Христианская отходная молитва

Уход из жизни человека — это очень тяжелая утрата. В такие минуты может поддержать специальная поминальная молитва. Именно с ее помощью мы поддерживаем усопшего в потустороннем мире и даем ему надежду на то, что он получит прощение грехов и будет принят в Царствие Небесное, где найдет успокоение его душа.

Молитва за упокой – это специальный текст, с помощью которого можно успокоить душу умершего. С ее помощью живые сохраняют светлую память об умерших близких людях, одновременно с этим приходят к собственному успокоению и пониманию того, что жизнь продолжается. Молитва об упокоении имеет важное значение, так как в Святом писании сказано, что молясь за умершего близкого человека, молящийся сам получает прощение Господом собственных грехов.

Текст поминальной молитвы об усопшем

Отходная молитва в православии

Когда появляются признаки близкой кончины, священник, приглашённый к умирающему, читает «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго».

Это чинопоследование написано от лица человека, призывающего ближних к себе и просящего молиться о его душе, которая вскоре покинет тело. Моления, обращённые ко Христу, Богородице и святым, испрашивают помощи и заступничества в преодолении мытарств, уготованных душе после смерти. Последняя молитва канона, «от иерея глаголемая на исход души», содержит прошение о прощении грехов и обретении райской обители.

«Канон молебный», за исключением последней молитвы, могут читать и миряне. После смерти православного без промедления произносится «Последование по исходе души от тела»

Проведение похорон по религиозным обрядам

Конфессиональные похороны

Реквием.ru / Молитвы /

Божие слово

Не каждому светскому человеку, даже не каждому крещёному православному понятны форма и содержание тех священных таинств, которые совершаются церковными отцами в тот момент, когда мы прощаемся с усопшим своим родственником или близким человеком.

Сегодня мы предлагаем своим читателям восполнить свой возможный пробел в этой сфере теории и практики и расскажем, что собой представляют приходские требы в той их части, что касаются отпевания и упокоения.

ОТХОДНАЯ

При конце жизни человека – при отходе из этого мира, читается над ним «отходная» – особый канон, который в малом требнике озаглавливается так: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и пречистей Богородице, при разлучении души от тела всякаго правовернаго» (если время не дозволяет прочитать весь канон, то обычно ограничиваются чтением только молитвы, имеющейся в конце канона и глаголемой непременно от Иерея в минуты разлучения души с телом).

Прежде чтения этого канона, священник, как указано в требнике, должен и в этот раз спросить у умирающего (если он ещё не лишился языка), не припомнит ли умирающий каких либо грехов забытых или утаённых, или злобы на ближнего и пр., не исповеданных и не разрешенных. Всё это священник помогает припомнить умирающему, спрашивая «по единому» о том, что, как можно предполагать, умирающий мог скрыть прежде, или забыть. Затем начинает чтение канона обычным началом «Благословен Бог наш…» и начинательными молитвами.

По возгласе на «Отче наш…» 12 раз «Господи помилуй», «Приидите поклонимся…» и 50-й псалом, после которого читается самый канон. По окончании канона, «Достойно есть», и молитва положенная в конце канона (кроме этой «отходной в большом требнике есть ещё чин на разлучение души, когда человек долго страдает перед смертью).

Когда больной совсем уже отходит, то, если он живёт близ церкви, ударяют в колокол, чтобы известно было «христианам, живущим во граде или веси, о тогда преставляющемся больном, яко да молятся Богу о нём».

По смерти православного христианина, до погребения его, читается над ним псалтирь непрерывно, (кроме того времени, когда совершаются панихиды или литии). Так как чтение псалтири по умершем назначается преимущественно для молитвы за него, то оно прерывается поминовением усопшего с особенным молитвенным обращением к Богу, с произношением самого имени покойника. Обычаем принято повторять такое молитвенное обращение по окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава. Эта молитва, начинающаяся словами: Помяни Господи Боже наш… печатается не между псалмами, а в последовании «на исход души», которое находится как в псалтири малой, так и в псалтири с последованием.

Псалтирь читается не только в те дни, когда покойник ещё не предан земле, но и после погребения; обыкновенно по некоторым местам чтение продолжается до 40 дней.

Над умершим священником положено читать Евангелие, вместо псалтири; Евангелие над ним читается как прежде, когда он кончается, так и после смерти его, сколько позволит время.

По смерти мирянина, тело его (мощи, по выражению требника) омывается, одевается в чистые одежды, сообразные званию и служению умершего и полагается на приготовленном столе среди комнаты. На челе его возлагается венчик, в сложенные же руки дается крест (обычно) или возлагается на персях его икона Спасителя.

