Налоговые преференции — это. Понятие, виды и кому положено. Налоговые льготы

Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.

Общая информация

Чтобы успешно развивалась экономика страны, необходимо обеспечить формирование эффективной и адекватной системы налогообложения. Для этого нужно позаботиться о множестве различных составляющих. И налоговые преференции – это неотъемлемая часть подобной системы. Что они собой представляют?

Налоговые преференции – это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции – это одно и то же. На самом деле это не так. В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.

Для чего необходимы преференции?

Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность. К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях. Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.

В чем суть преференции?

Их необходимо рассматривать в качестве возможностей для налогоплательщика уменьшить свою налоговую базу или же сумму денег, которые платятся государству. К примеру, в ряде случаев на экспортные операции начисляется налог в 0% на добавленную стоимость. Для полного понимания не лишним будет ознакомиться со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Там имеется любопытное утверждение о том, что 0% — это обязательная практика. Налогоплательщик не имеет право выбирать, использует он этот инструмент или нет. 0% будет без исключения. Эта ситуация и рассматривается как преференция. Можно дополнительно привести слова А.С. Баландина. Он сформулировал, что налоговые преференции – это предоставление преимуществ от государства отдельным категориям налогоплательщиков, что выражается в виде уменьшения сумм платежей, которые носят обязательный характер. Причем это предполагает определённые поступки со стороны юридических и физических лиц. В рассмотренном выше примере это захват иностранных рынков.

В чем суть налоговой льготы?

Итак, мы рассмотрели такой инструмент стимулирования, как преференции, что это такое, где их используют. Теперь давайте поговорим о второй теме статьи. Их можно рассмотреть с двух позиций:

  1. Как инструмент политики государства.
  2. Как элемент налогообложения.

Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства. Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию. Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе. Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В. о том, что налоговые льготы – это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.

Законодательство для преференций

Полностью приводить всю нормативную документацию не имеет смысла. Но дать краткое пояснение и указать, где оптимизация налоговых льгот и иных преференций оговорена на законодательном уровне, будет не лишним. Кто заинтересуется, сможет ознакомиться с первичными документами, принятыми Государственной Думой. Внимание будет уделено налогам на добавочную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.

В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций. Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые. В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ. В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно – пп. 36 п. 1 статьи 251 НК РФ. Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.

Законодательство для налоговых льгот

Поэтому в рамках статьи и рассматривается две темы, которые тесно переплетены. Ведь для многих налоговые преференции для малого бизнеса и льготы — это одно и то же. Что, как мы сейчас рассмотрим, не совсем так. Рассмотрение будет вестись по тем же категориям, что и раньше.

Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления. Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением. В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.

Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.

Коммерческие налоговые льготы

Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:

  1. Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
  2. Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.

Особенности преференций

Рассмотренные ранее примеры нельзя воспринимать как полноценное описание предмета статьи. Давайте рассмотрим инвестиционные налоговые преференции. По сути, это льгота, которая предоставляет освобождение от уплаты подоходного налога. Но как возможно такое совмещение? Дело в том, что, несмотря на статус «налоговые преференции», примеры из жизни говорят о том, что для их получения необходимо собрать папочку бумажек. Благо, в этом направлении идёт постепенное смещение. Так, к примеру, до первого января 2009 года, чтобы получить послабление, необходимо было заключить контракт с Комитетом по инвестициям. Также сейчас широко распространёнными являются целевые преференции. Они вводятся для поддержания определённого направления (например, рассмотренные выше спортивные организации).

Смотрите так же:  Пособия законы акты

Кому не положены преференции?

Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:

  1. Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
  2. Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
  3. Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Тема довольно интересная и явно выходит за рамки статьи. Можно ещё было бы рассказать и про функциональные преференции, которые предоставляются тем, кто выполняет определённую работу и задачи. Не лишним будет упомянуть и освобождение от плановых проверок, которое действует с 2016 по 2018 год. Ведь это пускай и не прямая, а всего косвенная преференция, но она позволяет минимизировать бюрократию со стороны государства.

Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности

Copyright © 1996-2019 Налоговый вестник

Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Не является публичной офертой. Уточняйте наличие в издательстве. Информация 18+

Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.

Виды налоговых преференций

По своему характеру налоговые преференции делятся на территориальные, отраслевые, срочные, целевые, интравекторные и функциональные. Согласно предложенной типологизации, налоговые преференции наделены определенными характеристиками относительно их функционирования:

1) Территориальные преференции предназначены для поддержки и обеспечения прогресса отдельных территорий и зон приоритетного развития (к примеру, выделение специальных экономических зон (свободных экономических зон), технопарков, а также возникновения налоговых гаваней, оффшорных зон и зон приоритетного развития);

2) О траслевые преференции направлены на развитие и поддержку определенных хозяйственных отраслей:

  • сельскохозяйственной;
  • образовательной;
  • здравоохранения;
  • полиграфической;
  • промышленной;
  • космической;
  • авиационной;
  • горно-металлургической;
  • деревообрабатывающей и других.

3) Срочные преференции предоставляются в виде государственной поддержки налогоплательщиков для минимизации налогового долга. Характерной чертой этого класса налоговых преференций является то, что их действие ограничено временем. Следовательно, эти преференции назначаются исключительно государством в лице исполнительной власти и имеют конкретно установленные сроки действия.

Срочные налоговые преференции, как правило, носят временный характер. К этому виду налоговых преференций относятся:

  • отсрочки налоговых платежей (штрафов, пени);
  • реструктуризация налогового долга и рассрочки налоговых платежей, налоговые каникулы;
  • налоговая амнистия.

4) Целевые преференции предназначаются для определенных категорий налогоплательщиков для их социально-экономической поддержки в конкретно определенных условиях функционирования.

К ним относятся:

  • упрощенные системы налогообложения;
  • необлагаемый минимум доходов граждан;
  • социальная налоговые льгота;
  • налоговая скидка;
  • налоговый инвестиционный кредит.

5) Интравекторные преференции — это преференции, функционирующие в пределах одного налога. Механизм их реализации осуществляется методом дифференциации налоговых ставок и регламентирован соответствующими законодательными документами.

К ним относятся:

  • прогрессивная или регрессивная шкала налогообложения (применение одной или другой зависит от налоговой политики, которую осуществляет государство, функционируя в определенных экономических условиях);
  • снижение налоговых ставок.

6) Функциональные преференции предусматривают использование налогоплательщиком возможностей по снижению налогового обязательства. К таким преференциям относятся средства, которые используют субъекты хозяйствования с целью уменьшения налогового обязательства на определенную сумму, а именно: ускоренная амортизация, налоговый кредит, отнесение к валовым расходам суммы благотворительной помощи.

Помогут ли налоговые льготы внедрению инновационных разработок? — видео

Налоговые льготы и преференции

Савина Ольга Николаевна

кандидат экономических наук

доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

109001, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49

Savina Ol’ga Nikolaevna

PhD in Economics

PhD in Economics, assistant professor of the Department of the Taxes and Taxation at Financial University under the Government of the Russian Federation.

109001, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt, 49

Никитина Дарья Петровна

студентка кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ

109457, Россия, г. Москва, ул. Ярославское Шоссе, 57

Nikitina Dar’ya Petrovna

student of the Department of Taxes and Taxation at Financial University under the Government of the Russian Federation

109457, Russia, Moscow, str. Yaroslavskoe Shosse, 57

Действующие инструменты налогового стимулирования в налоговой системе Российской Федерации не отличаются большим разнообразием. Основными выступают налоговые льготы, оценка результативности которых ограничивается лишь бюджетными потерями для государства. В последнее время много говорят о налоговых преференциях. Однако, зачастую, эти понятия отождествляют. В статье исследуются различные подходы к трактованию налоговых льгот и преференций. Дифференциация этих налоговых инструментов позволит внести коррективы в методику оценки их эффективности и влиять на качество решений их пролонгации. С помощью методов анализа и сравнения инструменты налогового стимулирования дифференцированы на собственно льготы и преференции. Приведены примеры. Сделан вывод об отсутствии объективных оценок эффективности этих инструментов, разработанных и закрепленных действующими региональными методиками. Акцентировано внимание на их унификацию и обязательный характер мониторинга их результативности. Авторами предлагается уточнить определение налоговых льгот, содержащееся в Налоговом кодексе, а также закрепить положение о налоговых преференциях, что будет способствовать усилению объективности оценки их эффективности.
Ключевые слова: методика эффективности, налоговая политика, инструменты, импортозамещение, преференции, оценка эффективности, налоговые льготы, мониторинг эффективности, налоговое стимулирование, налоговое регулирование

Дата направления в редакцию:

The article is devoted to the exploration of existing contradictions in attitudes and approaches to understanding tax incentive tools such as the «tax breaks» and «preferences» under existing legislation, as well as identifying problems, complicating the process of monitoring the use of tax credits and other tax incentives and tools to assess their effectiveness. Today there are not so many tools of tax incentives in the tax system of the Russian Federation. The main tools include tax benefits which efficiency assessment is confined to calculating budgetary losses for the government. Lately much has been said about tax preferences. However, often these concepts are treated alike. The authors attempt to distinguish these concepts. According to the authors, differentiation between these tax instruments will allow to make adjustments to the method of assessing their efficiency and to influence the quality of decisions regarding their prolongation. Using the methods of analysis and comparison, tax incentives have been divided into tax benefis and tax preferences. Particlar examples are provided. The authors conclude that there are no objective methods for assessing efficiency of tax incentives which would have been developed and fixed by applicable regional laws. The authors emphasize the need to improve existing methodologies and develop a single system of performance criteria for assessing not only tax benefits, but also tax preferences. The authors also suggest to clarify the definition of tax incentives set forth by the Tax Code as well as to fix the provision concerning tax preferences. According to the authors, this would allow to increase objectivity of their efficiency assessment.

Tax policy, tools, import substitution, tax benefits, preferences, effectiveness evaluation, performance monitoring, incentives, tax regulation, technique efficiency

Для успешного развития экономики страны необходимо формирование эффективной системы налогообложения. Льготы являются одним из основных элементов налога, а также одним из самых важных элементов в системе налогового регулирования экономики страны.

Посредством льгот государство может оказывать влияние на процессы, происходящие в экономике, либо стимулируя их, либо угнетая. Так, например, используя налоговые льготы, возможно влиять на модернизацию, инноватизацию, а также инвестиционную привлекательность экономики и отдельных ее отраслей, в значительной мере способствовать решению социальных и политических проблем в обществе.

Налоговые льготы необходимо рассматривать в двух их ипостасях, а именно:

— в качестве элемента налогообложения (структуры налога);

— в качестве инструмента налоговой политики государства.

Говоря о налоговой льготе как элементе структуры налога, необходимо рассматривать сущность данного понятия.

На сегодняшний день понятие «налоговая льгота» закреплено законодательно в пункте 1 статьи Налогового Кодекса РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В силу пункта 2 статьи 56 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик вправе либо отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.

Смотрите так же:  Том клэнси дивизион требования

Перечисленные определения отражают сущность понятия налоговый льготы и механизм их функционирования только как элемента налогообложения, однако такое понимание сужает понимание налоговой льготы, как экономической категории. В приведенном выше определении налоговые льготы не рассматриваются как инструмент регулирующей функции налогов.

Стоит заметить, что определение налоговой льготы, установленное Налоговым Кодексом РФ, сформулировано недостаточно четко с правовой точки зрения, что дает возможность в некоторых случаях отнести к налоговым льготам иные инструменты, которые, согласно положениям Налогового кодекса, не являются таковыми.

Наиболее полным, является определение, данное Барулиным С.В., поскольку рассматривает налоговую льготу в аспектах, а именно: «налоговые льготы предоставляют собой совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного и частичного) налоговых обязательств налогоплательщика в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного регулирования экономики и решения социальных задач» [1] .

Анализируя налоговые льготы, механизмы их функционирования и влияния на экономику государства, можно столкнуться с близким по значению понятием – налоговая преференция . Налоговая преференция – это предоставление государством приоритетов или послаблений в целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков. В этом смысле можно утверждать, что «налоговая преференция» и «налоговая льгота» — понятия идентичные. Однако это не так, поскольку они имеют отличные особенности функционирования.

А.С. Баландина дает следующие определение налоговых преференций, в котором указывает основное отличие преференций от льгот – обязательный характер: «налоговая преференция – предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящие обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика» [2] .

Поскольку Налоговый Кодекс не содержит определения «налоговые преференции», попытаемся разграничить данные понятия (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительные характеристики налоговых льгот и преференций*

Налоговые льготы и преференции

Бюджет ежегодно теряет триллионы рублей из-за налоговых льгот, а сами льготы при этом зачастую неэффективны — их можно отменить или хотя бы попробовать усовершенствовать. 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности, выделили ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов и старший научный сотрудник Института Гайдара Татьяна Малинина.

По сути, льготы эквивалентны налоговым расходам бюджета. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, потери от них составляют, например, свыше 100 млн руб. ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, есть менее затратная альтернатива. В целом 25 неэффективных льгот приводят к выпадению доходов бюджета в размере 1 трлн руб., следует из расчетов авторов.

Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль — из-за 12 таких льгот бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это происходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.), нулевой ставки для производителей сельхозтоваров при продаже продукции (55,7 млрд руб.), невключения в налоговую базу доходов Внешэкономбанка (68,5 млрд руб.) и пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при зачислении налога в бюджеты регионов (88,5 млрд руб.).

Пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (10 вместо 18%) сокращает доходы на 278 млрд руб. А имущественный налоговый вычет при приобретении жилья лишает государство 151,1 млрд руб. в год. Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет, по расчетам РАНХиГС, снижает доходы на 51,3 млрд руб.

Это лишь первичный анализ, но со льготами, которые не соответствуют даже первичным требованиям, нужно что-то делать — либо заменять субсидиями, либо ставить вопрос об их отмене, объясняет Соколов РБК. Второй этап — анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для экономических показателей, в частности для благосостояния населения. Сделать это сложно, указывает Соколов, хотя такая возможность и есть: существуют методики, позволяющие сказать, оказывает ли влияние та или иная льгота на макропоказатели. Но однозначно оценить чистый эффект от конкретной льготы практически невозможно, отмечает эксперт.

Вопрос еще и в том, насколько ведомства, курирующие налоговые льготы в своих отраслях, готовы их отстаивать, добавляет Соколов.

Большое количество налоговых льгот и преференций ведет к выпадению доходов бюджета, эквивалентных 2,5–2,8% ВВП, приводится в докладе оценка Минфина. «Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния», — пишут авторы.

РБК направил запрос в Минфин. Ведомство ранее уже разработало план по инвентаризации налоговых льгот — из-за них бюджет, по оценке Минфина, потерял 2,4 трлн руб. в прошлом году (.pdf). При этом размер этих потерь стабильно растет, к 2020 году он при прочих равных должен достичь 2,77 трлн руб. Часть льгот ведомство хочет отменить и заменить прямыми субсидиями, писали «Ведомости».

Налоговые льготы и преференции

В НК РФ в части НДС отсутствует такое понятие, как «налоговая льгота». Вместе с тем по данному налогу и в мировой практике, и в законодательстве РФ предусмотрено большое количество различных преференций, являющихся по существу налоговыми льготами.

Они предоставляются в форме освобождения от обложения данным налогом по трем основным направлениям: 1) оборотов по реализации отдельных видов товаров (работ или услуг); 2) реализации товаров (работ или услуг) в отдельных видах предпринимательской деятельности; 3) ввоз на таможенную территорию РФ отдельных видов товаров.

В наиболее общем виде представления о предусмотренных российским налоговым законодательством налоговых льготах и преференциях представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Льготы по уплате НДС

Обороты по реализации

Реализация товаров (работ или услуг) отдельных видов деятельности

Ввоз на таможенную территорию РФ отдельных видов товаров

Социально значимых товаров

Услуг по реставрации памятников истории и культуры

Организации по производству сельскохозяйственной продукции

В рамках безвозмездной помощи

Обороты по реализации

Реализация товаров (работ или услуг) отдельных видов деятельности

Ввоз на таможенную территорию РФ отдельных видов товаров

Протезно- ортопедических изделий

по строительству социально-культурных объектов

Выполнение научно- исследовательских работ

Художественных ценностей в качестве дара

Товаров (работ или услуг) в рамках гуманитарной помощи

Отдельные банковские операции

Услуг учреждений социальной защиты населения

Входных билетов учреждений культуры и искусства, физической культуры

Услуги по страхованию

Продуктов питания, произведенных общественными столовыми

Услуг, оказываемых учреждениями культуры

Проведение лотерей и других основанных на риске мероприятий

Валюты РФ и иностранной валюты

Услуг по перевозке пассажиров транспортом

Предметов религиозного назначения

Продукции морского промысла

Изделий народных художественных промыслов

Путевок в санаторно- курортные учреждения

Товаров (работ или услуг) организаций инвалидов

Услуг в сфере образования

Продажа жилых домов

В каждом из указанных направлений предусмотрен весьма широкий перечень освобождений от уплаты НДС. Поэтому рассмотрим только основные, наиболее важные, виды налоговых льгот по НДС по каждому из указанных направлений.

Освобождение от налогообложения отдельных видов товаров (работ или услуг)

Основная цель данного вида льгот направлена на усиление экономической и социальной защищенности как населения в целом, так и отдельных категорий граждан. Для достижения этой цели освобождены от обложения НДС обороты по реализации отдельных социально значимых товаров (работ или услуг).

Смотрите так же:  Мед лицензия в пензе

Это относится в первую очередь к оказанию медицинских услуг медицинскими организациями или учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой. Не облагается данным налогом и реализация медицинской техники, изделий медицинского назначения, а также товаров ветеринарного назначения.

Освобождена от обложения НДС реализация протезно- ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним, технических средств профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, а также линз и оправ для очков. Льгота по указанным изделиям и продукции касается как отечественных товаров, так и ввозимых на территорию РФ товаров данной группы, т.е. НДС не взимается и при их таможенном оформлении.

Освобождены от уплаты НДС услуги по сбору у населения крови, услуги скорой медицинской помощи населению, услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями. В перечень освобождаемых от обложения НДС услуг включены и такие услуги, как дежурство медицинского персонала у постели больного, изготовление и ремонт очковой оптики, ремонт слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.

Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения или федеральных учреждений медико-социальной защиты, а также услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным, не включаются в облагаемый оборот и не облагаются НДС.

Для социальной защиты населения предоставляются льготы на услуги по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, включая спортивные, и студиях.

Льгота по налогу установлена также при реализации продуктов питания, произведенных непосредственно столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных учреждениях.

Не взимается НДС с реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом или автомобильным транспортом в пригородном сообщении (за исключением такси), морским, речным, железнодорожным транспортом при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам.

Не увеличивается на сумму НДС оплата ритуальных услуг, в том числе по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей.

В целях социальной защиты от неоправданного роста цен и тарифов не взимается НДС при реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Для снижения стоимости путевок и курсовок в санаторно- курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, расположенные на территории РФ, их реализация не подлежит обложению НДС.

Освобождены от налогообложения также услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации образовательных программ и программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса. При этом освобождаются также дополнительные образовательные услуги (за исключением консультационных услуг), а также услуги по сдаче в аренду помещений. Вместе с тем, реализация указанными организациями товаров, работ и услуг как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от направления использования полученного дохода. Оказание услуг но социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации также освобождено от налогообложения.

Освобождены от налогообложения также отдельные виды услуг, оказываемых некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства. К ним, в частности, относятся услуги но предоставлению напрокат отдельного оборудования, музыкальных инструментов и некоторых других предметов. Реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищноразвлекательных мероприятий, экскурсионных билетов, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок при условии, что форма этих билетов утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, также освобождена от уплаты НДС.

Особое внимание в законодательстве уделено социальной защите и адаптации инвалидов. Для организаций и предприятий, где работают инвалиды, создаются льготные налоговые условия, способствующие более успешной реализации производимой ими продукции. В частности, освобождена от уплаты НДС реализация товаров (работ или услуг), произведенных общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%.

Не облагаются налогом продукция, работы и услуги, реализуемые организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций инвалидов. Но данная льгота предоставляется при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Указанная налоговая льгота по НДС предоставляется и тем государственным и муниципальным унитарным предприятиям, где среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

В рамках данного вида налоговых льгот освобождены от налогообложения также обороты по реализации и других отдельных видов товаров (работ или услуг). В частности, не облагается налогом реализация жилых домов, жилых помещений и долей в них, а также передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.

Не подлежит налогообложению реализация работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры.

Льгота в виде освобождения от уплаты НДС установлена при реализации товаров (работ или услуг), кроме подакцизных товаров, в рамках оказания РФ безвозмездной помощи или содействия.

Освобождены от налогообложения работы и услуги по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций.

Операции по реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы, которые производятся и реализуются религиозными организациями или объединениями в рамках религиозной деятельности, также освобождены от налогообложения. Исключение сделано для подакцизных предметов. Проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий также освобождено от обложения НДС. Реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров) также не облагается налогом.

Льгота по НДС установлена также при реализации почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов, лотерей, проводимых по решению уполномоченных органов, а также монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа России или других государств.

Другие публикации:

  • Нотариус в киеве на подоле частный нотариус Матвеев Владимир Адольфович Киев, Подол, ул. Почайнинская 53/55 консультация нотариуса Банковские платежи за услуги нотариуса не выходя из нотариальной конторы! Матвеев Владимир Адольфович частный нотариус […]
  • Дачная амнистия продлена до 1 марта "Дачная амнистия" продлена до 1 марта 2020 года Соответствующий закон подписал Президент РФ Владимир Путин (Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. № 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). […]
  • Росгосстрах выплаты по осаго адреса Выплаты по ОСАГО «Росгосстрах» в 2019 году В мае 2017 года был принят ряд поправок в законе об правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС. Среди изменений появился пункт о натуральном возмещении, иными […]
  • Моя семья оформить подписку Моя семья оформить подписку Продолжается подписка на второе полугодие 2018 года и первое полугодие 2019 года. Оформить подписку на наши издания можно в любом отделении «Почты России» по объединенному (зелёному) каталогу […]
  • Требования к качеству процесса регулирования Оценка качества процессов регулирования Главная > Реферат >Коммуникации и связь "Оценка качества процессов регулирования" 1. Общие положения по оценке качества Устойчивость необходимое, но недостаточное требование, предъявляемое к […]
  • Как платить налог ндфл за работника Граждане ЕАЭС и налогообложение в России - как платить налоги НДФЛ гражданину страны участника договора ЕАЭС В данной статье мы рассмотрим уточнения Минфина России касательно налогообложения доходов граждан стран – членов ЕАЭС от работы в […]
Налоговые льготы и преференции