Выплата зарплаты через НКО не спасла от уплаты НДФЛ

Работники общества получали на свои счета деньги два раза в месяц: в двадцатых числах и в конце каждого месяца. При этом НДФЛ компания удерживала и уплачивала в бюджет только в отношении второй части выплат, считая их зарплатой.

Первая часть денежных поступлений перечислялась через благотворительный фонд с назначением выплат – благотворительная матпомощь. С этих доходов налог не платился.

Инспекция по результатам проверки доначислила компании НДФЛ в размере 17 млн рублей, посчитав, что под благотворительностью скрывалась зарплата.

У некоммерческой организации не было ресурсов (персонал – 1 человек) и имущества, отчеты сдавались с нулевыми показателями. Деньги, перечисляемые фондом под видом благотворительной помощи, поступали в НКО от самого общества через цепочку контрагентов.

Фемида учла показания работников. Они пояснили, что перечисляемые им на карты денежные средства, – две части их зарплаты за работу в компании. Дополнительных доходов в виде благотворительных поступлений никто не ждал и не получал.

Решение налоговиков о доначислениях НДФЛ оставлено в силе.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

Тип НКО и порядок налогообложения

Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные — финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Общие правила налогообложения НКО

Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

Особые правила взимания налога на прибыль

Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

  1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
  2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

Специфика обложения некоммерческих структур НДС

Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

  • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
  • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
  • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

Другие федеральные налоги для НКО

Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

Региональное налогообложение НКО

Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

Налог на имущество

Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

  1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
    • организации религиозного характера и обслуживающие их;
    • научные госструктуры;
    • уголовно-исполнительные ведомства;
    • организации-собственники культурных и исторических памятников.
  2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
  3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

  • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
  • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
  • религиозные структуры.

К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

Транспортный налог

Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

Общий режим или УСН

НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.

Налогообложение некоммерческой организации в 2018 году

Практика деятельности некоммерческих организаций заставляет их постоянно задумываться над вопросами налогообложения. Таким организациям приходится выяснять, какие системы налогообложения им доступны, какие типы налогов подлежат уплате в федеральный, региональный и местный бюджеты, как вести учет доходов и расходов. Система налогообложения некоммерческих организаций подразумевает соблюдение множества нюансов, разобраться в которых порой бывает очень трудно.

Многие сообщества, которые занимаются общественной деятельностью, проходят процедуру регистрации в виде некоммерческой организации (НКО). В качестве таких объединений могут выступать различные фонды, общества, религиозные организации и пр.

Большинство организаций используют такой способ регистрации по прямому назначению, то есть для осуществления социально значимой деятельности на благо общества. Для других, недобросовестных организаций, регистрация в качестве НКО становится способом ухода от налогов благодаря льготным налоговым схемам. Для пресечения таких случаев создан Федеральный закон №7-ФЗ и другие специальные нормы, регулирующие эти виды деятельности. В законодательстве прописано, как статус НКО влияет на систему налогообложения.

Независимо от целей, с которыми была зарегистрирована организация, она будет являться полноценным участником налоговых взаимоотношений, ведь в законе прописаны четкие механизмы налогообложения некоммерческих организаций. Однако стоит отметить, что некоммерческие организации не играют существенной роли в финансовой системе государства.

Некоммерческие организации делятся на три типа:

1. Негосударственные (общественные), которые финансируются из своей прибыли.
2. Государственные (муниципальные), которые финансируются из соответствующих бюджетов.
3. Автономные.

Налоговый кодекс РФ гласит, что любые некоммерческие организации должны точно так же предоставлять налоговые декларации с включением всех расчетов по налогам и сборам в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Также НКО должны вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность на общих основаниях, прописанных в российском законодательстве.

В бухгалтерской отчетности НКО, необходимой для налаживания системы налогообложения некоммерческой организации, должны содержаться сведения об уставной и коммерческой работе. НКО могут сами разрабатывать и принимать формы бухотчетности на основе образцов, представленных Российским министерством финансов.

Если НКО не ведет предпринимательскую деятельность, соответственно, сведения об этом отсутствуют, организация может отказаться от предоставления следующих документов строгой отчетности:

• Отчета о корректировке капитала (форма №3);
• Отчета о движении финансов (форма №4);
• Приложения к бухбалансу (форма №5);
• Пояснительной записки.

Организации, получающие бюджетное финансирование, также обязаны предоставлять сведения об использовании этих средств. Их вносят в форму, утвержденную Минфином РФ, и включают в общую бухгалтерскую отчетность. Подача бухотчетности сопровождается письмом, в котором указываются сведения обо всех документах, включенных в ее состав.

Эти два типа налогов чаще всего подлежат уплате при налогообложении некоммерческой организации. При их взимании в обязательном порядке учитываются льготы, обусловленные спецификой работы некоммерческих организаций.

Эта специфика заключается в следующем:

• Извлечение прибыли не является приоритетной задачей НКО (в соответствии с Гражданским кодексом РФ). А на предоставление некоторых видов услуг некоммерческие организации должны получать лицензию;
• НКО вынуждены предоставлять юридическим и физическим лицам определенные услуги на возмездной основе или осуществлять иную деятельность, приносящую доход, чтобы обеспечивать свою основную деятельность. При этом НКО официально не регистрируются как предприниматели.

Эти две особенности оказывают существенное влияние на то, как НКО отчитываются о своих доходах. Перечень типов прибыли, которая может не включаться в список налогообложения некоммерческой организации при использовании доходов по назначению, определяется приказом Минфина РФ. Чтобы получить такие льготы, должны быть выполнены определенные условия, которые также прописаны в законодательстве.

В первую очередь, необходимо начать вести раздельный учет любых целевых поступлений и использовать их только в соответствии с тем, на каких условиях они получаются. По окончании финансового периода НКО обязана предоставить в налоговый орган отчетность об использовании доходов.

Кроме того, должны учитываться не только целевые поступления, но и прочие доходы. Их можно условно разделить на два вида:

• Реализационные доходы, получаемые по итогам предоставления услуг и выполнения работ;
• Внереализационные доходы, получаемые из прочих источников, не связанных с работой НКО (пени и штрафы за неуплату членских взносов, прибыль от собственности, сдаваемой в наем, и пр.).

Несоблюдение любого из этих условий может привести к полной потере любых льгот.

Все перечисленные виды доходов, которые делают работу выгодной, подлежат обязательному налогообложению некоммерческой организации (в соответствии с гл. 25 НК РФ). Налогооблагаемая база – это разница между размерами полученных доходов (без НДС и акцизов) и расходов, обоснованных экономическими параметрами и подтвержденных документами.

К таким расходам относятся:

• Расходы на оплату труда работников;
• Материальные расходы;
• Амортизационные начисления;
• Прочие расходы.

В статье 41 Налогового кодекса РФ закреплено, что доходом может являться только экономическая выгода, получаемая НКО в натуральном или денежном эквиваленте. Таким образом, поступления, не принесшие НКО выгоды, налогами не облагаются (речь идет, к примеру, о транзитных платежах).

Документально подтвержденными могут считаться лишь те затраты, которые оформлены документально (договоры, авансовые отчеты и т.д.). Под экономически обоснованными подразумеваются траты, произведенные в соответствии с нормативами и правовыми актами, установленными в организации (командировочные, нормы расходования ГСМ и т.д.). Стоит отметить, что любые расходы могут производиться только в рамках той деятельности, которая имеет своей целью извлечение прибыли.

Налогообложение некоммерческих организаций, которые продают определенные товары или предоставляют какие-либо услуги, должно в обязательном порядке включать в себя НДС. Однако некоторые виды деятельности от этого налога могут освобождаться. Обратите внимание, что от НДС освобождаются именно определенные виды деятельности, а не организация в целом.

Чтобы познакомиться со списком услуг, по которым предусматриваются налоговые льготы, загляните в Налоговый кодекс РФ (глава 21, посвященная НДС). Коротко говоря, от налога на добавленную стоимость освобождаются все виды работ, которые считаются социально значимыми (например, присмотр за инвалидами и пенсионерами в муниципальных и государственных учреждениях социальной защиты населения). При этом на основе одной лишь социальной значимости работ НКО может и не получить льгот.

В перечень дополнительных требований также входят:

1. Наличие лицензии на право заниматься определенной деятельностью;
2. Соответствие предоставляемой услуги определенным требованиям, например, по срокам или месту предоставления.

Помимо двух главных налогов, которые обязаны уплачивать все организации, существует огромное количество мелких налогов и сборов, о которых также не следует забывать.

Государственная пошлина также является сбором, уплачиваемым в федеральный бюджет. При налогообложении некоммерческих организаций они уплачивают ее в случаях совершения юридически значимых действий: обращения в судебные инстанции для разрешения споров по финансово-хозяйственным вопросам. От уплаты государственной пошлины могут освобождаться как некоммерческие организации в целом, так и отдельные виды их деятельности.

В частности, от госпошлины освобождаются:

• Государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные ведомства, существующие за счет федерального бюджета. Обратите внимание, что организации, финансируемые из региональных и местных бюджетов, от уплаты государственной пошлины не освобождаются;
• Государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные объекты, где хранятся культурные ценности (они могут не уплачивать пошлину за вывоз этих ценностей);
• Общественные организации инвалидов — они полностью освобождаются от пошлин по любым нотариальным действиям, обращениям в суды различных уровней;
• Специализированные учебно-воспитательные заведения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением — они могут не платить за исполнительные надписи о взыскании с родителей задолженности по уплате средств на содержание их детей в таких заведениях;
• Государственные и муниципальные ведомства — они освобождаются от уплаты пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимость в органах регистрации РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Ставка таможенной пошлины одинакова для всех, она не изменяется в зависимости от юридического и организационного статуса лица, перевозящего товары через таможню, типа сделки и иных критериев.

От таможенной пошлины освобождаются товары, а не юрлица. К числу освобожденных относятся:

• Товары, которые ввозятся в Россию или вывозятся из нее в качестве безвозмездной помощи и на благотворительные цели государств, правительств, международных организаций (в том числе оказание технического содействия);
• Гуманитарная помощь, ввозимая в Россию или вывозимая из нее, для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
• Учебные пособия для детсадов, школ, иных образовательных, а также лечебных заведений;
• Газеты, журналы, книги и иная печатная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.

Предоставлять отчетность по этому виду налога должны все организации – даже те, которые имеют право на льготу. Заявлять об этом праве необходимо одновременно с представлением налоговых деклараций. Чтобы подсчитать среднегодовую цену собственности, необходимо знать ее остаточную стоимость – она служит основанием для расчетов. Остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества – это разность между его изначальной ценой и амортизацией, которая начисляется ежемесячно. Такой порядок расчета применяется на единых основаниях как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе (в том числе, в бюджетных организациях). В соответствии с налоговым кодексом РФ, ставка налога на имущество устанавливается в объеме 2,2%. Власти регионов могут ее снижать, поскольку весь объем собранного налога зачисляется именно в региональный бюджет субъекта РФ.

НКО можно разделить на три группы, каждая из которых имеет собственные системы налогообложения некоммерческих организаций в части уплаты налога на имущество.

В первую группу входят НКО, которые наделены федеральным законодательством безусловным правом на льготы на неопределенный срок. К этой категории относятся государственные научные организации; религиозные общества и объединения, обслуживающие имущество для религиозной работы (к примеру, культовые строения); организации, владеющие на разном праве памятниками истории и культуры всероссийского значения; ведомства уголовно-исполнительной сферы.

Ко второй группе относятся НКО, которые имеют условные льготы по налогу на имущество. Они освобождаются от его уплаты при определенных обстоятельствах. В эту категорию входят общества инвалидов, численность членов с ограниченными возможностями в которых составляет не менее 80%; общества, в штате которых состоит не меньше половины инвалидов.

Третья группа НКО состоит из некоммерческих партнерств и АНО (автономных некоммерческих организаций), автономных государственных и муниципальных ведомств, различных фондов (за исключением общественных). Эта группа лишена прав на льготы по налогу на имущество.

Региональные властные структуры могут не только снижать ставки налога на имущество, но и увеличивать список организаций, которые имеют право претендовать на такие льготы.

Система налогообложения некоммерческих организаций предусматривает уплату НКО транспортного налога в общем порядке. Такие организации обязаны уплачивать взносы за любые зарегистрированные транспортные средства, находящиеся в их собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении (речь идет об автомобилях, водных и воздушных судах, снегоходах и пр.).

Земельный налог – это один из видов местного налога. Уплачивать его обязаны любые некоммерческие организации, которые имеют землю в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении. Земля в бессрочное пользование отдается предприятиям государственной и муниципальной собственности, казенным ведомствам, органам госвласти и местного самоуправления.

Ставка земельного налога составляет полтора процента от кадастровой стоимости земли. Полностью освобождены от его уплаты органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; общества инвалидов, являющиеся единственными собственниками земли, численность людей с ограниченными возможностями в которых составляет не меньше 80%; религиозные объединения.

Бюджетные организации, занимающиеся культурой и спортом, искусством, кинематографией, образованием, здравоохранением в соответствии с федеральным законодательством не имеют права на льготы по земельному налогу. Скидки им могут дать только местные органы власти.

Использование упрощенной системы налогообложения некоммерческой организации избавит ее от:

• Налога на прибыль;
• Налога на имущество;
• Налога на добавленную стоимость (НДС).

Однако организация должна будет уплачивать единый налог, который взимается при использовании упрощенки:

• При выборе типа налогообложения «Доходы» — 6% с любых поступлений, которые признаются доходом в соответствии с НК РФ;
• При избрании объекта налогообложения «Доходы минус расходы» — 15% от разности между доходами и расходами или 1% — минимальный налог при отсутствии такой разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Не забывайте, что целевые поступления, которые НКО получают и используют по назначению (согласно ч. 2 ст. 251 НК РФ), этим налогом не облагаются. При этом организация должна учитывать доходы и расходы по отдельности по всем полученным целевым поступлениям.

Гранты, целевые субсидии, пожертвования, членские взносы и взносы учредителей налогом не облагаются.

При использовании упрощенки руководитель фирмы может самостоятельно вести бухучет (то есть НКО может работать и без главбуха или специализированной аутсорсинг-компании, предоставляющей такие услуги в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Ранее упрощенная система налогообложения некоммерческих организаций имела и другие плюсы – сниженную ставку налога на зарплату сотрудников, отсутствие бухучета. Именно ради этого компании и переходили на упрощенку. Однако сейчас эти нормы исключены из Налогового кодекса РФ, поэтому никаких льгот, кроме описанных выше, УСН не предусматривает.

Можно сделать вывод, что использование УСН будет выгодным в следующих случаях:

1. Если НКО продает товары, выполняет работы и предоставляет услуги на территории РФ (в том числе социальные или платные услуги своим участникам и пр.);
2. Если НКО имеет в собственности имущество, которое учитывается на балансе фирмы в качестве основных средств. Речь идет о собственности, которая будет использоваться дольше 12 месяцев и стоит дороже 40 тысяч рублей – это помещения, автомобили, офисная техника и пр. Более подробные сведения о налогооблагаемом имуществе вы можете найти в соответствующей статье НК РФ.

Некоммерческая организация может перейти на упрощенную систему налогообложения, если:

• Ее доходы по итогам девяти месяцев работы не превышают 45 миллионов рублей (рассчитываются за год, в котором фирма подаёт заявление на переход к УСН);
• Средняя численность сотрудников фирмы не превышает ста человек (за отчетный период);
• У фирмы нет филиалов;
• Остаточная цена активов не превышает 100 миллионов рублей;
• Фирма не производит подакцизную продукцию.

Переход к упрощенной системе налогообложения некоммерческих организаций осуществляется с 1 января следующего года. Уведомить налоговый орган необходимо до 31 декабря года текущего. В уведомлении необходимо указать выбранный объект налогообложения, остаточную цену основных средств и объем доходов к 1 октября текущего года (то есть года, предваряющего тот, в котором будет осуществляться переход). Новые организации могут перейти к УСН не позже чем через месяц после даты постановки на учет в налоговой службе.

Таким образом, НКО, которые финансируются в рамках соцпроектов (грантов или субсидий), а также из членских взносов и пожертвований, при этом не имея в собственности дорогого имущества (дороже 40 тысяч рублей) со сроком использования больше года, не будут чувствовать на себе принципиальных различий между обычной и упрощенной системой налогообложения некоммерческих организаций.

Как только фирма получает в распоряжение какой-либо объект налогообложения некоммерческой организации (к примеру, в рамках соцпроекта покупает автомобиль или ноутбук, стоимость которого превышает 40 тысяч рублей), она должна заплатить по нему соответствующий налог до момента перехода к УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, крупные покупки обычно планируются предприятиями загодя, поэтому НКО может рассчитать, когда приобретение такого имущества будет наиболее выгодным (к примеру, можно подать уведомление о переходе к УСН до 31 декабря текущего года, а совершить сделку уже после 1 января следующего года).

Таким образом, некоммерческая организация может не спешить переходить к УСН, пока в этом не появится острой необходимости. При этом использование УСН также не требует существенных расходов, а документооборот при ней увеличивается незначительно: всего на один документ, сдаваемый раз в год, – декларацию по единому налогу, выплачиваемому из-за перехода к УСН.

Если компания практически не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность (а большинство только что открывшихся НКО даже не заводят себе расчетный счет, а осуществляют все расходы из личных средств, которые не подлежат оформлению), УСН можно и не внедрять – это позволит немного сократить временные затраты на подготовку и сдачу нулевой отчетности.

Если компания планирует осуществлять мероприятия по собственному развитию, следует начать применение упрощенной системы сразу же, чтобы в дальнейшем не корректировать график продаж и организацию новых типов деятельности под сроки перехода к УСН.

Первым делом давайте узнаем, какие именно организации называются автономными. Это те фирмы, которые основаны на общественных началах и служат целям науки, культуры, спорта, здравоохранения и пр. Такая организация может быть создана как юридическими, так и физическими лицами. Доля каждого учредителя в общем капитале организации не должна превышать одну четверть. Каждый акционер передает свою собственность автономной некоммерческой организации безвозвратно. При этом учредитель не отвечает за потери организации, а сама АНО не расплачивается по обязательствам учредителей.

Чаще всего учредители автономных некоммерческих организаций задают вопросы о возможности применения упрощенной системы налогообложения некоммерческих организаций или налога на вмененный доход. Обе эти системы могут применяться в автономной общественной организации.

Как уже отмечалось выше, существует два вида уплаты налогов по УСН. Они отличаются друг от друга процентной ставкой. Так для вида «Доходы» она равна 6%, а для вида «Доходы – Расходы» – 15%. Следует точно рассчитать, какая экономическая составляющая будет облагаться большими ставками в вашей конкретной ситуации. Так в первом случае налог рассчитывают только от прибыли. Во втором проценты исчисляют от разницы между прибылью и затратами.

Чтобы проиллюстрировать методику вычислений, рассмотрим схему действия различных видов упрощенного налога на примере. Общественная организация «ВВВ» в течение определенного налогового периода получила прибыль в размере 485 тысяч руб. При этом на достижение целей она потратила 415 тысяч.

Для начала выполним расчеты по системе «Доходы». Для этого нужно перемножить прибыль организации и процентную ставку:

485 тысяч руб. * 6% = 29,1 тысяч руб.

Теперь рассчитаем налогообложение по типу «Доходы – Расходы». Для этого нам нужно вычесть из прибыли расходы и умножить полученный результат на процентную ставку:

(485 тысяч руб. – 415 тысяч руб.) * 15% = 10,5 тысяч руб.

В этой ситуации становится понятно, какую систему налогообложения некоммерческой организации следует выбрать. Не забывайте, что этот выбор индивидуален для каждой отдельно взятой компании. Он находится в строгой зависимости от сферы деятельности фирмы. Далеко не всегда система, подошедшая одной организации, будет выгодной и для другой, пусть даже аналогичной. Поэтому, прежде чем выбирать тип упрощенки, выполните простые подсчеты. Они сделают работу фирмы более экономичной.

Теперь подсчитаем ЕНВД. Для его вычисления возьмем специальную формулу:

ЕНВД = Б * П * К * КК * 15%.
Б – базовая доходность компании – уровень дохода, который устанавливается государством для каждого вида деятельности в отдельности.
П – физический показатель – число, установленное для каждого вида работ в отдельности в зависимости от числа сотрудников, рабочей территории и т.д.
КД – коэффициент дефляции, который устанавливается государством каждый год и учитывает целый спектр показателей.
КК – корректирующий коэффициент, предусмотренный органами местного самоуправления. Устанавливается для каждого региона с учетом его особенностей.

Чтобы рассчитать этот налог, нужно учесть тип деятельности компании и критерии, установленные государством и органами местного самоуправления.

Система налогообложения некоммерческих организаций предусматривает своевременную сдачу отчетности по всем видам уплачиваемых сборов. Для каждого из них предусмотрены свои сроки подачи деклараций, они прописаны в различных главах НК РФ.

Чаще всего календари подачи декларации составляются на каждый год, в них указываются виды отчетов и сроки их подачи. Такие календари содержатся в правовых базах.

Для примера рассмотрим сроки представления нескольких главных типов налоговых деклараций:

• Единый (упрощенный) налоговый отчет. Подается налогоплательщиками, деятельность которых не приводит к движению денежных средств на их счетах в банках или в кассе, не имеющими объектов налогообложения по соответствующим налогам (20.01, 20.04, 20.07, 20.10).
• Отчет по налогу на добавленную стоимость. Подается каждый квартал не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
• Декларация по налогу на прибыль. Подается налогоплательщиками, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.
• Отчетность по единому налогу по упрощенной системе. Сдается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим.

Налог с продаж 2018
Наследование 2018
Национальная экономика 2018
Начисление заработной платы 2018
НДФЛ 2018

Назад | | Вверх

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

Тип НКО и порядок налогообложения

Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные — финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Общие правила налогообложения НКО

Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

Особые правила взимания налога на прибыль

Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

  1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
  2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

Специфика обложения некоммерческих структур НДС

Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

  • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
  • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
  • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

Другие федеральные налоги для НКО

Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

Региональное налогообложение НКО

Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

Налог на имущество

Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

  1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
    • организации религиозного характера и обслуживающие их;
    • научные госструктуры;
    • уголовно-исполнительные ведомства;
    • организации-собственники культурных и исторических памятников.
  2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
  3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

  • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
  • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
  • религиозные структуры.

К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

Транспортный налог

Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

Общий режим или УСН

НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.

Другие публикации:

  • Передаваемые полномочия прокурора Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться. Издание представляет собой учебно-методический комплекс по дисциплине "Прокурорский надзор в Российской Федерации" и содержит программу дисциплины, методические рекомендации […]
  • Приказ от 30062019 251 Приказ Минздрава России от 24.05.2017 № 251 "Об утверждении плана информатизации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" Опубликован 26 мая 2017, 19:26 Обновлён 26 мая 2017, […]
  • Налоговый вычет на детей получают оба родителя Как получить налоговый вычет по НДФЛ на детей? Родители ребенка, на обеспечении которых он находится, имеют право ежемесячно получать стандартный налоговый вычет по НДФЛ (далее — вычет на детей). Налоговый вычет позволяет уменьшить доход, […]
  • Приказ минтранса россии от 15012019 г 7 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 24 июня 2014 г. N 165 г. Москва "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 110" Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 […]
  • Едв льготы для инвалидов Ежемесячная денежная выплата инвалидам в 2019 году Ежемесячная денежная выплата инвалидам назначается на основании Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в дальнейшем по […]
  • Срок пребывания прокурора Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 октября 2015 г. № 559 "Об утверждении Инструкции о порядке прекращения (продления) службы прокурорских работников, достигших предельного возраста нахождения на службе" В целях реализации положений […]
Налог с зарплаты в нко
Смотрите так же:  Мода иск