Все, используемые в церковном обиходе, свечи условно называют «церковными». Традиционным рецептом для их изготовления считается использование пчелиного воска без красителей и примесей. Даже визуально они отличаются от тех свечей, которые есть в свободной продаже – легкий запах, матово-желтый оттенок. Дьяконская свеча (ослопная), самая высокая и толстая, имеет конусный срез наверху и плотный фитиль. Используется во время Литургии, каждений, чтении Евангелия. Еще одна разновидность церковной свечи – паникадило. Она самая яркая и переводится как «многосвечник». В церкви даже есть должность, связанная с этим атрибутом – кандиловозжигатель. К ней относится служитель монастыря, который отвечает за разжигание свечей.
Какой материал используется для изготовления церковных свечей
Плотный и насыщенный аромат настоящих церковных свечей – атрибут посещения церкви наравне с запахом ладана. Не всегда можно найти в церковной лавке настоящие восковые изделия, поскольку чаще там продаются свечки из парафина или стеарина. Они экономичнее в производстве и дешевле, но разительно отличаются от свечек, сделанных ручным трудом. У парафиновых свечей отсутствует неповторимый медовый запах, а матовая темно-желтая текстура достигается благодаря искусственным красителям.
Оригинальные восковые свечи делают в мастерских при монастырях руками самих монахов или прихожан. У производства есть важный воспитательный эффект: часто мастерами там служат миряне, в чьем прошлом были печальные пристрастия (алкоголизм, наркотики). Они, благодаря доброй работе, приходят к Богу и обретают свое место в мире. Свечное производство при монастырях приносит доход, в дальнейшем идущий на содержание самого монастыря. Эта практика распространена повсеместно, даже в Новоафонском монастыре в Абхазии.
Для классических церковных свечей используется только натуральный пчелиный воск. Его вручную очищают монахи или работники свечных мастерских. Такие изделия ценятся дорого, ведь материал не из дешевых, при этом усилий для изготовления прилагается масса.
Простые современные свечки для церквей сделаны из искусственных материалов. Это, чаще всего, продукты нефтепереработки, а именно:
- Церезин – минеральный воск с температурой плавления 60-80 градусов. Запаха не имеет.
- Парафин – минеральный воск, производное нефти. Температура плавления от 45 градусов.
- Стеарин – жировой воск, производное стеариновой кислоты с примесью других жирных кислот. Температура плавления от 53 градусов.
- Полиэтиленовый воск – синтетический компонент с высокой температурой плавления (около 100 градусов), увеличивающий стойкость готового изделия.
При промышленном производстве церковных свечей используется смесь этих компонентов. Солирует в составе парафин, остальные ингредиенты помогают свечкам дольше оставаться целыми и не плавиться. Современные свечи сгорают медленнее традиционных аналогов. Чтобы добиться желтого привычного цвета и медового запаха (перекрыть химический запах нефтепродуктов), в такое сырье добавляется большое количество ароматизаторов и красителей. Назвать натуральной подобную свечку никак нельзя, хотя в физическом смысле пламя она дает такое же, как и восковая.
Совсем другое дело – пчелиный медовый воск. Этот материал имеет высокую ценность для свечного производства. Первые свечки из воска стали делать относительно недавно в исторической парадигме. До 16-го века на Руси использовали свиное сало, т. е. делали жировые изделия, которые сильно чадили, быстро таяли и неприятно пахли.
Духовное значение церковной свечи
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. С одной стороны, это было обусловлено тем, что христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, к тому же богослужения чаще всего совершались по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но была еще одна причина, по которой христиане возжигали свечи, – это было вызвано духовной необходимостью: по словам святого Софрония, Патриарха Иерусалимского (VII век) «лампады и свечи – суть образ вечного света, а также они означают свет, которым сияют праведники».
Свеча имеет несколько духовных значений. Поскольку она покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), теплоту нашей молитвы (горение свечи). Свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Горящая свеча – символ нашей горячей любви и благоволение к тому, Кому она ставится. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения и жертва наша напрасна.
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что нельзя ставить свечи, прося Господа или святых о чем-то греховном. Один молодой мужчина рассказывал: «В тот день, когда моя будущая жена отправилась делать аборт, я зашел в храм и поставил о ее здравии большую свечу перед иконой Богородицы. Как же искривило и согнуло мою свечку! Тогда я распрямил ее, но она перекосилась вновь. И как я ни пытался ее выпрямить, она то падала, то опять перегибалась…».
Еще более удивительный случай, доказывающий, насколько могут быть неугодны Богу и Его святым наши свечи, поставленные с греховной просьбой, произошел в прошлом веке накануне революции. Эта история неоднократно была описана в книгах о святителе Николае Чудотворце.
Во время русско-японской войны в госпитале находился на излечении один солдат. Однажды сестра милосердия, ухаживавшая за ним, спросила его: «Чем ты занимался до войны?». И солдат совершенно откровенно сказал: «Ничем не занимался. Был лентяем. А есть-то надо. Поэтому занимался воровством. Да так привык к своему ремеслу, что потянуло на большее.
Высмотрел я однажды, – продолжает рассказывать солдат, – под Петроградом пригородную дачу одного богатого человек. Решил поздней ночью пробраться через открытое окно и взять все драгоценности. Но прежде чем исполнить задуманную мной кражу, я пошел в церковь святителя Николая, поставил перед образом большую свечку и сказал: «Святитель Николай, помоги мне…».
Наступила светлая лунная ночь. Я пробрался к даче. Сторожа меня не заметили. В лунном свете я увидел шкаф. На мое счастье, в дверцах висела связка ключей. Я забрал золотые и серебряные вещи и стал спускаться вниз по веревочной лестнице. Когда я спускался, вдруг вещи как брякнут у меня в мешке! Этот звон разбудил хозяина. Он, увидев пропажу, поднял тревогу: велел сторожам оседлать коней и мчаться вдогонку за вором. Сторожа проехали через лес, выехали в чисто поле и видят – вдали что-то чернеет. Ночь была лунная – все дали ясно видно. К этому темнеющему предмету и направились сторожа.
Солдат тем временем тоже выбежал в поле. Увидел он вдали какой-то чернеющий предмет и ринулся к нему. Подошел ближе – перед ним лежит дохлая лошадь. Остановился вор перед падалью. И вдруг перед ним в сиянии, в полном архиерейском облачении вырастает сам великий чудотворец – святитель Николай – и говорит грабителю: «Лезь в утробу этой лошади, а то близятся всадники, схватят тебя и убьют!» Вор мгновенно влез в смердящую падаль. Сидел там, задыхаясь от зловония. А всадники сторожа уже тут как тут! Вертятся вокруг лошади и никого не находят. И повернули обратно. А когда они уехали, снова является вору святитель Николай в полном архиерейском облачении, чтобы этот грабитель уверился, что перед ним не простой человек, а великий Чудотворец.
-– Вылезай из лошади! – сказал святитель Николай.
Вор, конечно, с радостью исполнил приказание святого, так как едва не задохнулся от зловония.
-– Хорошо ли тебе там было сидеть? – спросил вора Чудотворец.
-– Какое хорошо! Едва живым выбрался! Думал, задохнусь от невообразимой и ужасной вони!
Святитель Николай ему в ответ:
-– Вот так и твоя свеча издавала зловоние! Ты думал, что она мне была угодна, а смердела твоя свечка!..».
По словам святого Иоанна Кронштадтского,
«Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огонь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна твоя жертва Господу».
Свечи и лампады сами по себе, без веры, ничего не значат. Они не спасут нас, если мы сами не заботимся об этом; они не принесут милостей от Бога, если мы не любим Его и ближних. Все молитвы и все жертвы будут отвергнуты Господом, если мы имеем зло против кого-нибудь или находимся во вражде с кем-то. Вот что сказал Спаситель: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом своим и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23–24).
К сожалению, существует немало суеверий, связанных со свечами. Некоторые считают, что свечку нужно передавать только левой (правой) рукой. Молодожены неоправданно считают, что погасшая во время венчания свеча – к несчастливой супружеской жизни. Эти смущения и сомнения навеяны только дьяволом. Не стоит доверять подобным ложным мнениям, которые могут, увы, распространяться и в церковной среде. «Не верь – и не сбудется», – говорили святые отцы.
Если в день большого праздника служитель или работник храма погасит вашу свечу, чтобы поставить другую, не расстраивайтесь: ваша жертва уже принята Богом. Не следует смущаться и различной ценой записок или свеч. Разная цена означает лишь разную сумму пожертвования на храмовые нужды.
Отдельно следует сказать о свечах «с улицы». «С церковной точки зрения, согрешают те, кто покупает свечки у уличных торговцев или в светских магазинах, не в храме, – считает диакон Андрей Кураев.
– Если свеча есть символ нашего горения к Богу и нашей жертвы для Него – то что же получается, если вы эту свечу приобрели у обычного бизнесмена? Свеча не молится за нас, вместо нас. Свеча лишь напоминает нам о том молитвенном горении, которое должно быть в наших сердцах. Свеча сегодня не способ освещения храма или квартиры. Сама же эта малая жертва есть символ той величайшей жертвы, которую христианин должен принести Богу: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Да разве можно произносить эту молитву с украденной свечой в руке? Такая жертва приноситься не в храм, а мимо храма. И свеча такая горит не Богу, а нашему эгоизму и копеечной «экономии». Свеча, купленная на улице и принесенная в храм – не жертва, а нечто противоположное. Это копейка, украденная у храма. Как бы ни заверяли уличные свечные торговки, что их свечи «софринские», «освященные», «церковные» – своим собеседникам они предлагают соучастии в грехе.
Да, в прошлом люди свои свечи приносили в храм, а не приобретали их в храме. Но пусть и малая жертва – свеча, чтобы перестать быть актом купли-продажи и приобрести духовно значимый характер, должна быть все же принесена в жертву в храм, а не отдана уличным спекулянтам…»
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)32
Как изготавливаются свечи
Начинается весь процесс с подбора правильного воска. Пчелиный воск мастерские обычно закупают у близлежащих пасечников. Каждая мастерская сама выбирает, насколько автоматизирован будет процесс и какого качества воск им нужен. Брикеты воска могут быть круглыми, прямоугольными, неправильной формы. В каком виде пасечники привезли, такие брикеты и идут в работу.
Первый этап – это всегда очистка воска от примесей. Останки пчел, кусочки прополиса, других продуктов пчеловодства могут только помешать изготовлению. Такие свечки будут неправильной формы, могут сильно чадить. Если в мастерской есть специальная машина для очистки, то чистят воск в ней. В более традиционных производствах воск топят, а затем многократно цедят через мелкое сито, которое задерживает мусор.
В 21 веке уже не найти мест, где свечи бы делали полностью ручным трудом. Применение машин ускоряет процесс и упрощает работу мастеров. Даже в монастырях с вековой историей сейчас встречаются специализированные станки, которые автоматизируют самый долгий и трудоемкий этап (окунание фитиля в расплавленный воск).
Но перед этим очищенный воск формуется в брикеты для дальнейшей работы. Опытные мастера уже на глаз могут определять, какого размера брикет пойдет для изготовления необходимого количества свечей. Воск повторно плавится, затем его помещают в специальную емкость внутри станка.
Далее идет этап работы с фитилем. Для этого на производствах есть специальные рамы – кассеты. Эти кассеты бывают разных размеров. На них наматывается нить фитиля по количеству будущих свечек. В традиционных мастерских фитиль на кассету наматывают вручную, в современных для этого также есть специальные станки. Дальше происходит следующее:
- кассету опускают в расплавленный воск;
- через несколько секунд ее вынимают;
- ожидают, пока воск высохнет;
- кассета вновь опускается в сырье;
- процесс повторяется до тех пор, пока свечи не приобретают необходимую толщину. Для обычных тонких свечек достаточно будет 5 обмакиваний, а вот толстым престольным необходимо не меньше 40 раз.
Когда свечи достигли необходимой толщины и полностью высохли, их обрезают в зависимости от необходимого размера. Для нарезки используется горячий острый нож (или лента-резак в автоматическом станке). Рамы кассет для фитиля очищаются от воска, и процесс запускается сначала.
Самая маленькая церковная свечка – 14,5 см. В упаковке на 2 килограмма их может быть до 700 штук. Именно килограммами и отгружаются свечи при продаже.
Что говорили святые отцы о церковных свечах?
Фото: Flickr.com
Если заглянуть в Апостольские правила под номерами 72 и 73, можно увидеть, что уже в первые века нашей эры на служениях применялись восковые свечи, за кражу которых отлучали от церковного общения и обязывали возместить ущерб в пятикратном размере. В XV веке епископ Симеон Солунский говорил, что на богослужениях нужно использовать только восковые свечи. Объяснял он это так – воск как чистое природное вещество символизирует искренность помыслов, удобосгибаемость свечей – готовность к покаянию, а их благоухание – благодать святого Духа. Перед революцией 1917 года Святейшим Синодом было указано использовать только свечи из чистого пчелиного воска. И сейчас они предпочтительнее.
(8 оценок, среднее: 3,88 из 5)
Чем отличаются восковые от парафиновых свечей
Отличить настоящую свечу, сделанную по старинной методике, от парафинового аналога, можно визуально. Парафин, даже подкрашенный, обладает некой полупрозрачностью, тогда как восковая свечка – равномерно желтая, при этом с плотной текстурой. Различия есть и на уровне запахов. Даже после использования ароматизаторов парафин при плавлении издает не слишком натуральный запах. Спутать его с естественным медовым ароматом плавящегося воска невозможно. Восковые свечки даже нетронутом состоянии так пахнут, как хороший и натуральный цветочный мед.
На ощупь парафин и воск также отличаются. Воск более пластичный. Попробуйте согнуть восковую свечку. Она, скорее всего, поддастся вашим попыткам, тогда как парафин треснет и раскрошится.
Но самое главное отличие – экологичность и безопасность. Парафиновая свеча при сгорании не плавится, а испаряется. Дышать такими парами долго не рекомендуется. А изделия из воска, сгорая, стекают вниз капельками. Это вызывает свои сложности относительно того, как обезопасить пространство в церкви от тающего воска, но зато не несет вреда атмосфере.