Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ

Закупочная комиссия представляет собой коллегию специалистов, созданную заказчиками по ФЗ-223 в целях решения определенных задач. Напрямую вопрос формирования, порядка работы комиссии по закупкам, ее функций и зоны ответственности не предусмотрен.

Комиссия по закупкам: как назначается

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при закупках товаров и услуг заказчики должны руководствоваться не только данным законом, но и другими нормативно-правовыми актами: Конституцией, Гражданским кодексом и иными федеральными законами.

Напрямую указания на необходимость создания комиссии по закупкам в 223-ФЗ нет. Но в Гражданском кодексе есть соответствующая статья (447), в которой указано на то, что победителем конкурса может стать участник, выбранный по решению комиссии. Поэтому как минимум при проведении закупочных мероприятий через конкурс такая комиссия должна быть создана.

Таким образом, именно Положение заказчика должно содержать регламент закупочных мероприятий, порядок создания комиссии и требования к ее членам (в частности, в отношении образования и количеству членов).

Комиссия может создаваться по разным признакам. Например, с позиции предмета закупки допускается создание отдельной комиссии по закупкам товарно-материальных ценностей или научно-исследовательских работ. С точки зрения процедуры закупки, различают: конкурсную, котировочную, аукционную и прочие виды комиссии. С позиции сроков действия комиссии различают постоянно функционирующие и временные, созданные под конкретную закупку.

Состав комиссии и полномочия ее участников

Заказчик может создавать закупочную комиссию по 223-ФЗ по правилам, указанным в 44-ФЗ.

Традиционно выделяются следующие группы участников в составе комиссии:

  1. Председатель закупочной комиссии. Он осуществляет общее руководство комиссией, ведет ее заседания, назначает ответственных членов комиссии (например, за вскрытие конвертов), оглашает обязательные к объявлению сведения, проводит переторжку, определяет порядок рассмотрения поступивших вопросов, выносит на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов.
  2. Заместитель председателя, который выполняет функции председателя при его отсутствии.
  3. Рядовые члены комиссии. В их задачи входят ознакомление с материалами проводимой закупки, принятие решения о ее соответствии правилам и Положению о закупке, формирование мнения относительно допуска или отказа в допуске участника закупки, проведение оценки и сопоставление заявок от участников закупки.
  4. Секретарь комиссии. Он ведет протоколы проводимых заседаний, информирует членов о повестке дня, организует техническое обеспечение заседаний, информирует о необходимости замены членов комиссии, своевременно направляет членам комиссии материалы по вопросам повестки заседания.

При определении состава стоит включать в члены комиссии лиц с адекватным проводимой закупке профилем (например, со специальным образованием или навыками).

Также заказчику стоит заблаговременно позаботиться о резервном составе комиссии. Здесь должны быть указаны лица, которые получают права и обязанности членов комиссии при отсутствии основного состава.

Функции и порядок работы закупочной комиссии, ее права и обязанности

Положение о работе закупочной комиссии должно содержать ее определение, перечень решаемых задач, поставленные перед ней цели и функции.

Цель формирования закупочной комиссии состоит в определении победителя закупки, с которым в дальнейшем будет подписан договор заказчиком.

Для реализации данной цели на закупочную комиссию возложен следующий функционал:

  1. Проверка заявок от участников на соответствие требованиям по извещению и документации.
  2. Выбор победителя закупки в соответствии с порядком, который указан в закупочной документации.

Базовый принцип работы комиссии: коллегиальность. Он позволяет повысить объективность принимаемых решений.

Закупочная комиссия может быть наделена заказчиком следующими правами:

  1. Принимать решение о переносе сроков проведения процедуры.
  2. Отвечать на поступившие от участников закупки вопросы по закупочной документации.
  3. Запрашивать разъяснения относительно положений заявок от участников.
  4. Привлекать экспертов для оценки и выбора победителя.
  5. Принимать решение о допуске или отказе в допуске участника.
  6. Исправлять ошибки в заявках от участников в установленном порядке.
  7. Проводить переговоры с участниками.
  8. Принимать решения о переторжке.
  9. Анализировать полученные экспертные заключения и оценки от участников.
  10. Принимать решение о выборе победителя закупки, об отказе в проведении закупки, об отстранении участника от участия в закупке.
  11. Согласовывать изменения в договорах, заключенных по результатам закупок.
  12. Предварительно согласовывать извещения и документацию по закупкам.
  13. Принимать решение о завершении процедуры без выбора победителя.
  14. Осуществлять иные функции, предусмотренные нормативно-правовыми актами и организационными документами.

Документальное оформление работы закупочной комиссии

Закупочная комиссия может быть сформирована до проведения процедуры закупки либо непосредственно в процессе.

Для создания закупочной комиссии такая возможность должна быть зафиксирована в Положении о закупке, утвержденном заказчиком. Также в число документов, которые требуются для работы комиссии, входят:

  1. Положение и порядок о работе комиссии.
  2. Приказ о создании комиссии.

В документах, которые отвечают за порядок работы закупочной комиссии, нужно прописать:

  1. Порядок оповещения членов комиссии о заседании (в том числе сроки, в которые нужно уведомить членов комиссии о предстоящем заседании).
  2. Порядок ознакомления с материалами по закупке.
  3. Порядок замены членов комиссии и основания для этого.
  4. Порядок привлечения сторонних экспертов.
  5. Каким образом определяется объективность принятых решений.
  6. Как принимаются решения по вопросам повестки дня.
  7. Как фиксируются решения комиссии.
  8. Каков порядок наблюдения за работой комиссии.
  9. Каков порядок оповещения о принятых комиссией решениях.

Положение и порядок составляется и подписывается уполномоченным на это сотрудником организации-заказчика.

Решения, которые принимаются закупочной комиссией, оформляются в виде протоколов. Протокол по 223-ФЗ — это документ, который фиксирует решения комиссии по результатам процедуры. Он составляется при любой закупочной процедуре: конкурсе, аукционе, запросе цен и предложений.

Составляемый в ходе закупки протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС в течение 3 дней после его подписания (согласно ч. 12 ст. 4 223-ФЗ). В документе следует прописать такие сведения:

  • реквизиты, количество поданных заявок и дата их поступления;
  • результаты рассмотрения поданных заявок;
  • решение комиссии по каждой заявке;
  • при необходимости — причины признания закупки несостоявшейся;
  • прочая информация.

Итоговый протокол составляется по тем же правилам, но дополнительно в нем указываются сведения о победителе закупки. Его также необходимо разместить в ЕИС в течение 3 дней. Порядок его подготовки и размещения происходят согласно ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ. Эти документы должны храниться заказчиком не менее 3 лет.

Ответственность членов комиссии

Ответственность за результаты работы закупочной комиссии прописывается в утвержденном заказчиком положении о закупке. Что качается положений КоАП, то здесь не предусмотрены меры ответственности, которые могут распространяться на членов комиссии.

Нормы административного права распространяются только на само юрлицо, которое работает в рамках 223-ФЗ.

Таким образом, 223-ФЗ не содержит требований к формированию закупочной комиссии, четко установленных норм в отношении ее состава и полномочий. Регулируется работа закупочной комиссии положением о закупке, приказом о создании комиссии и положением о ее работе. Закупочная комиссия представляет собой орган, целью которого является оптимизация и наиболее эффективная реализация закупочных мероприятий.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Как создать закупочную комиссию по Закону № 44-ФЗ

Проведение любой из процедур, регламентированных Законом № 44-ФЗ, требует создания комиссии по закупке. Исключение — заключение контракта с единственным поставщиком. В статье расскажем, что входит в обязанности комиссии по осуществлению закупок, сколько комиссий может создать заказчик, кто не имеет права входить в ее состав.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

Деятельность комиссии по осуществлению закупок регулируется ст. 39 Закона № 44-ФЗ.

Главная задача комиссии — обеспечить соблюдение требований законодательства при осуществлении заказчиком процедуры определения поставщика и выбора победителя в целях закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Важно! Комиссия обязана отказать участникам, заявки которых не соответствуют требованиям закона и требованиям заказчика, а также тем, кто не предоставил обеспечение своих заявок.

Как создать комиссию?

Комиссия должна быть создана до начала проведения торгов. Заказчик формирует комиссию по своему усмотрению — для каждой торговой процедуры отдельно или единую комиссию для всех своих закупок. Могут быть одновременно сформированы сразу несколько структур — аукционная, конкурсная и котировочная комиссии. Статья 39 Закона № 44-ФЗ разрешает и создание универсального коллегиального органа для различных способов закупок.

Пошагово создание комиссии выглядит следующим образом:

  • Заказчик издает Приказ о создании комиссии. В нем указывает состав комиссии, порядок ее работы, назначает председателя и его заместителя. Издается приказ в произвольной форме. За оформление приказа чаще всего несет ответственность работник контрактной службы. Документ визируется руководителем организации. Приказ выпускается не позднее даты размещения извещения о проведении закупки.
  • Утверждает Положение о комиссии не позднее дня, установленного для публикации извещения об осуществлении торговой процедуры. Это основной документом, регламентирующий деятельность закупочной комиссии. В положении указываются следующие обязанности коллегиального органа: регистрация и обработка заявок участников закупки; определение победителей; принятие решения об отклонении заявок, содержащих нарушения; оформление протоколов по каждому этапу работы.
Смотрите так же:  Коэффициент малый осаго

Сколько человек нужно включить в состав комиссии? В ст. 39 Закона № 44-ФЗ указано, что:

  • не менее 5 чел. — в конкурсной, аукционной или единой комиссии;
  • не менее 3 чел. – в котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений

Кто должен входить в состав комиссии?

Есть несколько требований относительно профессиональной подготовки специалистов, которые войдут в комиссию. Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ в состав коллегиального органа заказчик должен включать преимущественно сотрудников, которые обладают специальным образованием или квалификацией в закупочной сфере. Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

Кроме того, специалисты комиссии могут и не обладать образованием в сфере закупок. Но могут владеть профессиональными знаниями, имеющими отношение к объекту проводимой закупки.

Важно! Заказчик может привлекать экспертов и экспертные организации для оценки заявок участников, но эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий заказчика.

Закон запрещает привлекать в качестве члена комиссии:

  • физических лиц, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
  • физических лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков;
  • физических лиц, подавших заявки на участие в таком определении или состоявших в штате организаций, подавших данные заявки
  • физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки, акционеры этих организаций, члены органов управления, кредиторы
  • физических лиц, состоящих в браке с руководителем участника закупки, либо являющихся близкими родственниками — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями или усыновленными руководителем участника закупки;
  • должностных лиц контрольного органа, непосредственно осуществляющих контроль в сфере закупок

Перечисленные лица имеют (или могут иметь) прямую или косвенную заинтересованность и поэтому не могут быть членами комиссии.

В случае выявления в составе комиссии указанных лиц, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок.

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, создавшего комиссию. Иное лицо или иной орган заменить члена комиссии не вправе. Также необходимо поступить в случае невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей — в случае смерти, по состоянию здоровья, по причине длительного отсутствия и т.д.

Права и обязанности членов комиссии:

  • знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку;
  • готовить и направлять разъяснения по запросам участников;
  • выступать по вопросам повестки дня на заседаниях;
  • проверять правильность содержания протоколов, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего выступления;
  • присутствовать на заседаниях, за исключением случаев, вызванных уважительными причинами (временная нетрудоспособность, командировка и другие уважительные причины);
  • принимать решения в пределах своей компетенции.

Председатель и секретарь закупочной комиссии

  • Руководит работой комиссии и обеспечивает выполнение регламента, установленного Положением о закупках;
  • Объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия необходимого количества членов;
  • Открывает и ведет заседания комиссии, объявляет перерывы;
  • В случае необходимости выносит на обсуждение комиссии вопрос о привлечении к работе экспертов;
  • Подписывает протоколы, составленные в ходе работы комиссии.
  • Готовит заседания, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям (в том числе извещение лиц, принимающих участие в работе комиссии, о времени и месте проведения заседаний и обеспечение членов комиссии необходимыми материалами).

Регламент работы комиссии

Как следует из ч. 8 ст. 39 Закона №44-ФЗ, комиссия может работать при одновременном выполнении следующих условий:

  1. Все члены комиссии своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Обратите внимание, ранее не было определено, кто обязан осуществлять такое информирование;
  2. На заседании комиссии присутствует не менее чем 50% состава комиссии. В случае отсутствия кворума, должен быть осуществлен повторный созыв заседания комиссии.
  • принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования. То есть, необходимо личное присутствия членов комиссии на ее заседании,
  • делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам (в силу данного запрета член комиссии не вправе передавать свои полномочия никому, в т.ч. и другому члену комиссии).

Решения, которые принимаются в ходе заседания, оформляются в виде протокола.

Ответственность, возлагаемая на членов комиссии

Все члены закупочной комиссии несут персональную ответственность за нарушения в сфере контрактной системы (ст.ст. 39, 107 Закона № 44-ФЗ). При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств, на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание.

Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

ПРИКАЗ О СОЗДАНИИ ЗАКУПОЧНОЙ КОМИССИИ ООО РТ-НЭО ИРКУТСК

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 “Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора”, в целях организации и осуществления закупки на право заключения контракта на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с объектов вывоза, расположенных в соответствии с генеральной схемой санитарной очистки территорий муниципальных образований, на объекты размещения отходов, расположенных согласно территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от «29» декабря 2017 года № 43-мпр.

1. Создать комиссию по осуществлению закупки на право заключения контракта на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с объектов вывоза, расположенных в соответствии с генеральной схемой санитарной очистки территорий муниципальных образований, на объекты размещения отходов, расположенных согласно территориальной схеме обращения с отходами (далее — Комиссия), утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от «29» декабря 2017 года № 43-мпр.
2. Состав комиссии определить следующим образом:
Председатель комиссии:
Соловьянова Тамара Евгеньевна, генеральный директор ООО «РТ-НЭО Иркутск»;
Заместитель председателя комиссии:
Пур Сергей Григорьевич, заместитель генерального директора ООО «РТ-НЭО Иркутск»;
Члены комиссии:
Земсков Алексей Юрьевич, коммерческий директор ООО «РТ-НЭО Иркутск»;
Толстоногова Марина Александровна, менеджер ООО «РТ-НЭО Иркутск»;
Ветров Евгений Павлович, заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области;
Устинова Екатерина Кимовна, начальник отдела топлива в управлении коммерческой инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области;
Заворуева Алина Леонидовна — консультант отдела топлива в управлении коммерческой инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Функции секретаря комиссии возложить на Толстоногову Марину Александровну.
3. Ознакомить председателя, заместителя председателя и членов комиссии с данным приказом путем размещения на официальном сайте ООО «РТ-НЭО Иркутск» в информационно — телекоммуникационной сети интернет — irkutsk.rt-neo.ru.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Т.Е. Соловьянова

Порядок замены членов закупочной комиссии.

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего постановление о ее создании. Необходимость такой замены может возникнуть как по инициативе заказчика, так и в связи с выявлением факта несоответствия лица, входящего в состав комиссии, и другими обстоятельствами. Для замены члена комиссии необходимо подобрать подходящую кандидатуру из числа работников заказчика или привлеченных лиц и оформить замену.

Сроки замены члена комиссии. Заменить члена комиссии необходимо незамедлительно после выявления его несоответствия требованиям ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ. Если замена вызвана другими обстоятельствами (увольнением, болезнью, длительным отпуском и т.н.), то произвести замену целесообразно сразу после обнаружения указанных обстоятельств, учитывая, что для работы комиссии необходимо присутствие не менее 50% ее членов.

Смотрите так же:  Как сделать пособие своими руками для детского сада

Для принятия решения о замене члена комиссии издается приказ. В то же время отсутствие приказа не является нарушением законодательства о контрактной системе и никаких последствий не влечет, поскольку его оформление не предусмотрено законодательно.

Форма приказа о замене члена комиссии произвольная, письменная.

В приказе о замене члена комиссии указываются:

  • 1) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии, подлежащих исключению из состава комиссии;
  • 2) фамилии, имена, отчества, должности лиц, подлежащих включению в состав комиссии.

Приказ о замене члена комиссии составляет работник контрактной службы — контрактный управляющий. Приказ о замене члена комиссии утверждает руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Дата утверждения приказа о замене члена комиссии — день выявления обстоятельств, препятствующих работе члена комиссии в ее составе.

Рекомендуемый перечень документов, но созданию комиссии по осуществлению закупок включает разработку следующих внутренних нормативно-правовых актов.

  • • Приказ о создании единой комиссии по осуществлению закупок.
  • • Приказ о создании конкурсной комиссии.
  • • Приказ о создании аукционной комиссии.
  • • Приказ о создании котировочной комиссии.
  • • Положение о единой комиссии по осуществлению закупок.
  • • Положение о конкурсной комиссии.
  • • Положение об аукционной комиссии.
  • • Положение о котировочной комиссии.
  • • Приказ руководителя о замене члена комиссии по осуществлению закупок.

Правила создания комиссии по осуществлению закупок

Вопрос-ответ по теме

Является ли нарушением если в ФКУ единую комиссию по закупкам назвали единая закупочная комиссия?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Как создать комиссию по осуществлению закупок

Прежде чем проводить закупки, создайте комиссию. Назначать комиссию по закупкам не нужно, только если вы заключаете контракт с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Какую комиссию создать

Вы вправе создавать как отдельные комиссии на проведение разных закупок, так и единую комиссию на все конкурентные процедуры. Выбор зависит от объекта закупки.

Если объекты ваших закупок не отличаются спецификой, создайте единую комиссию. Ведь в этом случае в состав комиссии не нужно включать людей со специальными знаниями относительно товаров, работ, услуг, которые вы приобретаете. Если же вам предстоит сложная процедура, назначьте комиссию для проведения единичной закупки. В состав такой комиссии включите специалистов со знаниями, которые относятся к объекту закупки.

Чтобы определить поставщика конкурентными способами, создайте одну или несколько следующих комиссий:

 по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Ситуация: нужно ли в образовательном учреждении помимо назначения контрактного управляющего создавать единую комиссию по закупкам

Да, нужно. Нормы Закона № 44-ФЗ предусматривают, что заказчик и создает комиссию, и назначает контрактного управляющего. При этом контрактный управляющий может быть членом такой комиссии.

Какие функции выполняет комиссия

Любая комиссия должна:

 принимать и рассматривать заявки участников закупки;

 отклонять заявки, которые не соответствуют установленным требованиям;

 оформлять протоколы на каждом этапе закупки.

Такие функции перечислены в части 3 статьи 39, статье 52, частях 3, 5 статьи 53, частях 3, 6 статьи 67, частях 7–8 статьи 78, частях 10, 16 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, каждая из комиссий выполняет свои определенные функции. Они связаны с особенностями способов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений). Перечень таких функций приведен в таблице. При этом единая комиссия может выполнять любые функции в зависимости от того, каким способом в каждом конкретном случае заказчик определяет поставщика (ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: чем руководствуется единая комиссия, закупая товары, работы, услуги для нужд г. Москвы

Единая комиссия руководствуется:

 Положением о конкурсных (аукционных) комиссиях по размещению заказа второго уровня для государственных нужд г. Москвы;

 особенностями, которые предусмотрены Правилами осуществления закупок государственными учреждениями г. Москвы, подведомственными отраслевым и функциональным органам исполнительной власти г. Москвы;

 особенностями, которые предусмотрены Правилами осуществления закупок государственными учреждениями г. Москвы, подведомственными префектурам административных округов г. Москвы.

Об этом сказано в пункте 3.1 приложения 8, пункте 4.1 приложения 10 Положения о системе закупок города Москвы, утвержденного постановлением правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. № 67-ПП.

Кого включать в состав комиссии

Включите в комиссию специалистов, которые (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ):

 прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок;

 обладают специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Такие специалисты должны насчитывать 50 и более процентов состава комиссии (письма Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-1910, от 6 сентября 2013 г. № Д28и-1030). При этом в состав конкурсной, аукционной или единой комиссии включите не менее пяти человек. В котировочную комиссию и комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений – не менее трех человек. Такие требования определены частью 3 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: заказчик создал единую комиссию по закупкам. В нее вошло шесть человек, три из которых прошли обучение по Закону № 44-ФЗ. Законно ли это

Да. В рассматриваемом случае комиссия заказчика обучена наполовину, и этого достаточно. Не менее 50 процентов состава комиссии должны пройти профпереподготовку или обладать специальными знаниями, которые относятся к объекту закупки (письма Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-1910, от 6 сентября 2013 г. № Д28и-1030).

Ниже перечислены лица, которых нельзя включать в комиссию по закупкам (ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

1. Эксперты, которых заказчик привлек оценить:конкурсную документацию; конкурсные заявки; участников предквалификационного отбора; соответствие участников конкурса дополнительным требованиям.

2. Участники закупки, которые:подали заявки; состоят в штате организаций, которые подали заявки на участие в закупке.

3. Акционеры, члены правления, кредиторы организаций – участников закупки.

4. Должностные лица контрольного органа в сфере закупок, которые непосредственно контролируют эту сферу.

5. Супруг руководителя участника закупки.

6. Близкие родственники руководителя – участника закупки (родители, дети, дедушка, бабушка, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры).

7. Усыновители руководителя или усыновленные руководителем участника закупки.

Если в составе комиссии оказались перечисленные физические лица, замените их.

Внимание: суд признает контракт недействительным, в том числе по требованию ФАС России, если установит, что член комиссии был лично заинтересован в заключении и исполнении контракта (ч. 22 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: можно ли назначить руководителя учреждения председателем комиссии по закупкам

Да. Если руководитель хочет непосредственно участвовать в закупочном процессе, он может возглавить комиссию. Такую точку зрения высказало Минэкономразвития России в письме от 12 мая 2014 г. № Д28и-703.

Учтите особые требования к составу комиссии, когда проводите конкурс:

 на создание произведений литературы и искусства (как результата интеллектуальной деятельности);

 на исполнение, прокат или показ национального фильма.

В этих двух случаях включите в комиссию людей творческих профессий из соответствующей области литературы или искусства. Они должны составлять не менее 50 процентов от общего числа членов комиссии.

Пример из практики: о включении в состав комиссии людей творческих профессий

Заказчик проводил конкурс на создание информационного продукта в форме хроникально-документальных видеосюжетов. Участник закупки пожаловался в ФАС России на действие заказчика. Общество утверждало, что заказчик не включил в состав конкурсной комиссии лиц творческих профессий в количестве не менее 50 процентов. ФАС России признала жалобу необоснованной.

На заседании комиссии заказчик пояснил, что цель закупки – создать информационный продукт в форме фильма, а не фильм как произведение искусства. Фильм предназначался для населения (извлечение из решения ФАС России от 11 февраля 2015 г. по делу № К–120/15).

 Извлечения из решения ФАС России от 11 августа 2014 г. по делу № П-535/14 «О признании жалобы необоснованной»;

 Извлечения из решения ФАС России от 13 августа 2014 г. по делу № К–1178/14 «О признании жалобы необоснованной».

Ситуация: могут ли сотрудники контрактной службы быть членами комиссии по закупкам

Да, если это не противоречит Положению о контрактной службе.

Сотрудники контрактной службы – должностные лица заказчика. Кроме того, такие сотрудники прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. А заказчик включает в состав комиссии преимущественно таких лиц.

В то же время в Положении о контрактной службе заказчик вправе установить, что сотрудники контрактной службы не могут быть членами комиссий по закупкам. Об этом сказано в пункте 8 приказа от 29 октября 2013 г. № 631.

Смотрите так же:  Получить выписку из егрп в туле

Ситуация: могут ли в состав единой комиссии входить сотрудники другого учреждения

Да, заказчик вправе включить в состав комиссии сотрудника другого учреждения. При этом важно соблюдать требования статьи 39 Закона № 44-ФЗ к членам комиссии.

В статье 39 Закона № 44-ФЗ законодатель использует термины «лица» и «члены комиссии». Например, «число таких лиц должно составлять», «в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий», «заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц», «членами комиссии не могут быть физические лица». Это говорит о том, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает требование о том, что членами комиссии должны быть только сотрудники заказчика. Противоположный пример – назначение контрактного управляющего. Им может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: комиссия по закупкам принимает решение простым большинством голосов. Как действовать заказчику при равенстве голосов

Решающим признайте голос председателя комиссии.

Ситуация: вправе ли секретарь единой комиссии голосовать

Да, если секретарь входит в состав комиссии и наделен правом голоса (ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Какими документами оформить комиссию

Чтобы создать комиссию по закупкам, издайте приказ или распоряжение от имени руководителя. В нем определите состав комиссии, объем ее полномочий и порядок работы, а также назначьте председателя. Сделайте это за день до того, как разместите извещение о проведении закупки в ЕИС, или ранее.

Приказ оформите в соответствии с инструкцией по делопроизводству учреждения. В приказе укажите фамилии, имена, отчества (при наличии) членов комиссии. А вот порядок ее работы можно установить в отдельном документе – положении. Приложите его к приказу о создании комиссии или утвердите отдельным документом.

Совет: Поручите контрактной службе или контрактному управляющему подготовить приказ о создании комиссии по закупкам.

Ситуация: нужно ли размещать Положение о единой комиссии по закупкам и приказ о создании единой комиссии по закупкам в ЕИС или ЕАИСТ

Нет. Закон № 44-ФЗ и постановление правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. № 67-ПП такого требования не устанавливают.

В Положении о комиссии пропишите:

1. Порядок и сроки, в которые заказчик уведомляет комиссию о месте, дате и времени заседания.

2. Ограничения, которые заказчик предусмотрел для членов комиссии.

3. Порядок, в котором стороны предотвращают и урегулируют конфликт интересов.

4. Запрет проводить заочное голосование, когда комиссия принимает решение.

5. Условие о том, что комиссия вправе принимать решения, только если на заседании присутствует не менее 50 процентов общего числа ее членов.

6. Запрет для членов комиссии передавать свои полномочия третьим лицам.

7. Регламент, согласно которому комиссия проводит заседания.

8. Порядок, в котором комиссия взаимодействует с контрактной службой (контрактным управляющим).

9. Права и обязанности председателя комиссии, членов комиссии, секретаря комиссии (при наличии).

10. Ответственность членов комиссии.

11. Основания, сроки и порядок замены членов комиссии.

Совет: Установите в приказе или Положении о комиссии, что ее члены обязаны информировать заказчика о том, что у них появилась личная заинтересованность в заключении и исполнении контракта.

Личная заинтересованность – это возможность получать доходы в виде денег, ценностей, имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц.

Если члены комиссии – государственные или муниципальные служащие, уточните понятие личной заинтересованности в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.

В системе размещены примеры положений:

 о единой комиссии;

 о конкурсной комиссии;

 об аукционной комиссии;

 о котировочной комиссии.

Когда и как изменить состав комиссии

Измените комиссию, если:

 в ее составе оказались лица, на которых распространяются ограничения;

 участник комиссии ушел в отпуск, заболел или уехал в командировку;

 заказчик уволил члена комиссии;

 у члена комиссии появилась личная заинтересованность в заключении и исполнении контракта, и он проинформировал об этом заказчика.

Когда меняете состав комиссии, убедитесь, что не нарушили два правила:

 на заседании комиссии должно присутствовать не менее 50 процентов ее состава;

 минимальное количество членов комиссии соответствует требованиям закона.

Заменить члена комиссии можно только по решению заказчика. Замену в составе комиссии оформите тем же документом, каким вы назначали состав комиссии. Это может быть приказ или распоряжение.

В распорядительном документе укажите:

 фамилию, имя, отчество (при наличии), должность члена комиссии, которого вы исключаете из ее состава;

 основания, по которым исключаете члена комиссии;

 фамилию, имя, отчество (при наличии), должность лица, которого вы включаете в состав комиссии.

Приказ или распоряжение оформите в соответствии с инструкцией по делопроизводству заказчика. Приказ подпишите той датой, когда:

 приняли решение заменить члена комиссии;

 выявили обстоятельства, которые препятствуют работе члена комиссии в ее составе.

Внимание: кандидатуру нового члена комиссии подберите с учетом ограничений, установленных частью 6 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Совет: Поручите контрактной службе или контрактному управляющему подготовить приказ о замене члена комиссии.

Ситуация: обязаны ли члены комиссии по закупкам лично присутствовать на заседании

Да. Проводить заочное голосование в форме видеоконференц-связи, а также делегировать свои полномочия другим лицам нельзя. Об этом сказано в части 8 статьи 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № Д28и-1824.

Ситуация: все ли участники комиссии по закупкам должны присутствовать на заседании

Комиссия вправе выполнять свои функции, только если на заседании присутствует более половины ее состава. Поэтому проверьте явку комиссии заранее. Убедитесь, что на заседание придет более половины состава комиссии. Если несвоевременно заменить отсутствующего, вы можете опоздать со сроками заседания (ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Какая административная ответственность предусмотрена для членов комиссии

Члены комиссии по закупкам несут административную ответственность как должностные лица. Контрольный орган накажет, если они совершат правонарушения, предусмотренные статьями 7.30, 19.5 КоАП РФ. Размеры административных штрафов представлены в таблице.

Участник закупки вправе обжаловать решение комиссии по закупкам (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ). Такие жалобы рассматривает ФАС России. В результате антимонопольная служба может признать решение комиссии недействительным. Кроме того, ФАС России проводит плановые и внеплановые проверки заказчиков. В результате служба вправе (ч. 22 ст. 99 Закона № 44-ФЗ):

 предотвращать административные правонарушения;

 выдавать предписания устранить нарушения (в т. ч. аннулировать закупку);

 рассматривать дела об административных правонарушениях;

 составить протокол об административном правонарушении.

Ситуация: каким образом распределяется ответственность между членами единой комиссии по закупкам

Каждый член комиссии несет персональную ответственность за свое решение. Например, когда он необоснованно допустил или не допустил компанию к участию в закупке.

В качестве нарушения указанное действие заказчика не обозначено в КоАП.

Тем не менее, в ходе осуществления закупочной деятельности, в случае если законом определен конкретный термин, необходимо использовать указанную терминологию, что бы действия заказчика в полной мере соответствовали «букве закона».

Чтобы определить поставщика конкурентными способами, создайте одну или несколько следующих комиссий:

по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений,

или единую комиссию в целях определения поставщика в рамках любых конкурентных процедур.

Другие публикации:

  • Договор дмс 077мю-00 На что обратить внимание при заключении договора ДМС? Добровольное медицинское страхование (ДМС) является одним из самых распространенных видов страхования. Чтобы заключить договор ДМС необходимо знать о некоторых нюансах, которые могут […]
  • Приказ мвд 185 пункт 149 Пункт 149, приказ МВД 185 2 марта 2009 Определения постановления ВС Постановления Правительства Федеральные Законы Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и […]
  • Материнский капитал 2019 на 2 ребенка Материнский капитал в 2019 году В 2019 году условия получения материнского капитала и разрешенные направления использования остались такими же, как и 2018 году. Однако действие программы всё-таки было расширено. С 1 января 2019 года […]
  • Право на наследство после смерти отца если ты инвалид Имеет ли право на наследство внучка после смерти бабушки, если нет сведений о завещании? Имеет ли право на наследство внучка после смерти бабушки.Внучка инвалид 1 группы. Про завещание ничего не известно Ответы юристов (8) ГК РФ Статья […]
  • Специальный стаж работы при выходе на пенсию Специальный трудовой стаж - понятие и особенности Специальный страховой и специальный трудовой стаж Определение страхового стажа дано в подп. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее — закон […]
  • Заявление на страховку в испанию Заявление на страховку в испанию Как правило, длительность контракта медицинского страхования в Испании равняется одному году. Об этом прямо говорится и в Законе о страховании (Ley 50/1980, de 8 de octubre, de Contrato de Seguro), […]
Приказ о создании закупочной комиссии