Административная ответственность акционерных обществ за нарушение порядка предоставления информации акционерам и уполномоченным органам

Новый финансовый год ознаменован рядом важных изменений законодательства, регулирующего деятельность акционерных обществ. Расширен перечень лиц, на которых может быть возложено административное наказание.

С 1 января 2011 года вступил в силу федеральный закон от 04.10.2010 № 264-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которымуточнен порядок раскрытия и предоставления информации на рынке ценных бумаг и установлена процедура освобождения от обязанности раскрытия в акционерных обществах. Введено понятие контролирующего лица.

Информационным письмом от 18.01.2011 г. № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» Президиум ВАС РФ дал рекомендации арбитражным судам как применять законодательство об административных правонарушениях.

В случае не предоставления или нарушения порядка, сроков предоставления акционерным обществом (АО) информации в Федеральную службу по финансовым рынкам или акционеру АО по его требованию такое общество может быть привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.19, ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ непредставление или нарушение акционерным обществом порядка и сроков представления в ФСФР ежеквартальных отчетов, сообщений о существенных фактах деятельности общества, непредставление информации по требованию акционера влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц: от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок до 1 года;
— на юридических лиц: от 500 000 до 700 000 рублей.

Что же понимается под существенными фактами? Статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что таковыми считаются сведения о:
— реорганизации АО, его дочерних и зависимых обществ;
— разовом увеличении или уменьшении стоимости активов АО более чем на 10%;
— разовом увеличении чистой прибыли или чистых убытков АО более чем на 10%;
— разовых сделок АО, размер которых или стоимость имущества по которым составляет 10% и более активов АО;
— об этапах процедуры эмиссии акций, о приостановлении и возобновлении эмиссии акций, о признании выпуска акций несостоявшимся или недействительным;
— включении в реестр акционеров АО акционера, владеющего не менее чем 5 % обыкновенных акций этого же АО, а также любом изменении, в результате которого доля принадлежащих этому акционеру таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 % размещенных обыкновенных акций;
— начисленных и (или) выплаченных дивидендах по акциям;
— споре, связанном с созданием АО, управлением им или участием в нем в том числе о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления, заявления к производству, об изменении основания или предмета ранее заявленного иска, о принятии обеспечительных мер, об отказе от иска, о признании иска, о заключении мирового соглашения, о принятии судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции и о целом ряде других фактов.

В определенных случаях (ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг) акционерное общество может быть освобождено от раскрытия информации перед ФСФР (по решению ФСФР), но не перед акционерами. Соответственно, административную ответственность за нарушение обязательств перед акционерами оно несет всегда.

Согласно ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ нарушение порядка или срока направления сообщения о проведении общего собрания акционеров, а также не предоставление или нарушение срока предоставления информации, подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания акционеров влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц: от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок до 1 года;
— на юридических лиц: от 500 000 до 700 000 рублей.

Аналогичные санкции применяются и для обществ с ограниченной ответственностью в той части, которая относится к ним.

Статьей 15.22 КоАП установлены санкции за нарушение правил ведения реестра акционеров. Так, незаконный отказ или уклонение от внесения записей в реестр акционеров или невыполнение требований владельца акций о предоставлении выписки из системы ведения реестра влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
— на юридических лиц: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом или не передача документов реестра другому уполномоченному лицу влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
— на юридических лиц: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Нарушение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг иных требований к порядку ведения реестра влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц: от 5 000 до 10 000 рублей;
— на юридических лиц: от 100 000 до 300 000 рублей.

Дела об этих административных правонарушениях рассматривают органы ФСФР, они же составляют протокол об административном правонарушении и по результатам рассмотрения дела выносят постановление. Дело может быть передано на рассмотрение судьи в случаях, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении об административном правонарушении указывается статья КоАП РФ с санкцией за ее нарушение и мотивированное решение по делу.

Вывод: владельцы акций акционерных обществ, участники обществ с ограниченной ответственностью, их исполнительные органы в целях избегания административной ответственности за совершение правонарушений обязаны пригласить в штат специалиста, который бы разбирался в тонкостях корпоративного законодательства, с тем, чтобы обезопасить себя от законных притязаний органов ФСФР и «обиженных» акционеров (участников) обществ.

16 апреля 2009 Усилена административная ответственность за нарушение законодательства об АО, ООО, рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах

Информационное письмо № 20

Юридическая фирма «Гольцблат БЛП» сообщает, что принят Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг» (далее — Федеральный закон), который вступил в силу 13 апреля 2009 года.

Федеральный закон усилил административную ответственность юридических лиц, их руководителей и членов образованных юридическими лицами органов за нарушение названного законодательства.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) расширен перечень лиц, которые по ряду правонарушений несут административную ответственность наравне с должностными лицами. Теперь это руководители и другие работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, индивидуальные предприниматели, а также члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций.

КоАП РФ дополнен следующими новыми составами правонарушений:

  • Нарушение требований законодательства о хранении документов
  • Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов
  • Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства
  • Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фонд
  • Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг
  • Незаконное использование слов «инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний
  • Непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков

В КоАП РФ дана новая редакция следующих составов правонарушений:

  • Недобросовестная эмиссия ценных бумаг
  • Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами
  • Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг
  • Воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами
  • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг
  • Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг

В несколько раз увеличен размер ответственности юридических лиц, их руководителей и членов их органов за нарушения на рынке ценных бумаг (например, по составам недобросовестная эмиссия, незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами, нарушение требований законодательства по представлению и раскрытию информации на рынке ценных бумаг, нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг и др.).

Федеральным законом были также внесены изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», устанавливающие более подробный перечень действий, подпадающих под определение «манипулирование ценами на рынке ценных бумаг», а также перечень действий, которые под это определение не подпадают.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

Штраф 1 000 000 рублей за нарушение корпоративных процедур в АО и ООО и другие изменения Кодекса об административных правонарушениях.

С 13 апреля 2009 года вступают в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые были введены Федеральным законом от 09 февраля 2009 года №9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах. ». Анна Краева, ведущий юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С, рассматривает в данной статье основные изменения.

Увеличение размера штрафных санкций

Первое, что обращает на себя внимание, — это повышение размера штрафов до уровня, который ранее Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП) никогда не предусматривался. По некоторым правонарушениям — до 1 млн рублей!

1. В КоАП ответственность в сфере корпоративного законодательства традиционно устанавливалась статьями 15.17-15.24 и рядом других статей. Законом от 09.02.2009 №9-ФЗ граница ответственности была расширена путем введения новой статьи 13.25 — «Нарушение требований законодательства о хранении документов». За нарушение акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью обязанности по хранению документов, которая предусмотрена законодательством об АО или ООО соответственно, а также за нарушение установленных порядка и сроков хранения обязательных документов, общества обоих организационно-правовых форм могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа от 200 до 300 тысяч рублей.

Смотрите так же:  Образец заявления в иц

Законы «Об АО» (статья 89) и «Об ООО» (статья 50) приводят списки документов, хранение которых обязательно. К ним относятся учредительные документы обществ, их внутренние документы (положения, регламенты и пр.), протоколы общих собраний акционеров (участников), списки аффилированных лиц и другие документы (в т.ч. бухгалтерские).

Кроме того, для соблюдения данных норм также значимы Постановление ФКЦБ РФ от 16.07.2003 №03-33/пс «Об утверждении положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ» и «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (утвержден Росархивом 06.10.2000).

Функции по контролю и надзору за соблюдением указанных выше положений обществами с ограниченной ответственностью закреплены за должностными лицами органов, уполномоченных в области управления архивным фондом (Росархив), и за судами общей юрисдикции. Росархив уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, а суды будут рассматривать дела об административных правонарушениях. В отношении акционерных обществ составлять протоколы и рассматривать дела по факту нарушения пункта 1 статьи 13.25 КоАП уполномочены органы в области финансовых рынков (ФСФР).

