Можно ли отказаться быть крестным отцом или матерью мнение церкви и суеверия


Таинство Крещения

Можно ли отказаться быть крестной матерью или крёстным отцом? Прежде всего необходимо разобраться в значении Крещения и роли крёстных родителей. Крещение – не просто торжественный обряд, а важнейшее священнодействие, которое совершается при таинственном участии Самого Господа. Поэтому его называют церковным Таинством.

можно ли отказаться быть крестной матерью

В Православии существует также шесть других Таинств: Евхаристия (Причастие), Исповедь, Соборование и т.д. Однако участвовать в них и жить подлинно христианской жизнью можно, лишь будучи членом Святой Церкви. А для этого необходимо креститься. Таким образом, как отмечает священник Михаил Помазанский, Крещение

«служит дверью, вводящей в благодатное царство, в Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах» («Православное догматическое богословие»).

Можно ли отказаться от крестника после крещения

Обязанности крестных родителей не заканчиваются присутствием в храме во время совершения таинства. Соглашаясь на предложение, духовный наставник обязан отвечать перед Богом за поступки приемника. После таинства Крещения восприемник должен:

  • рассказать крестнику о церкви;
  • обучать законам православия;
  • научить молиться, читать Евангелие;
  • водить малыша в храм на исповедь, причастие;
  • давать жизненно важные, духовные напутствия.

Миссия наставника – привести ребенка к Богу. Перестать быть крестной матерью нельзя. Клятва перед Богом произносится на всю жизнь.

крестная мама

Значение Крещения

В Таинстве Крещения человек отрекается от власти дьявола и греха. Верующий заявляет о своём твёрдом намерении приобщиться ко Христу. В подтверждение своей приверженности Православию крещаемый читает Символ Веры, где изложены основные догматы Церкви. Происходит троекратное символическое погружение будущего христианина в воду. Оно символизирует преодоление духовной смерти и рождение в новую жизнь во Христе.

Бог же идёт навстречу своему чаду. Господь очищает крещаемого от всех прежних грехов и напитывает его Своей любовью и силой – благодатью. Она освящает и спасает человека, помогает вести полноценную духовную жизнь. Поэтому христианину нужно стараться сохранить и приумножить дарованную благодать. В этом помогут исполнение Божьих Заповедей, совершение добрых дел, посещение богослужений и участие в церковных Таинствах. Приведём слова протоиерея Владимира Воробьёва:

«Крещение – это не волшебный обряд, защищающий от болезней, бед или дающий земное благополучие. Это рождение человека водою и духом в новую жизнь с Богом. И эту жизнь человек должен выбрать сознательно, сам».

Крещение обычно сочетается с ещё одним Таинством – Миропомазанием. Священник помазывает нового члена Церкви святым маслом, что символизирует наложение печати Святого Духа. Также священнослужитель отрезает у крещёного человека небольшую прядь волос. Таким образом христианин символически свидетельствует о посвящении себя Богу и принятии Его воли.

Зачем нужны крёстные родители

В апостольские времена вопрос, можно ли отказаться быть крестной матерью, был не актуален. Крестились лишь взрослые люди, самостоятельно придя к такому решению. Однако вскоре, когда начали появляться полностью христианские семьи, возникла следующая проблема. Маленькие дети христиан, в силу своего возраста, не могли сознательно становиться членами Церкви. Но верующие родители не могли допустить, чтобы их чадо росло вне лона Святой Церкви. Поэтому к Крещению стали допускать и младенцев. Но с условием, что у каждого из них будет взрослый крещёный христианин-поручитель.

В наше время поручителей называют крёстными родителями или восприемниками, поскольку во время Таинства именно они принимают ребёнка из рук священника. Также крёстные вместо ребёнка отрекаются от сатаны, заявляют о преданности Христу и читают Символ Веры. Таким образом, малыша, который ещё не способен осознать значение Таинства, Церковь издревле крестит по вере его восприемников.

Тем, кто спрашивает, можно ли отказываться от крещения ребенка, следует знать: крёстные берут на себя духовное воспитание ребёнка, ведь они поручились за него перед Господом. Поэтому восприемников ещё называют духовными родителями. Им следует не только всю жизнь молиться за своего крестника, но и помогать ему делать первые шаги навстречу Богу. Крёстные должны приучать ребёнка к богослужению и участию в церковных Таинствах. А также прививать любовь к личной молитве и добродетелям (в том числе на собственном примере). Святитель Иоанн Златоуст учит:

«Те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь» («Настольная книга священнослужителя»).

Связанные суеверия

Наиболее распространенные суеверия о крестных родителях:

  1. Не рекомендуется звать в духовные наставники человека, крестник которого умер. Считается, что ребенок может повторить судьбу малыша.
  2. Вдову, вдовца нельзя брать в крестные – ребенок может скопировать их неблагополучную долю.
  3. Беременную женщину не желательно приглашать стать крестной матерью – существует риск отдать часть своих жизненных сил и потерять еще не родившегося малыша.
  4. Нельзя брать мальчику в крестные неженатого мужчину, а девочке – незамужнюю женщину. Духовные наставники отберут счастье у крестника.

Ни одна из перечисленных примет не имеет доказательств. Представители духовенства говорят, что суеверия о крестных не сбываются. Если же у кровных родителей остались какие-то сомнения, им нужно поговорить со священнослужителем. Он всегда даст исчерпывающие ответы на неоднозначные вопросы.

Можно ли отказаться быть крестной матерью или отцом

Итак, стать крёстным – значит перед Богом возложить на себя ответственность за духовное воспитание ребёнка. В связи с этим, восприемниками могут быть лишь достойные, верующие, воцерковлённые люди. Согласно церковной традиции, наличие крёстных прежде всего обязательно для детей, которым на момент крещения нет 14 лет. Можно ли отказаться быть крестным отцом или матерью? Человек может задавать этот вопрос по разным причинам. Приведём мнения священников на этот счёт.

Протоиерей Евгений Попиченко отмечает, что если физические родители ребёнка легкомысленно относятся к Таинству Крещения, то можно вежливо отказаться:

«Нам бывает трудно отказать людям. Но Богу надо угождать более, чем человеку. Если родители изначально не готовы ребенка посвятить Христу, если для них крещение – это всего лишь магическое мероприятие, то почему христианин должен в этом участвовать?».

Но что, если дело не в физических родителях ребёнка, а в собственной нерешительности взять на себя ответственность? Протоиереи Андрей Ефанов и Алексий Уминский говорят, что если человек не находит в себе сил, то лучше отказаться от роли крёстного. Отец Андрей напоминает:

«В любом случае вы сможете молиться за ребенка и за его родителей, помогать им».

Стоит ли отказываться быть крёстным?

Протоиерей Фёдор Бородин подходит к проблеме, можно ли отказаться быть крестной матерью, с несколько иной стороны. Он напоминает, что чаще всего мы приходим в храм как потребители: за прощением грехов, успокоением совести и т.д. Приглашение же стать крёстным священник рассматривает как ответную просьбу Бога потрудиться для Него. Отец Фёдор не запрещает отказываться, а лишь призывает задуматься и напоминает:

«Никто из нас никогда полностью не готов ни к одному служению в Церкви. Но любое такое служение, в том числе и служение крестного, осуществляется с помощью Божьей».

Протоиерей Владимир Воробьёв приводит в пример историю знакомого священника-миссионера, который вместе со студентами посещал суровые края русского севера. Некоторое время они служили в местном пустующем храме. Однажды к миссионерам пришёл живущий неподалеку десятилетний мальчик и попросил крестить его. Ребёнок был из неблагополучной семьи, рос слабым, но очень умным. Для него не нашлось крёстного родителя из местных жителей. Но благодаря тому, что на роль восприемника вызвался один из приехавших со священником студентов, над ребёнком всё же совершили Таинство. Став полноценным членом Церкви, мальчик активно помогал гостям, прислуживал в храме, научился читать на церковно-славянском. Все заметили, что крещёный ребёнок духовно преобразился.

Отец Владимир задаёт риторический вопрос:

«Правильно сделал этот студент, что согласился быть крестным? Конечно, ездить туда на север он часто не сможет, но он будет за него молиться, будет письма писать. Неужели лучше было отказаться? Не крестить, потому что крестного нет? Я бы сказал так. Отказаться можно, когда ваш отказ не повлечет отказа от Крещения вообще».

Итак, вопрос «почему нельзя отказываться крестить ребенка?» некорректен, ведь становиться крёстным или нет – это личное дело каждого. Но подходить к этой теме следует обдуманно и с молитвой. Также можно посоветоваться со своим духовником. Протоиерей Владимир Воробьёв заключает:

«Необходимо молиться Богу, просить, чтобы Господь помог почувствовать сердцем – как поступить».

«Каждый крестный может восполнить свои пробелы в духовной жизни — и начать действовать»

Предложили стать крестным: потяну ли я?

Как происходит общение с будущими крестными в Вашем храме?

— У нас есть несколько вариантов просветительских бесед. Первый — это минимум, без которого мы не допускаем до участия в таинстве Крещения. Он состоит из трех бесед, которые проводит катехизатор.

Второй — это 14-15 бесед, которые мы проводим каждый понедельник вечером. Такие курсы — они называются «Открытие веры» — проходят у нас два раза в год: с октября по Рождество и с конца января по пасхальный период. На них священники рассказывают об основах веры, о православных обрядах, о христианской культуре. И надо сказать, очень многие из тех, кто уже давно крещен и даже участвует в церковной жизни, с интересом ходят на эти курсы, потому что чувствуют большое количество пробелов в своем знании. Мы предлагаем эти курсы всем, в том числе и крестным, и те, кто серьезно относится к своей новой роли и считает, что трех бесед им недостаточно, ходят их послушать.

А еще у нас есть воскресные беседы для взрослых. Чаще всего их посещают родители, которые приводят своих детей в воскресную школу, а сами в это время слушают лекцию. Но могут, конечно, и будущие крестные.

Вы уже много лет проводите беседы для крестных. На Ваш взгляд, меняются ли приходящие к Вам люди с течением времени?

— Перемены, наверное, соответствуют тем общим переменам, которые происходят в народе. С одной стороны, по-прежнему есть люди, которые участвуют в крещении только потому, что их попросили, а в остальном: «Отстаньте от меня, что за глупость вы придумали, 15 лет назад я был крестным, и от меня ничего не требовали». И ищут храм, где бы не совершались эти обязательные три беседы — такой вот цинизм.

Но, с другой стороны, сегодня много людей, которые относятся к вопросу крещения серьезно, которые понимают, что это — служение, накладывающее на них определенные обязательства, и которые, я надеюсь, будут хорошими крестными.

И надо сказать, изменились вопросы, которые мне задают. Все больше людей, которых интересуют не обрядовая сторона Православия, не купола и колокола, посты и праздники — вещи хорошие, но все же второстепенные, внешние — а суть христианской веры. Что такое первородный грех? Какое отношение падение Адама и Евы имеет лично ко мне? Что такое богочеловечество Иисуса Христа? Что такое спасение? Что такое Церковь? Как соотносится святость Церкви с тем, что они порой видят благодаря нашим грехам. Что такое таинства, Евхаристия, Тело и Кровь Христовы? Все это очень серьезные вопросы, и людей, задающих их, стало значительно больше. Они испытывают духовный голод, и мы должны пытаться его утолить.

Молитвы о вразумлении и даровании Божьей помощи

Молитва святителя Иоанна Златоустаго

Дай, Господи, моему недостоинству благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешникам.

Призывание помощи Духа Святаго на всякое доброе дело

Тропарь, Глас 4

Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, ко славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец.

Кондак, Глас 3

Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи: вся бо, елика хощеши, яко сильный Бог творити можеши.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: