Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование учебных комплексов и центров

Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений

(ЦНИИЭП учебных зданий) Госкомархитектуры

Серия основана в 1989 году

Проектирование учебных комплексов и центров

Москва Стройиздат 1991

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .. 2

Типы учебных комплексов . 2

Организационные предпосылки создания учебных комплексов . 7

2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ .. 9

3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКАМ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ .. 15

Общие положения . 15

Требования к проектированию отдельных зон . 21

Функциональные зоны .. 21

4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ .. 25

5. АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ .. 31

Приложение 1. ТЕРМИНОЛОГИЯ .. 40

Приложение 2 Примерный состав кооперированных комплексов учебных и общественных зданий . 42

Настоящее справочное пособие разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» на основе анализа и обобщения современного передового опыта формирования учебной сети и проектирования зданий профессиональных учебных заведений всех уровней образования — от учебно-курсовых комбинатов до институтов повышения квалификации.

Единство системы и преемственность всех звеньев образования — основной принцип, на котором базируется создание учебных комплексов. Единая система обучения является функционально-педагогической основой создания комплекса учебных заведений.

Широкое внедрение учебных комплексов и центров в дополнение к существующей системе разрозненных сетей учебных заведений направлено на преодоление разобщенности учебных заведений разного уровня образования и разной отраслевой принадлежности; эффективное сочетание отраслевого и территориального планирования подготовки и повышения квалификации кадров в территориально-производственных комплексах и промышленных районах, агропромышленных объединениях, крупных фирмах, а также в отдельных регионах и городах. Создание комплексов, как показывает отечественная и зарубежная практика, способствует повышению качества и преемственности обучения, концентрации капитальных затрат на строительство и экономии средств при возведении и эксплуатации учебных зданий.

Учебный комплекс рассматривается в настоящем пособии как специфический тип архитектурного объекта, формируемый путем функционально-архитектурного, территориального и организационного объединения нескольких учебных заведений одного или разных уровней образования с многообразными формами и степенью кооперации и являющийся крупным элементом объемно-пространственной композиции различных функциональных зон города.

Предполагаемая в результате демократизации образования гибкость форм и методов обучения приведет к расширению организационных структур и, следовательно, к расширению традиционной номенклатуры классических типов учебных заведений. Однако, при этом сохранятся стабильность отдельных функциональных элементов учебных заведений, их универсализация и унификация между разными ступенями образования. Это позволяет рекомендовать при проектировании учебных комплексов и центров использовать следующие пособия к СНиП 2.08.02-89: «Проектирование профессионально-технических и средних специальных учебных заведений и учебных комбинатов», «Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации» (разработаны ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры).

Кроме того, при проектировании учебных комплексов культуры и искусства следует использовать пособия, разработанные Гипротеатром Минкультуры СССР, а при проектировании спортивных и зрелищных залов — соответствующие пособия, разработанные ЦНИИЭП им. Б.С. Мезецева.

Настоящее пособие разработано ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры (канд. архит. А.М. Гарнец, использованы материалы архитекторов В.И. Дядюк, Н.П. Малиночки, Д.А. Рождественского, О.П. Одинцовой, Н.К. Цукановой, В.П. Чукловой, Л.Е. Савиновой).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При проектировании зданий и сооружений учебных комплексов должны соблюдаться требования СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». Термины, используемые в Пособии, приведены в прил.1.

Типы учебных комплексов

1.2. Учебный комплекс может быть создан в различных формах:

объединение учреждений на функциональной основе или аналогичности обслуживающих систем;

создание единого руководства, осуществляющего планирование и управление группой учебных заведений;

объединение (кооперирование) технических и технологических служб и т.д.

Первая форма объединения, наиболее рациональная и перспективная, является и наиболее сложной по функциональной структуре, две другие формы являются частными случаями первой.

Необходимый состав учебных заведений, включаемых в учебный комплекс, определяется на основе предварительного сетевого расчета учебных заведений предприятия, региона или отрасли одного или разных уровней образования. Примерный состав учебных заведений в комплексах приводится в прил. 2.

Расчет конкретного количества учащихся или ученических мест (в дальнейшем употребляется единый термин — «расчетный контингент»).

в учебных заведениях, включаемых в состав комплекса, следует проводить на основе соответствующих нормативных документов и отраслевых инструктивных материалов с учетом существующей сети учебных заведений.

1.3. В учебных комплексах обязательно триединство любого профессионального учебного заведения — учеба, практика, обслуживание, которые создают основу и формируют структуру каждого учебного комплекса. Модель показывает ( рис.1), что семейство учебных комплексов представляет собой сложное разветвление, включающее несколько характерных номенклатурных типов. Исходя из этого, можно выделить два класса комплексов (см. рис.1);

монофункциональные учебные комплексы, имеющие в своем составе только учебные заведения в различном сочетании (группа I );

полифункциональные комплексы, включающие помимо учебных заведений, научные учреждения и производственные предприятия (группа II), а также обсуживающие предприятия (группа III).

Под учебной подразумевается вся совокупность помещений, связанных с теоретическим обучением — классы, кабинеты, лаборатории, лекционные аудитории, библиотека. Термин практика включает все помещения и сооружения, предназначенные для профессионального обучения и практических занятий (тренажеры, учебно-производственные лаборатории и мастерские, полигоны, цехи и участки). Под это понятие должны попадать: в отрасли культуры — концертные залы и аудитории консерваторий, учебные театры; в медицине — клиники; в педагогике — детские сады, школы и другие базовые учебные заведения. Функция обслуживания учащихся осуществляется в помещениях при крупных учебных комплексах — в зданиях питания, бытового и медицинского обслуживания, культуры и отдыха учащихся, к этой группе относятся и общежития.

Рис. 1. Структурная модель комплекса учебных заведений

1.4. Все многообразие форм кооперирования и степени объединения учебных заведений следует рассматривать в зависимости от их отношения к основной функции — учебе ( рис.2).

Рис. 2. Классификация учебных комплексов

Типы учебных комплексов: 1 -практически допустимые;

1.5. Монофункциональные отраслевые учебные комплексы объединяют учебные заведения разных уровней образования и повышения квалификации, но одной отрасли ( рис.3). Их следует подразделять в зависимости от принадлежности кооперируемых учреждений на учебные комплексы ведомств и учебные комплексы крупных предприятий, производственных объединений.

1.6. Ведомственные учебные комплексы формируются из учебных заведений, готовящих специалистов одного ведомства для группы предприятий, учреждений определенного региона (области, района, города). К подобным комплексам относятся:

учебный комплекс культуры, объединяющий учебные заведения разного уровня образования, как, например, детская музыкальная школа, музыкальное училище и консерватория, где можно создать условия непрерывного совершенствования в избранной специальности и отбор наиболее одаренных учащихся;

учебно-педагогический комплекс, где на базе педвуза могут быть объединены детские сады, базовая школа, ПТУ, УПК, техникум. Кооперация вуза с указанными типами учебных зданий позволяет будущему педагогу проследить и изучить процесс воспитания человека на всех возрастных уровнях от яслей до техникума;

учебный комплекс торгово-бытового обслуживания, где целесообразно кооперировать, например, учебный комбинат, профтехучилище и техникум торговли;

агропромышленный учебный комплекс, объединяющий на общей базе учебного хозяйства (земля и техника) учебный комбинат, профтехучилище, техникум, кафедру вуза и т.д.

1.7. Кооперация учебных заведений на производстве в целях наиболее эффективного использования (во времени) материальной базы может осуществляться по двум основным направлениям.

Во-первых, объединение по принципу наибольшей общности помещений. Так объединяются здания близких по набору помещений учебных заведений, что дает наибольший экономический эффект. Во-вторых, по принципу общего руководства учебными заведениями одного предприятия. Это более доступно в смысле кооперации материальной базы.

В учебные центры предприятий в зависимости от размещения целесообразно включать:

при размещении в городе (при наличии санитарной защитной зоны) — дневные профессиональные учебные заведения, учебные заведения повышения квалификации с отрывом от производства;

при размещении на предзаводской площади — учебно-курсовой комбинат; школу рабочей молодежи; профтехучилище; филиалы, отделения или факультеты техникума и вуза; выпускающую кафедру вуза; возможно включение в состав учебного центра межшкольных мастерских и института повышения квалификации.

Учебные центры промышленных узлов должны формироваться по аналогии с учебными центрами промышленных предприятий, но без подразделений курсовой сети, которые следует размещать при отдельных предприятиях.

В учебных центрах производственных фирм, объединений, имеющих предприятия в разных городах, должен предусматриваться учебно-курсовой комбинат (обучение с отрывом от производства): техникум, завод-втуз, институт повышения квалификации.

1.8. Учебные комплексы, создаваемые путем кооперирования учебных заведений одного уровня обучения, но, как правило, разных отраслей производства, следует называть одноуровневыми. Ввиду разнохарактерности производственной базы комплексов ПТУ или техникумов в них можно объединить только группу наименее специфических общетеоретических помещений или совместно использовать помещения вспомогательного и обслуживающего характера (см. рис.2).

Рис. 3. Принципы функционального объединения учебных комплексов (внутреннее объединение).

а — учебные заведения одной отрасли (предприятия); б — учебные заведения одного уровня обучения; 1 — профтехучилище; 2 — техникум; 3 — вуз; I группа общетеоретических и общетехнических помещений; II группа специализированных учебных помещений; III группа помещений учебных мастерских и спецлабораторий

1.9. При проектировании учебных комплексов или центров вместимость каждого учебного заведения может соответствовать номенклатурным показателям:

учебные комбинаты: 200, 400, 600, 900 ученических мест;

профтехучилища: 270, 360, 540, 720, 960, 1440 учащихся;

техникумы: 540, 720, 960, 1440, 1920 учащихся.

При узкой отраслевой специализации зданий агропромышленных хозяйств (комплексах животноводческих предприятий промышленного типа) максимальная вместимость агропромышленных учебных заведений — учебных центров и комплексов — 540 учащихся.

1.10. Величина учебных комплексов желательна в пределах от 1500 до 6000 учащихся, хотя для обслуживающих отраслей она может быть и ниже.

Наряду с преимуществами концентрации учебных заведений следует учитывать отрицательные моменты, сопутствующие дальнейшему укрупнению учебных комплексов.

1.11. Состав и количество помещений в учебном комплексе для учебно-теоретических и для учебно-практических занятий определяются технологическим расчетом с учетом степени функциональной кооперации учебных заведений данного комплекса, которая зависит от:

отраслевой принадлежности учебных заведений;

необходимости поэтапного ввода комплекса.

1.12. При определении величины, пропускной способности обслуживающих групп помещений в учебных комплексах (актового зала, столовой, библиотеки, здравпункта и т.п.) следует предусматривать очередность их использования, а также сменность занятий (для учебных заведений курсовой сети, для заочных и вечерних учебных заведений).

1.13. В полифункциональных комплексах учебные заведения объединяют с местами приложения труда или расширяют функцию помещений для практических занятий до функции производства, например, учебно-научные и учебно-производственные объединения и комплексы, учебно-культурные и учебно-лечебные комплексы и центры и т.д.

1.14. Полифункциональные комплексы наиболее целесообразны в обслуживающих отраслях народного хозяйства, где создаются учебно-обслуживающие, учебно-лечебные, учебно-культурные комплексы и центры, фактически находящиеся сразу в двух группах (учеба + производство) и (учеба + обслуживание).

Учебные заведения с учреждениями торгово-бытового обслуживания создают полифункциональный комплекс, в котором обслуживание населения является одновременно производством для персонала.

Центры культуры, в состав которых включаются учебные заведения культуры, значительно расширяют состав помещений, который используется населением — учебный театр, концертный зал, выставочные залы, а учащиеся включаются в обслуживание населения.

Многопрофильная клиническая больница не только центр высококвалифицированной помощи населению, но и база медицинского института или института усовершенствования врачей, центр подготовки среднего медицинского персонала, база для проведения различных научных исследований.

Организационные предпосылки создания учебных комплексов

1.15. Учебный комплекс с точки зрения системного подхода рассматривается в пособии в нескольких аспектах. Среди них в организационном плане наиболее важны — учебно-сетевой, градостроительный, архитектурный и функциональный. Каждый из этих аспектов на разных этапах создания учебного комплекса приобретет значимость ведущего фактора, определяющего возможность формирования и функционирования учебного комплекса в соответствии с проектом.

Сетевой аспект следует учитывать при определении состава учебных заведений в учебном комплексе, градостроительный — при определении единого места строительства и решении генерального плана учебного комплекса и архитектурный — при разработке комплексного объемно-планировочного решения. Функциональный аспект приобретает главенствующее значение в период эксплуатации зданий.

1.16. Важнейшим условием создания учебных комплексов является опережающий расчет сети учебных заведений, планируемых к строительству в регионе, городе, для отрасли или для промпредприятий. Это поможет заказчику вовремя определить потребности в соответствующей материальной базе для подготовки и переподготовки кадров, а проектировщикам даст научно обоснованный материал для составления задания и программы на проектирование.

1.17. Проектирование учебного комплекса должно осуществляться на основе рационального решения учебной сети и двуединства в отраслевом или региональном аспекте.

Для создания комплекса учебных заведений (в сетевом аспекте) необходим единый заказчик на проектирование объекта в целом. Это позволит сконцентрировать в одних руках финансирование проектирования и строительства, которое иначе будет осуществляться из разных источников финансирования, а нередко и разновременно.

1.18. Для единого архитектурно-планировочного решения генерального плана учебного комплекса и его взаимосвязи с окружающей застройкой (градостроительный аспект) необходимо выделение генерального проектировщика, который совместно с заказчиком ведет подготовку задания на весь комплекс учебных заведений, а также контролирует реализацию градостроительного проекта на всех стадиях строительства.

1.19. Для комплексного решения планировочных и композиционных вопросов (архитектурный аспект) и увязки проекта учебного комплекса с архитектурой прилегающего городского района или предзаводской территории необходимо выделять наряду с генеральным проектировщиком также единого застройщика всех объектов учебного комплекса. Это позволит применить конструктивные и инженерные решения.

Смотрите так же:  Треушников аМ исполнительное производство

1.20. Для успешного функционирования построенного учебного комплекса (функциональный аспект) — как отдельных учебных заведений, входящих в состав комплекса, так и всего объекта в целом, — необходимо создание единого управляющего — генерального директора или координирующего органа — совета директоров.

Наличие системы единых служб — решающий фактор, предопределяющий создание учебных комплексов.

1.21. Разработке проекта учебного комплекса как сложного объекта предшествует обычно предпроектная работа, состоящая из двух этапов:

исследование и технико-экономические обоснования состава и величины учебных заведений, исходя из сетевого расчета, а также степени и формы их кооперации (территориально, функционально);

эскизные решения (на конкурсной основе) объемно-планировочной структуры учебного комплекса, в которых определяются архитектурные формы объединения в конкретных условиях строительства.

1.22. При проектировании учебного комплекса с учетом этапов его строительства и сдачи в эксплуатацию по так называемым «строительным комплексам» следует наряду с выделением стадийности строительства предусматривать в проектах схемы (сценарий) функционирования учебного комплекса и его элементов на всех этапах строительства.

1.23. Проектирование учебных комплексов в целях своевременной подготовки кадров должно вестись таким образом, чтобы строительство учебных зданий или первой очереди было закончено за год до начала выпуска продукции на соответствующем предприятии или до начала функционирования учреждений обслуживания. Это позволяет подготовить заранее необходимое количество эскплуатационников.

1.24. На стадии проектирования с целью преодоления отраслевой разобщенности при единой ведомственной подчиненности учебных заведений необходимо штатные структуры преподавателей и обслуживающего персонала в учебных комплексах приводить в соответствие с требованиями нового типа учреждения.

2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ

2.1. Рациональное размещение учебных комплексов следует определять на основе формирования единой сети учебных заведений как в масштабе региона или области, так и на территории города. Они должны иметь удобную связь с местами практической деятельности будущих специалистов, а их территорию следует решать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01.-89 к входящим в их состав учебным заведениям.

Требования к рациональному размещению учебных комплексов равнозначны как при определении места для нового строительства, так и при формировании комплекса на базе существующего учебного заведения путем реконструкции или расширения учебных зданий и участка.

2.2. При выборе места учебного комплекса в городе следует учитывать определенный ряд градостроительных и функциональных требований. Требования подразделяются на обязательные, выполнение которых является необходимым условием их проектирования, и дополнительные, соблюдение которых должно осуществляться при наличии благоприятной градостроительной ситуации и в развитие обязательных требований.

Обязательные требования при выборе места размещения учебного комплекса:

оптимальное приближение к учебно-практической базе;

наличие необходимого по площади участка с возможностью перспективного развития;

наличие или возможность создания удобной связи с городским транспортом;

создание оптимальных условий культурно-бытового обслуживания учащихся и сотрудников;

учет совместимости требований к размещению учебных заведений, составляющих комплекс.

Рис. 4. Размещение комплексов учебных заведений в структуре города

1 — сельскохозяйственного профиля; 2 — педагогического профиля; 3 — медицинского образования и физического воспитания; 4 — культуры и искусства; 5 — технического профиля; одного уровня обучения; 6 — техникумы; 7 — ПТУ; 8 — вузы

Дополнительные требования при выборе участка для учебного комплекса:

удаление более чем на 1 км от санитарной зоны промышленных предприятий, кроме учебных комплексов и центров промышленных отраслей;

удаление от жилой застройки, кроме учебных комплексов культуры и искусства;

выбор живописного местоположения (интересный рельеф, обилие зелени, наличие водоемов и т.п.) и приближение к зоне отдыха;

возможность соблюдения на выбранном участке санитарно-гигиенических условий, связанных с уровнем грунтовых вод, инсоляцией и др.

Рис. 5. Размещение учебных заведений, формирующих учебный комплекс промпредприятия

1 — профтехучилище; 2 — техникум (дневн.); 3 — техникум (веч.); 4 — учебно-производственный комбинат; 5 — учебно-курсовой комбинат (начальное обучение); 6 — учебно-курсовой комбинат (повышение квалификации); 7 — школа рабочей молодежи; 8 — УКП вуза; I — связь с городом; II связь с производством; III — производственная практика; IV производственное обучение

2.3. При организации комплекса в существующей застройке городского центра рекомендуется использовать такие апробированные меры по высвобождению необходимой для строительства территории, как укрупнение близлежащих кварталов, закрытие ряда проездов, снос малоценной застройки и т. п.

Когда представляется архитектурно целесообразным, а технологически — возможным, следует, как правило, объединять учебные комплексы с другими общественными зданиями, находящимися в зоне строительства.

2.4. Учебные комплексы, сформированные из учебных заведений одной отрасли, можно рассматривать как одно учебное заведение с расширенным возрастным составом учащихся. К размещению подобного учебного комплекса должны предъявляться требования, аналогичные предъявляемым к размещению отдельного учебного заведения.

Для учебных комплексов одного уровня образования, которые формируются, как правило, из учебных заведений разных отраслей, необходимо выбирать территорию, где совмещаются зоны рационального размещения каждого учебного заведения комплекса.

Принципиальная схема размещения в городе комплексов учебных заведений приведена на рис.4.

2.5. Важнейшим фактором, определяющим размещение учебных заведений промышленности, является их притяжение к производству, где осуществляется практическое обучение учащихся ( рис.5). Поэтому задача размещения учебных комплексов данного типа должна решаться путем согласования противоречий между целесообразностью приближения к учебно-производственной базе и необходимостью удаления от промышленной зоны для соблюдения санитарно-гигиенических требований к функционированию учебных заведений.

2.6. Для промышленных производств V класса вредности, имеющих незначительные выделения вредных веществ или не имеющих их совсем (отдельные предприятия швейной, текстильной, электронной промышленности и др.), рекомендуется размещение учебных комплексов в самой промышленной зоне ( рис.6). При этом целесообразно кооперировать учебные заведения с имеющимися на предприятиях научно-технической библиотекой, вычислительным центром, научно-техническим центром, научными подразделениями и т.п.

Целесообразно также создание единого общественного центра промышленного узла или комплексного производственно-селитебного района, где возможна более широкая кооперация, когда ряд учреждений, например, гостиница, здания бытового обслуживания могут включаться в состав так называемого учебно-общественного центра предприятия.

2.7. По отношению к предприятиям III — IV классов вредности (размеры санитарно-защитной зоны до 500 м) комплексы учебных заведений следует размещать на территории санитарно-защитной зоны между промышленной и селитебной зонами.

Комплексы учебных заведений упомянутых предприятий должны располагаться на пути основных потоков трудящихся от рабочего места к жилому району, причем пути движения не должны пересекаться транспортными магистралями. Располагать комплекс следует таким образом, чтобы зона его главного выхода имела непосредственную связь с предзаводской площадью или пешеходной аллеей, а расстояние от проходной не превышало 500 м.

2.8. Для рационального размещения комплекса необходим дифференцированный подход, при котором целесообразность приближения того или иного учебного заведения к промышленности определяется уровнем вредности производства и видом обучения (см . рис.6 ). По отношению к предприятиям I и II классов вредности (химия, металлургия, нефтепереработка) целесообразным является размещение учебного комплекса за пределами санитарно-защитной зоны на селитебной территории города (размеры санитарно-защитной зоны от 1 до 10 км), при этом место для учебного комплекса следует выбирать по возможности в радиусе пешеходной доступности от предприятия, но не более 1500 м от проходной.

Рис. 6. Примеры размещения учебных комплексов промпредприятий в зависимости от взаиморасположения промышленности и жилья

а – совместное расположение зон; б – разрыв между зонами до 1 км; в – разрыв между зонами более 1 км; I промышленное предприятие; II жилая зона; III учебный комплекс

Выносимые из промузла заведения должны располагаться на основной транспортной магистрали, ведущей из промзоны в город — у границы жилого района с санитарно-защитной зоной или у первого пересечения с городской магистралью. При размещении учебных заведений промпредприятий на селитебной территории (общеобразовательный и общетехнический цикл обучения) необходимо стремиться к рациональной их кооперации с аналогичными городскими учебными заведениями. В ряде случаев существует функциональная связь учебно-курсовой сети с производством (технологический цикл обучения), тогда учебные заведения курсовой сети должны выделяться из учебного комплекса и размещаться на производстве в составе общественного центра. В случае необходимости на территории промзоны допускается размещать лишь базовые кафедры высших и средних специальных учебных заведений. Выбор места размещения в каждом отдельном случае должен быть связан с конкретной градостроительной ситуацией и согласован с общегородской учебной сетью ( рис.7).

2.9. При размещении комплекса учебных заведений сельскохозяйственного профиля основным требованием является соблюдение условий рациональной организации базы практического цикла обучения, на основе которой целесообразно создание разноуровневых учебных заведений.

Следует стремиться к размещению учебного комплекса в центральной усадьбе совхоза или в поселке городского типа с высоким уровнем культурно-бытового обслуживания, объединяя идентичные подразделения обслуживания в учебном комплексе и поселке.

Необходимо учитывать возможность организации удобной транспортной связи с городом в пределах 40-50-минутной доступности.

2.10. При выборе участка учебного комплекса медицинского профиля следует учитывать необходимость его приближения к наиболее крупному медицинскому учреждению (или группе учреждений), с целью организации как можно большей части клинического фонда в непосредственной связи с учебой.

Учитывая перспективную направленность развития медицины на предупреждение заболеваемости, выявление ресурсов здоровья человека рекомендуется территориальная, а в отдельных случаях и архитектурно-функциональная кооперация медицинских вузов и медико-фармацевтических институтов с институтами физической культуры, при этом в городе образуется специализированная зона вузов здравоохранения и физической культуры.

2.11. Размещать учебно-педагогический комплекс следует в городе на периферии жилой зоны на участке, пригодном для дальнейшего расширения. При размещении на периферии в непосредственной близости от парковой зоны наиболее широко раскрываются возможности организации кооперированного комплекса, так как здесь значительно легче решаются задачи выделения территории для строительства. Максимальная плотность детского населения, присущая периферии вновь застраиваемых городов, в сравнении с их остальными частями, требующая школ и детсадов большей вместимости при наличии свободных территорий создает благоприятные условия для формирования учебно-просветительных комплексов, позволяющих иметь наиболее полный состав учебных заведений.

Рис. 7. Модель организации сети учебных заведении на группу промпредприятий

а — с санитарно-защитной зоной более 500 м; б — в пределах селитебной территории; 1 — учебный цех; 2 — учебный участок, 3 — учебный центр промпредприятия; 4 — учебный пункт; 5 — промпредприятие; 6 — учебный комплекс

2.12. Региональная организация учебно-практического процесса требует размещения учебных комплексов культуры и искусства в структуре города. При этом целесообразна кооперация учебных заведений с соответствующими им городскими культурно-просветительными учреждениями (библиотеки, театры, кинотеатры, музеи, выставочные залы, клубы, дома культуры и др.). Комплексы этого типа в отличие от других следует располагать в составе культурно-просветительного центра города, где находится основная масса культурно-просветительных учреждений, которые формируют культурный потенциал города.

Оптимальным вариантом его размещения является сложившийся культурный центр историко-архитектурной части города, или культурный центр с перспективой развития в новой городской застройке.

Для крупнейших городов возможно размещение комплекса в составе одного из общественных центров района, где также могут быть сосредоточены все необходимые для учебно-практической деятельности заведений культурно-просветительные учреждения.

2.13. Комплексы одного уровня обучения формируются, как правило, из учебных заведений разных отраслей, требующих специфического размещения. Место учебного комплекса должно определяться, как правило, наиболее крупным учебным заведением, на базе которого будут формироваться другие учебные заведения.

Комплексы профессионально-технических училищ (ПТУ) следует размещать вблизи промузлов или крупных предприятий, так как 70% городских ПТУ готовит кадры для промышленности, а ПТУ других отраслей не выдвигают каких-либо жестких требований к размещению в городе.

Комплексы средних специальных учебных заведений могут быть расположены в любой зоне города, но с максимальным приближением к своей практической базе.

При выборе местоположения комплексов следует учитывать необходимость приближения к общественному центру, что повысит уровень культурно-бытового обслуживания учащихся и сотрудников, так как при относительно небольшой величине комплексов данного типа (2 — 4 тыс. учащихся) специальное обслуживание для них на достаточно высоком уровне организовать нельзя, а в комплексе возможно создать полноценный центр обслуживания учащихся и жителей.

2.14. Комплексы вузов являются наиболее крупными среди остальных учебных заведений. Их величина, достигающая 15 — 20 тыс. учащихся и более, потребность в значительной территории и большое градообразующее значение требуют особого местоположения комплексов в городской структуре. Как правило, крупный комплекс вузов формирует целую учебно-научную зону города, куда включаются также и научно-исследовательские учреждения.

Как правило, университеты, ввиду своей большой величины, не нуждаются в кооперировании и сами превращаются в учебно-научный комплекс, сформированный несколькими НИИ и вузом.

Периферийное размещение комплекса позволяет использовать и другие преимущества размещения, такие, как возможность перспективного развития, природный ландшафт, возможность обособления и создания атмосферы институтской жизни.

Более подробно вопросы размещения вузов рассмотрены в справочном пособии к СНиП «Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации».

2.15. При определении места строительства полифункционального комплекса следует руководствоваться как требованиями к размещению учебных заведений комплекса, так и входящих в его состав учреждений и предприятий. Приоритетными должны быть требования наиболее крупного объекта, формирующего полифункциональный комплекс. Тем более что объединение может быть лишь территориальное.

При формировании научно-учебного комплекса учебные заведения должны размещаться в зоне влияния научного учреждения, в том числе и в научных городках (академгородках), учебно-научные комплексы — в соответствии с требованиями к размещению учебного заведения.

Смотрите так же:  Купить пособие для детского сада

Место учебно-производственных комплексов, а также всех типов учебно-обслуживающих комплексов в структуре города, должно определяться с учетом требований к размещению учреждения, входящего в состав полифункционального комплекса.

Полифункциональные учреждения, имеющие несколько равнозначных ведущих функций, должны размещаться с учетом требований, предопределяемых функциями «производство» (в том числе «обслуживание») и «наука».

3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКАМ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Общие положения

3.1. Для оптимального функционирования учебных комплексов следует создавать функционально-планировочную организацию территории, которая бы удовлетворяла требованиям целесообразного решения всею комплекса при рациональном функционировании на территории каждою учебною заведения, отражала специфику кооперирования, а также учитывала общеархитектурные требования.

3.2. Следует соблюдать следующие функциональные требования к участкам учебных комплексов:

достаточность территории для строительства и резервирования на перспективное развитие;

четкое функциональное зонирование участка учебного комплекса;

функциональная законченность группы объектов на каждой очереди строительства с максимальной степенью удобства и возможно короткими связями между зданиями;

удобная взаимосвязь отдельных зон (по функциональным условиям).

Следует выполнять следующие проектные требования:

объемно-пространственная и архитектурная законченность композиции на разных этапах строительства по взаимосвязи с окружающими городскими территориями;

компактность планировки и максимальная концентрация сооружений на территории, в том числе по этапам строительства;

структурность построения системы зданий на участке учебного комплекса.

3.3. Проект генерального плана учебного комплекса должен решаться с учетом проекта детальной планировки окружающей застройки и учитывать очередность строительства. При этом элементы первой очереди строительства должны разрабатываться более детально. Это позволит обеспечить последующие оперативные преобразования здания и участка комплекса.

Проект должен содержать схемы функционирования учебного комплекса на всех этапах строительства, предусматривающие оптимизацию обслуживания учащихся и инженерное обеспечение комплекса на каждом этапе.

3.4. При проектировании генерального плана учебного комплекса и определения его функционально-планировочной структуры следует стремиться к рациональной интеграции основных функциональных зон, характерных для всех учебных заведений, а в крупных учебных заведениях — и функциональных подзон, перечень которых приведен в таблице. Необходимость кооперирования учебных зон определяется заданием на проектирование с учетом отраслевых принадлежностей учебных заведений. Варианты возможной степени кооперирования учебных комплексов приведены на рис. 8.

3.5. Учебные комплексы с расчетным контингентом учащихся менее 4000, как правило, делятся на функциональные зоны: учебную, спортивную, жилую, хозяйственную (для комплексов здравоохранения величина контингента не является определяющей).

На участках учебных комплексов с числом учащихся более 4000 основные зоны обычно дифференцируются на подзоны, которые приобретают функциональную значимость и самостоятельность.

При решении генерального плана следует стремиться к функциональной оптимизации территории учебного комплекса при максимальном объединении соответствующих функциональных зон его учебных заведений. Для учебных комплексов с числом учащихся более 4000 возможно создание единых подзон.

Интеграция функциональных зон учебного комплекса без четкого выделения отдельных зон на участке возможна для учебных комплексов (до 1000 учащихся), не имеющей ярко выраженной учебно-практической базы, а также при выделении отдельного участка для общежитий учащихся.

3.6. При числе учебных заведений комплекса не более трех все функциональные зоны следует проектировать едиными для всех учебных заведений. При большем числе учебных заведений следует учитывать величину контингента и принцип объединения учебных заведений.

3.7. Состав учебных заведений определяет форму объединения, которая имеет два варианта — кооперация учебных заведений по уровню обучения или по отрасли народного хозяйства (см. рис.2).

В первом случае в составе кооперированного комплекса могут быть объединены функции, которые не зависят от профиля учебного заведения и являются общими для всех заведений в составе комплекса. Это отдых, культурно-бытовое и медицинское обслуживание, занятия спортом во внеучебное время и др.

Во втором случае кооперирование может быть гораздо более развитым за счет отраслевой однородности учебно-производственных функций заведений, формирующих комплекс, что во многих случаях позволяет организовывать не только единые библиотеку, актовые залы, клубные, вспомогательные и административные помещения, но при особенно близком родстве профилей учебных заведений — и общие учебные помещения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Разработку индивидуальных проектов общественных зданий и сооружений и привязку типовых проектов необходимо выполнять с учетом климатических, геологических, демографических, национально-бытовых и других местных условий конкретного города, поселка, сельского населенного пункта.

Для типового проектирования общественных зданий принято следующее укрупненное районирование территории страны:

а) I А, IБ и IГ климатические подрайоны;

б) IВ подрайон, II и III климатические районы;

в) IV климатический район.

Для строительства в IД подрайоне при наличии вечномерзлых грунтов или расчетной зимней температуры ниже — 45 °С используются типовые проекты, предназначенные для IА, IБ и IГ подрайонов, а на остальной территории — для IВ подрайона.

Для объектов массового строительства разрабатываются типовые проекты, рассчитанные на различные природные условия: наличие сейсмики 7, 8 и 9 баллов, просадочные грунты, подрабатываемые территории.

1.2 (1.2). При переменных планировочных отметках земли этажи или часть этажей считаются надземными, цокольными или подвальными, если не менее 70 % площади этажа или рассматриваемой части этажа соответствуют определению, приведенному в п. 1.2 СНиП 2.08.02-85.

Холодное подполье с круглогодичной естественной вентиляцией (подполье для проветривания) устраивается под зданиями, проектируемыми для строительства на вечномерзлых грунтах с использованием их в мерзлом состоянии в течение всего периода эксплуатации (принцип 1). В этом случае техническое подполье или технический этаж для размещения инженерных сетей рекомендуется устраивать выше подполья для проветривания. При небольших габаритах здания в плане допускается размещать инженерные сети в толще перекрытия над подпольем для проветривания без устройства технического подполья или технического этажа (рис. 1, а и 1, б).

Рис. 1. Цокольно-фундаментная часть здания каркасной конструкции (1 принцип строительства)

а — при техническом подполье или техническом этаже над подпольем для проветривания; б — при совмещенном перекрытии над подпольем для проветривания; 1 — подполье для проветривания; 2 — ригели цокольного перекрытия; 3 — пустотная панель перекрытия: 4 — утеплитель; 5 — техническое подполье или технический этаж; 6 — колонна; 7 — стакан-подколонник; 8 — ростверк; 9 — сваи; в — решение цокольной части здания на примере общественного центра

1.3 (пп. 1.4, 1.5). В практике проектирования общественных зданий кроме показателей общей и нормируемой площади применяются также такие показатели, как полезная площадь, строительный объем и площадь застройки здания.

Полезная площадь общественного здания определяется как сумма площадей всех размещаемых в нем помещений, а также балконов и антресолей в залах, фойе и т.п., за исключением лестничных клеток, лифтовых шахт, внутренних открытых лестниц.

Правила определения строительного объема и площади застройки общественных зданий приведены в прил. 1.

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

2.1 (Разд. 2). Вместимость (пропускная способность) общественных зданий принимается в соответствии с функциональными требованиями и исходя из норм расчета установленных СНиП II -60-75**.

Проектирование общественных зданий и сооружений в городах и других населенных пунктах рекомендуется увязывать с организацией подъездов общественного и другого транспорта, с размещением остановочных пунктов и стоянок, устройством удобных и безопасных путей движения пешеходов.

Необходимо стремиться к тому, чтобы архитектурно-композиционные решения общественных зданий соответствовали их градостроительному значению.

При проектировании общественных зданий и сооружений необходимо соблюдать требования по охране и улучшению окружающей среды с учетом региональных особенностей района строительства.

2.2 (2.1). При проектировании зданий со стилобатом желательно предусматривать доступ пожарных с автомеханических лестниц в этажи высотной части здания.

2.3 (2.2). Высота этажа общественного здания принимается по нормам проектирования жилых зданий в тех случаях, когда здание или его обособленная часть предназначены главным образом для размещения жилых помещений, например, спальные корпуса учреждений отдыха, жилая часть гостиниц, спальные корпуса школ-интернатов и т.п. При размещении в общественном здании одной или двух квартир для персонала и при невозможности их размещения в обособленной части здания высота этажа принимается по нормам проектирования общественных зданий.

Высоту этажа небольших общественных зданий, предназначенных в основном для строительства в сельской местности, допускается принимать равной высоте этажа жилых зданий. Перечень таких зданий приведен в ВСН по проектированию различных видов общественных зданий.

2.4 (2.3). Высоту подполья при отсутствии в нем оборудования, требующего постоянного обслуживания персоналом (насосы, вентиляторы, элеваторы, задвижки и т.п.), можно принимать не менее 1,6 м до низа выступающих конструкций перекрытия.

2.5 (2.7). В I А, IВ и IГ климатических подрайонах с сильными ветрами переменного направления возможно устройство дополнительных наружных тамбуров с двумя входами с разных сторон для использования одного из них в зависимости от направления ветра. Необходима также защита входов в здание ветроотбойными стенками.

При проектировании входов в здания, строительство которых осуществляется при использовании вечномерзлых грунтов в качестве основания по принципу 1, рекомендуется уменьшать высоту наружных крылец, перенося часть ступеней внутрь здания.

Примеры устройства входов в здания приведены на рис. 2-5.

Рис. 2 . Компактное решение здания (на примере общеобразовательной школы) с одним входом и двойным тамбуром, обеспечивающим изменение направления движения

Рис. 3. Фрагмент (вход в здание)

1 — холодный тамбур; 2 — теплый тамбур; 3 — помещение теплозавесы

Рис. 4. Решение входа в здание (на примере общественного центра) с устройством двойного тамбура: а — план; б — разрез

Рис. 5 . Решение входа в здание (на примере детских яслей-сада) с устройством двойного тамбура

1 — тамбур саночный; 2 — тамбур отапливаемый; 3 — спальня; 4 — групповая; 5 — раздевальня

2.6 (2.8). Высоту ограждения наружных лестниц и площадок спортивных сооружений, кинотеатров, театров, клубов и магазинов рекомендуется принимать не менее 1,2 м, а остальных зданий не менее 0,9 м. При ширине наружных лестниц более 2,4 м желательно предусматривать промежуточные поручни.

2.7(2.10). Нормы площади гардеробных, приведенные в СНиПе, не распространяются на гардеробные с самообслуживанием (школы, школы-интернаты, профтехучилища и др.), которые следует проектировать по соответствующим ВСН.

При проектировании гардеробных для обслуживающего персонала общественных зданий, когда требуется устройство индивидуальных шкафчиков для переодевания, следует руководствоваться соответствующими СНиПами.

2.8 (2.12). При проектировании санитарных узлов рекомендуется использовать нормали их планировки (НП-204-73).

Расчет количества приборов в уборных и душевых приведен в ВСН по проектированию различных общественных зданий.

2.9 (2.15). В этом пункте приведен перечень помещений, которые допускается проектировать без естественного освещения в дополнение к СНиП II -4-79 «Естественное и искусственное освещение». Так, например, согласно СНиП II-4-79 в коридорах, проходах и переходах общественных зданий допускается не предусматривать естественное освещение. В тех случаях, когда коридоры проектируют с естественным освещением, следует руководствоваться п. 2.16 СНиП 2.08.02-85.

Приведенный в п. 2.15 СНиПа перечень помещений может быть дополнен в ВСН по проектированию различных видов общественных зданий. Нормы освещенности помещений приведены в СНиП II -4-79.

В зальных помещениях без естественного освещения, размещаемых в подвальных этажах, рекомендуется предусматривать аварийное эвакуационное освещение, отвечающее требованиям СНиП II-4-79.

Дымоудаление из таких помещений желательно предусматривать в соответствии с требованиями п. 3.26 СНиП 2.08.02-85.

Выход в первый этаж из актовых и конференц-залов, лекционных аудиторий и кулуаров, торговых залов, салонов для посетителей предприятий бытового обслуживания, размещенных в подвальных и цокольных этажах, рекомендуется предусматривать по обособленным лестничным клеткам, расположенным на расстоянии не менее 6 м от других лестничных клеток.

Отделку стен и потолков таких помещений желательно предусматривать в соответствии с требованиями к залам вместимостью 1500 мест и более.

2.10 (2.18). Схема планировки кинопроекционного комплекса конференц-зала и других кинофицируемых залов общественных зданий (за исключением зрительных залов кинотеатров, клубов и др.) приведена на рис. 6.

Рис. 6. Схема планировки кинопроекционного комплекса конференц-зала

А — тамбур; Б — проекционная; В — перемоточная

Назначение кинопроекционного комплекса

Буквенное обозначение параметров (параметры в метрах)

Для 35 мм кинопроекторов с ксеноновыми лампами

Для 35 мм кинопроекторов с лампами накаливания

Для 16 мм стационарного кинопроектора

Величина параметров принята в соответствии с нормами на проектирование кинотеатров.

2.11 (2.21). Наименьшая этажность и другие условия, при которых должны устанавливаться пассажирские лифты, оговорены в нормах на проектирование общественных зданий.

Без выполнения расчета установка пассажирских лифтов в зданиях может быть осуществлена в следующих случаях:

при этажности меньшей, чем указано в нормах;

когда лифты устанавливаются для выполнения специальных технологических целей (служебно-хозяйственные лифты гостиниц и турбаз; лифты для транспортирования аптечных товаров, белья, отходов лечения в больницах и для других подобных целей);

когда число и параметры лифтов, необходимые для установки в здании, оговорены в нормативном документе или в пособии к нему.

2.12 (2.21). Расчет вертикального транспорта включает: составление схем движения пассажирских потоков (далее — пассажиропотоков);

определение расчетных пассажирских потоков в разные периоды функционирования зданий;

размещение лифтовых узлов в плане здания;

решение вопросов о взаиморасположении лифтов и организации их работы;

выбор интервала движения пассажирских лифтов в соответствии с требуемым уровнем комфортности обслуживания пассажиров в здании;

определение расчетного заполнения кабины пассажирских лифтов и предварительный выбор типоразмера лифта по грузоподъемности и скорости в соответствии с требуемым уровнем комфортности обслуживания пассажиров в здании;

Смотрите так же:  Сумма госпошлины при подаче на развод

расчеты с целью определения необходимого для установки в здании числа и параметров лифтов;

технико-экономический анализ результатов расчета различных вариантов систем вертикального транспорта и выбор проектного варианта.

В многоэтажных зданиях с интенсивными пассажиропотоками при необходимости установки большого числа лифтов выбор их числа и параметров с определением показателей работы вертикального транспорта (времени ожидания для пассажиров, времени поездки, длины очереди) рекомендуется выполнять методами моделирования с использованием ЭВМ. Указанная работа по заказам может быть выполнена головной научно-исследовательской организацией по лифтам.

Исходные данные для расчета вертикального транспорта:

высота подъема лифтов; число и назначение этажей;

технология функционирования здания;

характеристика помещений, расположенных на этажах и непосредственно влияющих на величины пассажирских или транспортных потоков;

характеристика каждого вида потока, перевозимого пассажирскими лифтами;

требуемый уровень комфортности обслуживания пассажиров в здании.

Методические основы расчета вертикального транспорта (лифтов) приведены в прил. 2. Там же приведены основные понятия (термины), применяемые при проектировании и расчете вертикального транспорта (лифтов).

2.13 (2.21). При размещении в здании грузового лифта, используемого для транспортирования людей, следует иметь в виду, что система управления таким лифтом не предусматривает выполнение лифтом попутных остановок по вызовам. По вызовам с этажа может прийти только освободившаяся кабина.

При установке рядом двух и более таких грузовых лифтов они не могут быть объединены системой группового управления, так как каждый из них работает обособленно и имеет собственные вызывные кнопочные посты на этажах.

2.14 (2.21). Номенклатура пассажирских лифтов, которые могут устанавливаться в общественных зданиях и сооружениях, приведена в ГОСТ 5746-83*.

Система управления лифтами для общественных зданий согласно ГОСТ 5746-83* «смешанная собирательная в двух направлениях», т.е. на каждом этаже имеется кнопка вызова для остановки лифта, для движения вверх и для движения вниз (на нижней остановке кнопка вызова только для движения вверх, а на верхней остановке — только для движения вниз). Группа лифтов (см. прил. 2) оснащается системой группового управления. В этом случае на каждом этаже устанавливается один вызывной кнопочный пост на группу лифтов. На появившийся вызов система группового управления направляет один из лифтов группы, что обеспечивает минимальное время ожидания для пассажиров, исключает движение на один вызов нескольких лифтов, улучшает эксплуатационные показатели лифтов.

2.15 (2.21). Система управления лифтами общественных зданий обеспечивает их работу в режиме «пожарная опасность». Режим «пожарная опасность» включается автоматически по сигналу от автоматической пожарной сигнализации здания независимо от нагрузки и направления движения кабины лифта и обеспечивает принудительное, движение лифта на основной посадочный этаж (за исключением случаев, когда лифт стоит на остановках ниже основного посадочного этажа).

По прибытии на основной посадочный этаж двери кабины лифта открываются и остаются в открытом положении. Возвращение системы управления лифтами в нормативный режим работы может быть произведен только из машинного помещения.

Режим «пожарная опасность» обеспечивает безопасность пассажиров, находящихся в лифтах, во время возникновения пожара в зданиях.

2.16 (2.21). При проектировании лифтов в зданиях необходимо выполнять требования правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов. По этим правилам расположение шахт лифтов над проходами и помещениями, в которых смогут находиться люди, допускается только в тех случаях, когда перекрытие, расположенное под шахтой, способно выдержать удар противовеса, свободно падающего с наибольшей возможной скоростью.

2.17 (2.21). В комплект проектной документации на здание и сооружение должен входить чертеж на заказ лифтов, оформленный в соответствии с требованиями производителя лифтов.

2.18 (2.21). В зданиях, имеющих более 2 лифтов, желательно предусматривать диспетчерский контроль за работой лифтов. Диспетчерское оборудование можно размещать в отдельном помещении или в диспетчерской другого инженерного оборудования здания. Диспетчерская может обслуживать группу зданий.

2.19 (2.21). В зданиях, имеющих более 2 лифтов, желательно предусматривать помещение для размещения мастерской по ремонту лифтов. Это помещение допускается размещать в подвальных и цокольных этажах. Помещение для мастерской по ремонту лифтов может быть предусмотрено на группу рядом расположенных зданий.

2.20 (2.21). Выбор типа, грузоподъемности, скорости и размеров кабин грузовых лифтов должен производиться с учетом технологических требований, максимальной массы и габаритов грузов и сопровождающих их людей, а также величин грузопотоков.

В случаях, оговоренных в ВСН на проектирование различных видов общественных зданий, выбор грузовых лифтов должен быть обоснован расчетом.

2.21 (2.21). Размеры лифтовых холлов и тамбуров перед грузовыми лифтами должны быть не меньше внутренних габаритов шахты и позволять доставку и размещение грузов со средствами транспорта, доставляющими эти грузы. Двери шахт грузовых лифтов не должны выходить наружу из зданий и сооружений. При необходимости загрузки и разгрузки лифта с улицы перед его дверями устраивается тамбур с дверями, предохраняющий лифт от атмосферных осадков и обеспечивающий нормативные условия для работы лифта.

2.22 (2.21). Условия, которые должны быть созданы для нормативной работы лифтов, оговорены в ГОСТ 22011-76*.

2.23 (2.22). Пассажирские лифты устанавливаются на основных путях движения людей. Наиболее целесообразно их размещать в центре здания и сосредоточивать, как правило, в одном лифтовом узле. Рассредоточивать лифты допустимо в зданиях протяженностью более 120 м. Увеличение числа лифтовых узлов в зданиях меньшей протяженности может быть в следующих случаях:

при необходимости выделения отдельных частей зданий с самостоятельным транспортным обслуживанием в соответствии с технологией функционирования зданий;

по условиям зонной организации лифтов (рис. 7);

Рис. 7 . Схема зонной организации работы лифтов

1 — группа лифтов, обслуживающих нижнюю зону; 2 — группа лифтов, обслуживающих верхнюю зону; 3 — этаж (этажи) пересадки. Остановка лифтов, обслуживающих верхнюю и нижнюю зоны; 4 — основной посадочный этаж; м. о. — машинное отделение лифтов; Н — высота подъема лифтов в нижней зоне, м; НВ.З. — высота подъема лифтов в верхней зоне, м; НЭ — высота экспрессной зоны, м; N 1 Н.З. — число возможных остановок лифтов в нижней зоне; N 1В.З . — число возможных остановок лифтов в верхней зоне

когда по расчету вертикального транспорта должно устанавливаться в зданиях более одной группы лифтов;

когда расстояние от дверей наиболее удаленного помещения до дверей ближайшего пассажирского лифта превышает 60 м.

2.24 (2.23). Пассажирские лифты нужно сосредоточивать в группы и располагать рядами. Число лифтов в ряду должно быть не более четырех.

Рекомендуемые сочетания и расположение пассажирских лифтов в группах (т.е. лифтов, объединенных системами группового управления) приведены на рис. 8. В каждой группе пассажирские лифты, обозначенные цифрой 1, должны быть одной и той же грузоподъемности; лифты, обозначенные цифрой 2, — грузоподъемностью 1000 кг с размерами кабины (ширина, глубина) 1100 ´ 2100 мм; лифты, обозначенные цифрой 3, — для зданий лечебно-профилактических учреждений с размерами кабины 1400 ´ 2400 мм.

Лифты в каждом конкретном случае принимаются с одной и той же скоростью, кроме сочетаний, где лифты 3 могут иметь меньшую скорость согласно документации производителя лифтов.

Сочетание и расположение пассажирских лифтов, применяемых в больницах и родильных домах, могут отличаться от приведенных на рис. 8.

Рис. 8. Рекомендуемые сочетания и расположение пассажирских лифтов, объединяемых типовой системой группового управления. Сочетания 2б, г; 3б, г; 4б, г; 6б только для лифтов со скоростями 1 и 1,6 м/с

2.25 (2.13). Строительная часть лифтов проектируется по документации головной научно-исследовательской организации по лифтам.

При разработке проектов зданий необходим чертеж на заказ лифтов. В этом чертеже указывается, что в комплект поставки должна входить система группового управления.

Рекомендуется согласовать с ЦПКБ по лифтам расчет вертикального транспорта, обосновывающий выбор числа и параметров лифтов, сочетание и расположение лифтов в группе, а также другие вопросы.

Наиболее удачным является решение лифтового узла с тупиковым лифтовым холлом. Размещение лифтов с трех сторон лифтового холла не рекомендуется; в случае если такого решения нельзя избежать, то площадь лифтового холла не должна быть меньше, чем если бы то же число лифтов было размещено в два ряда.

2.26 (2.13). На рис. 9 приведены схемы расположения лифтов, встречающиеся в проектной практике и не рекомендуемые для применения.

Рис. 9. Примеры схем не рекомендуемого расположения лифтов

На этом рисунке расположение лифтов на схемах 1, 2, 3 и 4 не позволяет объединить их системами группового управления, что резко снижает эффективность работы лифтов и уровень комфортности обслуживания пассажиров. Расположение лифтов по схемам 1, 2 и 12 допустимо применять в случаях, когда лифты обслуживают различные части здания, сообщение между которыми ограничено или в других случаях, оговоренных в п. 2.12.

При расположении лифтов по схемам 5, 6 и 7 площадь лифтового холла заметно меньше, чем при расположении их в два ряда; кроме того, при этом в углах лифтовых холлов возможны скопления пассажиров при их входе в кабину и выходе из кабины на этажах.

Расстояние между передними стенами лифтовых шахт при расположении лифтов по схеме 8 сильно отличается, что затрудняет пользование лифтами. Лифты, размещенные по схеме 9, не могут быть объединены системой группового управления, что в процессе эксплуатации здания вызовет возникновение холостых пробегов и остановок лифтов. Это отрицательно сказывается на эффективности их работы.

Лифты с различными грузоподъемностями (см. схему 10) не объединяются системами группового управления, кроме случаев, показанных на рис. 8. На схеме 11 и 12 лифты также не могут быть объединены системами группового управления, кроме того, на схеме 11 два лифта выходят непосредственно в коридор, что недопустимо согласно требованию п. 2.23 СНиПа. При расположении лифтов по схеме 13, где число лифтов в ряду более 4, затрудняет пользование лифтами (см. п. 2.23).

2.27 (2.26). В СНиПе приведен перечень здании, при проектировании которых допускается предусматривать централизованную или комбинированную пылеуборку. В остальных зданиях пылеуборка выполняется вручную.

2.28 (2.26). При вакуумной комбинированной пылеуборке предусматривается стационарная вакуумная система для отсасывания пыли из пылеприемников бытовых пылесосов. Схема такой системы приведена на рис. 10.

Рис. 10. Схема вакуумной комбинированной пылеуборки

1 — стояк пылеудаления; 2 — соединительный клапан; 3 — съемная заглушка для прочистки пылепровода; 4 — магистральный пылепровод; 5 — пылесосная установка; 6 — гибкий шланг с металлическим наконечником; А — выброс очищенного воздуха

2.29 (2.26). По способу прокладки магистрального трубопровода системы вакуумной централизованной пылеуборки проектируются с горизонтальным магистральным пылепроводом (рис. 11) или с вертикальным магистральным пылепроводом (рис. 12).

Рис. 11 . Схема вакуумной централизованной пылеуборки с горизонтальным магистральным трубопроводом

1 — стояк пылеудаления; 2 — съемная заглушка для прочистки пылепровода; 3 — соединительный клапан; 4 — магистральный пылепровод; 5 — пылесосная установка; 6 — гибкий шланг; 7 — пылесосный насадок; А — выброс очищенного воздуха

Рис. 12 . Схема вакуумной централизованной пылеуборки с вертикальным магистральным пылепроводом

1 — горизонтальное ответвление; 2 — соединительный клапан; 3 -магистральный пылепровод; 4 — съемная заглушка для прочистки пылепровода; 5 — пылесосная установка; А — выброс очищенного воздуха

Система с горизонтальным магистральным пылепроводом предусматривается с применением настенных соединительных клапанов.

Система с вертикальным магистральным пылепроводом предусматривается с применением напольных соединительных клапанов.

Допускается проектирование системы с комбинацией горизонтального и вертикального магистральных пылепроводов.

Радиус обслуживания одним соединительным клапаном при вакуумной централизованной пылеуборке должен быть не более 15 м.

2.30 (2.26). Расчет систем вакуумной пылеуборки выполняется в следующей последовательности.

1. Общая приведенная площадь поверхностей S ПР , подлежащих уборке, м 2 :

где K1, К2, . Ki — коэффициенты, характеризующие трудоемкость уборки пыли с различных поверхностей, принимаемые по табл. 1; S S1, S S2, . S S i — суммы площадей, характеризуемых одинаковым коэффициентом трудоемкости уборки, м 2 .

Другие публикации:

  • Заявление на получение титула чемпион россии Заявление на получение титула чемпион россии ПРАВИЛА ПРИСУЖДЕНИЯ ТИТУЛОВ IKU ПРАВИЛА ПРИСУЖДЕНИЯ ТИТУЛОВ SPORT-CAC(S.CAC) И РЕЗЕРВ SPORT-CAC (R.S.CAC) Титулы S.CAC и R.S.CAC присваивается собакам, занявшим на сертификатных соревнованиях […]
  • Договор дмс 077мю-00 На что обратить внимание при заключении договора ДМС? Добровольное медицинское страхование (ДМС) является одним из самых распространенных видов страхования. Чтобы заключить договор ДМС необходимо знать о некоторых нюансах, которые могут […]
  • Приказ о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению Двинско-Печорское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов Оперативный дежурный: +7-921-077-01-33 Приказ и Положение о создании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных […]
  • Приказ 984н от 14122009 года Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными. Учетная форма № 001-ГС/у. Блииин, первого сентября в школу:((. Выпускники средней школы №1 в Кременчуге. очень […]
  • Пособие по экономике для учителя Пособие по экономике для учителя Выходит 2 раза в год Формат 180 х 270 1/16 8,5 п.л. Издается с 1996 года Язык издания: русский Свидетельства о регистрации средств массовой информации: ПИ №77-11618, ПИ №77-11619 Адрес […]
  • Образец заявления о межрегиональном зачете Заявление на зачет излишне уплаченного налога: образец Бланк заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога Если вы переплатили какой-либо налог в бюджет, то сумму переплаты вы можете вернуть или зачесть в счет будущих платежей (пп. […]
Пособие к проектированию школ