Ликвидация варшавского договора

14 мая 1955 Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и Советским Союзом подписан Варшавский Договор. Эта мощная структура обеспечивала противовес НАТО на протяжении 36 лет, а была распущена почти буднично. Михаил Горбачёв даже не принял участия в заключительном заседании руководства ОВД.

Миролюбие поневоле

Варшавский договор был создан спустя 6 лет после возникновения НАТО. СССР после окончания Второй мировой войны вовсе не так рьяно стремился к экспорту революции, как это пытались представить наши «западные партнёры». Известен факт, что в послевоенные годы коммунисты Франции (наиболее популярная тогда партия в стране) готовились поднять всеобщее восстание и обращались к Сталину с просьбой поддержать их в случае интервенции США и Великобритании. На что Сталин, верховный главнокомандующий самой мощной армии мира на тот момент, ответил категорическим отказом. Причина такого миролюбия победителей фашисткой Германии главным образом заключалась в огромных потерях, понесённых советским и, прежде всего, русским народом. Сталин понимал, что ещё одной масштабной (к тому же с участием ядерного оружия) войны с Западом СССР, скорей всего, не выдержит. Не случайно такое распространение в нашем народе на полвека получил тезис: лишь бы не было войны.

Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Участники ОВД подчёркивали, что организация носит строго оборонительный характер. И, как показала история, в общем и целом, так оно и было. Для руководства блоком был создан Политический консультативный комитет (ПКК).

Хорошо забытое старое

Разговоры о коллективной безопасности в Европе начались больше полувека назад. Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (27—28 января 1956) государства — участники ОВД выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

То есть идеологически-военное противостояние в Европе было совсем не в интересах руководства СССР, хорошо понимавшего, что ослабленная войной страна должна все силы бросить на восстановление собственной промышленности и сельского хозяйства, на сбережение человеческого потенциала.

Так же, как во время Второй мировой войны СССР принял на себя главный удар нацистской Германии и нёс основную тяжесть войны в 1941-1945 годах, так и в ОВД Советскому Союзу пришлось играть «ведущую роль». Это означало фактически полное финансирование деятельности организации и поставки вооружений странам-участницам.

Роль СССР в ОВД показывает хотя бы тот факт, что на протяжении всей истории существования организации главнокомандующими Объединёнными вооружёнными силами были исключительно советские маршалы и генералы.

Паритет дорогой ценой

В НАТО, противостоящее ОВД, входили изначально 12 стран, включая такие державы, как США, Великобритания, Франция. До распада ОВД в североатлантический альянс вошли ещё 4 государства.

Варшавский блок, несмотря на то, что по уставу он был открыт для вхождения новых членов, за всё время своего существования не увеличивался, а, наоборот, потерял одну из стран-участниц – Албанию. Таким образом, с начала 60-х годов прошлого века до 1991 года социалистическому блоку из 7 стран противостоял блок из 15 «капстран». Даже приблизительное сопоставление потенциала этих государств, скажем, по общей численности населения, показывает, насколько в более выгодном положении находилось НАТО. Его страны-участницы, опираясь на поддержку обогатившихся в годы Второй мировой войны США, чувствовали себя в блоке вполне комфортно. Военные расходы при этом не отягощали государственных бюджетов. СССР же напротив был вынужден «лучшие мозги» и огромные средства направить на оборону. В результате ценой больших усилий паритет ОВД и НАТО был создан и поддерживался несколько десятилетий.

Согласно данным, приведённым в книге Валентина Варенникова «Неповторимое», к началу 80-х годов НАТО в Европе имело небольшой перевес в обычных вооружениях. В распоряжении альянса было 94 боеготовые дивизии (включая около 60 отдельных боеготовых бригад), у Варшавского Договора— 78 дивизий. При этом численность развернутой американской дивизии составляла 16—19 тысяч, а дивизии ФРГ— более 23 тысяч человек, в то время как дивизия армий стран Варшавского Договора насчитывала максимум 11—12 тысяч человек. Значительное превосходство у ОВД было в танках. Зато НАТО располагало значительно большим количеством противотанковых вооружений. Кроме того, США и их союзники превосходили социалистический блок по боевым самолетам в 1,2 раза, по вертолетам — в 1,8 раза.

Однако сопоставление всех видов вооружений, включая ядерные, говорило о примерном равенстве боевых возможностей сторон.

Члены организации ОВД, подписывая договор, «обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств».

Однако на практике суверенитет одной из стран-участниц был нарушен войсками ОВД. Речь о знаменитом вводе войск в Чехословакию в 1968 году. Этот эпизод и по сей день часто приводят, как доказательство агрессивности политики СССР. Однако ещё за несколько месяцев до того, как советские танки оказались на улицах Праги, руководство СССР уже располагало сведениями о том, что активисты так называемой «Пражской весны» готовы обратиться с просьбой к НАТО о вводе войск альянса в Чехословакию. В полной боевой готовности находились несколько дивизий военно-воздушных сил США. Как и во время недавних украинский событий, руководство СССР стояло перед выбором: пустить события на самотёк с непредсказуемыми последствиями, либо вмешаться, не допустив выхода Чехословакии из ОВД, что было бы равнозначно серьёзному поражению в условиях Холодной войны.

Ликвидация по-тихому

Прошло чуть более двух десятков лет и новое руководство СССР спокойно, почти равнодушно «сдало» не только Чехословакию, но и все остальные страны-участницы Варшавского договора, которые после «тихого роспуска» ОВД в 1991 году, попали в сферу влияния НАТО, а спустя 8 лет 3 из них присоединились к блоку. Ещё через 5 лет все бывшие члены Варшавского договора, кроме правопреемницы СССР – России, стали членами североатлантического альянса.

Ликвидация Варшавского договора и роль НАТО

Варшавский договор – это Соглашение о дружбе, сотрудничестве и взаимной поддержке между государствами. Подписание данного документа произошло 14.05.1955. В этом акте утвердилось формирование военного объединения европейских стран во главе с СССР — Организации Варшавского договора (ОВД).

Заключение Варшавского соглашения было обусловлено рядом причин:

  • международные действия, которые угрожали миру в Европе;
    ратификация западными странами Парижских договоров 1954 года, включающих ремилитаризацию Западной Германии и введение ее в Северо-Антлантический альянс. Варшавский договор преследовал самую главную цель — оборонительную и обеспечивала защиту государств – участниц: СССР, Албании, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, ГДР.

Так как ситуация в Европе начала меняться, а именно: утверждение демократических систем в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, а также воссоединение ГДР и ФРГ, в межгосударственных взаимоотношениях началась перегруппировка. Эти страны решили выбрать курс на присоединение к европейскому сообществу и НАТО. В итоге, 01.07.1991 был подписан Акт об абсолютном прекращении существования ОВД.

Российская Федерация и НАТО

Между Россией и НАТО по прежнему сохраняются относительно партнерские отношения, несмотря на существенные расхождения касательно проблем, связанных с расширением Альянса на Восток и боевой активности НАТО в регионах различных конфликтов. Главную роль в политических отношениях РФ с НАТО играет сформированный в мае 2002 года Совет «Россия — НАТО». Работа этого Совета дала возможность наиболее подробно проработать концепцию взаимодействия между двумя государствами.

В рамках деятельности данного объединения работают специальные группы по таким важным направлениям:

  1. воздушное пространство;
  2. тыл и материально-техническое обеспечение;
  3. противоракетная оборона.

В 2008 году сотрудничество России и НАТО прекратилось. Причиной стал грузино-югоосетинский конфликт. Но в марте 2009 года работа в объеме Совета «Россия – НАТО» возобновилась.

В марте 2017 года РФ и НАТО в первый раз после холодных партнерских взаимоотношений, связанных с ситуацией на Украине, восстановили контакты в военном направлении. А именно, стороны рассмотрели обстановку в регионах военных действий, таких как Сирия и Ирак.

Что же касается локальных конфликтов, в которых участвовала НАТО, можно отметить, что этой организации досталась одна из главных ролей. Это было обусловлено тем, что меры по миротворчеству, которые применяла в своих действиях ООН, уже были безрезультативными. Поэтому НАТО решила взять на себя роль главного участника урегулирования конфликтов.

К таким локальным и региональным конфликтам можно отнести:

  • конфликты в Сомали;
  • кровавые межплеменные конфликты в Бурунди и Заире;
  • усиление напряжения в Афганистане и Анголе;
  • конфликты на территории бывшей Югославии.

И в итоге была создана Антикризисная стратегия НАТО по решению таких конфликтов.

РАСПАД ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА И СЭВ

Распад Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ) – ряд событий, положивших конец существованию военного и экономических блоков социалистических стран Европы, военному и экономическому присутствию СССР в Восточной Европе. Считается одной из ключевых вех в процессе окончания «Холодной войны».

Образование Варшавского договора.

Варшавский договор (официально – Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) был подписан 14 мая 1955 г. в столице Польши Варшаве. Он означал создание военного союза социалистических государств в Европе – Организации Варшавского договора (ОВД). В него вошли Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Заключен на 20 лет с правом автоматического продления еще на 10 лет, вступил в силу 5 июня 1955 г.

Смотрите так же:  Налоговый вычет в 2005

Согласно документу, договор заключался в интересах поддержания мира в Европе, в соответствии с Уставом ООН, на основе суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела. Предполагал взаимную оборону и военную помощь в случае нападения на одну из стран-участниц, консультации по наиболее острым вопросам. В рамках ОВД создавались Объединенное командование вооруженными силами (ОКВС) и Политический консультативный комитет (ПКК).

Не все социалистические страны вошли в Организацию Варшавского договора. Вне его осталась Югославия, предпочитавшая проводить независимую политику и ставшая в 1961 г. одной из основательниц Движения неприсоединения. Албания прекратила свою деятельность в рамках ОВД в начале 1960-х гг. в связи с политическими разногласиями с СССР, а окончательно вышла из ее состава в 1968 г.

На заседании ПКК в 1958 г. прозвучало предложение заключить пакт о ненападении с членами НАТО, оставшееся без ответа. В 1961-1962 гг. ОВД стала участником двух крупнейших кризисов «Холодной войны» — Берлинского и Карибского. В обоих случаях представители стран-участниц Варшавского договора выражали поддержку политике СССР.

Наиболее неоднозначным эпизодом деятельности ОВД стало подавление антикоммунистических выступлений в 1956 г. в Венгрии и в 1968 г. в Чехословакии. В первом случае в Венгрии советские войска провели операцию «Вихрь», во втором случае участниками операции «Дунай» стали воинские соединения не только СССР, но и ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии. Румыния осудила ввод войск в Чехословакию и после него сократила свое участие в ОВД. В 1981 г. в рамках ОВД обсуждался ответ на кризис социализма в Польше, но войска иных стран для подавления антикоммунистических выступлений в страну не вошли.

В рамках ОВД проходили командно-штабные и войсковые учения и маневры на территории всех входивших в организацию стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями «Квартет» (1963 г.), «Октябрьский штурм» (1965 г.), «Родопы» (1967 г.), «Днепр» (1967 г.), «Север» (1968), «Шумава» (1968 г.), «Братство по оружию» (1970 г.), «Запад-81» (1981 г.), «Щит-82» (1982 г.). После 1968 г. Румыния воздерживалась от участия в военных маневрах ОВД, ограничиваясь штабными учениями.

Членство в ОВД не предполагало обязательного участия государств, входящих в организацию, в боевых действиях за пределами Европы. Так, другие страны-участницы Варшавского договора в 1979 г. не отправили свои воинские контингенты в Афганистан. В то же время они выражали поддержку действиям Советского Союза. Вслед за СССР государства-участницы ОВД (кроме Румынии) бойкотировали Олимпиаду 1984 г. в Лос-Анджелесе. Данное действие стало ответом на бойкот США и рядом стран НАТО Олимпиады в Москве 1980 г.

Свои усилия также координировали разведки и другие спецслужбы стран-участниц ОВД. С 1979 г. в рамках Варшавского договора начала действовать система радиоэлектронной разведки (СОУД). В нее входили силы космической и радиоэлектронной разведки СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии, а также не входивших в ОВД Вьетнама, Кубы и Монголии. Румыния в СОУД не участвовала.

Варшавский договор закрепил присутствие советских войск в ряде государств Европы. В их задачу официально входило отражение возможной атаки со стороны НАТО. Неофициально наличие советских воинских контингентов могло гарантировать нерушимость рядов ОВД и противодействовать попыткам изменения социалистического строя, разрыва военно-политического союза с СССР.

Крупнейшим из советских военных соединений в странах ОВД была Группа советских войск в Германии (ГСВГ), созданная на территории ГДР из частей, стоявших там еще со времени окончания Великой Отечественной войны. (С 1989 г. называлась Западная группа войск, ЗГВ). Ее численность в 1980-е гг. превышала 500 тыс. человек. Всего службу в ней прошли порядка 8,5 млн советских военнослужащих.

Группировка советских войск в Польше носила название Северная группа войск (СГВ), она также существовала с момента окончания Второй мировой войны. В штабе СГВ в городе Легница располагалось общее командование советскими войсками в странах ОВД (Главное командование Западного направления). В Венгрии после событий 1956 г. на постоянной основе расположилась Южная группа войск (ЮГВ). В Чехословакии после событий 1968 г. дислоцировалась Центральная группа войск (ЦГВ). Все воинские соединения находились в этих странах на основе двусторонних договоров между СССР и правительствами данных государств.

Бархатные революции в Восточной Европе.

В 1985 г. действие Варшавского договора продлили еще на 20 лет. Но в СССР началась перестройка, повлекшая кардинальное изменение внутренней и внешней политики. Руководство страны заявляло о приверженности принципам коллективной безопасности и разоружения. СССР также провозгласил политику невмешательства во внутренние дела социалистических стран, которые развивались в неблагоприятную для Советского Союза и ОВД сторону.

В 1988-1989 гг. в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии и Чехословакии стали отмечаться массовые антиправительственные выступления. Они положили начало процессу смены власти во всех государствах ОВД. 9 ноября 1989 г. пала Берлинская стена, после чего начался процесс объединения Германии. Советский Союз ему не препятствовал, и в результате 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать. Будучи единой территорией с входившей в НАТО ФРГ, территория Восточной Германии автоматически вышла из ОВД и стала частью Североатлантического договора.

В 1989 г. в результате многомесячных переговоров и ряда политических реформ власть в Венгрии и Польше перешла к антикоммунистическим силам. В Чехословакии Коммунистическая партия потеряла власть в декабре 1989 г. в результате мирных массовых протестов, получивших название «Бархатная революция». В Румынии власть коммунистов пала в результате кровавой революции декабря 1989 г. В Болгарии новое, некоммунистическое руководство пришло к власти в 1990 г. Советский Союз переживал трудные времена, в нем начались центробежные тенденции, и он никак не вмешивался в процесс перехода власти в государствах ОВД.

Окончание Холодной войны.

Страны Варшавского договора приняли активное участие в Парижском совещании государств-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 19-21 ноября 1990 г. На нем приняли Парижскую хартию для новой Европы, где говорилось об окончании Холодной войны. В ходе совещания был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), ограничивающий численность войск для стран ОВД и НАТО. Кроме того, 22 государства НАТО и ОВД приняли специальную совместную декларацию.

Пришедшие к власти в странах Восточной Европы силы заявили о крутом развороте внешней политики страны в пользу сотрудничество с США и странами Западной Европы и отказа от тесного взаимодействия с СССР. В 1991 г. Венгрия, Польша и Чехословакия создали свое собственное объединение («Вышеградская группа»), целью которого стало облегчение интеграции этих государств в евроатлантические структуры. О том же заявили и новые власти Болгарии и Румынии.

Роспуск ОВД и вывод советских войск из Восточной Европы.

В новых условиях ОВД перестала выполнять прежние функции и утратила прежнее значение. 25 февраля 1991 г. было принято решение о роспуске военной организации Варшавского договора. На встрече глав государств и правительств ОВД в Будапеште 30 июня – 1 июля 1991 г. его участники приняли решение о роспуске Варшавского договора. Теперь каждое из входящих в него государств получало возможность самостоятельно выбирать военно-политических союзников.

Новые власти Венгрии, объединенной Германии, Польши и Чехословакии настаивали на выводе находившихся на их территории советских войск. В соответствии с договорами, заключенными Советским Союзом с Венгрией и Чехословакией, начался вывод с их территорий соединений Южной группы войск и Центральной группы войск, завершившийся в июне 1991 г. Договор с Польшей о выводе СГВ СССР заключил в 1991 г. Ее вывод закончи лся уже в 1993 г., уже после распада Советского Союза.

Вывод советских войск с территории бывшей ГДР был осуществлен на основе Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., подписанном СССР, США, Великобританией, Францией, ФРГ и ГДР. В соответствии с ним вывод советских войск необходимо было завершить до конца 1994 г. В 1992 г. Россия подтвердила свои обязательства в отношении вывода Западной группы войск, а срок ее окончательного вывода передвинули на четыре месяца – с 31 декабря на 31 августа 1994 г. После этого эпоха советского (с 1992 г. – российского) военного присутствия в странах Центральной и Восточной Европы завершилась.

Последствием распада ОВД стало расширение НАТО за счет бывших членов Варшавского договора на восток и приближение Североатлантического альянса к границам России. В 1999 г. его ряды пополнили Венгрия, Польша и Чехия, в 2004-м – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, в 2009-м – Албания и Хорватия.

Экономическая ситуация в СССР и странах Восточной Европы в 80-е гг.

В течение 80-х гг. происходило последовательное нарастание проблем внутри СЭВ. Хотя сотрудничество стран — членов СЭВ обеспечивало в 60 — 70-е годы относительно стабильное экономическое развитие, так в 1975 г. на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз. Многие страны мира (например: КНР, Мексика, Финляндия) были в составе организации как наблюдатели.

Но все же в конце 70-х годов модель «социалистического разделения труда» стала давать сбои. На пути дальнейшего расширения взаимной торговли обнаружился так называемый «структурный барьер». Возможности наращивания поставок топлива и сырья из СССР заметно сузились без компенсирующего увеличения советского экспорта готовых изделий.

Основным импортером товаров в СЭВ являлся СССР, который удовлетворял за счет поставок с рынка СЭВ 77 % импортной потребности в готовой одежде и кожаной обуви, мебели, 95 % — в галантерейных изделиях. В свою очередь Советский Союз поставлял в страны СЭВ свыше 40 % стоимости своих экспортных ресурсов нефти и нефтепродуктов, 70 % твердого топлива, более 50 % газа, 87 % проката черных металлов, 96 % железной руды, обеспечивая их импортные потребности в среднем на 70 %, а по нефти и нефтепродуктам — 72 %, природному газу — примерно 100 %, каменному углю — 96 %, электроэнергии — 98 %, железной руде — 75 %, прокату черных металлов — 67 %.

При этом, например, советские нефтегазовые цены для членов СЭВ были в среднем на 25—45 % ниже среднемировых, но также необходимо отметить, что восточноевропейские страны также по ценам ниже среднемировых (на 15—30 %) экспортировали в СССР свою промышленную продукцию (до 65 % совокупного восточноевропейского экспорта в 1970—80-х годах).

Смотрите так же:  Приказ о времени рабочего дня

Нарастание технологического отставания.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. Наряду с заметной стагнацией межгосударственного обмена в СЭВ стали выявляться другие проблемы: растущий дефицит высококачественных товаров во взаимной торговле, усиление ее стоимостной несбалансированности, мощная инерционность структуры товарооборота как следствие неспособности стран — членов СЭВ и системы их взаимного сотрудничества практически осваивать новые научно-технические и технологические решения.

На партийной встрече в Софии осенью 1985 г. советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники.

Попытка придать новый импульс организации.

В ноябре 1986 г. в Москве на Рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Горбачев заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось».

В связи с этим в 1987 г. было решено создать единый социалистический рынок. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Одним из конкретных шагов к формированию рынка стала разработка системы сертификации СЕПРОРЕВ, которая кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.

Распад организации.

Нарастающие дезинтеграционные процессы в социалистическом лагере и внутренние экономические проблемы, связанные с обвалом цен на энергоносители, вынудили руководство СССР в 1989 г. предложить партнерам по СЭВ перейти к торговле по среднемировым ценам в свободно конвертируемой валюте. Это удалось осуществить лишь частично: на 45-й сессии СЭВ (София, январь 1990 г.) было принято решение о поэтапном переходе к взаимным расчетам в свободно конвертируемой валюте по ценам мирового рынка.

29 июня 1990 г. Госбанк СССР уведомил страны СЭВ о выходе СССР с 1 января 1991 г. из системы расчётов в переводных рублях и переходе на расчёты в свободно конвертируемой валюте, что фактически подрывало основу существования организации.

5 января 1991 г. на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 г. в Будапеште на 46-заседании сессии Совета страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

К 25-летию роспуска военных структур Организации Варшавского договора — Информационно-справочные материалы

К 25-летию роспуска военных структур Организации Варшавского договора

В 2016 году исполняется 25 лет со дня роспуска Организации Варшавского договора – одного из самых значимых событий в истории международных отношений второй половины XX века, которому суждено было резко изменить геополитическую ситуацию на европейском континенте. Именно этот военно-политический союз СССР и европейских социалистических стран, просуществовавший 36 лет, сыграл огромную роль в блоковом противостоянии времен холодной войны и в послевоенном обустройстве Европы, обеспечивая стабильность и равновесие.

Организация Варшавского договора (ОВД) была образована на основе Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанном 14 мая 1955 года представителями Албании, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики (ГДР), Польши, Румынии, СССР и Чехословакии на Варшавском совещании европейских социалистических государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

Создание Организации Варшавского Договора было вызвано усилением опасности развязывания новой мировой войны в Европе и возникновением угрозы безопасности социалистических стран в результате ратификации западными государствами Парижских соглашений 1954 года, предусматривавших образование Западноевропейского союза – объединённого блока европейских империалистических держав и США, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО (Советская Военная энциклопедия). Организация Варшавского договора по своим целям и принципам полностью соответствовала требованиям Устава ООН и носила строго оборонительный характер: обеспечение безопасности стран-участниц договора и поддержание мира в Европе. В рамках Варшавского блока существовали Объединенное командование Вооруженными Силами и Политический Консультативный Комитет (ПКК), координирующий внешнеполитическую деятельность стран-участниц договора. С момента создания ОВД на территории входящих в нее стран-участниц регулярно проводились совместные командно-штабные и войсковые учения и маневры.

Наибольшие внешнеполитические «дивиденды» от участия в Организации Варшавского договора получал Советский Союз, военный потенциал которого был основой блока. В рамках подписанного в Варшаве договора советское руководство обрело законное право для присутствия своих войск на территории Восточной и Центральной Европы, упрочив тем самым свои геополитические позиции. СССР разрабатывал и поставлял союзникам передовые вооружения, неся на себе основную тяжесть деятельности организации. В то же время тесное политическое сотрудничество помогало странам-участницам Варшавского договора решать национальные и интернациональные задачи.

Причины и предпосылки роспуска

Несмотря на то, что Организация Варшавского договора была создана в противовес блоку НАТО, уже в октябре 1956 года правительство Венгрии заявило о своей нейтральной позиции по отношению и к Востоку, и к Западу и желании выйти из состава стран-участниц соглашения. Ответом на это явился ввод 31 октября советских танков в Будапешт и подавление выступлений за демократические свободы. В том же году проходили народные волнения и в Польше, однако их удалось остановить мирным путем. Ради сохранения баланса сил между Варшавским блоком и Североатлантическим альянсом советское руководство также нарушило суверенитет Чехословакии в 1968 году, введя в страну войска участников Организации Варшавского договора (кроме Румынии) с целью подавления реформ, проводимых первым секретарем ЦК КП Александром Дубчеком, направленных на либерализацию и демократизацию существовавшего режима («Пражская весна»). И только румынское руководство в 1958 году добилось вывода советских войск с территории своего государства. (http://fb.ru/article/61434/organizatsiya-varshavskogo-dogovora—protivoves-nato ).

Албания с 1962 года в деятельности Организации Варшавского Договора из-за идеологических разногласий не участвовала и в сентябре 1968 года после событий «Пражской весны» в Чехословакии в одностороннем порядке денонсировала договор.

Роспуск военных структур Организации Варшавского договора был вызван не следствием военного поражения, а внутренними конфликтами, внешней политикой руководства Советского союза в «перестроечное» время, а также состоянием советской экономики, долгие годы поддерживающей социалистические страны и всю советскую многомиллионную армию.

С приходом к власти М.С. Горбачева и назначением Э.А. Шеварднадзе на пост министра иностранных дел СССР во внешней политике оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Советский Союз начал заявлять о приверженности принципам коллективной безопасности и уважения суверенного права народов на выбор пути развития. Советское руководство отказалось поддерживать просоветски настроенных лидеров восточноевропейских компартий, не имевших возможности самостоятельно противостоять растущему недовольству народа. В итоге в странах Восточной и Центральной Европы прошла волна «бархатных» революций, которым руководство СССР не препятствовало. В течение короткого времени коммунистические правительства были ликвидированы, а новые президенты и премьер-министры этих государств поспешили дистанцироваться от Советского Союза и заняли прозападные позиции.

Так, летом 1989 года на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов, и к власти в стране мирным путем пришли лидеры общенационального движения «Солидарность», находившегося в оппозиции к прежнему руководству, возглавлявшемуся Войцехом Ярузельским.

В августе-октябре 1989 года начался кризис в ГДР — массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на границе скопилось около 2 млн. человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали. Это породило массовые беспорядки и выступления молодежи в ГДР, в результате которых репрессивный режим Эриха Хонеккера пал. В апреле 1990 года на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение, и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ. 3 октября 1990 года произошло объединение Германии, что означало ликвидацию ГДР – бывшего верного советского союзника.(http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko/vneshnia_politika_sssp_v_perestroiku.htm ).

После смерти в июле 1989 года Яноша Кадара, возглавлявшего Венгерскую народную республику со времен подавления восстания 1956 года, правящая коммунистическая партия Венгрии сама в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 года провозгласила Венгрию свободным, демократическим, независимым, правовым государством.

Аналогичная смена прокоммунистического правительства на прозападное произошла и в Болгарии. 10 ноября 1989 года в результате переворота был отстранён от власти Тодор Живков, правивший страной 35 лет.

В ответ на события в Восточной Германии и в отсутствие какой-либо реакции со стороны руководства СССР, 24 ноября 1989 года начинаются массовые митинги и беспорядки в Чехословакии («Пражская осень»), в результате которых просоветское руководство во главе с Густавом Гусаком с позором уходит в отставку, а новыми руководителями страны становятся Вацлав Гавел (избирается Президентом Чехословакии) и Александр Дубчек (избирается Председателем парламента).

22-26 декабря 1989 года в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в городе Тимишоара, был свергнут и по приговору трибунала поспешно казнен Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам. К власти пришла организация под названием Фронт национального спасения во главе с Ионом Илиеску.

После волны «бархатных» революций и падения Берлинской стены Организация Варшавского Договора потеряла свою идеологическую основу, блок перестал быть механизмом, который помогал СССР контролировать восточноевропейские страны. Советское руководство стало считать ОВД пережитком холодной войны и излишней нагрузкой. Начался стремительный вывод советских войск из Германии, а затем и из других стран ОВД.

В архивных документах Варшавского блока встречаются свидетельства резких разногласий между Москвой и ее восточноевропейскими союзниками по вопросам лидерства Советского Союза в блоке, несправедливо больших расходов, которые он требовал от других стран-участниц, а также дисбаланса в рисках, которым они могут подвергнуться в случае войны. Существовало несогласие и по менее существенным проблемам: например, венгры, ссылаясь на исторические традиции, не разрешали инспекторам ОВД проверять боеготовность своих войск, румыны присылали на военные учения не подразделения, а только штабы в сокращенном составе и др.

Смотрите так же:  Образец заявления о нанесении телесных повреждений

Несмотря на то, что 26 апреля 1985 года Варшавский договор был продлен на 20 лет с возможностью последующей пролонгации еще на 10 лет, в октябре 1985 года М.С. Горбачев предложил сократить вооруженные силы НАТО и Организации Варшавского договора в Европе, обещая, что СССР уничтожит значительно больше оружия, чем США. На Генеральной Ассамблее ООН 7 декабря 1988 года он объявил об одностороннем сокращении Вооруженных сил СССР на 500 тысяч человек и выводе советских войск из стран Центральной Европы и Монголии.

В ходе встречи на высшем уровне глав СССР и США на о. Мальта в декабре 1989 года президент США Дж. Буш-старший твердо пообещал советскому лидеру М.С. Горбачеву, что роспуск Организации Варшавского договора не приведет к изменению баланса сил в Европе, и все бывшие участники договора останутся нейтральными, внеблоковыми государствами. Имелось в виду намерение США и НАТО сохранить неизменными границы альянса в Европе и не включать в его военные и политические структуры независимые страны Восточной Европы, не размещать на их территории военной техники и войск НАТО.

В мае 1990 года генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер еще более категорично сказал, что «сам факт, что мы готовы не размещать войск НАТО за пределами ФРГ, дает СССР твердые гарантии безопасности». Возможно, принимая решение об отказе СССР от положений «доктрины Брежнева» в отношении стран Восточной Европы, советский лидер искренне поверил президенту США и генеральному секретарю НАТО, а может быть у него просто не было другого выбора. (Хмылёв В.Л. Современные международные отношения. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.-210 с).

Сокращение Вооруженных сил СССР, начатое после выступления Горбачева в ООН в 1988 году, и приход к власти в странах-участницах Варшавского договора антикоммунистических деятелей, поставивших перед СССР вопрос о полном выводе советских войск со своих территорий, создали мощный стимул к скорейшему заключению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Данное соглашение предусматривало взаимное сокращение вооружений между государствами-членами ОВД и НАТО до разумной достаточности (ограничивались пять категорий обычных вооружений и техники – танки, боевые бронированные машины, артиллерия калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты). В итоге Советский Союз ликвидировал свое превосходство в обычных вооружениях в Европе, в то время как компоненты военной мощи, в которых перевес был на стороне НАТО, оставались вне сокращений.

Таким образом, в результате падения дружественных СССР государственно-политических устройств в Центральной и Восточной Европе, неспособности руководства распадающегося СССР сохранить в этих регионах свое влияние и внутренних разногласий в блоке, Организация Варшавского договора фактически прекратила свое существование вместе с полным крахом социалистической системы.

7 июня 1990 года на заседании Политического Консультативного Комитета, которое проходило в московской гостинице «Октябрьская», было принято решение о ликвидации военных структур Организации Варшавского договора. Подготовка и подписание соответствующих документов было поручено министрам иностранных дел и министрам обороны.

25 февраля 1991 года в Будапеште состоялось внеочередное и последнее совещание ПКК, на котором министрами иностранных дел и обороны Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии единогласно было принято и подписано заявление об упразднении военных органов и структур Организации Варшавского договора к 31 марта 1991 года. (Протокол о прекращении действия военных соглашений, заключенных в рамках Варшавского Договора, и упразднении его военных органов и структур).(Заверенная копия, Будапешт, 25 февраля 1991 г., АВП РФ, ф. 3б, оп. 3, п. 447, д. 3913).

И уже 1 июля 1991 года в Праге под председательством Вацлава Гавела прошло последнее заседание глав государств и правительств, входивших в состав Организации Варшавского договора, на котором был подписан заключительный документ – протокол о полном прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1955 года. Стоит отметить, что на это подписание приехали все первые лица стран-участниц, кроме Горбачева. Вместо себя он прислал вице-президента СССР Г.И. Янаева.

Так в истории Варшавского договора была поставлена окончательная точка. Вывод советских войск с территории Восточной Германии и Берлина должен был произойти к концу 1994 года. Фактически вывод мощной советской группировки скорее походил на поспешное бегство: имущество было брошено, люди и техника размещались зимой практически в чистом поле, без подготовленных казарм для солдат и жилья для офицеров и их семей. В качестве компенсации германские власти выделили на обустройство выводимых с территории Германии советских войск денежные средства, которые впоследствии осели на счетах коммерческих банков и до военнослужащих так и не дошли.

Одновременно с выводом советских войск из Чехословакии, Венгрии и Польши последовал разрыв традиционных экономических связей СССР с Восточной Европой, разрушение кооперации в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, что также больно ударило по советским интересам.

Последствия роспуска

В период своего существования Организация Варшавского договора выполняла свои главные задачи — обеспечивала защиту государств-участников договора, поддерживала мир и безопасность в Европе, сохраняя военно-стратегическое равновесие между СССР и США, между Варшавским блоком и Североатлантическим альянсом. Несмотря на всю напряжённость в мировой политике, новой войны во второй половине XX века на европейском континенте удалось избежать. Вследствие же роспуска военных структур Организации Варшавского договора и дальнейшего распада Советского Союза геополитическая ситуация в мире в конце XX – начале XXI веков претерпела кардинальные изменения.

