Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

О Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) см. справку

См. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52, от 22 февраля 1999 г. N 3, от 21 января 2000 г. N 7, от 4 августа 2000 г. N 57, 20 апреля 2001 г. N 35, от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные материалы приведены по состоянию на 10 октября 2002 г.

Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

Программой социальных реформ в Российской Федерации предусматривается в сфере труда и трудовых отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления кризисных явлений, становления и эффективного функционирования рыночного механизма требуется максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.

Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.

Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниями квалификации.

Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности и сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей — директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей — начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинга, управления кадрами, материально-технического обеспечения, рекламно-информационного обслуживания и др.

Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций, то в Справочнике приводятся должностные характеристики менеджера (низового уровня без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении их роли и места и существующих структурах управления. При необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии, что функциональная направленность и содержание их деятельности соответствуют должности менеджера.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль работников, осуществляющих оценочную деятельность на объектах, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Установление стоимости объектов оценки необходимо при их приватизации, проведении бухгалтерского учета, коммерческом использовании, что требует определения балансовой, арендной, ликвидационной, страховой, заемной и других видов стоимости в зависимости от конкретных потребностей и поставленных целей. В связи с этим в Справочник включена базовая квалификационная характеристика должности оценщика. Учитывая требования жизни, данное издание Справочника дополнено утвержденной Минтрудом России квалификационной характеристикой должности оценщика интеллектуальной собственности.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. При подборе персонала и определении требований к уровню квалификации работников следует учитывать изменения, внесенные федеральным законодательством. Так, по должностям, квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135). В соответствии с этим законом высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) «бакалавр» присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация «дипломированный специалист» — после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) «магистр» присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Конституции Российской Федерации, а также принятых за последние годы законодательных и нормативных правовых актов.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание, способствующим обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Новым этапом развития и совершенствования всей правовой базы трудовых отношений явилось принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившего права и обязанности как работников, так и работодателей. В Трудовом кодексе большое внимание уделено вопросам регламентации труда работников, которая означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала.

Регламентация труда работников и ее составные элементы — наименования профессий и должностей, обусловленные выполняемой трудовой функцией, а также квалификационные характеристики и квалификационные справочники, — находятся в тесной связи с важнейшими направлениями правового регулирования труда — трудовыми отношениями, трудовым договором и заработной платой. Так, в ст. 15 Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст. 57 Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определяя содержание трудового договора, Кодекс устанавливает следующие три важных условия: во-первых, в договоре наименования должностей, специальностей, профессий должно указываться в соответствии с характеризующей их трудовой функцией, обусловленной соглашением сторон; во-вторых, наименования должностей, специальностей или профессий в случае, если федеральными законами выполнение работ по ним связано с предоставлением льгот либо наличием ограничений, должно соответствовать их наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; и, в-третьих, данные квалификационные справочники должны утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Трудового кодекса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 516-р, пункт 6), в частности, предусмотрено установить порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1596).

Правильное применение в соответствии с квалификационными справочниками наименований должностей, специальностей и профессий, обусловленных трудовой функцией, обеспечивает работникам, имеющим право на установленные законодательством различные льготы, гарантии и компенсации, их получение в виде: дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу во вредных условиях труда; льготного пенсионного обеспечения; бесплатной выдачи им специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Трудовой кодекс РФ (ст. 143) наряду с указанием о применении при тарификации Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает применение и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКСДС). И если ЕТКС рабочих в течение многих лет используется на практике при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, т.е. накоплен значительный опыт его применения, то Единый квалификационный справочник, регламентирующий трудовую деятельность руководителей, специалистов и других служащих, в настоящее время отсутствует.

Как свидетельствует практика, ныне назрела необходимость с учетом накопленного опыта и нового трудового законодательства пересмотреть действующие отраслевые тарифно-квалификационные характеристики и квалификационные справочники служащих, в особенности принятые много лет назад, создать Единый квалификационный справочник должностей служащих подобный ЕТКС рабочих. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 — 2004 годы, в частности, предусматривается осуществить разработку национальной системы профессиональных стандартов, а также подготовить предложения с соответствующими обоснованиями о придании этому Квалификационному справочнику статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (Бюллетень Минтруда России, 2002, N 2, с. 80).

Смотрите так же:  Кому делегируются полномочия

При разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих важно обеспечить четкое и обоснованное установление общих принципов тарификации всех выполняемых работ, прежде всего по сложности, с учетом специфики управленческого труда и группировки этих работ, исходя из их функционального назначения в системе управления. Учитывая особенности организации труда служащих, обусловленные характером и содержанием выполняемых ими трудовых функций, в Квалификационном справочнике необходимо дать описание работ и определить требования к знаниям (образованию), умению и необходимому опыту (стажу) для работников, которые будут занимать соответствующие должности.

Подготовка Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должна базироваться на принятом разделении их на три категории: руководители (осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.), специалисты (заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач) и технические исполнители (выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и т.д.).

Разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих могут способствовать научно-исследовательские работы, выполненные Институтом труда Минтруда России, а также в рамках его сотрудничества с научными организациями государств СНГ.

В настоящее время основным общеотраслевым нормативным документом, применение которого создает возможности установления единства в определении должностных обязанностей служащих и квалификационных требований к ним, является публикуемый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, с внесенными в него дополнениями. Наряду с данным Квалификационным справочником для работников бюджетной сферы, которая охватывает 15 миллионов человек, или каждого четвертого занятого работника в стране, применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики (требования). К таким нормативным актам, определяющим должностные обязанности и другие требования к работникам, относятся тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, работников здравоохранения, работников науки и научного обслуживания и др. В ряде отраслей экономики действуют квалификационные справочники руководителей и специалистов. Примером такого справочника может служить Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов атомных станций, утвержденный постановлением Минтруда России от 3 мая 2001 г. N 36 (Бюллетень Минтруда России, 2001, N 5).

Общеотраслевой Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, отраслевые справочники и тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные Минтрудом России, могут составить надежную базу для разработки и принятия ЕКСДС и его выпусков, применение которых будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации и повышению эффективности труда всех категорий служащих.

Главный редактор журнала
«Бюллетень Минтруда России»

Необходимые требования для руководящих должностей

Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – это личностная способность специалиста применять знания и навыки, успешно действовать на основе практического опыта при решении как узкопрофессиональных задач, так и в определенной широкой области. В управлении кадрового менеджмента, – в частности, в компаниях по подбору персонала, – под компетенцией чаще понимают формально описанные требования к личностным и профессиональным качествам кандидата на должность.

Необходимые компетенции кандидата на руководящую должность определяются его личными способностями решать определенный класс профессиональных задач. Практика подбора персонала в Москве показывает, что требования к компетенции широко различаются. Это зависит от многих факторов: сферы деятельности компании, ее величины и др. Немаловажным является и то, на какую именно должность компания по подбору персонала ищет кандидата. Например, высшему руководству необходимо, кроме прочего, обладать стратегическим и аналитическим мышлением, линейному руководителю необходимы организаторские способности, и т.д.

аутсорсинг подбор персонала

Многочисленные тестирования, предпринятые компаниями по подбору персонала, позволили составить общую картину управленческих и личностных компетенций, ожидаемых от руководителя.

  1. Профессиональный опыт и знания, умение принимать решения, учитывая мнение специалистов; способность выявлять проблему и решать ее в комплексе с другими задачами, а также оперативно контролировать работу сотрудников.
  2. Адекватная самооценка: способность критично относиться к своим действиям сказывается и на отношении сотрудников, к которым такой начальник будет предъявлять адекватные требования.
  3. Оптимизм, терпение и стрессоустойчивость. Плох тот лидер, который не умеет контролировать свои эмоции.
  4. Тактичность и чуткость, уважительное и равное отношение ко всем сотрудникам.
  5. Требовательность.
  6. Быстрая адаптация к стремительно меняющейся ситуации на рынке и в социальной жизни.
  7. Ответственность за принятые решения, адекватность методов управления характеру коллектива. Не всегда цель оправдывает средства, и задачи перед коллективом нужно ставить такие, какие он сможет выполнить.
  8. Особо важное качество современного руководителя – постоянное саморазвитие и внимание к развитию коллектива.
  9. Знание и выбор лучших, прогрессивных методов и форм организации в целях развития компании.

При оценке компетенций необходимо также обращать внимание на предыдущий опыт работы и стиль руководства, состояние здоровья, наличие вредных привычек.

Первая оценка уровня владения компетенциями происходит в процессе изучения резюме (для внутренних кандидатов – в процессе изучения заявки на участие в конкурсе на замещение вакансии). Второй этап – собеседование с кандидатом, в ходе которого целесообразно применять структурированное интервью, различные кейсы, тесты на определение общей направленности личности, тесты на самооценку, участие в ролевой игре и т. д. Третий этап оценки заключается в испытательном сроке, в течение которого за работой руководителя ведется пристальное наблюдение.

Оценка кандидатов по компетенциям является передовой и эффективной технологией подбора персонала в Москве, но пока она не получила широкого распространения. Прежде всего, это можно объяснить тем, что в доступной профессиональной литературе не имеется развернутого описания методики такой оценки.

Оценить личные качества кандидата на руководящую должность можно во время собеседования, задав ему проективные вопросы. Также можно попросить соискателя решить какой-либо заранее подготовленный управленческий кейс, где ему будет предложено принять ряд решений от лица руководителя и дать развернутые комментарии к ним. Можно попросить соискателя вспомнить несколько сложных ситуаций из его практики, которые он успешно разрешил, а также разобрать случай, когда он, по его мнению, не справился с ситуацией. Через открытые вопросы необходимо выяснить, что помогло или помешало решить ситуацию, какие качества он использовал, какие выводы сделал, и т.д. Как правило, этих инструментов бывает достаточно, чтобы оценить личные качества у кандидата на руководящую должность.

Специалисты по ведению кадрового делопроизводства отмечают, что, отбирая важнейшие качества для предъявления требований к кандидатам на ту или иную должность, следует различать те качества, которые необходимы уже при поступлении на работу, и те качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.

услуги подбора персонала

Многие работодатели вкладывают в развитие сотрудников, занятых на руководящих должностях, немалые средства. Но порой тренинги, семинары, обучающие программы не приносят нужного результата. Вот почему, прежде чем развивать компетенции, необходимо тщательно оценить навыки и личные качества кандидата на руководящую должность. Правильная оценка даст возможность в дальнейшем развивать именно те качества руководителя, которые находятся на недостаточном уровне; в некоторых же случаях по итогам такого личностного исследования целесообразней изначально отказаться от кандидатуры.

Отбор кандидатов на руководящие должности: что следует знать рекрутеру

Знаете ли вы, сколько луковиц ежедневно чистит среднестатистический рекрутер? Не удивляйтесь, речь идет не о подготовке к постоянным банкетам – образно выражаясь, каждодневная работа HR-ов состоит в снятии шелухи, одного слоя за другим, с личины потенциальных кандидатов, с целью понять их мотивы и ценности.

Да-да, каждого человека, с точки зрения рекрутера, можно представить в виде луковицы. Внешний ее слой – так называемая «маска» — особенности поведения, имиджа, голоса, речи, которые позволяют кандидатам предстать на собеседовании в лучшем свете.

Именно благодаря «маскам» начинающие рекрутеры зачастую не могут определить, дилетант перед ними или профессионал, бездельник по убеждениям или неопытный, но перспективный соискатель. Помимо «масок», существуют и другие слои луковицы, через которые нужно постараться проникнуть в самую суть кандидата.

Интеллект, эмоции, невербальный язык тела – все это может ввести в заблуждение, и проникнуть в самую сердцевину личности нелегко. Особенно если речь идет о приеме кандидата на руководящую должность, когда от решения рекрутера зависит очень многое.

Существуют специально разработанные планы, помогающие рекрутерам в отборе кандидатов. Ниже приводим один из них:

1. Анализ должности и составление списка требований к кандидату

Профессиональные требования к соискателям следует получить у компании-заказчика. А вот личностные качества кандидата, необходимые для работы в данной конкретной организации, придется определить самостоятельно. Кто лучше всего подойдет на данную должность – «яппи», «синий воротничок» или творческая личность?

Критичны ли для данной должности пунктуальность, педантичность, представительный внешний вид? От этих критериев может зависеть ваш окончательный выбор. Поэтому список требований стоит составить заранее, еще на этапе предварительного отбора резюме.

2. Поиск кандидатов и отбор резюме

Что касается поиска кандидатов, здесь у каждого рекрутера есть свои приемы и методы, останавливаться на которых подробно мы не будем.

А вот отбирать резюме можно по следующим параметрам (помимо проверки соответствия уровню образования, опыта, возраста и т.д.):

-отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. Руководящий работник – лицо предприятия, и образованность для него необходима так же, как белая рубашка и начищенные ботинки.

— деловой стиль резюме. Это основа основ для руководящего работника – безграмотно составленные бумаги могут подорвать престиж предприятия, где работают такие сотрудники.

— последовательность и ясность изложения, соответствие изложенной в резюме информации реальным фактам (это можно проверить, позвонив рекомендателям, к примеру).

3. Подготовка и проведение собеседования

Все требования к кандидатам на данную должность следует ранжировать, определив приоритеты. На основе полученного списка составляются вопросы для собеседования. Организационные моменты – выбор места и времени проведения интервью – остаются на усмотрение рекрутера. При этом следует помнить, что больше трех этапов интервью для каждого кандидата проводить не следует – за это время вполне можно выяснить все интересующие рекрутера моменты.

Помимо самого HR-а, на собеседовании (особенно, если это второй и третий этап) должен присутствовать представитель компании-заказчика и специалист, хорошо разбирающийся в профессии, на которую происходит отбор.

В некоторых организациях модным считается обязательное проведение тестирования перед/во время собеседования. Если компания-заказчик также настаивает на проведении обязательного тестирования, тщательно проработайте правовую сторону вопроса, посоветовавшись с юристом – в большинстве случае тестирование, как и проверку на детекторе лжи, можно расценить как дискриминацию или действия, не связанные с выявлением навыков, необходимых для работы на данной должности. Если принято решение проводить тестирование, для претендентов на руководящие должности виды тестов следует выбирать с особой тщательностью. Полезными для рекрутера могут оказаться, например, методики определения стрессоустойчивости, мотивации к успеху (определяет уровень виктимности кандидата), готовности к риску и т.д.

4. Анализ результатов собеседования

Основное правило – при оценке ответов кандидата основываться только на фактах, постараясь не давать волю эмоциям. Вам не нравится слишком громкий голос кандидата, его жестикуляция или прическа? Это не повод для отказа. Ведь сидящий перед рекрутером кандидат может быть прекрасным специалистом, а его голос и манера поведения – для успеха бизнеса совершенно не важны.

К примеру, когда одно из рекрутинговых агентств Новосибирска искало кандидатов на должность директора по работе с ключевыми клиентами, обнаружилось, что на рынке имеется явный дефицит квалифицированных специалистов в этой отрасли. Когда на собеседование пришел кандидат, одежда которого напоминала робу рабочего со стройки, ему сначала хотели указать на дверь. Но непрезентабельный соискатель так грамотно отвечал на вопросы и так уверенно держался, что рекрутеры решили назначить ему второе собеседование, намекнув при этом, что неплохо было бы одеть костюм – на собеседовании должны были присутствовать представители компании-заказчика. Итог этой истории – кандидата взяли на работу после первых 10 минут беседы с заказчиком, настолько он вписывался в требования, предъявляемые для специалиста на эту должность. Впоследствии выяснилось, что первоначальный внешний вид кандидата объяснялся тем, что он ехал с дачи, а в офис зашел по чистой случайности, вовсе не намереваясь искать работу!

Приведенный выше пример вовсе не означает, что свои эмоции рекрутер не должен принимать во внимание никогда. Если вас настораживает нервозность претендента на должность, неуверенное поведение и т.д., это уже повод задуматься, и может быть, более тщательно подготовить вопросы для следующего этапа интервью.

Следует учитывать, что собеседование для любого человека – стресс, и поведение на первом интервью – еще не показатель того, что кандидат вам не подходит. Однако анализ жестов и телодвижений – невербального языка, помогающего добраться до самой сути кандидата, отбросив всю внешнюю «шелуху» — хорошая возможность сделать окончательный выбор и остановиться на одном-двух претендентах на должность для того, чтобы представить их руководству компании-заказчика.

Основные требования к оформлению должностной инструкции

Мы предлагаем Вам фрагмент книги “Кадры предприятия. 300 образцов должностных инструкций”, авторов-составителей Щур Д.Л. и Труханович Л.В. Сборник предназначен руководителям предприятий, менеджерам, работникам кадровых служб, юрисконсультам для использования при разработке должностных инструкций служащих и решении иных кадровых вопросов. Фрагмент публикуется с разрешения издательства “Дело и Сервис”.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

1. Понятие “должностная инструкция”

Должностная инструкция – это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штатной должности организации, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта (в том числе при перемещении на другую должность и при временном исполнении обязанностей по должности).

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время во многих организациях и на предприятиях (в большей части – негосударственных) отсутствует практика разработки и введения должностных инструкций. Между тем, их введением достигается целый ряд целей (см. схему).

Смотрите так же:  В челнах коллекторы

Основой для разработки должностных инструкций являются квалификационные характеристики (требования) по должностям служащих, утвержденные Министерством труда и социального развития РФ.

Главным нормативно-правовым документом, содержащим квалификационные характеристики, является постановление Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37 “Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих”. В этом справочнике содержатся квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики. С учетом же специфики отдельных отраслей разработаны характеристики по должностям, присущим только им. Соответствующие квалификационные характеристики утверждаются федеральными органами исполнительной власти и согласовываются с Министерством труда и социального развития. Так, Министерством путей сообщения РФ утверждены “Квалификационные характеристики и разряды оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих по отраслевой тарифной сетке” (Указание № А-914у от 18 октября 1996 года); Министерством общего и профессионального образования РФ – “ Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования” (приказ № 463 от 31 августа 1995 года).

Квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов:

1. “Должностные обязанности”. Этот раздел содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

2. “Должен знать”. В этом разделе приводятся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний:

  • законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов;
  • методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

3. “Требования к квалификации”. В данном разделе определены:

  • уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей;
  • требования к стажу работы.

Указанные разделы служат основой для разработки должностных инструкций служащих.

Между тем, в общепринятой схеме должностной инструкции есть два важных обособленных раздела — “Права служащего” и “Ответственность служащего”. Однако, права напрямую связаны с обязанностями, а ответственность является следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей.

В квалификационных характеристиках представлены наиболее характерные для той или иной должности работы, поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях. Одновременно определяются требования к необходимой специальной подготовке работников.

К должностной инструкции предъявляются две группы требований:

  • по оформлению и содержанию;
  • по расположению реквизитов.

Обе группы содержатся в ГОСТ Р 6. 30-97 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов” (постановление Госстандарта от 31 июля 1997 года № 273), который вступил в силу 1 июля 1998 года.

2. Требования к оформлению и содержанию должностной инструкции

Макет должностной инструкции

(1) Наименование организации

Организация – юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеет самостоятельный баланс и смету и зарегистрировано в государственных органах юстиции в установленном порядке.

Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать тому, которое закреплено в учредительных документах. При наличии вышестоящей организации ее наименование также указывается в документе (его помещают выше).

Наименования организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, печатают на двух языках – русском и национальном.

Сокращенное наименование организации приводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации, и помещают (в скобках) ниже полного.

Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях, когда оно закреплено в уставе (положении об организации), и располагают его ниже наименования на русском языке.

Наименование обособленного структурного подразделения организации (филиала, представительства и т.д.) указывают в том случае, если оно является автором документа, и располагают ниже наименования организации. Здесь необходимо привести некоторые пояснения.

Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Та же статья ГК РФ содержит следующее определение представительства: “представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту”.

Структурное подразделение организации – официально выделенный орган управления частью организации с самостоятельными функциями, задачами и ответственностью за выполнение возложенных на него задач. Оно может быть как обособленным, так и не обособленным, т.е. не обладающим полными признаками организации(внутренним).

В настоящем издании рассматриваются подразделения второго типа. Как правило, они являются результатом структурирования организации на отдельные элементы по принципу разделения задач и функций.

К структурным подразделениям относятся:

В общем виде структуру производственной организации можно выразить в нижеприведенной схеме.

Наряду с указанными могут быть образованы и иные самостоятельные подразделения – служба документационного обеспечения, служба безопасности и другие.

Самостоятельные подразделения в свою очередь могут быть разделены на более мелкие структурные единицы.

1. Главная бухгалтерия организации. Это подразделение, осуществляющее руководство бухгалтерским учетом, порядком составления отчетности и организацией контрольно-ревизионной работы в организации.

Возглавляет данное подразделение главный бухгалтер.

Главная бухгалтерия организации может подразделяться на отделы (секторы, группы):

  • методологии бухгалтерского учета;
  • сводной бухгалтерской отчетности и анализа;
  • финансового контроля.

Структурирование главной бухгалтерии может производиться и по иным основаниям, например:

  • сектор по учету основных средств и малоценных предметов;
  • сектор по учету затрат на производство;
  • сектор учета готовой продукции и ее реализации.

2. Финансовый отдел. Основными функциями данного подразделения является разработка финансовых планов, проектов инвестиций, обеспечение их исполнения; определение кредитных взаимоотношений; обеспечение эффективного использования основных фондов и оборотных ресурсов организации.

Финансовый отдел может быть структурирован на такие единицы, как:

  • бюро финансирования операционных расходов, методологии и налогообложения;
  • бюро финансирования инвестиций и кредитования;
  • бюро ценных бумаг и анализа.

3. Отдел кадров. Перед этим подразделением стоят следующие задачи: организация работы по подбору, расстановке и использованию кадров рабочих и служащих; ведение учета кадров; создание кадрового резерва; разработка и внедрение мер по повышению квалификации кадров; анализ текучести кадров и т. д.

Отдел кадров может быть разделен на службы (секторы):

  • приема и увольнения;
  • учета;
  • управления персоналом организации.

4. Канцелярия. Главными задачами канцелярии являются организация и ведение делопроизводства в организации. Это подразделение может быть также названо отделом документационного обеспечения. В состав канцелярии могут входить:

  • бюро входящей корреспонденции;
  • бюро исходящей корреспонденции;
  • бюро экспедиции;
  • бюро контроля исполнения документов;
  • бюро регистрации документов;
  • машинописное бюро;
  • копировально-множительное бюро;
  • секретариат.

Пожалуй, различие между отделом документационного обеспечения и канцелярией состоит в том, что, как правило, в организации, где создан отдел, архив входит в его структуру, а при создании канцелярии – архив образуется как самостоятельное структурное подразделение. В том случае, если архив представляет из себя отдельное структурное подразделение, в его состав может входить копировально-множительное , машинописное бюро, бюро учета документации и др. В свою очередь, копировально-множительное бюро может быть и самостоятельным структурным подразделением.

Канцелярия или отдел документационного обеспечения может и не подвергаться “дроблению”, и функции этих подразделений будут выполнять отдельные специалисты – специалист по входящей корреспонденции, специалист по регистрации документов и т.д. Для разработки должностных инструкций этих служащих могут быть использованы должностные инструкции заведующих бюро экспедиции, бюро входящей и исходящей документации, бюро контроля исполнения документов, пр.

5. Хозяйственный отдел. Основными задачами этого структурного подразделения являются:

  • хозяйственное обслуживание организации;
  • содержание в надлежащем состоянии зданий и сооружений организации.

Хозяйственный отдел может быть структурирован по такому основанию, как хозяйство структурных подразделений организации, например, хозяйство инженерного корпуса, пр. В зависимости от объема задач и размеров организации в состав хозяйственного отдела могут входить службы и отдельные специалисты, отвечающие за:

  • внутреннюю и внешнюю уборку;
  • учет;
  • материальное снабжение;
  • ремонт; пр.

(2) Гриф об утверждении

Утверждает должностную инструкцию руководитель предприятия. Утверждение же его инструкции осуществляется органом управления организации (собственником). Руководитель структурного подразделения утверждает должностную инструкцию в том случае, если это в его компетенции и указано в его должностной инструкции и трудовом контракте.

Гриф утверждения документа должен состоять из:

  1. слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек);
  2. наименования должности лица, утверждающего документ;
  3. подписи, инициалов, фамилии должностного лица;
  4. даты утверждения.

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО “Эльбрус”

Личная подпись А.В. Николаева 05.09.99

Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до ее замены новой должностной инструкцией.

(3) Наименование должности

Наименования должностей служащих по общему правилу должны соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94 ), принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367. Однако, постепенно входят в обращение наименования должностей, заимствованных из иностранных языков, например, риэлтер (англ. realter), маклер (нем. makler), логистик (греч. logistik), пр. Некоторые из них настолько специфичны для определенной отрасли экономики, что для них еще предстоит ввести квалификационные характеристики, а некоторые имеют вполне определенные наименования в Общероссийском классификаторе, в частности, риэлтер – это агент по продаже недвижимости. В настоящее время при составлении должностных инструкций таких должностей используются специальные ведомственные нормативные документы.

Следует также отметить, что нормативно-правовые документы трудового законодательства содержат рекомендации по определению наименований должностей в соответствии с квалификационными характеристиками должностей служащих, которые в свою очередь содержат наименования должностей в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Такого рода рекомендации вызваны тем, что определенная регламентация наименований должностей обусловлена механизмом создания гарантий социальной защиты работников при решении вопросов оплаты труда, льгот и компенсаций в связи с условиями труда, условиями пенсионного обеспечения и др.

Все наименования должностей соответствуют одной из категорий: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей).

Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника ( организационно-административные , аналитико-конструктивные , информационно-технические ). Рассмотрим данные категории:

В эту группу входят:

а) Руководитель организации (предприятия, учреждения) – лицо, осуществляющее прямое управление организацией (предприятием, учреждением).

б) Руководящие работники организации (предприятия, учреждения) – лица, назначенные в установленном порядке в качестве заместителей руководителя организации, с определенными административными функциями и направлениями работы, имеющие право в пределах своих полномочий осуществлять действия от имени организации, представлять ее интересы в любых инстанциях, включая и судебные ( вице-президент , технический директор, заместитель директора и др.).

в) Руководитель структурного подразделения – лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с руководителем организации или назначенное последним для управления деятельностью структурного подразделения (начальник, мастер, заведующий и т.п.), и его заместители.

Наименования должностей руководителей могут быть следующими:

Они также могут быть производными от наименований специалистов:

  • главный врач;
  • главный редактор;
  • главный бухгалтер.

К данной группе относятся лица, обладающие специальными знаниями, навыками, опытом работы в определенной отрасли экономики, получившие специальность по высшему (специалисты высшего звена) или среднему образованию (специалисты среднего звена), подтвержденному присвоением лицу квалификации “дипломированный специалист”. Специалисты выполняют работы, требующие определенной квалификации.

В группу наименований должностей, соответствующих категории “Специалисты”, входят, например:

3. Другие служащие

Эту группу образуют служащие, выполняющие регламентированные и методически проработанные, периодически повторяющиеся работы, относящиеся к деятельности соответствующего структурного подразделения, под контролем непосредственного руководителя, – технические исполнители. Как правило, требования к их квалификации сводятся к начальному профессиональному образованию или среднему (полному) общему образованию и специальной подготовке по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

В качестве примера наименований должностей, входящих в категорию “Другие служащие”, можно назвать следующие:

В отношении наименований должностей следует также добавить, что наименования руководителей и специалистов могут быть снабжены обозначениями производных должностей. Это:

  1. Вице-.
  2. Первый заместитель руководителя.
  3. Заместитель.
  4. Главный.
  5. Ведущий.
  6. Старший.
  7. Младший.
  8. Сменный.
  9. Первый.
  10. Второй.
  11. Третий.
  12. Четвертый.
  13. Помощник руководителя и специалиста.
  14. Старший помощник.
  15. Первый помощник.
  16. Второй помощник.
  17. Третий помощник.
  18. Четвертый помощник.
  19. Пятый помощник.
  20. Сменный помощник.
  21. Групповой.
  22. Бригадный.
  23. Районный.
  24. Участковый.
  25. Горный.

Поясним некоторые из них:

Вице- (от лат. vice – вместо, наподобие) – частица, прибавляемая в начале слова для обозначения заместителя крупного должностного лица, представителя власти. Как правило, “вице-” имеет задачей обозначить “второе” лицо в организации, которое является непосредственным заместителем, помощником руководителя по всем (отдельным) частям управления и занимает временно место руководителя на время его отсутствия и болезни. Как правило, употребление наименования должностей с частицей вице- характерно для крупных корпораций ( вице-президент банка) и для органов власти ( вице-губернатор , вице-мэр , вице-премьер ).

Заместитель руководителя – лицо, которое выполняет должностные обязанности руководителя на время его отпуска, болезни, отсутствия, увольнения, но вместе с тем, вне необходимости замещения выполняет определенные работы по управлению организацией или обеспечению деятельности организации. Должностной инструкцией заместителя должна быть определена обязанность по замещению. Следует отметить, что должностные обязанности заместителей, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе квалификационных характеристик соответствующих руководителей.

Помощник руководителя и специалиста. Зачастую “помощник” и “заместитель” рассматриваются как синонимы. Различия все же есть – уже при толковании слова “помощник” – (человек помогающий, содействующий) очерчивается круг обязанностей. Это обязанности:

  • общего характера выполнение работ по поручению руководителя или специалиста (например, помощник юрисконсульта по поручению юрисконсульта может подготовить список нормативно-правовых документов по заданной тематике; произвести работы небольшого объема по контролю за состоянием дел в органах государственной регистрации юридических лиц, и т.д.);
  • определенного характера –выполнение как части работ, возложенных на руководителя или специалиста так и отдельных служебных поручений.

В обязанности помощника не входит замещение руководителя на время болезни, отпуска, болезни. Исключение составляют те случаи, когда у руководителя нет заместителя, и тогда помощник может быть назначен отдельным приказом временно заменяющим.

Следует учитывать, что квалификационные требования к заместителю руководителя и помощнику руководителя также могут существенно различаться. Так например, на должности заместителей начальников финансовых отделов могут назначаться лица, имеющие высшее профессиональное образование по экономической специальности, а на должность его помощника могут назначаться лица, еще обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по экономической специальности (последние курсы).

Смотрите так же:  Возврат дебиторки

Должности заместителя и помощника имеют различия и по оплате. Так, должностные оклады заместителей руководителей негосударственных организаций, как правило, устанавливаются на 5–15 процентов, а помощников – на 30–50 процентов ниже должностных окладов соответствующих руководителей.

“Главный” – должностное наименование, устанавливаемое по должностям главных специалистов (главных инженеров, главных бухгалтеров и др.) для возможного их введения в крупных организациях, с возложением на соответствующих работников функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения, а также по координации и методическому руководству группами специалистов.

“Старший” – должностное наименование, устанавливаемое при условии, если служащий наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему работниками. Должностное наименование “старший” может устанавливаться служащему также в виде исключения и при отсутствии непосредственно в его подчинении работников, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы (при нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения).

Для должностей служащих, по которым устанавливаются квалификационные категории, должностное наименование “старший” не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста более высокой квалификационной категории. Напомним, что квалификационная категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Установление должностного наименования “ведущий” производится в тех случаях, когда на специалиста возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или ее структурного подразделения либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемых в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
агента по закупкам

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
начальника отдела материально-технического снабжения

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
помощника юрисконсульта

Если в содержании работ на рабочем месте предусмотрены такие, которые соответствуют характеристикам работ из двух и более должностей, предусмотренных квалификационными характеристиками должностей служащих и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, то наименование должности, на которую принимается работник, рекомендуется определять по должности с наибольшим удельным весом в объеме предусматриваемых работ.

(4) Содержание раздела “Общие положения”

В данном разделе указывают:

1. Категорию должности. Она определяется в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94 ) – руководитель, специалист, технический исполнитель.

2. Квалификационные требования, предъявляемые к сотруднику в соответствии с занимаемой им конкретной должностью. Этот пункт разрабатывается на основе положений раздела “требования к квалификации” квалификационных характеристик по должностям служащих. Однако в общих положениях Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (постановление Министерства труда и социального развития РФ от 21 августа 1998 года № 37) определено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в требованиях к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное категорирование по оплате труда. Квалификационные категории по оплате труда устанавливаются руководителем организации. При этом учитываются:

  • степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей;
  • ответственность за принимаемые решения;
  • отношение к работе;
  • эффективность и качество труда;
  • профессиональные знания;
  • опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности;
  • другие факторы.

3. Порядок назначения и освобождения от должности.

4. Основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых сотрудник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия.

Пункт разрабатывается на основании раздела “должен знать” квалификационных характеристик должностей служащих.

5. Наименование должностных лиц, которым подчиняется сотрудник.

6. Перечень структурных подразделений и (или) отдельных сотрудников, непосредственно подчиненных данному сотруднику по службе (если таковые имеются). Данный пункт может быть включен в раздел “Должностные обязанности”.

7. Порядок замещения сотрудника и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия.

Пункты 3, 5 – 7 разрабатываются на основе положений о структурных подразделениях организации, положения о персонале.

В раздел могут быть включены другие требования и положения, конкретизирующие и уточняющие статус сотрудника и условия его деятельности.

(5) Содержание раздела “Должностные обязанности”

В этом разделе указывают обязанности работника с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения организации с подробным изложением основных направлений его служебной деятельности. Кроме того, в разделе могут быть указаны обязанности сотрудника, возлагаемые на него в соответствии со сложившейся в данном структурном подразделении практикой распределения иных обязанностей, выполняемых подразделением по решению руководителя организации.

Этот раздел должностной инструкции разрабатывается на основе раздела “должностные обязанности” квалификационных характеристик по должностям служащих.

При необходимости должностные обязанности, содержащиеся в квалификационной характеристике по той или иной должности служащего, могут быть распределены между несколькими исполнителями. В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мероприятий по увеличению объема выполняемых работ, сокращению численности персонала возможно расширение круга обязанностей служащих по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по другим должностям, родственным по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования.

Требования к квалификации сотрудника могут быть изложены и в отдельном разделе должностной инструкции с одноименным наименованием. В этот раздел также целесообразно включить положение о выполнении разовых служебных поручений.

(6) Содержание раздела “Права”

В этом разделе приводят перечень прав сотрудника, определенных законодательством и внутренними документами организации.

Конструкция раздела “Права” в наиболее общем виде может быть следующей:

Знакомиться с проектами решений руководителя организации (структурного подразделения), касающимися деятельности структурного подразделения, в котором он выполняет свои обязанности, или участка выполняемой им работы.

Присутствовать на заседаниях, собраниях организации (структурного подразделения) по вопросам деятельности организации (структурного подразделения).

Участвовать в обсуждении вопросов относительно исполняемых им обязанностей.

Вносить на рассмотрение руководителя организации (структурного подразделения) предложения по улучшению деятельности организации (структурного подразделения) и совершенствованию методов работы коллектива; замечания по деятельности структурного подразделения; варианты устранения имеющихся в деятельности организации (структурного подразделения) недостатков.

Осуществлять взаимодействие с сотрудниками всех (отдельных) структурных подразделений.

Запрашивать лично или по поручению руководителя организации (структурного подразделения) от иных структурных подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на структурное подразделение (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – то с разрешения руководителя организации).

Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

  • Требовать от руководителя организации (структурного подразделения) оказания содействия в исполнении должностных обязанностей, возложенных на него, и в реализации прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
  • В данной статье может быть зафиксировано право служащего на рост карьеры, участие в профессиональных ассоциациях и других общественных организаций, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

    Должностные инструкции руководителей структурных подразделений могут быть дополнены пунктами следующего содержания:

    Действовать от имени структурного подразделения и представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями организации в пределах своей компетенции.

    Вносить на рассмотрение руководителя организации представления о назначении, перемещении и увольнении сотрудников структурного подразделения; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

  • Сообщать руководителям иных структурных подразделений о выявленных во вверенных им отделах недостатках.
  • Те или иные права можно конкретизировать с учетом специфики выполняемых сотрудником должностных обязанностей.

    Главный бухгалтер организации вправе:

    3. Проверять в структурных подразделениях организации соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей.

    Однако, не следует забывать, что зачастую конкретизация прав приводит к ошибкам. Так, право главного бухгалтера, изложенное в п. 3 вышеприведенного примера, скорей является его обязанностью.

    Положения о взаимодействии со структурными подразделениями организации можно обобщить в отдельный раздел “Взаимоотношения”.

    Конструкция такого раздела, например, может быть следующей:

    Начальник отдела документационного обеспечения в процессе работы взаимодействует:

    Со всеми руководителями структурных подразделений организации – по вопросам ведения делопроизводства, организации контроля и проверки исполнения, совершенствования стиля и методов работы с документами, подготовки и представления необходимых руководству материалов.

    С юридическим отделом – по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов.

    С отделом кадров – по вопросам подбора, приема, увольнения, повышения квалификации и расстановки кадров отдела, документационного обеспечения.

    С отделом материально-технического обеспечения – по вопросам обеспечения средствами оргтехники, бланками документов и канцтоварами.

    Как правило, порядок взаимодействия сотрудников структурных подразделений определен Положениями об отделах, службах, и дублирование в должностных инструкциях не обязательно – достаточно отсылки. В том случае, если речь идет о должностной инструкции самостоятельного специалиста (не входящего в штат какого-либо подразделения), целесообразно подробно изложить его взаимоотношения с подразделениями и отдельными специалистами.

    (7) Содержание раздела “Ответственность”

    Здесь указывают меру ответственности сотрудника за несоблюдение своих должностных обязанностей, а также требований законодательства. В данном разделе должностной инструкции можно как ограничиться общими отсылками к отраслям законодательства, так и конкретизировать в каких случаях на сотрудника (неисполнение или ненадлежащее исполнение конкретных должностных обязанностей, указанных в должностной инструкции; допущение конкретных нарушений законодательства и внутреннего порядка деятельности организации) может быть наложено взыскание.

    Главный бухгалтер несет ответственность за:

    Несвоевременное проведение проверок и документальных ревизий в структурных единицах предприятия.

  • Нарушение сроков предоставления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.
  • Как правило, такое подробное регламентирование ответственности сотрудника в должностной инструкции обусловлено наиболее часто встречающимися нарушениями конкретных положений законодательства, халатным отношением к отдельным обязанностям. Однако, основными нормативно-правовыми документами, которые должен знать и которыми должен руководствоваться, например, главный бухгалтер организации, является Закон РФ “О бухгалтерском учете”, Налоговый кодекс РФ и иные документы, которыми и предусмотрена ответственность за конкретные правонарушения и неисполнение своих обязанностей главным бухгалтером. Перечислить в должностной инструкции все возможные правонарушения, характерные для данного участка работы в финансово-хозяйственной деятельности организации, весьма затруднительно.

    Представляется, что разработка юристами организации специальных таблиц, сводов извлечений из основных нормативно-правовых актов по вопросам ответственности служащего и ознакомление его с ними под расписку, является более разумным и эффективным. В должностной инструкции же можно отразить группы правонарушений и способ определения меры ответственности за их совершение.

    В должностные инструкции руководителей структурных подразделений целесообразно также включать пункты об ответственности за некорректное отношение к подчиненным, а в должностные инструкции сотрудников подразделений — пункты о нарушении субординации.

    (8) Ссылка на документ, в соответствии с которым разработана должностная инструкция

    Указывается наименование, номер и дата принятия документа.

    Например (по должностной инструкции главного бухгалтера): «Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Положением о главной бухгалтерии от 15.09.98 № 1—41.»

    (9) Подпись руководителя структурного подразделения

    Должностная инструкция, как правило, разрабатывается кадровой службой организации (отделом организации и оплаты труда). Однако ее могут разработать и иные структурные подразделения.

    В том случае, если должностная инструкция составлялась кадровой службой, проставляется подпись ее руководителя, а в случае составления иными структурными подразделениями – их руководителями.

    В состав реквизита “Подпись” входят:

    1. наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное – на документе, оформленном на бланке);
    2. личная подпись;
    3. расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

    Начальник кадровой службы Личная подпись: Ф.А. Карпов

    Должностная инструкция согласовывается с соответствующими юридическими отделами (юрисконсультами) организации. В случае, если она разрабатывается кадровой службой, ее необходимо также согласовать с соответствующим структурным подразделением или должностным лицом, курирующим соответствующее направление деятельности организации.

    Гриф согласования документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, расшифровки подписи (инициалов, фамилии) и даты согласования, например:

    СОГЛАСОВАНО Начальник юридического отдела

    Личная подпись Т.Ф. Макаров 18.10.99

    (11) Отметка об ознакомлении с должностной инструкцией

    Требования должностной инструкции являются обязательными для сотрудника с момента его ознакомления с инструкцией под расписку и до перемещения на другую должность или увольнения, о чем проставляется отметка об ознакомлении в самой должностной инструкции. Согласованную и утвержденную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью организации и хранят в отделе кадров организации в соответствии с установленным порядком делопроизводства.

    Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают заверенную копию, которую выдают сотруднику и начальнику соответствующего структурного подразделения организации. По решению руководителя заверенная копия должностной инструкции может направляться при необходимости в другие подразделения организации.

    Другие публикации:

    • Федеральный закон от 28 марта 1998 г n 52-фз об обязательном Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской […]
    • Гражданская оборона приказ 70 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 июня 2018 г. № 398 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Федеральной службе государственной статистики” В соответствии с Федеральным законом от […]
    • Приказ минтруда от 24042019 250 н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 апреля 2015 г. № 250н “Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской […]
    • Федеральный закон 52 фз от 02042019 г Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" С […]
    • Федеральный закон 111 от 02052019 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N […]
    • Действующий приказ по бешенству Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    Необходимые требования для руководящих должностей