Общественный помощник прокурора это

П О Л О Ж Е Н И Е

об общественных помощниках прокурора

в органах прокуратуры Челябинской области

1. Институт общественных помощников прокурора создается в целях ознакомления с деятельностью органов прокуратуры, профессиональной ориентации студентов юридических ВУЗов, создания резерва для замещения на должности помощников прокуроров городов, районов и специализированных прокуратур.

2. К работе в качестве общественных помощников прокурора допускаются граждане Российской Федерации, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности и направлению подготовки в области юриспруденции, обладающие необходимыми моральными качествами, положительно характеризующиеся по месту учебы и жительства, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности.

3. Проверку личных качеств кандидата в общественные помощники проводят прокуроры городов, районов и специализированных прокуратур. С целью улучшения подготовки специалистов должен быть организован тщательный качественный отбор кандидатов в общественные помощники в целях исключения возможности принятия недобросовестных и некомпетентных лиц.

4. Допуск к работе в качестве общественных помощников прокурора оформляется распоряжениями прокуроров городов, районов и специализированных прокуратур. Общественный помощник закрепляется за конкретным оперативным работником. На каждого общественного помощника заводится рабочее дело, где сосредоточиваются материалы по его деятельности.

5. Лицо, допускаемое к работе в качестве общественного помощника прокурора осуществляет свою деятельность на общественных началах, безвозмездной основе, принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Общественный помощник прокурора обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; немедленно информировать оперативного работника прокуратуры, за которым он закреплен, и руководителя прокуратуры о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о привлечении к уголовной или административной ответственности, либо иных обстоятельствах, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника.

Общественный помощник прокурора обязан проявлять корректность в обращении с гражданами; добросовестно выполнять поручения оперативных работников прокуратуры.

Общественному помощнику прокурора запрещается разглашать сведения, ставшие ему известными в процессе выполнения поручений оперативных сотрудников прокуратуры.

Общественному помощнику прокурора запрещается лично или через других лиц получать от физических и юридических лиц какое-либо вознаграждение в связи с исполнением им своих обязанностей, а также использовать свои полномочия в личных целях.

6. Общественный помощник: знакомится с делопроизводством прокуратуры, деятельностью помощников прокурора, оказывает им помощь в работе, выполняет техническую работу по оформлению документов. Деятельность общественного помощника не должна противоречить нормам уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства.

7. Непосредственный контроль за работой общественного помощника и ответственность за их работу возлагается на прокуроров городов, районов, специализированных прокуратур.

8. При прекращении работы общественного помощника прокурорами городов, районов, специализированных прокуратур издается распоряжение об освобождении от должности общественного помощника прокурора и составляется характеристика на данное лицо.

9. Работа прокуроров городов, районов, специализированных прокуратур с общественными помощниками является одним из направлений кадровой работы и учитывается отделом кадров при оценке деятельности руководителя органа прокуратуры.

Главная Сибирский федеральный округ Республика Хакасия

Сегодня исполняется 294 года со дня учреждения российской прокуратуры. На протяжении всего своего существования она играла особую роль в жизни государства, неизменно оставалась его надежной опорой, важнейшим звеном правоохранительной системы. Незыблемым было и наше главное, историческое предназначение – верой и правдой служить Отечеству, стоять на страже Закона.

Всего в органах прокуратуры РФ на сегодня трудятся 48 729 человек. В прокуратуре Республики Хакасия по штату 221 работник. Много это или мало, ответить непросто. Ни для кого не секрет, что в прокуратуре высоко напряженный ритм деятельности, повышенные загруженность работой и психо-физические нагрузки.

Необходимость принятия последовательных мер по обеспечению законности и правопорядка, восстановлению нарушенных прав граждан, защите государственных интересов, диктовала необходимость организации института общественных помощников в органах прокуратуры республики. Такой институт действует с 2012 г. и уже подтвердил свое право на существование, зарекомендовал себя хорошим «инкубатором» для адаптации к сложной и благородной профессии защитника Закона. Общественные помощники прокуроров оказывают им техническую помощь при осуществлении надзорной деятельности. При этом в своей деятельности общественный помощник руководствуется Конституцией РФ, законодательством РФ, нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры Республики Хакасия.

Общественным помощников прокурора может быть лицо:

имеющее гражданство РФ;

достигшее возраста 18 лет;

имеющее образование не ниже среднего;

в отношении которого не осуществляется и не осуществлялось уголовное преследование;

которое не привлекается и не привлекалось к административной ответственности;

годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности общественного помощника прокурора.

Работа по подбору кандидатов в общественные помощники прокуроров организуется горрайспецпрокурорами, а также руководителями структурных подразделений прокуратуры Республики Хакасия.

Необходимый и достаточный количественный состав общественных помощников прокуроров определяется соответствующим руководителем структурного подразделения, городским и районным прокурором. При этом количественный состав общественных помощников горрайспецпрокуроров не может быть больше 25 % штатной численности прокурорских работников подразделения.

Общественный помощник прокурора приступает к исполнению обязанностей на основании приказа прокурора республики.

Институт общественных помощников – это создание условий для формирования кадрового резерва и набора кандидатов на должности прокурорских работников прокуратуры Республики Хакасия.

В этой связи мы настоятельно рекомендуем тем, кто нацелился быть зачисленным в кадровый резерв прокуратуры, обращаться к прокурорам на местах и руководителям подразделений аппарата об оформлении общественными помощниками.

При этом совсем не обязательно быть не занятым на работе. Вполне возможно совмещать свою трудовую деятельность по специальности и познавать особенности профессии прокурора изнутри.

За период 2013-2015 гг. в органы прокуратуры республики было принято 18 общественных помощников. На сегодня у нас таковых – 10. Четверо стали прокурорскими работниками.

Общественный помощник прокурора это

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
[email protected]

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Положение об общественном помощнике

от «12» мая 2012 года № 190

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественных помощниках прокуроров органов прокуратуры Красноярского края

1. Общие положения

1.1. Настоящим положением в органах прокуратуры Красноярского края устанавливается институт общественных помощников прокуроров, порядок их отбора, полномочий и организации их деятельности.

1.2. Институт общественных помощников вводится в целях оказания помощи прокурорам районных, межрайонных, специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО края при осуществлении надзора за исполнением законов, а также для изучения личных и профессиональных качеств кандидата для зачисления в кадровый резерв.

1.3. Общественными помощниками прокурора могут быть лица, имеющие российское гражданство, достигшие совершеннолетия, имеющие юридическое образование либо являющиеся студентами старших курсов юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией, добровольно изъявившие желание участвовать в работе органов прокуратуры на общественных началах, положительно зарекомендовавшие себя по месту основной работы (учебы), годные по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника прокурора, не привлекавшиеся к уголовной или административной
ответственности. В зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником прокурора или основанием для прекращения его полномочий.

1.4. Общественный помощник является внештатным работником органов прокуратуры и осуществляет свою деятельность на общественных началах на безвозмездной основе.

1.5. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

2. Подбор и назначение общественных помощников

2.1. Координация деятельности горрайпрокуроров, прокуроров ЗАТО и специализированных прокуратур края по отбору кандидатур общественных помощников среди студентов юридических вузов (после 3-го курса обучения), а также лиц, обладающих определенным практическим опытом или специальными познаниями, имеющих высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, возлагается на отдел по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края.

2.2. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в отдел по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края предъявляются:

рапорт горрайпрокурора, прокурора ЗАТО и специализированных прокуратур о согласии с допуском лица к исполнению полномочий общественного помощника с указанием оперативного сотрудника, на которого возлагается руководство и осуществление контроля за деятельностью общественного помощника;

  • личное заявление кандидата;
  • копия паспорта, военного билета или приписного свидетельства;
  • характеристика с последнего места учебы или работы;
  • копия трудовой книжки (для работающих);
  • справка о состоянии здоровья (форма № 086у), психоневрологического и наркологического диспансеров;
  • автобиография;
  • копия диплома или зачетной книжки (для студентов);
  • две фотографии.

2.3. При поступлении указанных документов отделом по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края с участием старшего помощника прокурора края по обеспечению собственной безопасности проводится дополнительная проверка сведений о кандидате в общественные помощники, в том числе о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

Кандидат проходит собеседование, а при необходимости — психологическое тестирование.

По результатам проверки начальником отдела по вопросам государственной службы и кадров принимается решение о возможности его назначения общественным помощником.

Назначение осуществляется на основании распоряжения прокурора края, в котором указывается

  • срок полномочий общественного помощника прокурора,
  • наименование прокуратуры, в которой будет осуществлять свою деятельность общественный помощник,
  • ФИО оперативного сотрудника, на которого возлагается руководство и осуществление контроля за деятельностью общественного помощника.

2.4. Количество общественных помощников определяется горрайпрокурором, прокурорами ЗАТО, специализированных прокуратур с учетом объема и конкретных условий работы.

2.5. Учет общественных помощников, хранение представленных ими документов осуществляется отделом по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края.

3. Полномочия и обязанности общественного помощника прокурора

3.1. Общественный помощник действует в пределах, установленных настоящим Положением, и может привлекаться к проверкам только тех предприятий, организаций и учреждений, которые поднадзорны прокуратуре города, района.

3.2. Общественный помощник участвует в проверках совместно с прокурорским работником. В процессе проверок может выполнять самостоятельно отдельные поручения прокурора, носящие организационно-технический характер. О результатах проделанной работы докладывает прокурорскому работнику, который поручил ему выполнение конкретного задания.

По результатам совместных проверок по поручению прокурорского работника общественный помощник может готовить проекты справок, докладных записок, актов прокурорского реагирования. Осуществляет доставку документов, запросов.

3.3. Общественный помощник обязан в своей деятельности строго руководствоваться нормами настоящего Положения, действовать только в пределах поручений прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора края, оказывать активное содействие деятельности органов прокуратуры.

3.4. Общественный помощник прокурора не должен допускать разглашения сведений, ставших известными ему в связи с выполнением конкретных поручений прокурорского работника, использовать предоставленные полномочия в личных целях.

Смотрите так же:  Полномочия и состав конституционного суда рф

3.5. Общественный помощник обязан информировать прокурора обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению его обязанностей (привлечение к административной, уголовной ответственности, возбуждение в отношении него уголовного преследования и др.).

5. Организация деятельности общественных помощников прокурора

5.1. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет оперативный сотрудник, который в соответствии с распоряжением прокурора края непосредственно руководит его работой.

5.2. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими прокурорскими сотрудниками, осуществляет горрайпрокурор, прокурор ЗАТО и специализированной прокуратуры.

5.3. При поручении конкретных заданий оперативные сотрудники, за которыми закреплены общественные помощники, должны проводить с ними инструктаж, знакомить с нормативными актами, относящимися к предмету проверки, составлять и утверждать планы мероприятий с указанием вопросов, на которые общественному помощнику необходимо обратить особое внимание.

5.4. Запрещается поручать общественному помощнику выполнение таких функций, которые в соответствии с законом обязаны выполнять только прокурорские работники, знакомить его с документами, содержащими государственную тайну, служебную информацию ограниченного пользования.

5.5. В целях повышения уровня подготовки общественных помощников необходимо периодически проводить с ними учебные мероприятия по изучению текущего законодательства, форм и методов прокурорского надзора.

5.6. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник по рапорту горрайпрокуроров, прокуроров ЗАТО, специализированных прокуратур может быть поощрен прокурором Красноярского края мерами, не предусматривающими материальные затраты.

5.7. Положительно зарекомендовавших себя общественных помощников прокурора, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в органы прокуратуры края, горрайпрокурор, прокурор ЗАТО и специализированной прокуратуры может рекомендовать для зачисления в резерв кадров.

6. Зачисление в кадровый резерв

6.1. Общественный помощник, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний, имеющий высшее юридическое образование и желающий в дальнейшем поступить на службу в органы прокуратуры, может быть зачислен в резерв кадров для работы в органах прокуратуры края.

7. Освобождение общественных помощников прокурора

Общественный помощник освобождается от участия в деятельности прокуратуры распоряжением прокурора края:

7.1. По истечении срока назначения общественным помощником.

7.2. По инициативе общественного помощника.

7.3. В случае ненадлежащего выполнения взятых на себя обязанностей, совершения порочащего проступка, либо наличия иных оснований, исключающих дальнейшую работу, по рапорту горрайпрокуроров, прокуроров ЗАТО, специализированных прокуратур.

Как стать общественным помощником прокурора?

Ответ: В соответствии с Положением об общественных помощниках прокуроров органов прокуратуры Нижегородской области, общественным помощником могут быть граждане Российской Федерации не моложе 20 лет, добровольно изъявившие желание участвовать в работе на общественных началах, не привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, обладающие необходимыми моральными и деловыми качествами, имеющие высшее юридическое образование или являющиеся студентами старших курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования.

Работа по подбору кандидатур возлагается на горрайспецпрокуроров. Общественные помощники, как правило, назначаются из числа студентов старших курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию; временно неработающих граждан в возрасте до 30 лет, имеющих практический опыт или специальные познания в различных отраслях права.

Кандидат в общественные помощники предъявляет горрайпрокурору:

— характеристику (отзыв) с последнего места работы или учебы,

— копию зачетной книжки (для обучающихся),

— личный листок по учету кадров,

— автобиографию, написанную собственноручно,

— две цветные фотографии на матовой тонкой фотобумаге размером 3,5х4,5.

— справку о состоянии здоровья формы №086у с заключением нарколога и психиатра,

— копию документа об образовании, паспорта, приписного свидетельства (военного билета).

Прокурор, по результатам изучения документов кандидата, проведенного собеседования, принимает решение о возможности направления представленного кандидатом полного пакета документов и мотивированного ходатайства в кадровое подразделение прокуратуры области для рассмотрения вопроса о назначении его общественным помощником.

По результатам изучения представленных документов начальник отдела кадров прокуратуры области направляет кандидата в общественные помощники для прохождения психодиагностического обследования. В случае присвоения кандидату в общественные помощники I или II группы профессиональной пригодности по результатам психодиагностического обследования, прокурором области может быть издан приказ о назначении общественным помощником.

Прокуратура Оренбургской области

Общественные помощники

Общественные помощники

Институт общественных помощников действует в целях выявления лиц, соответствующих требованиям прокурорской деятельности, обладающих необходимыми профессиональными и моральными качествами, их последующего обучения навыкам практической работы, формирования кадрового резерва прокуратуры области.

Общественным помощником может быть назначен студент, получающий высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, и окончивший второй курс.

Общественные помощники назначаются распоряжением прокурора района, города, межрайонного или специализированного прокурора, по результатам рассмотрения поданных документов, проведения собеседования и проверочных мероприятий.

Перед допуском общественного помощника к исполнению обязанностей осуществляется инструктаж по технике безопасности.

Срок полномочий общественного помощника не может превышать период его обучения по юридической специальности.

Полномочия общественного помощника прекращаются распоряжением соответствующего территориального прокурора:

– в связи с истечением установленного срока полномочий общественного помощника;

­– по инициативе руководителя прокуратуры;

– по инициативе общественного помощника;

– по рапорту прокурорского работника о ненадлежащем исполнении общественным помощником данных ему поручений, злоупотреблении правами, совершении порочащего проступка либо о наличии иных оснований, исключающих его дальнейшую деятельность.

Общественный помощник осуществляет свою деятельность на общественных началах и безвозмездной основе.

Общественный помощник оказывает техническую и информационную помощь прокурорскому работнику в разрешении жалоб, проведении проверок, готовит проекты документов.

Все действия общественный помощник выполняет исключительно по поручению и от имени прокурорского работника.

Общественный помощник в случае привлечения его к уголовной или административной ответственности обязан незамедлительно информировать соответствующего прокурора.

Общественный помощник несет ответственность за достоверность представленной при назначении информации, качество и своевременность выполнения своих обязанностей.

Общественный помощник не вправе совершать проступки, дискредитирующие его и органы прокуратуры, действует только в пределах поручений, данных ему прокурорским работником, с учетом требований законодательства, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора области.

Общественный помощник не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в процессе выполнения поручений и заданий прокурорского работника.

Общественному помощнику запрещается лично или через других лиц получать денежные средства, подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и прочего, а также использовать свой статус и возможности в целях обеспечения получения их для третьих лиц, использовать полномочия общественного помощника в личных целях.

По результатам деятельности общественного помощника руководителем территориальной прокуратуры готовится характеристика с выводами о его соответствии требованиям прокурорской деятельности и возможности приема на работу в органы прокуратуры области.

Оригинал характеристики выдается общественному помощнику.

3. Назначение общественным помощником

Назначение на должность общественного помощника осуществляется прокурором района, города к которому направлен кандидат.

Перед допуском общественного помощника к исполнению обязанностей осуществляется инструктаж по технике безопасности.

Срок полномочий общественного помощника не может превышать 1 год, в дальнейшем при необходимости срок может продлеваться отдельным распоряжением прокурора района, города.

Общественный помощник ежеквартально к 10 числу готовит письменную информацию о проделанной работе, которая направляется в кадровое подразделение прокуратуры области.

Решение о возможности зачисления общественного помощника в перспективный кадровый резерв принимается прокурором района, города в течение 6 месяцев.

При неудовлетворительном результате стажировки в качестве общественного помощника полномочия прекращаются в тот же срок.

460000, г.Оренбург,
ул. Кобозева 51
Тел. (3532)77-65-00, факс: (3532) 77-71-74

Дежурный прокурор:
(3532) 77-21-67 (9ч-18ч) (3532) 77-65-00 (18ч-9ч)

Телефон доверия:
(3532) 77-16-78 (круглосуточно)

Канцелярия:
(3532) 44-92-15

Уважаемые посетители!

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Прокуратуры на карте области

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки журналу «Человек и закон»

Человек и закон: Юрий Яковлевич, каким стал прошедший год для работников российской прокуратуры?

Юрий Чайка: Год был очень непростым, но у работников прокуратуры никогда не бывает мало работы. Мы ощущаем, как растет востребованность прокуратуры, повышается ее авторитет. Люди нам доверяют, потому что получают здесь реальную помощь. Ни одно обращение гражданина не остается без внимания. Поэтому и количество жалоб в органы прокуратуры в последнее время значительно возросло.

Хочу отметить, что в прошедшем году очень непросто было работать в условиях экономического кризиса. Мы провели серию координационных совещаний по усилению надзора в части исполнения трудового законодательства. Это дало потрясающий эффект: задолженность по заработной плате в стране сократилась вдвое. Сейчас во многих регионах мы вообще ее не имеем, несмотря на все сложности и трудности.

Прокуратуре было оказано большое доверие Президентом Российской Федерации: мы получили дополнительный набор полномочий, усиливающих наши возможности вне уголовно-правовой сферы, прежде всего в вопросах защиты прав и интересов граждан.

Повышается роль прокуратуры и с точки зрения надзора за действиями контролирующих органов. Вы знаете, что все внеплановые проверки предприятий среднего и малого бизнеса теперь можно проводить только с санкции прокуратуры. А с 1 января 2010 г. мы будем вести полностью весь учет проверок. Инициируется вопрос, чтобы внеплановые проверки, не только малого и среднего, но и всего предпринимательского сообщества в целом, проводились только с санкции прокуратуры. Внесены изменения в Таможенный кодекс: теперь арест груза, за который не уплачена таможенная пошлина, возможен только с санкции прокурора.

Так что в наступившем году нам предстоит работать, что называется, засучив рукава.

Человек и закон: По поручению Президента России Генеральная прокуратура провела комплексную проверку деятельности государственных корпораций. В общих чертах ее итоги известны: выявлены нарушения законодательства в части нецелевого и неэффективного использования государственного имущества и финансовых средств. Как вы могли бы подытожить результаты этой проверки?

Юрий Чайка: Эта тема очень широко освещалась, поэтому я не буду повторяться. В целом скажу, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Контрольным управлением Президента Российской Федерации была проведена проверка исполнения федерального законодательства в государственных корпорациях по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», по атомной энергии «Росатом», по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, «Агентство по страхованию вкладов», «Российская корпорация нанотехнологий», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» и «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Деятельность государственных корпораций в основном отвечает установленным законом целям. Вместе с тем проверкой установлены отдельные факты невыполнения возложенных законом на государственные корпорации функций и задач, несоответствия деятельности корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании, нецелевого и неэффективного использования государственными корпорациями имущества и финансовых средств, переданных им государством.

Смотрите так же:  Гражданский кодекс часть 3 российская газета

Имели место факты незаконного распоряжения переданным государственным корпорациям имуществом. При наличии в штатах государственных корпораций высокооплачиваемых квалифицированных специалистов оплачивались значительные расходы сторонних организаций и физических лиц по выполнению услуг, входящих в обязанности сотрудников корпораций.

Из-за отсутствия в законодательстве о госкорпорациях ограничений для их служащих, механизма урегулирования конфликта интересов допускались факты принятия решений в интересах служащих корпораций либо аффилированных с ними структур.

На государственные корпорации не распространяются требования законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг), что приводит к непрозрачности размещения заказов и способствует злоупотреблениям в сфере проведения торгов.

Это создает условия для использования избирательного подхода при выборе поставщиков, усиливает коррупционные риски и, как следствие, влечет неэффективное расходование выделенных бюджетных средств.

До настоящего времени не установлены единые критерии выделения государственной корпорации как организационно-правовой формы юридического лица. Неопределенность законодательного понятия «государственная корпорация» привела к тому, что к числу корпораций причислены организации, значительно отличающиеся друг от друга по видам деятельности и организационным структурам.

Мировой опыт свидетельствует о том, что государственные корпорации, как правило, неприбыльные, создаются исключительно в тех областях, где рыночные институты не работают и требуется создание условий для инновационного развития. Они осуществляют свою деятельность под жестким контролем государства до выполнения поставленных задач.

С учетом изложенного Генеральная прокуратура Российской Федерации обратилась к Президенту Российской Федерации с предложением поручить Правительству Российской Федерации провести анализ экономической эффективности деятельности государственных корпораций; разработать критерии эффективности их деятельности; внести предложения по изменению законодательства с целью обеспечения прозрачности их деятельности и полноценного контроля со стороны государства, в том числе по законодательному закреплению правового статуса работников государственных корпораций, частично распространив на них ограничения, установленные для государственных служащих.

Человек и закон: Боковые договоры, подложные обязательства и аффилированные фирмы-прилипалы давно стали отпечатками пальцев коррупции, ее родимым пятном. Своеобразные обычаи делового оборота, сложившиеся в России, дают мало оснований для оптимизма: воруют охотно и изощренно, чаще – по договоренности. Что же получается, там, где правит выгода – коррупция неискоренима?

Юрий Чайка: История России действительно богата разнообразными примерами казнокрадства. И нельзя сказать, что происходящее сегодня – беспрецедентно как по своим масштабам, так и по проявлениям.

Просто в переходный период, когда менялось существовавшее общественное устройство, нерешенность ряда проблем правового, социально-экономического и иного характера подхлестнула рост коррупционных проявлений, способствовала их укоренению в системе государственного аппарата. В условиях же переживаемого экономического кризиса такие проявления ощущаются особенно остро.

Вместе с тем сегодня предпринимаются необходимые меры по обузданию коррупционного произвола чиновников с учетом всех известных правоохранительной системе уловок и ухищрений, применяемых коррупционерами. Именно с этой целью большинство предпринимаемых мер носят упреждающий, предупредительный характер.

В системе органов прокуратуры еще в 2007 г. сформированы специализированные подразделения по противодействию коррупции, ориентированные именно на предупреждение коррупции, т.е. устранение порождающих ее причин и условий. В этом – новизна современного подхода к противодействию этому социально опасному явлению. Ведь вполне очевидно, что, сколь бы успешно ни велась борьба с отдельными коррупционными проявлениями, ее результаты будут иметь лишь кратковременный эффект, если не устранить почву для воспроизводства коррупции.

Данная задача весьма амбициозна, и в одиночку нам не справиться. Для успешного ее решения необходима консолидация усилий как властных органов, так и всех здоровых сил общества, поскольку коррупция как системное заболевание нашего государства и общества в целом требует комплексного подхода.

Нацеленность органов прокуратуры на усиление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции способствовала значительному повышению результативности прокурорских проверок, реальности привлечения виновных к ответственности.

Я приведу для примера некоторые цифры. В период со второго полугодия 2008 г. и по первое полугодие 2009 г. (т.е. в течение года действия Национального плана противодействия коррупции) органами прокуратуры выявлено более 260 тыс. нарушений закона о противодействии коррупции, в целях устранения которых принесено более 42 тыс. протестов, по результатам рассмотрения которых около 36, 5 тыс. нормативных правовых актов приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, в суды направлено более 13 тыс. заявлений, внесено свыше 48 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых около 30 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, предостережено о недопустимости нарушений действующего законодательства более 10 тыс. лиц, к административной ответственности привлечено около 6 тыс. лиц. По материалам органов прокуратуры, направленных в следственные органы в порядке ст. 37 УПК РФ, возбуждено более 4,5 тыс. уголовных дел коррупционной направленности.

Наибольшее число правонарушений, сопряженных с коррупционной составляющей, органами прокуратуры выявлено в сферах исполнения бюджетного законодательства, законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также в сфере реализации органами государственной и муниципальной власти разрешительных процедур.

Человек и закон: Юрий Яковлевич, вы входите в Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Что вы вкладываете в само понятие «коррупция»? Каковы ее признаки, как можно юридически квалифицировать коррупцию, суммой каких составов преступления она является?

Юрий Чайка: Понятие коррупции определено действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 25 декабря 2009 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 1 указанного закона определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

За совершение коррупционных правонарушений предусмотрена административная и уголовная ответственность. В рамках уголовного законодательства к преступлениям коррупционной направленности традиционно относят преступления, предусмотренные главой 30 Уголовного кодека РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», в частности злоупотребление должностными полномочиями, получение и дача взятки, служебный подлог, а также иные корыстные преступления, совершенные с использованием служебного положения, например присвоение или растрата чужого имущества, мошенничество.

Вместе с тем в плане статистической отчетности каждое правоохранительное ведомство по-своему определяет перечень преступлений коррупционного характера. Отсюда и частые различия в показателях деятельности по борьбе с этим явлениям.

Именно поэтому в числе первоочередных задач Генеральной прокуратурой Российской Федерации определено установить единый перечень коррупционных преступлений.

Эта работа уже близка к завершению. Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием представителей всех правоохранительных органов и Верховного Суда Российской Федерации разработаны предложения по формированию такого перечня.

Человек и закон: Что такое Национальный план противодействия коррупции и какие задачи он ставит перед работниками прокуратуры? В чем видятся приоритетные моменты работы?

Юрий Чайка: Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г., – главный стратегический документ страны, которым концептуально определены ключевые направления организации работы по системному противодействию коррупции в Российской Федерации.

Основной акцент сделан на предупреждение коррупционных проявлений. Структурно Национальный план предусматривает принятие трех видов мер: по законодательному обеспечению противодействия коррупции; по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции и по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.

Отдельным разделом предусмотрено принятие первоочередных мер по реализации Национального плана, определены ответственные за их осуществление государственные органы.

В целом в Национальном плане получили закрепление как меры разового характера (связанные, например, с принятием конкретных законодательных актов), так и мероприятия, осуществляемые на постоянной основе.

К последним необходимо отнести мероприятия, входящие в компетенцию органов прокуратуры Российской Федерации. Так, Национальным планом органам прокуратуры Российской Федерации (в лице Генерального прокурора Российской Федерации), в частности, поручено:

1) усилить надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, при возбуждении, расследовании и прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а также активизировать работу координационных совещаний, создание и функционирование которых предусмотрено статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (пункт 3 раздела IV Национального плана);

2) организовать проверки законности использования государственного имущества (подпункт «а» пункта 4 раздела IV Национального плана);

3) организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации (подпункт «г» пункта 4 раздела IV Национального плана).

Сегодня все эти направления деятельности органов прокуратуры являются приоритетными. В целях обеспечения своевременной и качественной реализации мероприятий Национального плана Генеральной прокуратурой Российской Федерации предпринят ряд организационных и практических мер.

До прокуроров нижестоящих прокуратур доведены положения целевых информационных документов и методических рекомендаций по проблемам борьбы с коррупцией, соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе.

Налажено взаимодействие с Советом при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Руководство Генеральной прокуратуры участвует в заседаниях Совета и президиума Совета, которые систематически информируются о ходе исполнения запланированных мероприятий.

Человек и закон: В числе первоочередных мер по реализации Национального плана по борьбе с коррупцией решено провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Российской Федерации. Законопроекты изучает Минюст, а правоприменительная практика – уже компетенция прокуратуры. О каких результатах этой проверки мы можем говорить?

Юрий Чайка: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов является относительно новым направлением прокурорского надзора, которое в настоящее время проходит стадию становления, включения в действующую систему работы органов прокуратуры.

В то же время необходимо отметить, что изучение нормативных правовых актов на предмет выявления коррупциогенных факторов не является для прокуроров незнакомым направлением деятельности. Так, еще в 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации с привлечением ряда общественных организаций и Всероссийского института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации была разработана методика оценки на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов.

Ратифицированная Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ) статьей 5 которой предусмотрены меры по предупреждению и противодействию коррупции – «оценка соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбе с ней», давала правовые основания для начала организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и анализа практики правоприменения на коррупциогенность даже в отсутствие федерального антикоррупционного законодательства.

Включение организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации в число первоочередных мер по реализации Национального плана противодействия коррупции явилось следующим этапом нормативного закрепления данного направления профилактики коррупции в российском законодательстве.

С принятием в июле 2009 г. Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и соответствующих изменений, внесенных в Закон «О прокуратуре Российской Федерации» органами прокуратуры нарабатывается практика применения полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы.

Смотрите так же:  Лицензия для iobit uninstaller

Всего органами прокуратуры за 9 месяцев 2009 г. изучено на предмет наличия коррупциогенных факторов свыше 380 тысяч нормативных правовых актов, в том числе 6613 в представительных (законодательных) органах субъектов Российской Федерации и 21647 в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также изучено более 186 тысяч проектов нормативных правовых актов, из которых 6955 в представительных (законодательных) органах субъектов Российской Федерации и 11 068 в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

За 9 месяцев 2009 г. выявлено 28 435 нормативных правовых актов и их проектов, в которых содержалось 37 914 коррупциогенных факторов. В том числе 352 нормативных правовых акта представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, содержащих 556 коррупциогенных факторов и 1136 нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащих 2308 коррупциогенных факторов.

Таким образом, в целом в органах власти субъектов Российской Федерации прокурорами выявлено 1488 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. При этом 700 из них противоречили действующему законодательству.

Наибольшее количество коррупционных факторов выявляется в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы бюджетных правоотношений (в том числе при осуществлении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд), использования государственной и муниципальной собственности и управления ею, здравоохранения и социального развития, использования и предоставления земельных участков, государственной поддержки предпринимательства.

Человек и закон: Корректировку законодательства можно отнести к профилактическим мерам: уничтожая предпосылки, мы предотвращаем последствия, например коррупционное правонарушение должностного лица. Но что будет делаться в практической плоскости?

Юрий Чайка: Действительно, своевременная корректировка законодательства представляется жизненно необходимой. Однако она тогда лишь будет иметь максимальный эффект, когда основана на анализе практики правоприменения. Именно поэтому Национальным планом задача корректировки законодательства Российской Федерации тесно увязана с необходимостью внедрения системы мониторинга правоприменения. Эта задача возложена Национальным планом на Минюст России, которым были подготовлены проект указа Президента Российской Федерации и методики по осуществлению такого мониторинга.

Однако, насколько известно, подготовленные Минюстом России документы оказались небезупречными, в связи с чем они возвращены Правительством Российской Федерации для доработки и повторного внесения на рассмотрение Правительства Российской Федерации в августе 2010 г.

В целом прокуроры Российской Федерации задачу корректировки законодательства решают в настоящее время в рамках осуществляемой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Что касается Генеральной прокуратуры Российской Федерации, то нами в инициативном порядке анализируется на коррупциогенность ряд ключевых законодательных актов. Так, например, Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализирован на наличие положений, способствующих коррупционным проявлениям, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». О выявленных в данном законе коррупциогенных факторах и предложениях по их устранению проинформированы Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Человек и закон: Гулом в кремлевских коридорах отдалась фраза из послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию: «Но сажать надо». Не ожидает ли Россию вал уголовных преследований по обвинениям в коррупции?

Юрий Чайка: Как уже отмечалось, основная направленность принимаемых в стране антикоррупционных мер (в том числе силами правоохранительных органов) – это устранение условий, способствующих коррупционным проявлениям. Вместе с тем одной из действенных мер профилактики является обеспечение неотвратимости наказания.

И в этом плане работа нами ведется в целях укрепления законности и правопорядка. Мы в полной мере осознаем риск возможных «перегибов» на местах и оперативно реагируем на все возможные нарушения и злоупотребления.

Эффективный контроль за деятельностью следственных органов достигается путем реализации процессуальных полномочий прокурора по организации надзора с использованием предоставленных УПК РФ полномочий.

Наибольшая эффективность прокурорского реагирования проявляется при отмене незаконных решений следователя о возбуждении уголовных дел, а также на стадии рассмотрения вопроса о направлении уголовного дела в суд с обвинительным заключением, т.е. в тех случаях, когда процессуальное законодательство предоставило непосредственно прокурору право отменять или не утверждать незаконные решения следователя.

При осуществлении надзора за законностью процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела за 9 месяцев 2009 г. по инициативе прокуроров следственными органами отменено 4361 (за аналогичный период прошлого года – 3542) незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовных дел коррупционной направленности, непосредственно прокурорами отменено 427 (АППГ – 295) незаконных постановлений о возбуждении таких дел. Кроме того, по инициативе прокурора отменено 252 постановления следователей о прекращении таких дел и 245 об их приостановлении.

Прокуратура во всех случаях проверяет законность и обоснованность принятых процессуальных решений на стадии предварительного следствия, участвует в рассмотрении уголовных дел судами. По всем фактам необоснованного привлечения к уголовной ответственности, других нарушений уголовно-процессуального законодательства прокуратурой принимаются меры реагирования в рамках имеющихся полномочий.

В то же время после внесенных в 2007 г. изменений в УПК РФ возник некоторый дисбаланс следственных и надзорных полномочий. Полномочия прокурора по осуществлению внешнего контроля за правоохранительной деятельностью были ослаблены, в частности, неоправданно резко сужены возможности прокурора по отмене незаконных и необоснованных решений следственных органов, ущемляющих права и законные интересы граждан и юридических лиц, устранению факторов, создающих предпосылки для коррупционного произвола.

В этой связи укрепление позиции прокурора в уголовном судопроизводстве на стадии предварительного расследования, на наш взгляд, способствовало бы большей защищенности прав граждан, привлекающихся к уголовной ответственности, недопущению злоупотреблений со стороны органов следствия.

Человек и закон: При столь значительном круге полномочий должен остро стоять вопрос о квалифицированных кадрах прокуратуры?

Юрий Чайка: Вы знаете, у нас проблем с кадрами нет. Сегодня в прокуратуре как никогда сложился корпус высококвалифицированных работников. Мы сегодня можем позволить себе брать на работу лучших профессионалов, при этом во многих регионах стоит очередь на трудоустройство в прокуратуру.

Кадров, конечно, не хватает, но мое основное кредо – решать любую задачу имеющимися средствами. И решать ее только в рамках Закона.

Мы ищем разные формы повышения эффективности нашей работы.

В сложившихся условиях резко возрастает значение института общественных помощников прокуратуры. Люди, которые изъявляют желание служить в прокуратуре, должны проходить испытание, в течение которого они на практике знакомятся с работой нашей системы. Для нас же общественные помощники должны стать кадровым резервом. Я сам начинал общественным помощником.

Человек и закон: А как вы сами пришли на службу в прокуратуру?

Юрий Чайка: Юристом я решил стать не сразу. Я поступил сначала в Политехнический институт, но учебу в нем оставил. Отслужил в Вооруженных Силах срочную службу, а потом, после увольнения в запас, вернулся в свой город. До поступления в вуз у меня было несколько месяцев. И как-то я зашел в прокуратуру. В то время на юридический факультет поступить было очень сложно: нужны были рекомендации от обкома и горкома, партии, от прокуратуры области. Я пошел общественным помощником в прокуратуру, и мне дали направление на учебу.

Поехал поступать с Дальнего Востока в Свердловск, абсолютно для меня чужой город. Но ничего, поступил. У меня учителя великие были: Сергей Сергеевич Алексеев, Иван Яковлевич Дерягин, Вениамин Федорович Яковлев, Октябрь Алексеевич Красавчиков. Что не имя – то легенда. Свердловский юридический институт был тогда, да и сейчас остается одним из ведущих в стране. Школа там великолепная.

После окончания института уехал в Сибирь, где отработал в органах прокуратуры Иркутской области 20 лет. Прошел путь от следователя до прокурора области.

Человек и закон: Чего бы вы хотели пожелать читателям нашего журнала в наступившем году?

Юрий Чайка: От всего сердца хочу пожелать здоровья, крепости духа, никогда не отчаиваться, ставить перед собой смелые цели. В семьях пусть будут благополучие и любовь.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех работников органов прокуратуры с профессиональным праздником, который отмечается 12 января. Задач перед нами в наступившем году стоит очень много. Не сомневаюсь, что все они с честью будут решены.

Беседовали В. Гриб,
Э. Киташов

Чайка Юрий Яковлевич, родился в 1951 году г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края. В 1972 году после возвращения из армии поступил в Свердловский юридический институт. В 1976 году был принят стажером в органы прокуратуры.

Вступление в должность

  • Главная
  • Биография
  • Вступление в должность
  • Выступления
  • Интервью
  • Фотоальбом
  • Письмо прокурору
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2019 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

© 2003-2019
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены

Другие публикации:

  • Льготы для инвалидов 2 группы по оплате коммунальных услуг Как и в каком размере предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг для инвалидов Часто в жизни люди оказываются в сложных ситуациях из-за проблем со своим здоровьем или здоровьем своих близких. Многие теряются, не знают, кто и как […]
  • Как оформить повышение квалификации в другом городе Повышение квалификации работника в другом городе Уважаемые коллеги, может у кого-то был опыт направления сотрудника в другой город для повышения квалификации. Вопрос вот в чем: отправляем инженера в Москву, заключаем с ней дополнительный […]
  • Льготы педагогам в городе Льготы учителям Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и […]
  • Средняя пенсия по коми Минимальная пенсия в Республике Коми Минимальная пенсия в Республике Коми в 2019 году В Республике Коми в 2019 не работающим пенсионерам полагается доплата к пенсии до 10742 руб. Размер регионального прожиточного минимума пенсионера […]
  • Приказ 10 25 мвд Приказ МВД РФ от 23 апреля 2012 г. N 348 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на […]
  • Стаж пилота это Когда и с какими почестями уходят на пенсию пилоты Вопрос интересный, пенсионный возраст увеличивают, работать надо больше, но есть профессии, на которые это не действует. Профессии с выслугой лет, например пилоты. Сколько нужно лет […]
Общественный помощник прокурора это