Потом покойник покрывается новым белым покрывалом, иначе – саваном. Сверх того, все тело покрывается священным покровом (церковною парчёю).

Полагается покойник лицом вверх, с глазами закрытыми, как спящий, с сомкнутыми устами, как умолкший, и руки его слагаются на персях крестообразно. По обеим сторонам стола, на котором лежит умерший, и в головах его (или только в головах) горят светильники.

Когда покойник уже убран, родные приглашают священника, для служения литии по умершему (иногда вместо первой литии поётся панихида, чин которой изложен в конце псалтири).

Литию в требнике указано совершать пред выносом покойника из дома в церковь, а также обыкновенно она всегда служится, пока еще лежит в доме покойник и по возвращении родных в дом после погребения покойника. Кроме того, она служится и при других богослужениях, именно: на литургии – она как бы входит в состав ее, потому что для литии в этом случае не полагается особого начала, не делается отпуста и не возглашается «вечная память»; поется же по заамвонной молитве: Со духи праведных скончавшихся… и возглашается ектения. На утрени и на вечерни лития совершается, обычно, по окончании сих служб.

Вообще лития совершается всегда при служении заупокойных литургий, а также – в дни, установленные Церковию для нарочитого поминовения, если где нет обычая в такие дни совершать панихиду, как службу, содержащую в себе более молитвословий.

Лития также входит в состав погребения и панихиды: погребение начинается ею, как отдельным богослужением, и заканчивается ею же, но уже в соединении (лития в конце погребения начинается после стихир на целование). Панихида также заканчивается литиею (в панихиде лития начинается по возгласе на Отче наш по 9-й песни канона).

Ставится столец, на котором поставляется коливо (как на панихиде); священник, облачившись в епитрахиль (или же – и фелонь), раздает предстоящим зажжённые свечи и, приняв кадило (если есть диакон, – то он, с благословения священника), кадит окрест стольца, и предстоящих, и полагает начало: Благословен Бог наш… Псаломщик читает трисвятое и другие начинательные молитвы. По возгласе на Отче наш, поются тропари: Со духи праведных скончавшихся… и проч. и произносится затем сугубая ектения – заупокойная: Помилуй нас Боже… на которой (как и всегда), священник читает тайно молитву: Боже духов, а по возгласе бывает заупокойный отпуст, за которым провозглашается усопшему (или усопшим) «вечная память»; и снова совершается каждение окрест стольца и к предстоящим.

В день погребения, когда все готово к выносу покойного в церковь, священник кропит гроб святою водою внутри и около, и потом полагает покойника во гроб. Пред выносом совершается лития, а по окончании её священник полагает начало погребению, т.е. возглашает: Благословен Бог наш… Певцы протяжно поют по Аминь трисвятое и с этим протяжным пением трисвятого несут покойника в церковь (тело мирянина несут миряне же, а не священники). Если несколько священников прово-жают умершего, то они идут по два в ряд: впереди младшие, старшие ближе к гробу, первенствующий же священник идёт со крестом за крышкою гроба, которая несётся за святостью или за большим крестом, носимым впереди процессии или за домашнею иконою. Диаконы предшествуют с кадилами священникам. За священнослужителями несётся гроб и по бокам его несутся подсвечники. По дороге, по временам, обычно процессия останавливается для чтения Евангелия, читаются же Евангелия заупокойныя по порядку. При входе в храм, крышка, как правило, оставляется снаружи, гроб же поставляется среди храма ногами вперед, чтобы покойник как бы смотрел на восток; подсвечники поставляются в голове и по бокам гроба.

Когда покойник внесён в храм, пение трисвятаго, петого по пути к храму, прекращается; священник (или диакон), отверзает завесу у царских врат и, вышедши к гробу, раздает народу зажжённые свечи и потом кадит вокруг гроба с четырех сторон.
Примечание. Если священник не участвовал при выносе покойника из дома в храм, то начало погребению полагается в храме таким образом: отверзши завесу царских врат, священник выходит к покойнику, раздает народу зажженные свечи, и, покадив вокруг гроба, начинает, как обычно, «Благословен Бог наш», затем поется трижды «Святый Боже», читается псалом «Живый в помощи вышняго…» и пр. по порядку. Кадило, обычно, не отдается здесь, но держится во все время отпевания, при чем, на «непорочнах», священник кадит весь храм, окрест гроба и предстоящих, «предыдущему ему диакону» со свечею; окрест же гроба каждение совершается еще: во время пения Со святыми упокой и Вечная память. Вообще курение фимиама, как и возжженные свечи должны быть во все время погребения.
Псаломщик читает в то время 90-й псалом: Живый в помощи вышняго…

По окончании псалма, поются непорочны – три статьи; – по первой и второй из них возглашаются заупокойные ектений, а по третьей – поются стихиры (непорочны тропари) со стихом «Благословен еси Господи…» и в конце их – снова заупокойная ектения.

Далее тропарь (иначе называемый седален покоин). Покой Спасе наш с праведными, читается до конца; также и Богородичен От Девы возсиявый…, певцы же поют только последние слова: и вся яже в ведении и неведении человеколюбие и сыны света тою показавый, помилуй нас, а за сим читается 50-й псалом и начинают петь канон на 6-й глас Яко по сужу… (при каноне обыкновенно поется припев: Упокой Господи душу раба Твоего.

За каждой песней один раз поет припев священник; другой раз – певцы, потом священник Слава, – певцы и ныне, а пред 3, 6 и 9-ю песнями припевы в том же порядке повторяются по два раза. По 3-й песни, ектения заупокойная, седален и Богородичен. Седален и Богородичен обычно читаются, а когда псаломщик оканчивает чтение их, тогда поются из них последние слова: Тем же Христе Боже преставльшагося раба Твоего (рабу Твою) упокой яко человеколюбец и Но сажа заступи и помилуй мя. По 6-й песни, возглашается ектения и поётся кондак: Со святыми упокой. Во время пения кондака диакон кадит, как при начале. Икос читается, но поются обычно из него последние слова: надгробное рыдание творяще песнь, аллилуйя, затем снова поётся кондак: Со святыми упокой, и продолжается канон.

По 9-й песни, возглашается ектения и поются стихиры самогласны: Кая житейская сладость… и проч., а за ними читаются блаженны.

Потом читаются Апостол, Евангелие и снова возглашается ектения, на которой первенствующий священник читает молитву: Боже духов, не тайно, как всегда она читается, а вслух: другие же сослужащие ему священники читают её тайно. За ектениею поются стихиры целования. (Свечи, бывшие в руках предстоящих, отдаются диакону или псаломщику, и все подходят к гробу, целуя венчик на главе умершего и прощаясь с ним).

По окончании стихир бывает опять заупокойная ектения и заупокойный отпуст, который священник делает, обратясь к предстоящим. Диакон же возглашает: Во блаженном успении… и певцы трижды поют: «вечная память». Затем по возгласе Господу помолимся, читается священиком прощальная, или разрешительная, молитва, влагаемая потом в правую руку умершего (в некоторых местах разрешительная молитва читается тотчас после Евангелия, за нею бывает «целование умершего», во время которого священник отходит в алтарь, после же «целования» возглашается ектения и бывает отпуст «отпетия»). По прочтении разрешительной молитвы, покойника выносят из храма на кладбище с пением протяжным же Святый Боже; это пение продолжается до могилы.

Пред опущением в могилу, если умерший был елеопомазан, возливается на него крестообразно елей, оставшийся от елеосвящения, и закрывается гроб; иные же высыпают еще на гроб пепел из кадила (при возливания елея на умершего указано петь трижды «аллилуйя», что соблюдается и теперь в иных местах). Гроб опускается так, чтобы покойник был обращён лицом на восток. При опущении гроба поётся снова лития (лития эта в некоторых местах поётся не при могиле покойника, а в доме его, когда родные возвратятся с могилы после погребения). Когда гроб будет опущен в могилу, священник берёт лопатою несколько земли и предаёт земле усопшего, т.е. крестообразно посыпает землю на гроб покойника, говоря: Господня земля и исполнение ея; вселенная и вси живущий на ней.

Версия для печати

Шахада и дуа умирающего мусульманина

Перед кончиной мусульманин должен произнести шахаду «Ля иляхэ иллял лахь. Мухаммадун расулюл лахь» («Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха и ещё свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха»). Если силы оставили умирающего, это свидетельство о вере в единого Бога и в посланническую миссию пророка Мухаммеда шепчут ему на ухо.

Кроме того, может быть произнесена молитва-дуа умирающего: «Ляя иляяхэ иллял лаахь, иннэ лиль мавти сакяраат. Аллаахумма гфирлии, ва рхамнии, ва альхикнии бир рафиикыль а‘ля. Аллаахумма а‘иннии ‘аляя гама раатиль мавти ва сакяраатиль мавт» («Нет бога, кроме Единого Господа. Поистине, смерти сопутствуют страшные муки. О Всевышний, прости меня и помилуй. Возвысь меня к наивысшему обществу. Помоги мне пройти [с терпением и верой] через предсмертную муку»).

Кадиш — еврейская поминальная молитва на русском языке

Молитва «Кадиш» в переводе означает «освящение». Главное предназначение этого молитвенного обращения- использование в качестве молитвы человека, находящегося в трауре об усопшем. Чтение «Кадиша» является последним добром живущего в адрес своего умершего близкого человека.

Именно с этим связан обычай читать «Кадиш сирот» в Считается, что поминальная молитва «Кадиш» облегчает страдания души усопшего человека, которое первое время мается и не находит себе места в незнакомом мире. С помощь этого молитвенного обращения можно отвести от новопреставленного суровые испытания за его, свершенные при жизни, прегрешения. Молитва помогает душе усопшего подняться выше, а значит, приблизится к всевышнему, что увеличивает шансы душе упокоиться в Царствие Небесном.

Кадиш - еврейская поминальная молитва

Древнее еврейское предание, которое передается из уст рабби Акивы, объясняет, что поминальная молитва «Кадиш» способна мистически изменять к лучшему решение, принятое на Страшном Суде, если она будет часто читаться в период до 11 месяцев после смерти. Этот срок связан с тем, что в иудаизме считается, что только души отъявленных злодеев остаются в геенне после 11 месяцев. Все другие усопшие также проходят испытание в геенне, но направлены они только на очищение души. После этого все чистые души усопших переходят рай, который называется в иудейской религии «Сад Эдемский».

Поминальная молитва «Кадиш» читается только в миньяне, то есть когда в собрании имеются не менее 10 человек старше 13 лет. Люди должны стоять прямо с сомкнутыми годами и произносить молитвенный текст громко.

В переводе поминальная молитва «Кадиш» звучит следующим образом:

«Да возвысится и освятится его великое имя! (Ответ общины: Амен!) В сотворенном им мире пусть установится его царская власть, пусть взрастит он для людей спасение. Пусть приблизит он приход мошиаха своего (Ответ общины: Амен!) При жизни скажем: Амен! (Ответ общины: Амен!) (Далее выполняется общественное чтение.) Да будет его имя великое вечно благословенно! Да будет имя нашего Творца благословляемо и восхваляемо, прославляемо нами и возвеличиваемо, и почитаемо. Воспеваем все имя Великого Создателя. Амен! (Далее читает один человек) Превыше всех благословений и песнопений, восхвалений и утешений, произносимых в мире, все скажем Амен! (Ответ общины: Амен!) Просим о том, чтоб нам были дарованы с небес крепкий мир и жизнь счастливая, скажем: Амен! (Ответ общины: Амен!) Устанавливающий мир на небесах он нам пошлет мир, нам и всему Израилю. все скажем: Амен! (Ответ общины: Амен!)»

Автор статьи:

Наталья Надеждина

Предсмертное покаяние и прославление Бога в иудаизме

Когда умирает человек иудейского вероисповедания, у его кровати встают и говорят вместе с ним исповедальную молитву «Видуй». Если умирающий не может произнести её полностью, то он, по крайней мере, говорит: «Пусть моя смерть искупит все мои грехи» и мысленно сожалеет обо всех своих прегрешениях. После исповеди читают Псалмы: 121, 130, 91.

Когда душа вот-вот покинет тело, следует прочитать: «Шма Исраэль Адонай Элоэйну Адонай эхад» («Слушай Израиль, Господь – Бог наш, Господь один!»), троекратно стих «Барух шем квод малхуто лэолам ваэд» («Благословенно славное имя царства Его во веки веков!»), семь раз «Ашем У-Аэлоким!» («Господь – есть Бог!») и один раз «Ашем Мелэх, Ашем малах, Ашем имлох лэолам ваэд» («Господь царствовал, Господь царствует, Господь будет царствовать во веки веков»).

Текст поминальной молитвы об усопшем

О новопреставленном принято молится не только Иисусу Христу, но также и Пресвятой Богородице.

Текст поминальной молитвы Пречистой Деве Марии о новопреставленном звучит следующим образом:

«Пресвятая Владычице Небесная, Пресвятая Богородица! К Тебе прибегаю с молитвой о новопреставленном рабе Божьем (имя усопшего). Ты наша заступница и скорая помощница, ходотаица перед Богом неусыпающая. Возношу к тебе молитву в трудный свой час и прошу помочь новопреставленному рабу Божьему (имя усопшего) перейти неведомый для него путь. Молю Тебя, Владычице Небесная, силою своей отогнать от души его страшные силы темных духов, пусть они падут ниц перед тобой в смятении, посрамленные и изничтоженные. Освободи душу новопреставленного раба Божьего (имя усопшего) от истязания воздушных мытарей, низложи их, подобно земных зломыслящих врагов. Стань для него, Всемилостивая Пресвятая Богородице, заступницей и защитницей от князя тьмы воздушного, который мучителем является и стоятелем на страшных путях. Пресвятая Богородица, прошу тебя ризою Своею честною защитить усопшего близкого мне человека. Помоги ему без страха и с уверенностью о всепрощении перейти от земли на небо. Не сочти дерзновенной мою просьбу, Небесная Царица, и откликнись на нее. Молю тебя помочь ему выстоять на Страшном суде, ходотайствуй перед Богом о прощении его вольных и невольных прегрешений, в которых он еще при жизни раскаялся. Умоли, Пресвятая Богородица, своего сына Господа нашего Иисуса Христа упокоить душу новопреставленного в Царстве небесном. Аминь».

Данную молитву можно читать как на поминках на 9 и 40 дней, так и на кладбище. Во втором случае после молитвы следует немного помолчать, а потом убраться на могиле и уйти домой. В православии не принято оставлять на могиле рюмку водки и кусочек хлеба, так как такое ритуальное действо относится языческим традициям.

Вопрос и ответ

Есть ли особые буддийские молитвы перед смертью?
В буддийской традиции считается особенно важным, чтобы умирающий находился в сознании. При этом ему следует вслух или мысленно повторять мантру «Прибежище». Её перевод: «Я вмecтe co вceми живыми cyщecтвaми ищeм пpибeжищa y Бyдды, Дxapмы и Сaнгxи, пoкa вce мы нe дocтигнeм Пpocвeтлeния».

Где найти текст «Канона молебного»?

Он размещён в православном «Молитвослове».

Можно ли как-то облегчить состояние православного, который расстаётся с жизнью долго и мучительно?

Святителем Андреем Критским написан особый «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». В него, вслед за обычным началом, входят псалмы 69-й, 142-й и 50-й, канон, молитва «Достойно есть», затем «Молитва о душе судимей» и «Молитва иная о долгостраждущем умрети». Эти молитвословия также может прочесть православный мирянин. В таком случае вместо священнических возгласов произносят Иисусову молитву, а те моления, которые положено читать иерею, пропускают.

Что такое поминальная молитва и как ее читать

Значение молитвы за упокой души трудно переоценить. Все дело в том, что сразу после смерти душа отошедшего человека продолжает находиться на земле до 40 дней. Затем будет Страшный суд, который и решит участь души упокоившегося, она будет оправлена в рай или в ад. Все это время нужно читать поминальную молитву об упокоении новопреставленного. Если родственники усопшего относят себя к неверующим или просто не знают, как правильно молиться, то следует заказывать поминальную молитву в церкви. В таком случае она должна обязательно звучать, как минимум три раза: после похорон, на 9 дней, на 40 дней. В храме нужно обязательно ставить свечи за упокой усопшего, допускается приглашать священника домой для чтения молитвы за упокой в кругу родственников и близких людей.



Молитва об упокоении представляет собой определенный посыл Господу Богу. Молящийся человек обращается к Всевышнему о защите души умершего. Он просит поддержать в потустороннем мире душу усопшего и указать ей новый правильный путь. В молитве содержится просьба о прощении прегрешений человека, свершенных при жизни. Чтобы поминальная молитва была услышана, нужно произносить ее максимально искренне. Нельзя молиться об упокоении мимоходом, все слова должны исходить из глубины сердца, при этом у молящегося человека не должно быть злых помыслов. Такие требования связаны с тем, что молясь, человек соприкасается собственной душой с Господом, а Всевышний видит любую неискренность.

К молитве об упокоении души нужно относиться, как к долгу, который нужно отдать умершему человеку. После разговора с богом успокаивается и душа молящегося человека, утихает острая боль потери и наступает облегчение. Чем чаще будет возноситься поминальная молитва в период до 40 дней, тем быстрее можно будет исцелиться и восстановиться от необратимой потери, что снова позволит почувствовать вкус жизни.

Отзывы

Читать все отзывы >>>

22 февраля 2022

Большая благодарность Яковлеву Артуру Дмитриевичу за хорошую организацию и тактичность в этот сложный для меня период.

Олег

19 февраля 2022

Большое спасибо Юрию Александровичу Пустоходу и команде Городской Ритуальной Службы. Мама умерла вечером 30 декабря. Я звонила в несколько служб. Многие просто не работали в предпраздничные дни…

Наталья

Оценить материал

Следующая >>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: