Земельный налог: изменения-2019

С 01.01.2019 в земельном налоге произойдут следующие изменения:

  • В порядке перерасчета налога «физикам»: независимо от оснований перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).
  • В порядке применения кадастровой стоимости: в случае ее оспаривания сведения о ее новом значении, установленном после 01.01.2019 решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываться с периода налогообложения участка по оспоренной кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
  • В части льгот: будет введено освобождение от земельного налога организаций, признаваемых фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении участков, входящих в состав территории таких центров (подп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ).
  • Для лиц предпенсионного возраста: будет предусмотрено право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка (подп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).
  • В части формы декларации по налогу: за 2018 год нужно отчитаться на бланке из приказа ФНС от 30.08.2018 № ММВ-7-21/[email protected]

Это изменения федерального уровня. Но они могут произойти также на региональном и муниципальном уровнях, поскольку власти субъектов имеют полномочия утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель, а органы местного самоуправления могут устанавливать налоговые ставки и льготы.

Поэтому ФНС рекомендует пользоваться сервисом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», зайти в который можно по ссылке.

Пример расчета земельного налога в 2019 году ищите здесь.

В 2019 году некоторые юрлица смогут воспользоваться новыми льготами по налогу на имущество организаций и земельному налогу

ФНС России рассказала, какие коды налоговых льгот могут использовать некоторые налогоплательщики в связи с принятием Федерального закона от 30 октября 2018 г. № 373-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вступит в силу 1 января 2019 года.

Согласно этому документу организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний, полностью освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. Таким налогоплательщикам ФНС России разрешила использовать код налоговой льготы 2010341 (письмо ФНС России от 31 октября 2018 г. № БС-4-21/[email protected] «О положениях Федерального закона от 30 октября 2018 № 373-ФЗ и о присвоении кодов налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество организаций»).

Нужно ли подавать декларацию по земельному налогу, если земельный участок не признается объектом налогообложения? Узнайте из материала «Декларация по земельному налогу» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

А организации, получившие статус участника проекта, освобождаются от этого налога на десять лет после постановки имущества на учет. Для них предусмотрен код льготы 2010342. Вышеуказанные коды налоговых льгот заполняются в строке 160 раздела 2 и (или) в строке 040 раздела 3 декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу, которые будут подаваться начиная с отчетного и налоговый период 2019 года.

Кроме того, организации, признаваемые фондами, освобождаются от уплаты земельного налога. Но только в отношении тех земельных участков, которые входят в состав территории инновационного научно-технологического центра. Начиная с заполнения декларации по земельному налогу за налоговый период 2019 года указанным налогоплательщикам, заявляющим право на льготу, можно указывать по строке 200 раздела 2 декларации код 3021198.

Новая декларация по налогу на землю: что изменилось и как применять

Новую форму декларации по земельному налогу прокомментировала ФНС (письмо от 24.09.2018 № БС-4-21/[email protected]).

Так, сдавать отчет по новой форме нужно за 2018 год. А изменилось в ней вот что:

  • Новая форма позволяет учитывать изменение кадастровой стоимости вследствие изменения в течение года качественных и (или) количественных характеристик участка.
  • Она предусматривает возможность определения суммы налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки, если ее установили местные власти.
  • Также теперь есть возможность корректно посчитать налог, если кадастровая стоимость менялась и при этом вы владели участком неполный год (одновременное применение коэффициентов Кв и Ки).

Пример расчета налога с учетом Кв и Ки см. здесь.

  • Коды категорий земель в Приложении № 5 к порядку заполнения приведены в соответствие с Земельным кодексом.

Скачать новый бланк вы можете тут.

Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2019 году

Земельный налог, так или иначе, касается и частных лиц, и организаций. И если организации более или менее осведомлены о порядке взимания сбора и подаче отчетности, то рядовым гражданам налог знаком только по ежегодно получаемым из ИФНС платежным требованиям.

В этом смысле частным лицам важнее знать сроки уплаты обязательства.

Нормативная база

Законы для рядовых граждан и организаций различны, поскольку нюансы налогообложения неодинаковы. Так, физические лица «подчиняются» одним нормам, в то время как на предприятия обязательства возлагаются в другом порядке.

Особенности для физических лиц

Есть несколько законодательных норм и актов, посредством которых регламентируется порядок уплаты земельного взноса физическими лицами:

  • гл. 31 «Земельный налог» в тексте НК РФ, в частности статьи 387-398;
  • Федеральный закон, связанный с внесением изменений во вторую часть НК РФ № 286-ФЗ от 30 сентября 2017 г.;

В соответствии с данными нормативными актами сбор за пользование землей обязателен к уплате и подлежит перечислению в государственную казну в установленные законом сроки. В качестве налогоплательщиков выступают следующие стороны:

  • владельцы земельных участков;
  • бессрочные пользователи территорий;
  • лица, распоряжающиеся ими на праве пожизненного наследуемого владения.

К данной категории не относятся лица, которые:

  • находятся на участках и пользуются ими безвозмездно;
  • арендуют их на основании заранее составленного договора.

Особенности для юридических лиц

В качестве нормативного документа также выступает глава 31 НК РФ. В ней речь идет о юридических лицах, которые выступают в качестве плательщиков данного сбора. Это организации, которые владеют официально зарегистрированным правом на земельный участок, пребывающий в собственности или бессрочном постоянном пользовании. Освобождение от подобных действий получили следующие предприятия:

  • те, которые пользуются землей на основании арендного соглашения;
  • лица, эксплуатирующие участок на праве безвозмездного срочного пользования;
  • обладатели участков, относящихся к перечню земель, которые по ст. 389 НК РФ налогом не облагаются.

Такие правила стали действовать в 29-ти федеральных субъектах РФ, где уже проведена кадастровая переоценка.

Ставки налога для граждан и организаций

Ставка взноса для юридических лиц создается на базе нормативных актов, разработанных и утвержденных муниципалитетами, но не может превышать параметры, установленные по закону. За 2018 год она составляет 0,3% от кадастровой стоимости при условии пользования землями следующих категорий:

  • участки, используемые для нужд сельского хозяйства;
  • территории с расположенными на них подсобными сооружениями;
  • земли с объектами ЖКХ;
  • участки особого назначения.

Целевое назначение земель, отображенное в документации, должно иметь соответствие основному направлению деятельности организации.

Что касается порядка уплаты сбора физическими лицами, процент в основном составляет 0,3%. Эта норма распространяется для участков, предназначенных для огородничества, садоводства, постройки многоквартирных домов, инженерных сооружений, нужд государства и муниципалитета. Остальные объекты предполагают обложение взносом, составляющим 1,5% от кадастровой стоимости.

Интересно и другое. Если человек получает землю под строительство жилого дома, а тот не закончил его по истечении 10 лет, то ставка налога на землю возрастает двукратно. Повышенное обязательство будет взиматься до тех пор, пока жилье не будет введено в эксплуатацию.

Нужно понимать, что в НК РФ оговорены максимальные ставки. Решением муниципалитетов эти показатели могут редактироваться в меньшую сторону либо отменяться вообще (для приоритетных направлений хозяйствования).

Правила исчисления земельного налога

Нюансы, связанные с расчетами сумм налогов, для физических и юридических лиц неодинаковы. Еще один вопрос заключается в том, можно ли уменьшить размер этого сбора, и каким образом это сделать. Если произошло снижение кадастровой цены на землю, на протяжении одного календарного периода фирма вправе сделать это. Однако потребуется документальное доказательство причины сокращения цены. Она может заключаться в следующих аспектах:

  1. Принятие соответствующего судебного решения. Обновленные сведения подлежат обязательному внесению в ЕГРН. Поэтому нужно получить официальную выписку для подтверждения снижения стоимости.
  2. Возникновение технических ошибок. Это может оказать существенное воздействие на колебания в стоимости земли. Если измененный показатель будет отражен в реестре ЕГРН, владелец получит право на обращение в ФНС в целях уточнения налога за прошедшие периоды.
  3. Инициатива, поступившая от местных властей. Обычно она возникает вследствие обнаружения недостоверных данных, связанных с кадастровой стоимостью. Такой подход способствует заметному снижению выплат, однако требует наличия документов, содержащих данные о дате проведения новой оценки.

В случае владения земельным участком и последующей утрате права собственности на него в течение отчетного года, схема расчетных действий является идентичной. Если полномочие на владение перешло до 15-го числа месяца, он в расчете не участвует. Если после середины месяца, то он идет в расчет как полноценный период.

Юридическим лицам

Для определения суммы необходимо взять ставку и умножить ее на кадастровую стоимость. В итоге будет получена сумма сбора. Если налоговый период меньше, чем год, в формуле дополнительно участвует так называемый коэффициент владения.

Идентичный подход к расчетным операциям применяется и в ситуации, связанной с утратой прав на участок. Порой обстоятельства складываются так, что земля располагается одновременно на территории двух муниципалитетов. В этой ситуации плательщик сначала считает доли, а затем по каждой из них совершает расчет.

Смотрите так же:  Частный займ под залог земли

Физическим лицам

Используется формула, в которой представлено произведение между налоговой базой и ставкой (ст. 396 НК РФ). В качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость. А ставка, в свою очередь, составляет 0,3%. Расчет обязательства проводится силами ИФНС.

Плательщик ежегодно ставится в известность посредством направления специализированного уведомления. Правильность проведения расчетных операций можно посмотреть на официальном ресурсе ФНС.

Сроки оплаты земельного налога и авансовых платежей

Крайние сроки оплаты земельного налога для организаций и граждан тоже сопряжены с несколькими особенностями. Они зависят от статуса плательщика.

Юридическими лицами

Традиционно сбор подлежит уплате раз в квартал или одним перечислением в начале отчетного года. Определить сумму налога и задекларировать ее в ИФНС нужно до 1 февраля следующего года (например, за 2018 год – до 1 февраля 2019 года). До этой же даты организация должна полностью рассчитаться с бюджетом.

При этом временные рамки со стороны налоговой службы регламентируются постановлениями субъектов РФ, но не могут быть жестче, чем установленные в ст. 397 НК РФ.

Если предприятие изъявит желание, оно сможет внести разовый платеж, погасив все долги за целый год либо же вносить авансовые взносы ежеквартально. Однако окончательно сделать это необходимо до момента подачи годовой декларации. Поэтому налоговые службы регионов стремятся установить временной лимит, максимально совпадающий со временем заполнения отчетности перед ФНС (до 1 февраля).

Физическими лицами

Рядовые граждане вносят сбор в соответствии со специальными правилами, и предельный срок приходится на завершение следующего за отчетным периодом года. В большинстве субъектов РФ оплата должна быть осуществлена до 01 декабря следующего годового периода.

Граждане могут узнать точные реквизиты в местной администрации, обращаться в ФНС не нужно. Такой подход способствует сокращению временных затрат и позволяет уточнить все детали максимально просто.

Как и куда оплачивать земельный налог?

Юридические лица для решения этой задачи обращаются в налоговую инспекцию по месту фактического нахождения участка. Если организация располагает несколькими объектами недвижимости, расположенными в разных территориальных единицах, она платит по каждому участку отдельно в разные муниципальные бюджеты.

Что касается физических лиц, они обязуются вносить оплату по месту своей прописки – официальной государственной регистрации.

Ответственность за нарушение сроков оплаты земельного налога

Если владелец земельной территории пренебрег требованием об обязательной уплате земельного налога, местные власти могут применить следующие штрафные наказания:

  • при просрочке до 30 дней – начисление пени, равной одной трехсотой части от ставки рефинансирования (практика показывает, что такие нарушения встречаются чаще всего);
  • при допущении задержки в большее количество дней, нежели 30, пеня составит 1/150 ставки.

При проведении расчета организации могут ошибочно или намеренно снижать налоговую базу. В этой ситуации штрафная санкция составляет 20% от доли долга, которая не была уплачена (в первом случае) и в размере 40% во второй ситуации при наличии умысла.

Проштрафившийся гражданин или предприятие привлекается к налоговой ответственности вне суда. Однако они вправе сделать обращение в фискальный орган в целях оспаривания принятого ответственным лицом решения. Но доказать правоту нужно документально, представив в инстанцию множество подтверждающих бумаг.

А если налоговая не прислала уведомления?

По закону граждане не обязаны определять сумму земельного налога. Для них порядок уплаты фискальных обязательств предельно прост:

  1. Сообщить в ФНС о приобретении или продаже участка (сегодня налоговая подобные данные получает из ЕГРН автоматически, граждане могут лишь уточнять информацию).
  2. Дождаться уведомления из местной ИФНС и оплатить его по указанным банковским реквизитам.
  3. В случае отсутствия официального уведомления до 1 ноября, плательщик должен сам обратиться в налоговую для разъяснения ситуации. Это позволит избежать накопления фискальных долгов и выставления неоправданных штрафов.

Таким образом, сроки подачи налоговых деклараций и фактической уплаты земельных налогов для физических и юридических лиц неодинаковы. Этот нюанс нужно обязательно учитывать в процессе исполнения данного обязательства. В противном случае предприятия и частные лица вынуждены платить штрафы в фиксированной величине или процентном соотношении. Грамотный подход к расчетам гарантирует отсутствие проблем с законодательством и соблюдение всех его норм.

О новшествах подробнее рассказано в следующем сюжете.

Новая декларация по земельному налогу

Всего один налоговый период просуществовала без изменений декларация по земельному налогу – отчетность за 2017 год. Обновленный вариант декларации будет представляться в налоговый орган начиная с отчетности за 2018 год. О том, что изменилось в декларации по земельному налогу, а также об особенностях ее заполнения читайте в предложенном материале.

В Минюсте 30.03.2018 был зарегистрирован Приказ ФНС России от 02.03.2018 № ММВ-7-21/[email protected] [1] .

Поправки внесены и в саму форму декларации, и в ее формат, и в порядок ее заполнения. Что же изменилось в форме декларации и порядке ее заполнения?

Обновленная форма декларации по земельному налогу представляется начиная с отчета за 2018 год.

Сколько разделов 2 декларации заполнять?

В новой форме декларации состав разделов не изменился: их по‑прежнему два.

При этом было установлено, что разд. 2 декларации заполняется налогоплательщиком отдельно по каждому земельному участку (доле земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), доле в праве на земельный участок), принадлежащему на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования организации. То есть количество разд. 2 было равно количеству земельных участков, принадлежащих организации.

Теперь более одного разд. 2 в отношении одного земельного участка заполняется:

– в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка;

– в случае замены в течение налогового периода коэффициента 2 на коэффициент 4, применяемых при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическим лицам на условиях осуществления на них жилищного строительства.

Эти корректировки связаны с изменениями, внесенными в гл. 31 НК РФФедеральным законом от 27.11.2017 № 335‑ФЗ [2] и вступившими в силу с 01.01.2018:

– изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (п. 1 ст. 391 НК РФ);

– в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 7 ст. 396 НК РФ (п. 7.1 ст. 396 НК РФ).

Что касается коэффициентов 2 или 4, применяемых при жилищном строительстве, действовавшая ранее форма декларации не предусматривала возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода (Письмо ФНС России от 20.03.2018 № БС-4-21/[email protected]). Теперь в случае окончания трехлетнего срока строительства начиная с даты регистрации прав на земельный участок в 2018 году нужно заполнить два разд. 2 декларации с разными коэффициентами 2 и 4.

Декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если закончился трехлетний срок строительства

Как уже было сказано, согласно внесенным изменениям при окончании трехлетнего срока при жилищном строительстве в течение налогового периода нужно заполнить отдельно два разд. 2 декларации с разными коэффициентами.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Соответственно, в случае замены в течение налогового периода коэффициента 2 на коэффициент 4, применяемых при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) в собственность юридического лица на условиях осуществления на нем жилищного строительства, по строке с кодом 040 одного листа разд. 2 указывается значение 1, а по строке с кодом 040 второго листа разд. 2 – значение 2.

В этой ситуации по строке с кодом 130 разд. 2 отражается количество полных месяцев владения земельным участком в налоговом периоде с учетом периода строительства, прописанного в строке с кодом 040 разд. 2.

Напомним, что количество полных месяцев при возникновении права собственности на земельный участок рассчитывается следующим образом (п. 7 ст. 396 НК РФ):

– если возникновение права собственности на земельный участок произошло до 15‑го числа соответствующего месяца включительно или прекращение названного права произошло после 15‑го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) этого права;

– если возникновение права собственности на земельный участок произошло после 15‑го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15‑го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) данного права не учитывается.

В случае окончания трехлетнего срока строительства для определения полных месяцев используется тот же подход.

Кроме того, по строке с кодом 140 разд. 2 (коэффициент Кв) отражается отношение количества полных месяцев владения земельным участком в налоговом периоде с учетом периода строительства, проставленного в строке с кодом 040 разд. 2, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Пример 1.

Трехлетний срок со дня регистрации прав на земельный участок под жилищное строительство истек 01.04.2018. Какие значения коэффициента Кв нужно указать?

В данном случае отражаются следующие значения:

– при заполнении разд. 2 с указанием по строке с кодом 040 значения 1 по строке с кодом 140 – значение 0,2500 (3 мес. / 12 мес.);

– при заполнении разд. 2 с указанием по строке с кодом 040 значения 2 по строке с кодом 140 – значение 0,7500 (9 мес. / 12 мес.).

Новый коэффициент Ки

С 2018 года в гл. 31 НК РФ введено понятие коэффициента Ки, который применяется для исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка (п. 7.1 ст. 396 НК РФ). В декларации он указывается по строке с кодом 145. Ранее такой строки в декларации не было.

Смотрите так же:  Административная ответственность балконе

Коэффициент Ки определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых в данном налоговом периоде земельный участок имел кадастровую стоимость, установленную для обозначенного вида разрешенного использования земельного участка, категории земель и (или) значения площади, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом значение по строке с кодом 145 указывается в десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.

Если в налоговом периоде не произошло изменения кадастровой стоимости земельного участка, то коэффициент Ки не определяется, а по строке с кодом 145 ставится прочерк.

Пример 2.

Сведения, являющиеся основанием для определения кадастровой стоимости вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, категории земель и (или) площади земельного участка, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10.11.2018. Как рассчитать коэффициент Ки?

При заполнении разд. 2 декларации с указанием по строке с кодом 050 кадастровой стоимости по состоянию на 1 января текущего года (старой кадастровой стоимости) коэффициент Ки определяется так: Ки = 10 мес. / 12 мес. = 0,8333.

Соответственно, по строке с кодом 145 прописывается значение 0,8333.

При заполнении разд. 2 декларации с указанием по строке с кодом 050 кадастровой стоимости, измененной в 2018 году, коэффициент Ки определяется так: Ки = 2 мес. / 12 мес. = 0,1667.

Соответственно, по строке с кодом 145 проставляется значение 0,1667.

Поскольку введен новый коэффициент, соответствующие изменения внесены в порядок расчета суммы исчисленного земельного налога, которая указывается по строке с кодом 150. Сумма земельного налога рассчитывается по следующим формулам:

1. При отсутствии коэффициента Ки:

строка с кодом 150

Земельный налог — 2019: основы

Плательщики земналога

Общие требования. Правила взимания платы за землю в 2019 году практически не были изменены по сравнению с прошлым годом. То есть, как и в 2018 году, плату за землю субъекты хозяйствования — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

— арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата) (п.п. 14.1.136, ст. 288 НКУ).

В этой публикации сосредоточимся на порядке взимания одной из составляющих платы за землю — земельного налога.

Этот местный налог, как и в прошлые годы, должны платить (п. 269.1 НКУ):

собственники земли, то есть владельцы земельных участков или земельных долей (паев);

постоянные землепользователи, то есть лица, имеющие бессрочное право владеть и пользоваться земельным участком, который находится в государственной или коммунальной собственности (ч. 1 ст. 92 ЗКУ). Перечень предприятий, которые приобретают право на постоянное землепользование, определен ст. 92 ЗКУ.

Если предприятие арендует земельный участок, то уплачивать за него земельный налог оно точно не будет

А вот является такое предприятие плательщиком другой части платы за землю (арендной платы) или нет, зависит от того, кто является арендодателем. Если это орган местного самоуправления или исполнительной власти, который передал в аренду земли государственной или коммунальной собственности, то однозначно само предприятие должно уплачивать арендную плату в бюджет. О правилах ее начисления и уплаты вы сможете прочитать на с. 15.

Если же предприятие арендует землю у юридического или физического лица, то оно уплачивает арендодателю указанную в договоре сумму. Такая плата не является налоговым платежом. А потому связывать ее с платой за землю не нужно.

Земля под многоэтажками. Несколько слов нужно сказать и о том, выступают ли предприятия, владеющие нежилой недвижимостью в многоквартирных домах, плательщикам земналога. Напомним, что в соответствии с п.п. 287.8 НКУ собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме является плательщиком земельного налога. При этом уплачивать он должен налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

В то же время эта норма является исключением из общего правила. Она обязывает уплачивать земналог лиц, которые непосредственно под определение его плательщика не попадают. Как мы сказали выше, плательщиками налога на землю являются собственники земли и землепользователи (п. 269.1 НКУ), а основанием для его начисления являются данные Госземкадастра (п. 286.1 НКУ).

Поэтому достаточно долго велся спор с фискалами по поводу того, должен ли владелец нежилой недвижимости платить земналог на землю под многоэтажкой, если он не имеет права собственности на такую землю. В Госкадастре информации о том, что земля под многоэтажным домом закреплена за владельцем нежилой или жилой недвижимости, не содержится.

У фискалов были по этому поводу как негативные разъяснения для плательщиков налога (категория 112.06 БЗ), в которых они требовали, чтобы земналог за часть земли под жилой многоэтажкой уплачивал владелец такой недвижимости, так и позитивные (см. письмо ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 21.06.2017 г. № 759/ІПК/04-36-12-23-19), в которых они заявляли, что плательщиками земналога за землю под многоэтажкой являются предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют управление этими домами, а также объединения владельцев домов. Владельцы квартир (жилых помещений) в многоквартирных жилых домах не являются плательщиками земналога в бюджет за земельные участки под такими домами. Они (в том числе и юрлица, которые владеют нежилыми помещениями в таком доме) должны просто компенсировать плательщику (то есть ОСМД) расходы по уплате земналога.

Точку в этой истории в августе 2018 года поставил Минфин, утвердив ОНК № 602 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 57, с. 4). В этой ОНК Минфин подтвердил лояльные выводы фискалов. Он называет «непосредственным» плательщиком платы за землю в этом случае именно ОСМД, которое, по его мнению, является субъектом регистрации вещных прав на землю. А потому считает, что

совладельцы, в том числе и юрлица, которые владеют нежилыми помещениями в многоэтажном доме, будут компенсировать ОСМД плату за землю в составе расходов на содержание дома

Налог же в бюджет платит именно ОСМД. При этом, чтобы ОСМД платило земналог, земля под домом должна быть передана ему в постоянное пользование.

И хотя выводы Минфина, изложенные в ОНК № 602, являются лояльными, назвать их бесспорными нельзя. Дело в том, что сегодня в соответствии с Законом № 417 земельные участки, на которых расположены многоэтажные дома, а также принадлежащие к ним здания, сооружения и придомовая территория передаются безвозмездно в собственность или в постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома (ч. 2 ст. 42 ЗКУ). То есть это значит, что субъектами, которые отныне должны владеть/пользоваться такой землей, являются именно совладельцы многоэтажки, а не ОСМД. В то же время Минфин не обращает на это внимания. Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 66, с. 23.

В настоящий момент считаем, если и Минфин в ОНК говорит, что владельцы нежилых помещений в жилом доме земналог не платят, то есть все основания взять его рекомендации на вооружение. Тем более, что согласно п. 53.1 НКУ не может быть привлечен к ответственности, включая финансовую (штрафные санкции и/или пеня), налогоплательщик, который действовал в соответствии с обобщающей налоговой консультацией.

Неоформление права собственности. На сегодня на территории Украины есть много предприятий, которые и до сих пор не оформили в соответствии с законодательством право собственности или пользования землей. Например, достаточно часто речь идет о земле под недвижимостью, принадлежащей таким субъектам. В связи с чем эти субъекты постоянно спрашивают — являются ли они плательщиками земельного налога за такие земли?

Сразу скажем, что

когда у предприятия нет оформленного права собственности на землю, то платить за нее плату за землю не нужно

Дело в том, что такой местный налог уплачивается с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок. С этим соглашаются Минфин в ОНК № 602 и фискалы в письме ОКП ГФС от 22.12.2017 г. № 3115/ІПК/28-10-01-03-11 и письме ГУ ГФС в Запорожской обл. от 02.01.2018 г. № 5/ІПК/08-01-12-03-09, а также категории 112.01 БЗ.

В своих разъяснениях фискалы отмечают, что использование земельного участка без оформления соответствующего права является нарушением законодательства, а именно ст. 144 ЗКУ. А поэтому они советуют всем юрлицам, у которых есть неоформленные земли, в том числе под их собственными зданиями (сооружениями) или их частями, обратиться в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для оформления и регистрации права собственности на такие земельные участки.

К сведению! ВСУ на сегодня также считает, что при отсутствии у юрлица оформленного права собственности или пользования на землю под недвижимостью декларировать налоговые обязательства по земналогу ему не следует (см. постановление ВСУ от 19.01.2018 г. по делу № К/9901/1182/18*).

Из этого следует, что пока право собственности или постоянного пользования на землю не оформлено, земельный участок не должен облагаться земельным налогом, а лицо, которое им владеет, не является плательщиком земналога.

Освобождение от уплаты земналога

В то же время, если субъект хозяйствования является собственником или постоянным пользователем земли, а следовательно относится к когорте плательщиков этого налога, это еще не значит, что он обязательно будет уплачивать земельный налог. Дело в том, что некоторые собственники земли освобождаются от уплаты этого налога.

Перечислены эти счастливчики ниже.

1. Бюджетные организации и некоторые неприбыльные организации, которые указаны в ст. 282 НКУ. Освобождение таким организациям дается за все земли, которые им принадлежат или переданы в постоянное пользование.

В то же время, если такие субъекты предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, то рассчитывать на освобождение от уплаты земналога за земли, предоставленные в аренду или находящиеся под домами и сооружениями, переданными в аренду, не следует (п. 284.3 НКУ). Это ограничение не касается только бюджетных учреждений в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям, дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования.

2. Единоналожники групп 1 — 3. Они освобождены от уплаты земналога за земли, которые используют в их хозяйственной деятельности (п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

Смотрите так же:  Курьер требования к должности

такое освобождение распространяется на все земучастки, которые единоналожники групп 1 — 3 (как физлица, так и юрлица) используют в своей хоздеятельности, в том числе переданные в аренду

В то же время фискалы выдвигают дополнительные требования для такого освобождения.

Так, они настаивают на том, что ФЛП, которые используют землю в своей деятельности, чтобы получить освобождение, должны подать в контролирующие органы по местонахождению земучастков копии правоустанавливающих документов на землю (свидетельство о праве собственности или пользования земельным участком). Таким образом ФЛП дают понять фискалам, какие земли, принадлежащие физлицу, которое создало ФЛП, или оформленные на самого ФЛП, принадлежат на правах собственности или постоянного пользования и используются ими для осуществления хозяйственной деятельности (категория 112.04 БЗ).

Установлены требования и для получения освобождения упрощенцами в случае сдачи в аренду земли. В частности, если плательщик единого налога, как юрлицо, так и ФЛП, сдает в аренду земельный участок, то, чтобы получить освобождение от уплаты земналога, нужно, чтобы предоставление в аренду недвижимого имущества было основным или одним из видов деятельности юрлица — плательщика единого налога. То есть этот вид деятельности должен быть указан в Реестре ЕН. Причина простая: передача земучастков в аренду является хозяйственной деятельностью единоналожника при условии получения им платы за пользование таким участком. С этим согласны и фискалы (см. ОНК № 1051, разъяснение в подкатегории 112.01 БЗ).

Что касается освобождения от уплаты земналога за земли, которые находятся под зданиями и сооружениями (их частями), если такие сооружения или здания передаются в аренду, то сегодня налоговики, а также Минфин (см. ОНК № 602) не против того, чтобы плательщики единого налога, как юрлица, так и ФЛП, не уплачивали земналог. При этом фискалы требуют, чтобы у единщика, который передает в аренду здания, сдача в аренду недвижимости была не только одним из видов деятельности, но и в договоре аренды обязательно была указана площадь участка, находящегося под объектом недвижимости, с учетом пропорциональной доли придомовой территории (см., в частности, письмо ГФСУ от 29.06.2017 г. № 900/П/99-99-13-03-01-14/ІПК и категорию 112.01 БЗ).

в случае временного прекращения хозяйственной деятельности юрлицам все равно разрешено не уплачивать земналог за такие участки

А вот ФЛП-единоналожники, которые временно прекращают свою деятельность, уплачивают его на общих основаниях (см. подкатегорию 112.01 БЗ).

Также следует учитывать, что если на земучастке, который теоретически подпадает под освобождение, ведется строительство, в том числе и производственных объектов, то рассчитывать на освобождение не сможет ни юрлицо, ни ФЛП, являющийся плательщиком единого налога (см. подкатегорию 112.01 БЗ). Дело в том, что, по мнению фискалов, в случае строительства (в том числе производственных объектов), юрлицо и ФЛП не используют в хоздеятельности свои земучастки. А следовательно, они не выполняют условия, которые освобождают упрощенцев от уплаты земельного налога. С этим можно, конечно, спорить. Но, чтобы доказать свою правоту, придется идти в суд.

3. Плательщики единого налога группы 4. Эти упрощенцы освобождается от уплаты земналога за земли, которые они используют для ведения сельхозтоваропроизводства, например, выращивают или производят на земле сельхозпродукцию (п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

В то же время, если аграрий — плательщик единого налога группы 4 передаст земучастки сельхозназначения в пользование другому субъекту хозяйствования по договору аренды, а также по договорам эмфитевзиса, сервитута, суперфиция, он освобождение от уплаты земналога не получит и должен уплачивать этот налог на общих основаниях. Дело в том, что такие земельные участки в этом случае будут использоваться единщиком группы 4 не для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

4. Субъекты самолетостроения, которые осуществляют разработку и/или изготовление с конечной сборкой летательных аппаратов и двигателей. Они освобождаются от уплаты земналога за все земли, кроме земельных участков, на которых расположены объекты социального, торгового, сельскохозяйственного назначения и непромышленного строительства.

Не подпадают под действие этой льготы только субъекты хозяйствования, которые осуществляют капитальный (средний) ремонт, реконструкцию, модернизацию, обслуживание летательных аппаратов и/или авиационных двигателей (см. письмо Минфина от 23.06.2017 г. № 11210-08-10/16780 и письмо ГФСУ от 17.07.2017 г. № 18731/7/99-99-15-02-02-17).

5. Субъекты, размещенные на определенной территории. На определенной территории льготы по уплате земналога могут устанавливать для отдельных или всех субъектов хозяйствования местные органы власти (п. 284.1 НКУ). Чтобы узнать, установлены ли на вашей территории такие льготы, следует заглянуть в соответствующее решение органа местного самоуправления.

Заметим, что субъекты хозяйствования, которым решением городского совета дано право на льготу по земналогу, теряют такую льготу с момента, когда передали в аренду льготную землю или отдельные здания, сооружения или их части, которые расположены на такой земле (п. 284.3 НКУ).

При этом в случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено право быть «льготником» (п. 284.2 НКУ).

6. ООС-льгота. Существует еще одна специфическая «льгота». Она касается земельных участков, расположенных в зоне операции Объединенных сил (ООС) и/или АТО (на сегодня действует именно ООС).

Суть льготы сводится к тому, что за земельные участки, которые расположены на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов, расположенных на линии столкновения, земналог не начисляется и не уплачивается (п. 38.7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Такое освобождение субъекты хозяйствования получают в период с 14.04.2014 г. до 31 декабря года, в котором завершены ООС и/или АТО.

Обращаем внимание:

лица, освобожденные от уплаты земналога, должны подавать декларацию по плате за землю

В ней они должны показывать «льготные» земучастки (объекты налогообложения), суммы начисленного налога и суммы полученных льгот, которые погашают начисленный налог.

Дело в том, что, по мнению налоговиков, освобождение от платы за землю за вышеупомянутые участки является налоговой льготой! Следовательно, за них нужно подавать «земельную» отчетность. Потому что наличие льготы по земельному налогу (пусть даже 100 %) не освобождает плательщиков от этой обязанности (см. письмо ГФСУ от 11.09.17 г. № 1889/6/99-99-12-02-03-15/ІПК* и категорию 112.05 БЗ).

Другое дело, что налоговое обязательство к уплате у таких землепользователей будет нулевым. Но декларацию, еще раз подчеркнем, подать все равно нужно. Поэтому не ошибитесь. Иначе вместе с льготой получите штрафы за неподачу земельной декларации.

Кроме того, если предприятие пользуется льготами по уплате земналога, то ему также не нужно забывать о предоставлении Отчета о льготах. Ведь неподачу такого Отчета фискалы расценят как неподачу декларации и оштрафуют предприятие. О том, как заполнить этот Отчет и в какие сроки его следует подавать, читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 81, с. 6, 9.

Внимание! Требование о предоставлении декларации по плате за землю не касается только плательщиков единого налога. Дело в том, что они не пользуются льготами по этому налогу. Онине являются плательщиками земельного налога. Поэтому они не обязаны подавать в контролирующие органы налоговую декларацию по плате за землю и отчет о суммах налоговых льгот относительно уплаты земельного налога. Об этом налоговики прямо указали в консультации, приведенной в категории 112.05 БЗ.

Объект налогообложения

Объектами обложения земналогом являются земучастки, находящиеся в собственности или пользовании, а также земдоли (паи), которые находятся в собственности (п. 270.1 НКУ).

В то же время не все земли, которые находятся в собственности или в постоянном пользовании, облагаются земналогом.

В ст. 283 НКУ содержится перечень земучастков, которые в любом случае «выпадают» из объекта обложения этим налогом, то есть за них налог точно не платится.

В то же время, как утверждают налоговики в категории 112.05 БЗ, невключение таких земель в объект налогообложения не освобождает владельцев таких земель от предоставления декларации. То есть, если лицо имеет только такие земли, советуем подать нулевую декларацию и в ней начисленный налог отразить как льготу.

К сведению! В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком земельный налог уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году (п. 287.1 НКУ). То есть налог уплачивается предыдущим владельцем за период с 1 января 2019 года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок, а новым владельцем — начиная с месяца, в котором у нового владельца возникло право собственности (п. 286.5 НКУ, категория 112.02 БЗ).

Разобравшись с плательщиками земельного налога, далее поговорим о правилах начисления налоговых обязательств по этой части платы за землю.

Другие публикации:

  • П 23 правил осаго Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N […]
  • Закон об осаго цб рф Закон об осаго цб рф Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П"О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" С изменениями и дополнениями от: 24 мая 2015 г., 14 ноября 2016 […]
  • Мировой суд г абакана участок 3 ПравительствоРеспубликиХакасия Судебные участки города Абакана: 655000, г. Абакан, ул. Ленинского комсомола, 3 код межгорода 3902 Судебный участок № 1 г. Абакана Судебный участок № 2 г. Абакана Судебный участок № 3 г. Абакана Судебный […]
  • Московский арбитражный суд калькулятор госпошлины Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с суммами […]
  • Приказ фсин 624 2008 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 5 марта 2015 г. N 134 "О внесении изменений в приказ ФСИН России от 13 ноября 2008 г. N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и […]
  • Осаго на полгода в ресо Цена полиса ОСАГО на 1, 3 и 6 месяцев Сразу огорчу тех, кто хочет купить страховку ОСАГО на 1 месяц. Или на два. Так сделать нельзя, минимальный период использования по закону – 3 месяца. А вот купить полиса на 3 месяца или на полгода […]
Налоговая декларация земельный налог 2019