Ликвидация ОВД лишила Советский Союз стратегических союзников в Европе и ослабила его влияние в Европе и мире в целом, вывод советских войск из стран Центральной и Восточной Европы означал предоставление стратегического пространства в распоряжение другим державам.

После роспуска ОВД советское руководство не попыталось сохранить хоть какое-то влияние Москвы в бывших странах-участницах Варшавского договора, и даже не включило в соглашение о роспуске организации положение, обязывающее эти страны впредь не участвовать в каких-либо военных блоках и союзах. И уже в 1990 году в Будапеште, Праге и Варшаве стали раздаваться голоса, призывающие присоединиться к НАТО. Весной 1991 года президент Чехословакии Вацлав Гавел и министр иностранных дел Венгрии Дьюла Хорн потребовали от Североатлантического союза обеспечить безопасность стран Восточной Европы. Спустя 8 лет Венгрия, Польша и Чехия вошли в число бывших стран Варшавского договора, которые первыми присоединились к НАТО. Ещё через 5 лет в военно-политические структуры Североатлантического альянса вошли остальные бывшие союзники СССР по Организации Варшавского договора (Болгария, Румыния, Словакия) и три прибалтийских государства — бывших республик СССР (Латвия, Литва и Эстония). В настоящее время активно выступают за присоединение к НАТО Молдавия, Грузия и Украина. Таким образом, блок НАТО не только не прекратил своего существования, но и в нарушение всех достигнутых ранее договоренностей о не продвижении на Восток, включил в свой состав ряд бывших советских республик.

После роспуска военных структур Варшавского блока НАТО стал превосходить СССР по танкам и артиллерии в 1,5 раза, по самолетам и вертолетам -в 1,3 раза. В результате распада Советского Союза превосходство Североатлантического альянса над Россией по танкам и артиллерии достигло 3 раз, по БТР – 2,7 раза. Расширение НАТО и сокращение военного потенциала России в результате практически одностороннего разоружения, ликвидации ракет средней дальности, огромного количества танков, самолетов, подводных лодок без соответствующего возмещения новой техникой окончательно деформировали систему безопасности в мире и закрепили подавляющее превосходство альянса над Россией, изменив соотношение сил на мировой арене (www.radnews.ru ).

Фактически США и их союзники оказались единственной силой, претендовавшей на доминирование в мировых делах. Это привело к тому, что США и Запад начали бесконтрольно, без санкции ООН, применять силу при решении некоторых геополитических вопросов. Они развязали серию войн и конфликтов по всему миру, что дестабилизировало международную политическую систему и вызвало угрозу начала новой мировой войны в виде серии локальных и региональных войн, которые сливаются в общий глобальный хаос.

Так, военные силы альянса участвовали в следующих вооруженных конфликтах: в войне против Ирака в Кувейте и на территории Ирака в 1991 году (под эгидой ООН), войнах на территории бывшей Югославии (Боснии и Герцеговине в 1995-2004 годах, Сербии в 1999 году, Македонии в 2001-2003 годах), в Афганистане с 2001 по настоящее время, Ираке с 2003 по настоящее время, во время миротворческой операции в Судане. Самыми масштабными из них оказались обе операции в Ираке, война в Сербии и против движения Талибан в Афганистане. (http://xn--80azep.xn--plai/ru/history_of_nato.html).

ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
МИД РОССИИ

Другие публикации:

  • Федеральный закон от 28062019 172 фз о стратегическом планировании в рф Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ"О стратегическом планировании в Российской Федерации" С […]
  • Компенсация при увольнении в 2019 году страховые взносы Страховые взносы с компенсации за неиспользованный отпуск: взимать или нет Надо ли платить Чтобы узнать, компенсация при увольнении облагается ли страховыми взносами, нужно разобраться, в каком случае можно не платить в соцфонды. Такие […]
  • Мировой суд на привольной Мировые судьи (Кузьминский суд), Выхино-Жулебино, с/у 134-136 Судебный участок мирового судьи №134 Мировой судья: Зенкина Марина Николаевна Телефон для справок: 8 (495) 706-53-66ф Телефон судебного участка: 8 (499) 706-53-65 E-mail: […]
  • Приказ о формах бухгалтерской отчетности организаций 2019 Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N […]
  • Астана проживание квартиры Аренда квартир в Астане Список объявлений Астана, 3 этаж 12 этажного дома, общая площадь 40 м 2 , спальные места: 2 Астана, 14 этаж 14 этажного дома, спальные места: 4 Астана, 9 этаж 9 этажного дома, общая площадь 61 м 2 , спальные места: […]
  • Льготы педагогам в городе Льготы учителям Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и […]
Ликвидация варшавского договора