Что такое ОСАГО и КАСКО простым языком?

Даже у опытного водителя есть риск попасть в ДТП. Поэтому после приобретения машины актуальным становится вопрос об автостраховании.

В этой статье мы расскажем о том, что такое КАСКО и ОСАГО простым языком, каковы их принципы и стоимость.

Многие расшифровывают КАСКО как комплексное автострахование. Это неофициальное объяснение термина, которое некорректно передает его смысл.

В действительности название позаимствовано из итальянского языка, в котором «Casco» означает «борт». Уже по этому слову понятно, что предполагается страхование именно автомобиля, но не находящихся в нем людей.

Страхование КАСКО позволяет автовладельцу обезопасить себя от целого комплекса проблем. Оно включает риски угона машины, ее повреждения в результате ДТП, стихийного бедствия и других событий.

Выплаты по КАСКО производятся даже в том случае, если сам автовладелец стал виновником аварии либо повредил машину в иной ситуации.

Еще в полис можно включить пункты о защите от страховых случаев отдельных составляющих автомобиля – стороны обсуждают их при составлении договора.

Основные принципы КАСКО:

  • добровольное оформление (исключение – покупка авто в рассрочку, когда кредитные организации требуют полное КАСКО);
  • прозрачность процедуры страхования;
  • предоставление бонусов в виде мелких ремонтов без получения дополнительных справок из ГИБДД.

Чтобы гарантировать выплаты по КАСКО в будущем, при составлении полиса важно детально обозначить основные термины и страховые случаи.

Есть также несколько условий, при которых страховка не выплачивается:

  • умышленное причинение ущерба застрахованной машине ее владельцем для получения выплаты;
  • управление автомобилем в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • наступление страхового случая вне зоны действия полиса.

Сколько стоит КАСКО?

Цена полиса КАСКО высокая. Она складывается из различных факторов, среди которых:

  • возраст автовладельца: по статистике, чаще попадают в ДТП водители младше 21 года и старше 65 лет – для них стоимость страховки будет выше;
  • год выпуска машины: старые автомобили чаще становятся участниками аварий на дорогах, а те, которым больше 10 лет, и вовсе не подлежат страхованию;
  • водительский стаж: чем он больше, тем дешевле обойдется КАСКО;
  • марка, цена автомобиля и статистика угонов аналогичных моделей;
  • наличие противоугонных систем;
  • вид оплаты страхового полиса;
  • выбранная компания: каждый страховщик устанавливает свои тарифы.

Страховые компании нередко отказывают в оформлении договора, если машина старая или в ней недостаточно охранного оборудования. Способы компенсации бывают разными – выдача наличных либо постановка авто на ремонт на СТО, это прописывается в договоре.

Что такое франшиза по КАСКО и что она дает?

Это некая величина причиненного ущерба, которую страховая компания не компенсирует по каждому страховому случаю.

Так, при заключении договора КАСКО была оговорена франшиза в размере 10 000 руб. Если стоимость ремонта машины после ДТП составит 40 000 руб., то страховщик оплатит 30 000 руб., а остальные 10 000 придется добавить автовладельцу.

Франшиза по КАСКО удешевляет договор. Чем она больше, тем меньше цена полиса.

Расшифровка аббревиатуры ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности.

По закону, такой полис должен иметься у каждого владельца транспортного средства. Поэтому его содержимое будет стандартным при оформлении в любой компании. Выплаты по ОСАГО предусматривают возмещение ущерба только потерпевшим.

Это 3 вида расходов:

  • на ремонт поврежденного автомобиля, принадлежащего другому участнику ДТП;
  • на возмещение ущерба здоровью водителя и пассажиров другой машины;
  • на компенсацию вреда жизни и здоровью пешеходов.

Расходы, связанные с повреждением машины и причинением вреда жизни и здоровью самого владельца полиса ОСАГО, этот вид страхования не покрывает.

По закону «об ОСАГО», максимальная сумма выплат на ремонт одной машины составляет 400 000 руб., а на компенсацию вреда жизни и здоровью – 500 000 руб.

Стоимость полиса

Цена ОСАГО не зависит от компании-страховщика. Этот вид автострахования регулируется законодательством, поэтому Правительство утверждает базовые ставки и коэффициенты, применяемые к собственникам и их транспортным средствам.

На стоимость полиса влияют разные факторы. Основные из них – это:

  1. Тип транспортного средства (грузовое/легковое, находится в собственности физического или юридического лица).
  2. Территориальная привязка. В каждом регионе действует определенный тариф, установленный законом «об ОСАГО».
  3. Опыт водителя. Этот показатель складывается из возраста и количества лет за рулем.

Также учитываются мощность двигателя, срок страхования, попадал ли автовладелец ранее в ДТП и кто тогда был признан виновным.

Если за прошедший год водитель ездил без аварий, страховщик предоставит ему скидку в размере 5%, но при покупке новой машины этот фактор учитываться не будет.

Как производятся выплаты?

При наступлении страхового случая выплаты по ОСАГО производятся одним из следующих способов:

  • выдачей наличных;
  • безналичным переводом на указанные реквизиты;
  • оплатой работы СТО, осуществившей ремонт машины.

Средства выделяются только после оценки всего ущерба вследствие ДТП и составления соответствующего акта.

Если виновником аварии стал владелец полиса ОСАГО, то потерпевшие должны обратиться в страховую компанию. Она оценит сумму ущерба, а затем возместит другим участникам ДТП расходы на лечение и ремонт машины.

Хотя застрахованное лицо не получит ничего, зато ему не придется ничего выплачивать пострадавшим из своего кармана.

Если же страховая выплатила максимальную сумму в 400 000 руб., но ее недостаточно для возмещения ущерба пострадавшей стороне, автовладельцу придется доплатить недостающую часть из своих средств.

Когда виновников аварии несколько, размеры компенсаций участникам определяются в судебном порядке.

Если владелец полиса ОСАГО не виновен в ДТП, он сам должен обратиться в страховую компанию. После оценки ущерба он получит выплату.

Также есть несколько нюансов:

  1. При определении суммы ущерба учитывается степень износа машины: чем старше авто и чем больше у нее пробег, тем больше износ. Он рассчитывается в процентах по стандартной формуле.
  2. Если стоимость восстановления машины превышает лимит в 400 000 руб., пострадавший может взыскать разницу с виновника ДТП через суд.

Также подавать исковое заявление нужно в случае, если владелец полиса несвоевременно обратился в страховую компанию. Иногда по решению суда выплаты производятся даже по просроченным страховкам.

Прямое урегулирование убытков по ОСАГО

Это ситуация, при которой пострадавшему в ДТП нужно обращаться за выплатой к своему страховщику.

Есть 3 условия для прямого урегулирования убытков:

  1. В ДТП участвовали 2 автомобиля.
  2. Не был причинен ущерб здоровью людей.
  3. У обоих участников аварии есть действующие полисы ОСАГО.

В остальных случаях пострадавшему в ДТП необходимо обращаться в компанию, которая оформила страховку виновнику.

Что делать, если страховая компания стала неплатежеспособной?

При банкротстве, отзыве лицензии или прекращении существования страховой компании виновника ДТП можно обратиться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков).

Эта организация отвечает по обязательствам компаний, у которых больше нет возможности осуществлять выплаты по ОСАГО.

Другой вариант – подать иск в суд на виновника аварии с требованием о возмещении ущерба.

Нужно ли оформлять ОСАГО, когда уже есть КАСКО?

При наличии обоих полисов автострахования владелец машины может полностью обезопасить себя от всех рисков, поскольку КАСКО не покрывает расходы по гражданской ответственности.

Для этого нужен полис ОСАГО, наличие которого в то же время является обязательным для всех владельцев машин.

Все же многие эксперты уже давно указывают на абсурдность требования оформлять обязательную страховку при наличии добровольной. Некоторые изменения в существующий порядок уже были внесены.

Так, если в аварии участвовало 2 автомобиля и не было пострадавших людей, то владельцам полисов КАСКО, не успевшим оформить ОСАГО, разрешили обращаться в свою страховую компанию.

В целом автострахование позволяет владельцам машин оградить себя от непредвиденных расходов. Хотя КАСКО стоит дорого, а ОСАГО обязательно с точки зрения закона, специалисты рекомендуют иметь оба полиса.

Только оформлять их лучше в разных компаниях. Это позволит снизить риск, связанный с потерей платежеспособности страховщика, что нередко происходит на практике.

Видео: Что такое ОСАГО, КАСКО и ДОСАГО?

Пояснение осаго

Центробанк изменил правила оформления электронных полисов ОСАГО, сообщается на сайте регулятора. Изменения вступят в силу по истечении десяти дней.

Новые правила позволят упростить процесс заключения электронного договора ОСАГО и сделать его более удобным для клиентов, а также лучше защитить всех участников страхового рынка, рассчитывают в ЦБ.

Чтобы повысить доступность полисов е-ОСАГО, ЦБ установил, что ключ простой электронной подписи может состоять только из цифр и латинских букв. «Это позволит избежать ситуации, когда автовладелец не может зарегистрироваться в личном кабинете на сайте страховщика из-за того, что в ключе используются схожие по написанию русские и латинские буквы», — поясняет ЦБ.

Ранее ОНФ («Общероссийский народный фронт») провел ежегодное исследование, целью которого стало выявление проблем с оформлением и доступностью электронных полисов в российских регионах. Согласно данным ОНФ, почти в 60% случаев при попытке заключить договор ОСАГО через интернет у автовладельца возникали проблемы технического характера, а в четырех регионах ни одна попытка активистов ОНФ оформить e-ОСАГО не удалась. Речь идет о проблемных для страховщиков регионах, где убыточность ОСАГО высока и страховые компании не заинтересованы в привлечении клиентов.

Также ЦБ вводит для страховщиков новые требования: при заключении страхового договора через сайт Российского союза автостраховщиков (РСА, система гарантирования) страховщик должен контролировать «правомерность использования» данной системы, в том числе со стороны Банка России. Для этого страховые компании будут фиксировать каждый переход в систему гарантирования на своей стороне.

Как писал ранее РБК, среди основных проблем при оформлении полиса е-ОСАГО страхователи отмечают именно переход с сайта страховой компании на сайт РСА, где гарантированно оформляется покупка полиса у компании, выбранной случайным образом. Замена страховщика часто не удовлетворяет клиента: предлагаемая компания может быть малоизвестна или не иметь представительства в регионе страхователя, отмечают в ОНФ. Например, в Воронеже участнику исследования предложили заключить договор с новокузнецкой СК «Сибирский Спас», работающей в регионе через представителя, а автовладельцу из Зеленодольска (Татарстан) — в СК «Сервисрезерв» из города Коврова (Владимирская область).

Центробанк установил требования к электронным копиям документов, которые клиенты е-ОСАГО загружают на сайт страховой компании, и определил, что договор со страховой компанией может вступить в силу только через три дня после его заключения. Кроме того, к одному телефонному номеру может быть привязан только один личный кабинет клиента страховой компании. Сейчас на один номер можно регистрировать неограниченное число личных кабинетов.

Эти меры призваны перекрыть распространенную схему мошенничества на рынке ОСАГО, их проработку ЦБ и Российский союз автостраховщиков (РСА) обсуждали еще в октябре прошлого года, писал РБК.

Смотрите так же:  Сколько стоит страховка на визу в польшу

То, что электронный полис будет вступать в силу через три дня после оформления, поможет избежать ситуаций, когда автовладелец, попавший в ДТП и не купивший полис ОСАГО, оформляет его в электронном виде прямо на месте события, заявили РБК в РСА. Возможность регистрировать на один номер телефона только один личный кабинет поможет в борьбе с недобросовестными посредниками, оформляющими полисы на других лиц, считают в РСА. Ряд технических новаций — изменение ключа шифрования, требования к файлам и другие позволят упростить процедуру заключения электронного полиса ОСАГО, согласны в РСА.

Как работает схема мошенничества

Водитель обращается с просьбой оформить полис е-ОСАГО к компании-посреднику, та при заполнении заявки на полис вписывает неверные данные об автомобиле, регионе или мощности, которые значительно занижают стоимость полиса, однако данные идентификационного номера транспортного средства (ТС) и его регистрационный номер (VIN) вписывает верно. Затем в фоторедакторах данные о марке машины, регионе и прочее изменяются уже на верные, а полис, оформленный дешево на подставные данные, после корректировки распечатывается и продается по реальной цене ничего не подозревающему водителю, а разницу мошенники кладут в карман. При наступлении страхового случая из-за расхождения данных в базе страховщика и бумажном полисе выплат водитель не получает.

Изначально электронное ОСАГО вводилось для защиты от «уличных брокеров» и для удобства клиентов: чтобы автовладелец мог оформить полис не выходя из дома. Реальность же такова, что некоторые плохо владеют компьютером или не хотят тратить время на заполнение полиса, поэтому человек ищет альтернативный способ и обращается к «помощникам» на стороннем сайте, которые могут оказаться мошенниками. Мошенниками могут выступать в основном посредники, которые предлагают в интернете оформить за водителя полис е-ОСАГО. Сейчас работа таких сайтов никак не урегулирована.

Всё про ОСАГО без ограничений

Выберите тип транспортного средства

Максимально возможное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством в рамках договора «автогражданки», нормативно не установлено. Формально страхователь имеет право «вписать» в полис даже несколько десятков человек. Однако инструмент обязательного автострахования также предлагает автолюбителям другой вариант.

Речь об отсутствии поименованного списка «уполномоченных» как такового. Часто в таких случаях говорят, что страховка оформлена «без ограничений» – тем самым упрощая юридически более точные формулировки. По такому договору автомобилем может управлять любой желающий (разумеется, допущенный на законных основаниях). Безусловно, это заметно упрощает взаимодействие сторон во многих ситуациях. Однако особенности опции заслуживают того, чтобы остановиться на них подробнее.

Немного ниже середины лицевой стороны бланка полиса ОСАГО располагается табличная форма, предназначенная для внесения сведений по допущенным к управлению. При «неограниченной» страховке эта форма не заполняется, а её поля перечёркиваются (построчно, по колонкам, общим «крестом» или иными способами).

Над таблицей, выше столбца «Водительское удостоверение (серия, номер)», располагаются две ячейки. Верхняя из них актуальна при неограниченном списке. В ней ставится отметка (обычно «галочка» или «крестик»). Слева от ячеек даны соответствующие пояснения.

Оформление «неограниченной» страховки не требует предоставления водительских удостоверений. По законодательству оригиналы или копии таковых необходимы страхователю только для приобретения полиса с конкретизированным перечнем допущенных к управлению лиц.

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

За «неограниченность» списка водителей по ОСАГО «отвечает» коэффициент КО. Он участвует в расчёте премии по договору и может принимать два значения: 1 и 1,8. Последняя цифра используется, когда перечень не лимитирован. То есть, базово данная опция повысит стоимость ОСАГО на 80%. Однако всё не так просто.

В частности, использование КО исключает применение повышающего коэффициента за молодой возраст и небольшой стаж – КВС. Как известно, максимальное значение КВС также равно 1,8. Таким образом, иногда «открытый» список не приведёт к удорожанию продукта.

Кроме того, для принадлежащего юридическим лицам транспорта повышающий КО неизбежен. В этом случае оформить договор на условии поименованного перечисления водителей не удастся. Описанные особенности коэффициента нелишне учитывать при выборе параметров страховки.

Изменение условий

Отсутствие конкретных водителей в полисе влечёт и другие, менее очевидные финансовые последствия для покупателя. В такой ситуации не учитывается «бонус-малус» тех, кто фактически эксплуатирует автомобиль (находится за рулём). Например, накопленная персональная скидка 50% не будет участвовать в расчёте. В результате стоимость услуги вырастет не на упомянутые ранее 80%, а – математически – более чем в 3,5 раза.

Вместе с тем, для некоторых страхователей переход на «открытый» перечень оказывается финансово выгодным. Касается это в первую очередь «аварийных» водителей. Как известно, КБМ бывает не только уменьшающим, но и повышающим, принимая значения до 2,45. Понятно, что при описанном раскладе автолюбители выбирают из двух зол меньшее, уходя от «карательного бонус-малуса». Экономия в результате такого решения составляет около 27%.

Как уже сказано выше, персональный «бонус-малус» водителей не учитывается по договорам ОСАГО с неограниченным списком допущенных к управлению. Тем не менее, КБМ здесь также является постоянным расчётным элементом. К чему же тогда привязана страховая история? Автостраховка без ограничений учитывает убыточность конкретного автомобиля, принадлежащего конкретному собственнику. То есть, «бонус-малус» считается по связке «автовладелец – машина».

Если автолюбитель, имеющий скидку по «открытой» страховке, приобретает новое транспортное средство и страхует его на аналогичных условиях – КБМ устанавливается на начальном уровне. «Заслуги» клиента в отношении первого авто во внимание не принимаются. Поэтому, например, владеющее парком машин юридическое лицо по разным единицам транспорта может иметь как скидки, так и повышающие коэффициенты.

Положительные стороны

Как видим, чаще всего «автогражданка» без ограничений – опция не из дешёвых, к тому же имеющая ряд специфических особенностей. В то же время, подобные договоры предполагают и ряд неоспоримых преимуществ. По сути, после отмены рукописных доверенностей на управление авто несколько лет назад только ОСАГО ограничивает автовладельца в передаче транспорта другим лицам. А при «неограниченном» полисе собственник получает полную свободу действий в этом отношении. Актуальным это оказывается в различных ситуациях:

  • услуга «трезвый водитель», предлагаемая таксомоторными предприятиями;
  • передача машины родственнику или другу на время продолжительного отъезда;
  • необходимость передачи управления автомобилем другому лицу в рамках разного рода форс-мажорных обстоятельств.

Конечно, необходимого человека можно просто «вписать» в страховку. Но сделать это в срочном порядке получается далеко не всегда.

Перспективы «автогражданки» без ограничений

Часто это является основной причиной оформления «открытого» полиса – технические сложности с оперативным добавлением в страховку нового человека. Оформить изменения можно только в рабочие дни и часы страховщика, что порой влечёт значительные неудобства. К тому же, нередко для этого требуется отстоять длительную очередь. В итоге страхователи вынуждены покупать «автогражданку» с нелимитированным перечнем допущенных к управлению, несмотря на высокую стоимость ОСАГО без ограничения.

Но с 2017 года Правилами ОСАГО предусмотрено внесение изменений в договор онлайн. Правда, относится данный сервис только к электронным полисам, а на направление откорректированного документа компаниям отведено два рабочих дня. Тем не менее, данный вариант упрощает процедуру допуска к управлению автомобилем требуемого лица, а потому в перспективе способен сделать «неограниченное» ОСАГО менее востребованным.

Стоит упомянуть, что страховка без ограничений иногда воспринимается как относительная брешь в сохранности машины. Так, если злоумышленник завладел транспортным средством вместе со свидетельством о регистрации и был остановлен сотрудником ГИБДД, у последнего может не возникнуть никаких подозрений. Угонщик просто предъявит «открытое» ОСАГО, похищенное свидетельство и собственное водительское удостоверение.

Что же касается покупки такого полиса, то здесь его более высокий ценник не остаётся без внимания страховщиков. Так же, как и более простой алгоритм оформления. В итоге соискатели подобных договоров порой сталкиваются с более внимательным отношением продавцов. Выражается оно в доставке по заявленному адресу, обслуживании без очереди и прочих «приятных мелочах». Впрочем, во многом указанные факты зависят от политики страховой компании.

Что такое ОСАГО – откуда оно появилось, на каких принципах основано и как работает

На вопрос об ОСАГО что это такое и с чем его едят многие снисходительно улыбнутся, уверенные в своих познаниях. Однако на практике уровень базовой информированности по автогражданке среди водителей невысок – основу знаний составляют разные частности прикладного порядка.

Вразумительно же объяснить, чем является ОСАГО в принципе, способны немногие. Это может приводить к ошибочным убеждениям, неприятным последствиям при приобретении полиса, оформлении и разборе ДТП, порождать убытки, неполные выплаты и штрафы.

Поэтому, несмотря на наличие массы материала по различным аспектам ОСАГО, назрела необходимость в одной обобщающей статье, прочитав которую вы будете знать все важные основы обязательного страхования.

Что означает ОСАГО — расшифровка

Сперва давайте разберемся с терминологией.

Расшифровка аббревиатуры ОСАГО означает «Обязательное страхование автогражданской ответственности».

Часто к этому еще добавляют словосочетание: «владельцев транспортных средств».

Что означает «обязательное страхование»?

Из приведенной выше расшифровки два первых слова – «обязательное страхование» (ОС), могут быть ясны сразу.

Они прямо говорят, что:

  • Договор относится к области страхового дела;
  • Договор заключается на обязательной, а не на добровольной основе.

Обязательное страхование означает, что страховой договор заключается по предписанию закона и важнейшие его аспекты контролируются государством.

  • Страхуемые объекты;
  • Страхуемые субъекты;
  • Страховые премии;
  • Страховые возмещения;
  • Страховые правила.

Заключения обязательного страхового договора регулируется ГК РФ (г. 48, ст. 927). ОС обычно осуществляется в сферах, затрагивающих значительные слои населения.

Подобный договор применяется не только к транспортным средствам (ТС). Например, к обязательному относятся некоторые виды следующих страхований:

  • Профессионального (военнослужащих, налоговиков, электриков, высотников и т. д.);
  • Социального (медицинское, разные виды пособий и т. п.);
  • Транспортного (пассажиров, грузов, ТС и т. д.).

Федеральный закон № 4015-1 («О страховом деле в РФ») статьей 3 (п.4) предписывает наличие для каждого вида ОС специального законодательного акта, которым оно регулируется. Для автогражданки таковым является ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО»).

Что означает «автогражданская ответственность»?

Далее в аббревиатуре ОСАГО идет менее понятное сочетание: «автогражданская ответственность». Интуитивно можно догадаться, что страхуется некая ответственность, называемая автогражданской. Подробнее этот момент я разберу ниже.

Тут тоже будет полезно знать, что страхование ответственности (СО) – это большой кластер, включающий более 10-и отраслевых разновидностей. А ОСАГО лишь малая часть его часть.

Например, к СО относится страхование:

  • Производителей товаров;
  • Финансовых организаций вкладчиков;
  • Многих видов промышленности;
  • Ответственности гражданина.

Сюда же относится и транспортное страхование. Здесь имеет значение слово «автогражданской», т. к. не все виды транспортного страхования касаются автомобилей.

К примеру, есть виды страхования ответственности владельцев транспорта:

То есть «автогражданская ответственность» подразумевает страховую ответственность субъекта, использующего колесный автотранспорт – это и есть ОСАГО.

В чем заключается суть ОСАГО – основные принципы автогражданской ответственности

С самим термином ОСАГО, думаю, все понятно. Но из него не до конца ясна суть автогражданки как таковой. Для чего она вообще нужна? Что и кому дает? Давайте разберемся в этом важном вопросе.

Гражданская материальная ответственность

Общеизвестно, что за причиненный ущерб виновное в нем лицо должно материально отвечать, согласно ГК РФ (ст. 1064 и др.) – это и есть материальная гражданская ответственность. Вследствие этого ответчик понесет убыток номинально равный нанесенному ущербу.

Смотрите так же:  Увеличится ли пенсия с августа

Это может быть ответственность:

  • Уголовная
  • Материальная
  • Уголовно-материальная

ОСАГО касается только материальная ответственность – к уголовному производству авторгажданка отношения не имеет.

Для всех субъектов (физлиц и юрлиц) имеется постоянная материальная ответственность, в качестве потенциального виновника перед потенциальными потерпевшими. Ведь любой гражданин, при определенных обстоятельствах, может стать причинителем вреда и отвечать за него.

То есть это классифицируется как риск. И часто такой риск наносится через какие-то объекты, которыми пользуется виновник. А чем занимаются страховые компании (СК)? Правильно – страхуют риски, и риск, связанный с использованием каких-то вещей в том числе.

Например, есть родственный ОСАГО полис гражданской ответственности. Не автогражданской, а гражданской – это добровольное страхование, покрывающее материальную ответственность за ущерб при самых разных ситуациях (в основном бытовых).

Автогражданская материальная ответственность

Кроме страхования гражданской ответственности существуют и другие подобные полисы. Но все они имеют один главный принцип – их предметом является не сам объект, а связанная с ним ответственность субъекта.

То есть прямого классического страхования, когда владелец получает возмещение за повреждение своей собственности, не происходит. Страхуется возможность материальной ответственности перед потерпевшим. Не возможность причинения вреда, как пишут некоторые, а именно возможность ответственности за него.

Ведь наносимый потерпевшему вред не приносит материальный убыток виновнику. Его приносит наступающая ответственность, которая и страхуется. Этот тонкий момент многие понимают туманно.

ОСАГО как раз относится к подобной разновидности страхования, предоставляя полис автогражданской ответственности. Он покрывает возможный убыток виновника, который тот может понести при возмещении вреда потерпевшему. При условии, что вред этот причинен посредством автомобиля.

Отсюда и такой термин – автогражданская ответственность, т. е. ответственность, связанная с ТС виновника, которое выступило в качестве агента нанесения вреда.

Что такое ОСАГО – определение

Думаю, после прочтения вышеизложенного, вам стал ясен принцип страхования, являющийся основой ОСАГО. Теперь можно вывести общее определение автогражданки.

Итак, ОСАГО это — страхование субъектом (физлицом или юрлицом) возможности своей материальной ответственности за причиненный вред другому субъекту, посредством ТС находящимся в процессе движения.

Обратите внимание на концовку – там нет слова «использование». И не зря – вред может быть нанесен ТС и без факта его использования (например, сорвавшимся с ручника транспортом).

Некоторые используют концовку «по прямому назначению», но это не совсем точная формулировка. Да, к легковушкам подобное применимо – их прямое назначение заключается в простом передвижении. А вот со спецтехникой иначе. Повреждения, нанесенные не относящимися к передвижению конструкциями, не возмещаются в рамках ОСАГО, а ведь эти конструкции и определяют прямое назначение таких ТС.

Что ж, главное уяснили, теперь разберемся с частностями, связанными с ОСАГО.

Когда появилось ОСАГО?

Где обязательное автострахование зародилось, началось с какого года и кто его придумал? Некоторых автомобилистов интересуют и такие вопросы.

Добровольное автомобильное страхование стартовало в далеком 1898 г. (в СССР в 1991 г.), спустя всего 3 года после изобретения первого авто. Тогда американская страховая компания «Travelers Insurance Company» выдала первый полис на безлошадный экипаж некому Мартину Трумэну.

Страховка стоила 12 долларов, а покрывала ущерб на 500 – приличная по тем временам сумма. Примечательно, что Трумэн купил полис от столкновения его чудо-повозки с конными экипажами, а не с другими авто, которых тогда был сущий мизер.

Более 30-и лет понадобилось автопрому США, чтобы нарастить такое количество машин, которое потребовало введения для них особого страхования – обязательного. Впервые прототип ОСАГО был внедрен в штате Массачусетс (в 1925 г.), вскоре к нему присоединились все остальные, а к средине 30-х годов эстафету приняла Европа.

После 50-х г. ХХ в. ОСАГО стало общепринятой нормой для всех развитых и многих развивающихся стран.

Как развивалось ОСАГО в РОССИИ?

Вопреки общему предубеждению идея обязательного страхования в России появилась давно: в 24 г. – за год до введения ОСАГО в США. Но ввиду мизерного количества автомобилей в тогдашнем СССР подобное начинание вождями было сочтено неактуальным, хотя и интересным.

В шестидесятых годах уже вполне серьезно планировалась разработка советского варианта ОСАГО, но его опять не поддержало высшее руководство. Из-за этого первые реальные законопроекты по обязательному автострахованию рассматривала уже молодая Госдума в 1993-94 гг.

Правда, разработка шла вяло и только в 2000 г. финальный законопроект был принят в первом чтении. Потом его еще два года дорабатывали и 25 апреля 2002 г. был наконец принят ФЗ «Об ОСАГО» (№ 40).

Однако вступил в силу данный закон с отсрочкой на целых 15 месяцев – 1 июля 2003 г.

Примечательно, что в те времена российские автомобилисты весьма негативно восприняли на свои плечи новую повинность, однако теперь это позабылось и ОСАГО для авто воспринимается как обыденный и обязательный атрибут.

Три главных преимущества ОСАГО

Обязательное автострахование отличает три главных положительных качества, совокупность которых способствует его распространению во всем мире.

  1. Страховщик платит за вину страхователя. При условии, что отказаться от автогражданки все равно нельзя, ее наличие дает автомобилисту определенную гарантию сохранности его кошелька при возникновении ДТП по его вине. Это несомненно плюсовой фактор и материально заинтересовывает владельца полиса.
  2. Гарантия получения страховых выплат. Потерпевшие во многих случаях избавлены от утомительных хлопот по взысканию возмещения с виновной стороны и получают деньги с высокой оперативностью. По ОСАГО оплачивается ущерб даже незастрахованному лицу, т. к. главное тут – наличие полиса у виновника происшествия.
  3. Повышение уровня безопасности дорожного движения. Автогражданка стимулирует водителей к соблюдению правил ПДД и аккуратному вождению. Это косвенно экономит людям время, нервы, усилия и деньги, а также оберегает их здоровье и жизнь.

Перечисленные качества дают свои плоды:

  1. ОСАГО набирает популярность как выгодная страховая услуга, несмотря на повышение ее тарифов;
  2. Основная масса возмещений при ДТП урегулируется исключительно в рамках ОСАГО, что разгружает суды и другие госструктуры;
  3. Число ДТП находится под контролем и не выходит за прогнозируемые пределы, несмотря на постоянно увеличивающееся количество машин в РФ.

Однако у автогражданки есть и отрицательные моменты, которые большей частью возможно устранить в будущем.

8 существенных минусов, имеющихся у ОСАГО

После окончания стадии активного реформирования, которая имеет место в настоящее время, российское ОСАГО должно стать надежной гарантией достойного возмещения вреда потерпевшим и минимизации проблем у виновника.

Однако сейчас система еще не до конца отлажена и подвержена построению на ее основе дискредитирующих схем. К ним относятся:

  1. Занижение суммы возмещения, к чему склонны практически все страховые компании, в той или иной степени;
  2. Навязывание дополнительных услуг от страховщика, повышающих плату за полис и часто абсолютно ненужных водителю;
  3. Учет износа требуемых замены деталей при выплате возмещения и высокая вероятность обмана в исходных данных по износу для калькуляции;
  4. Случаи занижения страховых баллов водителя без имеющихся на то оснований и отмечающиеся довольно часто;
  5. Возмещение вреда здоровью и жизни еще недостаточно проработано в сравнении с возмещениями по «железу»;
  6. Довольно низкие лимиты возмещений в сравнении с западными странами;
  7. Возможность приобретения левых полисов, мало отличающихся от оригинала.
  8. Отсутствие жесткого контроля государства за страховщиками. Это дает возможность СК использовать юридические казусы в явно негативной плоскости с целью наживы. Примером может служить нашумевшая эпопея с требованиями выплат от сбитых машинами пешеходов.

В последнее время многие относят к минусам существенно повысившуюся стоимость полиса. Однако одновременно с этим были повышены и лимиты возмещений, что уравновесило негатив.

Почему пешеходы платили деньги за восстановление сбивших их автомобилей

В 2012 г. после прецедента Красноярского краевого суда, когда СК сумела взыскать с родителей пострадавшей несовершеннолетней девушки деньги на ремонт сбившего ее авто, начался шквал подобных разбирательств и громких скандалов.

Все дело в том, что в красноярском прецеденте Конституционный суд, в который была подана апелляция от родителей девушки, стал на сторону страховщика. Посчитав это за «зеленый свет» СК принялись наперебой взыскивать уплаченную клиентам стоимость повреждений со сбитых ими пешеходов. Причем суды местных инстанций, также впечатленные решением КС, часто принимали сторону СК, мало учитывая нюансы каждого случая.

Дело дошло до того, что деньги взыскивали с людей, оставшихся инвалидами 1 группы и даже с наследников, скончавшихся под колесами авто пешеходов.

Руководствуясь ФЗ № 40, ущерб ТС действительно должен оплатить виновник, а согласно ст. 1064 ГК РФ и мнению КС РФ, в случае если ДТП произошло по вине пешехода, то ему и платить за поврежденную его телом машину.

Юристы же уточняют, что в подобных случаях нельзя судить так категорично. Да, сбитым пешеходом может быть нарушен пункт 4.5 ПДД («смотри по сторонам»), но в отношении водителя при таком ДТП в 100% случаях нарушен пункт 10.1 («внезапное препятствие») того же ПДД. Выходит, в самом неблагоприятном для пешехода случае вина будет минимум обоюдной, а это уже минус 50% возмещения по закону.

В настоящее время после личного вмешательства президента суды умерили пыл и СК редко выигрывают подобные дела, однако на законодательном уровне данный казус до сих пор не урегулирован.

Обязанности водителя по ОСАГО

ОСАГО предполагает ряд обязанностей для водителя ТС.

Вот их основной перечень:

  1. Оформление обязательного страхования для используемого на общих основаниях транспорта;
  2. Предъявление страхового полиса работникам ДПС (из пункта 2.1.1. ПДД данное требование в будущем может быть исключено);
  3. Постановка в известность СК о фактах изменения сведений о страхователе (места жительства, фамилии и т. д.);
  4. Предоставление данных своего полиса, при возникновении ДТП, другим участникам происшествия;
  5. Уведомление о наступлении страхового случая своего страховщика, посредством специального бланка-извещения, в установленный законом срок.
  6. Предоставление достоверных сведений о страховом случае;
  7. Предоставление автомобиля для определения степени повреждений.

Права водителя по ОСАГО

ОСАГО предоставляет страхователю ряд прав.

  1. Получать услуги обязательного страхования у любого страховщика на безоговорочной основе, если все условия соблюдены;
  2. Восстанавливать полис, утраченный по каким-либо причинам;
  3. Заключать договор на выбранный временной период;
  4. Самостоятельно разрывать договор в установленных законом случаях (смена собственника и др.);
  5. Получать страховое возмещение в соответствии с положениями закона и в полном объеме;
  6. Требовать дополнительное страховое возмещение при нехватке суммы первоначальной выплаты на восстановление авто или здоровья;
  7. Требовать возмещения расходов, сопутствующих страховому случаю;
  8. Требовать независимой экспертизы от страховщика при несогласии с заключением первичного осмотра авто работником СК;
  9. Воспользоваться расширенными возможностями обязательного страхования.

Как формируется цена на ОСАГО?

Один из главных аспектов автогражданки – ее цена. В некоторых источниках можно встретить утверждение, что стоимость ОСАГО контролируется государством. Это соответствует действительности лишь номинально, т. к. подобный контроль не дает фиксированной цены полиса.

На самом деле стоимость полиса зависит от:

  • Прямого государственного регулирования;
  • Расчетов страховщиков;
  • Водителя ТС.

В результате разброс цен на страховку может быть очень значительный.

Смотрите так же:  Кременчуг адвокат александр

Давайте вкратце во всем этом разберемся.

Прямое государственное регулирование стоимости ОСАГО

Согласно ФЗ № 40 (ст. 8-9) в качестве регулятора цен выступает Центробанк РФ. Но он указывает для СК только значения базового тарифного коридора.

Этот коридор определяется в соответствии с:

  • Максимальными и минимальными тарифными ставками;
  • Территориальными коэффициентами.

Согласно ст. 9, п. 1 (ФЗ № 40), стоимость полиса рассчитывается в виде произведения базовых ставок (БС) и территориальных коэффициентов (ТК).

Значения БС и ТК устанавливаются ЦБ РФ на срок не менее одного года.

Базовые тарифные ставки

Эти ставки разделены на 7 тарифных групп, соответствующих родственным категориям авто- , мото- , и электро- транспорта.

Данные тарифные группы могут подразделяться на подгруппы, согласно различным условиям, которые могут влиять на степень риска причинения вреда:

  • Вид субъекта владения;
  • Сфера применения;
  • Характер использования;
  • Пассажировместимость;
  • Грузоподъемность.

Приведу пример для легкового автотранспорта с минимальной и максимальной базовой стоимостью полиса. Легковушки входят в тарифную группу для категорий «В» и «ВЕ», которая подразделяется на 3 подгруппы:

  • Юрлица – от 2573 до 3087 руб.
  • Физлица (включая лиц-ИП) – от 3432 до 4118 руб.
  • ТС применяемые как такси – от 5138 до 6166 руб.

Территориальные коэффициенты

Базовая стоимость полиса зависит и от регионального фактора, согласно ст. 9, п. 2 (ФЗ № 40). Такая регуляция введена из-за существенной разницы в условиях эксплуатации ТС между разными регионами (уровни рисков, уровни цен и т. п.).

Подобное различия условий для ОСАГО выражается в территориальных коэффициентах, значения которых обновляются по одинаковым с базовыми тарифами правилам.

Территориальный коэффициент определяется согласно месту преимущественного использования ТС, с учетом адреса прописки собственника или владельца (ст. 9, п. 2, пп. «а», ФЗ № 40).

ТК разделены на 86 групп, почти полностью соответствующих 85 субъектам Федерации. 86 группа выделена для зарубежной арендной территории Байконур. Большинство групп имеют подразделение на подгруппы – крупные города имеют свой коэффициент, а все остальные населенные пункты один общий.

Также свои ТК, без отрыва от влияния региона, имеет автотранспорт специального назначения.

Расчеты страховых компаний

На основе базовой стоимости страховщики строят собственные расчеты с учетом индивидуальных особенностей водителя, автотранспорта и страховой истории.

Основные факторы, которые влияют на расчеты СК следующие:

  • Базовый ценовой коридор;
  • Возраст водителя;
  • Стаж вождения;
  • Безаварийность вождения;
  • Количество вписанных в полис водителей;
  • Период действия договора;
  • Технические данные ТС.

Причем этот список может быть расширен, согласно подпункту «д» (п. 2, ст. 9 ФЗ № 40). Например, некоторые СК учитывают пол водителя.

Безаварийность езды водителя

Безаварийное вождение – это особый параметр, являющийся принципиальным для ОСАГО. Его определяет балльная система коэффициентов бонус-малус (КБМ) и он существенно влияет на стоимость страховки.

В этой системе есть базовое значение, присваиваемое водителю на старте его истории вождения – страховой класс (начальный КБМ =1, начальный класс = 3). Затем, в зависимости от количества страховых выплат, в этот класс ежегодно вносятся коррективы, снижающие или повышающие его.

Причем такая классность повышается медленно (по 1 классовой единице или 0.5 баллов КБМ в год). А вот утратить ее можно быстро – достаточно двух страховых выплат в год, чтобы скатиться с самого высокого класса (13) опять на базовый (3).

Такая система способствует т. н. безаварийной езде, что благоприятно сказывается на общей безопасности дорожного движения.

Однако тут есть один порок – страховая безаварийность и безаварийность истинная не есть одно и то же. СК снижают стоимость полиса не за отсутствие аварий, а за отсутствие страховых выплат. То есть водитель может постоянно попадать в ДТП и быть на плохом счету в ГИБДД, но если он улаживает все в частном порядке, то для СК он «белый и пушистый».

В будущем подобная ситуация может измениться и СК обяжут учитывать все ДТП зафиксированные ДПС.

Какие бывают полисы автогражданки?

В рамках ОСАГО предусмотрено несколько видов полисов, которые страхователь может выбирать на добровольной основе.

Вот их перечень:

  • Базовое ОСАГО – классический полис, являющийся обязательным. Он предполагает возможность доступа к управлению ТС не более 5-ю водителями.
  • Неограниченное ОСАГО – подобный полис (оформленный на основного владельца) дает право управления автомобилем неограниченному количеству водителей. Этот вариант существенно дороже.
  • ДСАГО – это расширение для полиса ОСАГО, дающее право водителю самостоятельно выбрать сумму возмещения в более широком диапазоне. Данная страховка полезна для дорогих автомобилей.
  • Сезонное ОСАГО – дает возможность водителю существенно снизить стоимость полиса, уменьшая период страхования (доступны варианты на 3 или 6 мес.). Такая страховка популярна у тех, кто использует ТС не круглый год.
  • Электронное ОСАГО (е-ОСАГО) – это не вид полиса, а возможность его приобретения онлайн, которую все СК обязаны предоставлять с января 2017 г. Такой вариант подходит для тех, кто хочет купить ОСАГО быстро, без очередей и навязывания всяких допов. Электронный полис не имеет юридически значимого бумажного бланка. Хотя некоторые компании предлагают е-ОСАГО с дублированным бумажным договором, но законом это не предусмотрено.

К 2020 г. планируется предоставить страховщикам больше свободы в плане создания фирменных страховых программ по ОСАГО. Это идея т. н. вмененного страхования, предусматривающего либерализацию тарифов и условий страхования, но в рамках государственного контроля.

Какие есть варианты процедур страхового возмещения?

Как известно максимальная сумма выплаты по ОСАГО на 2016 и 2017 г. составляет:

  • 400 тыс. руб. – за ущерб по «железу»;
  • 500 тыс. руб. – за вред здоровью или жизни.

Сумма возмещения рассчитывается на основе величины ущерба в рамках этих лимитов. Минимальная выплата по ОСАГО не лимитирована.

Способы страхового возмещения постоянно реформировались. Сперва был доступен только классический вариант – потерпевший обращался за возмещением к компании виновника.

Затем появилась альтернатива – прямое возмещение от СК потерпевшего, который мог выбирать один вариант из двух. Позже это новшество отменили, введением безальтернативного прямого возмещения. Ко всему этому впоследствии был добавлен вариант натурального возмещения (ремонтом авто).

Итак, какие способы выплат доступны на сегодняшний день? Вот их список, актуальный на февраль 2017 г.:

  • Прямое безальтернативное возмещение – на данный момент является основным вариантом выплат;
  • Классическое возмещение – запасной вариант, применяемый для страховых случаев, условия которых исключают выплаты по основной прямой схеме;
  • Натуральное возмещение – сейчас этот вариант занимает место альтернативного.
  • Компенсационное возмещение – это страховочный вариант для случаев, когда выплаты от страховщика недоступны (по разным причинам). Вместо СК деньги выплачивает РСА (Российский союз страховщиков) из специального компенсационного фонда.

Вопрос в тему: Выплачивается ли страховка виновнику ДТП?

Это может произойти только в случае обоюдной виновности участников ДТП. В таких случаях возмещение обычно составляет 50% от положенного. Но СК могут сделать и более точные расчеты, с учетом доли вины каждого участника происшествия.

Что будет с вариантами выплат в ближайшем будущем?

По вариантам выплат нужно уточнить, что в 2017 г. в их отношении выплат грядет серьезная реформа – планируется заменить денежное возмещение натуральным почти для всех страховых случаев.

Так, 14 декабря 2016 г. Госдума приняла соответствующий законопроект (от Емельянова М.) в первом чтении. Центробанк же настаивает на введении закона в действие до 1 марта 2017 г.

Законопроект Емельянова был внесен совсем недавно (по меркам Думы) – в июне 2016 г., а всего через полгода был принят в первом чтении. Откуда такая поспешность в таком важном деле? Ведь обычно Дума принимает законы после их обстоятельного и довольно длительного обсуждения.

Дело в том, что в этой области сложилась ситуация близкая к катастрофической, которая угрожает всей системе ОСАГО и требует срочного вмешательства.

По всей стране расплодилось множество юридических фирм, профилем которых является перекупка у потерпевших их спорных страховых дел и выбивание из СК непомерно раздутых исками возмещений в свою пользу. Введением безденежной формы возмещения в качестве основной, планируется оздоровить ситуацию и выбить почву из-под ног узаконенного юридического мошенничества.

Так что тут ожидаются важные новости, о которых я вам непременно сообщу на страницах моего блога.

Полезные советы

  • Если был увеличен страховой риск и СК требует дополнительной оплаты, ее величина рассчитывается по актуальным на это время тарифам, которые могут отличаться от первоначальных (ст. 8, п. 3, абз. 2 ФЗ № 40), имейте это в виду.
  • Принимаемая СК от страхователя оплата за полис (страховая премия) должна большей своей долей участвовать в непосредственном страховом возмещении, точнее это – 80% всей внесенной суммы.
  • Расчеты и окончательная цена за полис ОСАГО в одном населенном пункте для одного водителя и одного авто не должны существенно отличаться у разных страховщиков, обращайте на это внимание.
  • Статистические данные по ОСАГО (размеры оплат страхователей, количество и величина возмещений и др.) обнародуются Центробанком в ежегодных отчетах.

Итак, вы уяснили что такое ОСАГО, на каких принципах оно основано, откуда берет корни и как работает эта система. Подобные знания помогут вам правильно сориентироваться в страховой компании и не дать себя обмануть.

А как вы относитесь к автогражданке? Согласны ли вы с принципами такого страхования? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Видео-бонус: 15 самых необычных фобий знаменитостей. Нео из Матрицы страшится темноты, а великий создатель «Мика и Мауса» мышей! А хотите узнать, чего боится сам Арнольд Шварценеггер и другие знаменитости? Тогда смотрите видео и удивляйтесь от души:

П.С . На фото Рэйндж Ровер Спорт drive2.ru/r/landrover/1549183.

Другие публикации:

  • Льготы малообеспеченным семьям в 2019 году челябинская область Детские пособия в Челябинске и Челябинской области в 2019 году Челябинскую область можно отнести к прогрессивным регионам Российской Федерации . Здесь наблюдается стабильный рост рождаемости, но показатели пока не дотягивают до среднего […]
  • Регистрация автомобиля госпошлина стоимость Госпошлина за регистрацию автомобиля в ГИБДД Законодательными нормами Российской Федерации установлена госпошлина за регистрацию автомобиля в 2019 году. Это обязательный платеж, который перечисляется в пользу государственных органов за […]
  • Кусковская мировой суд Контакты и часы приёма Председатель суда: Фадеева Светлана Алексеевна Адрес: 111398, г. Москва, ул. Кусковская, д.8, стр.1 Как проехать в суд: м. Перово (последний вагон из центра). Выйти на ул. 2-ая Владимирская. Придерживаясь правой […]
  • Как оформить машину по дарственной Переоформление автомобиля по дарственной Договор дарения – это безвозмездная сделка между двумя лицами, при которой один человек дарит другому движимое или недвижимое имущество. Сегодня речь пойдет о дарственной на автомобиль. Как […]
  • Как заполнять заявление на получение шенгенской визы германия Образец заполнения анкеты на шенгенскую визу в Германию Анкета для шенгенской визы вызывает много вопросов. Например, часто россиян волнует вопрос, как заполнить анкету на шенгенскую визу в Германию, на каком языке её заполнять, какими […]
  • Пенсия участник боевых действий в чечне Пенсионное обеспечение ветеранов боевых действий в 2019 году В российском законодательстве есть отдельная категория граждан, которые имеют право на повешенную пенсию — это ветераны. В целях заботы о них в Российской Федерации был принят […]
Пояснение осаго