу местная жительница баба Люда. И это тут же вошло в фильм. «Давид Маркович, я такая радая!» — восклицает тетя Песя.

Кроме дворов Молдованки в «Ликвидации» в роли местожительства Норы «снялся» еще один прославленный одесский уголок – «двор Ирода Великого». Двор получил такое название потому, что в нем до революции располагался бордель, в котором действовал подпольный абортарий. Сегодня по местам съемок «Ликвидации» водят экскурсии, а двор, где жил Давид Гоцман со своими колоритными соседями, стал местом паломничества. И лестница, по которой ходили тетя Песя и Эммик, и окна квартиры Давида Марковича, дерево, где крепился умывальник, крылечко вора в законе дяди Ешту — все это не менее узнаваемо, чем Потемкинская лестница, прославленная Эйзенштейном.

НЕ УБИЛИ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ?

Давид Гоцман был не единственным образом, который менялся в процессе съемок. Эммик, которого сыграл шарообразный Александр Семчев, вначале виделся режиссеру как «маленький, худенький, такой шлемазл». Фима (Сергей Маковецкий) «прожил» дольше на две серии — по сценарию его за стукачество должны были порешить гораздо раньше. Значительно расширилась роль тети Песи, а ведь вначале ее вообще думали убрать из фильма. Когда на пробах на Светлану Крючкову надели парик, широкую юбку с фартуком и обули в сандалии, ее не узнал даже младший сын. А когда режиссер услышал ее «сыночка», «бруки» и «полотенечко», то понял, что тетя Песя есть… До последнего не было ясно, каким будет финал картины. Отсняли несколько вариантов. В одном из них Гоцман умирал. В этом финале должен был погибнуть еще и злополучный Эммик. Но в итоге решено было оставить их в живых. Вследствие чего, возможно, у продюсеров появилась идея снять «Ликвидацию-2», пока не нашедшая воплощения.

ПОСЛЕДНЯЯ РОЛЬ АНДРЕЯ КРАСКО

Наверное, уже не все помнят, но именно на съемках «Ликвидации» ушел из жизни замечательный питерский актер Андрей Краско. Он скончался от сердечной недостаточности 4 июля 2006 года во время ночной смены. Краско играл роль Фимы до Маковецкого, с ним успели отснять несколько сцен.

— Приглашая Андрея, у нас с ним была договоренность, что вредные привычки он оставляет за бортом, — пояснял Сергей Урсуляк. — Грубо говоря, он не должен был пить. Мы с ним железно договорились, и Краско сдерживал слово достаточно длительное время. Его съемки были разбиты на периоды — три дня, через месяц еще три дня. Но на второй блок съемок Краско приехал уже, видимо, «развязавшимся». В этом состоянии он не снимался — я отменял съемки. Но в какой-то момент ему стало плохо с сердцем, и Андрея просто не успели довезти до больницы. Такое вот стечение обстоятельств, никакой особой подоплеки не было. Скорая долго не хотела ехать, долго не хотели верить, что это был именно он, у Андрея не было украинского страхового полиса… Да, это было. Но основная беда в том, что многие наши актеры себя просто не берегут.

ОН ЖЕ ПАМЯТНИК!

Кроме приза «ТЭФИ»-2008 и «Золотого орла» за роль в телефильме «Ликвидация» Владимир Машков также получил «Золотого дюка» и грамоту МВД Украины, стал Почетным гражданином Одессы и Почетным работником МВД Украины. Через год после выхода фильма возле здания милиции установили бронзовую скульптуру в честь милиционеров послевоенного времени. Одесситы тут же прозвали монумент, окруженный бронзовыми голубями, памятником Гоцману. С тех пор здесь всегда полно туристов: фотографируются, трут сумку — чтобы удача в работе сопутствовала. Правда, через несколько месяцев после открытия памятника одного бронзового голубя украли.

ЛЯПЫ ИЛИ АНАХРОНИЗМЫ?

Многие ревнители достоверности и в «Ликвидации» нашли, к чему придраться. На какие-то неточности авторы фильма пошли сознательно. Например, на упоминание фильма «Подвиг разведчика», который был снят в 1947 году, то есть на год позже времени действия сериала. Первоначально планировалось включить в сериал отрывок из «Осады», но Сергей Урсуляк решил, что этот фильм большинство современных зрителей не смотрели, и с ним не будет никаких ассоциаций. В кадре присутствует афиша еще одной кинопремьеры 1947 года — фильма «Весна». На столе лежит коробка с фильмом «Полосатый рейс», который был снят значительно позже — в 1961 году. Также намеренным анахронизмом является исполняемая Утесовым на концерте песня «У Черного моря», которая в действительности была написана в 1951 году.

И ЕЩЕ:

Жукова перевели в Одессу в июне 1946 года, а СМЕРШ был упразднен в мае того же года. Тем не менее СМЕРШ неоднократно упоминается в фильме как действующее подразделение МГБ.

Массового ареста «воров в законе» на концерте Леонида Утесова, а тем более их фальшивого расстрела, в реальности не было. Пойманных бандитских вожаков расстреляли в катакомбах.

Манера ходить с двумя пистолетами не была присуща работникам советского уголовного розыска. Начальники уголовного розыска не ходили по городу с гранатой в кармане. Вообще, эта должность была скорее кабинетной.

В сериале не заперты ворота зданий, посторонние люди приходят в любой двор ночью. На деле ворота после войны закрывались после 22.00 лично дворником, у которого были ключи.

В фильме Жуков снимает с должности начальника Управления военной контрразведки и заменяет его другим человеком. В реальности же начальник УВК в 1946 году входил в структуру МГБ и Жукову не подчинялся.

ПЕРЛЫ «ЛИКВИДАЦИИ»

— Дава, а шо Ада Изральевна?
— Умерла, еще до войны.
— До войны? А я собралась к ней в гости пойти.
— Так уже не спешите.

— Фима, закрой рот с той стороны, дай доктору спокойно сделать себе мнение.

— И будешь учить Уголовный кодекс от заглавной буквы «У» до тиража и типографии!

— Не делай мне нервы, их есть еще где испортить.

— Всем три шага назад и дышать носом.

— Картина маслом. Все свободны.

— Вот уважаем вас, но тьфу вам под ноги за ваше каменное сердце!

— Эмиль Гершевич?
— Почти! Давид Маркович.

«Гоцман умер от инфаркта, а Нора с Мишкой уехали в Москву»

Среди телевизионных событий уходящего года под номером первым конечно же идет «Ликвидация» Сергея Урсуляка, показанная на канале «Россия». Это не сериал, а настоящий многосерийный художественный фильм, где остросюжетная интрига сочетается с поразительно точной атмосферой и великолепной актерской игрой. «Известия» пригласили в гости создателей «Ликвидации» — Сергея Урсуляка, его жену, актрису Лику Нифонтову, сыгравшую роль Норы, автора сценария Алексея Пояркова и композитора Энри Лолашвили. В разговоре принимали участие главный редактор Владимир Мамонтов, редактор отдела культуры Елена Ямпольская, обозреватели Вита Рамм, Анна Федина и Михаил Марголис.

Вита Рамм. 14-серийный фильм режиссера Сергея Урсуляка, снятый в кинокомпании «Централ Партнершип», на мой взгляд, встал в один ряд с такими телефильмами, как «Михайло Ломоносов», «Тени исчезают в полдень», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя». Из новых в этот же ряд могу поставить «Штрафбат», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина». Я называю работы, вызвавшие не только большой интерес, но и дискуссии. Спорили не только зрители, но и специалисты. В случае с «Ликвидацией» особую активность проявили военные историки. Претензии к художественному фильму, на мой взгляд, были весьма странными. Мол, и Жуков не так приезжал, и с бандитизмом не так боролись, и, конечно, всех возбудила финальная часть. Все дружно удивились — откуда в одесских степях «лесные братья». Потому мой первый вопрос — к сценаристу Алексею Пояркову. В момент написания сценария использовались ли какие-то исторические документы или все, что мы видим в фильме, — это импровизация на тему Одессы и 1946 года?

Алексей Поярков. По «лесным братьям» могу объяснить, что в Одесский округ, куда Сталин сослал маршала Жукова, входила и Молдавия. А там были и леса, и «лесные братья». К сожалению, по финансовым соображениям мы не могли снять написанную сцену, как «братья» прибывают на поездах. В целях экономии им достались три грузовика. Хочу напомнить историкам, что «лесных братьев» ловили аж до 1956 года.

Рамм: А еще от чего пришлось отказаться по финансовым соображениям?

Поярков: От эпизода на стадионе. В августе 1946 года на одесском стадионе состоялся футбольный матч. Играли «Пищевик» со «Стахановцем» из города Сталина, счет был 5:3. По полю должны были бегать футболисты с реальными фамилиями, а на трибуне активно должен был «болеть» Исаак Гроссман, легендарный одесский футбольный эксперт, который после забитого гола всегда плясал, а человек был корпулентный. Но мы поняли, что бюджет фильма не выдержит, если мы начнем собирать целый стадион одетой и подстриженной по послевоенной моде массовку.

Владимир Мамонтов. Я обратил внимание, что у вас очень тщательно подобрана массовка. Нигде не случилось ляпов. На улицах, на трамвайных остановках — везде герои фильма помещены в аутентичную среду. И одеты люди правильно, и никаких инородных тел в виде случайных машин или рекламных щитов. Очень понравилась работа оператора Михаила Суслова, хотя можно лишь предположить, сколько трудностей ему пришлось обойти.

Елена Ямпольская. Что касается исторической точности, в фильме есть сцена, которая меня довела до слез, — это концерт Леонида Утесова. Полное впечатление, что у нынешнего зрителя появилась сказочная возможность прийти в зал и услышать Утесова живьем. Вот только песня «У Черного моря» была написана на десять лет позже.

Поярков. Я не считаю это ляпом. На самом деле, пройдет немного времени, и никто уже не вспомнит, когда была написана конкретная песня. Для нас важнее всего была не документальная история, а наше отношение к этому времени. Мы, естественно, знали, что той песни в 1946 году еще не было. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге выбрали ту, которая лучше передает эмоциональное состояние публики. И с афишей фильма «Подвиг разведчика» та же история. В сценарии я написал, что Гоцман с Мишкой-Карасем идут смотреть «Осаду». Но Сергей был прав, когда сказал, что этого фильма большинство людей не смотрело, что с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память.

Михаил Марголис. В фильме две основные музыкальные темы. Они уже были наработаны или сам фильм подсказывал, какая должна звучать музыка? Вам, Энри, задачу ставил режиссер, чтобы одна тема была лирической, а вторая тревожной?

Смотрите так же:  Подделка справки о доходах для пособия

Энри Лолашвили. Музыку к фильму я стал писать только после просмотра. Сергей меня пригласил, потому что ему понравилась моя работа в «Нежном возрасте» и «Статском советнике». Я же долгое время жил во Франции и потому о Сергее ничего не знал. А уж когда узнал, что предлагают писать для телесериала, и вовсе в ужас пришел. Но мне прислали первые три серии, посмотрел их на одном дыхании. Я был покорен тем, что увидел не сериал, а прекрасный телевизионный многосерийный художественный фильм. Я увидел почерк режиссера, я увидел время на экране. Эпизоды, в которых пели актрисы, были сняты синхронно. Как прекрасно они пели — Наталья Рожкова и Полина Агуреева! А как снят концерт Утесова! Могу сказать, что столь дотошного режиссера я в своей жизни еще не встречал. Музыка в эпизоде, например, должна была длиться 35 секунд или 38, и ни секундой больше. Режиссер добивался, чтобы музыка и изображение жили в абсолютной гармонии. И это правильно.

Рамм. Алексей, вы, когда писали сценарий, уже держали в уме конкретных исполнителей?

Поярков. Сначала я писал самостоятельно и свободно. Но потом Сергей начал выказывать свои актерские предпочтения. Эмик, например, у меня был маленький, худенький, такой шлемазл. И тут Сергей мне вдруг заявил, что в роли Эммика он видит Сашу Семчева. В таких случаях я всегда отхожу в сторону, проговариваю про себя все, что я думаю про Урсуляка, а потом выдаю ему информацию в сжатом виде. Но, подумав, я согласился, что история может получиться странной, а потому и более интересной.

Мамонтов. Фильм радует колоритностью всех второстепенных персонажей. Каждый с характером, каждый запоминается. Насколько, например, реален секретарь горкома Одессы? Пару раз мелькнул, но ведь запомнился! И диабетом, и тем, как Жуков на него наорал.

Поярков. Это реальный факт, когда Жуков орал на толстого партийного чиновника. В сценарии им стал секретарь горкома.

Мамонтов. Очень узнаваемый тип.

Поярков. Я же жил в советское время. Хорошо помню таких. Писал, что называется, с натуры.

Марголис. Мне бы хотелось спросить у режиссера. В «Ликвидации» я увидел много цитат и полуцитат из говорухинского «Места встречи. «. Ставилась ли задача сделать парафраз популярного фильма?

Сергей Урсуляк. Я заметил, что журналисты — люди образованные и потому часто приписывают мне цитирование картин, которых я и не видел. «Место встречи. » я смотрел один раз. Вот что действительно есть в «Ликвидации», это цитата из «Судьбы человека». Она сознательная. Это поклон тому времени, тем людям, которые снимали великое кино. Я на них рос, я ими воспитан. Я цитирую не Франсуа Озона, чьи фильмы мне очень нравятся, а Сергея Федоровича Бондарчука. Возвращаясь к «Месту встречи. «, могу сказать: если фургон «Хлеб» у Станислава Сергеевича и фургон «Хлеб» у меня воспринимать как буквальную цитату. В этом случае цитатой можно считать то, что у меня женщины в платьях, и у него тоже.

Марголис. Но Гоцман и Кречетов могут считаться подражанием Жеглову и Шарапову?

Урсуляк. Кречетов не может быть Шараповым, потому что он враг. А функции Жеглова в «Ликвидации» исполняет, скорее, маршал Жуков. Гоцман с его упертостью, что все должно быть по закону, на самом деле гораздо ближе к Шарапову. Сравнивать Машкова и Высоцкого я вообще считаю неправильным. Даже подход к ролям у них совершенно разный. Например, Высоцкий ради фильма прическу менять не стал. А Машков сделал полубокс.

Мамонтов. И все же общее между фильмами есть. Прежде всего, тонкое внимание к послевоенному времени. Понимание, что внутри того времени много вещей, знаков и деталей, отсутствие которых резало бы глаз.

Урсуляк. Согласен. И если мне еще скажут, что «Ликвидации» суждена такая же долгая и счастливая жизнь, как «Месту встречи. «, я буду просто счастлив.

Анна Федина. Я хочу спросить авторов, насколько им была важна идея законности. Ведь по многочисленным сериалам можно заметить, как серьезно персонажи на нашем телевидении стали относиться к проблемам закона.

Урсуляк. Для меня было принципиально, что Гоцман ведет борьбу с преступностью по правилам. Не зря его так уважают одесские бандиты. Противостояние с маршалом Жуковым осложняется еще и тем, что для Давида Одесса — это его родной город. Где свои понятия чести.

Марголис. В фильме замечательный актерский ансамбль. Можно ли считать, что все актеры из «труппы Сергея Урсуляка»?

Урсуляк. Да, за последние 15 лет у меня уже сложилась такая труппа. Но меняюсь я, меняются артисты, у них свои планы, своя жизнь. У меня только Лика снимается в каждом фильме. Но — по остаточному принципу. Вот читает она сценарий и говорит: ой, какая роль! Нет, отвечаю, ее будет играть Полина Агуреева. Ой, а вот это какой образ! Нет — он для Ксении Раппопорт. Зато, говорю я ей, есть Нора. И Лика соглашается. Я очень рад, что у меня сыграл Костя Лавроненко. Мы с ним давно знакомы, еще по театру «Сатирикон».

Рамм. Константин Лавроненко и Ксения Раппопорт в фильме «Ликвидация» могут претендовать на звание лучшей кинопары года. В одном форуме было написано: обратите внимание на сцену, когда Ида стирает и смотрит на Чекана.

Лолашвили. Когда я увидел эту сцену, музыкальная тема сложилась сама. Потому что на экране была настоящая страсть!

Поярков. Это только благодаря режиссеру. У меня в сценарии они давили абрикосы.

Урсуляк. В фильме есть пара на любой вкус. Идеальная — как Нора и Гоцман, сначала игривая, а потом трагическая — Кречетов и Тоня или такой европейский класс страстей в исполнении наших европейских лауреатов Кости Лавроненко и Ксюши Раппопорт. Мне важно было, чтобы отрицательные персонажи не вызывали примитивного отвращения. Я люблю людей, про которых снимаю кино. И потому мне хотелось, чтобы у зрителя возникало ощущение, что каждый из персонажей мог бы быть счастливым и правильным, если бы жизнь повела его по другой дороге.

Мамонтов. Ваш фильм стал возвращением на экран талантливой актрисы Натальи Рожковой из театра Юрия Погребничко «Около дома Станиславского». В свое время она интересно начинала и всегда очень хорошо пела. И будет большой справедливостью, если эта актриса вновь станет востребованной.

Нифонтова. В театре Погребничко есть спектакль, который так и называется — «Перед сеансом». Это бенефис Натальи Рожковой. Весь спектакль она поет те песни, которые звучат в ее же исполнении и в «Ликвидации». Мы с Сережей были покорены ее обаянием, талантом.

Ямпольская. Если мы уж стали сравнивать ваш фильм и фильм Станислава Говорухина, то, на мой взгляд, абсолютно принципиальное между ними различие в том, что в «Месте встречи. » за пять серий количество трупов можно пересчитать по пальцам. И каждая смерть была как-то «обставлена»: ей дается моральная оценка, за кого-то мстят. То есть каждая человеческая жизнь идет на вес золота, что, наверное, не соответствует исторической правде. В «Ликвидации» трупы множатся в геометрической прогрессии, просто, буднично и оттого особенно страшно. Поэтому меня разочаровал финал. «Было это или не было, знают только каштаны на бульварах. «. Столько народу положили, чтобы так идиллически, впустую выбраться из этой истории?

Урсуляк. Я готов согласиться, что натяжка есть, но мне хотелось избежать разговоров о подлинности сюжета. Хотя все равно раздались возмущенные голоса просто историков и военных историков. Специалисты по еврейскому вопросу начали подсчитывать количество евреев на метр пленки и сличать с официальной статистикой, — сколько евреев к концу войны оставалось в Одессе. У нас было несколько вариантов финала. В одном Гоцман вообще умирал. Но я подумал, что это будет несправедливо по отношению к зрителям, которые три недели смотрели кино, чтобы в итоге узнать: а главный герой-то умер. Мало того, по сценарию и Эммик должен был погибнуть! И даже был снят этот эпизод, но ввиду его антигуманизма из окончательной версии монтажа я его решил убрать. Вдруг случится «Ликвидация-2»? Тогда и у Володи Машкова, и у Саши Семчева появится возможность сыграть продолжение.

Ямпольская. А вот за Фиму, чью смерть мы до сих пор оплакиваем, вам придется ответить. Когда вы в конце второй серии убили такого замечательного персонажа, я подумала: а что же будет в оставшихся двенадцати? Царство Небесное Андрею Краско, он, наверное, сыграл бы Фиму не менее ярко, но Сергей Маковецкий в этой роли бесподобен. И чувствовалось, что он сам в кадре откровенно наслаждается. Не было соблазна продлить жизнь Фимы?

Урсуляк. В сценарии Фима погибал еще раньше. И только по моей личной просьбе Алексей Поярков продлил ему жизнь. Мне казалось, что очень правильно, когда зритель плачет о потере героя, потому что уже успел его полюбить.

Поярков. В сценарии, в самом конце, была краткая информация о дальнейшей судьбе каждого персонажа. Жукова отправили в Уральский округ, Чусова отстранили от должности и посадили. Гоцман умер от инфаркта, а Нора уехала в Москву с Мишкой, который потом вырос и стал кинорежиссером. Это такой маленький привет Николаю Губенко, который в 1952 году окончил тот же самый дипломатический интернат в Одессе.

Ямпольская. Фильм радовал не только глаз, но и ухо. «Дел за гланды», «картина маслом», «кудой — тудой». Вы, Алексей, это сами сочинили или в Одессе подслушали?

Поярков. Я восемь месяцев занимался Одессой. Месяца через четыре на улицах и в магазинах меня уже стали спрашивать, из какого я района. Особо закрученные фразы я проверял на одесситах и принимал все их поправки.

Мамонтов. Почему на роль главного героя вы выбрали Владимира Машкова?

Урсуляк. История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма. Алексей Поярков писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру. Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Я решил проверить. Пришел домой и говорю Лике: представляешь, Машкова мне предлагают на главную роль! Лика сразу стала меня лучше кормить. Своей группе сказал — увидел вдруг радостные лица. И тут я испугался, что Машков откажется. Живет он в Лос-Анджелесе, у него контракты с Голливудом, эдакий «властелин с горы». Послали ему сценарий, Володя прочитал, и — семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана. То, что его воспринимают как секс-символ, мне кажется ошибкой. Он тонкой и ранимой органики человек, с особой энергетикой. И невероятной нежности и доброты. Он — Белоснежка, а вовсе не крутой мачо.

Мамонтов. Во время съемок у вас было ощущение, что фильм станет событием телегода?

Урсуляк. Меня удивило, что первый показ был запланирован под выборы. Я думаю, что наш фильм опровергает известный миф о пещерном антисемитизме России. Рейтинги «Ликвидации» от этого мифа камня на камне не оставляют. В антисемитской стране никто не стал бы смотреть фильм про еврея, да еще с псевдоисторической интригой. Давида Марковича Гоцмана можно было назвать как-то по-другому, нейтрально. Но и меня, и Володю Машкова национальность главного героя не пугала. И мы не делали вид, что он якут, а не еврей.

Сериал «Ликвидация»: Как прототип Гоцмана ловил преступников

12 декабря 2007 1:00 4

Смотрите так же:  Претензия работодателя к работнику после увольнения

Приключения Давида Гоцмана (его сыграл Владимир Машков), по мнению историков, не слишком похожи на то, что описал в своих дневниках его прототип — Давид Курлянд (на фото справа — папка воспоминаний следователя).

Историки не слишком-то и спорят. Прототипом Давида Гоцмана — главного героя сериала «Ликвидация» — был Давид Михайлович Курлянд (смотри « КП » от 10 декабря).

Воспоминания Курлянда записаны с его слов и хранятся в одесском Музее милиции. Это даже не дневник, а скорее мемуары, записанные с его слов в 1988 году. 200 машинописных страниц в красной папке. Здесь перечислены самые значимые дела, которые расследовал Давид Курлянд с 1935 по 1963 год. Здесь перечислены самые значимые дела, которые расследовал Давид Курлянд с 1935 по 1963 годы. Читаешь — словно заголовки детективов на книжной полке: «Оборотень», «Колюня», «И оружие не помогло», «Телефонный звонок», «Флегмона или. «, «Заказная» кража», «Зачем мошеннику оружие», «Случайное» задержание», «Нападенеи на участкового», «Утренние гости», «Курортники», «Дубровский», «Неудавшаяся гастроль»,»Моца и К и другие», «Губернатор», «Задача с одним неизвестным», «Засада», «Импортный макинтош», «Золото», «Котиковая шуба», «Яшка китайчик», «Марущка+ Соколов «.

Курлянд появился в Одессе в апреле 1944 года. А в 1948-м стал заместителем начальника УГРО .

Сегодня мы публикуем отрывки из этого документа, посвященные как раз тому времени, которое показано в фильме. Романтический ореол кино мало вяжется с реальными событиями. Но так, наверное, и должно быть?

О повышении в должности

«Тяжело было всем службам УВД в освобожденном городе. Преступники активно действовали, особенно дезертиры, которые как правило были вооружены. Они совершали разбойные нападения, похищали государственное и личное имущество. Преступники нередко оказывали вооруженное сопротивление, во время которого мы потеряли несколько оперативных работников. Мы работали, не жалея своего здоровья. Память о тех, кто погиб в схватке с преступниками, навсегда останется в наших сердцах. Как и у других сотрудников, у меня были неприятности по службе и дисциплинарные взыскания, но это никак не отражалось на добросовестном выполнении мною обязанностей.»

«В 1948 году Одесса входила в состав городов особого списка. В связи с этим меня назначили на должность заместителя начальника УГРО. Так решила Москва ».

В города особого списка входили те населенные пункты, где после войны зашкаливал уровень бандитизма. Согласно тогдашнему законодательству, к лицам, заподозренным в бандитизме, можно было применять любые меры военного времени вплоть до расстрела на месте при оказании сопротивления.

На Украине таких городов было 3: Одесса, Умань и Николаев . Сколько их было в России , одесские ветераны не помнят, но туда точно входили Москва и Ростов -на- Дону .

«В бегах один день»

(В районе Молдаванки убили старушку с целью ограбления. В убийстве подозревался некий Абрамов.)

«Я взял с собой трех сотрудников, один из которых знал Абрамова , и мы решили его встретить, как только он выйдет из дома. К 22 часам из подъезда указанного дома вышли 2 человека, и мы насторожились. Наш опознаватель ничего пока сказать не мог, но один из них имел некоторое сходство с Абрамовым. Оба пошли в сторону улицы Чкалова (Большая Арнаутская сейчас). По пути один из них вернулся, а тот, что имел сходство с Абрамовым, пошел дальше. Надо было хотя бы одного сотрудника послать за тем, который вернулся, но я решил этого не делать. Потому что со мной сотрудников было мало. Наш опознаватель обогнал неизвестного с таким расчетом, чтобы встретиться с ним под горевшим фонарем в светлом месте. Там наш сотрудник в неизвестном опознал Абрамова. И мы тут же его задержали.»

Убийство участкового

Как-то в выходной день в вечернее время в клубе завода им. Кирова собралась молодежь. В клубе находился участковый инспектор Жовтневого РОВД товарищ Джуматий. Вскоре после того как стемнело на улице, в клуб зашел один молодой человек и обратился с просьбой к участковому выйти на улицу, т. к. возле здания клуба хулиганы напали на женщину. Джуматий вышел на улицу и увидел, что в темном месте стоят несколько человек. Один из них подошел и каким-то твердым предметом дважды ударил участкового по голове . Джуматий упал и потерял сознание. Молодые парни забрали из кобуры пистолет ТТ с патронами и скрылись. Как позже стало известно, эти преступники уже имели револьвер наган. Преступники на улице Пушкинской остановили автомашину такси и под угрозой оружия высадили шофера. Выстрелили в его сторону 2 или 3 раза, считая, что он убит. Один из преступников сел за руль автомашины, и все они выехали за город. Там они оставили машину и вновь остановили такси. И все проделали, как в первом случае. Вернувшись в город, они зашли в один из буфетов, расположенных в полуподвальном помещении, с расчетом забрать дневную выручку. Это было около 22 часов вечера. В буфете за одним из столиков ужинал участковый инспектор милиции Центрального РОВД Федоров . Один из преступников убил Федорова, а второй забрал у него пистолет ТТ с патронами и деньги из кассы. И на угнанном такси они скрылись. Все эти преступления были совершены на протяжении около двух часов. На протяжении десяти дней наши сотрудники проводили различные мероприятия по поимке преступников в Одессе. В Жданове была установлена родственница одного из преступников Сергеева . Окольным путем было установлено, что к ней из Одессы приезжал двоюродный брат с одним товарищем. Таким образом, мы вышли на Жданов. Эта командировка мне хорошо запомнилась потому, что 1 февраля — день моего рождения. Занимаясь там допросом арестованных, я ожидал разрешения этапировать преступников в Одессу. «Курортники»

Я хочу рассказать о курортниках, которые приезжали в Одессу без путевок, без курсовок, без автомашин и даже без денег.

Как-то в июле в районе Большого Фонтана появились двое «курортников» и, угрожая огнестрельным оружием, в вечернее время у одних отдыхающих отобрали немного денег, у других — наручные часы, у третьих — колечки, серьги и другие украшения.

Только на третьи сутки одна оперативная группа, находясь на 16-й станции Большого Фонтана, в шестом часу утра обратила внимание, что из кукурузного поля вышли два заспанных парня, имеющих сходство с разыскиваемыми. Как только они увидели наших переодетых сотрудников, оба пытались бежать, но были настигнуты и задержаны. Задержанные на допросе назвались Николаевым и Тимофеевым . Оба документов при себе не имели и назвать свое место жительства отказались. В результате допросов наш следственный отдел выяснил, что были убиты двое работников милиции в Туле и Харькове .

Губернатор

Был в Одессе один молодой шкодливый парень которого в среде таких же, как он, называли не по фамилии или имени, а просто Губернатор. Он, как и его друзья, честно трудиться не хотели, а искали то, что плохо лежит. Губернатор, несмотря на свои 18 — 20 лет, уже успел побывать в исправительно-трудовой колонии. Как-то вечером он и трое молодых парней были навеселе. Этого оказалось им мало, и они стали искать чего-то большего и нашли. Подвыпившие друзья остановили двух проходивших женщин около 22 часов ночи. Угрожая ножами, изнасиловали их. Сняли с них обувь и скрылись на автомашине. В 2 часа ночи на такси парни подъехали к одному магазину и стали заглядывать внутрь. Сторож крикнул: «Что вам надо?» Неизвестные испугались, а сторож запомнил номер машины, т. к. она остановилась под фонарем. Из всего, что мы выяснили об ограблении с изнасилованием двух женщин и из сообщений Овидиопольского райотделения милиции, мы пришли к выводу, что в обоих случаях действовали одни и те же преступники.

Нами был поднят с постели уже известный шофер такси и приведен в УГРО. К 6 часам утра все задержанные были у нас, и мы преступили к их допросам. Так, находясь почти сутки на ногах, работники быстро изолировали опасную группу преступников, вооруженную холодным оружием, которую возглавлял ранее судимый преступник Губернатор.

КСТАТИ

Есть ли совпадения дневников и фильма?

Режиссер сериала Сергей Урсуляк не раз говорил, что все действия героев в «Ликвидации» выдуманы от начала до конца. Исключение — приезд Жукова в Одессу и операция военной контрразведки по уничтожению бандитов.

— Никто из съемочной группы «Ликвидации» не интересовался и воспоминаниями опера Давида Курлянда, который стал прототипом главного героя «Ликвидации», — утверждает Василий ДАВИДЕНКО , директор народного Музея истории органов внутренних дел Одесской области. — И Машков их не читал. Да и вряд ли они вообще знали о существовании Курлянда. Ведь то, что герой фильма Гоцман на него внешне похож, выяснилось только сейчас. По всей видимости, это случайное совпадение. А что до совпадения имен. так Давидов тогда в Одессе много было.

Действительно, в воспоминаниях Курлянда о событиях в Одессе в 1946 — 1948 годах, которые хранятся в музее, и сценарии «Ликвидации» практически ничего общего — ни уголовных дел, показанных в фильме, ни людей, похожих на киногероев. Однако мы нашли в воспоминаниях Курлянда эпизод, имеющий сходство с сериальными расследованиями Машкова — Гоцмана.

В 1946 году Курлянд вел дело, которое в своих мемуарах назвал «Пропуска без очереди». Жулики изготавливали фальшивые пропуска на проезд по железной дороге.

«Они (пропуска) выдавались паспортным отделом правления милиции. С большим трудом был установлен изготовитель фиктивных пропусков — Шариков. Чтобы убедиться, как изготавливаются пропуска, я предложил Шарикову , чтобы он изготовил один бланк и заполнил его. Шарикова мы перевели в отдельную камеру, дали ему его же литографский камень, бумагу, краску. На следующий день утром я пришел в камеру к Шарикову, и он мне дал изготовленный бланк пропуска, заполненный его рукой. Он ничем не отличался от пропусков, изъятых при обыске в квартире Шарикова и изъятых нами у граждан, которые пытались такими пропусками воспользоваться».

В «Ликвидации» также есть жулик, который рисовал военные пропуска на военные склады (по сценарию его подозревают в смерти Фимы Полужида, именно его повесил в шкафу диверсант-гимнаст, который был внедрен в УГРО), но на этом сходство и заканчивается.

Еще больше материалов по теме: «Телесериалы: Ликвидация»

Другие публикации:

  • Приказ 1368н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1368н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при менингококковой инфекции средней степени тяжести" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 […]
  • Приказ 37 н Приказ Минтруда РФ от 29.01.2018 N 37Н Зарегистрировано в Минюсте России 16 февраля 2018 г. N 50065 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 29 января 2018 г. N 37н О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ ЗА […]
  • Защита прав потребителей красноуфимск Защита прав потребителя в Красноуфимске Красноуфимск - ул. Советская, 13 Защита прав потребителя в Красноуфимске Территориальный Отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Красноуфимск Красноуфимском Районе и Ачитском […]
  • Нотариус на янковского краснодар Нотариус Гетманская Ирина Георгиевна +7 (499) 653-60-72 доб. 860 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(861)2743187 Адрес: 350022,г.Краснодар,ул.Янковского,37 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 […]
  • Штраф 510грн Штраф за превышение скорости будут выписывать не всегда Патрульные начинают штрафовать за превышение скорости. Патрульная полиция напоминает об окончании испытательного срока измерения скорости и официальную работу камер TruCam. Об этом […]
  • Налог за яйца в ссср Автор закрыл свою страницу Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат […]
Ликвидация прототипы