Акафист Иисусу Сладчайшему — читать и слушать текст онлайн

Молитва является обязательной для тех, кто считает себя христианами. В православии обязательно читаются особое «правило» по утрам и в конце дня. Акафисты — это особая форма молитвы, которую очень любят в народе. Они читаются по желанию, в том числе Иисусу Сладчайшему.

ИИСУСУ СЛАДЧАЙШЕМУ акафист

Почему акафист назван Сладчайшим?

Никто не знает автора этой хвалебной песни, так как мужи Божьи не искали славы для себя, а смиренно трудились, восхваляя Иисуса Христа. Историки предполагают, что его автором мог быть святой Исихий, который всегда подчеркивал важность православной молитвы в жизни каждого человека. Он верил, что слова произнесенные с искренней верой способы на чудеса.

Акафист был назван по следующей причине: Господь – это Любовь. Именно Он дает счастье и радость тому, кто к Нему обращается. Отсюда следует и такое название.

ИНТЕРЕСНО: Распятие Христа.

История написания

Акафисты возникли еще в 6 в., более точную дату установить невозможно. Это особая форма церковной поэзии. Она состоит из двух различных типов стихов:

  • Икосы — строфы, которые описывают некое событие или достоинства святого, историю обретения чудотворной иконы, в данном случае — воспеваются качества Иисуса. Всего 12 таких стихов, которые чередуются с более короткими.
  • Кондаки — они меньше по объему, часто каждый начинается восклицанием «Радуйся!», далее идут хвалебные эпитеты тому, кому адресован акафист. Заканчиваются строки троекратным пением возгласа «Аллилуйя». Кондаков 13.
  • В конце читаются специально написанные молитвы, адресованные также святому, событию или образу иконы.

Такова структура каждого акафиста, также Иисусу Сладчайшему. Простота формы, небольшой объем, понятный даже без специального перевода слог — все это делает подобные гимны весьма популярными среди прихожан. Хотя в официальном богослужении акафист присутствует лишь единожды в году, каждый православный хоть несколько раз в жизни брал на себя труд прочесть акафист любимому святому.

Дата написания — 13 в., акафист Иисусу Христу Сладчайшему — это один из первых известных подобных молитвословий. Любой из них принято читать стоя, во время заключительной молитвы можно даже преклонить колени. Автор остался неизвестным, но это не должно огорчать — Господь знает, кто сложил этот прекрасный гимн, воспевающий достоинства Иисуса как Бога и Человека.

Зачем и когда читают акафист Иисусу Сладчайшему. В чем его сила

Всевышний приходит на помощь каждому человеку, который обратился к нему с искренней просьбой. Священнослужители рекомендуют читать акафист в момент отчаяния и депрессии, когда не остается надежды на благоприятный исход событий.

Строгих правил ко времени прочтения нет. В идеале перед молитвами, обратиться к священнику, чтобы он дал благословение на этот ритуал. Обращаться к Господу нужно только стоя. Хорошо, если вы будете читать молитвы перед иконой Иисуса Христа и поставите свечи.

В каких случаях рекомендуют читать акафист:

  • Когда не спокойно на душе, терзают навязчивые мысли и нет возможности им противостоять.
  • Чтобы справится с греховными привычками, разрушающими тело и душу (спиртные напитки, наркотики или игровая зависимость).
  • Когда хочешь найти себя и истинный путь к спасению.
  • При принятии важных решений в жизни.
  • Чтобы вернуть духовное равновесие и дальше испытывать радость и счастье от общения с Господом и святыми.
  • Когда человек чувствует, что не может противостоять дьявольским козням и находится на грани согрешения.

Акафист сладчайшему Иисусу — это хвалебный гимн, воспевающий достоинства Спасителя

Традиция писать акафисты довольно древняя. Ещё греки сочиняли гимны в честь богов. Когда же античность осталась в прошлом, греческая культура сохранилась в других странах. Возвышенная поэзия — наше наследство от греческих поэтов. Именно она и повлияла на появление первого христианского гимна — акафиста Пресвятой Богородице.

Форма прижилась и получила название акафиста. Гимну Богородице часто подражали. Иногда удачно, иногда — посредственно. Пример хорошего церковного гимна — акафист сладчайшему Господу Иисусу Христу. Иначе и быть не могло. Ведь Спаситель заслуживал именно такого, боговдохновённого и поэтического произведения.

Тон этого акафиста восторженный, содержание — хвалебное. В нём рассказывается о жизни Иисуса Христа на земле, о его безграничной любви к людям. О той спасительной миссии, о которой повествуют канонические евангелия. Внимание уделяется и достоинства Иисуса, как человека:

  • смирение;
  • кротость;
  • чистота;
  • человеколюбие.

Толкование акафиста

Перед тем, как читать молитвы, важно разобраться со всеми словами, которые будут вами произнесены. Для удобства мы подготовили информацию в виде таблицы:

МолитваТолкование
Кондак 1Православный признает свою природную греховность и благодарит Спасителя за его подвиг. Все, кто обратятся к Нему за просьбой будут услышаны и спасены от лукавого.
Икос 1Восхваление Сына Божьего, заступника всех угнетенных. Он выслушает и поддержит всех людей, которые пришли к Нему с искренней верой и чистыми помыслами.
Кондак 2Адресуется просьба к Всевышнему спасти заблудшую и греховную душу. Верующий сравнивает себя с вдовой, которой помог Иисус Христос, воскресив умершего сына. Этот эпизод описан в Библии.
Икос 2Упоминается история о Филиппе, который не распознал в Иисусе Господа. Православные просят Бога оказать им поддержку в дни испытаний и скорби.
Кондак 3В молитве вспоминается эпизод с апостолами, которые получили дар Святого духа. Сказано, что третья Божья ипостась всегда находится с верующим.
Икос 3Православный сравнивает себя с грешниками и мытарями, ради которых Господь спустился с небес на землю, и уповает на благодать Божью, чтобы получить спасение.
Кондак 4Упоминается эпизод с тонущем Петром, который доверился Иисусу и смело пошел по волнам моря. Точно так же и человек должен твердо стоять на своем пути и иметь сильную веру.
Икос 4Описан эпизод с нищем и слепым человеком, которого повстречал Иисус и вернул ему зрение. Верующий просит Спасителя просветить разум, чтобы увидеть истину.
Кондак 5Просьба Господу о защите от дьявольских козней и от соблазна согрешить.
Икос 5Упоминается вход Иисуса в Иерусалим, когда люди приветствовали Его. Восхваление Всевышнего.
Кондак 6Песнопение о ранах Спасителя, которые помогли исцелится многими верующим.
Икос 6Повествование о сокрушении идолов и признания истинного Господа.
Кондак 7Иисуса сравнивают с ягненком, идущим на заклание. Люди получили возможность спасения в виде вечной жизни в раю.
Икос 7Рассказывается о непорочном рождении Мессии.
Кондак 8Отказ от земных грехов и выбор Божьего света.
Икос 8Песнь, восхваляющая подвиг Иисуса и его жертву ради спасения рода мирского.
Кондак 9Верующие сравнивают себя с ангелами, которые восхваляют Господа на небесах.
Икос 9Упоминаются ораторы, которым не удалось объяснить чудесное воскрешение Иисуса.
Кондак 10Превознесение Господа Небесным и Земным Царем.
Икос 10Молитвенная просьба о том, чтобы Иисус очистил от грехов и скверны. Упоминается случая, когда Он излечил 10 прокаженных.
Кондак 11Молитва к Всевышнему для очищения от греховных желаний и помыслов.
Икос 11Рассказ о фарисее Павле, который жестоко обращался с первыми христианами, но в последствие принявшем веру в единого Господа.
Кондак 12Сокрушение и просьба помиловать. Эпизод с Петром, отрекшимся от веры.
Икос 12Надежда на спасение после смерти. Вера людей в то, что после земной жизни они попадут в Царство Небесное.
Кондак 13Просьба сохранить от недоброго и злого, болезней и бедствий, от деяний плохих людей.

Акафист Господу Иисусу Христу, в трудных ситуациях и отчаянии

Шрифт

Акафисты Господу Богу

Список акафистов

Общее начало и окончание акафистов Каноны Господу

Кондак 1

Возбранный Воеводо и Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, мене, грехом умерщвленнаго, мене, тьмою страстей помраченнаго, просветити и оживити хотя, приклонив небеса, снизшел еси ко мне даже до смерти, смерти же крестныя. Пред сим неисповедимым величием любви Твоея Божественныя преклоняяся, пред Крестом Твоим Честным, потоками Животочныя Крови Твоея изобильно напоенном, ниц распростираяся, со благодарением многим, со умилением теплым, с молением слезным, с сердцем горящим, вопию Ти песнь сицевую, мольбу Ти приношу таковую:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Икос 1

Ангелов Творче и Господи Сил, Ангел предста Ти, в саду Гефсиманстем, укрепляя и утешая Тя, егда бремя тяжкое грехов моих толико отяготе на рамех Твоих, яко скорбети Ти зело и ужасатися. В сию скорбь Твою Гефсиманскую со благоговением, со страхом и трепетом великим проникая, от души взываю Ти сице:

Господи мой, Господи, учеником Твоим в скорби рекий: «Молитеся, да не внидите в напасть», — се найде на мя напасть велия, се постиже мя скорбь лютая, молитвою неотступною удержи мя, молю, от отчаяния, молитвою слезною удержи мя, прошу, от роптания.

Иисусе мой, Сладчайший Иисусе, Петра и обоих сынов Зеведеевых, Иакова и Иоанна, в глубь Гефсима нии взявый с Собою, да будут свидетелями вопля Твоего крепкаго, воздыханий неизглаголанных, слез молитвенных, возьми и мя, люто страждуща ныне, с Собою и соделай созерцателем честных страданий Твоих, да своя страдания с терпением перенесу аз малодушный.

Христе мой, Пресладкий Христе, в Гефсиманстей веси скорбевший, ужасавшийся и туживший, при зри на мя, яко скорблю, яко ужасаюся, яко тужу; скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю от туги сея горчайшия.

Сыне Божий Единородный, носяй всяческая глаголом силы Своея, в молитве за грехи моя падый лицем Своим Пречистым на самую землю, подыми мя падшаго, воззови долу поникшаго.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Кондак 2

Вижду Тя, Господи Боже мой, в вертоград Гефсиманский вшедшаго, на вержение камня от апостол отошедшаго, вижду, о Спасителю мой, колена преклоньшаго, молящагося, и со удивлением благоговейным вопию Ти: Аллилуиа.

Икос 2

Разум изумевает пред глубиною богатства премудрости и разума Твоего, Боже Спасителю мой: воистину неиспытаны суды Твои и неизследованы пути Твои в деле спасения падшаго человека. Темже взываю Ти, Благодетелю моему, гласом мольбы сицевы я:

Господи мой, Господи, в молитве Отцу Твоему сице воззвавый: «Отче Мой, мимо неси от Мене чашу сию», — се, припадая Ти, молюся аз, во искушении тяжцем сый: умилосердися надо мною, мимо неси от мене чашу испытаний моих, да вера моя не оскудеет во мне.

Иисусе мой, Сладчайший Иисусе, в молитве Гефсиманстей волю Свою в волю Отца всецело предавый, тако моливыйся: «Не якоже Аз хощу, но якоже Ты, обаче не Моя воля, но Твоя да будет», — услыши мя, слабаго и непостояннаго, в час испытания моего и невзгод моих, сице молящагося Ти: «Боже мой и Господи мой, аще угодно сие есть пред Тобою, да скорби, нужды и искушения обдержат мя отовсюду; аз грешный, всякия казни достойный, не смею противовещати Ти, но смиряюся под крепкую руку Твою: буди воля Твоя; не якоже аз хощу, но якоже Ты, да будет воля Твоя, благословен еси, Господи!

Христе мой, Пресладкий Христе, от туги тяжкия Гефсиманския весь изнемогающий в молитве, но николи же ослабевающий, неотступно прилежно в подвизе молитвенном пребывающий, даже до пота, каплями крове каплющаго на землю, Ты вдохни в мя, нерешительнаго, молюся, решимость подвигом добрым даже до смерти подвизатися, да не ктому себе живу, но Ты, Жизнь Безконечная, да живеши во мне, да и аз в Тебе.

Сыне Божий Единородный, от молитвы ко учеником Своим возвративыйся и обретый их спящими от печали, бяху бо очи их отяготели, се и аз отяготех от печали моея, страх и трепет прииде на мя, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; возбуди мя спящаго, воодушеви мертваго,помози безпомощному.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Кондак 3

Сила моя во мне оскуде, Господи, Всемогущий Господи, се утрудихся зовый, изсше гортань мой, истомилися суть очи мои от ожидания Тебе, Христе мой, Христе мой! Се поношения поносящих Тя нападоша на мя: аз заключен и не могу выйти, изнеможе крепость моя, се жду соскорбящаго и — несть, и утешающих и — не обретаю, нищ и боляй есмь аз… Услыши мя, Иисусе, услыши, мене ради обнищавший, укрепи мя, мене ради изнемогший, спасение Твое, Боже, да приимет мя, да от души исцеленныя вопию Ти: Аллилуиа.

Икос 3

Имея пред очима моима, Иисусе, Спасе мой, преднаписанный Божественными Евангелистами образ Тебе, страждущаго, всего уязвленнаго, се прихожду к Тебе аз, страждущий, с неисцельными гноящимися язвами сердца моего страстнаго и, веруя несомненно, яко язвы Твоя — исцеление мое и болезни Твоя — здравие мое есть, сице вопию Ти:

Господи, мой Господи, от беззаконных уст оплеваемый, безчествуемый, унижаемый, умилосердися, воззри на мя: страсть греховная душу мою безсмертную — дыхание уст Твоих — безчестит, унижает: исхитити мя от плена страсти сея потщися, погибаю.

Иисусе мой, Сладчайший Иисусе, венчаяй землю цветами, тернием острым увенчанный, виждь, колико острых терний, нелепых помышлений, неподобных мечтаний терзает главу мою: исторгни их, молю, и цветами благих мыслей, святых чувствований украси мя.

Христе мой, Пресладкий Христе, одеяйся светом яко ризою, в ложную багряницу от области темныя облаченный, ризу мне подаждь светлу, яко лежу наг пред враты Твоими и срамляюся, стыждуся плоти своея.

Сыне Божий Единородный, на небесех от Ангел с трепетом священным и любовию огнепламенною присно окружаемый, на земли же страха ради всеми оставленный, исполни всего мя дерзновения и мужества, да никоегоже убоюся страха человеческаго, никия муки, самыя лютейшия, да дерзновенно Тя исповедаю, Твое величие проповедуя.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, вконец изнемогающаго!

Кондак 4

Буря страстей в сердце моем возшуме, се внидоша воды до души моея, углебох, приидох во глубины морския… се сниде дождь и приидоша реки, и возвеяша ветры греховнии, и нападоша ныне на храмину мою! Спасителю мой, бурь Утишителю, рцы бури моей, повели волнению моему: «Молчи , престани», — и по глаголу Твоему буди тишина велия, да в тишине сей благодарно зову Ти: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Петр, отвергийся Тебе, обличительный глас алектора и, изшед вон, плакася горько. Плачу ныне и аз горце, зря себе удаленным от Тебе , Источника всякия радости, Света, Утешения, и в плаче моем сице восклицаю Ти:

Господи мой, Господи, от законник о учении Твоем истязуемый, не истязуй совесть мою о содеянных мною злых, яко безответен есмь; аще беззакония назриши, кто постоит?

Иисусе мой, Сладчайший Иисусе, от Каиафы лжесвидетельствуемый, оклеветаемый, како аз воззрю на Тя, егда возводимыя на мя клеветы и напраслины терпети не могу, смущаюся, раздражаюся. Твоим долготерпением мое нетерпение покрый, Долготерпеливе, Христе мой, Пресладкий Христе, от Ирода поругаемый и уничижаемый, что реку Ти и что возглаголю, егда на кийждо час зрю себе превозносящася, гордящася? Уничижением Твоим, смирением Твоим, победи, молю, ничим не победимую гордыню мою.

Сыне Божий Единородный, от Пилата неправедно судимый и зле осуждаемый, кий ответ Тебе дам, яко бервно, еже во очесе моем, не чую, сучец же, сущий во оце брата моего, всегда вижду, себе не сужду, иных же всегда осуждаю. О, Судие мой, научи мя всею душею, всею жизнию исполняти великую заповедь Твою: не судите, да не судимы будете!

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго!

Кондак 5

Боготочную Кровь Твою, на Кресте излиянную, в Божественней литургии дал еси мне, Агнче Божий, яко утешение превеликое во всех скорбех моих, яко сладость пресладкую во всех горестех моих, яко силу непобедимую во всех немощех моих, яко источник безсмертия в смертности моей. За сию милость Твою неизреченную, за сей дар безценный, за сию любовь Твою неизмеримую от всея души благодарныя вопию Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видев Пилат величие Твое в уничижении Твоем и невинность Твою в противу Тя обвинениях, Боже Спасителю мой, восхоте отпустити Тя, ко жестоковыйному народу глаголя: «Кого хощете от обою отпущу вам: Варавву ли или Иисуса, глаголемаго Христа?» Аз же, повинный весь, припадая Ти, Судии моему и Творцу моему, взываю Ти тако:

Господи мой, Господи, от народа неблагодарнаго, Тобою облагодетельствованнаго, слышавший глас неблагодарный, на вопрошение Пилатово ответствовавший: «Не Сего, но Варавву». Колико много и аз неблагодарный забывах благодеяния Твоя, на мне недостойном, яко дождь благодатный изобильно излиянный, и сего ради тако много унывах. О, научи мя, Учителю Благий, присно памятовати прежния милости Твоя, да памятованием сим ободренный, николиже унываю в злостраданиях моих.

