Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444 «Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444
«Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»

В целях реализации подпункта 26 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2005, N 37, ст. 3740; N 38, ст. 3799; 2006, N 17 (ч. II), ст. 1819; 2007, N 20, ст. 2391; N 27, ст. 3255; N 46, ст. 5565; 2008, N 31, ст. 3705; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5430, 5431; 2009, N 21, ст. 2550; N 36, ст. 4311; 2010, N 20, ст. 2435; N 28, ст. 3656; N 35, ст. 4530; 2011, N 1, ст. 191; N 2, ст. 267; N 15, ст. 2082; N 17, ст. 2356; N 24, ст. 3405; N 28, ст. 4170; N 31, ст. 4708; N 33, ст. 4924; N 48, ст. 6877; 2012, N 10, ст. 1194; N 29, ст. 4074; N 53 (ч. II), ст. 7857; 2013, N 26, ст. 3314; N 30 (ч. II), ст. 4085; N 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, N 5, ст. 481; N 7, ст. 671; N 24, ст. 3077; N 44, ст. 6041; 2015, N 1 (ч. I), ст. 200; N 4, ст. 641), главы 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2008, N 43, ст. 4921; 2011, N 4, ст. 572; N 18, ст. 2595; N 31, ст. 4714; 2013, N 3, ст. 171; 2014, N 27, ст. 3754; 2015, N 13, ст. 1909), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 ноября 2015 г.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 сентября 2015 г.

Регистрационный N 39038

Подготовлено Руководство по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах РФ.

Оно определяет общую организацию деятельности органов военного управления и должностных лиц воинских частей (организаций) по поддержанию условий службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность военнослужащих от воздействия опасных факторов, возникающих в ходе повседневной деятельности.

Урегулированы вопросы управления обеспечением безопасности, контроля за ее состоянием, планирования мероприятий.

Приказ вступает в силу с 1 ноября 2015 г.

Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444 «Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 сентября 2015 г.

Регистрационный N 39038

Настоящий приказ вступает в силу с 1 ноября 2015 г.

Приложение N 11. Журнал учета состояния безопасности военной службы

Приложение N 11
к Руководству (пп. 136, 163)

Лицевая сторона обложки журнала

Журнал
учета состояния безопасности военной службы

(наименование воинской части (организации)

Внутренняя сторона журнала

I раздел
Учет гибели (смерти) военнослужащих при исполнении (не при исполнении) обязанностей военной службы

Воинское звание, категория военнослужащего, фамилия,

Дата призыва (заключения контракта) военнослужащего

Дата гибели (смерти)

Дата уведомления, сообщения

Причина гибели (смерти)

Обстоятельства гибели (смерти)

Гибель (смерть) при исполнении

(не при исполнении) обязанностей

Дата, Ка исх. письменного доклада в вышестоящий

Решение, принятое органом дознания или предварительного следствия (возбуждено уголовное

дело, отказано в возбуждении уголовного дела)

Решение, принятое командиром (начальником) воинской части (организации) (N приказа, дата)

N и дата справки, выданной членам семьи военнослужащего, об

обстоятельствах гибели (смерти) военнослужащего

II раздел
Учет увечий (ранений, травм, контузий) военнослужащих

Воинское звание, категория военнослужащего, фамилия,

Дата получения увечья (ранения, травмы, контузии)

Дата обращения в медицинский пункт (учреждение) или выявления

увечья (ранения, травмы, контузии)

Степень тяжести вреда здоровью (легкая, средняя, тяжкая)

увечья (ранения, травмы, контузии)

Военнослужащий находился при исполнении

(не при исполнении) обязанностей военной службы

Дата, N исх. письменного доклада в

Решение, принятое органом дознания или предворительного следствия (возбуждено уголовное дело, отказано в возбуждении уголовного дела)

Решение, принятое командиром воинской

части (N приказа, дата)

N и дата справки, выданной военнослужащему об увечье (ранении, травме, контузии) в период прохождения военной службы

III раздел
Учет учебных объектов (мест) подготовки военнослужащих к выполнению требований безопасности

Подразделение, в котором установлен учебный объект (место)

Полигон безопасности военной службы

Класс (классы) безопасности

военной службы и проведения инструктажей

Уголки (места) инструктажа по требованиям безопасности

на опасных объектах и в местах выполнения работ с

Стенды по безопасности военной службы

Принимаемые меры к оборудованию (дооборудован ию), установке

Необходимо оборудовать (дооборудовать), установить

Планируемые затраты на оборудование (дооборудование), установку

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

1. Конституции Российской Федерации.

2. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. №1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации».

4. Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

5. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

6. Федеральный закон «Об обороне».

7. Федеральный закон «Положение о порядке прохождения военной службы».

8. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 июля 1998 г. №314 «Об организации производства работ связанных с повышенной опасностью в ВС РФ».

9. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 1999 г. №280 «О гибели военнослужащих в результате нарушений требований безопасности и дополнительных мерах по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы».

10. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 1999 г. №593 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации конкурса на лучшую воинскую часть (военно-учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации) по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы».

11. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 2000 г. №285 «Об утверждении Инструкции по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации».

12. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2000 г. №505 «Об утверждении инструкции о порядке проведения расследований по факту получения травмы военнослужащими в ВС РФ».

13. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2002 г. №365 «Об утверждении перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья».

14. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. №208 «О внесении изменений в приказ МО РФ № 505».

15. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. №557 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации».

16. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 марта 2009 г. №107 «О создании в Вооруженных Силах Российской Федерации комиссий по безопасности военной службы».

17. Директива первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. №332/500 «Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности» книга 2 (Служба войск и обеспечение безопасности военной службы).

15 сентября 2018 года в академии Военной академии материально-технического обеспечения, ее институтах и филиалах (Вольск, Омск, Пенза), а также на базах обеспечения учебного процесса (г. Луга и п. Приветнинское) были проведены комплексные практические занятия по обеспечению безопасности военной службы в условиях повседневной деятельности.

Смотрите так же:  Служебная записка опоздание образец

Военнослужащие усвоили необходимые знания техники безопасности жизнедеятельности, выполнения хозяйственных и строительных работ, спортивной деятельности, проведения различного рода занятий с вооружением и на военной технике, а также требования электро- и пожаробезопасности. Особое внимание уделили вопросам оказания первой медицинской помощи.

На учебных точках до военнослужащих были доведены требования безопасности военной службы, показаны реальные последствия несоблюдения этих требований.

Занятие способствовало совершенствованию у военнослужащих ответственного и сознательного отношения к выполнению установленных требований безопасности и мер предупреждения заболеваний, травм и поражений в процессе исполнения обязанностей военной службы.

Комплексные практические занятия были проведены в соответствии с Приказами Министра обороны Российской Федерации и начальника Военной академии МТО.

Правовое регулирование обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации

392. Безопасность военной службы — состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, формирующихся при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

393. Обеспечение безопасности военной службы — целенаправленная деятельность органов военного управления и должностных лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативных актов Министерства обороны Российской Федерации и проведение правовых, социально — экономических, организационно — технических, морально — психологических, медицинских, экологических и иных мероприятий, поддерживающих условия безопасности военной службы и обеспечивающих на этой основе реализацию жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей природной среде при осуществлении повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

394. Угрозы безопасности военной службы — совокупность факторов, создающих опасность военнослужащим, а также местному населению и окружающей природной среде при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выделяются опасные физические, химические, биологические, психофизиологические и социальные факторы, формирующие угрозы безопасности военной службы, которые классифицируются в соответствии с положениями Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ).

395. Основными видами безопасности военной службы являются:

безопасность боевого дежурства (боевой службы);

безопасность боевой подготовки (в том числе полетов, мореплавания, а также при совершении маршей, учений, боевых стрельб (пусков), походов кораблей);

безопасность эксплуатации вооружения и военной техники;

безопасность специальных занятий и работ;

безопасность несения караульной, внутренней (дежурной и вахтенной) и гарнизонной служб;

безопасность военнослужащих, привлекаемых к работам на предприятиях.

396. Ответственность за безопасность военной службы в мирное и военное время в подчиненных объединениях, соединениях, воинских частях и учреждениях несут командиры (начальники).

397. Командиры (начальники) при управлении обеспечением безопасности военной службы осуществляют:

сбор, учет и обработку информации о состоянии безопасности военной службы, своевременное выявление угроз безопасности и определение условий безопасности военной службы;

принятие решения на обеспечение безопасности военной службы, постановку задач подчиненным органам военного управления и воинским должностным лицам, планирование мероприятий обеспечения безопасности военной службы;

организацию службы войск, всех видов деятельности личного состава в соответствии с требованиями общевоинских уставов и иных нормативных правовых документов, обеспечение соответствующих видов безопасности военной службы;

проверку и оценку состояния безопасности военной службы в подчиненных войсках (силах), контроль деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по ее обеспечению;

систематический анализ состояния безопасности военной службы в подчиненных войсках (силах), подведение итогов работы по ее обеспечению, обобщение и распространение передового опыта органов военного управления и воинских должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы, проведение в ходе сборов с воинскими должностными лицами показных и инструкторско — методических занятий;

расследование происшествий и преступлений, связанных с гибелью военнослужащих, случаев травматизма и массовых заболеваний личного состава, фактов гибели гражданских лиц по вине военнослужащих, экологических правонарушений;

регулярное доведение до подчиненных войск (сил) информации о состоянии безопасности военной службы, наиболее тяжелых происшествиях с гибелью людей, конкретных требованиях по их недопущению и снижению остроты негативных явлений;

взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях поддержания доброжелательных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением, предотвращения актов терроризма в военных городках и на военных объектах, иных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка;

руководство работой комиссии по безопасности военной службы;

заблаговременное определение основных мероприятий по повышению безопасности военной службы в военное время, а также для условий введения и поддержания режимов военного положения, чрезвычайного положения, в случае привлечения войск (сил) к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участию в миротворческой деятельности;

информирование местного населения об установленных и согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) ограничительных мерах в местах дислокации войск (сил).

398. Командир (начальник), руководитель работ организует проведение комплекса оперативных мероприятий по обеспечению безопасности военной службы и осуществлению контроля за их исполнением в соответствии с требованиями директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. N ДГШ-31.

399. Общую координацию деятельности органов военного управления по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

400. Вопросы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентируются:

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 302 «О мерах по обеспечению безопасности труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 322 «Об организации противопожарной защиты и местной обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

Руководством по проверке и оценке состояния вооружения и военной техники общевойскового назначения в Вооруженных Силах Российской Федерации (введено в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 255);

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 353 «О полигонах Вооруженных Сил Российской Федерации»;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 195 «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 314 «Об организации производства работ с повышенной опасностью в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 455 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы»;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 457 «О создании комиссии по безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 280 «О гибели военнослужащих в результате нарушения требований безопасности и дополнительных мерах по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы»;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 499 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 593 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации конкурса на лучшую воинскую часть (военно — учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации) по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы»;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 285 «Об утверждении Инструкции по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил)»;

директивой Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N Д-18 «О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

директивой Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N Д-9 «О нарушениях природоохранного законодательства в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

директивой Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N Д-10 «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Безопасность военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации. Её значение в повседневной деятельности войск

ВОПРОСЫ:
1. Основные понятий и определения безопасности военной службы.
2. Создание безопасных условий службы в повседневной деятельности части (корабля).

По данным Главной военной прокуратуры, в прошлом году Российская армия потеряла более 470 солдат и офицеров. Причины гибели военнослужащих различные: болезни, дорожно-транспортные происшествия, драки, случайные выстрелы, но большинство — самоубийства, причем из 231 случая суицида каждый третий выпал на долю новобранца.
Рост так называемых небоевых потерь в Вооруженных Силах сильно тревожит общественность и создает серьезную проблему для армии.

Смотрите так же:  Договор упаковка и маркировка

Правовые аспекты безопасности военной службы (БВС) определены следующими документами:
1. Федеральным Законом Российской Федерации № 2446 от 5 марта 1992 г. «О безопасности»;
2. Федеральным Законом Российской Федерации № 76 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих»;
3. Общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ;
4. Директивой министра обороны Росс1$$Ькой Федерации № Д-10 от 12 июля 1997 г. «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»;
5. Приказом министра обороны Российской Федерации № 457 от 12 октября 1998 г. «О создании комиссий по безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»;
6. Приказом министра обороны Российской Федерации № 285 от 5 июня 2000 г. «Об утверждении Инструкции по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил)»;
7. «Методическими рекомендациями по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части». Введены в действие директивой первого заместителя министра обороны Российской Федерации № 332/500 от 5 ноября 2002 г.
В вышеуказанных документах изложены понятия и определения, относящиеся к безопасности военной службы: безопасность, жизненно важные интересы, объекты и субъекты безопасности, угроза безопасности, основные принципы обеспечения безопасности, система безопасности РФ, безопасность военной службы, угрозы безопасности военной службы, опасные факторы и другие.
Рассмотрим подробнее основополагающие понятия и определения БВС.
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.
Систему безопасности РФ образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Безопасность военной службы — состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
К объектам безопасности военной службы относятся военнослужащие, население и окружающая природная среда. Субъектами безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации являются органы военного управления и воинские должностные лица.
Угрозы безопасности военной службы совокупность факторов, создающих опасность военнослужащим, а также местному населению и окружающей природной среде при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Опасные физические, химические, биологические и психофизиологические факторы классифицируются в соответствии с положениями Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ).
Под опасностью понимаются явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека.
Номенклатура опасностей — перечень названий всех видов опасностей, представленных в алфавитном порядке и встречающихся в конкретной воинской части, виде, роде войск и Вооруженных Силах в целом. В настоящее время целесообразно выделять несколько уровней номенклатуры: общую (для Вооруженных Сил в целом), типич
ную (для вида или рода войск) и местную (для конкретной воинской части).
Условия безопасности (безопасные условия) военной службы — условия военной службы, обеспечивающие защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз военной службы.
Состояние безопасности военной службы — это абсолютное число случаев гибели (смерти), травматизма, заболеваемости военнослужащих за определенный период времени в подразделении, части, соединении.
Уровень БВС — это относительная величина, полученная соотношением состояния безопасности военной службы к определенному числу военнослужащих.
Как правило, выделяют несколько уровней безопасности военной службы: очень высокий, высокий, средний, низкий и критический.
Как повысить уровень безопасности военной службы?
Это основной вопрос теории и практики безопасности любой сферы проявления человеческой деятельности. Очевидно, что для этой цели средства можно расходовать по трем основным направлениям:
1) совершенствование технических систем и объектов;
2) теоретическая подготовка военнослужащих;
3) ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
В действительности трудно определить соотношение действенности по каждому из этих направлений. Необходим специальный системный анализ с использованием конкретных данных и условий.
Что касается системного анализа, то под этим определением следует понимать совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае — безопасности.
Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи, как целостный набор или комплекс. Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом.
Цель системного анализа безопасности военной службы состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т. п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.
Знание и понимание сущности основных понятий и определений БВС способствуют более эффективному осуществлению всех мероприятий по защите военнослужащих, местного населения и кружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил России.

Эффективной организации безопасности военной службы способствуют определенные безопасные условия службы, характерные для состояния защищенности военнослужащих.
В качестве основных безопасных условий службы в повседневной деятельности, согласно директиве министра обороны Российской Федерации № Д-10 от 12 июля 1997 г. «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации», выделяются общие условия безопасности военной службы, а также условия безопасности военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, условия безопасности местного населения и условия предотвращения вреда окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск (сил).
Общими условиями безопасности военной службы являются:
— правопорядок и высокая воинская дисциплина в гарнизонах и воинских частях; служба войск, организованная в соответствии с требованиями общевоинских уставов; сохранность оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в подразделениях и воинских частях, ядерная, радиационная, химическая и биологическая безопасность, а также взрывопожаробезопасность потенциально опасных военных объектов;
— санитарно — эпидемиологическое благополучие войск (сил).
К условиям безопасности военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы относятся:
— социальная защищенность военнослужащих; обеспеченность войск (сил) финансовыми и материальными средствами, материальными и иными ресурсами и услугами;
— удовлетворительное морально-психологическое состояние личного состава;
— сохранение и укрепление здоровья военнослужащих; их подготовка к обеспечению безопасности военной службы;
— безаварийность эксплуатации вооружения и военной техники;
— противопожарная защита и местная оборона объектов; предупреждение актов терроризма в военных городках и на военных объектах, иных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.
Под условиями безопасности местного населения при осуществлении деятельности войск (сил) понимаются:
— взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях поддержания нормальных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением;
— размещение потенциально опасных военных объектов за пределами санитарно-защитной зоны населенных пунктов; информированность населения о согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) ограничительных мерах, установленных в местах дислокации войск (сил);
— правовая регламентация деятельности войск (сил) при введении и поддержании режимов чрезвычайного положения, военного положения, объявлении и проведении мобилизации, их привлечении к решению задач территориальной обороны.
Условиями предотвращения вреда окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск (сил) являются:
— соблюдение требований природоохранительного законодательства военнослужащими, их экологическое обучение и воспитание; проведение мероприятий по охране окружающей природной среды при различных видах деятельности войск (сил), функционировании режимных, особорежимных и особо важных военных объектов, объектов инфраструктуры; обеспечение экологической безопасности при создании и утилизации (уничтожении) вооружения и военной техники; своевременное выявление вреда, причиненного окружающей природной среде, восстановление ее нарушенного состояния.
Можно выделить четыре основных условия БВС в мирное время:
1. Высокая воинская дисциплина.
2. Недопущение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
3. Предотвращение самоубийств.
4. Соблюдение безопасности при эксплуатации техники, вооружения и проведении строительных и хозяйственных работ и др.
Высокий уровень безопасности военной службы является показателем наличия вышеуказанных условий. Таким образом, определив уровень БВС, можно сказать о наличии или отсутствии безопасных условий службы в повседневной деятельности части (корабля).
Определим критерии и показатели безопасности военной службы в повседневной деятельности части (корабля).
Понятие показатель характеризует «данные, по которым можно судить о развитии, ходе, свойствах и качествах чего-либо». Рассматривая представленное определение, выделим следующие показат
ели БВС: развитие, организация, свойства и качество.
Развитие и организацию БВС в Вооруженных Силах и в каждой конкретной воинской части характеризует:
— нормативно-правовая база, регламентирующая организацию безопасности военной службы (законы Российской Федерации; Общевоинские уставы Вооруженных
Сил РФ; приказы и директивы министра обороны Российской Федерации, затрагивающие вопросы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации);
— приказы, отрабатываемые в воинской части, которые определяют ответственных лиц за обеспечение безопасности военной службы, проводимые для этого мероприятия, перспективы ее развития;
— деятельность офицеров воинской части, направленная на обеспечение БВС, и т.д.
Необходимо отметить, что, если уровень БВС низкий или критический, то, как правило, безопасные условия военной службы не были созданы. И наоборот если он средний, высокий и очень высокий, то вышеуказанные условия организованы.
В свою очередь, роль офицеров в обеспечении БВС определяется основными направлениями работы, которыми в настоящее время являются:
1. Достижение высокой воинской дисциплины подчиненного личного состава. Высокая воинская дисциплина подразделения способствует снижению уровня гибели и травматизма военнослужащих. В рамках данного направления офицеры должны:
— быть примером в соблюдении правил и норм высокой воинской дисциплинированности для своих подчиненных;
— вести постоянную разъяснительную работу среди военнослужащих по вопросам воинской дисциплины;
— формировать и поддерживать положительные традиции высокой дисциплины в подразделении;
— требовать от личного состава подразделения беспрекословного выполнения требований законов, воинских уставов, инструкций, наставлений.
2. Предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Важным направлением обеспечения БВС является предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и профилактика иных правонарушений. Организуя данную работу, офицеры обязаны:
— проявлять высокую требовательность к себе;
— последовательно и систематически добиваться осознания подчиненными смысла и объективной необходимости соблюдения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
— исключить в работе с военнослужащими формализм, излишнюю опеку, предвзятость и грубость, оскорбляющие достоинство военнослужащего;
— проявлять заботу о соблюдении личных прав, удовлетворении потребностей и положенных норм довольствия подчиненных.
3. Профилактика самоубийств. При проведении ее большое внимание необходимо уделять поддержанию удовлетворительной морально-психологической обстановки в воинских коллективах, обеспечению психологической совместимости и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Офицер обязан оказывать помощь психологу воинской части при проведении специальной профилактики суицидальных происшествий. Она включает:
— изучение индивидуально-психологических особенностей подчиненных;
— выявление лиц с повышенным риском суицидапьности;
— постоянное наблюдение за военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания;
— прогнозирование суицидальных действий лиц с отклоняющимся поведением;
— своевременное оказание адекватной помощи военнослужащему, находящемуся в состоянии социально-психологического кризиса.
4. Обеспечение соблюдения правил обращения с оружием и боеприпасами. Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности войск. Они представляют повышенную опасность как для самих военнослужащих, так и для окружающих. Исходя из этого, офицеры должны:
— добиваться от подчиненных твердых знаний характеристик своего оружия;
— требовать знания и соблюдения правил и мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, регламентированных требованиями наставлений, руководств, инструкций;
— исключать возможность гибели или ранения военнослужащих при выполнении боевых задач, боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы, на учебных занятиях, стрельбах и во время чистки оружия.
5. Контроль за соблюдением подчиненными правил техники безопасности при эксплуатации техники, вооружения и проведении строительных и хозяйственных работ. Жесткий контроль за строгим и точным соблюдением подчинен
ными правил при эксплуатации техники и вооружения является следующим направлением работы командиров. Безопасность при эксплуатации и ремонте боевой, транспортной, специальной техники и вооружения, при обращении с химически опасными веществами, проведении тактических учений, занятий по боевой подготовке, проведении строительных и хозяйственных работ должна обеспечиваться:
— правильной организацией внутренней службы;
— твердым знанием личным составом материальной части вооружения и техники, правил их эксплуатации, ремонта, обслуживания и хранения;
— содержанием в исправном состоянии вооружения и техники, средств обслуживания и ремонта;
— соблюдением требований нормативных документов, руководств и наставлений;
— твердым знанием и точным выполнением установленных правил и мер техники безопасности.
Правила безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от каких-либо обстоятельств.
Таким образом, изучив состояние БВС в воинской части и определив ее уровень, можно сказать о наличии или отсутствии безопасных условий службы в повседневной деятельности части (корабля), а в последующем наметить основные направления работы по исправлению ситуации.

Смотрите так же:  Стороны и основания возникновения трудовых отношений

Методические рекомендации
Во введении следует актуализировать необходимость и важность рассмотрения темы на современном этапе развития Вооруженных Сил. Стоит привести конкретные примеры, подтверждающие необходимость соблюдения правил безопасности военной службы, из жизни воинской части (подразделения).
При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на то, что обеспечение безопасности военной службы — это широкое, обобщенное понятие, которое проявляется в различных направлениях работы командира.
При изложении второго вопроса особое внимание необходимо сосредоточить на проблеме условий БВС и на основных направлениях работы офицера в процессе обеспечения безопасности военной службы.

Рекомендуемая литература:
1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ.
2. На службе Отечеству/ Под ред. В.А. Золотарева, А.В. Черкасова и А.С. Дудкина. — М, 1998.
3. Кузнецов В., Юрченко Ю. Состояние безопасности военной службы в части (соединении) и система работы должностных лиц по ее обеспечению // Ориентир. 1999. №4.
4. Артамонов В. Обеспечение безопасности военной службы — важная обязанность командиров (начальников) // Ориентир. — 2000. — № 8.
5. Выполнение военнослужащими мер безопасности в ходе боевой учебы, повседневной деятельности, караульной, внутренней службы и боевого дежурства // Ориентир. -2006. — № 6.

Майор
Николай ЧЕСНОКОВ
кандидат педагогических наук

Другие публикации:

  • 365 приказ мо рф текст 365 приказ мо рф текст В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к […]
  • Приказ о получении основного общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного […]
  • Приказ о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению Двинско-Печорское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов Оперативный дежурный: +7-921-077-01-33 Приказ и Положение о создании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных […]
  • Приказ прививок 51 Приказ Минздрава РФ от 21.03.2014 N 125Н Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2014 г. N 32115 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 21 марта 2014 г. N 125н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ […]
  • Наследство в случае смерти одного из супругов Как наследуется совместно нажитое имущество после смерти одного из супругов? Нажитое супругами во время брака имущество является их совместной собственностью, за исключением случаев, когда в брачном договоре прописаны другие положения […]
  • Приказ минобрнауки 1645 от 29122019 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и […]
Приказ по бвс