Приложение N 1. Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 10 августа 2017 г. N 514н

Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних (далее — профилактические осмотры).

2. Профилактические осмотры проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей.

3. Профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ проводятся в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 г. N 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»*(1).

4. Профилактические осмотры несовершеннолетних в целях выявления туберкулеза проводятся в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 г. N 124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза»*(2).

5. Необходимым предварительным условием проведения профилактического осмотра является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего (его родителя или иного законного представителя) на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»*(3) (далее — Федеральный закон).

6. Профилактические осмотры проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

7. Профилактические осмотры проводятся медицинскими организациями в объеме, предусмотренном перечнем исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее — Перечень исследований).

8. Информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, полученная по результатам профилактического осмотра, предоставляется несовершеннолетнему лично врачом, принимающим непосредственное участие в проведении профилактических осмотров. В отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона, информация о состоянии здоровья предоставляется его родителю или иному законному представителю.

9. В случае если при проведении профилактического осмотра выявлены признаки причинения вреда здоровью несовершеннолетнего, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий, медицинский работник обязан обеспечить информирование об этом органов внутренних дел в соответствии с Порядком информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 565н*(4).

10. Профилактические осмотры проводятся медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы, оказывающими первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним и имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «медицинским осмотрам профилактическим», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», «неврологии», «офтальмологии», «травматологии и ортопедии», «детской хирургии» или «хирургии»*(5), «психиатрии», «стоматологии детской» или «стоматологии общей практики»*(5), «детской урологии-андрологии» или «урологии»*(5), «детской эндокринологии» или «эндокринологии»*(5), «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)», «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», «лабораторной диагностике», «клинической лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике» и «рентгенологии».

Профилактические осмотры обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, осуществляются в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. Для прохождения профилактических осмотров обучающихся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи*(6).

11. В случае если у медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «медицинским осмотрам профилактическим», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», отсутствует лицензия на медицинскую деятельность в части выполнения иных работ (услуг), перечисленных в пункте 10 настоящего Порядка, указанная медицинская организация заключает договор для проведения профилактических осмотров с иными медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения требуемых работ (услуг).

В случае если в медицинской организации отсутствует:

1) врач — детский уролог-андролог, то в проведении профилактического осмотра участвует врач-уролог или врач-детский хирург, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей урологических заболеваний у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «урологии» или «детской хирургии» соответственно;

2) врач-стоматолог детский, то в проведении профилактического осмотра участвует врач-стоматолог, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей стоматологических заболеваний у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «стоматологии общей практики»;

3) врач — детский эндокринолог, то в проведении профилактического осмотра участвует врач-эндокринолог, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей эндокринологических заболеваний у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «эндокринологии»;

4) врач-психиатр детский (врач-психиатр подростковый), то в проведении профилактического осмотра участвует врач-психиатр, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей психических расстройств и расстройств поведения у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «психиатрии»;

5) врач — детский хирург, то в проведении профилактического осмотра участвует врач-хирург, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей хирургических заболеваний у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «хирургии».

12. В целях организации проведения профилактических осмотров врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) (далее — врач, ответственный за проведение профилактического осмотра) медицинской организации, в которой несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь, составляются поименные списки несовершеннолетних (за исключением несовершеннолетних старше 2 лет, подлежащих диспансеризации в соответствии с законодательством Российской Федерации*(7)), в которых указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), возраст (дата, месяц, год рождения);

2) обучающийся или не обучающийся в образовательной организации (для обучающихся указывается полное наименование и юридический адрес образовательной организации);

3) перечень осмотров врачами-специалистами, лабораторных, инструментальных и иных исследований исходя из Перечня исследований;

4) планируемые дата и место проведения профилактического осмотра.

13. Уполномоченное должностное лицо медицинской организации на основании поименных списков несовершеннолетних составляет календарный план проведения профилактических осмотров с указанием дат и мест их проведения, необходимого количества осмотров врачами-специалистами (с указанием должности, фамилии и инициалов), лабораторных, инструментальных и иных исследований, числа несовершеннолетних по каждой возрастной группе (далее — календарный план).

Календарный план утверждается руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации не позднее чем за месяц до начала календарного года и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении профилактических осмотров, в том числе врачей, ответственных за проведение профилактических осмотров.

В случае изменения численности несовершеннолетних, подлежащих профилактическим осмотрам, врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, представляет до 20 числа текущего месяца дополнительный поименный список уполномоченному должностному лицу медицинской организации, на основании которого до 27 числа текущего месяца руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации утверждается дополнительный календарный план.

14. Врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала его проведения обязан обеспечить оформление в соответствии с Федеральным законом информированного добровольного согласия несовершеннолетнего (его родителя или иного законного представителя) на проведение профилактического осмотра (далее — информированное согласие) и вручить (направить) несовершеннолетнему (родителю или иному законному представителю) оформленное информированное согласие и направление на профилактический осмотр с указанием перечня осмотров врачами-специалистами и исследований, а также даты, времени и места их проведения.

15. В день прохождения профилактического осмотра несовершеннолетний прибывает в место проведения профилактического осмотра и представляет направление на профилактический осмотр и информированное согласие.

16. Профилактические осмотры проводятся медицинскими организациями в год достижения несовершеннолетними возраста, указанного в Перечне исследований.

Смотрите так же:  Образец написания заявления на отпуск по уходу за ребенком

17. При проведении профилактических осмотров учитываются результаты осмотров врачами-специалистами и исследований, внесенные в медицинскую документацию несовершеннолетнего (историю развития ребенка), давность которых не превышает 3 месяцев с даты проведения осмотра врача-специалиста и (или) исследования, а у несовершеннолетнего, не достигшего возраста 2 лет, учитываются результаты осмотров врачами-специалистами и исследований, давность которых не превышает 1 месяца с даты осмотра врача-специалиста и (или) исследования. Результаты флюорографии легких (рентгенографии (рентгеноскопии), компьютерной томографии органов грудной клетки), внесенные в медицинскую документацию несовершеннолетнего (историю развития ребенка), учитываются, если их давность не превышает 12 месяцев с даты проведения исследования.

18. В случае подозрения на наличие у несовершеннолетнего заболевания (состояния), диагноз которого не может быть установлен при проведении осмотров врачами-специалистами и исследований, включенных в Перечень исследований, врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, врачи-специалисты, участвующие в проведении профилактического осмотра, направляют несовершеннолетнего на дополнительную консультацию и (или) исследование.

19. Профилактический осмотр является завершенным в случае проведения осмотров врачами-специалистами и выполнения исследований, включенных в Перечень исследований (I этап).

В случае подозрения на наличие у несовершеннолетнего заболевания (состояния), диагноз которого не может быть установлен при проведении осмотров врачами-специалистами и исследований, включенных в Перечень исследований, и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций профилактический осмотр является завершенным в случае проведения дополнительных консультаций, исследований, назначенных в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка, и (или) получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций (II этап).

В случае отказа несовершеннолетнего (его родителя или иного законного представителя) от проведения одного или нескольких медицинских вмешательств, предусмотренных в рамках I или II этапов профилактического осмотра, оформленного в соответствии со статьей 20 Федерального закона, профилактический осмотр считается завершенным в объеме проведенных осмотров врачами-специалистами и выполненных исследований.

20. Общая продолжительность I этапа профилактического осмотра должна составлять не более 20 рабочих дней, а при назначении дополнительных консультаций, исследований и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций общая продолжительность профилактического осмотра должна составлять не более 45 рабочих дней (I и II этапы).

21. Данные о проведении профилактического осмотра вносятся в историю развития ребенка и учетную форму N 030-ПО/у-17 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего» (далее — карта осмотра) в соответствии с Порядком заполнения учетной формы N 030-ПО/у-17 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего», утвержденным настоящим приказом.

22. На основании результатов профилактического осмотра врач, ответственный за проведение профилактического осмотра:

1) определяет группу здоровья несовершеннолетнего в соответствии с Правилами комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, предусмотренными приложением N 2 к настоящему Порядку;

2) определяет медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, предусмотренными приложением N 3 к настоящему Порядку, и оформляет медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящему Порядку (в отношении несовершеннолетних, занимающихся физической культурой);

3) направляет информацию о результатах профилактического осмотра медицинским работникам медицинского блока образовательной организации, в которой обучается несовершеннолетний.

23. Карта осмотра хранится в медицинской организации в течение 5 лет. Копия карты осмотра направляется медицинской организацией, проводившей профилактический осмотр, в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, выбранную несовершеннолетним или его родителем (законным представителем), а также выдается на руки несовершеннолетнему (его родителю или иному законному представителю), в том числе для последующего представления в образовательные организации.

24. По итогам проведения профилактических осмотров медицинская организация заполняет форму статистической отчетности N 030-ПО/о-17 «Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних» (далее — отчет) в соответствии с Порядком заполнения и сроками представления формы статистической отчетности N 030-ПО/о-17 «Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних», утвержденным настоящим приказом. Отчет хранится в медицинской организации в течение 10 лет.

25. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья обобщает и анализирует результаты профилактических осмотров в субъекте Российской Федерации и направляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации отчет по субъекту Российской Федерации.

*(1) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2014 г., регистрационный N 35345.

*(2) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2017 г., регистрационный N 46909.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165.

*(4) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 г., регистрационный N 25004.

*(5) При условии соблюдения требований, установленных пунктом 11 настоящего Порядка.

*(6) Статья 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2017, N 29, ст. 4437).

*(7) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. N 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный N 27964) и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. N 216н «Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2013 г., регистрационный N 28454).

Права детей в сфере охраны здоровья

И Конституцией РФ, и Федеральным законом №323-ФЗ, и иными нормативными актами равные права в сфере охраны здоровья гарантированы всем гражданам, независимо от возраста. Поэтому и дети имеют точно такие же права в сфере охраны здоровья, как и их родители или иные граждане нашей страны. Государственная политика в интересах детей является приоритетной (ст. 7 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”).

Отметим нормативные акты, которыми регулируются права детей в сфере охраны здоровья:

  • Конституцией РФ;
  • Гражданским кодексом РФ (далее – “ГК РФ”);
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об охране здоровья граждан” (далее – “Закон №323-ФЗ”);
  • Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (далее – Закон №124-ФЗ);
  • Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (далее – “Закон №178-ФЗ”);
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 №366н “Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи”;
  • И прочими нормативными актами.

Особенности правового статуса детей в законодательстве РФ

Для начала стоит определиться, кто такие дети с точки зрения российского законодателя. Обратимся к нормам Семейного кодекса РФ, в частности к ст. 54, которая говорит о том, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Понятие “ребенок” содержится и в статье 1 Закона №124-ФЗ: ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Также следует обратиться и к нормам ГК РФ, так как именно ГК РФ в главе 3 (часть I) закрепляет права и обязанности любых физических лиц и, соответственно, поможет понять, кто относится к категории “дети” и могут ли быть не детьми граждане младше 18 лет.

Способность гражданина иметь гражданские права и нести гражданские обязанности признается в равной мере за всеми гражданами (правоспособность), которая возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью (ст. 17 ГК РФ). И как видно из данной нормы, гражданина нельзя лишить правоспособности, потому что нельзя отнять у него эту самую возможность иметь право или нести обязанность.

Итак, способность есть, но как её реализовать? Для этого анализируем нормы ГК РФ далее.

Способность гражданина своими действиями (!) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). Как видно из указанных норм ГК РФ, возможность иметь право возникает с рождения, а способность их реализовать возникает с 18 лет. Таким образом возникает следующий вопрос, а как же гражданин в возрасте до 18 лет может реализовать свои права?

Если проанализировать и нормы Семейного кодекса РФ, регулирующего права семьи, детей и родителей, нормы ГК РФ, нормы Закона №323-ФЗ и нормы ряда других нормативных актов, то видно, что права ребенка реализуются посредством действий/бездействий его законного представителя.

Допускаются случаи, когда гражданин может быть признан дееспособным раньше возраста 18 лет. Это называется эмансипация (ст. 27 ГК РФ). В этом случае по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей (усыновителей или попечителя) либо при отсутствии такого согласия — по решению суд несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, объявляется полностью дееспособным. Это возможно в случаях, когда он:

  • Работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или;
  • С согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Смотрите так же:  Купить комнату в чебоксарах на материнский капитал

Кроме того, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Вместе с тем, обращаем внимание на то, что статус ребенка в контексте Семейного кодекса РФ связан с возрастом до 18 лет, а не с дееспособностью.

Естественно дети, как и взрослые, имеют все права в сфере охраны здоровья, предусмотренные законодателем. Основными принципами охраны здоровья являются не только соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, но и приоритет охраны здоровья детей (например, ст. 4, 54 Закона №323-ФЗ).

Дети подлежат особой охране независимо от их семейного и социального благополучия (ст. 7 Закона №323-ФЗ).

Формирование здорового образа жизни у граждан начинается с детского возраста и обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом (ст. 30 Закона №323-ФЗ).

В целях охраны здоровья детей органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают (ст. 7 Закона №323-ФЗ):

  • Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом:
    • Обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов;
    • Возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи;
  • Социальную инфраструктуру, ориентированную на оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Законодательство особо выделяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1 Закона №124-ФЗ), к которым относятся:

  • Дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • Дети-инвалиды;
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • Дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • Дети — жертвы насилия;
  • Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • Дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • Дети с отклонениями в поведении;
  • Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семь.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (п. 3 ст. 54 Закона №323-ФЗ). На сегодняшний день порядок содержания таких детей утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 №343н.

Законные представители несовершеннолетних

При анализе норм законодательства можно отметить, что права и интересы несовершеннолетних представляют их законные представители. И как видно из толкования норм законодательства, нигде нет упоминания о том, что законным представителем являются только родители.

Далее приведем информацию о том, кто является законным представителем ребенка (далее тексту “законный представитель”):

Рассмотрим некоторые права детей в сфере охраны здоровья, акцент на которых делает законодатель.

Право на прохождение медицинских осмотров, диспансеризацию и диспансерное наблюдение

Ст. 54 Закона №323-ФЗ закрепляет за ребенком право на прохождение медицинского осмотра, который представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ст. 46 Закона №323-ФЗ). Медицинский профилактический осмотр проводится и в связи с занятиями ребенка физической культурой и спортом.

Профилактический медицинский осмотр проводится также в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Диспансеризация – это комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемый в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование детей в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации детей страдающих:

  • Хроническими заболеваниями;
  • Функциональными расстройствами;
  • Иными состояниями.

Диспансерное наблюдение проводится в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Диспансерное наблюдение, в частности, устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:

  • Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 №892, которое устанавливает порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом;
  • Приказом Минздрава России от 01.03.2016 №134н, который определяет порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом;
  • Приказом Минздрава России от 21.12.2012 №1348н, который устанавливает порядок прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях;
  • Приказом Минздрава России от 06.10.2014 №581н, который устанавливает правила проведения ежегодных профилактических медицинских осмотров обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
  • Приказом Минздрава России от 15.02.2013 №72н, который устанавливает порядок диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • И прочими нормативными актами.

Медицинская реабилитация ребенка

Законодатель предусматривает такое право в отношение каждого пациента (ст. 19 Закона №323-ФЗ) и, в частности, в отношение ребенка (ст. 54 Закона №323-ФЗ).

Мероприятия по медицинской реабилитации могут относится и к первичной медико-санитарной помощи (ст. 33 Закона №323-ФЗ), и к специализированной медицинской помощи (ст. 34 Закона №323-ФЗ), и к медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст. 36.1. Закона №323-ФЗ).

Медицинская реабилитация представляет собой комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на (ст. 40 Закона №323-ФЗ):

  • Полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма;
  • Поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме;
  • На предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма;
  • На предупреждение и снижение степени возможной инвалидности;
  • На улучшение качества жизни;
  • На сохранение работоспособности ребенка, если он работает, и его социальную интеграцию в общество.

Порядок организации медицинской реабилитации предусмотрен Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 №1705н “О порядке организации медицинской реабилитации”, который регулирует вопросы организации медицинской реабилитации детского населения на основе комплексного применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.

Медицинская помощь в период обучения и воспитания в образовательных организациях

Такое право также предусмотрено ст. 54 Закона №323-ФЗ и осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 05.11.2013 №822н.

В период обучения и воспитания в образовательных организациях детям гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде:

  • Первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
  • Специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
  • Скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
  • Паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

Медицинская помощь в период оздоровления и организованного отдыха детей

Согласно ст. 1 Закона №323-ФЗ, отдых детей и их оздоровление представляет собой совокупность мероприятий, направленных на:

  • Развитие творческого потенциала детей;
  • Охрану и укрепление их здоровья;
  • Профилактику заболеваний у детей;
  • Их занятия физической культурой, спортом и туризмом;
  • Формирование у детей навыков здорового образа жизни;
  • Соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде.

Все мероприятия по оздоровлению детей должны проводиться с условием соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

В период отдыха и оздоровления медицинская помощь несовершеннолетним оказывается в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2012 №363н “Об оказании медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха”.

Право на получение информации о состоянии здоровья в доступной форме и особенности ознакомления с медицинской документацией несовершеннолетнего

Право на получение информации о состоянии здоровья в доступной форме закреплено и для несовершеннолетних в статьях 22 и 54 Закона №323-ФЗ.

При этом информация о состоянии здоровья должна быть лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении доведена до сведения несовершеннолетнего таким образом, чтобы она была ему понятна с учетом его возраста.

Если несовершеннолетний не достиг 15 летнего возраста или 16 лет, при этом болен наркоманией, информация о состоянии его здоровья предоставляется законному представителю.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена несовершеннолетнему или его законному представителю против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме несовершеннолетнему, одному из близких родственников (родителям, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Смотрите так же:  Наглядные пособия шиномонтаж

Ознакомление с медицинской документацией также относится к гарантированному праву на получение информации о состоянии здоровья. В случае здоровья детей, законный представитель вправе знакомиться с медицинской документацией ребенка (ч. 4 ст. 22 Закона №323-ФЗ). Для остальных граждан такая возможность законодателем не предусмотрена.

Санитарно-гигиеническое просвещение детей

Также следует отметить, что ст. 54 Закона №323-ФЗ предусмотрено такое право несовершеннолетнего в сфере охраны здоровья, как санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих его физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающее воздействие на них неблагоприятных факторов.

На сегодняшний день действуют Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, установленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58 (СанПиН 2.4.6.2553-09).

Ввиду того, что несовершеннолетние имеют право трудиться (при определенных условиях и с согласия родителей/законных представителей), такие дети имеют право на медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Иные особенности реализации прав детей в сфере охраны здоровья

Врачебная тайна

Состоянием здоровья ребенка или конкретным диагнозом ребенка у лечащего врача могут интересоваться не только его законные представители, но и близкие родственники, педагоги.

Сведения о факте обращения ребенка за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну и предоставление таких сведений без согласия его законного представителя не допускается (ст. 13 Закона №323-ФЗ).

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

Ввиду того, что ребенок не в состоянии осмыслить и принять разумное решение в целях охраны своего собственного здоровья и учитывая, что ребенок не может совершать какие-либо сделки законодатель предусматривает, что наличие детского возраста не избавляет от необходимости получать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ст. 20, п. 6 ст. 36.1., п. 5 ст. 47, п.2 ст. 54 и иные статьи Закона №323-ФЗ). Такое согласие за ребенка подписывает его законный представитель.

Нахождение в стационаре с законным представителем

Если ребенок находится в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка:

  • Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации, в том числе в отделениях анестезиологии-реанимации (Письмо Минздрава РФ от 09.07.2014 №15-1/2603-07).

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается. Это допустимо в следующих случаях:

  • До достижения ребенком возраста четырех лет;
  • Старше данного возраста — при наличии медицинских показаний.

Указанное право может быть реализовано независимо от вида медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях (п. 3 ст. 51 Закона №353-ФЗ, Информационное письмо Минздрав РФ от 21.06.2013 №15-1/10/1-2884).

Питание в рамках охраны здоровья

Также хотелось бы отметить, что согласно ст.52 Закона №323-ФЗ дети в возрасте до трех лет, обеспечиваются полноценным питанием через специальные пункты по заключению врача в соответствие с законодательством субъекта РФ.

Так, например, Департаментом здравоохранения г. Москвы утверждены перечни лиц, имеющих право на получение бесплатного питания, а также перечень выдаваемых продуктов питания. Данная информация содержится в Приказе Департамента здравоохранения г. Москвы от 06.04.2016 №292 “Положение об обеспечении бесплатными продуктами питания отдельных категорий детей и женщин, являющихся жителями города Москвы”.

Лекарственные средства для детей до 3-х лет

Ввиду того, что согласно ст. 29 Закона №323-ФЗ, лекарственное обеспечение является одной из мер организации охраны здоровья, право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами имеют дети-инвалиды (ст. 6.1, 6.7 Закона №178-ФЗ) и дети до 3-х лет. Более подробно с вопросами бесплатного лекарственного обеспечения можно ознакомиться в статье “Платные и бесплатные лекарственные средства”.

Трансплантация органов и тканей ребенка

За исключением случаев пересадки костного мозга, изъятие органов и тканей у живого ребенка для трансплантации (пересадки) не допускается (ст. 47 Закона №323-ФЗ).

В случае смерти ребенка изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (п. 8 ст. 47 Закона №323-ФЗ).

Платные медицинские услуги для детей

Законодатель не ограничивает права законных представителей на обращение за оказанием медицинской помощи ребенку в медицинские организации, оказывающие медицинские услуги на платной основе. Такие обращения допустимы одновременно и с обращениями в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям в рамках бесплатного оказания медицинской помощь гражданам РФ.

Являясь родителем ребенка или его законным представителем у Вас могут возникнуть проблемы при оказании Вашему ребенку медицинской помощи. Это может быть и медицинская помощь, оказанная с нарушением сроков её оказания; и медицинская помощь, оказанная с нарушением качества оказания медицинской помощи и прочее. Чтобы защитить права детей в сфере охраны здоровья и, при необходимости, привлечь медицинскую организацию к ответственности, советуем обратиться к медицинским юристам, имеющим опыт работы в данной сфере.

Ниже мы подобрали некоторые выдержки из некоторых судебных решений, связанных с судебными спорами, затрагивающими права детей в сфере охраны здоровья

Апелляционное определение Омского областного суда от 07.10.2015 по делу №33-7234/2015

Требование: О возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обстоятельства: Учреждением не исполняются предписания уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выявленных в ходе проведения проверок.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о нарушении прав детей на безопасные условия воспитания, так как в дошкольном образовательном учреждении не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 12.04.2016 по делу №33-6932/2016

Требование: О возложении обязанности по организации мероприятий по бесплатному обеспечению детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей продуктами детского питания.

Обстоятельства: Семья истца является малоимущей. Ранее по рецептам участкового врача-педиатра детской поликлиники несовершеннолетней дочери истца отпускались молоко, кефир и творог, однако в настоящее время ответчики перестали отпускать молочные продукты для несовершеннолетней дочери истца.

Решение: Требование к ответчику-1 удовлетворено, в удовлетворении требования к ответчику-2 и ответчику-3 отказано.

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.03.2016 по делу №33-9742/2016

Требование: О признании выдачи выписок из истории болезни неправомерной, компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Истец указал, что его дочь была помещена в дневной стационар детской неврологии, была выписана из медицинского учреждения, первоначально истцу была выдана одна справка, а далее ответчиком была выдана вторая справка из истории болезни, отличная от первоначальной, что истец считает неправомерным.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку законом выдача нескольких выписок из одной и той же истории болезни не запрещена, при этом вторая выписка являлась более расширенной, материалами дела вина ответчика в причинении истцу морального вреда не подтверждена.

Другие публикации:

  • 323 приказ минздрава об охране Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской […]
  • Мировой суд г абакана участок 3 ПравительствоРеспубликиХакасия Судебные участки города Абакана: 655000, г. Абакан, ул. Ленинского комсомола, 3 код межгорода 3902 Судебный участок № 1 г. Абакана Судебный участок № 2 г. Абакана Судебный участок № 3 г. Абакана Судебный […]
  • Приказ 451 о внесении изменений Проект Приказа Министерства транспорта РФ "О внесении изменений в Перечень грузов, перевозка которых допускается в открытом железнодорожном подвижном составе, утверждённый приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 […]
  • Законы от таможне рф Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ"О службе в таможенных органах Российской Федерации" С […]
  • Действующий приказ по бешенству Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Приказ прививок 51 Приказ Минздрава РФ от 21.03.2014 N 125Н Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2014 г. N 32115 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 21 марта 2014 г. N 125н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ […]
Несовершеннолетним детям информация о состоянии их здоровья предоставляется