Святитель Иов, первый патриарх Московский и Всея Руси


Свт. Иов Московский. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Иов
(+ 1607), первый патриарх Московский и всея Руси, святитель Память 5 апреля (перенес. мощей), 19 июня, в Соборах Московских святителей, а также Московских и Тверских святых

В миру Иоанн, родился в семье посадских людей города Старица Тверской губернии, воспитывался в Старицком монастыре и около 1553 г. принял здесь монашество.

В 1571 г. переведен в Москву настоятелем Симонова монастыря и снискал расположение Иоанна Грозного, которого часто сопровождал в поездках по монастырям. Возведен в сан архимандрита.

В 1575 — 1580 годах — настоятель Новоспасского монастыря.

16 апреля 1581 году был рукоположен в сан епископа Коломенского.

С 9 января 1586 года — архиепископ Ростовский.

С 11 декабря 1586 года — митрополит Московский и всея Русии, а вскоре затем — и первый патриарх Всероссийский. Будучи чрезвычайно кротким, уступчивым, он был убежден принять предстоятельское служение высшими лицами государства — обычно выдвигателем Иова называют могущественного боярина Бориса Годунова, которому не нравился предыдущий митрополит Дионисий. Также указывают на самого царя, благоверного Феодора Иоанновича, который Иова «понудил на великую митрополию,» а потом выбрал его из трех кандидатов на патриаршество избранных Собором в начале 1589 года.

Иов, патриарх Московский и всея Руси

Патриаршество

23 января 1589 года при участии патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.

Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому патриарху было определено пятое место в диптихе Патриархов — после Иерусалимского.

Святитель Иов занял этот важный пост, но ни в церковной, ни в общегосударственной жизни не играл сколько-нибудь заметной роли. Во многом Иов отдал себя в руки Годунова, в интересах которого действовал. Однако, как враг всяких нововведений, Иов противился учреждению в России университета, задуманного Борисом.

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом»,

— отмечает его жизнеописатель.

При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.

Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Корельская епархии. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

Свт. Иов Московский

Деградация Византии

Дело в том, что после захвата Константинополя турками-османами началась деградация Вселенского Патриархата. Султаны меняли патриархов на своё усмотрение, как перчатки. В Москве Вселенскую Церковь стали воспринимать, как «слабую, зависимую», а то и откровенно «рабскую» по отношению к иноверцам-магометанам.

При этом Вселенская Церковь страдала имущественно, древние Восточные Церкви все чаще ходили на Русь с «протянутой рукой». Но одновременно представители этих Церквей кичились своей древностью, величием и самостоятельностью, в отличие от «православного новодела», Московской митрополии.

Кроме того, вселенскими патриархами очень часто становились откровенно недостойные люди, политические интриганы, а то и попросту повесы и транжиры, каковым, к примеру и оказался Патриарх Феолипт, на момент правления которого и пришлось начало «великой Московской интриги» по провозглашению патриаршества на Руси.

Смутное время. Сопротивление Лжедмитрию и низложение.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время.

Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедмитрий I назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен.

Во время богослужения в Успенский собор ворвалась толпа вооруженных людей, которые схватили Иова, сорвали с него ризы, одели в черную рясу и отвезли в Старицкий Успенский монастырь.

В 1607 г. Иов приезжал в Москву, по требованию Василия Шуйского, «разрешить клятвопреступление народа русского», изменившего своему законному царю Борису, дал это разрешение, возвратился в свой монастырь.

Скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня.

В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича, нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Кроме разного рода грамот, утешительных посланий и поучений, написанных Иовом, до нас дошла его «Повесть о честнем житии благоверного и благородного царя Федора Ивановича», отличающаяся панегирическим характером, но интересная по заключающимся в ней характеристикам царей Федора и Бориса, к которым Иов относится с чрезвычайным сочувствием.

Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины Патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.

Тропарь

Да торжествует Церковь Христова / и да радуется град Москва, / яко возсия светильник земли Российския, / во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх, / егоже молитвами. Господи, / вся соблазны мира сего и ереси искорени, / люди во благочестии настави / и утверди в Православии.

Карьерный рост

Если понятие «карьерный рост» применимо к духовным лицам, то можно сказать, что Иов быстро шел по ступенькам карьерной лестницы, при этом не имея каких-то тайных притязаний на занятие важных постов. Он просто честно и ревностно выполнял свои обязанности.

Однажды в обитель прибыл Иван Грозный. Его визит, вероятно, не был случайностью: Старица являлась одним из центров учрежденной Грозным опричнины. Для биографии будущего святого это событие имело исключительно важное значение: суровый царь почтил своим вниманием старательного молодого монаха. Он понравился государю честностью, добросовестностью при исполнении возложенных на него обязанностей, благочестием. Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря.

Спустя некоторое время Иов становится архимандритом. 1571 год стал еще одной важной вехой в биографии святителя: его пригласили в Москву, предложив занять пост настоятеля Симонова монастыря. Иов дал согласие.

Позже Иов стал епископом Коломенским, а затем – архиепископом Ростовским.

Незадолго до наступления тяжелого для России Смутного времени будущий патриарх стал ближайшим соратником Бориса Годунова. Наконец, был избран собором епископов в митрополиты.

В 1589 году стал 1 русским святейшим патриархом.

На покой

Он понимал, что начинать царствование с казни любимого народом патриарха негоже, а потому сцена, с которой мы начали рассказ, закончилась без кровопролития. Иову даже предложили выбрать место будущей пожизненной ссылки. Конечно, Старица! Тамошний архимандрит не обратил ни малейшего внимания на повеление Лжедмитрия держать Патриарха «в озлоблении скорбном», оказывал ему приличествующие сану почет и уважение. Два года провел патриарх в тихой обители, погрузившись в молитву — слабеющий, стремительно терявший зрение. При Василии Шуйском Патриарха реабилитировали, и он даже посетил в 1607 году Москву. Но от патриаршего престола отказался по состоянию здоровья и возвратился в Старицу, где вскоре и умер. В 1652 году мощи его были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Куратор: Ольга Гуманова

Темы тверь церковь история православие

Две грамоты Иова

Слухи, тем не менее, в народе ходили, и усиливались тем больше, чем сильнее назревали проблемы в Русском государстве при Годунове. А проблемы были и с неурожаями, и с неразрешёнными последствиями разделения земель периода опричнины, да и сама легитимность «неприрожденного» царя вызывала народные подозрения и опасения. В свою очередь, царь Борис, понимая шаткость своего положения, инициировал репрессивные процессы, угадывая вокруг как и Иван Грозный, измены и заговоры.

И вот в 1603 году на политическую арену вышел Лжедмитрий I, провозгласив себя чудесно спасшимся царевичем. На его сторону встали поляки, имевшие виды на Москву и на доминирующую роль во всем славянском мире, и иезуиты, которые видели в нем возможность, для заключения Русской Церкви в унию.

Иову тогда было уже 78 лет, но именно он выступил против. Первое, что сделал патриарх, это послал две грамоты, одну – Раде Короны Польской, в которой Иов и сообщал, что Лжедмитрий, это на самом деле, беглый монах-расстрига, Григорий Отрепьев. Именно от Иова и пошла эта версия личности самозванца.

А вторая грамота была адресована военному главе Речи Посполитой, князю Константину Ивановичу Острожскому, с призывом опознать в самозванце Отрепьева, поскольку князь был лично знаком с расстригой, и арестовать его. Но полякам, в общем-то, не было особого дела до личности Лжедмитрия, они уже поставили на него, и не собирались отказываться от планов на Москву.

Последняя лепта Иова

В 1606 году, поле свержения Лжедмитрия, царём стал Василий Шуйский, Иову предложили вернуться на патриаршество, но тот, ссылаясь на старость и слепоту, отказался. Впрочем, он приехал в Москву и сослужил с новым патриархом, Гермогеном, который также впоследствии станет одной из ключевых фигур в подавлении Смуты.

Двадцатого ноября 1607 года, во время этого совместного богослужения, Иов принёс публичное покаяние и призвал к нему русский народ, заявив, что Годунов повинен в смерти царевича Дмитрия, а Лжедмитрий был действительно самозванцем.

Что характерно, никто не ставил в вину Иову это «изменение показаний». Более того, в «Очерках по истории Русской Церкви» эти события описаны следующим образом: «патриарх заклинал народ быть верным царю Борису, а теперь он от этих своих клятв разрешает народ и сам просит у народа за них прощения. Москвичи плакали и целовали десницу Иова».

Важность этого политического шага трудно переоценить, поскольку он сломал не только репутацию Лжедмитрия I, но и всех последующих самозванцев, которые последовали дальше. Фактически, этим изменением своих слов Иов показал, что и личная симпатия к Годунову уступала в нём стремлению укрепить и спасти единое русское государство и православную веру, на алтарь которой он положил все свои силы, здоровье и жизнь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: