Интересные факты о празднике Николая Чудотворца: от истории до современности

Николай Чудотворец Мир Ликийских — самый популярный и любимый в христианском мире святой, чьё имя и деяния овеяны множеством прекрасных и поучительных историй. В честь этого Чудотворца названо огромное количество храмов и монастырей, городов и сел. День памяти и почитания святого Николая в этом году отмечают 19 декабря, как и ежегодно, дата эта приходится на период Рождественского поста.

А на Руси его именовали ещё и Угодником. Имя этого святого так легендарно, что есть необходимость рассказать и о нём, и о посвященном ему зимнем христианском празднике, о традициях, с ним связанных, подробнее. Также есть и летний День Святого Николая.

К тому же, оставаясь исторической личностью, святой Николай Чудотворец является в нашей повседневной и праздничной жизни примером не только святости, но и истинной человечности, непоказной доброты и готовности в трудную минуту помочь, вразумить и спасти.

В своем рассказе-легенде «Пегие лошади» Александр Куприн о Николае угоднике написал: «Всегда ему у нас (на Руси -ред.) много дела: умягчить сердце жестокого правителя, обличить судью неправедного, построжить жадного не в меру торговца, вызволить из сырой тюрьмы невинно заключенного, испросить помилование приговоренному к напрасной смерти, подать помощь утопающему, ободрить отчаянного, утешить вдову, пристроить сироту к добрым людям.

День Святого Николая - когда отмечают и что это за праздник

А Никола — он свой, скоропоспешный и для всех доступный. Недаром к нему не только православные прибегают с просьбами, но и всякие иные народы…»

Житие Николая Чудотворца

Будущий святитель появился на свет 11 августа 270 г. в городе Патара (современная Турция). Для состоятельных родителей он был единственным ребенком, а потому те не поскупились дать ему хорошее образование.

С детства мальчик интересовался Святым Писанием, проводил время за беседами со Всевышним, старался жить по заповедям Господним. После обучения он покинул родную Патару и отправился в Иерусалим, где был назначен пресвитером, а позже управляющим храмом. Спустя несколько лет домом святого угодника стал город Мира. Там, когда преставился главный архиерей, Николай занял его место, продолжая служение Богу.

Всю свою жизнь преподобный отец посвятил помощи людям и активно участвовал в просвещении народа. Он помогал нуждающимся, бедным, никогда не отказывал просящим. Во время становления христианства власти устраивали настоящие облавы на православных верующих. Николай часто становился на их защиту, отчего сам не раз попадал под арест.

Умер святитель в возрасте 75 лет. Вскоре после кончины из мощей преподобного начало выделяться ароматное вещество, наделенное чудодейственными свойствами. Позже останки перевезли в Италию (г. Бари), где они покоятся по сегодняшний день. Совсем недавно ученым удалось воссоздать внешность святого: кареглазый, смуглый мужчина ростом чуть ниже 1.70 м, с ярко выраженными чертами лица.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Храм святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве

Имя прославляемого ныне великого Святителя и Чудотворца Николая в переводе с греческого языка на русский означает «побеждающий людей» или «победитель народов». Мы не знаем, почему такое имя было дано ему родителями. Быть может, они желали видеть в нем будущего славного полководца, ибо в те времена такой удел считался наиболее славным и почетным. Но почему церковное песнопение, прославляющее Святителя, не имеющего никакого отношения к военным подвигам, говорит нам, что житие Святителя Николая было сообразно его имени?

«По имени твоему, тако и житие твое», — поем мы за всенощным бдением.

Чем же мог быть кротчайший и смиреннейший угодник Божий подобен тем победоносным покорителям народов, которыми руководило искание славы, почестей и громких похвал? Что общего у него с этими людьми, которые в погоне за славой проливали неповинную кровь и заставляли лить безутешные слезы? У него, о котором говорится в акафисте, что он «слезу всяку отъял от лица люте страждущих» и что им «отгонится рыдание?»

Все завоеватели и поработители народов добивались своих целей силой оружия, и их слава сопровождалась стонами умиравших в битвах и жалобными воплями изувеченных и осиротевших людей, оказавшихся побежденными.

Подлинной же безсмертной славы и всеобщей известности достигли те, которые смиренно и самоотверженно служили людям, «пламенея» духом в великой любви к Богу и ближнему. Наставляя учеников Своих, как жить среди людей, Господь говорил: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так, но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий… А Я посреди вас, как служащий» (Лк.22,25-27).

Те, кто по заповеди Господа шли вслед за Ним на служение Богу и людям, поистине были победителями». Они прославляются, хотя никогда не искали славы. Они давно умерли, но живут вечно в сердцах человеческих.

В числе величайших из них мы видим и чтим с особенной любовью Святителя Николая. Он одержал большую победу. Он поистине победитель народов, пробудивший в их сердцах особую любовь и многовековое почитание не жестокой силой кровавого оружия, не силой властного принуждения, а силой своей сострадательной, действенной любви, этой единственной силой, покоряющей сердца. Эту победу его любви исповедует Святая Церковь, воспевая ему от лица всех верующих чад своих: «Мы, отче Николае, любовию твоею побеждаема вопием ти сице: Радуйся, Николае, великий чудотворче!» И Святитель Николай властвует в сердцах наших, привлекая не под бремя внешнего принуждения, а под легчайшее иго любви Христовой, которой послужил сам во смирении всей своей жизнью, не ища славы, но прославленный Богом и людьми навеки. Поэтому с особенным усердием православные христиане прибегают к нему с горячей молитвой о помощи в своих скорбях и тяжких обстоятельствах, твердо надеясь на его человеколюбивое сострадание к людям и веруя в силу его предстательства пред Богом.

Как чудно выражено все это в словах акафиста Святителю: «Весь еси всем, воистину, помощник, богоносне Николае… Слышаша ближний и дальний величие чудес Твоих… Проповедует мир весь тебе… скораго в бедах заступника».

Среди святых икон наш взор с любовью и благоговейным вниманием останавливается на лике Святителя Николая. Как дорог нам этот лик благостного старца с высоким открытым челом и с проницающими в душу очами, сияющими любовью сострадания! В лике этом мы ощущаем данную от Бога благодать покорять всякую душу, отгонять скорбь и источать утешение. Святитель Николай становится для нас «светильником всесветлым и вселюбимым», то есть всем и для всех светящим и всеми возлюбленным и любимым светильником.

Такую славу и глубокую любовь к себе стяжал Святитель своей святой жизнью и необыкновенной любовью и состраданием к людям.

Святость и богоподобие — цель и назначение человека. «Будьте святы, потому что Я свят» — сказано еще в Ветхом Завете от лица Божия (Левит,11,45). И в Новом Завете мы слышим из уст Самого Господа Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48).

Человек должен быть отражением Божества. Но только чистое сердце и просветленный дух способны оказаться зерцалом для лика Божия. В загрязненных и волнующихся от бурного ветра водах не отражается звездное небо. Лишь в чистых и тихих водах созерцается небо с мириадами звездных огней, во всей своей вышней красе.

Святитель Николай соделался таким «чистым зерцалом», устремившись к вожделенному богоподобию, отразив в себе, своей любовью к страждущим человекам, одно из свойств Божественной любви — человеколюбие.

Вся жизнь Святителя от юности и до кончины была непрерывным подвигом любви и сострадания к людям. Он исполнил завет св. aп. Павла — быть «всем для всех» (1Кор.9,22): он был недужным исцелитель, плачущим — утешитель, бедствующим — избавитель, страждущим — отрада, сиротам — отец, терпящим напасти — защитник и всем во всякой нужде и обстоянии — скорое прибежище и помощь. Помощь страждущим была такой насущной потребностью его любвеобильной души, что он, не дожидаясь просьб о помощи, сам разыскивал нуждающихся. Всюду и своевременно он являлся с помощью и ободрением.

Святитель Николай богословствовал делами своей жизни. Все его богословие — дела любви, творимые во смирении. Он, как говорится в тропаре, «стяжал смирением высокая». Вся его жизнь — самоотверженная, состраждущая любовь, которая, по слову апостола, «милосердствует… не превозносится, не гордится… не ищет своего…не радуется неправде, а сорадуется истине» и «никогда не перестает» (1 Кор.13,4-8).

Этой «никогда не перестающей» любви остался верен Святитель и по блаженной кончине. Невозможно описать все множество чудесных случаев помощи Святителя людям, призывавшим его в молитвах: «Никтоже бо может я исчести, аще бы и многи языки имел».

«Радуйся, победы тезоименитый!» — поем мы ему в акафисте. Он победил в себе ветхого человека, преодолев искушения и соблазны плоти и мира. Он победил гонителей веры своим исповедническим мужеством и твердостью веры. Он победил лжеучителей своим ревностным исповеданием православного учения. Он оказался победителем неправды в деле защиты неповинных. Он препобедил и полчища человеческих страданий и горестей своей чудотворной любовью, своим милосердием и всюду поспевавшей помощью как при жизни, так и по блаженной кончине своей. И, наконец, он покорил своей любовью верующих людей, оправдав свое победоносное имя — Николай. Да подастся же и нам, по молитвам Святителя Николая, сила подражания ему в нашей жизни, чтобы и нам явиться победителями своих греховных себялюбивых устремлений и побеждать сердца ближних наших не горделивым превозношением и властолюбием, а смиренными делами христианской любви и милосердия. Аминь.

Архиепископ Пензенский и Саранский Феодосий, 1965 г.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ И ЧУДОТВОРЦУ НИКОЛАЮ, АРХИЕПИСКОПУ МИР ЛИКИЙСКИХ

Нравится

SocButtons v1.4

Чем помогает Николай Чудотворец

Божьего угодника почитают как защитника простых людей, детей, военных, мореплавателей и купцов. Согласно одной легенде, святитель вернул к жизни моряка, который погиб во время бури на море. Также он помогает обычным крестьянам в их тяжелом повседневном труде.

К святому принято обращаться с разными просьбами:

  • оградить от дурных помыслов;
  • найти вторую половинку;
  • создать крепкую семью;
  • сохранить любовь и гармоничные отношения;
  • защитить от клеветы;
  • помощь в трудной финансовой ситуации;
  • благословить на удачную дорогу или путешествие.

История празднования

Праздник во имя Божьего угодника отмечается православными верующими дважды в год: зимой и весной. Обе даты связаны с интересной легендой. Как-то раз один крестьянин возвращался домой, когда вдруг его телега наглухо застряла на размытом тракте. Без посторонней помощи мужик никак не мог справиться с груженым возом, а потому попросил помощи у святых, которые проходили мимо, шествуя на встречу к Господу. Касьян, первый заметивший бедолагу, только отмахнулся, не желая пачкаться. А вот Николай не испугался грязи и помог вытащить телегу.

Явившись к Всевышнему, Чудотворец был встречен вопросом Всевышнего, почему тот опоздал и что с его одеждой. Святитель подробно рассказал о случившемся, после чего Бог обратился к Касьяну за пояснениями. Тот ответил, что не хотел заставлять Создателя ждать, к тому же его одеяния были бы замазаны грязью. Тогда Господь решил: праздник Касьяна справлять раз в 4 года, а Николая – дважды в год.

Правда ли, что иконы практически точно передают облик святителя?

Антропологические исследования подтвердили то, что иконы достаточно точно передают облик святителя Николая.

В 1953 году во время реставрационных работ в церкви, в которой расположен склеп, Луиджи Мартино, анатом из университета Бари (Universita degli Studi di Bari) с разрешения Ватикана исследовал кости, оставив после себя множество рентгенограмм и подробные результаты измерений.

Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес святитель Николай в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.

Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).

По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него шло удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т. е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.

Это позволило современным коллегам Мартино провести реконструкцию. Она была выполнена из «виртуальной» глины, форму которой можно менять прямо на экране. У святого Николая было мужественное лицо с оливковой кожей, квадратным подбородком и сломанным носом. Это удалось выяснить по сильно поврежденным костям между глаз.

Когда отмечают День святого Николая

На церковном календаре есть две даты, посвященные Чудотворцу: 19 декабря и 22 мая. Поскольку это непереходящий праздник, указанные даты актуальны а 2022 год.

Летний праздник

День Николы Вешнего, или Летнего отмечают 22 мая. Именно тогда святые мощи преподобного отца перевезли из Миры в Бари. Историки, изучающие славянские традиции, считают, что празднество было перенято русскими православными христианами от латинян. Их идею поддерживает также тот факт, что ранее язычники чтили героя-хлебопашца Микулу Селяниновича, крепко связанного с богиней Земли, как Матерью-кормилицей.

Зимний праздник

Никола Холодный отмечается православной церковью 19 декабря, как день кончины Божьего угодника. Аналогично летнему празднеству, эта дата также является не переходящей и почитается с начала Крещения Руси. Согласно преданиям, зимним днем святой Николай приходит на землю, где совершает свое путешествие, изгоняя по пути злые силы.

Кроме двух уже известных дат, христиане отмечают еще одну – 11 августа, как день рождения святителя.

Бил ли святитель Николай по щеке Ария?

Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского собора Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария.

Это опровергает профессор церковной истории В. В. Болотов: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».

Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещенном в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Описание пощечины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Особенности празднования

По традиции 19 декабря принято посещать храм, где служится праздничная служба. По ее окончании прихожане возвращаются домой и устраивают пышный обед, состоящий из постных блюд.

Традиции и обряды

Главным обычаем на день святого Николая является подкладывание детям под подушку подарков. Зачастую это бывают фрукты, конфеты или игрушки. Также неотъемлемым атрибутом считается ворожба на суженого.

Женщины, готовя торжественную трапезу, обязательно пекут «николайчики», ставят на стол грибные, капустные или картофельные пироги, вареники, разносолы, постный борщ. Молодежь устраивает веселые гуляния с катанием на санках, а после ходит с колядками по домам. Молодые люди желают богатого урожая и хорошего здоровья, а взамен получают сладости или деньги.

19 декабря принято заниматься благотворительностью: помогать нуждающимся, детским домам, многодетным семьям. Дошкольные и школьные учреждения обычно устраивают утренники, на которых дети читают стихи, танцуют, поют, делают различные поделки.

С этого дня православные христиане начинают готовиться к Новогодним праздникам. Они проводят генеральные уборки в своих домах, запасаются продуктами для праздничных столов, покупают подарки.

Приметы и поверья

Празднование Дня святого Николая тесно связано с языческими традициями. Некоторые народные приметы пришли к нам именно оттуда, оставаясь неизменными на протяжении нескольких веков:

  • снег на Николу Холодного – к богатому урожаю на полях; дождь – хорошо уродят огурцы и капуста;
  • теплая погода сулит мягкую зиму, холодная – суровые морозы;
  • любое загаданное желание на 19 декабря сбудется в ближайшее время;
  • если до Дня св. Николая не отдать долги, грядущий год не принесет финансового достатка.

Что можно кушать

Зимнее торжество приходится на Рождественский пост, а потому праздничное меню должно быть особенным. Церковью разрешается есть грибы, овощные рагу, каши, приготовленные на растительном масле, сухофрукты, орехи с медом, хлеб, фрукты. Также разрешены к употреблению рыбные блюда и немного красного вина.

Что нельзя делать

Как все большие церковные праздники, Никола Зимний имеет свои запреты:

  • нельзя преступать заповеди Господни;
  • не стоит убирать, заводить стирку, шить или заниматься рукоделием;
  • запрещено ругаться, сквернословить, наводить наветы;
  • нельзя заниматься тяжелой физической работой.

На День святого Николая разрешен труд только во благо нуждающихся, а не себя.

Полезная информация

Ворожба в день святого Николая

Гадательные обряды на Николу Холодного берут корни из язычества. Несмотря на неодобрение Церкви, молодежь до сих пор занимается ворожбой в предрождественские дни. Так, девушки, которые еще не встретили свою вторую половинку, гадают на суженого. Они выходят из дому, а затем бросают левый сапог через ворота. В какую сторону будет показывать носок башмака, оттуда девице и следует ждать сватов. Если обувь повернута к дому – замужества грядущий год не принесет. А вот туфель, лежащий вдали от забора, сулит жениха из дальних краев.

Чтобы узнать, кто из девушек выйдет замуж первой, проводили обряд на луковицах. За несколько дней до праздника девицы высаживали головки в землю, и та, чья прорастала на 19 декабря, должна была первой скрепить себя узами брака.

Для многих православных христиан святого Николай не менее важен, чем Новый год. В этот день верующие ждут чуда, дарят подарки, а также просят святого о помощи и покровительстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правда ли, что святитель Николай остановил руку палача, спасая невинно осужденных?

Самые древние редакции рукописей о святом Николае хранятся в библиотеках Оксфорда и Вены. Они посвящены «Деянию о стратилатах».

На иконах и фресках и на картине И. Е. Репина святитель Николай изображается останавливающим руку палача, хотя на самом деле спасение осужденных выглядело по-другому.

Император направил воинов усмирять мятеж тайфалов (одного из вестготских племен, переселенных во Фригию с Дуная). По пути из-за шторма войско остановилось в Андриакской гавани, и на рынке разгорелась ссора между солдатами и местными жителями. Архиепископ Николай сумел всех умиротворить. А стратилатов, предводителей воинов, пригласил к себе.

В этот момент прибежали жители Мир с известием, что правитель арестовал трех неповинных горожан и приказал отсечь им головы. Святитель вместе со стратилатами и другими воинами торопится в город. Он уже в преклонном возрасте, ему около 70 лет. А дорога – четыре километра в гору. В древней хронике прямо сообщается, что святитель Николай боялся не успеть прийти на помощь и спасти от смерти невинных людей. И тогда стратилаты послали солдат задержать казнь.

На известной картине Репина меч уже занесен над горожанами, когда появляется святой Николай и в последнюю секунду удерживает палача. Но в древнем тексте сказано: меч был обнажен палачом. Трудно представить, что палач стоял полчаса с поднятым над головами тяжелым мечом. Он обнажил меч и ждал. Солдаты задержали казнь, пока не подошел святитель со стратилатами и не освободил невинных людей. 9. Как по «Деянию о стратилатах» удалось определить год смерти святителя?

На прощание святитель благословил воинов, предрек им победу в предстоящем сражении с тайфалами, и они победили. После победы над мятежниками стратилаты возвратились назад в Ликию и пришли к святому Николаю во второй раз – поблагодарить его за молитвы, а святитель предупредил их, что они попадут в беду, но не должны отчаиваться, а должны обратиться к Богу, и Господь убережет их.

Все три военачальника – исторически известные личности. Один из них, Непотиан, стал консулом в 336 году, другой – в 338 году.

Когда стратилаты вернулись в Константинополь, их встретили с почестями, а потом оклеветали завистники и по наговору посадили в темницу. И тут Непотиан вспомнил о том, что говорил стратилатам святитель Николай в Ликии, и воины стали сердечно молиться. Чудесное явление святого Николая Константину даровало им свободу, и император вручил стратилатам пояса полководцев высшего ранга. И они с подарками от императора отправились к свт. Николаю в третий раз.

Древний текст «Деяния о стратилатах» уточняет, что они месяц жили у свт. Николая, стали его духовными чадами. На следующий год они снова – в четвертый раз – отправились к святителю Николаю, но обнаружили его почившим.

Год назад их посылал сам император Константин, и тогда святитель Николай был жив, а Константин умер в мае 337 года. День преставления святого известен точно: 19 декабря, а точный год смерти в текстах его житий не назывался. В наших календарях указывается, что святой Николай умер около 345 года. И, как правило, говорится, что он родился в 280 году.

Это кажется очень странным. Потому что по житиям святой Николай стал епископом до Диоклетианова гонения. То есть около 300 года. Получается, что он был возведен в столь высокий сан в 20 лет, а это крайне маловероятно. Это значит, что свт. Николай не мог умереть в 345 году, кроме того, в древней хронике Непотиан ни разу не назван консулом, а значит, он еще не был в этом звании. Значит, 336 год еще не наступил к моменту их четвертого посещения Мир. Получается, что святой Николай умер в 334 или 335 году.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: