Статья 5.2. Нарушение требований по транспортировке умерших в морг

Статья 5.2. Нарушение требований по транспортировке умерших в морг

Взимание с граждан платы за транспортировку в морг с мест обнаружения или происшествия умерших, в том числе не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также иных умерших для производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) и патологоанатомического вскрытия —

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Чем регламентируется перечень бесплатных услуг морга?

Здравствуйте, уважаемые юристы, подсткажите пожалуйста, в каком нормативном акте четко прописаны бесплатные услуги морга? А именно, является ли бесплатными услугами омовение тела и его одевание. Интернет говорит о наглых поборах сотрудниками морга, о том, что именно эти услуги входят в перечень бесплатных, но никто не может указать точный закон.

Ответы юристов (3)

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:
1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;
2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;
3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению
1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
федерального бюджета — на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.07.2012 N 138-ФЗ)
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 238-ФЗ)
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.

Уточнение клиента

Это все так, но именно в этих статьях нет информации, обязан ли морг на безвозмездной основе омыть тело и одеть. Мной было найдено лишь косвенное доказательство того, что обязан — это должностная инструкция санитара морга. Думаю, если это прописано в его обязанностях (а это там прописано) то санитар работает за оклад, значит не за дополнительную оплату. Но хотелось бы основываться на чем-нибудть посущественней.

06 Марта 2017, 09:31

Есть вопрос к юристу?

Точного ответа пока не нашел, везде пишут, что омовение в ходит в бесплатную санитарную обработку тела, однако нигде нет отсылки к соответствующим нормам. Так же в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ данный вопрос может регулироваться нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Необходимо смотреть законодательство Вашего региона.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Если найду, что то еще, напишу дополнительно. Я так понимаю Вас интересует город Новосибирск?

Уточнение клиента

г. Колпашево (Томская область)

06 Марта 2017, 11:02

Вот, что я нашел по Вашему региону:

Услуги моргов должны оказываться бесплатно. Тем не менее, на приёме в с. Кожевникова, граждане пожаловались на платежи и поборы со стороны сотрудников моргов.
Федеральное законодательство предусматривает необходимость учета волеизъявления умершего о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Порядок проведения медицинских мероприятий в связи со смертью человека определен Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Законодательством установлены случаи, когда паталого-анатомические исследования покойных проводятся в обязательном порядке, и таких случаев достаточно много (ст.67 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011).
В соответствии с действующим законодательством, перечень бесплатных услуг патологоанатомического отделения (морга) включает в себя обмывание, одевание трупа, укладывание его в гроб и вынос гроба в траурный зал для осуществления выдачи законным представителям.

Перейдите по ссылке, там есть отсылки на соответствующие нормы.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Морг требования

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Президиума ЦК профсоюза
медицинских работников
24 апреля 1964 года Протокол N 14

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра
здравоохранения СССР —
Главный санитарный врач СССР
Ю.Данилов
20 марта 1964 года N 468-64

ПРАВИЛА
по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических отделений и моргов (патогистологических и судебногистологических лабораторий) лечебно-профилактических и судебномедицинских учреждений, институтов и учебных заведений

_______________________________________________________________
Согласно разъяснениям Роспотребнадзора, данным в письме от 10 июля 2012 года N 01/7666-12-31, настоящие Правила в установленном порядке не отменялись и действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
— Примечание изготовителя базы данных.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, установлены СанПиН от 18.05.2010 N 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
— Примечание изготовителя базы данных.
_______________________________________________________________

I. Общие положения

1. Настоящие правила распространяются на все патологоанатомические отделения и морги (патогистологические и судебногистологические лаборатории) лечебно-профилактических и судебномедицинских учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений независимо от их подчиненности.

2. Правила являются обязательными при проектировании и строительстве новых, а также при переоборудовании и эксплуатации существующих патологоанатомических отделений и моргов (лабораторий).

3. Строительство новых и реконструкция существующих патологоанатомических отделений и моргов (лабораторий) допускается только при наличии утвержденного проекта, согласованного с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

4. Вновь выстроенные или реконструируемые патологоанатомические отделения и морги (лаборатории) в установленном порядке принимаются в эксплуатацию специальной комиссией при обязательном участии в ней представителей санитарно-эпидемиологических станций (санитарно-эпидемиологических отделов районных больниц сельских районов), технического инспектора Совета профсоюзов и заинтересованных лиц.

Приемка здания (помещения) оформляется актом указанной комиссии с заключением о возможности их эксплуатации.

а) Устройство и эксплуатация автоклавных должны удовлетворять требованиям, предусмотренным «Правилами техники безопасности при работе на автоклавах», утвержденными Министерством здравоохранения СССР 24 декабря 1959 года и ЦК профсоюзов медицинских работников 25 декабря 1959 года.

б) Устройство и эксплуатация рентгеновских кабинетов в патологоанатомических отделениях и моргах (лабораториях) должны удовлетворять требованиям, предусмотренным «Правилами устройства и эксплуатации рентгеновских кабинетов и аппаратов в учреждениях Министерства здравоохранения СССР», утвержденными Министерством здравоохранения СССР и ЦК профсоюзов медицинских работников 13 сентября 1961 года.

Смотрите так же:  Трудовой договор физического лица с иностранным работником 2019 образец

в) Устройство и эксплуатация электрооборудования и электросети в патологоанатомических отделениях и моргах (лабораториях) должны удовлетворять требованиям действующих правил устройства электрических установок.

г) В патологоанатомических отделениях и моргах (лабораториях) должны соблюдаться правила пожарной безопасности.

5. Настоящие правила вводятся в действие с момента их опубликования.

6. Действующие патологоанатомические отделения и морги (лаборатории) должны быть приведены в соответствие с настоящими правилами в сроки, согласованные с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и технической инспекции Совета профсоюзов, но не позднее 1965 года.

7. Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на администрацию учреждения и заведующих патологоанатомическим отделением и моргом (лабораториями).

8. Контроль за выполнением правил осуществляется органами здравоохранения, технической инспекцией Совета профсоюзов и местными комитетами профсоюза.

9. Патологоанатомическое отделение и морг (лаборатории) должны иметь экземпляр настоящих правил,

10. Заведующие патологоанатомическим отделением и моргом (лабораториями) обязаны разработать на основании данных правил инструкции по технике безопасности и производственной санитарии по отдельным участкам работ (секционная, лаборатории, биопсийная комната, комната для хранения трупов, моечная, музей и т.д.) и представить на утверждение руководителю учреждения.

Утвержденные инструкции должны быть вывешены (в рамках под стеклом) на видном месте каждого участка работ.

II. Требования к территории, планировке и устройству патологоанатомического отделения и морга (патогистологической и судебногистологической лабораторий)

11. Участок патологоанатомического отделения и морга должен находиться в стороне от лечебных корпусов и отделяться от них защитной зеленой зоной (парк или сад) шириной не менее 15 м. Участок должен иметь благоустроенные подъездные пути, отдельный въезд, используемый как правило, только для нужд патологоанатомического отделения и морга, и который в отдельных случаях может совмещаться только с въездом в хозяйственную зону.

Патологоанатомический и судебномедицинский корпуса и подъезды к ним должны быть изолированы от прилежащих жилых домов и не должны просматриваться из окон помещений пребывания больных и из сада для больных.

Санитарный разрыв от патологоанатомического отделения и морга до остальных зданий необходимо предусматривать не менее 30 метров.

12. Патологоанатомическое отделение и морг должны иметь отдельные помещения и не могут размещаться в одном здании с подсобными службами учреждений или лечебными кабинетами. Патологоанатомические отделения и морги, как правило, не должны размещаться в нескольких зданиях. В больницах до 100 коек в отдельных случаях по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией (санитарно-эпидемиологическим отделом районной больницы сельского района) может допускаться размещение патологоанатомического отделения в хозяйственном корпусе, если в состав последнего не входят административная группа, пищеблок и продовольственный склад. Не допускается размещение в одном помещении с патологоанатомическим отделением и моргом (даже, в разных этажах) вивария и экспериментального отделения учреждения.

13. Малая секционная, предназначенная для вскрытия инфекционных трупов, должна иметь отдельный запасной наружный вход.

14. Общая площадь помещений патологоанатомического отделения в больницах до 100 коек принимается 44 м , а в больницах с числом коек 100 и более из расчета на 1 койку.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПОГРЕБЕНИЯ И ПОХОРОННОЙ ОТРАСЛИ

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — Статья 67. «Проведение патолого-анатомических вскрытий» ПРОСМОТР

Приказ Минздрава России от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2013 № 30612) ПРОСМОТР

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 № 18111) ПРОСМОТР

САНПИН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 ПРОСМОТР

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. от 10.06.2016) Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» ПРОСМОТР

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.04.1994 г. № 82 «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» ПРОСМОТР

Приказ от 4 января 1988 г. N 2 «О состоянии и перспективах развития патологоанатомической службы в РСФСР» ПРОСМОТР

Правила по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических отделений и моргов (патогистологических и судебно-гистологических лабораторий) лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений (утвержден 20 марта 1964 г. N 468-64) ПРОСМОТР

ПРОЕКТЫ ЗАКОНА О ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ 2012-2019 ГГ.

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(рабочий вариант), февраль 2018, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(рабочий вариант), ноябрь 2017, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(рабочий вариант), апрель 2017, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», февраль 2017, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сентябрь 2016, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 13.04.2016, ПРОСМОТР

Законопроект Правительства Российской Федерации «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг», 02.07.2015 ПРОСМОТР

Проект федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 02.07.2015 ПРОСМОТР

Законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 18.03.2015 ПРОСМОТР

Законопроект О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»(об увеличении размеров социального пособия на погребение и возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению) 12.03.2015 ПРОСМОТР

Законопроект «О похоронном деле в РФ», 17.10.2014 ПРОСМОТР

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О ветеранах», 22.09.2014 ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон«О погребении и похоронном деле», январь 2014 ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», ноябрь 2013 ПРОСМОТР

Проект федерального закона «О проведении пилотного проекта по организации погребения и похоронного дела в субъектах Российской Федерации — городе федерального значения Москве и Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», октябрь 2013 ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», июль 2013г. ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», ноябрь 2012г. ПРОСМОТР

Что нам стоит морг построить?

Одним из наиболее ярких проявлений общественной активности последних дней является нарастающий протест братчан и, в частности, жителей 22 микрорайона по поводу строительства по соседству с ГБ-5 ритуального комплекса из трех зданий, двумя из которых будут морг и прощальный зал. Строительства, о котором город узнал, когда началась подготовка к этому самому строительству, а именно – вырубка первых деревьев в зеленой зоне 22 микрорайона.

После обращения на наш сайт и пары звонков в редакцию, мы начали изучение темы с запроса в администрацию города, встреч с заинтересованными лицами, включая самих жителей и застройщиков-инициаторов проекта. Уже по ходу вникания в проблему поступила (пока официально не подтвержденная) информация о том, что похожий проект уже вовсю реализуется на территории ГБ-1. Пришлось расширить тему, учитывая своеобразное наступление «похоронщиков» на городские жилые районы. Что удалось на сегодня выяснить?

Что касательно строительства патологоанатомического комплекса на смежной с ГБ-5 территории, тут все более или менее понятно: при встрече с населением и проведении опросов сложилось мнение об однозначно отрицательном отношении к этой стройке со стороны практически всех проживающих в этом районе братчан, самым лояльным к этому проекту из 20 опрошенных были высказывания двух горожан, один из которых считает допустимым постройку морга, но при этом выступает категорически против зала прощаний, а вторая жительница уже, наверное, лет семь как готовиться покинуть навсегда наш славный город, и ей уже, по большому счету, все по барабану (к сожалению, в последнее время это практически устойчивый тренд). Что же касается самих инициаторов этого проекта, то они мне спокойно объяснили что, да, собираемся построить комплекс, включая морг, включая комплекс косметической обработки трупов и т.п.

Мы будем строить не на земле больницы, а на смежной, — пояснили мне при встрече застройщики. — Собирание разрешительных документов ведется уже не один год: это три мэра, две думы и областной министр. В июле 2013 года мы получили предварительное согласование на размещение патологоанатомического центра. В феврале 2014 года получили постановление главы администрации Гольцварт о предоставлении в аренду земельного участка. Первое заявление мы писали в 2010 году. Из-за бюрократии все так медленно и идет. Мы не вдаемся в подробности, на каких основаниях принимается решение – нам нужны лишь разрешительные документы, а в администрации сидят люди, которые все законы знают.

— Но ведь публичных слушаний не проводилось?

