ЭТО ХОРОШИЕ МЕСТА ПИСАНИЯ ДЛЯ МОЛИТВЫ И ИСПОВЕДАНИЯ

Сегодня я хочу поговорить с вами о тех молитвенных повелениях, исполнения которых Бог ожидает от нас, независимо от того, кто сейчас у власти. Мы должны молиться за тех, кто у власти согласно наставлению апостола Павла из 1 Тимофею 2:1-3:

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу…»

В этих стихах Павел даёт нам шесть молитвенных повелений, исполнения которых Бог ожидает от нас. В этом отрывке Писания он приводит четкие принципы, которым мы должны следовать во время молитвы. Вместо того чтобы бежать к Богу с обвинениями, жалобами, недовольством, протестами и слезами, мы должны избрать конструктивный подход к молитве, который изложил Павел.

ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Павел начинает словами: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы…». Слово «молитвы» является переводом греческого deisis, которое описывает отношение человека, который упрашивает царя. Право представать пред престолом царя было большой привилегией в древнем мире, поэтому, когда человек приближался к царю, он демонстрировал почтение и признательность за эту привилегию. Когда Павел начинает излагать свои указания в отношении того, как следует молиться, он напоминает нам о том положении, которое нам следует занять, когда мы приближаемся к Богу. Прежде чем мы произнесём хотя бы одно слово молитвы, в своём сердце мы должны четко осознавать, что нам предоставлена огромная привилегия входить в присутствие Бога. Независимо от мыслей, которые роятся в нашей голове, или недовольства, которое могло притаиться в нашем сердце, нам нужно входить в Божье присутствие с сердцами, исполненными почтения и благодарности. Поэтому первое, что мы должны сделать, чтобы приготовиться молиться за наших начальников и наше правительство, это позаботиться о правильном отношении сердца.

Свет миру

В отношении литургии надо знать вот что: на проскомидии священник сугубо молится только о членах Церкви. Он вынимает частички и опускает их в Чашу, в которой Кровью Христовой омываются грехи поминаемых людей. Кровь движется по телу, питает каждую его клеточку. Всё, что находится вне нашего тела, кровью омываться не может. Так и с христианами. Поэтому поминание на проскомидии — высшее поминание. Но так как Бог наш есть любовь, мы с любовью молимся и о стране, и о властях, и о воинстве, и о путешествующих — и так далее. Мы не делим их, потому что Господь — солнце, и светит на всех. Молясь за всех, мы объемлем мир и выражаем свою любовь к Богу, ведь Он говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А любовь не заканчивается только теми, кто любит нас — «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф. 5:46).

Христиане призваны быть светом всего мира, оттого у нас есть молитвы о мире всего мира — это молитва вселенского масштаба, охватывающая не только людей, но каждую тварь и букашку, потому что они тоже страдают по нашей вине. В этом и заключается высота нашего учения, которое Христос принёс на землю, в этом свидетельство его божественного происхождения, а не какого-то местечкового, локально действующего для некой группы людей. Мы желаем, чтобы все стали членами Тела Христова. Но если человек этого не желает — у него свободная воля, ему решать, жить ему вне этого Тела или внутри его.

МОЛИТВА ЛИЧНОГО ПОСВЯЩЕНИЯ

Далее Павел пишет: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения…». Слово «прошения» на греческом proseuche, означает обмен, сдачу или капитуляцию, и изображает человека, который входит в Божье присутствие, чтобы в первоочередном порядке освятить себя. Итак, Павел утверждает, что наша первая обязанность как верующих, прежде чем мы произнесем просьбу или жалобу в отношении других – прежде чем мы вообще что-либо произнесём – это войти в Божье присутствие, привести в порядок наше отношение сердца и мысли перед Ним. Затем с чистым сердцем мы можем принять Его мысли и узнать Его пути. Когда мы молимся за других с правильным отношением — наши слова начинают отражать сердце Отца вместо наших собственных предпочтений и мнений. Мы должны всё подчинить Богу и силе Его Духа, прежде чем что-то сказать Ему в молитве.

МОЛИТВА ХОДАТАЙСТВА ЗА ДРУГИХ

Когда верующий разобрался со своим неправильным отношением и уделил время посвящению, Павел пишет о том, что делать дальше: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления…».
Слово «моления» является греческим словом huperentugchano, которое означает обращаться к Богу в защиту кого-то другого. Когда вы привели в порядок своё отношение и посвятили себя Божьей воле, вы находитесь в положении, чтобы просить Бога о ком-то другом. Возможно, вы чувствуете, что Дух Святой ведёт вас молиться за кого-то, кто неспособен сам за себя помолиться, например, за новообращенного верующего, который просто не знает, как эффективно молиться, или за правительственных лидеров, чье духовное состояние и неблагоразумные решения негативно влияют на огромное количество людей. Другими словами, вы ощущаете, что Святой Дух ведет вас занять позицию ходатайства и направить свои молитвы на конкретного человека или ситуацию. И если вы убедились, что в вашем сердце нет никаких препятствий, то вы можете молиться за других, оставаясь свободными от эгоистичных мотивов или неправильного отношения.

МОЛИТВА БЛАГОДАРЕНИЯ

Павел продолжает свой список молитвенных указаний словами: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения…». Согласно этому стиху вам нужно произносить слова благодарности, когда вы находитесь в Божьем присутствии. Слово «благодарения», которое является формой греческого слова eucharistos, описывает сердце, переполненное благодарностью.
Давайте будем откровенными – сложно быть благодарным и признательным, когда в сердце таится недовольство и жалость! Бог знает это. Поэтому Он наставляет нас позволить благодарности течь из нашего сердца, и это изменит «внутреннюю атмосферу», пока мы молимся.

Итак, прежде чем выражать недовольство вашим руководителем – или кем-то ещё – сначала уделите время тому, чтобы подумать о том, за что вы можете быть благодарными в отношении этого человека. Это изменит ваш настрой и сделает вашу молитву куда более эффективной. И будьте спокойны – Бог оценит изменение вашего отношения!

МОЛИТВА ЗА КАЖДОГО

Павел продолжает: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков».
Слово «всех» означает, что мы не должны отдавать кому-то предпочтение или быть избирательными в отношении того, о ком молиться. Это хороший тест, если есть кто-то, о ком вы, по вашему мнению, не можете молиться, скорее всего, это указывает на проблемное отношение вашего сердца, которое необходимо посвятить Господу. Очень важно это понять, потому что неспособность молиться о ком-то открывает глубокую потребность в изменениях в вас самих.

Аксиома любви

Всё то, что мы сейчас переживаем, уже было, причём гораздо более сурово. В любой ситуации нам надо оставаться христианами, смотреть на Начальника нашей веры — Христа. Он учит: молитесь о проклинающих вас — и это аксиома, не требующая доказательств. Её невозможно понять нашим умом, да и не нужно в этом вопросе мудрствовать.

Что мы вкладываем в понятие «молитва»? Когда молимся о своих близких, хотим, чтобы они были живы, здоровы, благополучны и счастливы. Если же молимся о представителях власти, возникает впечатление, что мы желаем им того же. Это не так. Молитва за власть вовсе не означает безоговорочную поддержку её внутренней и внешней политики. Прежде всего мы просим Бога сделать её лучше, человечней, добрее, достойнее. Просим, чтобы представители власти понемногу начинали думать о людях, чтобы не ссорились между собой и, простите, чуточку меньше воровали. Конечно, не нам, ставшим на путь покаяния, подсчитывать чужие грехи, особенно когда речь идёт о людях, которых мы лично не знаем. Но всё же просим.

Святитель Николай Японский пережил со своей паствой русско-японскую войну. Советую прочитать его дневниковые записи того периода. Это было тяжелейшее время для него. Он собирал свою паству и говорил: «Я не могу молиться о власти на службе, потому что тогда я буду лицемером. Не могу просить здравия императору японскому, а внутри желать здравия императору русскому. Но вам я говорю, чтобы вы молились и о своём императоре, и о воинстве».

Когда общество переживает серьёзные политические кризисы и войны, тяжело всем. Но важно оставаться последователями Христа, а Он говорил, что мы странники и пришельцы в этом мире, наше отечество — на Небесах. Задача каждого — примирить тех, кто нас окружает. Если перестанем молиться, не знаю, что произойдёт. Ведь власть — это не что-то абстрактное, а конкретные живые люди. Как можно быть уверенным, что они не могут измениться? Есть закон, который выше закона справедливости и всех других — это закон любви. Христос хочет, чтобы мы жили по этому закону, потому что именно он действует в Царствии Небесном.

Конечно, это трудно — достичь того, чтобы в нашей жизни действовал закон любви. Чтобы Господь по этому закону и нас принял в Своё Царство, придётся вести войну с собой. В Священном Писании сказано: «говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Христос хочет всем спасения. Мы как Его последователи должны хотеть того же, и наша молитва выражает нашу солидарность с Ним.

МОЛИТВА ЗА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Далее Павел говорит, что мы должны молиться «за царей». Если кто и нуждался в молитве, так это неспасенные правители, которые занимали высокое положение и обладали силой и властью в I веке н.э.! Но Павел расширяет эти небесные указания словами, что мы должны молиться за всех «начальствующих». Слово «начальствующих» на греческом huperarche описывает видных государственных чиновников. Задумайтесь об этом. Это означает, что мы должны молиться за всех видных государственных чиновников – даже за тех, которые нам безразличны! Павел объясняет нам причину:

«… дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу…».

Большинство верующих времен Нового Завета не имели права голосовать и делали то, что могли делать и следовали шести указаниям Павла в отношении молитвы. Я уверен, что если бы им дали право голосовать, они бы ринулись к избирательным урнам. Но единственным голосованием, которым они могли воспользоваться, была молитва — поэтому они молились! После того, как их правители утверждались в силе и больше ничего нельзя было изменить, первые верующие очень серьезно брались за молитву. И, в конечном счете, сила этих молитв приносила куда более весомые изменения, чем могут произвести любые выборы!
Помните, что люди, которые оказались у власти, находятся там благодаря демократической системе, которая их избрала. Они представляют выбор людей, которые их туда поставили. Если же мы не довольны результатом, через несколько лет у нас снова появится возможность повлиять на ситуацию.

Однако наиболее серьезный эффект будет тогда, когда мы войдём в Божье присутствие и властью, данной нам Именем Иисуса исполним
шесть молитвенных указаний
, данных Святым Духом Цервки через апостола Павла!

Как относиться к безбожной власти?

Политическая власть априори не может причинить никакого ущерба Богу. Но что, если власть вообще невыносимая? Как быть? Что делать?

Рекомендую прочитать «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», раздел «Церковь и государство», в частности — пункт 5:

«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».

Для лучшего понимания вышесказанного предлагаю письмо, отправленное императору Максимиану святым Маврикием от имени Фивейского легиона:

«Император, мы — твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан — смотрите, мы — такие же. Мы признаем Бога Отца, Создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любое другое происшествие не соблазнили нас восстать. В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе».

Евхарий, епископ Лионский, восхищаясь подвигом мучеников, пишет: «Ни их число, ни сила их оружия не соблазнили их поддержать свою правоту силой». Всю высоту христианского самосознания показывает и множество других святых мужей и жен. Они учат нас быть верными Богу, Церкви, а также всегда помнить, что зло можно победить только добром, любовью и молитвой.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:44-48).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: