Оглавление:

Комментарий к статье 3 кодекса

1. Семейное законодательство — это система законодательных актов, регулирующих

семейные отношения, круг которых определен в ст.2 СК (см. комментарий к ней).

В соответствии со ст.72 (п.»к» ч.1) Конституции РФ семейное законодательство

относится к совместной компетенции РФ и ее субъектов. Соответственно п.2 ст.3

СК в состав семейного законодательства включает СК, другие федеральные законы,

а также законы субъектов РФ.

2. Актом, определяющим всю систему семейного законодательства, является

СК — основополагающий федеральный закон в области правового регулирования

семейных отношений. В соответствии с ним могут приниматься другие федеральные

законы и законы субъектов РФ. В соответствии со ст.76 Конституции РФ нормы

семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать

СК (п.2 ст.3 СК), а при наличии других федеральных законов, регулирующих семейные

отношения, — и этим федеральным законам. В случае их противоречия действуют

нормы СК (других федеральных законов).

Положения самого СК не должны в свою очередь противоречить Конституции

РФ (ст.15 Конституции РФ).

СК — систематизированный федеральный законодательный акт. В нем установлены

основные начала семейного законодательства (ст.1 СК), определен круг регулируемых

семейным законодательством отношений (ст.2 СК), общие положения, касающиеся

осуществления и защиты семейных прав (ст.7-9 СК), а также непосредственно

решены важнейшие вопросы брака и семьи, которые в целях обеспечения и защиты

семейных прав граждан требуют единообразного решения на всей территории РФ

(полномочия РФ в области регулирования семейных отношений — ст.73 Конституции

РФ). СК содержит также нормы о праве, подлежащем применению (российского или

иностранного государства) к семейным отношениям с участием иностранных граждан

и лиц без гражданства (коллизионные нормы), которые в соответствии со ст.71

(п.»п» ч.1) относятся к исключительной компетенции РФ.

3. В части 2 п.2 комментируемой статьи определено соотношение федерального

законодательства и законодательства субъектов РФ. Вопросы, отнесенные к ведению

субъектов РФ, указаны в ст.13, 32, 58, 121, 123, 151 СК. Законодательство

субъектов РФ может разрешать также вопросы, непосредственно СК не урегулированные,

но при этом входящие в круг семейных отношений, указанных в ст.2 СК (см. комментарий

к ней). Регулирование этих вопросов не должно также противоречить основным

началам семейного законодательства, закрепленным в ст.1 СК (см. комментарий

4. Понятие «семейное законодательство» включает в себя только законодательные

акты: СК, другие федеральные законы и законы субъектов РФ (п.2 ст.3 СК). Наряду

с ними вопросы, относящиеся к кругу отношений, регулируемых семейным законодательством

(ст.2 СК), могут быть решены актами Президента РФ и Правительства РФ, а на

уровне субъектов РФ — нормативными правовыми актами органов исполнительной

власти субъектов РФ, принимаемыми во исполнение и в соответствии с законами

СК дает основание сделать вывод, что указы Президента РФ, не противоречащие

СК или другим федеральным законам, могут быть приняты по любому вопросу, который

входит в компетенцию Президента РФ (ст.80-90 Конституции РФ).

В соответствии со ст.115 Конституции РФ Правительством РФ могут издаваться

нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК, других федеральных

законов и нормативных указов Президента РФ. Ведомственные нормативные акты

по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства

РФ, содержащемуся в принятом им постановлении на основании и во исполнение

СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства

РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ,

может быть отменено Президентом РФ (ст.115 Конституции РФ).

5. СК относит к компетенции Правительства РФ следующие вопросы:

определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых

производится удержание алиментов (ст.82 СК). Их перечень утвержден постановлением

Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы

и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних

детей» (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3743);

установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся

без попечения родителей (ст.122 СК). Такой порядок в настоящее время установлен

постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 «Об организации

централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» (СЗ РФ,

1996, N 33, ст.3995);

определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить

ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную

семью (ст.127 СК). Такой перечень определен постановлением Правительства РФ

от 1 мая 1996 г. N 542 (СЗ РФ, 1996, N 19, ст.2304);

установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых

ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст.149 СК). Выплата

указанных средств на содержание подопечных детей производится на основании

постановления Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. N 409 и Положения

о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством),

утвержденного приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993 г. N 50 (БНА РФ,

утверждение Положения о приемной семье (ст.151 СК). В настоящее время

действуют постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829, которым

утверждено Положение о приемной семье (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3721);

установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых

ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст.155 СК). Уровень их материального

обеспечения установлен в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением

Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье».

Комментарий к семейному кодексу РФ: семейное законодательство

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

Комментарий к статье 1

1. Семейный кодекс открывается провозглашением государственного интереса в семейных отношениях и делах. Законодатель в этих целях избирает термин «под защитой государства». Эта формулировка не только определяет неизменный публичный интерес в этой сфере, но и устанавливает своего рода круг и «уровень» семейных отношений, на которые этот интерес может распространяться.

2. Основные начала семейного законодательства — это основополагающие идеи (базовые принципы), определяющие задачи и политику законодательного регулирования семейных отношений. Основные начала определяются Кодексом с учетом социальной значимости семьи и семейных отношений, а также нравственных ценностей, культурных традиций, необходимых условий благополучия граждан в социальном государстве.

Основные начала (как и принципы):

— определяют дальнейшее развитие семейного законодательства;

— способствуют верному толкованию норм семейного права;

— являются основой правильного применения семейных норм.

3. Принципы семейно-правового регулирования (п. 3 ст. 1) также непосредственно связаны с положениями Конституции РФ, определяющими основные права и свободы граждан, устанавливающими основы конституционного строя, гарантирующими государственную защиту и поддержку семьи, материнства, отцовства, детства.

Определяя цели семейно-правового регулирования, законодатель отдает приоритет укреплению семьи на основе таких человеческих ценностей, как взаимная любовь, уважение, взаимопомощь, ответственность перед семьей всех ее членов, и категорически утверждает недопустимость произвольного (не основанного на законе) вмешательства в дела семьи. Целью семейно-правового регулирования является также обеспечение членам семьи возможности активной защиты своих прав, полноценного правопользования.

4. К принципам семейного права относится и юридическое признание только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния, которое соответствует таким целям семейно-правового регулирования, как укрепление семьи, ответственность перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Заключение брака в установленном законом порядке имеет своим результатом возникновение у супругов не только обязанностей, но и прав, находящихся под защитой государства и дающих дополнительные социальные гарантии.

С юридических позиций с первого взгляда представляется небесспорным включение в законодательную материю в качестве основных начал морально-этических общечеловеческих «ориентиров» — построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Вместе с тем такие начала семейного законодательства играют существенную роль в создании особой «юридической атмосферы» семейного права, незримо участвуют практически во всех разделах Кодекса.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо давать себе отчет в том, что перевести на юридический язык такие понятия, как любовь и уважение (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся.

5. Основные начала и принципы семейного законодательства влияют и на другие отрасли права. Например, в жилищном праве РФ изменен такой подход к применению ст. 31 ЖК РФ, при котором дети собственника жилья признавались бывшими членами его семьи (если после развода родителей их постоянное место жительства определено с бывшим супругом собственника жилья) и, следовательно, утрачивали право пользования данным жильем. Согласно новому подходу ребенок в этих обстоятельствах сохраняет право пользования жильем его родителя. Очевидно, что такие изменения имеют в своей основе не только предусмотренные Конституцией РФ права ребенка, но и такой принцип семейного права, как «приоритет семейного воспитания детей, заботы об их воспитании и развитии, обеспечении приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи».

6. Завершающий пункт комментируемой статьи не только определяет общий высокий юридический статус всех семейных прав, но и формулирует конкретный запрет на ограничение вступления в брак по расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Присутствие этой конкретной нормы — запрета в статье, определяющей высокие основные начала и принципы всей отрасли, не случайно. В России исторически в течение многих столетий законами и религиозными постулатами запрещались браки между лицами определенной национальности или вероисповедания.

Российским подданным православного и римско-католического исповеданий брак с лицами иноверных исповеданий, а протестантского — брак с ламаитами и язычниками вовсе запрещается.

Свод законов гражданских

Российской империи, 1827 г.

Вместе с тем Кодекс допускает в качестве исключения определенные ограничения семейных прав. Такие ограничения могут устанавливаться только законом и в ряде случаев имеют своей целью предотвращение злоупотребления правом. Например, согласно ч. 3 п. 1 ст. 63 СК РФ «родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми иными лицами», но в п. 1 ст. 65 СК РФ содержится запрет на злоупотребление этим правом.

Смотрите так же:  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд казани

В целях поощрения граждан за большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей недавно учрежден орден «Родительская слава». Им награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния, либо в случае неполной семьи один из родителей (усыновителей), которые воспитывают и (или) воспитали четверых и более детей — граждан РФ, образуют социально ответственную семью, ведут здоровый образ жизни, обеспечивают надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное воспитание их личности, подают пример в укреплении семьи и воспитании детей. Установлено, что одному из награжденных родителей (усыновителей) выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 тыс. рублей (Указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. N 775 «Об учреждении ордена «Родительская слава» // Российская газета. 2008. 4 июня).

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Комментарий к статье 2

1. Предмет семейного права определяет круг общественных отношений, которые регулируются нормами семейного законодательства. В упрощенном виде предмет — то, что регулируется данной отраслью.

Предмет семейно-правового регулирования — это особая область общественных отношений, складывающихся на основе брака, родства, усыновления, а также в результате возникновения предусмотренных семейным законодательством социальных связей, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан, лишенных в силу жизненных обстоятельств семейной поддержки (опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья).

Семейные отношения — особые общественные связи, которые существенно отличаются от иных личных неимущественных и имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Семейные отношения образуют особый самостоятельный предмет правового регулирования.

2. Регулируемые семейным правом отношения (предмет) традиционно подразделяются на:

а) личные неимущественные отношения (отношения по поводу заключения и расторжения брака, выбора фамилии, воспитания детей и др.);

б) имущественные отношения (отношения между супругами по поводу общего и раздельного имущества, алиментные обязательства и др.).

Семейно-правовое регулирование личных неимущественных отношений ограничивается установлением условий и порядка юридического оформления данных отношений и определением самых общих социально значимых характеристик должного поведения участников данных отношений. Семейное законодательство РФ максимально освобождает граждан от какого-либо вмешательства в глубоко личные, интимные стороны брачно-семейных отношений.

3. Все отношения (и личные, и имущественные), составляющие предмет семейного права, называют отношениями семейными, отношениями в семье. Понятие «семья» является базисным в семейном праве, часто встречается в СК РФ, используется и в других отраслях российского законодательства. Однако определение данного понятия законодательно не закреплено.

В теории семейного права наиболее признанным является определение: семья — это круг лиц, объединенных взаимными личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства и принятия детей на воспитание в предусмотренных законом формах (опека, попечительство, усыновление, приемная семья и т.д.). Иные определения семьи в той или иной степени оперируют одними понятиями.

«Общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством».

«Определенная совокупность (общность, группа) людей, по общему правилу родственников, основанная на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующая естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода».

4. В Российской Федерации семья не является субъектом семейного права. Субъектами семейного права являются только члены семьи. В семейном праве РФ к членам семьи относятся только граждане, прямо перечисленные в Семейном кодексе, — супруги, родители, дети, родные братья и сестры, бабушки, дедушки, внуки, приемные родители, фактические воспитатели и фактические воспитанники.

В соответствии с нормами семейного и жилищного законодательства братья могут быть признаны членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство. Согласно п. 4 ст. 1 СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. Установлено, что П. — родные братья, проживают совместно и ведут общее хозяйство, и в силу этого признаются членами семьи (Обзор судебной практики ВС РФ за первый квартал 1998 г.).

5. За «пределами» семейного права законодатель определяет семью иначе и причисляет к членам семьи и субъектов на иных основаниях, нежели это определено в Семейном кодексе.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»: «Семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство».

ЖК РФ к членам семьи могут быть отнесены граждане, вселенные нанимателем или собственником жилья в качестве членов семьи и ведущие с ним общее хозяйство (это могут быть, например, бывший супруг или дальние родственники).

Рассматриваемое понятие семьи — это как раз тот случай, когда законодатель, отказываясь от определения этого понятия, проявляет известную дальновидность и взвешенность. Поскольку суть этого многогранного и глубокого, по сути, неправового явления только обеднеет даже от законодательного определения.

. Выявление в процессе абстрактного толкования нормативного содержания понятия «семья», наполняемого, в зависимости от целей правового регулирования, различным юридическим содержанием, потребовало бы согласования федеральных законов в части, содержащей разные основания для установления круга лиц, составляющих семью. Что, поскольку это требует создания новой нормы, является исключительной компетенцией законодателя (Определение КС РФ от 05.07.2001 N 135-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Костромской областной Думы о толковании понятия «семья», содержащегося в статье 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации»).

6. Семейные отношения, урегулированные семейным законодательством в соответствии с современной отечественной теорией права, являются семейными правоотношениями. В литературе выделяются следующие основные признаки семейных правоотношений:

а) субъектами выступают только граждане;

б) по общему правилу носят длящийся характер;

в) являются лично-доверительными.

7. Не может не обратить внимание значительное число процессуальных правил, предусмотренных Семейным кодексом. Судопроизводство не входит в предмет семейного регулирования. Присутствие же в Кодексе процедурных норм опять-таки связано с семьей и семейными отношениями — предметом семейного права. Специфика семейных отношений требует специальных правил разрешения семейных споров. Гражданское процессуальное законодательство, преимущественно «настроенное» на рассмотрение имущественных и административных споров, по сути, дополняется специальными процедурами, «размещенными» в материально-правовом Семейном кодексе.

Семейное право, как известно, относится к числу материальных. Соответственно Семейный кодекс Российской Федерации. считается преимущественно материально-правовым нормативным актом. Однако традиционно в Семейный кодекс включены и разнообразные процессуальные правила разбирательства семейных дел, причем по сравнению с прежним семейным законодательством их объем увеличился.

Процессуальные нормы в Семейном кодексе, как и прежде, не составляют специального раздела, а содержатся практически во всех главах этого Кодекса и рассчитаны на применение при разбирательстве конкретных категорий семейных дел.

8. Семейное право, как и любая иная отрасль, определяется таковой не только предметом, но и методом семейно-правового регулирования. Метод семейного права — совокупность юридических способов и средств регулирования семейных отношений, другими словами — как регулируются отношения брака и семьи.

Метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний — императивным. Сочетание этих двух начал и выражает его своеобразие. Вследствие этого семейно-правовой метод может быть обозначен как дозволительно-императивный.

По переписи 2002 г. все население России — 147 млн. человек, в том числе: мужчины (16 — 59 лет) — 44,8 млн.; женщины (16 — 54 года) — 44,1 млн. Состоят в браке 67,9 млн. человек, из них: мужчины — 33,9 млн., женщины — 34 млн.

Из населения в возрасте 16 лет и более никогда не состояли в браке: мужчины — 13,6 млн.; женщины — 11,3 млн. (итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.).

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

Комментарий к статье 3

1. Комментируемая статья определяет источники семейного права.

Источники права — это формы выражения правовых норм.

Источники семейного права — это законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права. Семейное законодательство (в широком смысле) — это вся система признанных государством источников, содержащих нормы семейного права, действующих в Российской Федерации.

2. Семейное законодательство, в отличие от законодательства гражданского, включает не только федеральные законы, но и законы субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (тогда как гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ).

Кроме законов и подзаконных актов к источникам семейного права также относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

3. Компетенция субъектов РФ по регулированию семейных отношений распространяется на две группы вопросов.

Первая — это вопросы, отнесенные непосредственно СК РФ к ведению субъектов РФ, в частности:

а) порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет (ч. 2 п. 2 ст. 13);

б) вопрос о возможности присоединения к своей фамилии фамилии другого супруга (п. 1 ст. 32);

в) вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121);

г) порядок и размер ежемесячно выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание ребенка денежных средств (ч. 2 п. 5 ст. 150) и др.

Вторая — это вопросы семейных отношений, непосредственно СК РФ не урегулированные, например принятие мер, направленных на обеспечение участникам семейных отношений беспрепятственного правопользования.

Законы субъектов РФ не должны противоречить СК РФ. При наличии противоречий между законом субъекта и федеральным законом применяется федеральный закон (Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия»).

4. Система семейного права (как и права гражданского) соответствует структуре Кодекса и включает в себя Общую и Специальные части.

Статья 4. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства

Комментарий к статье 4

Комментируемая статья содержит общее правило применения гражданского законодательства к семейным отношениям. Следует иметь в виду, что кроме этого общего правила Семейный кодекс содержит значительное число норм (ст. 9, 30, 100, 145 и др.), прямо отсылающих к Гражданскому кодексу РФ.

Смотрите так же:  Требования для файлов для печати

Новый Кодекс допускает практически неограниченное применение гражданского законодательства к семейным отношениям, когда оно не противоречит их существу. Основанием для такого применения является отсутствие норм семейного законодательства, регулирующих отношения между членами семьи, и наличие норм гражданского законодательства, регулирующих данные отношения.

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии

Комментарий к статье 5

1. Комментируемая статья также носит гражданско-правовой характер. Под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения. Другими словами, применение закона по аналогии возможно при отсутствии правовых норм, прямо регулирующих определенные отношения.

Так, в силу ст. 46 СК супруг обязан уведомлять своих кредиторов о заключении, изменении и расторжении брачного договора. При невыполнении этой обязанности супруг отвечает перед кредиторами независимо от содержания брачного договора (что создает определенные гарантии для соблюдения имущественных прав кредитора). Однако в п. 2 ст. 38 СК установлена возможность заключения соглашения о разделе имущества супругами, посредством которого все свое имущество, так же как и по брачному договору, можно передать в собственность супруга, не являющегося должником. При этом в законе не содержится требования при заключении этого соглашения ставить в известность кредитора (что создает возможность нарушения имущественных прав кредитора, поскольку к моменту предъявления кредитором иска в суд в собственности супруга-должника просто может не оказаться имущества, которым он мог бы рассчитаться с кредитором). В судебной практике известны случаи применения в подобных ситуациях ст. 46 СК РФ (по аналогии закона).

2. В случае отсутствия норм семейного и гражданского права, регулирующих сходные отношения, которые возможно было бы применить в определенной ситуации по аналогии закона, права и обязанности членов семьи могут быть определены по аналогии права, т.е. исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права, а также из принципов гуманности, разумности и справедливости.

Таким образом, аналогия права применяется только при невозможности прибегнуть к аналогии закона.

3. Принципиальное значение этой статьи заключается в том, что суд не вправе отказать в правосудии, сославшись на отсутствие конкретного законоположения, что, несомненно, способствует претворению в жизнь принципа судебной защиты членами семьи своих прав, закрепленного в ст. 1 СК РФ.

Аналогия права означает определение прав и обязанностей участников семейных отношений исходя из общих начал и смысла семейного законодательства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений. Смысл семейного законодательства вряд ли можно определить одной фразой, он может быть обнаружен лишь в результате анализа всех семейно-правовых норм.

Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права

Комментарий к статье 6

Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. Комментируемая статья определяет источники семейного права.

Источники права — это формы выражения правовых норм.

Источники семейного права — это законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права.

2. Семейное законодательство, в отличие от законодательства гражданского, включает не только федеральные законы, но и законы субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (тогда как гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ).

Кроме законов и подзаконных актов к источникам семейного права также относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

3. К компетенции субъектов РФ по регулированию семейных отношений распространяется на две группы вопросов.

Первая — это вопросы, отнесенные непосредственно СК РФ к ведению субъектов РФ, в частности:

а) порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет (ч. 2 п. 2 ст. 13);

б) вопрос о возможности присоединения к своей фамилии фамилии другого супруга (п. 1 ст. 32);

в) вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п.

г) порядок и размер ежемесячно выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание ребенка денежных средств (ч. 2 п. 5 ст. 150) и др.

Вторая — это вопросы семейных отношений, непосредственно СК РФ не урегулированные, например, принятие мер, направленных на обеспечение участникам семейных отношений беспрепятственного правопользования.

Законы субъектов РФ не должны противоречить СК РФ. При наличии противоречий между законом субъекта и федеральным законом, применяется федеральный закон (Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия»).

4. Система семейного права (как и права гражданского) соответствует структуре кодекса и включает в себя Общую и Специальные части.

Статья 4. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства

Комментируемая статья содержит общее правило применения гражданского законодательства к семейным отношениям. Следует иметь в виду, что кроме этого общего правила Семейный кодекс содержит значительное число норм (ст. 9, 30, 100, 145 и др.), прямо отсылающих к Гражданскому кодексу РФ.

Новый Кодекс допускает практически неограниченное применение гражданского законодательства к семейным отношениям, когда оно не противоречит их существу. Основанием для такого применения является отсутствие норм семейного законодательства, регулирующих отношения между членами семьи, и наличие норм гражданского законодательства, регулирующих данные отношения.

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 3 СК РФ

Семейное законодательство — это система законодательных и иных нормативных актов, регулирующих семейные отношения (см. ст. 2 СК и комментарий к ней).

Семейное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 76 Основного Закона, по семейному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Главным нормативным правовым актом любой отрасли законодательства, в том числе и семейного, является Конституция РФ. Наряду с положениями, рассмотренными в комментарии к ст. 1 СК РФ, Основной закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Ключевым актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время, безусловно, является СК РФ, который определяет главные принципы семейного права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных отношений (см. ст. 1 СК и комментарий к ней).

Гражданский кодекс РФ регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно, и в СК РФ есть гражданско-правовые нормы (см. ст. 4 СК и комментарий к ней).

Из других федеральных законов, содержащих нормы семейного права, следует выделить Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон об опеке), Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.

Нормы семейного права содержатся и в ряде других законодательных актов, например в ЖК РФ.

На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и Указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» ) и Постановлениями Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (о правовых актах, принятых во исполнение Закона об опеке, см. ст. 3 данного Закона и комментарий к ней). Важно, чтобы нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ принимались в случаях, непосредственно предусмотренных комментируемым Кодексом либо другими федеральными законами.

СЗ РФ. 1996. N 24. Ст. 2885.

СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.

Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» , а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» .

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст. 301.

СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

Согласно названным документам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации в газете «Российская газета», которая должна осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Смотрите так же:  Налог на имущество физических лиц 2019 квитанция

Как указывалось ранее, семейные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Федерации (республиками в составе Федерации, краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, автономной областью, а также автономными округами). Акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (см., например, ст. 13 СК и комментарий к ней).

Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также могут регулировать семейные отношения (см. ст. 6 СК и комментарий к ней).

На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе СК РФ и других актов семейного законодательства.

Следует отметить, что разъяснения Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей.

Полномочия субъектов российской федерации по регулированию семейных отношений

Комментарий к статье 3

1. В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Совместное ведение — это круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти .

СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Предметы совместного ведения // Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. М., 2002

2. Семейное законодательство — это совокупность правовых норм, регулирующих семейные отношения по поводу условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирования личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи, определения форм и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное законодательство состоит из:

Семейного кодекса РФ — основополагающего федерального закона в области правового регулирования семейных отношений, определяющего всю систему семейного законодательства;

федеральных законов, которые принимаются в соответствии с СК РФ (например, Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «Об актах гражданского состояния» , Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «О государственной социальной помощи» , Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О гражданстве Российской Федерации» , Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.);

СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755. (Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г.)

законов субъектов РФ (Закон Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. N 319 (ред. от 27.02.2008) «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , Закон Республики Адыгея от 21 июля 2005 г. N 338 (ред. от 28.12.2007) «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью» , Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. N 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей» , Закон Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 3 «Об улучшении жилищных условий граждан, усыновивших детей на территории Белгородской области» и др.).

СЗ Республики Адыгея. 2005. N 5. СЗ Республики Адыгея. 2005. N 7. Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2004. Декабрь — январь 2005. N 66. Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2005. Сентябрь — ноябрь. N 77.

Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения в пределах, установленных СК РФ, и по вопросам, непосредственно отнесенным данным Кодексом к ведению субъектов РФ, например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (ч. 2 ст. 13 СК РФ); при заключении брака присоединение к своей фамилии фамилии другого супруга (ч. 1 ст. 32 СК РФ); присвоение фамилии и отчества ребенку (ч. 2, 3 ст. 58 СК РФ) и др.

Законодательство субъектов РФ может разрешать вопросы, непосредственно комментируемым Законом не урегулированные, но при этом входящие в круг семейных отношений. Регулирование этих вопросов не должно также противоречить основным началам семейного законодательства. Законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить СК РФ. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия» ).

Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1.

3. В комментируемой статье установлено, что Правительство РФ вправе принимать нормативно-правовые акты на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ.

Так, в соответствии с СК РФ к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей (ст. 82) ; определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (ч. 2 ст. 125) и др.

См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 (ред. от 06.02.2004) «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743. См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (ред. от 11.04.2006) «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 (ред. от 11.05.2007) «О детском доме семейного типа» . В нем определяются порядок организации детского дома семейного типа. Также можно привести Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» , которое было принято в соответствие со ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» .

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880. СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1251. СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6622. СЗ РФ. 2007. N 1 (часть I). Ст. 19.

Во исполнение Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. N 932 «О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. N 1032 (ред. от 22.09.1999) был утвержден Национальный план по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г. .

СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3060. СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4300.

Другие публикации:

  • Удо при 228 ст Полагается ли УДО по статье 228 часть 2 УК РФ? Добрый вечер, подскажите пожалуйста, ст.228 ч.2, УДО через 1/2 или 3/4? Суда еще не было, но адвокат уверяет, что через 1/2, а из Статьи 79. Условно-досрочное освобождение от отбывания […]
  • Приказ генерального прокурора 79 от 25032011 Приказ генерального прокурора 79 от 25032011 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 мая 1996 года N 6-15 Об утверждении Положения о нагрудном знаке"Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" (с изменениями, внесенными […]
  • Теория дебиторская и кредиторская задолженность Теория дебиторская и кредиторская задолженность 22.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности Под дебиторской задолженностью понимается задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации. Организации […]
  • Алгебра 8 мордкович методическое пособие Мордкович А.Г. Алгебра. 8 класс. Методическое пособие для учителя М.: Мнемозина, 2010. — 77 с. В пособии представлены концепция и программа курса алгебры в 7—9 классах, примерное планирование учебного материала в 8 классе, методические […]
  • 285 дсп приказ мвд Приказ МВД России от 3 мая 2017 г. № 258 “Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими […]
  • Коллективная служебная записка Коллективная служебная записка Могут уволить с работы если служебная записка подписана коллективно? Здравствуйте! Просто так уволить не имеют право. Должны быть правовые основания. Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) […]
Полномочия субъектов российской федерации по регулированию семейных отношений