4 текста молитв святой Ирине Великомученице, о чем ее просят и как читать

Мою сестру зовут Ира. Как и большинство современных девушек, когда она была маленькой, то ходила с мамой в церковь, а когда выросла, начала заниматься учебой и работой, да и забыла о делах душевных. А зря! Чтобы заинтересовать ее православием, я стала изучать биографию «персональной святой» своей сестры и пересказывать ее сестре. Житие Ирины Македонской действительно стоит отдельного разговора. Да и икона святой, которая много лет находится в нашем доме, не просто так считается сильной помощницей от многих бед.

История

Как повествует книга о «житие Святых», Святая Ирина будучи дочерью Лициния — правителя Фракии, с ранних лет не испытывала нужды ни в чём. При рождении ей было дано имя Пенелопа. Отец стремился оградить девочку, обладающую удивительной красотой, от мирского зла и искушений. Потому построил для неё уединённый дворец. В качестве наставника к Пенелопе был приставлен старец Апелиан, который обучал её не только наукам, но и привил любовь к Богу.

Однажды с Пенелопой приключилось удивительное событие. В дом к ней влетели три птицы: голубь с оливковой ветвью, зажатой в клюве, орёл с терновым венком и ворон со змеёй в когтистой лапе. Девочка обратилась к старцу, чтобы тот объяснил значение этого явления. На что он ей отвечал:

  • Голубь с оливковой ветвью несёт благословение божье для посвящения жизни службе Богу.
  • Орёл с терновым венком — как символ возвышения и заслуженного царствия небесного.
  • Ворон же со змеёй — как путь, увенчанный невзгодами и страданиями, который Пенелопе предстоит пройти, проповедуя веру в Бога.

Ирина македонская с орлом и голубем

После этого чудесного предзнаменования Пенелопа осознала своё предназначение. И когда отец её заговорил о замужестве, решительно отказалась. Пенелопа сказала, что жизнь свою отныне она посвятит богослужению, став невестою Христа. Апостол Тимофей провёл обряд посвящения Пенелопы в христианскую веру, и нарёк её Ириной.

За дерзость свою и непослушание разгневанный отец приказал бросить Ирину на растерзание под копыта лошадей. Но к его удивлению кони отказались причинять ей вред, а напротив, набросились на Лициния, и затоптали его до смерти. Безутешная Ирина стала молить Бога о прощении для своего отца. И Всевышний, услышав её, воскресил Лициния. Люди, наблюдавшие это событие, уверовали в Бога, и приняли христианство. А вместе с ними и отец с матерью Ирины.

На этом несчастья и страдания Великомученицы только начинались. Лициний покинул свой пост, а вместо него назначили нового правителя – Седекию. Прослышав о красавице Ирине, которая несёт слово божие среди язычников, он приказал доставить её во дворец. Седекия велел ей отречься от веры своей. Но Ирина была непреклонна в своей любви к Богу.

Тогда он дал указание замучить Ирину до смерти. Великомученицу бросили в ров со змеями, но они не посмели тронуть её. Несколько дней провела она в яме и все время находилась под защитой Бога. Тогда мучители попытались распилить тело Святой Ирины на части. Но пилы ломались одна за другой, лишь слегка задев её плоть. Люди, видившие это, тысячами принимали христианство. А жестокого Седекию отправили в вечное изгнание.

И начала Святая Ирина своё странствие по городам, неся веру в Бога, и обращала она в христианство язычников. На закате жизни своей зашла она в пещеру на высокой горе, попросив своих последователей закрыть вход камнем. Когда ученики через несколько дней отодвинули камень, в пещере никого не обнаружили. Сие знамение восприняли как вознесение Святой Великомученицы Ирины.

Ирина македонская икона

Тексты православных молитв святой Ирине

В православных молитвословах собраны тексты сильных молитв, с которыми обращаются к святой великомученице за помощью. Если молитва короткая, то рекомендуется заранее выучить ее на память.

Тропарь

А́гница Твоя́, Иису́се, Ири́на, / зове́т ве́лиим гла́сом: / Тебе́, Женише́ мой, люблю́, / и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую, / и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́, / и стражду́ Тебе́ ра́ди, / я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя, / да и живу́ с Тобо́ю, / но я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́. / Тоя́ моли́твами, // я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак

Де́вства добро́тами преиспещре́нна, де́во, / страда́льчеством была́ еси́ красне́йшая, Ири́но, / кровьми́ твои́ми исте́кшими обагре́на, / пре́лесть же низложи́вшая безбо́жия. // Сего́ ра́ди и прия́ла еси́ по́чести побе́ды руко́ю Созда́теля твоего́.

Молитва

О многострада́льная и пресла́вная Ири́но, неве́сто Христо́ва всехва́льная, уго́днице Бо́жия! Ты предстои́ши у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы и наслажда́ешися неизрече́ннаго блаже́нства. При́зри у́бо ми́лостивно на нас, принося́щих ти хвале́бное пе́ние сие́, испроси́ нам ми́лость, отпуще́ние грехо́в у Преблага́го Го́спода, ве́мы бо, вои́стинну ве́мы, я́ко вся, ели́ко восхо́щеши, испроси́ти у Него́ мо́жеши. Те́мже у́бо смире́нно припа́даем к тебе́ и про́сим: уми́лостиви Влады́ку Не́ба и земли́, да пода́ст нам дух твоея́ ре́вности ко хране́нию святы́х Его́ за́поведей, я́ко да возмо́жем земно́е по́прище в доброде́тельном житии́ проводи́ти, ра́йских селе́ний унасле́довати и та́мо с тобо́ю и все́ми святы́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист

Кондак 1

Избранной Богом от идолослужительнаго рода на просвещение языков, богомудрей и преславней невесте Христовой Ирине, благодарственное и хвалебное пение воспоем ти молитвенницы твои, святая и многострадальная великомученице Ирино. Ты же, имущи дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и скорбей свободи, да зовем ти: Радуйся, Ирино, невеста Христова преславная.

Икос 1

Ангельскую честную и вселюбезную чистоту, святая мученице Ирино непорочно сохранила еси, со Ангелы купно сподобилася еси Богу трисвятую песнь воспевати на небеси, услыши нас, тебе верно поющих на земли: Радуйся, отроковице, Богом Отцем предуставленная быти сообразна в страдании образу Сына Его; радуйся, Сыном Божиим из тьмы в благодатный свет призванная. Радуйся, яко приимше Духа Святаго в отрочестве идолослужение отринула еси; радуйся, земнаго обручника паче Небеснаго знати не восхотела еси. Радуйся, убелившая ризы твоя в крови Агнчей на земли; радуйся, в Небеснем Чертозе со Христом царствуеши на Небеси; Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 2

Видяще, святая мученице Ирино себе на величественнем столпе от Отца поставлену, помышляше себе, о Промысле Божием разумевая, о творчестем создании небеси и земли и бездушных идолех, умне восходяще от тьмы ко свету, от идолослужения к истинному Богу, Емуже вернии воспевают: Аллилуиа.

Икос 2

Божией Премудрости вместилище ты была еси, непорочная отроковице, измлада от любви к миру и вся, яже в мире, отвергшаяся. Всею душею Твоею Христа Жениха возлюбила еси, Емуже равноапостольно послужила еси, среди неверных проповедуя им Истиннаго Бога. Сего ради таковому твоему разуму дивяся, глаголем: Радуйся, премудрая Евангельская Дево, правой веры и дел благих исполненная; радуйся, паче мудрецов мира сего разумнейшая. Радуйся, о проповедании веры благоглаголивыя уста апостольския; радуйся, христианских дев украшение. Радуйся, оружием Креста Христова демоны отгоняющая; радуйся, верная ко Господу о нашем спасении молитвеннице. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 3

Сила Божия дадеся тебе, святая великомученице Ирино, во святем Крещении, егда пресвитер Тимофей, просветив тя, даде тебе послание святых апостолов, сим призывая тя на великое апостольское служение. Ты же, исполнившись Духа Премудрости, пред лицем царя, отца твоего Ликиния, все златые идолы безбоязненно сокрушила еси и яко раба Господня едину православную веру в Бога Отца и Сына и Святаго Духа исповедала еси, зовуще Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи, святая Ирино, свыше данную тебе премудрость и силу, егда многажды понукаема от Ликиния, отца твоего, поклонитися идолом, именуя тя Пенелопиею, но ты рекла ему: «Не извращай моего имене, Ирина аз есмь, нареченная Ангелом в видении, и тако наименовася во святем Крещении. Не поклонюся бесам, имже вы поклоняетесь, аз Единому Богу, Создателю моему, поклоняюся и яко Жениха моего люблю». За такое убо дерзновение приими от нас похвалу сию: Радуйся, столпе веры, утверждение Христианскаго жития; радуйся, детище, Богом просвещенное во святем Крещении. Радуйся, орлице Царя Небеснаго, Богом дарованная на просвящение языков; радуйся, в стране царствования Отца Твоего идольскаго служения искоренительнице. Радуйся, яко подвиг твой многострадальный предвозвестили голубь, кокош и вран, принесши ти маслину, венец и змия; радуйся, яко предрек тебе Апелиан учитель: маслина — твое добронравие, венец — венец славы, а змии — враг, гласит страдания. Радуйся, Ирино, невесто Христова, преславная.

Кондак 4

Бури тяжких искушений воздвигл на тя враг души спасения, егда отец казнить приказал тя, поврещи свирепым коням на глумление и удов раздробление. Но егда ты помолишася, свирепейший конь, отрешившись, оторваша Ликинию руку и топташа его. Тебя же человеческим гласом славною мученицею нарекл есть. Ты же была невредима, воскресила отца своего во имя Христа Сына Божия. Он же со множеством народа уверовавше, восхвалил Бога: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав от тебе злочестивый царь Седекия словеса разумна о вере Христовой, распылашася на тя злобою; паче же егда рекла ему: «Не сяду с сонмом суетным и с законопреступниками не вниду, готова аз на всякия пытки и не пощажу плоти моея за Христа, Господа моего». И вверже тя в глубину рва, идеже гады ядовиты. И тамо пребыша десять дний невредимо со Ангелом, хранящим тя. Видящи вси сия тобою чудодеемая, взываше: Радуйся, младая страстотерпице, за мужественное исповедание веры много пострадавшая; радуйся, агнице кроткая, идольския суетныя лести обличительнице. Радуйся, яко тобою посрамися лукавый враг, видя себе побежденным; радуйся, о тебе бо радуется вся небесныя силы, видя побеждающу лютых мучителей. Радуйся, твоими подвигами многи богохульники правители к Богу приведшая; радуйся, многострадальная дщи немилостиваго царя Ликиния. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 5

Богосветлой звезде подобна была еси, великомученице Ирино, множество племен и языков ко спасению приведшая. Три идолоязыческия страны со епархами и клевретами просветила еси. Тяжкия страдания от мучителей Седекия и Саваха претерпела еси, трижды железною пилою перепиливаема и на мельничном колесе была раздробляема. О великомученице! Твоих страданий небесная стихия, гром и молния, не стерпеша и нечестивыя поразиша. Люди же увероваше, со трепетом Бога прославляя и поя Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше царь Савах, яко сила Божия, в тебе чудодействуемая, поборяет и посрамляет его безумныя веления, ополчив сто тысящь воинов на Магеддон, град, идеже ты молилася Господу о поражении слепотою грядущих и по ослеплении их паки умолила Всевышняго даровати им зрение. Сия радости мы исполненны, глаголем тебе сице: Радуйся, святая Ирино, тобою бо свет Христов возсия в странах языческих; радуйся, богопротивных царей и воинов дивное вразумление. Радуйся, града Магеддона преславное защищение; радуйся, веры православныя исповедание и света Евангельскаго сияние. Радуйся, закона Божия верная хранительнице; радуйся, многострадальная Богоневесто, от лютаго Седекия многажды палимая. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 6

Проповедником Богоносным апостолом поревновала еси, пред мучителеми безбоязненно Христа Бога проповедовала еси, Егоже ради тяжкия раны, узы и темницу претерпела еси; во огни на костре в медных пещех палима была еси, но сохранил тя Ангел Господень во славу Божию, и мы взываем Богу Всемогущему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял есть в сердцы твоем свет богоразумия, свет Господа Иисуса Христа. Той, яко Жених твой возлюбленный, укрепляше тя страдающу сопричастницу Его страданий, егда вонзили тебе в пяты острые гвозди и обуздавши яко осля, пять поприщ насильно ведоша тя, ты же в страшнем страдании своем моляся Богу, тысящи народа просветила, беззаконных же мучителей разверзшаяся земля поглотила есть, мы же вопием ти: Радуйся, Ирино, рабе Господня и молитвеннице наша; радуйся, голубице кроткая, язвы ради Господа носившая. Радуйся, от гвоздичных, кровию истекающих ран, Ангелом исцеленная; радуйся, яко тебе Господь даровал силу и мудрость побеждати противостоящих истине. Радуйся, яко тобою от многих ран и болезней кающийся исцеляются; радуйся, яко твоею молитвою бесы прогоняются и прокаженнии очищаются. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 7

Восхотев безумный мучитель тя, святая Ирино, ко идолослужению преклонити, увещевая тя пожрети идолом жертву, ты же, Крестом оградившись, воскликнула: «Аз приношу жертву Богу Всевышнему, Иже обладает жизнию и смертию всех людий. Вразумись же, царю, прельщенный сатаною!» Осверепевший мучитель, скрежеща зубами, приказал в медных пещех трикраты палити тя, но Ангел Господень, пламень остудив, сохранил тя невредно на славу славящим Бога песнью: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа ярость безчеловечия злобный Вавадон, егда тебя, святая мученице Ирино, повелев, железными цепями привязану к раскаленней решотце, поливать на тя масло и смолу. Ты же, Божия страдалице, бе в пламени горяща, со Ангелом отрешившим от решотцы и охлаждающим тя, Бога славила. Изумившись мучитель таковому чуду, пал к стопам твоим, прося прощения и святых молитв за всю страну, обратившуюся ко Господу. Мы же с любовию взываем к тебе: Радуйся, многострадальная мученице, за Христову Церковь много претерпевшая; радуйся, святая девице, Христа ради в пещех и на кострех палимая. Радуйся, за спасение людей на раскаленней решотце жегомая; радуйся, великая страстотерпице, Христа ради тяжко мучимая. Радуйся, яко твоими страданиями мног народ к признанию Бога истиннаго привела еси; радуйся, врагов Церкви победительнице и в бедах наших скорая помощнице. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 8

Странные и страшные страдания святой мученицы видевше, вернии удивишася, како младая отроковица, суще в юном телеси, мужественно за Христа муки претерпевает, да и мы исполнишеся умиления, благодарно возопиим Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь сладчайший Иисус сладость тебе бысть, мученице Ирино, ты же горькия муки и тяжкия истязания за Христа и спасение людий от седми мучителий претерпела еси, и яко агница от нечестиваго Савария мечем усечена и погребена была еси, и после же из мертвых возстала с райскою ветвию в руках, и в Месемврии к царю явилася на вразумление и посрамление богохульников. Со страхом к твоим ногам пал царь-убийца, взывая: «Велик Бог Христианский» Просвети и нас, святая Ирино, да зовем ти: Радуйся, святая равноапостольная Ирино, просветительница стран языческих; радуйся, реко исполненая благодати Божией. Радуйся, боговозлюбленная ластовице, из небожителей возванная на спасение богохульных и отверженных; радуйся, преславная мученице, многая богопротивныя просветившая. Радуйся, яко силою Божиею демонстии коварства упразднила еси; радуйся, блаженная страстотерпице, райскую ветвь от Христа приимшая. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 9

Вся небесныя силы возрадовася, восхваляя Бога, даровавшаго тебе таковое мужество и непоколебимую твердость побеждати во брани душепагубных аспидов. Ты бо, укрепляемая силою Божиею, в тысящах языки просвещая, радовалася воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании риторскими своими языки не возмогут изрещи твоих болезненных страданий и мученических подвигов, яже за Христа претерпела еси. Кто может исчести твоя безчисленная страдания, кия содрагают нас, поющих тебе: Радуйся, чудодейственное зрелище Ангелом, и человеком; радуйся, яко твоим терпением мучителей удивила еси. Радуйся, кровь свою за Христа Жениха твоего источила еси; радуйся, учеников похвало и верных радование. Радуйся, лозо плодовитая сада Иисусова; радуйся, доброплодная ветвь винограда Христова. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 10

Спасти восхотевши души, во тьме идолослужения погибающия, боголюбивая мученице Ирино, ты, ревнуя о Господе, якоже Илиа, силою Божиею идолы сокрушала, бесы прогоняла, мучителей обличала и посрамляла. Богу же победную песнь непрестанно воспевала: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепка и непоколебима во исповедании православныя веры пребыла еси; не пощадила ты сладкоцветущей юности твоея, презрела еси вся царская достояния отца своего. Возжелала чрез мученическую смерть уневеститися Христу и с Ним быти в Ангельстем ликостоянии. Мы же, поминающе твоя подвиги и страдания, ублажаем тя сице: Радуйся, течение мученическаго пути добре скончавшая; радуйся, житием твоим равноапостольстим Господу послужившая. Радуйся, силою свыше на брань с сопротивными препоясанная; радуйся, верным христианом крепкое заступление. Радуйся, безпомощным заступнице, сирот покровительнице; радуйся, мучеников радование, девственников славо. Радуйся, Ирино, невеста Христова преславная.

Кондак 11

Пение наше хвалебное по достоянию воспевати недоумевает ум наш, святая мученице Ирино, ты бо подражала еси распятому Агнцу — Христу. Положила еси душу свою за други своя, ибо больше сия любве никтоже имать. Обаче мы, вси благодарни суще, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарный светильник истиннаго света сущим на земли ты являешися, богоизбранная отроковице, просвещаеши сердца верных, исцеляеши недужных и прокаженных, притекающих к тебе с любовию, разслабленным и слепорожденным здравие подаеши, благодарящим тя тако: Радуйся, о спасении грешных сильная ходатаице; радуйся, обидимых заступнице, злочестивых поборающая. Радуйся, сосуде благ небесных; радуйся, златая кадильнице, фимиам молитвы о нас Богу приносящая. Радуйся, сокровище даров Божиих неиждиваемое; радуйся, яко тебе Господь Царство свое даровал есть. Радуйся, Ирино, невеста Христова преславная.

Кондак 12

Благодать тебе дана, яко апостолом, слово Божие грешному миру вещати, омраченныя от идолослужения отвращати и всем в подвизех земных помогати. О достославная раба Господня, много потрудившаяся за род христианский, молися за нас ко Всемилостивому Богу, Спасителю нашему, да сподобит и нас в сем и в будущем веце Бога в Троице прославляти: Аллилуиа.

Икос 12

Воспеваем твоя славная подвиги, почитаем страдания твоя, хвалим долготерпение, ублажаем святую твою кончину, славим твое в немощнем теле непобедимое мужество, имже попрала еси вся мудрования мира сего. В память твоих подвигов и страданий приими от нас хвалебное пение: Радуйся, от девственных ликов в чертог небесный введенная; радуйся, от мученических полков под венец славы во гласе радования провождаемая. Радуйся, от небожителей досточудное о Господе приемшая целование; радуйся, яко награда твоя радость вечная во светлости святых. Радуйся, яко тобою от нечаянныя смерти уповаем сохранитися; радуйся, твоим заступлением Царствия Божия чаем сподобитися. Радуйся, Ирино, невесто Христова преславная.

Кондак 13

О преславная и всехвальная святая великомученице Ирино! Приими от нас сие малое хвалебное пение и не престани молитися о нас ко Господу Богу, да избавит нас от враг видимых и невидимых и твоим заступлением сподобит нас вечнаго Царствия, идеже вкупе с тобою и всеми святыми чаем воспевати Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й).

О чём молятся Святой Ирине?

  • Священнослужители молят Святую Ирину о даровании искусства проповедовать и нести божье слово в народ.
  • Нездоровые люди просят о терпении выдержать все муки, связанные с болезнями и недугами, унять боль и страдания.
  • Просят Святую Ирину об успешной карьере и даровании достойной работы.
  • Молитва Святой защитит и оградит всю семью от зла и козней недоброжелателей.
  • Святая Великомученица Ирина через молитву помогает вновь обрести утраченную веру в Бога.
  • Незамужние девушки просят о счастливом браке и о рождении здоровых детей.
  • Святая покровительствует всем тем, кто носит имя Ирина.

Житие святой великомученицы Ирины

Когда Пенелопа выросла, ее родители задумали выдать дочь замуж. Но Господь вернул ее на праведный путь, послав ей трех птиц. Первым был голубь, несущий оливковую ветвь как символ благодати и чистоты. Второй — орел, несущий венок, который был знаком силы духа, достигаемой через поклонение. Третья птица, черный ворон, несущий змею, была знаком искушения и нечистых помыслов. Именно поэтому Ирину часто изображают на иконах с тремя птицами. Толкование Апелланом этих знаков было передано Пенелопе, что в конечном итоге убедило девушку выбрать путь служения Господу.

Пенелопа была крещена апостолом Тимофеем, учеником одного из двенадцати апостолов, а именно Петра. После крещения девочке дали имя Ирина. Родители Ирины поначалу не возражали против ее убеждений. Однако вскоре ее отец потребовал, чтобы девушка поклонялась языческим богам. За непослушание Лициний заключил мученицу в яму со змеями на 10 дней. В конце периода Ирина осталась невредимой, ее ангел-хранитель не бросил девочку. Разгневанный отец приказал казнить свою дочь, спустив на нее лошадей. В день казни ни одна лошадь не двинулась в сторону девушки, но одна из лошадей бросилась на Лициния, вырвав ему руку. Освобожденная Ирен начала молиться за своего отца, после чего он вышел невредимым. Все произошедшие события помогли родителям Ирины и еще 3000 свидетелей уверовать в Господа.

Тропарь мученицы Ирины. Глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Ирина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ЕФРЕМ НОВОМАКРИЙСКИЙ

Память 5 / 18 мая, 21 декабря / 3 января (обретение мощей в 1950 году; Греч.)

В миру Константин Морф, родился 14 / 27 сентября 1384 года в многодетной (7 детей) семье в Трикале, на территории современной Греции. В раннем возрасте лишился отца. В 14 лет по воле матери он ушёл из семьи, чтобы избежать участи быть забранным в войско янычар. Поступил в монастырь Благовещения на горе Амомон (τῶν ᾿Αμώμων, т. е. Непорочных) близ Неа-Макри в Аттике, где принял постриг и священный сан. Там в монашеских подвигах он провел 27 лет.

14 / 27 сентября 1425 года монастырь был разорён разбойниками-мусульманами, монахи были убиты. Святой Ефрем не пострадал, так как в этот момент отсутствовал, а вернувшись в обитель, похоронил убитых собратьев и продолжил в нём жить. Через год турки захватили Ефрема и жестоко пытали, желая узнать о сокровищах монастыря. По другим сведениям, святой тогда же был пленён и в течение восьми месяцев претерпевал истязания, вынуждаемый к отречению от Христа.

Скончался в муках 5 / 18 мая 1426 года в возрасте 42 лет:, его распяли вниз головой на дереве и проткнули большой горящей головнёй. Это дерево сохранилось до настоящего времени, сейчас оно находится внутри часовни.

3 января 1950 года игумения Макария, возродившая монастырь, обрела благоухающие останки неизвестного подвижника. Пребывая в недоумении, игумения горячо молилась, чтобы Господь открыл ей, кому принадлежат эти мощи. Через некоторое время святой Ефрем несколько раз являлся ей (а также другим сёстрам и мирянам) во сне и наяву, рассказав о своей жизни и мученической кончине.

С тех пор монастырь называется обителью преподобномученика Ефрема Новоявленного Чудотворца и является местом паломничества многочисленных верующих. Предстательством подвижника совершались многие чудеса, что способствовало росту его почитания в Греции. В архиве монастыря хранятся письма, повествующие о чудесной помощи святого. К 1999 г. было собрано 124 таких свидетельства.

Элладская Православная Церковь неоднократно обращалась к Константинопольской Патриархии с инициативой канонизации преподобномученика.

2 марта 2011 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил преподобномученика Ефрема Нового к лику святых.

Служба святому Ефрему составлена монахом Герасимом Микраяннанитом. Память празднуется 2 раза в год: в день преставления (5 мая) и в день обретения мощей (3 января н. ст.).

28 декабря 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя святого в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 5/18 мая, в день мученической кончины (журнал № 155).

Литература

  • Μακάριος, μητρ., Νικόδημος ῾Αϒιορείτης, Νικήφορος, ἱερομ. Χίου, ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος. Συναξαριστής νεομαρτύρων. Θεσσαλονίκη, 1963. Σ. 510-512;
  • Явления и чудеса сщмч. и чудотворца Ефрема Новоявленного (1384-1426). Афины, 1999. Кн. 1;
  • Явления и чудеса сщмч. Ефрема, Неамакринского чудотворца. М., 2003
  • Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 307-309;
  • Нектария (Мак-Лиз), мон. Евлогите!: Путев. по св. местам Греции. М., 2007. С. 649-667.

Использованные материалы

  • Э. П. А. Ефрем Неамакринский
    . Православная энциклопедия, т. 19
  • https://www.pravenc.ru/text/182097.html
  • «Имя преподобномученика Ефрема Нового включено в месяцеслов Русской Православной Церкви», новость на официальном сайте РПЦ
    • https://www.patriarchia.ru/db/text/1909423.html
  • «Элладская Православная Церковь вновь выступила с инициативой канонизации преподобномученика Ефрема Нового Чудотворца», новость на Седмице.Ру
    • https://www.sedmitza.ru/news/1874593.html

    ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ

    Память 5 / 18 мая и в Соборе Московских святых

    Преподобный Варлаам был строителем и первым настоятелем Владычнего монастыря. Еще при жизни имел дар чудотворения и удостоился видения Матери Божией. С его именем связано явление двух чудотворных икон Божией Матери: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» и «Неупиваемая Чаша».

    Сведения о преп. Варлааме сохранила писаная на доске летопись «О зачатии Владычнего монастыря еже есть в Серпухове», до начала XX века хранившаяся в обители. Откуда был родом Варлаам и кто его родители — неизвестно, повесть о жизни Варлаама начинается с 1360 года. Не сохранилось сведений, когда и где принял Варлаам иноческий постриг. Летопись Владычнего монастыря называет его «постриженником пустынным». При каких обстоятельствах Варлаам стал келейником свт. Алексия, летопись не упоминает, но отмечает, что украшенного добродетелями пустынножительства инока Варлаама свт. Алексий «велми любя, занеже бояся Бога Живый и в покорении Ему». Промыслом Божиим пребывая рядом со свт. Алексием, Варлаам оказался вблизи главных и, порой, весьма непростых событий церковной и политической жизни того времени. Можно предположить, что келейник сопровождал митрополита в его поездках по епархии и, возможно, в Орду в 1357 году и был свидетелем его подвигов и трудов, которым старался по мере сил подражать. Несомненно, что Варлаам находился рядом со свт. Алексием и в период почти двухлетнего пребывания его в Киеве, так как события, с которых начинается повествование летописи Владычнего монастыря, происходили вскоре после

    возвращения митрополита в Москву.

    Прп. Варлаам Серпуховской, икона.

    «Однажды в 1360 году, в то время когда святитель Алексий исполнял обычное правило, диакон Герасим читал кондаки и икосы. Едва святой Алексий проговорил всепетую песнь, как необыкновенный свет озарил его келлию. Все ужаснулись, услышав от иконы Пресвятой Богородицы голос: „Алексий, подобает тебе монастырь поставити имени моему, купно же и себе в память“. Святитель размышляя об этом событии, не зная, что делать. По окончании же келейного правила он ушел во внутреннюю свою келью и начал там молиться и преклонять колена пред иконой Владычицы Пресвятой Богородицы, прося изъяснить ему это чудесное явление. И вот в то время опять слышан был голос: „Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое“. Он же сказал: „Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить?“ И опять слышан был голос: „В пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим“. Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, посылает упомянутого преподобного Варлаама осмотреть место для монастыря и приказывает донести ему, когда отыщет такое место, для того, чтобы осмотреть его собственными глазами. Варлаам же, найдя такое место, остался переночевать там. И вот в нощи он слышит необыкновенный звон и гремение сосудов железных и медных. Это заставило его подумать, что здесь именно угодно Богу имети монастырь. Варлаам с радостью возвратился рассказать об этом свт. Алексию. Рад был этому и святитель. Чрез несколько дней он снова послал Варлаама приготовить все нужное для постройки. Пред уходом Варлаама в дорогу святитель творил напутственный молебен. Едва он кончил отпуст, как Варлаам упал и испустил дух. При виде этого св. Алексий обратился к образу, от которого был слышан голос, и воскликнул: „О Владычице! Зачем угодно Тебе взять от меня строителя дома Твоего? Печаль моя болезнию во ад сниде. Без него кто дом Твой устроит? И аз не вем кого послати!“ И был к нему голос: „Алексие, возьми Варлаама за руку и возстави, он послушает тя“. Тот взял его за руку и Варлаам встал весь в слезах. Святитель стал допытываться о причине его плача. Тот отвечал ему на это: „Молютися, да не нудиши мя поведати дондеже до смерти. При смерти бо ти повем“.

    После того Варлаам был отправлен в путь. Немного спустя и сам св. Алексий пришел в Серпухов, осмотрел многие места в окрестности и остался недоволен выбором Варлаама. Но опять ночью на том же месте слышал тоже, что и Варлаам, а еще слышен был голос: „Здесь монастырь постави!“ Святитель повиновался, велел заложить деревянную церковь, Варлаама же назвал строителем. А затем в 1362 году была построена и каменная церковь в честь Введения Богородицы во храм с трапезою[173], которую освятил святитель Алексий. Варлаам был строителем в монастыре 15 лет и потом ослеп. Потеряв зрение, он прожил еще два года, и когда приблизилось время его кончины, он послал к святителю Алексию и просил сказать ему: „Сам ты соорудил монастырь, и церкви сам освятил, молютися, и мене погреби своими руками“.

    Св. Алексий скоро пришел в Серпухов. Найдя Варлаама слепым и болезненным, он вспомнил обещание преподобного и стал допытываться от него, говоря: „Брате Варлааме! Господа ради, повеждь ми яже обещася прежде сего поведати, — бывшее до зачатия сего монастыря“. „Не могу словом поведати, — отвечал Варлаам, — занеже страшно бе, а писанием возвестити не могу — не вижу“. Св. Алексий велел диакону принести перо, чернил и хартию и сотворил вместе со всеми молитву; и вот вдруг Варлаам прозрел, взял перо и начал писать: „Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексеевский, занеже Владычицу видех и все бысть Ея промыслом“. И затем продолжал: „Егда падох, — видех: ангелы держат монастырь, и Захария во дверех церковных стояща и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посадив на третией степени“.

    В это время необыкновенный свет озарил келию Варлаама и он, оставив писало, сказал: „Приведите ко мне брата Гедеона“. Гедеон же был слеп. Варлаам возложил свою руку на его голову и сказал: „Со мною ты ослеп, со мною и прозри!“ И Гедеон прозрел.

    „Аз же днесь отхожу, — продолжал Варлаам, — ты же поживши три недели и покаяние приложив к покаянию, приходи ко мне, хотя и не хочешь; я приму тебя с радостию. Ты преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров“. Гедеон воскликнул, обратясь к нему: „Пощади, молютися, не готов есмь“. Варлаам же сказал: „Готов есмь уже“, — и, поцеловавши святителя, преставился с миром 5 / 18 мая 1377 года (по др. сведениям — в 1392 году). Св. Алексий совершил над ним обычное погребение. Варлаам по своему завещанию был погребен на церковной паперти, потому что сам однажды сказал: „Погребите мя дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы“; и это завещание велел блюсти в память имени его. По предречению святого Варлаама преподобный Гедеон прожил три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ святого Варлаама».

    В том же году по распоряжению свт. Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря написана была икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения преп. Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно, как чудотворная (празднование 21 ноября / 4 декабря).

    Древняя Владычняя летопись умолчала о том, как Варлаам руководил братством обители в иноческих подвигах. Но, конечно, не об одном устройстве монастырских зданий заботился первый ее строитель, тем более что из уст святителя Алексия слышал он слова Владычицы: «Возлюбих бо место сие на спасение многим душам человеческим». Потому больше забот и трудов положил Варлаам на нравственное, чем на материальное благоустройство монастыря. Можно справедливо заключить, что воспитанный в келлии свт. Алексия, у него поучался Варлаам строгому монашескому благочестию, труду с упованием и верою, духовному преуспеянию, и его дух старался поселить во вверенных его руководству иноках.

    Не сохранилось сведений, по какому уставу жили подвизающиеся «на месте сем святе». Однако же, можно полагать, что этот устав близко подходил к правилам общежития, установленным в монастыре преп. Сергия. Во время настоятельства Варлаама святой игумен мог сам наставлять братию Владычней обители. Впервые это могло произойти в начале зимы 1374 года, когда преподобный Сергий Радонежский пришел в Серпухов по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича, пожелавшего своим попечением устроить еще одну духовную крепость на границе московского княжества. Серпухов был тогда еще небольшим деревянным, слабо укрепленным городком, и только у заснеженных окских лугов на фоне сосновой рощи поднимались белокаменные храмы Владычнего монастыря, что и на Москве тогда было большой редкостью. Трудно представить, что смиренный пустыннолюбивый старец не поспешил в обитель, основанную свт. Алексием, с которым его соединяла святая дружба.

    Через год после посещения преп. Сергием града Серпухова Варлаам ослеп, к тому же здоровье его начало слабеть от многочисленных болезней. Несмотря на это, он еще более умножил труды иноческого делания и с великим смирением и покорностью воле Божией продолжал исполнять возложенное на него свт. Алексием руководство братией. До самой кончины преп. Варлаам собственным примером старался укоренить в своих учениках слова преп. Сергия о многотрудности иноческой жизни: «Знайте, что прежде всего место это трудно, голодно и бедно; готовьтесь не к пище сытной, не к питию, не к покою и веселию, но к трудам, поту, печалям, напастям».

    О чем говорил преп. Варлаам, напутствуя иноков и давая им последнее благословение, неизвестно. Но оставаясь кротким послушником свт. Алексия, надо полагать, вполне мог повторить поучение своего духовного отца и учителя, которому следовал долгие годы иноческого служения Господу: «Имейте, дети, в сердцах своих страх Божий: ибо при нем человек может стяжать всякую добродетель. Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние каждому по делам».

    Со времени блаженной кончины строителя монастыря инока Варлаама его мощи, лежащие под спудом в соборном храме, почитались братией святыми.

    Почитание

    В монастырском синодике (с 1588 г.) и в рукописной летописи монастыря, «писанной на дске, полууставом, в два столбца», и других документах монастырского древнехранилища церковные археологи находили данные, позволяющие отнести почитание инока Варлаама еще к XVI столетию.

    К концу XVIII века древний Владычный монастырь, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, пришел в совершенный упадок и запустение, пока по указу митрополита Московского Платона (Левшина) в 1806 году не был преобразован в женский общежительный монастырь. Во второй половине XIX века по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разбираются и изучаются монастырские архив и ризница, и находятся новые свидетельства о древнем почитании инока Варлаама. Например, на священнической ризе, датированной московскими специалистами началом XVII века, нашли вышитый образ преподобного Варлаама, где он изображен в мантии без куколя, с венцом вокруг головы с надписью: «Чудо преподобного Варлаама от Пресвятыя Богородицы». По свидетельству одной схимонахини в 1806 году при ремонте пола во Введенском соборе под гробницей в деревянном срубе, видно было нетленное тело преподобного. К сожалению, многие ценные документы и в том числе рукопись жития преподобного Варлаама были утеряны на рубеже XVIII-XIX вв. в процессе преобразования монастыря из мужского в женский. Согласно сведениям очевидцев в это время многие монастырские древности были куплены раскольниками и, в частности, древняя книга записей исцелений от гробницы преподобного Варлаама, которая исчезла из обители в 1805 году.

    Чудесное избавление Серпухова и его окрестностей от губительной болезни холеры в 1848 году предстательством Пресвятой Богородицы, обратило внимание на древние святыни Высоцкого и Владычнего монастырей и, особенно, на гробницу преподобного Варлаама, от которой происходили многочисленные исцеления, в том числе и неизлечимо больных людей. Указом московского митрополита Филарета городской благочинный и благочинный уездных монастырей внимательно следили за событиями во Владычней обители и докладывали обо всем Епархиальным властям. До настоящего времени в фондах Серпуховского историко-художественного музея и в собрании документов Московской Духовной Консистории в Центральном историческом архиве Москвы сохранились записи о чудотворной силе преподобного Варлаама, акты об исцелениях, справки из лечебных учреждений о состоянии больных и другие свидетельства благодатных даров угодника Божия.

    Незадолго до своей кончины, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), послал подробный отчет о событиях во Владычнем монастыре г. Серпухова Святейшему Правительствующему Синоду, в котором, перечисляя все действия московских епархиальных властей, не подвергал сомнению происшедшие чудесные исцеления по записям очевидцев, подчеркивая, что «записи ведутся безпристрастно».

    С разрешения московского святителя на месте погребения инока Варлаама была поставлена новая рака, «над которой устроен балдахин и вокруг самой раки ступень чугунная и медная решетка».

    Преподобный Варлаам Серпуховской благоговейно почитался сестрами обители и многочисленными паломниками вплоть до закрытия монастыря в 1918-1919 г.г. Затем на территории обители расположилась школа «Красных военлетов», до 1978 года объект был закрыт для посещения.

    В 1995 году по милости Божией во Владычнем монастыре была возрождена монашеская жизнь. В начале 1996 года по рассказам очевидцев на прежнем месте была восстановлена гробница преподобного Варлаама, возле нее было возжена неугасимая лампада. Вскоре у гробницы и от святого масла из лампады стали совершаться исцеления.

    18 мая 2000 года в день преставления преподобного Варлаама состоялось восстановление его почитания как местночтимого святого Московской епархии.

    Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания[174].

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: