Полномочия судьи конституция

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лицо, назначенное на эту должность СФ в соответствии с ст. 102 Конституции РФ по представлению Президента РФ.

Правовой статус С. Конституционного Суда РФ, требования к кандидатам на эту должность, гарантии деятельности С. Конституционного Суда РФ и др. вопросы деятельности Конституционного Суда РФ урегулированы Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации». С. Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Вступлению лица, назначенного на должность С. Конституционного Суда РФ, в эту должность предшествует процедура принесения им присяги, текст которой предусмотрен ст. 10 указанного федерального конституционного закона. Назначение на должность С. Конституционного Суда РФ оформляется постановлением СФ. Полномочия С. Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности С. Конституционного Суда РФ – 70 лет.

К числу правовых гарантий деятельности С. Конституционного Суда РФ относятся: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, установленный указанным федеральным конституционным законом порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право на отставку; обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет какого бы то ни было вмешательства в судейскую деятельность; предоставление судьям материального и социального обеспечения. Судья не должен быть связан своими предшествующими публичными выступлениями по рассматриваемому судом вопросу. Ст. 11 указанного федерального конституционного закона С. Конституционного Суда РФ запрещается, выступая в СМИ и перед иной аудиторией, публично высказывать свое мнение по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ или который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу. Вопросы приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ, прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также основания отставки С. Конституционного Суда РФ регулируются указанным федеральным конституционным законом.

Статья 121 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 121 Конституции РФ гласит:

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Комментарий к Ст. 121 КРФ

1. Самостоятельной гарантией независимости судебной власти (см. комм. к ст. 120) служит формирование такого порядка осуществления судьей своей деятельности, который также исключал бы возможность давления на судью в вопросах его перемещения по служебной лестнице (право на судейскую карьеру — п. 11 и 13 «Основных принципов, касающихся независимости судебных органов», одобренных в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН, и п. 4 Европейской хартии о статусе судей), перемещения или перевода в другие суды (п. 12 Основных принципов), а также существование права судьи на отставку (право специального пенсионного обеспечения — п. 11 Основных принципов, п. 6 Европейской хартии) или принцип несменяемости.

Российское законодательство содержит представления о каждом из перечисленных элементов, однако интегрированное понятие несменяемости отсутствует, и обычно к нему относят только представления о бессрочности занятия должности судьи, об установлении особого порядка прекращения и (или) приостановления полномочий судьи, а также о невозможности перевода или перемещения судьи на другую должность в том же суде или в другой суд.

Принцип бессрочности, невозможности ограничения полномочий судьи сроком занятия должности судьи в Российской Федерации воспринимался подавляющим большинством ученых и практиков до 2001 г. как единственно возможная трактовка принципа несменяемости, провозглашенного комментируемой статьей*(22). В настоящий момент очевидно, что на самом деле ситуация не столь проста.

Принцип бессрочности занятия судьей своей должности имеет долгую историю, и отношение к нему во все времена было неоднозначным, несмотря на то что назначение судьи на должность без определения срока, безусловно, делает его менее уязвимым для возможного давления. Однако еще Ш.Л. Монтескье (одним из первых) критиковал систему бессрочного и пожизненного владения судебным патентом в современной ему Франции. С другой стороны, государственная практика Великобритании, считающаяся основой его концепции разделения властей, базируется как раз на принципе пожизненного занятия кресла судьи. Сходную позицию в этом вопросе занимает и законодатель США. Только в последнее время в этих странах срок судейской должности стал ограничиваться достижением преклонного или пенсионного возраста (65-70 лет; Великобритания, Греция, Израиль, Канада, Эстония и др.), но в каждом конкретном случае решение принимается в индивидуальном порядке. С другой стороны, существует устойчивая практика назначения (избрания) судей на срок, как правило весьма длительный, гарантирующий независимость (от 7 до 15-20 лет; Япония, Швейцария, Грузия, Румыния и др.). Представление о возможности двух подходов является отправным и для международных документов (например, п. 12 принципа «Условия службы и срок полномочий» Основных принципов, касающихся независимости судебных органов, абз. «ii» подпункта «а» п. 2 и ч. 3 принципа 1 «Общие принципы независимости судей» Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о независимости, эффективности и роли судов N R (94) 12 от 13 октября 1994 г. и, что самое показательное, п. 3.3 Европейской хартии о статусе судей). Эти акты содержат также упоминание о допустимости назначения (избрания) судьи на должность с испытательным сроком. Наиболее явно практика назначения (избрания) на срок прослеживается применительно к органам, осуществляющим функцию конституционного судебного контроля, в том числе конституционным судам (практически повсеместно в странах, имеющих обособленные специализированные институции), а также высшим судам страны.

В России, на наш взгляд, до 2001 г. существовала достаточно сложная ситуация. Законодатель, с одной стороны, провозглашал несменяемость судей как бессрочность (ст. 15 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»//Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 2000. N 26. Ст. 2736), с другой, как невозможность лишения судьи полномочий иначе как на основании и в порядке, предусмотренными законом, но в пределах установленного срока (ст. 15 Закона о судебной системе, а также ч. 1 ст. 11 Закона о статусе судей, ч. 2 и 3 ст. 11, ст. 12 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»//СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; ст. 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270).

Таким образом, до 2001 г. критерием для различий в подходах выступал, во-первых, вид и уровень суда, в котором работает судья. Так, несменяемость в отношении судей Конституционного Суда, судей районных и гарнизонных судов, назначенных впервые, и мировых судей понималась как несменяемость в пределах срока. Продолжительность рассматриваемых сроков была весьма различна: от 3 лет для судей районных и гарнизонных судов, до 5 лет — для мировых судей (субъекты Федерации могли установить и иной, но меньший срок занятия должности мировым судьей), до 15 лет — для судей Конституционного Суда. Любопытно отметить, что районные суды являются вышестоящими по отношению к мировым судьям. Во-вторых, таким критерием выступала первичность назначения на должность судьи, но опять-таки только в суды уровня районного и гарнизонного. Таким образом, назначение в вышестоящий суд (о составе судебной системы см. комм. к ст. 118 и 128) производилось на основе бессрочности. Отметим также, что российский закон не содержал требования о необходимости иметь какой-либо стаж судебной работы для кандидата в вышестоящие суды.

Смотрите так же:  Купля продажа квартир в тюмени

В отношении судей иных федеральных судов до 2001 г. понятие «несменяемость» трактовалось как бессрочность: а) в форме достижения преклонного возраста — 70 лет для судей Конституционного Суда, и б) в форме пожизненности для судей иных федеральных судов, за исключением названных.

Дополнительные гарантии несменяемости, в том числе связанные со сроком пребывания в должности, были установлены в тот период для судей военных судов (ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»//СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170).

Вопрос о конституционности существования сроков назначения на должность судей в РФ в различных его аспектах был предметом рассмотрения Конституционного Суда. Впервые этот вопрос был затронут в ходе рассмотрения дела о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 г. «О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике» и Постановления Верховного Совета этой республики от 22 июля 1993 г. «О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-Балкарской Республики». В тот момент действовала Конституция РФ 1978 г. (с изм. и доп.), которая содержала ст. 164, гарантирующую несменяемость судей. Упоминавшийся выше Закон о статусе судей уже действовал. Статья 11 оспариваемого Закона содержала указание о введении для судей Кабардино-Балкарской Республики 5-летнего срока занятия должности. Конституционный Суд констатировал, что подобные действия Кабардино-Балкарской Республики не основаны на нормах закона РФ, с одной стороны, а с другой — констатировал факт вторжения Кабардино-Балкарской Республики в пределы исключительной компетенции РФ, так как она в тот момент определялась нормами Федеративного договора и Конституции (ВКС РФ. 1994. N 6).

С другой стороны, Конституционный Суд рассматривал и вопрос о соответствии Конституции упомянутого выше трехгодичного срока назначения судей районных и гарнизонных судов на должности. Так, в Определении от 1 декабря 1999 г. N 10-О по делу об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Багно Ю.Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 ст. 11 и подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и частью 5 ст. 15 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Суд установил, что перечисленные нормы не нарушают положений ст. 32, 37, 119 и 121 Конституции (что утверждал заявитель), поскольку «по своей правовой природе трехлетний срок полномочий впервые назначенных судей имеет по существу значение предварительного испытательного срока». Кроме того, Суд отметил, что «по истечению этого срока либо прекращаются полномочия судьи, либо он назначается на судейскую должность без ограничения срока полномочий, т.е. пожизненно». (ВКС РФ. 2000. N 2).

Знаменитый «президентский пакет законопроектов о судебной реформе» 2001 г. содержал предложение об установлении общего предельного возраста — 65 лет (за исключением судей Конституционного Суда, которые напомним, назначались на 15-летний срок, позже — бессрочно, но могли пребывать в должности до достижения ими 70 лет), по достижении которого полномочия судьи прекращались автоматически.

В декабре 2001 г. ряд предложений «президентского пакета» приобрел статус закона. В 2005 г. законодательство о статусе судей в части пребывания их в должности до определенного возраста еще раз претерпело изменения. В настоящий момент в соответствии со ст. 14 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4824; 2003. N 27. Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274) полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ним федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда сегодня — 70 лет. Статья 15 названного ФКЗ подтверждает в неизменном виде принцип несменяемости судей, а ее часть 2 содержит основные гарантии несменяемости: полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Особенности статуса судей военных судов по-прежнему определяются статьей 26 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170; 2006. N 50. Ст. 5277), что связано с некоторой спецификой комплектования военных судов (ст. 35).

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на 5 лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но опять-таки не более чем на 5 лет. И наконец, в случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет (ст. 7 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841 и 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147). Данное законодательное правило распространяется на тех лиц, которые стали мировыми судьями по истечении уже текущего срока их пребывания в должности.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов Федерации (ч. 4 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»//Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2736; 2001. N 51. Ст. 4834; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 15. Ст. 1274 и 1278; 2006. N 5. Ст. 5277; 2007. N 10. Ст. 1151).

В обобщенном виде приведенные положения содержатся в ст. 11 Закона о статусе судей.

Такие серьезные изменения в подходе к пониманию принципа несменяемости, выразившиеся в отказе от представлении о несменяемости как о бессрочности и пожизненности пребывания судьи в должности, вызвали резкое неприятие со стороны судейского корпуса и ряда ученых, что, имея в виду сказанное выше об общераспространенности такого подхода, на наш взгляд, было вполне прогнозируемым.

Конституционный Суд в связи с многочисленными обращениями заявителей — судей и судов неоднократно обращался к вопросу о новой законодательной трактовке понятия несменяемость. Во всех случаях, подтверждая значение конституционного принципа несменяемости и недопустимость в этой части ухудшения конституционно-правового положения уже действующих (назначенных и избранных к моменту принятия соответствующего закона на определенный срок), Конституционный Суд констатировал непротиворечие введения законодателем предельного возраста пребывания в должности, указав при этом, что «касается. принципа независимости судей, т.е. самостоятельности и беспристрастности в осуществлении правосудия независимо от чьей бы то ни было воли при подчинении только Конституции и федеральному закону, то названный принцип распространением на действующих судей нормы о предельном возрасте пребывания судьи в должности не затрагивается. За этими судьями сохраняются все гарантии личной неприкосновенности и принадлежности к судейскому сообществу при уходе в отставку по достижении предельного возраста пребывания в должности судьи» (Определение Конституционного Суда от 15 февраля 2005 г. N 1-О (ВКС РФ. 2005. N 4). В названном Определении, а также в определениях от 11 марта 2005 г. N 3-О (ВКС РФ. 2005. N 6) и N 148-О (ВКС РФ. 2005. N 5) Конституционный Суд рассмотрел также вопрос об установлении 6-летнего срока занятия должности председателем суда и его заместителями и возможности повторного занятия названных должностей, также придя к выводу о конституционности оспариваемых норм. Аналогичный вывод содержится и в более раннем Определении Конституционного Суда от 3 октября 2002 г. N 233-О по запросу группы депутатов Государственной Думы (ВКС РФ. 2003. N 3). Данные правовые позиции подтверждены Конституционным Судом РФ применительно к мировым судьям в Определении от 24 января 2006 г. N 4-О (Судебная практика), а применительно к судьям конституционных (уставных) судов субъектов Федерации — в определениях от 27 декабря 2005 г. N 491-О по запросу Санкт-Петербургского городского суда (ВКС РФ. 2006. N 2), от 27 декабря 2005 г. N 522-О в связи с жалобами гр. Кулешовой Л.В. (ВКС РФ.2006. N 2), от 2 февраля 2006 г. N 20-О в связи с жалобами гр. Половцева И.Н (Судебная практика), от 2 февраля 2006 г. N 37-О по запросу Конституционного суда Республики Карелии (ВКС РФ, 2006. N 3).

Следующим важным элементом принципа несменяемости является невозможность перемещения судьи в процессе осуществления им своих полномочий без его согласия. Отметим, что российский закон регулирует, хотя, увы, и не вполне очевидно, оба вида перемещений и переводов: вертикальный (в вышестоящий или нижестоящих суд) и горизонтальный (перемещение внутри одного суда или соответствующего уровня судов). В соответствии со ст. 12 Закона о статусе судей судья не может быть переведен на другую должность (даже если эта должность выше, чем та, которую он занимает) в «своем» суде или в другом суде либо в другой суд (даже, если это вышестоящий суд). Это с одной стороны. С другой — рассматриваемая норма предполагает, что перевод без согласия судьи в «своем» суде или в другой суд, но на должность, аналогичную той, которую он уже занимает, также невозможен*(23). Именно так понимается принцип несменяемости и в большинстве зарубежных стран, международных документах: судья не может быть перемещен без его согласия ни по вертикали (неважно вверх или вниз), ни по горизонтали (см., например, п. 3.4 Европейской Хартии о статусе судей). Принцип несменяемости в этом своем проявлении также исключает ситуации, связанные с нарушениями одного из важнейших принципов справедливого или надлежащего правосудия: каждый имеет право на рассмотрение его дела должным (ординарным) судьей и судом, или теми, к чьей компетенции оно отнесено законом (см. комм. к ст. 47).

2. Существование правового института несменяемости судьи предопределят формирование особого порядка прекращения и приостановления полномочий судей, который обеспечивал бы существование данного института. Российский закон о статусе судей содержит исчерпывающие перечни оснований для приостановления полномочий судьи и их прекращения. К числу первых часть 1 ст. 13 названного Закона относит:

1) признание судьи безвестно отсутствующим по решению суда, вступившего в юридическую силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта Федерации*(24).

Перечень оснований для прекращения полномочий судьи определен Законом о статусе судей также исчерпывающим образом:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

Смотрите так же:  Собчак ксения гражданство

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства РФ;

7) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи (о прекращении полномочий судей подробно см. комм. к ст. 122) принимает квалификационная коллегия судей соответствующего уровня. В РФ действует двухуровневая система квалификационных коллегий, которая заменила в соответствии с ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022; 2003. N 27. Ч. 2. Ст. 2710; 2004. N 33. Ст. 3369; 2005. N 15. Ст. 1278) существовавшую ранее и весьма сложную систему, предусматривавшую формирование этих видов органов судейского самоуправления в зависимости от принадлежности суда к той или иной подсистеме судебной власти. Это с одной стороны. С другой — в прежней системе были представлены квалификационные коллегии конкретных судов, например Верховного Суда РФ. Согласно ст. 11 названного Закона, в РФ формируется Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов Федерации*(25). Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов и судов субъектов Федерации, а также представителей общественности и Президента (подробнее см. комм. к ст. 120). Судья, полномочия которого были приостановлены или прекращены, или судья, которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей. Ее решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ*(26). Отметим, что, согласно нормам ст. 8 Закона о мировых судьях, приведенный выше порядок распространяется и на мировых судей*(27).

ФКЗ о Конституционном Суде содержит аналогичные рассмотренным выше основания для приостановления полномочий судей и несколько иные основания для прекращения полномочий судей этого Суда, а также отличный от общего порядок решения этого вопроса, что связано с особым статусом данного судебного учреждения. А статья 18 названного Закона перечисляет 12 оснований для прекращения полномочий судей Конституционного Суда, из которых 9 корреспондируют более общим положениям, содержащимся в Законе о статусе судей и распространяющимся на всех судей, в том числе на судей Конституционного Суда. Помимо указанных оснований полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также по следующим основаниям:

— нарушения порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда, установленного Конституцией и настоящим Федеральным конституционным законом (п. 1 ч. 1 ст. 18);

— продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью (п. 7 ч. 1 ст. 18);

— неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин (п. 8 ч. 1 ст. 18).

Закон также содержит более развернутую характеристику еще одного основания для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда: ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Обратим внимание, что длительность периода времени в данном случае вполне обоснована двумя основными причинами: высочайшей квалификацией специалистов — членов Суда и стремлением сохранить их потенциал, с одной стороны, а с другой — особым сессионным порядком работы Суда, предоставляющим несколько большее время для самостоятельной работы судьи, в том числе за пределами Конституционного Суда, что позволяет более гибко планировать рабочую нагрузку и собственно дни заседаний.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению этого Суда, которое направляется Президенту, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Однако в случаях, предусмотренных пунктом 1 (нарушение предусмотренного порядка назначения) и пунктом 6 (совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи), прекращение полномочий производится Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Конституционного Суда РФ. Важной гарантией прекращения полномочий судьи на основании п. 6 ч. 1 ст. 18 является также требование о необходимости принятия подобного решения квалифицированным большинством — не менее двух третей общего числа судей.

Полномочия судьи как элемент его конституционно-правового статуса

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Полномочия судьи как элемент его конституционно-правового статуса

Аннотация. В рамках данной статьи автором рассматривается структура и классификация полномочий судей. Автор проводит разграничение административных и конституционных полномочий судей.

Ключевые слова: Судьи; конституционный статус судьи; полномочия судей; административные полномочия; конституционные полномочия.

Полномочия судей выступают центральным элементом их статуса, предопределяющим само существование всех иных элементов. Ведь без полномочий вообще нельзя говорить о том, что конкретное лицо имеет статус судьи. Это прямо вытекает из ч. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации «О статусе судей», согласно которой судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе [7].

Исходя из понятия полномочий, полномочия судьи могут быть определены как сочетания прав и обязанностей в их внутреннем единстве, непосредственно связанные с осуществлением функций судьи и характеризующиеся возможностью требовать определенного поведения от иных субъектов права.

Если говорить о конкретных полномочий судей, то они довольно многочисленны и закреплены в настоящее время самыми различными нормативными актами, как кодифицированными (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[6], Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации[3], Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[12], Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации[8], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[9], и др.), так и иными (Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» [13], Закон Российской Федерации «О статусе судей» [7] и др.).

М.Р. Абилкаиров применительно к законодательству Республики Казахстан предлагал различные классификации полномочий судей: по характеру и юридическому источнику их закрепления, по порядку осуществления, по содержанию, по уровням осуществления судебной власти; в зависимости от особенностей правового положения самого судьи [1, с. 7].

При желании подобные классификации можно предложить и в отношении полномочий судей в Российской Федерации. Однако, мы не видим особого смысла делать это в рамках настоящей статьи, поскольку из всего массива полномочий судей нас интересует только полномочия конституционно-правового характера.

Между тем большая часть полномочий судей носит процессуальный характер и, соответственно, относится к их процессуальному статусу. К таковым относятся все полномочия, определяющие действия судьи в рамках судебного заседания.

Исключением, как нам представляется, являются полномочия судей, осуществляемые ими в рамках конституционного судопроизводства.

В отношении судей Конституционного Суда они определены Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», в отношении судей конституционных (уставных) судов – соответствующими законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Принципиально предоставленные судьям законом полномочия могут быть разделены на три группы:

— процессуальные (о них шла речь выше);

К административно-правовым полномочиям следует отнести полномочия, связанные с организационной деятельностью самих судов.

Как видно, данные полномочия непосредственно направлены на осуществление внутриорганизационной деятельности различных судов.

Как известно, внутриорганизационные отношения — то есть, отношения, складывающиеся внутри органов власти, организаций по поводу соблюдения, исполнения, использования организационных требований — относятся к предмету административного права [2, с. 18].

Аналогично к административно-правовым, а не конституционно-правовым следует отнести и полномочия Председателя Конституционного Суда по вопросам организации деятельности Конституционного Суда, установленные §8 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации [11].

При этом, разумеется, и председатели, и заместители председателей судов сохраняют и все процессуальные полномочия, закрепленные за иными судьями. Это обусловлено тем, что полномочия председателя суда (его заместителя) имеют двойственную юридическую природу [10, с. 704].

Что же касается конституционно-правовых полномочий судьи, характеризующих его конституционно-правовой статус, то таковыми являются те полномочия, которые предоставлены ему безотносительно рассмотрения конкретного дела в рамках конкретного судопроизводства и связаны с его местом в системе публичной власти.

Важнейшим (основополагающим) таким полномочием любого судьи является полномочие осуществлять правосудие.

В то же время мы полностью согласны с М.А. Барановой в том, что полномочия судей этим полномочием не исчерпываются, хотя бы потому, что и функции судебной власти не исчерпываются только осуществлением правосудия[4]. К конституционно-правовым полномочиям судей можно также отнести:

— осуществление судебного контроля за нормотворческой и правоприменительной деятельностью органов и должностных лиц законодательной и исполнительной власти;

— применение при необходимости мер государственного принуждения;

— предъявление обязательных для исполнения всеми физическими и юридическими лицами требований и распоряжений.

Особое внимание необходимо обратить на последнее полномочие. Поскольку, предъявляя эти требования он не осуществляет исполнительно-распорядительную (либо внутриорганизационную) деятельность в качестве субъекта государственного управления (в узком смысле), складывающиеся при этом отношения являются конституционно-правовыми, а не административно-правовыми.

Наиболее широко рассматриваемое полномочие закреплено в ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации[14].

В то же время в п. 6 ст. 1 Закона Российской Федерации «О статусе судей» добавляется, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно[7].

Данное положение по не вполне понятной причине не воспроизведено в Законе о судебной системе, а также в соответствующих процессуальных законодательных актах (ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ), но очевидность в них подразумевается [5, с. 9].

Реализация указанного полномочия судей требует от законодателя определения юридической ответственности за неисполнение законных требований и распоряжений судей. В настоящее время применительно к данному вопросу в ряде случаев применимы как различные нормы об административной ответственности, так и нормы процессуального законодательства.

Подводя некий итог проведенному анализу необходимо отметить, что полномочия по отправлению правосудия являются не просто центральным, а конститутивным элементом правового статуса судьи (то есть, с наделением полномочиями закон увязывает его возникновение).

Полномочия судьи конституция

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ

«О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 3-ФКЗ)

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Смотрите так же:  Лаптева ои Учебное пособие

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда -70 лет.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1

«О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

7. Исключен. — Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ.

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего

суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц -не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. О дно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Другие публикации:

  • Льготы педагогам в городе Льготы учителям Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и […]
  • Стаж пилота это Когда и с какими почестями уходят на пенсию пилоты Вопрос интересный, пенсионный возраст увеличивают, работать надо больше, но есть профессии, на которые это не действует. Профессии с выслугой лет, например пилоты. Сколько нужно лет […]
  • Приказ 10 25 мвд Приказ МВД РФ от 23 апреля 2012 г. N 348 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на […]
  • Росгосстрах выплаты по осаго адреса Выплаты по ОСАГО «Росгосстрах» в 2019 году В мае 2017 года был принят ряд поправок в законе об правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС. Среди изменений появился пункт о натуральном возмещении, иными […]
  • Льготы выезжающим из севера Меры социальной поддержки и льготы жителям Крайнего Севера в 2019 году Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки жителей Крайнего Севера Меры социальной поддержки и льготы жителям Крайнего Севера установлены: Федеральным […]
  • Льготы на оплату коммунальных услуг почетным донорам Почетный донор России Сдача крови является важным общественным действием, поскольку благодаря забору данного материала в будущем может быть спасена чья-то жизнь. Государство осознаёт, сколь сложным является подготовка и сам забор крови […]
Полномочия судьи конституция