Общественных слушаний не было, потому что они не требуются. Есть федеральный закон, от которого идут местные и региональные законы, и согласно им не запрещается выделение земли на строительство на смежной с больницами землей подобных учреждений. Есть САНПИН, который предписывает определенную удаленность от жилых домов и других объектов таких учреждений. С нашей стороны никаких нарушений нет и все законно. Договор об аренде земли зарегистрирован в юстиции, мы платим аренду, участок размежеван. Проект мы заказывали в «Братскгражданпроекте» на ул. Жукова, и они несут ответственность за проект. Та волна негативной информации, которая прошла – что будет запах, будут бесконечные катафалки и т.д. – есть выданное комитетом по градостроительству архитектурно-планировочное задание (АПЗ), в котором отражено полностью все: куда должен быть выезд, какие должны быть зоны моральной защиты и прочее. Выезд будет на Курчатова через территорию больницы — этот вопрос решался на областном уровне при участии Министерства имущественных отношений, Министерства здравоохранения, есть согласование главного врача, и построенное здание будет принадлежать Министерству здравоохранения. Больничные корпуса находятся на расстоянии полукилометра от объекта, который планируется строить. Кроме того, есть САНПИН, и требования к строительству таких зданий очень изменились – там предусмотрена вентиляция, кондиционирование, канализация и прочее… Зеленые насаждения остаются, морг со стороны ул. Гагарина будет за соснами. Все строительство будет контролироваться проектной организацией – можем ли мы его построить с нарушениями? И адрес у объекта не Гагарина, а ул. Курчатова, 3. САНПИН требует отдаленность такого объекта от ближайших зданий 50 метров. У нас по проекту 70 метров до угла ближайшего жилого дома. Что касается углов обзора — все просматриваемые зоны, где можно будет увидеть тела покойников, будут огорожены зелеными насаждениями, двухметровым забором и козырьками. Прощальный зал будет еще дальше от Гагарина, и из жилых домов его вообще видно не будет. И заезда не будет – только пешеходный тротуар. Подвоз тел и выдача тел будут происходить со стороны ул. Курчатова из разных дверей. Зал прощаний будет дополнительно огорожен от морга. Ни с той, ни с другой стороны ничего видно не будет. На улице тела не будут ожидать – для этого предусмотрена отдельная комната с холодильниками и с определенной температурой. Для тел, с которыми уже проведена определенная работа – есть другая комната с холодильниками. Для перевозки тел из морга в прощальный зал предусмотрен теплый крытый переход. Его в проекте нет, потому что у нас сейчас пока денег нет на него, но он будет. Морг и зал прощаний находятся друг от друга на расстоянии около 20 метров. Если у жителей есть к нам вопросы – мы открыты к диалогу. Организуйте открытые слушания и пригласите нас, мы придем и все расскажем, и на все вопросы ответим. Но нельзя забывать, что у нас предусмотрены определенные сроки строительства, в которые мы должны уложиться. Нельзя забывать, что это не вина строителей, что люди не знают, что и где в городе и зачем строится. И не строители должны информировать об этом людей.

Конечно же, мы не могли не взять комментарий у депутата Думы V созыва по 4 округу, где и начинают строительство, Аркадия Нестеренко. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что и он узнал о готовящемся строительстве одновременно с населением!
Первое, что мне хотелось бы сказать – для меня даже, работавшего в структуре Думы, появление этого строительного объекта было в новинку, — прокомментировал ситуацию Аркадий Владимирович. — И в связи с этим, естественно, здесь накапливается много вопросов, и технического характера, и этического характера: как они были предусмотрены, как они в этом проекте утверждались, почему именно здесь лучше построить… Все варианты, которые должны были пройти публичные слушания, обсуждения с людьми, встречи с проектировщиками и застройщиками, с людьми, которые по своей службе занимаются этим достаточно серьезным делом, — мы понимаем, что на Строителе морг исчерпал себя и морально, и физически, и технически, понимаем, что требуется новое строительство, — начало вот этого строительства и его публичность не прошли нужных этапов. В наш, V созыв, этот вопрос ни разу не поднимался. Это был мой округ, и я обязательно бы обратил на него внимание. Не было публичности: не обсуждались цели, методика – как это будет сделано, какие будут технические решения, моральная часть – мы сами понимаем, какая здесь тонкая грань между необходимостью и соблюдением всех норм и правил. Я думаю, что здесь и природоохранная прокуратура должна свое слово сказать, и инспектирующие органы. Если они уже есть, то их надо просто показать, встретиться с людьми, чтобы люди понимали, почему это происходит. Самое важное – это сама технология, которая будет внутри этого заведения, сама технология – как это будет происходить, будет ли это очень современный комплекс, который будет отвечать всем нормам? Мы должны выслушать все стороны. Это областное учреждение, и мы должны знать эту точку зрения, точку зрения застройщиков, точку зрения населения, проектировщиков, которые это все прорабатывали, какими нормами они руководствовались, и спросить других специалистов, которые занимаются экологией и морально-этическими составляющими, то есть провести экспертизу, а потом уже говорить: правильно это или неправильно. Здесь не место эмоциям, здесь место четкому взвешенному решению.

Общую позицию жителей 22 микрорайона против строительства патологоанатомического центра выражает и Сирота Сергей Гаврилович, инициатор написания петиции президенту:

Смотрите так же:  Кто имеет право получать пособие по потере кормильца

Строительство это, видимо, уже давно запланировано было. Конкретно мне люди сказали, что будет строиться. Я там рядом проживаю, и как житель микрорайона я против, чтобы рядом с моим домом строили морги и ритуальные объекты. Если они хотят существующий на Строителе морг как-то расширить, строить можно там. И он не будет мешать ни городу, ни людям. А рядом с жилым районом будут постоянно происходить ритуальные процессии, музыка характерная, и тот же морг – это недопустимо. Там в микрорайоне два детских садика, школа, да и люди там живут, им отдыхать дома хочется, а тут через дорогу под окнами – и такой объект. Мы уже собрали порядка 137 подписей, и то только потому, что у меня времени не хватило – я работаю вахтовым методом. Сейчас с вахты вернулся – буду дальше подписи собирать. Мы готовим письма и Серебренникову, и губернатору области. Тем более, что с жителями проект не согласовывали. Даже строительство стоянки должно согласовываться с жителями на открытых слушаниях, а тут – далеко не стоянка! Я уверен, что они скажут, что не будет ни запахов, ничего. Но это же не однодневный проект. Если морг будет функционировать, то он будет функционировать много лет, и лет через десять-пятнадцать появятся и запахи, и все остальное. Есть прекрасное место на Строителе, есть территория, есть подъезды, все есть – и коммуникации. Ради бога – стройте там! Можно и построить, и расширить, и он не будет никому мешать, и может быть, даже удобнее будет и лучше. Вышел в выходной человек на балкон подышать воздухом – и видит, как выносят гроб или увозят тело. У нас не такой большой город, чтобы земли не хватало. Так зачем среди города такое строить? Эти строители – они же тоже люди, и прекрасно понимают, что и где они собираются строить. Если они думают, что это хорошо, то пусть строят через дорогу от своего дома. И если они живут в многоквартирном доме, я не думаю, что их соседи будут рады этому строительству. Я считаю, что даже в соответствии со здравым смыслом такие вещи так не делаются. Даже если у них все формально в норме, и соблюдаются все санитарные и прочие нормы, то по Конституции РФ человек имеет право свободно отдыхать и комфортно проживать, а какой это комфортный отдых, если человек выходит на балкон – а там под окнами такой объект. Пусть даже никого не выносят, но он знает, что это – морг, как думаете – приятно ему будет? Комфортно? И сколько квартир мы уже обошли – везде люди против, ни одного не было с другим мнением. Если администрация согласовала этот проект – это ее вина: почему они игнорируют мнение жителей?

Мы уже писали о подобном случае застройки в городе – когда началось строительство диагностического центра на пересечении улиц Ленина и Подбельского без учета мнения жителей близлежащих домов и в целом горожан. Но с этим строительством еще как-то можно примириться, несмотря на его архитектурную несуразность: построили хотя бы полезный для людей объект, и в месте широкой доступности для приезжих и горожан.

А тут-то речь идет о морге и прощальном зале! Власть громко говорит о том, что городу и жителям надо жить, развиваться, с оптимизмом смотреть в будущее родного города, и принимается за строительство морга и прощальных залов в центре Братска. Как же тут с оптимизмом смотреть в будущее, если целый день из окон близлежащих домов, больницы № 5, детской и районной больницы и дома-интерната для престарелых и инвалидов будет видна одна картина: прощальные кортежи на ул. Курчатова?

Понятно, что предприниматели всего лишь выполняют выгодный им заказ – на то они и предприниматели. А вот к администрации у нас есть вопросы, и немало. Почему чиновники – нанятые на работу за деньги горожан исполнители – не спрашивают мнение людей при принятии тех или иных решений, касающихся жизни своих же нанимателей? Почему не проводились открытые слушания? Почему при принятии решения о выдаче разрешения на строительство патологоанатомического центра городская власть не посоветовалась даже с депутатами?

Судя по тому, что нам рассказал застройщик, возможно, проект и хорош. Но даже мы – не специалисты – понимаем: нельзя исключать недочетов и нюансов. И мы согласны с Аркадием Нестеренко на все сто процентов — выдавать решение о строительстве можно только лишь после того, как будут проведены общественные слушания с участием всех заинтересованных лиц и структур города: медиков, природоохранной прокуратуры, жителей, проектировщиков, застройщиков и представителей областного здравоохранения.

В начале нашего расследования мы уже писали о том, что сделали запрос местной власти об этих проектах и наличии согласований от местной власти. Ответ нас, как говорят сейчас в молодежной среде, «улыбнул»: мы своими глазами видели разрешение на строительство, подписанное заместителем главы администрации по городскому хозяйству и строительству Пастушковым Н.П. от 12.05.2014 г, а из полученного ответа от 20.05.2014 г , подписанного тем же Пастушковым, но уже в другой должности, следует, что разрешений не выдавалось. Подумав, мы предположили, что, скорее всего, сами подвигли господина Пастушкова на такое, если так можно выразиться, лукавство: ведь на момент, когда мы писали первый запрос, мы не знали, что строительство ведется не на территории больницы, как мы указали в запросе, а на смежной с ней. Поразмыслив об особенностях властной бюрократии, и с тем, чтобы в дальнейшем исключить возможность двоякого толкования чиновниками наших вопросов, мы повторили запрос, изменив текст формулировок, конкретизировав все поставленные вопросы. Как только придет ответ – мы ознакомим читателя с ним. И сможем сделать выводы согласно новому ответу.

Что же касается строительства на территории ГБ-1, то пока нам удалось выяснить немного. Посетив эту стройку, мы обнаружили объект (нужно отметить – уже в близкой к конечной стадии достроенности), строящийся на территории, огороженной общим забором с ГБ-1. Когда нам сообщили об этой стройке, то в информации звучало предположение, что предприниматель получил разрешение вроде бы на строительство хосписа, но на самом деле под этой маркой планирует открытие ритуального салона с залом прощаний с усопшими. Повторяю, пока это не подтвержденная официальными источниками информация, соответствующий запрос по строительству этого объекта нами отправлен в городскую администрацию. Если на самом деле строится хоспис, то лично я такое начинание поддерживаю, только вот, наверное, было бы логичнее такое заведение разместить где-нибудь в Энергетике, где расположена навевающая трепет, если не сказать суеверный ужас, онкологическая больница, тем более, что ГБ-1 имеет в основном на излечении пациентов с перспективой выздоровления, а не потенциальных клиентов ритуальных служб. На данный момент прояснить перспективу профиля этого здания нам пока не представилось возможным, однако кое-какие опасения вызывают мнения самих строителей этого объекта, которые говорят, что вроде как строится зал прощаний (см видеосюжеты на канале: (http://www.youtube.com/channel/UCYSfAXVMtQS5Mey46FHkrCw/videos). Хотя для окончательного ответа на этот вопрос нужно дождаться ответ из администрации на наш запрос. Пока же со слов самих строителей получается, что фирма «Брасс-сервис» строит прощальный зал, а что будет построено в итоге – пока неизвестно, а проекта мы не видели. Кроме того, на объекте отсутствует обязательная в таких случаях информация о том, какой именно объект строится и кто именно является застройщиком.

Чтобы не быть голословными, мы, как уже говорилось, провели опрос жителей. Вот мнение 18 братчан о строительстве нового морга и зала прощаний в 22 микрорайоне.

Борисенок Надежда Алексеевна, жительница 22 микрорайона:

— Я против, потому зачем это? Такие объекты надо делать подальше, за городом, как у нас сейчас. Зачем нас здесь морг? Здесь люди живут, дети, у нас и так природы нет, а тут и последнее вырубят. Я категорически против. Психологическая травма будет однозначно – представьте, смотреть на это постоянно! Не понятно, почему не спрашивают людей. Ладно, когда строят жилые дома – это для людей, а тут – для покойников, это же особая зона, и я против, и думаю, что все будут против.

Кириченко Людмила Ивановна, жительница 22 микрорайона:

— Я категорически против, потому что весь вид будет испорчен, к окну не подойти – один морг. Это психологическая нагрузка на людей. Для нас – жителей микрорайона – это неприемлемо. Зачем нас настолько угнетать? И прощание – это процедуры настолько неприятные, мои окна как раз смотрят сюда. Мне это очень неприятно, и очень этого не хотелось бы. Я и так к кону не подхожу, потому что обозрение тут отвратительное, а будет еще хуже. Нас никто не спрашивал, нам ни о чем никто не говорил, мы об этом узнали, когда люди стали тут собираться и прошел сюжет по телевидению. Чиновники обязательно должны были учесть мнение людей, но кто сейчас с нами считается? Абсолютно никто. Мы с людьми из моего дома общаемся, говорим об этом – и все против. Мы обращаемся к администрации: прислушайтесь к жильцам! Хотелось бы, чтобы голос наш был услышан. Я и так каждый день вижу, как возят трупы прямо по улице, открыто на каталке, завернутые в пеленочку, в уже существующий при больнице морг, настолько это все неприятно, вот представьте ощущения, когда подходишь к окну. Я даже цветы на подоконники не ставлю, чтобы лишний раз к окну не подходить. А со строительством еще хуже станет – добавятся венки и все остальное. Это просто жестоко по отношению к нам.

Смотрите так же:  Приказ об уничтожении бланков строгой отчетности

Котенко Галина Брониславовна, жительница 22 микрорайона:

— Я считаю, что это здесь не нужно, и с экологической точки зрения – это зона очистки, и антисанитария будет. Где-то на окраине надо строить такие объекты. И смотреть нам на это будет неприятно. И мнение жильцов должно быть учтено. И я против, и мои дети, и другие жильцы.

Красноперова Надежда Александровна, жительница 22 микрорайона:

— Я только против. У нас в городе территорий достаточно. Даже морально чувствовать, что рядом морг и прощальный зал – это очень неприятно. Почему в жилой зоне, где идет обычная жизнь, должно быть подобное? Я не знаю, как будет организовано автомобильное движение, но это лишний транспорт – зачем? У нас есть прекрасный зал на Строителе. Я категорически против. Я хочу жить в нормальном жилом микрорайоне. У нас что, есть такая необходимость? У нас такая плотность застройки, что больше негде строить? У себя бы под окнами построили! У наших чиновников нет никакой ответственности. Главное – что они захотели, а то, что народ хочет – начхать! И все это делают деньги. Кому-то, видимо, очень удобно в черте города. И если будут строить, то организуем и митинг, и пикет, и выйдем, и надо приглашать телевидение, и петицию подписываем, что мы против. И строительство начнется – и дороги перекроем.

Лешкова Наталья Владимировна, жительница 22 микрорайона:

— Естественно, мы против. Зачем нам здесь столпище машин и транспорта, они будут сигналить. И где ребятишкам гулять? У нас и окна сюда выходят, зачем мне это зрелище? И интересно: как это администрация вообще не прислушивается к мнению людей, к нам? Это очень интересно. Мы отрицательно ко всему этому относимся. Зачем это в черте города?

Лесина Татьяна Михайловна:

— Я живу в 23 микрорайоне, но я категорически была бы против, если бы подобное строительство там продолжилось. Поскольку в черте обозрения находится и детская больница, и дом ветеранов и инвалидов, и районная больница, и городская, и это все будет в прямой видимости. И я считаю, что это будет психологически давить и на детей, и на стариков, и на жителей находящейся выше улицы Гагарина. Есть у нас заведения на Строителе – вот и давайте там либо расширять, либо строить новые, но никак не в черте города. А то, что с людьми не советуются – а вы не думаете, что это прямое следствие двоевластия в Братске? У нас некому и не перед кем отвечать за свои поступки и решения и обещания. Я считаю, что это именно наше сити-менеджерство виновато. Предложите Гольцварт поменять квартиру, и Константину Климову тоже – не иметь квартиру в Питере, а пусть купят здесь. Прежде, чем начинать любое строительство, власть должна советоваться с людьми, проводить открытые слушания. Но нас вообще никто не слушает.

Елена Михайловна, работник почтового отделения:

— Мне кажется, что там, где находятся спальные районы, а спальный район там недалеко, да и вообще в самом городе не надо строить. Сибирь большая, земли много, пусть бы оставалось все на Строителе, там и кладбище рядом. А морг вообще должен быть не там, где люди проживают, не в городе. Морг должен быть недалеко от захоронений. Я против этого строительства, хоть и проживаю не в 22 микрорайоне.

Анатолий, менеджер автопредприятия:

— Думаю, что в 22 микрорайоне нам морг не нужен. Это же все будут видеть люди, дети. Я против. Я не живу в этом микрорайоне, но я против. Пусть бы морг оставался там, где он есть. Мы не часто встречаемся с таким горем, и туда люди ездят не каждый день. А там люди все в окно видеть будут – им это зачем? Это будет просто ужас, на мой взгляд.

Светлана, работник автопредприятия:

— Зал прощаний, конечно, лучше, чтобы был в городе. А морг, конечно, лучше за городом строить. Чем Строитель-то не устраивает?

Ирина, работник автопредприятия:

— В центре города морга не должно быть. А зал прощаний должен быть на окраине города. Сейчас он на Строителе – это далеко. Больница рядом с залом прощания – это не есть хорошо. Как это для здоровья – даже не знаю. Я против такого строительства. Это психологическая травма для людей, тем более, что рядом и детская больница.

Владимир Николаевич и Надежда Ивановна:

— Это, конечно, безобразие. Неразумно это делать. Мы считаем, что не место там, хоть мы и проживаем в 26 микрорайоне. Строить рядом с жилыми домами морг недопустимо. Это психологическая отрава для людей. Когда зал прощания был на Пионерской, я там рядом работала. И все эти похоронные процессии просто отравляли жизнь. Там, где люди живут. Это не нужно. У нас много леса, там и нужно строить.

Александр Петрович, врач-хирург:

— Во-первых, на территории больницы ставить похоронное бюро – это не совсем этично. Это же психологическая травма, там же каждый день похоронные процессии будут. Я не согласен с этим строительством. Рядом с больницей ежедневные похоронные процессии, больные смотрят из окна и ждут своего результата, что ли? Плюс – патологоанатомическое отделение, оно тоже специфическое заведение, там практически круглыми сутками идет поступление тел, причем самых разных. Даже если они и все хорошо там сделают – ведь летом там же вообще невообразимое творится, запах идет все равно кругом. Это в корне неправильно.

Кристина, администратор автомойки:

— Я против. Как это: люди лечатся, а тут сразу морг. Это неправильно. Чем уже существующий зал не устраивает? Нельзя строить в городе, за территорией города это должно быть.

Надежда Дмитриевна, экономист:

— Категорически против такого строительства. Неужели нет другого места для этого? И люди правы, что возмущаются.

Валентина Михайловна, работник БЛПК:

— Мое мнение – я была бы против, и очень. Потому что морг в черте города – это и бактерии, и все, что угодно может быть. Там и детская поликлиника рядом находится. Мне было бы очень неприятно, если бы в черте города находился морг. Как это – идешь с ребенком в больницу и знаешь, что рядом морг находится? И детей это будет пугать. А зал прощания должен быть только за городом. Меня вполне устраивает, что сейчас он находится на Строителе. Если бы об этом шел разговор и я знала об этом – я бы сразу возмутилась. Я приду к родственникам в больницу, а там – похороны! Тоже неприятно! Тем более на территории ГБ-1 зал прощаний – там общественный транспорт ходит, и процессии будут? Я категорически против.

— Насчет зала прощаний – я против. А на территории больницы – это вообще кощунство: тут же люди лежат, и тут же похороны. Я против того, что бы такие объекты строили на территории города, а тем более – рядом с домами. Я была Строителе не раз – там самое место для морга. За городом мало места, что ли? Расширяли бы уже существующий морг.

— Да и пускай строят. По большому счету, если город деньги выделил – пускай строят. Я не против. А вот ритуальный зал – это перебор. Я живу практически прямо возле заезда в ГБ-5, и там постоянно скорые то с мигалками, то с сиренами, и что – я скажу: «Не ездите тут!»? Пускай ездят – это их работа. Я за строительство морга, если это будет современный хороший комплекс. А насчет ритуального зала – это, конечно, бред. На территории ГБ-1 пусть строят, там нормально. То, что там больные лежат – так больные что, не знают, что они умрут когда-нибудь? Это жизнь.

— Я лично ничего против строительства морга не имею. Прощальный зал, безусловно, нужно строить подальше от жилых районов, а морг – там и сейчас есть, и никому не мешает. Просто не надо на этом зацикливаться. А по правде сказать – мне все равно уже, что и где в Братске будут строить – я собираюсь уезжать.

Заметьте: почти все высказавшиеся обвиняют власть в игнорировании мнения горожан при принятии решения о строительстве патологоанатомического центра. Конечно, относительно последних трех лет можно сказать, что мы и не выбирали эту власть. С другой стороны – это мы выбирали (или не выбирали, игнорируя выборы) депутатов, изменивших Устав города в одностороннем порядке. Сейчас губернатор Сергей Ерощенко и депутаты законодательного собрания области вернули нам право прямых выборов мэра. И поэтому мы можем дать лишь один, на наш взгляд, правильный совет: ходите на выборы, люди! От вас ничего зависит только в том случае, если вы не участвуете в выборах. Но если вы не равнодушный обыватель, то в ваших руках выбор того кандидата, который будет слушать ваше мнение и других своих избирателей, советоваться с вами, отстаивать ваши интересы, и, может быть, тогда городские чиновники, прежде чем принимать те или иные решения, будут учитывать мнение горожан.

Другие публикации:

  • Приказ по гриппу и орви 2019 Эпидемиологический надзор Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Размещен: 18.07.2018 г. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.06.2018 №38 "О […]
  • Приказ мз рф 52 Приказ Минздрава России от 28.03.2013 N 166 (ред. от 25.09.2017) "Об осуществлении бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации федеральными казенными […]
  • Московский арбитражный суд калькулятор госпошлины Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с суммами […]
  • Гражданский кодекс часть 3 российская газета Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) Гражданский кодекс Российской Федерациичасть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ,часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗи часть третья от 26 ноября 2001 г. […]
  • Приставы северск телефоны Отдел судебных приставов по г.Северску Томской области Адрес: 636060, Россия, Томская обл., г. Северск, ул. Лесная, 3, а, Время работы: Вторник с 09:00 до 13:00. Среда с 09:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00. Четверг с 14:00 до 18:00. Телефон […]
  • Религиозная экспертиза Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53 г. Москва "О государственной религиоведческой экспертизе" Изменения и поправки Комментарии Российской Газеты Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 февраля 2009 г. […]
Морг требования