Выкуп арендованного земельного участка

Подборка наиболее важных документов по запросу Выкуп арендованного земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Выкуп арендованного земельного участка

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Новые правила выкупа земельных участков

(«Право и экономика», 2007, N 10)

НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫКУПА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Шарапов Василий Владимирович

Заместитель руководителя юридического отдела по инвестиционной деятельности ЗАО «Сити-XXI век». Специалист в области сделок с недвижимостью, строительства и инвестиций в недвижимость.

Родился 10 января 1977 г. в г. Москве. Окончил в 1998 г. Высший институт управления по специальности «юрист».

В статье рассмотрены основные изменения в сфере земельных правоотношений и их возможные юридические последствия для граждан и юридических лиц в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (далее — Закон N 212-ФЗ).

Изменение порядка определения выкупной цены

Теперь для собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на государственных и муниципальных земельных участках, цена выкупа в частную собственность таких участков не может превышать их кадастровую стоимость. Это следует из тех дополнений, которые внесены в ст. 36 Земельного кодекса РФ в связи с принятием Закона N 212-ФЗ.

Данное правило распространяется на приватизацию любых земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в частной собственности. Законодатель не указывает каких-либо ограничений на этот счет.

Порядок определения цены выкупа таких участков в пределах их кадастровой стоимости и оплаты будет зависеть от того, в чьей публичной собственности находятся приватизируемые земельные участки:

если земельный участок находится в федеральной собственности, то порядок определения цены выкупа и оплаты устанавливается Правительством РФ;

если земельный участок находится в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на него не разграничена, то порядок определения цены выкупа и оплаты устанавливается органами власти субъекта Российской Федерации;

если земельный участок находится в муниципальной собственности, то порядок определения цены выкупа и оплаты устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с нововведениями до установления органами государственной власти и местного самоуправления порядка определения цены выкупа и оплаты земельных участков применяется цена, равная кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость конкретного земельного участка, с точки зрения налогового права, является налогооблагаемой базой при налогообложении земельным налогом (см. п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ и п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ).

С точки зрения земельного права, кадастровая стоимость земельного участка включается в состав сведений государственного земельного кадастра и представляет собой результат государственной кадастровой оценки земли (см. п. 2 ст. 66 и п. 1 ст. 70 Земельного кодекса РФ).

Ранее выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены приватизированные здания, строения, сооружения, осуществлялся в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в прежней редакции. При этом цена выкупа могла значительно превышать кадастровую стоимость земельного участка.

Новый порядок выкупа земельных участков более выгоден для собственников приватизированных зданий, строений, сооружений, чем прежний, поскольку размер платежей за приватизацию земельного участка под этими объектами недвижимости теперь будет ограничен его кадастровой стоимостью.

Законодатель вводит для некоторых категорий граждан и юридических лиц — собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на государственных и муниципальных земельных участках, особый льготный порядок определения цены выкупа.

Этот порядок установлен в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в новой редакции. Его суть заключается в том, что до 1 января 2010 г. цена выкупа государственных или муниципальных земельных участков под частными зданиями, строениями, сооружениями устанавливается в зависимости от того, в какой местности такой земельный участок расположен:

если выкупаемый земельный участок расположен в городах с численностью населения более 3 млн. человек, то цена выкупа такого земельного участка не может превышать 20% его кадастровой стоимости;

если выкупаемый земельный участок расположен в иной местности, то цена выкупа земельного участка не может превышать 2,5% его кадастровой стоимости.

Конкретный размер выкупной цены устанавливается субъектами Российской Федерации вне зависимости от того, в собственности какого публичного образования находится земельный участок. До момента установления такой цены субъектом Российской Федерации применяется наибольшая выкупная цена, установленная для конкретной местности.

Важно подчеркнуть, что данный порядок распространяется только на определенные категории собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на государственных и муниципальных земельных участках, и только на период до 1 января 2010 г.

К первой категории относятся лица, которые должны соответствовать следующим обязательным признакам:

иметь организационно-правовую форму коммерческой организации или быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя;

иметь право собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на приватизируемых земельных участках, в том числе возведенные на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.

Ко второй категории относятся лица, которые должны соответствовать следующим обязательным признакам:

быть гражданами либо иметь организационно-правовую форму некоммерческой организации;

иметь право собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на приватизируемых земельных участках, которое возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ (дата первого опубликования — 29 октября 2001 г.); для этих лиц федеральным законом не должен быть установлен иной порядок приобретения государственных или муниципальных земельных участков в собственность.

Стоит отметить, что, например, для религиозных организаций законодатель установил особое правило (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ), согласно которому такие организации приобретают бесплатно государственные или муниципальные земельные участки под принадлежащими им на праве собственности зданиями, строениями, сооружениями.

При приватизации земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими религиозным организациям на праве собственности, такие организации руководствуются п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, а не ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в новой редакции.

Выкуп без льгот

В случае выкупа государственных или муниципальных земельных участков собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, которые не указаны в п. 1 ст. 2 Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, к этому случаю применяется п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.

Изложенные в этом пункте правовые нормы практически в большей своей части дублируют прежнюю редакцию п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.

Исключением является то, что порядок определения выкупной цены, предусмотренный в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в новой редакции, применяется до 1 января 2010 г. Кроме того, этот порядок не действует в отношении лиц, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ. Его действие распространяется на граждан и на некоммерческие организации:

которые получили право собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на приватизируемых земельных участках после вступления в силу Земельного кодекса РФ;

для которых федеральным законом не установлен иной порядок приобретения государственных или муниципальных земельных участков в собственность.

Его действие также распространяется на коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, которые являются собственниками зданий, строений, сооружений, возведенных на месте разрушенных или снесенных, либо реконструированных государственных или муниципальных зданий, строений, сооружений.

При применении п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ следует учитывать, что цена земельных участков, выкупаемых по этой схеме собственниками зданий, строений, сооружений, как уже отмечалось, не может превышать их кадастровую стоимость (см. п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в новой редакции).

Запрет на строительство и реконструкцию

Законодатель установил, что в некоторых случаях органы государственной власти при приватизации государственных земельных участков под частными зданиями, строениями, сооружениями могут устанавливать запрет на строительство и реконструкцию таких объектов.

Указанный запрет может быть установлен только в случае приватизации земельного участка, находящегося в государственной собственности, и не распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

Этот запрет не применяется к случаям, когда государственные земельные участки приватизируются лицами, не указанными в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, в населенных пунктах, численность населения которых менее 3 млн. человек.

Запрет не распространяется на реконструкцию объектов, предельные размеры и параметры которых не соответствуют утвержденному градостроительному регламенту (см. п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ и ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).

Смотрите так же:  Как вычисляют подоходный налог

Запрет также не может применяться при реконструкции объектов капитального строительства, реконструкция которых не приведет к изменению разрешенного использования земельного участка.

Напомним, что в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категорией определяется правовой режим земельного участка (ст. 7 Земельного кодекса РФ). Информация о разрешенном использовании земельного участка содержится в градостроительном плане земельного участка (см. ст. 44 Градостроительного кодекса РФ).

До даты утверждения правил землепользования и застройки, но в пределах пяти лет, исчисляемых с момента введения в действие Градостроительного кодекса РФ, изменение вида разрешенного использования допускается на основании решения главы местной администрации (см. подп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 октября 2004 г. N 191-ФЗ). При этом проведение публичных слушаний по данному вопросу обязательно. Исключение из этого правила установлено в ст. 4.1 Федерального закона от 29 октября 2004 г. N 191-ФЗ.

Введенный запрет на строительство и реконструкцию может быть снят после внесения платы за снятие запрета, которая не может превышать 80% от кадастровой стоимости земельного участка. Порядок установления и снятия запрета определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Очевидно, что запрет является определенным ограничением права собственности, поскольку право застройки земельного участка принадлежит собственнику (см. ст. 40 Земельного кодекса РФ и ст. 263 Гражданского кодекса РФ).

Ограничение гражданского права допустимо только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

Теперь разберемся, какую из указанных целей преследует запрет, установленный в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в новой редакции.

Вопрос об установлении запрета по смыслу нововведений относится законодателем на усмотрение органов государственной власти, т. е. в зависимости от решения органов государственной власти для некоторых покупателей запрет может и не устанавливаться.

Решение вопроса о запрете строительства и реконструкции на конкретном приватизируемом земельном участке законодатель, таким образом, передал на субъективное усмотрение конкретного чиновника со всеми вытекающими из этого последствиями.

Не исключены ситуации, когда после выкупа земельного участка его собственник обратится в суд для признания наложенного запрета на строительство и реконструкцию не соответствующим положениям Земельного и Гражданского кодексов РФ, а также Конституции РФ.

Еще одним моментом, который необходимо подчеркнуть, является вопрос о государственной регистрации запрета в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Как отмечалось, запрет является ограничением права собственности земельного участка. Из статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ следует, что ограничения прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора или акта органа государственной власти, подлежат государственной регистрации, если это прямо установлено законом.

Из нововведений следует, что государственная регистрация запрета на строительство и реконструкцию в ЕГРП не предусмотрена.

Таким образом, в случае приобретения земельного участка по вторичной сделке покупатель не сможет получить информацию о наличии запрета на строительство на земельном участке путем получения выписки из ЕГРП. Ему рекомендуется наводить справки на предмет наличия запрета на строительство и реконструкцию на приобретаемом земельном участке в соответствующем органе государственной власти, уполномоченном устанавливать такой запрет.

Новые условия переоформления прав на землю

В соответствии с Законом п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в прежней редакции излагается в новой редакции. Изменения коснулись срока переоформления права постоянного бессрочного пользования, который продлен до 1 января 2010 г.

Законодатель особо оговаривает срок переоформления права постоянного бессрочного пользования на земельные участки, занятые инженерными коммуникациями и объектами, такими как линии электропередач, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и иные линейные объекты. Этот срок установлен до 1 января 2013 г.

Земельные участки под такими инженерными коммуникациями и объектами выкупаются в частную собственность по ценам, предусмотренным в п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.

Важные уточнения внесены в части определения размера годовых арендных платежей за аренду переоформленных на основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ земельных участков.

Теперь размер годовой арендной платы за аренду земельных участков, переоформленных в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, составит:

2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения;

1,5% кадастровой стоимости земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

На случай нарушения установленных сроков переоформления права постоянного бессрочного пользования законодатель ввел в Кодекс РФ об административных правонарушениях норму об административной ответственности юридических лиц в виде штрафа в размере от 20 тыс. до 100 тыс. руб.

Данная административная ответственность вводится в действие начиная с 1 января 2011 г.

Выкуп арендованного земельного участка

Законодатель внес окончательную ясность в вопрос о возможности приватизации земельных участков, ранее переданных собственникам зданий, строений и сооружений в аренду.

Из нового п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ следует, что собственники зданий, строений и сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Этим законодатель поставил точку в длительном споре некоторых юристов-практиков об утрате собственником здания, строения и сооружения права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка, в случае оформления такого земельного участка собственнику таких объектов в аренду.

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 35 и п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица, которые являются собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на таких участках.

Порядок и условия приватизации и приобретения права аренды при этом устанавливаются Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.

До принятия Закона возникала масса споров между собственниками зданий, строений и сооружений, оформившими земельный участок под такими объектами в аренду, и арендодателями — органами государственной власти на предмет возможности приватизации таких земельных участков.

Высший Арбитражный Суд РФ выразил свою позицию по данному вопросу в п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11, в котором указал, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса РФ, то собственник такого объекта утрачивает право выкупа земельного участка.

Данный подход вызвал различные оценки в юридической среде. Исходя из предложенного толкования закона следовало, что новый собственник здания, строения и сооружения, приобретая такой объект у прежнего собственника, не имеет исключительного права на приватизацию земельного участка под этим объектом, поскольку прежний собственник уже сделал за покупателя выбор в пользу аренды такого земельного участка.

Кроме того, установление судом юридической границы между собственниками зданий, строений и сооружений в виде даты вступления в силу Земельного кодекса РФ вряд ли можно было считать справедливым с точки зрения тех, кто заключил договоры аренды до такой даты. Ведь в законе такая юридическая граница закреплена не была.

Если при толковании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ руководствоваться одним из основополагающих принципов земельного права — принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (ст. 1 Земельного кодекса РФ), то можно прийти к интересному выводу.

Как известно, право аренды является видом относительных прав и предоставляет его обладателю юридическую защиту более слабую, чем юридическая защита вещного права собственности.

Поэтому в случае прекращения права аренды земельного участка по тем или иным основаниям (ст. 46 Земельного кодекса РФ и ст. 619, 620 Гражданского кодекса РФ), но при сохранении права собственности на объект недвижимости на земельном участке возникла бы ситуация, при которой указанный принцип земельного права был бы нарушен.

Следовательно, для соблюдения принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов оптимален вариант, когда земельный участок под зданием, строением либо сооружением, находящимся в частной собственности, оформлен также на праве собственности.

Включение законодателем п. 2.2 в ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в предлагаемой редакции значительно улучшает текущее юридическое положение тех собственников зданий, строений и сооружений, которые до даты вступления Земельного кодекса РФ заключили договор аренды земельного участка.

Теперь такие собственники получили законное основание для выкупа ранее арендованного земельного участка в частную собственность, что не противоречит ст. 624 Гражданского кодекса РФ.

Смотрите так же:  Как платить налог при усн 6%

Изменения в законодательство о приватизации

В соответствии с Законом внесены изменения в некоторые статьи Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации).

Законодатель изложил в новой редакции п. 3 ст. 11 Закона о приватизации. Теперь в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия законодатель определил новую ценовую политику государства в отношении стоимости приватизируемых земельных участков.

Если унитарное предприятие будет приватизировано путем создания на базе его имущества открытого акционерного общества, то стоимость земельных участков принимается равной кадастровой стоимости. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Другие изменения законодатель внес в ст. 28 Закона о приватизации. В частности, полностью изменено содержание п. 7 ст. 28 Закона о приватизации. Законодатель определил, что предоставление земельных участков, расположенных под зданиями, строениями и сооружениями, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством.

Смысл данного нововведения, очевидно, заключается в том, чтобы установить в вопросе предоставления земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в частной собственности, приоритет правовых норм земельного законодательства над иными правовыми нормами, включая правовые нормы законодательства о приватизации.

Вместе с тем эта идея, как представляется, оказалась реализованной не в полной мере.

Как следует из ст. 1 Закона о приватизации, под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.

В статье 4 Закона о приватизации предусмотрено, что правовые нормы о приватизации могут содержаться в других федеральных законах (включая Земельный кодекс РФ) и входят в состав законодательства о приватизации, и не должны противоречить Закону о приватизации.

По результатам анализа п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ и изменяемых законодателем ст. 2 и 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ можно заключить, что большинство правовых норм, которые в них содержатся, относятся к законодательству о приватизации в большей степени, чем к земельному законодательству.

Распоряжение земельными участками регулируется гражданским законодательством (см. п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ и п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 12 июля 2007 г. N 10-П). Законодательство о приватизации входит в гражданское законодательство в качестве составной его части (ст. 217 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, правовые нормы, в которые внесены изменения (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ и ст. 2, 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ), должны применяться с учетом ст. 28 Закона о приватизации, так как относятся к законодательству о приватизации.

Законодатель внес ряд существенных изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», на которых не будем останавливаться подробно. Лишь отметим, что, по сравнению с другими юридическими лицами, такие предприятия теперь не вправе осуществлять в качестве арендатора государственных и муниципальных земельных участков ряд юридических действий, предусмотренных в ст. 615 Гражданского кодекса РФ.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в целом нововведения можно признать позитивными, поскольку они заметно улучшают правовое положение большинства собственников зданий, строений и сооружений, которые еще не приватизировали земельные участки, занятые такими объектами.

Закон вступает в силу в течение 90 дней с момента его опубликования (текст Закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 июля 2007 г.).

После вступления в силу Закона можно ожидать заметного увеличения объема приватизируемых земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в частной собственности, и, как следствие, значительного прироста бюджетных доходов публичных образований по этой статье, равно как и увеличения налоговых поступлений по земельному налогу.

Земельные вопросы

Преимущественное право выкупа земельного участка: как это работает (2017)

Преимущественное право выкупа земельного участка: как это работает (2017)

Желающим приобрести в упрощенном порядке земельный участок, находящийся в частной, государственной или муниципальной собственности, полезно знать актуальную на 2017 год информацию о преимущественном праве выкупа таких земель.

Преимущественное право выкупа арендуемого земельного участка

Об аренде

Особенности аренды земельных участков регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) (ст. 22) [2], Гражданским кодексом (ГК РФ) (ст. 606-625) [1] и другими законами в земельной сфере. В соответствии с ЗК РФ, арендаторами могут выступать любые юридические или физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства.

Изменения в законодательстве

С 1 марта 2015 г. в Земельный кодекс законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. [6] были внесены существенные изменения, которые касаются преимущественного права заключения нового договора аренды и преимущественного права выкупа арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Пункты 3 и 8 ст. 22 ЗК РФ об аренде земельных участков потеряли, таким образом, свою силу. Однако, данные положения сохранились в Гражданском Кодексе.

В п. 3 ст. 22 ЗК РФ значилось, что «по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка», кроме случаев, когда на участке есть здания или строения, которые принадлежат другому лицу.

П. 8 ст. 22 ЗК РФ устанавливал, что «арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет преимущественное право его покупки в случае продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу». Исключение составляли случаи, когда на участке были здания или строения, принадлежащие другому лицу.

Статья 621 Гражданского Кодекса РФ устанавливает преимущественное право арендатора заключать договор аренды на новый срок. При этом арендатор должен заблаговременно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор. Если арендодатель отказывает арендатору, но при этом в течение года после окончания договора аренды заключает новый договор аренды с другим лицом, то арендатор вправе через суд требовать переведения на него прав по новому договору аренды и компенсации убытков, причиненных отказом возобновить договор.

Статья 624 ГК РФ регулирует отношения по выкупу арендованного имущества: переход права собственности на арендованное имущество к арендодателю может быть предусмотрен в самом договоре аренды. Данное положение позволяет установить преимущественное право выкупа для земельного участка, который находится в частной собственности.

В Земельном же кодексе вместо института преимущественного права выкупа арендованных земельных участков из государственной или муниципальной собственности предусмотрены случаи, когда выкуп земельного участка проводится в упрощенном порядке без торгов одному участнику. Данные случаи установлены в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Преимущественное право выкупа земельного участка субъектами малого и среднего предпринимательства

Особенности приватизации/отчуждения из государственной или муниципальной собственности недвижимого имущества, в том числе земельных участков, которые арендуют субъекты малого и среднего предпринимательства, регулируются законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. [4]. Согласно данному закону, арендуемое имущество планируется выставлять на продажу по рыночной цене, определяемой независимым оценщиком.

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства?

В соответствии со ст. 4 закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. [5], к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, партнерства, производственные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые отвечают следующим условиям:

  • для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств должны выполняться требования относительно учредителей и состава капитала;
  • среднесписочная численность работников за предыдущий год не должна превышать 100 человек для малых и 250 человек для средних предприятий;
  • суммарный доход за предыдущий календарный год не должен превышать 800 млн. руб. для малых предприятий и 2 млрд. руб. для средних предприятий.

Преимущественным правом выкупа предложенного к приватизации имущества не могут обладать следующие субъекты малого и среднего предпринимательства:

  • кредитные организации;
  • страховые общества (за исключением потребительских кооперативов);
  • инвестиционные фонды;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации, занимающиеся игорным бизнесом;
  • организации нерезиденты (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ);
  • организации, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

Условия реализации преимущественного права

Для реализации преимущественного права выкупа арендованного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства необходимо, чтобы:

  • арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находилось в собственности таких субъектов и/или в их временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договорами аренды такого имущества;
  • отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням);
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и/или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Порядок реализации преимущественного права

Порядок реализации преимущественного права арендаторов (субъектов малого и среднего предпринимательства) на приобретение арендуемого имущества, утвержденный статьей 4 закона № 159-ФЗ, действует до 1 июля 2018 года. Уполномоченные на осуществление приватизации органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления должны направить арендатору предложение о заключении договора и проект договора купли-продажи арендуемого имущества.

Смотрите так же:  Ходатайство на бесплатное питание в школе малоимущим

Если субъект малого или среднего предпринимательства желает использовать свое преимущественное право выкупа арендованного имущества, согласен с ценой договора, а также погашает всю задолженность, то в течение 30 дней договор купли-продажи должен быть заключен. Если в уполномоченный орган поступает заявление об отказе в использовании права выкупа, в течение 30 дней не обжалуется положение, не подписывается проект договора купли-продажи, то субъект утрачивает свое преимущественное право приобретения арендованного имущества.

Преимущественное право выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения

Земельный кодекс: приобретение сельхозучастка без торгов

В соответствии с абзацем 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, по преимущественному праву выкупа без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в аренду гражданину или юридическому лицу, которые используют их надлежащим образом не менее трех лет. Надлежащее использование должно быть подтверждено документально, согласно перечню документов, установленных Министерством сельского хозяйства РФ. В данный момент перечень таких документов не установлен.

Чтобы не утратить свое преимущественное право на приобретение земельного участка сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности без торгов, заявление о намерении заключить договор купли-продажи такого земельного участка необходимо подать до дня истечения срока договора аренды.

А что в законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»?

Некоторые положения о преимущественном праве выкупа сельскохозяйственного земельного участка приведены в законе № 101-ФЗ от 27.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3]:

  1. Арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
  1. Арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, по истечении срока аренды имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
  1. Сельскохозяйственные организации и КФХ могут получить земельный участок в собственность или аренду без торгов по сниженной цене (не более 15% кадастровой стоимости) или сниженной арендной плате (не более 0,3% кадастровой стоимости в год), в случае фактического использования земли, находящейся в муниципальной собственности и выделенной в счет земельных долей.

При этом подать заявление о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в орган местного самоуправления необходимо в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Орган местного самоуправления в течение 2 недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте информацию о возможности приобретения земельного участка.

  1. Преимущественное право приобретения земельных участков сельхозназначения имеют также сельскохозяйственные организации и КФХ, которые пользуются такими участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. При этом цена приобретения участков в собственность не может превышать 15% кадастровой стоимости. Субъекты РФ могут устанавливать случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
  1. Земельные участки сельхозназначения, продаваемые частными лицами, имеют преимущественное право выкупа субъектами РФ или муниципальными образованиями. Продавец такого участка обязан в письменной форме известить высший исполнительный орган субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продажи с указанием цены, размера и местоположения участка, а также срока (в пределах 90 дней), до истечения которого необходимо провести взаимный расчет.

При этом, если орган государственной власти откажется приобретать участок по предложенной продавцом цене, то продавец вправе в течение 1 года продать землю по данной цене третьему лицу. Продажа по более низкой цене допускается только после повторной подачи в орган госвласти предложения о продаже земли.

Преимущественное право покупки доли земельного участка

Преимущественное право покупки земельной доли установлено ст. 250 ГК РФ. Если собственник намерен продать долю в праве общей собственности (в том числе на земельный участок) постороннему лицу, остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право ее покупки по цене, по которой она продается. Преимущественное право покупки сособственников исчезает в случае 1) продажи имущества на публичных торгах, 2) если на земельном участке расположено здание. В последнем случае преимущественное право покупки земельной доли принадлежит собственнику здания.

Проведение торгов по продаже доли в праве общей собственности может проводиться по согласию всех участников долевой собственности или без их согласия, если участники отказываются выкупить у собственника его долю. При продаже доли одному из участников долевой собственности уведомлять остальных участников не обязательно.

Особенности продажи доли земельного участка сельскохозяйственного назначения

При продаже доли (пая) в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения не предусмотрено возможности продажи ее стороннему лицу (ст. 12 закона № 101-ФЗ [3]). В случае выделения доли в натуре, действует преимущественное право на приобретение участка органом государственной власти субъекта РФ или муниципалитетом. Только в случае их отказа от приобретения участка по предложенной цене, землю можно продать любому лицу.

Преимущественное право выкупа земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения

Выкуп участка, на котором расположено здание, из государственной или муниципальной собственности

В связи с принятием закона № 171-ФЗ с 1 марта 2015 г. утратила силу ст. 36 ЗК РФ, регулирующая право на приобретение земельных участков государственной или муниципальной собственности с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями. Данный вопрос теперь рассматривается в главе V.1 ЗК РФ. В ст. 39.3 ЗК РФ п. 2 указано, что земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, продаются собственникам таких зданий и сооружений либо помещений в них без торгов, то есть в упрощенном порядке, фактически по преимущественному праву выкупа.

В статье 39.20 ЗК РФ обозначено, что собственники зданий и сооружений (граждане, юридические лица) имеют даже не преимущественное, а исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, на которых расположены эти здания и сооружения. Если на участке находится несколько зданий, или одно здание принадлежит нескольким собственникам, то земельный участок может быть приобретен в общую долевую собственность.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания (сооружения) или помещений в нем должны совместно обратиться в уполномоченный орган. В случае приобретения участка в общую долевую собственность несколькими правообладателями здания, размеры долей должны быть соразмерны долям в праве на здание (сооружение) или помещениям в них. Отступление от этого правила возможно при согласии всех правообладателей здания либо по решению суда.

Преимущественное право выкупа участка, на котором расположено здание, из частной собственности

В статье 35 ЗК РФ указано, что собственник здания (сооружения), находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды такого земельного участка. Собственник участка, на котором расположено чужое здание, должен письменно уведомить собственника этого здания о намерении продать участок. Если собственник здания не выкупит участок в течение 30 дней, земля может быть продана любому стороннему лицу, причем, по установленной цене, иначе собственник здания может потребовать перевода на себя всех прав и обязанностей покупателя через суд в течение 3 месяцев.

Преимущественное право покупки земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, имеют даже иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники таких зданий, сооружений. Перечень видов зданий, на которые данное правило не распространяется, может установить только Президент.

Список использованных источников:

Другие публикации:

  • Как взыскать штраф с пенсионера Порядок взыскания штрафов и пеней Пенсионного фонда Вопрос-ответ по теме Просим разъяснить порядок взыскания штрафов и пеней Пенсионного фонда. Выездная проверка проводилась 16 декабря 2013 года. Проверяемый период:2010-2012 г. За 2010 […]
  • Приказ по бвс Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444 "Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации" Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444"Об утверждении […]
  • 365 приказ мо рф текст 365 приказ мо рф текст В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к […]
  • Трудовой кодекс x Раздел X. Охрана труда (ст.ст. 209 - 231) Раздел X. Охрана труда См. схему "Охрана труда" См. комментарии к разделу X Глава 33. Общие положения (ст.ст. 209 - 210) Статья 209. Основные понятия Статья 210. Основные направления […]
  • С января 2019 года пенсия в казахстане Пенсии в Казахстане в 2019 году: что изменилось Пенсионная выплата в Казахстане складывается из трех показателей: базовая пенсия солидарная пенсия трудовая пенсия (учитываются отчисления до 1 января 1998 года) накопительная […]
  • Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об […]
Право выкупа арендуемого земельного участка