Пояснительная записка. по специализации «Воспитатель по самопознанию»

Программа

по специализации «Воспитатель по самопознанию»

для учащихся специальности 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение», квалификация 0101013 «Воспитатель дошкольных учреждений»

Программа по специализации «Воспитатель по самопознанию»

составлена преподавателем специальных дисциплин АГГПК №2 Яковлевой И.Г.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании НМК «Специальных дисциплин»

Протокол № ____ от «___»_______________2011 г.

Руководитель НМК ________________________________________________

Заместитель директора по УР Молдажарова С.Ф.

Пояснительная записка

Программа по специализации «Воспитатель по самопознанию» для учащихся по специальности: 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение», квалификации: 0101013 «Воспитатель дошкольных организаций», составлена на основе программы, утвержденной Приказом Министерства образования и науки РК от 25 декабря 2009 №595. Общий объем часов -156, на 2 курсе – 40 часов, на 3 курсе -58 часов, на 4 курсе – 58 часов.

Содержание программы поспециализации «Воспитатель по самопознанию» состоит из двух предметов «Основы самопознания» и «Методика обучения самопознанию в дошкольных организациях»

Цель предмета «Основы самопознания» — сформировать представления обучающихся о самопознании, как о психологическом процессе и как об учебном предмете. Продолжать совершенствовать ключевые компетенции, сформированные в процессе обучения по предмету «Самопознание».

Цель предмета «Методика обучения самопознанию в дошкольных организациях» — сформировать профессиональную компетентность в области методики обучения старших дошкольников самопознанию.

Программа и методическая система преподавания специализации «Воспитатель по самопознанию» опирается на знания, жизненный и методический опыт, полученные на уроках самопознания на первом, втором курсах, где осуществляется формирование личности будущего специалиста, его идейно-нравственных убеждений, эстетической воспитанности, составляющие основы мировоззрения и жизненной позиции.

На уроках по специализации обучающиеся должны осваивать знания методики самопознания, продолжать совершенствовать свое самосознание и самопознание, развивать профессиональные способности в процессе образовательной, творческой, музыкальной, изобразительной и театральной деятельности. Учащиеся развивают свой профессионализм в области данного предмета в процессе анализа документов, конспектов уроков, деловых игр, видео записей занятий, фильмов, в процессе выполнения творческих заданий в рамках текущего и рубежного контроля. На практических уроках по специализации «Воспитатель самопознания» учащиеся применяют знания полученные по другим предметам учебной программы: по педагогике и психологии, по частным методикам и культурологии, а также компьютерной технологии. На практических уроках широко применяется медиобразовательные средства: компьютер, электронные учебники, интерактивная доска и другие.

На уроках предмета изложение теоретического материала сочетается с практическими заданиями по анализу, сравнению, соотнесению материала урока с опытом обучающихся, которые должны носить творческий характер и использоваться обучающимися в практической деятельности (на практике «Пробные занятия в дошкольных организациях»).

Для успешного обучения и проведения пробных занятий необходимо организовать с учащимися подготовку портфолио воспитателя по самопознанию, который является одним из современных методов профессионального развития.

Портфолио — это способ фиксирования, накопления методического материала, оценки индивидуальных достижений будущего специалиста в период обучения по специализации «Воспитатель по самопознанию» пробной педагогической и преддипломной практики. Портфолио предназначен для систематизации накопленного опыта.

Он позволяет преподавателю учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразной деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.). Портфолио является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. Он используется для объективной оценки профессионального уровня обучающегося. В содержание портфолио входят нормативные документы (стандарт, программа, требования к оформлению кабинета), конспекты занятий, уроков по самопознанию, видео и фонохрестоматии, презентации, репродукции, иллюстрации и т.д.

Календарно-тематическое планирование по Самопознанию 5-7 класс по обновленному содержанию

Столичный учебный центр
г. Москва

Самопознание 5, 7 классы

(по обновленной программе)

КТП по предмету самопознание разработано на основании учебной программы разработанной в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) , утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

Одним из функционально значимых предметов в становлении личности ребенка является предмет «Самопознание». Его изучение о существля е тся по учебным программам для средней школы, которые были разработаны институтом МОН РК «Гармоничное развитие человека» (Алматы, ННПОО Ц «Бөбек» , утвержден приказом Министра образования и науки РК № 115 от 0 3.04. 201 3 г .) на основе общенациональной идеи «М әнгілік Ел ». Об учение предмету осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание».

Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в аспекте физической, психической и духовной природы. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоничное развитие, включающее самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.

Основное назначение учебного процесса «Самопознание»:

выявление системы ценностей личности, практических навыков творческого приложения знаний в решении проблем, направленных на служение обществу;

формирование основ нравственного поведения обучающегося, социально значимых ориентаций, обусловливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;

выявление общечеловеческих ценностей, заложенных в природе каждого человека, развитие его как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности с учетом его возрастных особенностей.

Дидактическими основаниями, регулирующими отбор содержания предмета «Самопознание», являются:

общая цель нравственно-духовного образования, направленная на гармоничное раскрытие физического, психического, духовного потенциалов и развитие способностей человека;

образовательные цели предмета «Самопознание», ориентированные на развитие у учащихся общей культуры, позитивного мышления и умения глубоко анализировать события окружающей жизни, различать добро и зло, знание национального и мирового культурного наследия,;

Логическая структура содержания предмета определена исходя из системы общечеловеческих ценностей, позволяющих:

познавать себя через осознание таких понятий, как любовь, здоровье, свобода, счастье, совесть, труд, гармония тела и духа, цель жизни, предназначение человека, единство мысли, слова и дела;

познавать других через осознание таких понятий, как семья, дружба, общение, доверие, уважение, равенство, диалог, взаимопонимание, сотрудничество;

познавать мир через осознание таких понятий, как природа, Родина, жизнь, гармония с окружающим миром; вера, надежда;

познавать духовный опыт человечества через осознание таких понятий, как истина, творчество, культура, земля как общий дом человечества, единение с человечеством.

Указанные разделы выступают ключевыми векторами процесса самопознания, так как в полной мере отвечают цели человеческой жизни, системе общечеловеческих ценностей и содержат предпосылки для развития нравственно-духовных качеств, самоопределения и самореализации личности и являются сквозными, что предполагает более точную конкретизацию на разных ступенях школы с учетом возрастных особенностей детей.

В программе предусмотрена преемственность в развитии основных понятий об общечеловеческих ценностях по классам и уровням среднего образования.

Темы внутри каждого раздела от класса к классу выстроены в направлении раскрытия тех или иных граней понятий в различном их сочетании. При этом в содержании тем и их расположении отражается логика раскрытия основной идеи каждого раздела.

Цель учебного предмета «Самопознание» — духовно-нравственное развитие обучающихся; усвоение ими знаний об общечеловеческих ценностях; формирование убеждений, социально значимых личностных качеств и жизненных навыков школьников.

Задачи учебного предмета «Самопознание»:

раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять бескорыстную любовь и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;

развитие мотивации к познанию себя, к пониманию цели жизни и своего предназначения;

развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки;

развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, его единство с природой, взаимозависимость физического, психического и духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое состояние как основу здорового образа жизни;

развитие способности к позитивному мышлению и осознанию возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей;

развитие способности применять знания, умения и навыки для жизни в соответствии с общечеловеческими ценностями, принимать решения, не противоречащие нравственным нормам.

развитие умения сотрудничать в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным нормам, проявляя уважение к себе и другим.

Базовое содержание предмета «Самопознание» в 5, 7 классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Быть человеком», «Человек и мир», «Духовный опыт человечества».

Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Самопознание»

Объём учебной нагрузки по предмету «Самопознание» составляет:

в 5 классе — 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

в 7 классе — 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.

«Зачет» ставится учащемуся, если он выполняет все требования к уровню подготовки обучающихся, отраженные в программе, и на основании выполнения долгосрочного проекта.

САМОПОЗНАНИЕ 5 КЛАСС

(34 часа, 1 час в неделю )

Дата проведения урока

I . Радость познания – 8 (часов)

Кто Я? Внутренний мир человека. Самопознание как путь к самосовершенствованию

Цель жизни. Мечта человека. Стремление раскрыть свое истинное Я

Мой путь познания

Источники познания. Различение между временным и вечным. Нравственный выбор

Высокое предназначение человека. Служение людям

II . Быть человеком – 8 (часов)

Воспитание характера. Единство слов и поступков. Дисциплина

Быть, а не казаться

Единство мысли, слова и дела. Что значит «быть, делать, говорить

Трудолюбие как одно из важных качеств человека. Труд как способ реализации человеческих возможностей

Красота души человека

Внутренняя красота. Чистые помыслы. Умение видеть прекрасное в себе, людях и окружающем мире

III . Человек и мир– 8 (часов)

Уважение к близким людям. Особенности взаимо- отношений между старшими и младшими членами семьи

Человек в коллективе

Уважение к себе. Уважение к одноклассникам. Вежливость и тактичность. Достойное поведение в коллективе

Мир человеческих взаимоотношений

Взаимопонимание как основа человеческих отношений. Внимание к человеку. Чуткость к окружающим людям. Уважение к себе и другим

Смотрите так же:  Размеры пособия по безработице в германии

Сила доверия. Значение доверительных отношений в жизни человека

IV . Духовный опыт человечества – 10 (часов)

Природа — источник вдохновения

Общение с природой. Природа как источник духовных поисков учителей человечества

Жизнь в единстве мысли, слова и дела

Жизнь в согласии с голосом совести. Духовное здоровье человека. (Аль-Фараби

Духовное наследие народа – источник мудрости

Ч.Валиханов о роли знания . Традиции и обычаи народа Казахстана

Сосуд, хранящий ум и знания. Шакарим Кудайбердиев

Как прекрасен этот мир !

Обобщение изученного. Защита творческих проектов

САМОПОЗНАНИЕ 7 КЛАСС

(34 часа, 1 час в неделю )

Дата проведения урока

I . Радость познания (8 – часов)

Разум, воля и сердце

Разумный человек. Человек с сильной волей. Абай Кунанбаев о разуме, воле и сердце. Доброта сердца – условие духовного совершенствования

Внутренний мир человека

Красота человеческого духа. Проявление внутренней красоты человека. Совершенствование внутреннего мира

Поиск истины как смысл жизни. Нравственный выбор

Чистота помыслов, бескорыстное служение. Осознание истинного счастья

II . Быть человеком ( 8 – часов)

Честь и достоинство. Благородный человек. Самоуважение

Ответственность — качество праведного поведения. Ответственность за свои мысли, слова и поступки

От дисциплины к долгу

Золотое правило нравственности. Самоорганизация. Долг перед собой, семьей, обществом. Нравственный долг поколения

Любовь к окружающему миру. Бескорыстное служение как основа духовного роста человека

Тепло человеческого общения

Тепло человеческого общения как созидание мира и согласия в обществе. Ценностное отношение к себе и другим

Общечеловеческие ценности в семье. Семья как духовная опора человека. Счастье семьи. Доверие в семье.

Взаимоотношения в коллективе

Основа взаимоотношений в коллективе – дисциплина, долг, доброта, дружба, доверие. Ответственность человека за благоприятный.

Человек и человечество

Человек как часть мира. Роль каждого человека в сохранении духовно-культурного наследия человечества. Единство человечества.

IV . Духовный опыт человечества (10 – часов)

Созвучие с окружающим миром

Гармония с окружающим миром. Любовь и ненасилие

Духовный мир человека

Проявление духовности человека. Развитие духовного мира

Позитивное мышление как условие созидательной деятельности. Значение позитивного мышления в жизнетворчестве

Жизнь во имя любви

Любовь как вечная общечеловеческая ценность. Познание себя через любовь. Жизнь во имя бескорыстной любви

Как прекрасен этот мир!

Обобщение изученного. Защита творческих проектов

Самопознание 6, 8, 9 классы

Одним из функционально значимых предметов в становлении личности ребенка является предмет «Самопознание». Его изучение о существля е тся по учебным программам для средней школы, которые были разработаны институтом МОН РК «Гармоничное развитие человека» (Алматы, ННПОО Ц «Бөбек» , утвержден приказом Министра образования и науки РК № 115 от 0 3.04. 201 3 г .) на основе общенациональной идеи «М әнгілік Ел ». Об учение предмету осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание».

Основные цели предмета:

Стимулировать духовно-нравственное развитие личности учащихся;

Способствовать усвоению ими знаний об общечеловеческих ценностях и приобщению к этим ценностям;

Содействовать развитию личностного потенциала школьников, раскрытию индивидуальных способностей, формированию социально значимых личностных качеств и жизненных навыков, определенных Государственным общеобязательным стандартом среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание», подготовить к успешной реализации растущего человека к жизни.

Ориентировать учащихся на самопознание и постоянное самосовершенствование;

Заложить основы культуры общения учащихся;

Содействовать пониманию учащимися сути общечеловеческих ценностей;

Помочь учащимся понять свою роль в коллективе и обществе;

Стимулировать осознание взаимозависимости природы, человека и общества;

Формировать опыт социализации и нравственного поведения в различных учебных и жизненных ситуациях;

Развивать личностные качества для достижения жизненных целей и раскрытия своего предназначения.

С учетом специфики предмета, его целей и задач предполагается применение различных видов нестандартных уроков, обладающих здоровьесберегающим потенциалом (уроки-размышления, уроки-дискуссии, театрализованные уроки, уроки творчества, уроки на природе, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-игры и др.).

Содержанием программы предусмотрено использование ряда методических приемов обучения, которые в наибольшей степени содействуют целям и задачам самопознания. Такие приемы, как «Позитивный настрой» и «Заключительная минута урока», которые применяются соответственно в начале и по завершении каждого занятия, способствуют позитивному настрою, концентрации внимания и запоминанию ценностных понятий кажд ого урока.

Содержание предмета предполагает также использование приемов и методов, направленных как на расширение знаний и представлений школьников о б общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека, так и на развитие их мышления, эмоционально-волевой сферы, на эмоционально-образное восприятие учебного материала, активизацию познавательного интереса, раскрытие творческого потенциала (« Рассказ учителя », «Цитата урока», «Размышление над ситуацией», «Групповое пение», «Творческая деятельность» и др.).

Важным условием организации учебного процесса по самопознанию является создание на уроках здоровьесберегающей среды с помощью методических приемов, благотворно влияющих на настроение и самочувствие учащихся, способствующих релаксации, снижению напряженности тела, преодолению усталости, утомляемости, лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций, рефлексии .

В соответствии с типовым учебным планом количество часов по предмету в 6,8,9 классах составляет 34 часов в год (в неделю 1 час).

Самопознание учебная программа для старших и предшкольных групп дошкольных организаций образования пояснительная записка

САМОПОЗНАНИЕ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТАРШИХ И ПРЕДШКОЛЬНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Дошкольное образование — первая ступень в системе общего образования Республики Казахстан. В дошкольном возрасте закладывается основной фундамент нравственности, это время познания мира и человеческих отношений, а также сензитивный период для формирования нравственно-духовных чувств дошкольника.

Программа «Самопознание» для дошкольников является первым этапом в нравственно-духовном образовании дошкольников и позволяет выявить и понять особенности компетентностного обучения детей, которые непосредственно связаны с периодом первичного лично стного формирования в возрасте 5-7 лет. Именно в этот период дошкольного детства наиболее интенсивно разворачивается процесс становления высших психических функций и формируется детское сознание (как осознанность, как идентификация себя в мире окружения и действия). Поэтому целенаправленное педагогическое воздействие в процессе обучения самопознанию в этот период детства ориентировано как на развитие и совершенствование мыслительной деятельности, так и на создание положительного самоощущения, эмоционального благополучия детей. При этом важной становится атмосфера взаимодействия педагога, психолога, родителей и ребенка.

Программа «Самопознание» для дошкольников в целом реализуют важнейший принцип гуманистической педагогики — диалог взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Родителям, воспитателям и психологам предлагается осуществлять сотрудничество с целью раскрытия многогранных качеств ребенка с периода дошкольного детства, как исключительно важного, базового этапа для последующего развития человека. Главным в созидательном сотрудничестве всех участников самопознания как процесса становится воссоздание особой образовательной среды понимания и взаимодействия на базе и посредством культивирования нравственно-духовных норм в поступках, отношениях, мышлении.

Предназначение программы (цель) «Самопознание» для дошкольного этапа заключается в том, чтобы сформировать у детей первичные жизненно-значимые компетенции в сфере нравственно-духовных отношений их к миру, к людям, к самим себе.

Опираясь на Государственный общеобразовательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание», с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста основное базовое содержание занятий представлено в следующих разделах:

1. «Я — Человек»; 2. «Радость общения»;

3. «Азбука нравственности»; 4. «Я и мой мир».

Выбор названий разделов обусловлен общим замыслом программы «Самопознание» (задачи), который предполагает знакомство с ценностями, обучение и утверждение у де­тей современного ценностного сознания, формирование позитивного мироощущения и миро­понимания, и на их основе — совершения нравственно желаемых поступков, а затем, в более старшем возрасте, — выстраивания достойной линии поведения.

Главной задачей нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не только приобретение детьми знания о правильном поведении.

Наиболее близкими и понятными для 5-7 летних детей являются представления о социоприродном мире непосредственного окружения и участия. Поэтому в структуре ценностного сознания детей необходимо развить представления о человеке, семье, друзьях, природе и Родине, как базовых понятиях, на основе которых становится возможным разъяснение непреходящих ценностей мира человека: любви, счастья, доброты, заботы, понимания, уважения.

Первый раздел «Я — Человек» вводит детей в мир самопознания — познания человеком самого себя, пробуждая интерес к себе и окружающим людям. В нем предусмотрены занятия, которые развивают положительное отношение к себе, своему имени, а также подводит ребенка к порогу осознания своего уникального «Я» и связи между именем и социальной половой ролью. Дети дошкольного возраста познавать самих себя. Дошкольник начинает прислушиваться к своим чувствам, анализировать свои поступки, мысли и давать им нравственную оценку.

Занятия данного раздела формируют представления детей как осознание себя Человеком — частью природы, как высшее звено эволюции, его возможностей и осмысления своего предназначения, когда развивается позитивное восприятие мира и воспитывается доброжелательное отношение к окружающим людям.

Благодаря содержанию занятий дошкольник открывает свое глубокое уникальное «Я», где происходит его личностное нравственное изменение, а именно в умении считаться с другими, любить, оказывать помощь окружающим, дарить радость другим, сопереживать, стыдиться своих плохих поступков, переживать, обижаться. Мир его чувств и эмоций становится нравственно-духовно богатым.

Во втором разделе программы «Радость общения» дошкольники овладевают социальным пространством человеческих отношений и расширяют представления о радости общения через взаимодействие с близкими взрослыми (родителями и воспитателями), а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, где они учатся проявлять доброжелательность, дружелюбие, чуткость, заботливость, готовность к взаимопомощи и эмпатии.

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития дружелюбия, гуманности во взаимодействиях детей.

Данный раздел направлен на изучение таких ценностей, как семья, дружба, любовь.

Дошкольник испытывает потребность в любви и одобрении, благодаря этому занятия по самопознанию построены так, чтобы ребенок учился и стремился к позитивным формам общения с окружающими людьми.

Смотрите так же:  Заявление на загранпаспорт студенту образец

Без внимания не остались и наши братья меньшие. Данные занятия направлены на заботливое, доброе отношение к домашним животным.

Третий раздел «Азбука нравственности» разработан с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное морально-нравственное развитие ребенка. У дошкольника происходят развитие морального сознания, социальных, нравственных чувств и становление моральной саморегуляции, т.е. старший дошкольник начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, различает хорошие и плохие поступки, сопереживает.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Занятия по самопознанию, опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, воспитывают у детей добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность, честность, отзывчивость.

Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками, поэтому занятия по самопознанию насыщены играми, которые помогут дошкольникам стать добрыми, эмоционально отзывчивыми людьми, а также помогут в развитии детского дружного коллектива, где большую роль будут играть начальные формы чувства долга и ответственности.

Полученные знания позволяют детям применять правильные действия в играх, совершать хорошие нравственные поступки в различных жизненных ситуациях, а также формируют просоциальное поведение и реализуют гуманное, нравственное отношение к другому человеку.

Содержание четвертого раздела «Я и мой мир» ориентировано на формирование у детей опыта нравственных отношений с окружающим миром (семьей, детским садом, общественной средой). Любовь к Родине, родной природе, родному народу, развитие чувства прекрасного у ребенка начинаются с любви к родному очагу, где он родился и вырос.

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. В дошкольном возрасте формируются сложные социальные чувства: чувство патриотизма к Родине, интернациональные чувства.

Занятия данного раздела формируют умение наблюдать за явлениями живой природы, чувствовать красоту сердцем, воспитывают чувства гордости и восхищения родным краем, расширяют представления детей о ценности здоровья, о здоровом образе жизни, развивают способность ощущать единство с природой, а также представления об уважительном отношении к Родине и государственным символам; воспитывают чувства любви и гордости за Республику Казахстан, стремление стать настоящим гражданином Казахстана.

Предмет «Самопознание» позволяет ребенку с малых лет осознавать, что главная ценность в этом мире — человек. Главное в человеке — это его личность. Он рожден для созидания, творчества, для счастья, для любви и радости в жизни. Занятия по самопознанию учат детей думать, анализировать, высказывать свои мысли, идеи свободно и откровенно, благодаря этому дети раскрывают свои способности и таланты.

Педагог, воспитатель создают на занятиях и в повседневной жизни детского сада атмосферу доброжелательности, теплоты, позитивного, уверенного настроения на весь день.

Необходимо, чтобы дети не просто освоили определенный объем знаний по самопознанию, но и умели применить эти знания в повседневной жизни. Поэтому воспитатель формирует у ребенка привычку нравственного поведения через создание проблемных творческих ситуаций и вовлечение в них детей в процессе повседневной жизни.

В целом содержание программы по самопознанию строится на неизменных принципах личностно-ориентированного обучения:

на принципе индивидуализации (индивидуально-личностный подход к каждому ребенку,
отношения к нему с уважением и пониманием);

на принципе гуманизации (ценностное отношение к ребенку, максимально учитывающее
его потребности, интересы и возможности);

на принципе сотрудничества (тесное сотрудничество и взаимодействие школы, семьи,
общественности).

Программа по самопознанию предполагает тесное взаимодействие с родителями, так как основа нравственно-духовного воспитания создается именно в семье, родители — первые учителя своих детей, которые желают видеть их счастливыми, творческими, уверенными, благополучными, добрыми людьми.

Тесное сотрудничество с родителями способно обеспечить наиболее полное и эффективное раскрытие личностных качеств ребенка, а именно через совместную работу родителей с детьми в «Альбомах дошкольника», творческих заданий, семейное чтение, пение, игры, рисование, театрализация, посещение и участие родителей занятий по самопознанию, участия в кругах радости, от сердца к сердцу, минутках тишины.

Изучение предмета «Самопознание» реализуется в рамках инвариантной части учебного пла­на. Учебная нагрузка предмета «Самопознание» в старшей и предшкольной группах дошкольно­го образования составляет по часу в неделю, всего 34 часа в учебном году.

Базовое содержание образования по самопознанию для старшей и предшкольной групп/классов детских дошкольных организаций образования

Старшая группа (34 часа, 1 час в неделю)

Путешествие в страну «Самопознание». Учусь быть Человеком. Девочки и мальчики. Мое имя. Мой день рождения. Мои чувства. Добрые дела. Вот такой я — Человек.

Радость общения (8 ч.)

Родные и близкие. Праздники семьи. Мир семьи. С чего начинается дружба? Верные друзья. Друг всегда поможет. Друзья мои меньшие. Планета друзей.

Азбука нравственности (8 ч.)

Все начинается с приветствия. Добрые поступки. Учимся понимать и прощать. Все начинается с понимания. Гость — радость в нашем доме. Я помощник. Быть честным. Я маленький гражданин своей страны.

Я и мой мир (10 ч.)

Родной дом. Мой любимый детский сад. Матушка — природа. Природа и здоровье. Природа и Человек. Наурыз — праздник обновления. Родной мой Казахстан. Светлый путь Самопознания. Обобщающий урок.

Предшкольная группа (34 часа, 1 час в неделю)

Я — Человек ( 8 ч.)

Путешествие в Страну самопознания. Я особенный человек. Я и моя семья. Я и мои сверстники. Я и мой воспитатель. Слушаю свое сердце. Учимся делать добрые дела. Я счастливый человек.

Радость общения (8 ч.)

Учимся общению. Доброе сердце. Ласковые слова. Согласие в семье. Настоящий, верный друг. Мои домашние животные. С чего начинается дружба? Учимся любить.

Азбука нравственности (8 ч.)

Быть вежливым. Отзывчивость. Умение заботиться. Миру — мир! Что такое милосердие? Быть трудолюбивым. Учимся помогать друзьям. Доброта в моем сердце.

Я и мой мир (10 ч.)

Как прекрасен этот мир! Моя семья. Учимся беречь природу. Великий учитель — Природа. Мой Казахстан. Дружба народов. Люблю тебя, мой край родной. Добрый путь Самопознания. Обобщающий урок.

Далее предлагаются краткое методическое описание основных тематических разделов, со­держательная основа занятий, требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста и критерии оценки знаний, умений, навыков дошкольников по двум уровням дошкольного образо­вания — старшего дошкольного и предшкольных возрастов.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА САМОПОЗНАНИЯ.

1 Формирование этической культуры с опорой на общечеловеческую культуру. Пути приобщения школьников к общечеловеческим ценностям на уроках самопознания. Содержание урока как средство воспитания нравственных качеств. Морозова М.Б. КГУ «Средняя школа 26» ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА САМОПОЗНАНИЯ. В современном обществе высоко ценится образование, и многие люди стремятся получить его. Сегодня даются в изобилии знания в различных областях науки, техники, культуры. Современное образование даѐт возможность стать человеку значительным в глазах общества, заработать средства к существованию. Но образование не может избавить от дурных наклонностей и вредных привычек. В чѐм же причина? Образование сегодня «информационноориентированное». Оно не помогает человеку познать самого себя, сформировать свой характер. Поэтому одной из главных целей образования является воспитание характера у человека с детства. Именно характер позволяет человеческой личности достичь в жизни спокойствия и радости. Чтобы воспитать в человеке характер, необходимо научить его следовать в жизни общечеловеческим ценностям, таким как истина, праведное поведение, внутренний покой, любовь, и ненасилие. На сегодняшний день как никогда важным является воспитание в детях доброты, ответственности за себя и своих близких, умение отвечать за собственные поступки. Формирование этической культуры предполагает опору на общечеловеческую культуру. Эти ценности являются основой духовно-нравственного воспитания, цель которой воспитать образованного человека с высокими духовными качествами характера. Формировать общечеловеческие ценности можно на уроках самопознания. Это учебная дисциплина, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в конфликтных ситуациях, их эмоционального переживания. Четвертый год я преподаю уроки самопознания. Каждый раз, готовясь к уроку, я пытаюсь сделать это в виде небольшого исследования, ставя перед собой цели и задачи формирования общечеловеческих ценностей на уроке. Цель исследования: определить пути приобщения школьников к общечеловеческим ценностям на уроках самопознания. Объект исследования: процесс нравственного воспитания школьников, а также процесс познания ими общечеловеческих ценностей. Предмет исследования: содержание урока как средство воспитания нравственных качеств, школьника.

2 Задача исследования: проанализировать задачи и содержание нравственных общечеловеческих ценностей на уроках самопознания. Первое — выбираю ту ценность, которая более соответствует теме урока Еѐ стараюсь формировать методами одного урока: 1.Цитата 2.Рассказывание историй, просмотр мультфильмов 3.Групповая деятельность. 4.Пение хором и музыка. 5.Минута тишины. Рефлексия Вот как через этиметоды можно преподать ценность: внутренний покой на уроке самопознания 4 класса по теме: «Жить по совести» Цель урока: дать представление о внутреннем покое, как о ценности человека 1. Цитата урока: Служение справедливости приносит человеку больше настоящего счастья, чем любые другие дела жизни. Шокан Уалиханов, казахский просветитель — Попробуйте объяснить, как вы понимаете эту мысль. Тебе радостно и спокойно на душе только тогда, когда ты живѐшь по законам справедливости и честности. Внутренний покой это внутренний мир, это состояние души. Мир с самим собой. Цитатой урока может быть отрывок из поэтического произведения, пословица, афоризм. Цитата урока должна стать мыслью для размышления в течение всего урока, практического применения в жизни. Поэтому к еѐ осмыслению возвращаюсь на протяжении всего урока. 2. Рассказывание притчи учителем Кошелѐк Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило! Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых. — Почему человек обрадовался не кошельку, а визитке. Почему обеспеченная жизнь была бы ему мукой? Соответствует ли эта притча цитате урока. Служение справедливости приносит человеку больше настоящего счастья, чем любые другие дела жизни. (Да, так как внутренний голос, голос совести напоминал бы ему всю жизнь, что кто-то не нашѐл потерянное, а он благоденствовал на незаработанные деньги.) Просмотр мультфильма «Совесть» из сериала о Лунтике

Смотрите так же:  Налоговые льготы для ип пенсионеров

3 -Что можно сказать о поведении гусениц? ( Они вели себя нагло, нахально, бессовестно) — Как Лунтику удалось пробудить совесть у таких гусениц? ( Он ходил за ними следом и говорил, что они неправильно делают, кто от их хулиганства пострадает) — Почему гусеницы не могли спать, почему у них был один Лунтик в голове? (Они чувствовали угрызения совести) — Почему когда они освободили Лунтика у них свалилась гора с плеч? (Они получили внутренний покой) — Как же пробудить совесть у бессовестного человека? Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать. -Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, ему станет стыдно. — Соответствует ли этот эпизод цитате урока. Выбирая историю, нужно учитывать возраст детей, их интересы, личные или семейные обстоятельства их жизни и иллюстрировать ту ценность, которой был посвящѐн урок. Источником историй могут быть исторические книги, жизнь замечательных людей, жития святых, басни, притчи, сказки, газетные статьи и научно популярная литература. Учитель должен хорошо владеть техникой рассказа, оживляя его жестами, мимикой и голосом. Очень хорошо во время рассказа использовать наглядные пособия. 3. Творческая деятельность Задание для 1 группы: Составьте портрет совестливого человека, закончив предложения. Портрет совестливого человека Он все делает по совести, стыдится поступать (нечестно, несправедливо.) Это человек (справедливый, добросовестный, ответственный. ) Он не совершает поступков (которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает) Он не пройдет мимо (беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.) Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него (глубокое раскаяние). Отвращает его от (дурных поступков и действий). — Будет ли человек с таким характером обладать внутренним покоем? Задание для2 группы: Выберите кирпичики с названием тех качеств, с помощью которых надо воспитывать в себе Совесть и постройте домик, куда можно заходить, когда чувствуешь, что ты не прав. Честность Обида Ссора Драка Доверие Взаимопонимание Забота Грубость Преданность Верность Радость Теплота Сочувствия Справедливость Жадность Щедрость Доброта и т. п.

4 — Можно ли считать, что если в домике живут качества выбранные вами, то там царит мир, согласие и внутренний покой? Групповая творческая работа, позволяет ребѐнку выявлять свою индивидуальность, согласовывая при этом свои интересы и действия с действиями и интересами группы. Ребѐнок учится делиться, сотрудничать, помогать, творить сообща, развивает своѐ воображение и творческие навыки, приобретает уверенность в себе и, самое главное, проживает конкретную ценность на практике, в действии. 4. Групповое пение — Чтобы быть в ладу со своей совестью, нужно: Быть честными, слушать голос совести, говорить добрые слова и творить добрые дела и всегда шагать дорогою добра. — Предлагаю всем вместе ученикам и гостям урока спеть песню «Дорогою добра» — Человек, идущий дорогою добра всегда живѐт в гармонии с самим собой. Классическая и духовная музыка не только даѐт ощущение радости и покоя, но и улучшает физические состояние. Современная рок и поп музыка разрушает, дисгармонизирует, приводит к психическим и физическим расстройствам. Слова, положенные на музыку, гораздо быстрее запоминаются и надолго остаются в памяти. Если связать песню с одной из общечеловеческих ценностей, она станет организующей мыслью, побуждая нас к более возвышенным чувствам, поступкам и действиям. 5. Минута тишины Вот перед нами треугольник: ты твой поступок окружающие тебя люди. Совершая дурной поступок, ты остаѐшься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно. НАЕДИНЕ С САМИМ СОБОЙ. 1. Ты размышляешь над тем, что совершил; 2. Эта мысль тебя преследует; 3. Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок; 4. Ты исправляешь положение 5. Наступает мир с самим собой. Совесть это внутренний мир человека. Если в нѐм воцарится мир, жизнь будет счастливой. Совесть нужна человеку, чтобы жить в мире с самим собой. Твой поступок Люди 3. Понимание исправление. 4. Мир с самим собой. Ты 1. Размышления. 2. Преследование.

5 — Мы постоянно делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать. Упражнение совести — это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего или плохого сделано за день. При такой работе совесть всегда будет внутренним судьей человека. -Сейчас проделаем такое упражнение. Подумаем, и вспомним свои поступки, за которые нам стыдно и мы в них раскаиваемся. Рефлексия. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора: Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения Другое (написать) Чувство раскаяния это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», гласит русская пословица. Второе полезное упражнение совести просить прощения. -Сегодня мы искали и открывали проблемы, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть Совесть всегда будет вам главным советчиком и проводником на всю жизнь. Такие методы, как минутка тишины и рефлексия позволяют расслабиться физически и успокоить эмоции и ум, сконцентрировав его на выбранной ценности, что помогает развить творческое воображение и успокоить и сконцентрировать ум. Таким образом, структура урока по формированию одной из пяти ценностей может выглядеть следующим образом: 1.Цитата 2.Проверка домашнего задания 3.Рассказ история. 4.Групповая работа (тестирование, игры). 5.Пение (музыка) 6.Творческая работа. 7.Минутка тишины 8.Рефлексия (или обобщение, вывод, подведение итогов)

6 9.Домашнее задание, связанное с практическим применением данной ценности и небольшими творческими работами. Каждый последующий урок целесообразно начинать с обсуждения домашнего задания что получилось, что нет и почему. Дети должны обмениваться опытом это очень воодушевляет. Обязательно нужно устраивать выставки творческих работ, проводить небольшие концерты, викторины, экскурсии, выезды на природу. Таким образом, происходит выявление лучшего и преодоление того негативного, что неизбежно присутствует в каждом человеке. Мы, учителя, должны стать заботливыми и мудрыми наставниками, дающими достаточно пространства для проявления и раскрытия внутреннего потенциала детей. Мы должны понять, что развитие заключается не в накоплении знаний или в спортивных достижениях, но в более сбалансированном, всестороннем развитии личности. Очень важно при этом опираться на общечеловеческие ценности. ЛИТЕРАТУРА 1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, Караковский В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебновоспитательного процесса // Воспитание школьников, Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М., Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, Сухомлинский, В.А. Не только разумом, но и сердцем / В.А. Сухомлинский // Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая гвардия, 1986.

Другие публикации:

  • Приказ от 16 мая 2011 г N 397н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 мая 2011 г. N 397н "Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в […]
  • Приказ по отгулам мвд Приказ МВД России от 14 декабря 2016 г. № 842 "О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" В соответствии с частью 5 статьи 53 и частью 5 статьи 58 Федерального […]
  • Увольнение сотрудника полиции по инвалидности Информация МВД России от 18 марта 2015 г. "Об актуальных изменениях в нормативно-правовом регулировании социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, получивших повреждение здоровья в связи с выполнением служебных […]
  • Приказ 517 мчс рф Приказ МЧС РФ от 16 сентября 2011 г. N 517 "Об утверждении Временных норм снабжения имуществом вещевой службы отдельных категорий военнослужащих спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской […]
  • Приказ 65 норма 30 Документы по автомобильной службе (стр. 6 ) Книга учета неисправного вооружения и военной техники (форма № 19) воинской части ведется в службе воинской части, учетно-операционном отделе, отделах хранения склада. В книгу учета […]
  • Лицензия на обслуживание охранно-пожарной сигнализации Лицензия на пожарную сигнализацию Цена услуги по получению лицензия на пожарную сигнализацию: от 58 800 до 128 000 рублей (в зависимости от объёма оказываемых услуг и региона). Гарантия результата! Оплата: поэтапная на основании договора […]
Пояснительная записка к уроку самопознания