Т.е. фактически произошло зарождение нового силового органа — «архивного спецназа». Не исключено, что его будут использовать в конкурентных войнах (гринмейл), взяв на вооружение формальные поводы, например, отсутствие какого-нибудь протокола общего собрания, ибо размер штрафов впечатлит любого руководителя.

2. Обращает на себя внимание и еще одна новая статья КоАП — ст.15.23.1 «Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов».

Статья содержит 10 пунктов, посвященных нарушениям при подготовке и проведении общих собраний акционеров АО, и один пункт, посвященный нарушениям при подготовке и проведении общих собраний участников ООО. Таким образом, что касается акционерных обществ, законодатель попытался максимально определить те случаи, когда само акционерное общество либо его органы управления будут нести ответственность, начиная от нарушения порядка или срока направления уведомления о проведении общего собрания акционеров и заканчивая нарушением секретарем или председателем собрания требований к содержанию, форме или сроку оставления протокола общего собрания акционеров.

Ответственность за нарушение статьи 15.23.1. КоАП предусмотрена в виде: штрафа в размере от 500 до 700 тысяч рублей — для юридических лиц; штрафа от 20 до 30 тысяч рублей либо дисквалификации сроком до одного года — для должностных лиц.

3. С 13 апреля 2009 года также вводится ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа (ч.9 ст.19.5 КоАП) и за непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков (ст.19.7.3). Последняя норма касается непредставления или нарушения порядка либо сроков представления отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представления информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации.

За данные правонарушения для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде штрафа от 500 до 700 тысяч рублей; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

4. В целом «традиционные» для акционерных обществ статьи 15.17-15.22 претерпели существенные изменения (не только санкции, но и диспозиции). Самые высокие санкции (до 1 млн рублей. ) предусмотрены за нарушение требований законодательства РФ о раскрытии информации, за разглашение «инсайдерской» информации, за нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Дисквалификация

Второе важное изменение в КоАП — введение такой меры ответственности за нарушение законодательства об акционерных обществах, как дисквалификация. Раньше такой вид административного наказания к нарушениям в сфере акционерного законодательства не применялся.

При этом круг должностных лиц, к которым может быть применена дисквалификация, был расширен. Члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов, счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, теперь несут административную ответственность как должностные лица (см. изменения в статью 2.4. КоАП).

Максимальный срок дисквалификации установлен на уровне в 2 года для правонарушений в сфере раскрытия информации, использования «инсайдерской» информации и пр. По всем нарушениям, связанным с подготовкой и проведением общих собраний акционеров (статья 15.23.1 КоАП), должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок до 1-го года (за исключением нарушения председателем или секретарем общего собрания акционеров требований к содержанию, форме или сроку составления протокола общего собрания акционеров; в данном случае максимальный срок дисквалификации составляет 6 месяцев).

Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности

Третье существенное изменение КоАП — это увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об АО и ООО. Срок увеличен с двух месяцев до одного года.

Если проанализировать все вышеуказанные изменения в совокупности, становится очевидно, что законодатель установил такие «драконовские» меры, чтобы избежать серьезных нарушений в корпоративном законодательстве (рейдерские захваты, повсеместное нарушение прав миноритарных акционеров и пр.). Но, естественно, эти положения затронут не только крупный бизнес с их частными корпоративными войнами, но и мелкие компании. У малого бизнеса проблемы могут возникнуть просто потому, что многие предприниматели не могут позволить себе ни штатного юриста, ни юриста на аутсорсинге, которые могли бы контролировать и обеспечивать исполнение требований закона. Вполне возможно, что это приведет и к уходу некоторых небольших бизнесов с рынка, так как штраф в размере 500 тысяч рублей, наложенный, например, за нарушение порядка созыва общего собрания участников, может стать непомерно большим для таких компаний.

Статья опубликована в журнале «ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС», №13/2009

11. Ответственность за нарушение порядка приобретения акций по обязательному предложению

Основные применимые нормы:

— ст. 15.28 КоАП РФ;

— глава XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах).

Закон об акционерных обществах обязывает лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них ценных бумаг (обязательное предложение).

Также Законом об акционерных обществах установлены требования к порядку направления и принятия обязательного предложения.

При этом ст. 15.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил приобретения более 30% акций открытого акционерного общества. Однако указанная статья не конкретизирует, за какие именно нарушения общество может быть привлечено к ответственности.

С 01.09.2014 вступили в силу изменения, внесенные в гл. 4 ГК РФ. В частности, согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ допускаются две организационно-правовые формы хозяйственных обществ: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. Открытые и закрытые акционерные общества в редакции Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 01.09.2014, не предусмотрены.

Акционерное общество может иметь статус публичного или непубличного общества. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным признается акционерное общество, акции и конвертируемые в них ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Также публичными признаются акционерные общества, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Акционерные общества, не отвечающие данным признакам, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

В силу п. 1.1 ст. 1 Закона об акционерных обществах положения этого закона применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

С 01.09.2013 упразднена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) (п. п. 1, 8 Указа Президента РФ от 25.07.2013 N 645). Ее правопреемником является Банк России (ст. 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ). Так, Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. ст. 15.17 — 15.22, ч. ч. 1 — 10 ст. 15.23.1 КоАП РФ (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 23.07.2013 N 249-ФЗ).

На практике возникают вопросы об основаниях привлечения к ответственности за нарушение правил приобретения более 30% акций общества.

11.1. Вывод из судебной практики: Непредставление лицом, направившим обязательное предложение, отчета об итогах его принятия в ФСФР России (с 01.09.2013 — Банке России) в установленный законодательством срок может являться основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 15.28 КоАП РФ («Нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества»).

С 01.09.2013 упразднена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) (п. п. 1, 8 Указа Президента РФ от 25.07.2013 N 645). Ее правопреемником является Банк России (ст. 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ). Так, Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. ст. 15.17 — 15.22, ч. ч. 1 — 10 ст. 15.23.1 КоАП РФ (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 23.07.2013 N 249-ФЗ).

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.12.2011 по делу N А56-21089/2011

«. Общество с ограниченной ответственностью «Стратегия развития бизнеса» (место нахождения: город Санкт-Петербург, проспект Владимирский, дом 17; ОГРН 1037843136088; далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее — Региональное отделение) от 01.02.2011 N 72-11-424/пн о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, 24.02.2010 эмитентом (открытое акционерное общество «Отель Санкт-Петербург») получено обязательное предложение о приобретении более 30 процентов общего количества его акций Обществом.

Согласно обязательному предложению срок его принятия составляет 71 день со дня получения данного обязательного предложения эмитентом.

При осуществлении контроля за приобретением акций эмитента Региональное отделение выявило, что в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчет Общества об итогах принятия обязательного предложения не поступал.

По указанному факту нарушения правил приобретения более 30 процентов акций эмитента Региональное отделение составило в отношении Общества протокол от 11.11.2010 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.28 КоАП РФ, а постановлением от 01.02.2011 N 72-11-424/пн признало его виновным в совершении этого административного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявления.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и, приняв во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, уменьшил размер штрафа до 50 000 руб.

В силу пункта 9 статьи 84.3 Закона и пункта 2.11 Положения лицо, направившее добровольное или обязательное предложение, не позднее чем через 30 дней с даты истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения обязано направить в открытое общество и федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчет об итогах принятия соответствующего предложения.

Смотрите так же:  Льготы пенсионерам по налогам на землю в башкирии

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что обязательное предложение направлено Обществом эмитенту и получено им 24.02.2010; срок принятия обязательного предложения составляет 71 день со дня его получения эмитентом; Обществом отчет об итогах принятия обязательного предложения в Региональное отделение в срок, установленный пунктом 9 статьи 84.3 Закона, не направлен.

Нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.28 КоАП РФ.

Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено, что доказательств невозможности выполнения Обществом своей публично-правовой обязанности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не имеется.

Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения.

Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены не имеется. «

11.2. Вывод из судебной практики: Ненаправление лицом, которое приобрело более 30 процентов акций ОАО, обязательного предложения в общество и в ФСФР России (с 01.09.2013 — Банк России) в установленный законодательством срок является основанием для привлечения такого лица к административной ответственности по ст. 15.28 КоАП РФ («Нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества»).

С 01.09.2013 упразднена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) (п. п. 1, 8 Указа Президента РФ от 25.07.2013 N 645). Ее правопреемником является Банк России (ст. 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ). Так, Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. ст. 15.17 — 15.22, ч. ч. 1 — 10 ст. 15.23.1 КоАП РФ (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 23.07.2013 N 249-ФЗ).

С 01.09.2014 вступили в силу изменения, внесенные в гл. 4 ГК РФ. В частности, согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ допускаются две организационно-правовые формы хозяйственных обществ: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. Открытые и закрытые акционерные общества в редакции Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 01.09.2014, не предусмотрены.

Акционерное общество может иметь статус публичного или непубличного общества. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным признается акционерное общество, акции и конвертируемые в них ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Также публичными признаются акционерные общества, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Акционерные общества, не отвечающие данным признакам, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

В силу п. 1.1 ст. 1 Закона об акционерных обществах положения этого закона применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

Постановление ФАС Московского округа от 23.09.2009 N КА-А40/9500-09 по делу N А40-28736/09-147-167

«. Общество с ограниченной ответственностью «НЬЮ-ИНДАСТРИ» (далее — ООО «НЬЮ-ИНДАСТРИ», общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее — РО ФСФР России в ЦФО, административный орган) от 19.02.2009 N 13-2009-Ю77-001-001 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Как установлено судами, 12.12.2008 в РО ФСФР России в ЦФО поступило уведомление от ООО «НЬЮ-ИНДАСТРИ» о приобретении обыкновенных бездокументарных акций Московского открытого акционерного общества «Слава» (Второй часовой завод), о чем 03.12.2008 была внесена приходная запись по лицевому счету ООО «НЬЮ-ИНДАСТРИ».

Впоследствии общество не выполнило требования пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Федеральный закон «Об акционерных обществах»), не направив в срок до 11.01.2009 в МОАО «Слава» публичную оферту о приобретении ценных бумаг, а также обязательное предложение в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в МОАО «Слава».

Отразив приведенные обстоятельства в акте N 14 от 29.01.2009, 06.02.2009 РО ФСФР России в ЦФО составило в отношении ООО «НЬЮ-ИНДАСТРИ» протокол об административном правонарушении, согласно которому ему, как лицу, приобретшему более 30% акций открытого акционерного общества, вменено нарушение правила приобретения акций, и постановлением от 19.02.2009 привлекло ООО «НЬЮ-ИНДАСТРИ» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.28 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Общество оспорило данное постановление административного органа в судебном порядке.

В части нарушения установленного законом срока направления обязательного предложения постановление административного органа обществом не оспаривается, — ООО «НЬЮ-ИНДАСТРИ» признает наличие вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.28 КоАП РФ. Принятые по делу решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций в этой части также не обжалованы.

С учетом изложенного, вывод двух судебных инстанций о законности и обоснованности оспариваемого по делу постановления РО ФСФР России в ЦФО является правильным. «

Юридические услуги

Как провести общее собрание и не получить штраф

Для руководителя компании, члена совета директоров, акционера и участника весна – это время проведения общего собрания, подведения итогов компании за год. Прошлый год нельзя назвать удачным для бизнеса, поэтому подведение его итогов не самая приятная процедура. Законодатель и здесь не упустил шанса преподнести бизнесу «подарок».

13 апреля 2009г. вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее – КОАП РФ), согласно которым нарушение процедуры созыва и проведения общего собрания акционеров (участников) является административным правонарушением. Руководитель компании, организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров, счетной комиссии могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа.

Размер штрафных санкций для юридического лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа, составит от 500 000 рублей до 700 000 рублей, для остальных лиц — от 20 000 рублей до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок до одного года.

Данные положения можно считать новыми для российского права. Интересным представляются ответы на следующие вопросы: какие действия (бездействие) влечет административную ответственность, какова процедура привлечения к ответственности, как себя защитить, кто может привлечь виновных лиц к ответственности, на какие действия распространяются новые нормы.

Что влечет штраф

Положения КОАП РФ дополнены ст. 15.23.1. «Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов».

Интересным является то, что применительно к акционерным обществам в ст. 15.23.1. КОАП РФ содержится подробный перечень действий, влекущих административную ответственность:

  • незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания акционеров;
  • незаконный отказ или уклонение от внесения в повестку дня общего собрания акционеров вопросов и (или) предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию акционерного общества либо кандидата на должность единоличного исполнительного органа акционерного общества;
  • нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров;
  • не предоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров;
  • нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к составлению списков лиц, имеющих право на участие в общем, собрании акционеров;
  • не направление (невручение, не опубликование) или нарушение срока направления (вручения, опубликования) бюллетеня для голосования лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем, собрании акционеров;
  • нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к форме, сроку или месту проведения общего собрания акционеров;
  • проведение общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) с нарушением формы, даты, времени или места его проведения, определенных органом акционерного общества или лицами, созывающими общее собрание акционеров;
  • проведение общего собрания акционеров при отсутствии кворума, необходимого для его проведения;
  • рассмотрение отдельных вопросов повестки дня на общем собрании акционеров при отсутствии необходимого кворума;
  • изменение повестки дня общего собрания акционеров после направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров;
  • выполнение функций счетной комиссии акционерного общества ненадлежащим органом (лицом) или лицами, избранными в состав счетной комиссии акционерного общества с нарушением требований федерального закона, либо лицами, срок полномочий которых истек;
  • незаконный отказ члена счетной комиссии акционерного общества (лица, осуществляющего ее функции) регистрировать для участия в общем собрании акционеров лиц, имеющих право на участие в общем собрании;
  • нарушение членом счетной комиссии акционерного общества (лица, осуществляющего ее функции) требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к подсчету голосов при голосовании на общем собрании для определения результатов голосования, содержанию, форме или сроку составления протокола об итогах голосования на общем собрании;
  • уклонение члена счетной комиссии акционерного общества (лица, осуществляющего ее функции) от подписания протокола об итогах голосования на общем собрании;
  • нарушение членом счетной комиссии акционерного общества (лицом, осуществляющим ее функции) требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к порядку определения кворума общего собрания акционеров;
  • нарушение председателем или секретарем общего собрания акционеров требований к содержанию, форме или сроку составления протокола общего собрания акционеров, а равно уклонение указанных лиц от подписания указанного протокола;
  • нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов по оглашению или доведению до сведения акционеров решений, принятых общим собранием, либо результатов голосования.

В отношении обществ с ограниченной ответственностью положение об административной ответственности сформулировано кратко: незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

По мнению автора, подробная регламентация административной ответственности по акционерным обществам и краткая по обществам с ограниченной ответственностью обусловлена скорее описанием данной процедуры, приведенным в соответствующих федеральных законах, а не умыслом ужесточить ответственность в отношении одних субъектов и уменьшить ее в отношении других субъектов. Совокупность действий, указанных в ст. 15.23.1. КОАП РФ в отношении акционерных обществ, и является, по сути, процедурой подготовки и проведения общего собрания акционеров.

Смотрите так же:  Что принимает ломбард в залог

Порядок подготовки и проведения общих собраний обществ определяется Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ), Федеральным закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Положения устава общества могут совпадать с положениями законов. Однако если норма закона не является императивной, то положениями устава могут быть установлены дополнительные требования к порядку подготовки и проведения общих собраний обществ. Возникает вопрос: является ли нарушение порядка, определенного в уставе, административным правонарушением?

Наименование ст. 15.23.1 КОАП РФ предполагает, что административно наказуемым является нарушение требований законодательства.

В тексте ст. 15.23.1 КОАП РФ в отношении порядка подготовки и проведения общих собраний в обществе с ограниченной ответственностью законодатель указывает исключительно на нарушение положений федеральных законов. По ряду нарушений порядка подготовки и проведения общих собраний в акционерных обществах – на нарушение положений федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов. В остальных случаях при описании нарушения ссылка на законодательство отсутствует. Так, например, нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров.

В соответствии со ст. 52 Закона № 208-ФЗ сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее, чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, — не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения. В случаях, предусмотренных п. 2 и 8 ст. 53 Закона № 208-ФЗ, сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее, чем за 70 дней до дня его проведения. То есть Законом № 208-ФЗ не установлен конкретный срок направления сообщения. Положения устава акционерного общества о том, что сообщение направляется в любом случае не позднее, чем за 75 дней не будет противоречить положениям Закона № 208-ФЗ. Формально анализ текста ст. 15.23.1 КОАП РФ позволяет сделать вывод о том, что нарушение положений устава в данном случае также является административным правонарушением, так как норма Закона № 208-ФЗ фактически допускает указание иных сроков в уставе общества.

По мнению автора, на практике виновные лица будут привлекаться к ответственности лишь при нарушении положений федеральных законов, и в случаях, установленных ст. 15.23.1. КОАП, – при нарушении положений иных нормативных правовых актов. То есть если сообщение о проведении общего собрания акционеров будет направлено не позднее срока, указанного в Законе № 208-ФЗ, ответственность налагаться не будет.

В связи с введением положений об административной ответственности актуальность приобретает ситуация по передаче единоличному исполнительному органу акционерного общества полномочий по проведению общего собрания акционеров при отсутствии в обществе совета директоров.

В соответствии со ст. 64 Закона № 208-ФЗ если совет директоров в обществе отсутствует, то устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня. В соответствии со ст. 65 Закона № 208-ФЗ вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Довольно часто при отсутствии совета директоров в закрытом акционерном обществе решение вопроса о проведении общего собрания акционеров относится к компетенции единоличного исполнительного органа. В этом случае положения устава о порядке подготовки и проведения общего собрания противоречат ст. 65 Закона № 208-ФЗ. Если раньше единственным последствием данного нарушения являлась возможность для акционера оспорить результаты такого собрания. То теперь руководитель организации при принятии решения о проведении общего собрания акционеров рискует получить административный штраф и быть дисквалифицированным.

Как себя защитить

В первую очередь стоит обратить внимание на примечание к ст. 15.23.1 КОАП РФ: лица, которые голосовали против решения, приведшего к нарушению законодательства, к ответственности не привлекаются.

По мнению автора, это положение не стоит рассматривать, как прямое руководство к действию. Если все члены совета директоров будут голосовать против проведения общего собрания, то это в значительной степени осложнит деятельность общества.

Начать стоит с другого. Надо внимательно отнестись к положениям федеральных законов, принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, уставов обществ, регулирующих порядок подготовки и проведения общего собрания. Предварительный анализ данных положений позволит не допустить ненужных ошибок при реализации процедуры.

В том случае, если указанные положения содержат противоречия или не достаточно четко сформулированы, то можно обратиться к юристу за получением необходимых разъяснений. Возможно также заключение договора с юридической компанией на оказание услуг по проведению общего собрания.

Если процедура подготовки и проведения общего собрания все же была нарушена, то необходимо разобраться в характере и последствиях нарушения. Не стоит забывать о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9. КОАП РФ). В этом случае лицо может быть освобождено от административной ответственности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). В данном случае доказательством малозначительности может являться отсутствие корпоративного конфликта, как последствия нарушения установленной процедуры. То есть при отсутствии претензии со стороны акционеров, их участие в общем собрании, принятие решений, отсутствие спора в отношении результатов голосования свидетельствуют о малозначительности такого нарушения, как не уведомление акционеров о проведении общего собрания в установленный срок.

По мнению автора, подобные аргументы стоит поискать в уже сложившейся арбитражной практике в отношении признания незаконными результатов общих собраний.

Кто придет за штрафом

В соответствии со ст. 4.5. КОАП РФ давность привлечения к ответственности по данной категории административных правонарушений составляет один год. По мнению автора, указанные выше действия не относятся к длящимся правонарушениям, поэтому срок для привлечения к ответственности считается с момента совершения правонарушения, а не с момента его обнаружения.

В соответствии со ст. 23.1. КОАП РФ дела об административных правонарушениях в отношении обществ с ограниченной ответственностью рассматриваются судьями.

В отношении акционерных обществ дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (ст. 23.47 КОАП РФ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»).

Протокол об административном правонарушении в отношении любого общества составляется должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам.

Согласно ст. 1.7 КОАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Новые положения КОАП РФ применяются только в отношении действий, совершенных после 13 апреля 2009г.

Если процедура подготовки и проведения общего собрания начата до 13 апреля 2009г. и закончена после указанной даты, то обязательной оценке подлежит время совершения конкретного незаконного действия. При этом каждое действие необходимо рассматривать отдельно не зависимо от того, нашло оно отражение в ст. 15.23.1. КОАП РФ, как в отношении акционерных обществ, или не нашло, как в отношении обществ с ограниченной ответственностью. Например, если уведомления о проведении общего собрания акционеров были направлены с нарушением срока до 13 апреля 2009г., а собрание проведено после этой даты, ответственность не наступает. Если же нарушение законодательства допущено при проведении общего собрания после 13 апреля 2009г., то дата начала процедуры подготовки такого собрания значения не имеет. Нарушение является административно наказуемым.

С новыми положениями КОАП РФ еще всем придется разбираться: и корпоративным юристам, и должностным лицам Федеральной службы по финансовым рынкам, и судьям. На первый взгляд, нововведения направлены на защиту прав собственников – акционеров и участников хозяйственных обществ. Однако значимость штрафных санкций не может оставить равнодушными тех, кто выигрывает, злоупотребляя правами. Важно не допустить, чтобы административная ответственность стала козырной картой в корпоративных конфликтах.

Федеральный закон от 09.02.2009 N 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг»

Фиш Наталья Александровна,
юрист-эксперт по налоговой практике URC Group.

Другие публикации:

  • Приказ о проведении инструктажа неэлектрического персонала Приказ 1 группа по электробезопасности О порядке присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу Для обеспечения безопасности труда неэлектрического персонала и в соответствии с требованиями Правил технической […]
  • Кредиты под залог недвижимости кировоград Справочная информация о компании CreditOK по адресу г. Кропивницкий, ул. Большая Перспективная, 27: телефон, расположение на карте г. Кропивницкий, ул. Большая Перспективная, 27 Сеть компании в городе: Официальный сайт: Группа компаний […]
  • Федеральный закон от 12 августа 1995 Федеральный закон от 12 августа 1995 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ"Об оперативно-розыскной деятельности" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., […]
  • Приказ по педикулезу мз рк Приказ по педикулезу мз рк В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к […]
  • Приказ мвд 815 от 08072011 Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818 "О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818"О Порядке осуществления […]
  • Приказ 10 30 Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (с изменениями и […]
Ответственность за нарушение закона об акционерных обществах