Иисусе мой, Сладчайший Иисусе! К распятию крестному криком беззаконных: «Распни, распни Его!» влекомый, распни волю мою мятежную, злую, яко несть мне мира от нея, несть покоя, несть отрады, но да будет во мне присно воля Твоя благая, совершенная, мир, покой и радость всей жизни моей дающая.

Христе мой, Пресладкий Христе! Носяй терновый венец и багряну ризу, Пилатом народу тако изведенный, даруй мне с радостию, и веселием, и благодарением носити поношение Твое, уничижение за Тебе.

Сыне Божий Единородный, Пилатом нареченный «Се, Человек», оком благосердным воззри на мя, се аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Кондак 6

Проповедуют мне громогласно славу Твою небеса Твоя звездоокая, Создателю мой, творение же руку Твоею возвещает твердь, о любви Твоей безсмертной язвы Твоя пречистыя всегда со Креста вещают. Славлю славу Твою, величаю дивная творения Твоя, воспеваю любовь Твою, за мене распятую, поя Ти: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияй, Свет сый Христе, от присносущнаго Света Твоего душе моей, страстьми оскверненней, горестию омраченней, да во свете Твоем узрю свет избавления, спасения и возстания моего, и возмогу пети и молитися сице:

Господи мой, Господи, на суде ответа судии неправедному не давый, яко агнец кроткий молчавый, се молчу, благоговею, ныне безмолвствую пред непостижимыми судьбами Твоими, скорбями, яко путем верным ко спасению мя ведущими.

Иисусе мой Сладчайший, Иисусе, Пилату рекий: «Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше», научи мя в каждом шаге, в каждом слове жизни моея познавати вышнюю волю Твою, да под крепкую руку Твою всегда аз смиряюся.

Христе мой, Пресладкий Христе, егда бе пяток Пасце, час же яко шестый, от Пилата народу иудейскому провозглашенный: «Се, Царь ваш», молю Тя, Царю Небесный, царствуй в уме моем дольнем, да мудрствует всегда горняя; царствуй в сердце моем хладном, да Тобою, Огнем поядающим, в любви Божественной воспламеняется; царствуй в воле моей непостоянной и слабой, да будет крепкой и постоянной в хождении пред Тобою.

Сыне Божий Единородный, народом Своим пред Пилатом с криком безумным: «Не имамы царя, то кмо кесаря» отверженный, се аз, аще и изменяю Ти на всякий час, но Царем моим признаю Тя, Господом и Богом моим исповедую Тя, темже и дерзаю просити Тя в скорби моей, в туге моей тяжцей: «Не отвержи мене, не остави до зела, яко отец мой и мати моя остависта мя, Ты же восприими мя».

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Кондак 7

Хотя многажды путем заповедей Твоих ходити, Господи Боже мой, многажды паки совращахся с пути Твоего, падая и возставая, крепяся и изнемогая, моляся и леняся, подвизаяся и ослабевая. О, окаянный аз человек, вем со Апостолом, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей, доброе, ибо хощу доброе и сие не творю, не хощу злое и сие содеваю. О Милостиве, Сам мя, Спасе, спаси от мене самаго, да выну взываю Ти: Аллилуиа.

Икос 7

Дивлюся, Спасителю мой, видя, яко неся Крест Свой, изшел еси Ты на глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа. О, снизхождения Твоего безмернаго, Создателю мой, о, долготерпения Твоего неизреченнаго, Владыко мой! Со страхом и радостию целуя стопы Твоя на Голгофском шествии Твоем, сице взываю Ти:

Господи мой, Господи, под тяжестию Креста толико изнемогавший, яко во ином обрести некоего человека Киринейска именем Симона, емуже и задеша понести Крест Твой, сподоби и мя малодушнаго крест жизни моея, яко малую ладию к Твоему Кресту, яко великому кораблю, присоединити, да силою сею по волнам носимый, безбедно преплыву пучину моря житейскаго.

Иисусе мой, Сладчайший Иисусе! Дщерем иерусалимским, плакавшим по Тебе, рекий: «Дщери иерусалимския, не плачите обо Мне, но плачите о себе и о детях ваших», услыши, услыши ныне плач мой сей: се бо плачу, о себе плачу, о убожестве моем, наготе моей, скудости моей плачу, о страстности моей, греховности моей.

Христе мой, Пресладкий Христе, к злодеям причтенный, со беззаконными вмененный, не вмени мне во грех малодушия и уныния моего.

Сыне Божий Единородный, надписание над главою Своею на Кресте от Пилата сицевое имевый: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», напиши во мне имя Твое, паче меда и сота сладчайшее, да на всяк день и час уста моя исповедуют имя сие, ум мой мыслит именем сим, сердце чувствует жизнь и сладость имени сего.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Кондак 8

Странен был еси Ты, Иисусе мой, не имея, где главу подклонити, дондеже, странствуя, на Голгофу возшел еси, идеже на Кресте главу Свою преклонил еси, силам небесным со удивлением поющим Ти: Аллилуиа.

Икос 8

Всего Себе, Спасе, истощил еси, всего Ся предал еси, всего любовию объял еси мя, в страданиях Своих до конца возлюбивый мя, Иисусе мой, Любы неизреченная! Сею огненною любовию Твоею сердце мое воспламененное молитвенную песнь сицевую приносит Ти:

Господи мой, Господи, о Егоже одежде воины меташа жребий, кто что возмет, в руку Твоею жребии мои суть. Научи мя, како взяти иго благое и бремя Твое легкое и сия терпеливо носити.

Иисусе мой, Сладчайший Иисусе, пречистыя руце Твои, имиже создал мя еси, прострый на Кресте, приими воздеяние руку моею, яко жертву вечернюю, во облегчение тяжестей многих грехопадений моих.

Христе мой, Пресладкий Христе, нозе Свои, слезами грешных орошенныя, имый гвоздьми пригвожденныя, направи стопы моя, во еже тесным тернистым путем Твоим неуклонно шествовати к вечному Царствию Твоему.

Сыне Божий Единородный, от единаго от воин копием в ребра Своя прободенный, живым и действенным Словом Своим, острейшим паче всякаго меча обоюдоостраго, пронзи душу мою огрубевшую.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Кондак 9

В се естество ангельское, Небеса и вся Силы, со страхом и трепетом к распятому Ти на Кресте приникоша слышати молитву Твою, еюже молился еси, глаголя: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят». Изумившеся толицей любви Твоей, взываху Ти: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия, проповедник дивный всепрощающия любве Твоея явися разбойник благоразумный, егда на кресте с Тобою, Иисусе, уязвився, помолися Ти: «Помяни Мя, Господи, во Царствии Твоем», Ты же, отвещав, рекл еси: «Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи». И аз Ти глас сицевый приношу:

Господи мой, Господи, разбойнику рая двери отверзый, отверзи ми двери милости Твоея. Се толку в них, не затвори, Ты бо рекл еси: «Толцыте и отверзется вам».

Иисусе мой, Сладчайший Иисусе, ошуюю хулимый, одесную благословляемый, наполни уста мои моления Твоего, яко да пою славу Твою, весь день благословляя Тя, мене Крестом благословляющаго.

Христе мой, Пресладкий Христе, и на Голгофе милующий, среди страданий благодеющий, вразуми мя во всех страданиях и бедствиях моих милость Твою познавати, благодеяния Твоя воспети.

Сыне Божий Единородный, на все вопли безумных не отвещавый и со Креста не сошедый, но на Кресте вся муки до конца претерпевый, стыждуся малодушия моего, яко от нетерпения многажды устремляхся сойти со креста моего, прости мя, Долготерпеливе.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Кондак 10

Спасти мя хотя , Спасителю Боже, изшел еси на искание мене, на землю пришел и тамо не обрете, и даже до ада снизшел еси. Слава Тебе, Искупителю мой, пою Ти: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, превозносимый отцев Боже, во веки благословенный, от рабов на Крест вознесенный, мысль мою и сердце к Тебе, Искупителю моему, возношу, вопия Ти молитвенно сице:

Господи мой, Господи, Солнце правды сый, на запад Голгофы зашедый и последний луч любве Своея Божественныя Пречистей Матери и возлюбленному ученику посылаяй, посли свет Твой и истину Твою, да та мя настависта в гору святую Твою, яко да во свете лица Твоего пойду и о имени Твоем возрадуюся во веки.

Иисусе мой, Сладчайший Иисусе, со Креста к Деве Благословенной, плакавшей и рыдавшей, во утешение воззвавый: «Жено! се, сын Твой», и ученику: «Се Мати твоя», омофором пречистым Богоматере, из страданий Голгофских Ея сотканным, слезами Ея, яко жемчужинами драгоценными украшенным, покрый мя от всякого зла.

Христе мой, Пресладкий Христе, страданьми Твоими основания земли восколебавый, камни сокрушивый, сокруши окамененное сердце мое, безчувствие мое, да с царем пророком предзрю и чувствую Тя всегда близ мене, да не подви жуся.

Сыне Божий Единородный, Страстию Твоею омрачивый свет солнечный, яко быти тме по всей земли от шестаго часа до девятаго, помрачи пред очесы моими вся скоротекущия красоты мира сего суетнаго, да николиже вижду их, яко сор и прах да вменяю их, да умом, сердцем моим Тя всегда созерцаю, Единую Вечную Красоту.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Кондак 11

Пение мое, крепосте моя, спасение мое, радосте моя, избави мя от обышедших мя, Иисусе Сладчайший, скорое и известное даждь утешение рабу Твоему, приближися мне, везде сый, да и аз возмогу с псалмопевцем воспети песнь сию: «Аще бо пойду и посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси». Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательный светильник Твой, Свете тихий безсмертнаго Отца Небеснаго, глас Твой, Слове Божий, Предтеча «покайтеся!» вопиет людем «и предочиститеся, се бо предстоит Христос, Агнец Божий, вземляй грех всего мира». Се и аз покаянным гласом Тебе зову:

Господи мой, Господи, в девятом часе гласом велиим возопивый: «Или! Или ! лама савахфани», еже есть: «Боже Мой! Боже Мой! вскую Мя еси оставил». Молюся Ти, не остави мене , не отступи от мене , прииди, да не отыду и ктому не буду, прииди, да до конца не погибну, спаси мя.

Иисусе мой, Сладчайший Иисусе, зноем страданий палимый, «Жажду!» возгласивый, возбуди во мне жажду общения с Тобой, Источником воды живыя, да упиюся от потока сладости Твоея , от прободеннаго ребра Твоего истекшаго.

Христе мой, Пресладкий Христе, оцтом и желчию напоенный и по сем воззвавый: «Совершишася», соверши во мне дело спасения Твоего, всего мя обнови, возроди, ветхаго человека совлеки и в новаго, не по плоти, но по духу ходящаго, облецы.

Сыне Божий Единородный, Дух Свой Отцу со Креста предавый, рекий: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой». И сия рек, главу преклони и издше. Се, главу мою пред величием Твоим преклоняя, аз вручаю Ти, Промыслителю, дух мой, всю жизнь мою веди мя, камо хощеши, твори, како волиши.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Кондак 12

Благодать превеликая от Креста Твоего, Иисусе, изобильно подается всем, с верою поклоняющимся Кресту Твоему и с любовию лобызающим Его. Такожде благодатию велиею облекается всяк, иже благоговейно крестным знамением себе ограждает, есть бо сие оружие непобедимое, демонов трепет, Ангелов присно радование, хвала православным, вопиющим: Аллилуиа.

Икос 12

Поя страдания Твоя, поклоняюся и тридневному погребению Твоему, восхваляю и светоносное Воскресение Твое, верую со всеми мытарями и грешниками, благодатию Твоею спасенными, яко имея Тебе, Спасителя моего, николиже погибну, аще и быша были грехи мои, яко багряное, Ты же, яко волну, их убелиши, аще и умножися во мне грех мой, преизобилует во мне благодать Твоя. Тако жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Сего ради и устам моим не возбрани, во еже звати Ти:

Господи мой, Господи, чрез созерцание страданий Твоих сотника к познанию Тебе, Премудросте Божия, приведый, во еже воскликнути ему: «Воистину Божий Сын бе Сей», се и аз, созерцанием страданий Твоих умиленный, исповедую Тя с первоверховным Петром купно: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго».

Иисусе, Сладчайший Иисусе, от Иосифа благообразнаго и Никодима, ученика Твоего потаеннаго, плащаницею чистою повитый, со благоуханьми во гробе нове положенный и боголепно погребенный, да будут беды моя и скорби жертвою благоуханною пред Тобою, и слезы моя, яко миро на Гроб Твой, приими.

Христе мой, Пресладкий Христе, печатию, яко сокровище безутешное [т. е. своим погребением вызвавшее безутешную скорбь], во гробе запечатанный, вем, яко вся невзгоды и тяготы, Тобою мне низпосылаемыя, печать Твоя святая суть. Благодарю Тя, яко сею болезненною печатию Твоею запечатлеваемый, да тако запечатленный неутерян буду от Тебе, непрестаннаго Искания сердца моего.

Сыне Божий Единородный, к Егоже живоносному Гробу жены мироносицы с миром течаху, плачущия горько и вопиющия: «Сия Суббота есть преблагословенная, в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен». Се с ними и аз, аще ленив сый, обаче во след Тебе теку, аще и зело не мощен сый, обаче в путь Твой шествую, аще и малодушен сый, обаче крест мой несу, Тебе моляся, вопию:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

Кондак 13

О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, се предстою пред Тобою со страхом и радостию, страхом убо недостоинства ради, радостию же милосердия ради, и из глубины души моея вопию Ти: «Не отвращай лица Твоего от мене, Господи мой, Господи, понеже по грехом и мерзостем моим достоин отвращения сего, но образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу согрешений». Грешен есмь, но Твой есмь аз, спаси мя, заступи, сохрани, защити, помози, укрепи, в сени крил Твоих от зноя бед и страстей мя укрой, да Тобою хранимый, Тобою спасаемый, взываю Ти с воинствами Ангельскими, вопию Ти со пророками, возглашаю Ти со апостолами, проповедую Тя со страстотерпцами, молюся Ти от всего сердца со преподобными, поя, вопия, взывая и глаголя во веки неисчетныя: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Этот Кондак читается трижды, затем первый Икос и первый Кондак.

Сей Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Автор акафиста сладчайшему Иисусу неизвестен, но он прекрасно знал Новый Завет

Об акафисте сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу известно, что это один из самых первых церковных гимнов. Вот как протоиерей Артемий Владимиров комментирует вопрос авторства этого акафиста:

«До сих пор ученые, историки, те, кто изучают древнюю литургическую литературу, не пришли к единому мнению, кому же принадлежит Акафист, написанный в честь Господа Иисуса Христа.

Есть суждение, что это рука Исихия, пресвитера Иерусалимского, замечательного аскетического писателя раннего Средневековья, оставившего нам свои размышления о важности молитвы Иисусовой и о том, как со вниманием призываемое имя Господа Иисуса Христа благодатно и благотворно воздействует на внутренний мир христианина: просвещает его ум, умиротворяет сердце, избавляет от страстей и дурных привычек, напечатлевает в душе Христовы совершенства, или добродетели смирения, кротости, мира, чистоты, мужества, радости, рассудительности и любви.

Впрочем, не все убеждены, что авторство этого дивного по своим художественным особенностям, глубине смысла, выразительности языка, точности образов произведения принадлежит именно святому Исихию.

Ясно одно: человек, который размышлял об имени Божьем, Христе Искупителе, именуя Его то жемчужиной, то драгоценным камнем, то молнией, то Добрым Пастырем, дверью, Хлебом, Светом, был прекрасно знаком со Священным Писанием Нового Завета».

Артемий Владимиров

протоиерей

Исихий — просвитер Иерусалимский, возможно, автор акафиса сладчайшему Иисусу Христу

Как читать этот акафист?

Во-первых, стоит уделить внимание позе. Акафисты принято читать стоя. Для заключительной молитвы надлежит встать на колени. Но фанатизм не нужен. Если возраст или здоровье не позволяют выполнить все детали, не нужно себя калечить. Бог всё видит и понимает.

Во-вторых, важен внутренний настрой. Снова процитируем протоиерея Артемия Владимирова:

«Акафист Спасителю, как мы с вами выясняем, имеет некое чудесное, чудотворное свойство воздействовать на внутренний, нравственный мир человека и просвещать его благодатью Духа Святого.

Вот почему жалко-жалко тех людей, которые иногда даже священникам признаются: «И что это, батюшка, мы всю жизнь читаем одни и те же молитвы: утром – утренние, вечером — вечерние? Вот и Акафисты Богородице, Спасителю — ду-ду-ду, ду-ду-ду, как об стенку горох».

Печально, друзья, слушать эти слова, потому что Богу нужен не объем прочитанных нами страниц молитвослова, но внимательное, вдумчивое, разумное, я бы сказал, трепетное и благоговейное предстояние Ему Самому.

А так как наши помыслы разбегаются, сердце, словно морская гладь, волнуется, мы приступаем к молитве, облепленные, словно мухами, какими-то мечтаниями, воспоминаниями, то у нас не получается установить золотую ниточку общения с Творцом — мысли путаются, слова застревают в гортани.

Вот почему, взяв Акафист Спасителю, написанный святым человеком, сердце которого стало тростью книжника-скорописца, в сердце которого невидимо почивал Сам Господь Бог, мы, едва лишь прочитаем первый кондак и икос, ощущаем благодатное изменение внутри самих себя.

Лишь следуя умом за каждым словом, доводя читаемое до ума и сердца, мы как будто обретаем крылья, с помощью которых нам дано восходить от земли до неба.

Перед нами сам собой наводится некий благодатный мост, соединяющий время и вечность».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: