П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении судебно-психологической экспертизы

г. Калуга 9 апреля 1996 года

Следователь по особо важным делам Калужской областной прокуратуры, юрист 2 класса Степанов В.И., рассмотрев дело N 23176,

У С Т А Н О В И Л:

17 февраля 1995 года в 12-ом часу дня в деревне Сурино Ферзиковского района Калужской области произошел пожар в доме Федотовых. Погибли Федотов С.А. и его парализованная мать, Федотова В.Г. Согласно заключению судебномедицинской экспертизы, Федотову С. еще при жизни были нанесены 4 колоторезаных ранения. Причину смерти Федотовой В.Г. установить не представилось возможным вследствие практически полного уничтожения трупа пламенем. Руководствуясь ст.ст. 78,184 и 189 УПК РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

  1. Назначить по настоящему делу судебно-психологическую экспертизу, поручив ее производство старшему научному сотруднику Лаборатории судебнопсихологических исследований Зарецкому Валерию Федоровичу.
  2. На разрешение эксперта поставить следующие вопросы:
  3. Могли ли представленные в материалах дела факты побудить Федотова к совершению самоубийства путем нанесения себе телесных повреждений, которые были установлены при исследовании его трупа?
  4. Если да, то каким мог быть мотив совершения самоубийства?

Предоставить в распоряжение эксперта следующие материалы:

  1. Копию настоящего постановления.
  2. Материалы уголовного дела N 23176.

В случае необходимости обеспечить явку запрошенных экспертом свидетелей.

Следователь по особо важным делам Калужской областной прокуратуры,

юрист 2 класса Степанов В.И.

Заведующему лабораторией судебно-психологических экспертиз Енгалычеву В. Ф.

Для проведения судебно-психологической экспертизы направляю Вам уголовное дело № 23176 по факту смерти Федотова Сергея Алексеевича.

Обвиняемый Болотов О.А. содержится в учреждении ИЗ-37/1 УВД Калужской области.

Приложение: уголовное дело № 23176 в 3-х томах.

Следователь по особо важным делам Калужской областной прокуратуры,

юрист 2 класса Степанов В.И.

Д О Г О В О Р
о проведении экспертизы

г.Калуга 10 апреля 1996 года

Мы, нижеподписавшиеся, Калужская областная прокуратура в лице следователя по особо важным делам Степанова Владимира Ивановича, именуемого в дальнейшем заказчик, с одной стороны, и старшего научного сотрудника Лаборатории судебно-психологических исследований Зарецкого Валерия Федоровича, именуемого в дальнейшем исполнитель, с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:

  1. Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя проведение экспертизы в соответствии с постановлением следователя по особо важным делам прокуратуры Калужской области Степанова В.И. от 9 апреля 1996 года о назначении судебно-психологической экспертизы по факту смерти Федотова С. А.
  2. Срок выполнения работ с 10 апреля 1996 года по 25 апреля 1996 года.
  3. Качественное выполнение работ оплачивается заказчиком из расчета 3680 (три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей в час.
  4. Оплата производится после выполнения работы на основании двустороннего акта сдачи-приема.
  5. Юридические адреса сторон:

Заказчик — 248654, Калуга, ул.Кутузова, д.2-а. Прокуратура Калужской области.

Исполнитель — 248002, Калуга, ул.Ст.Разина, д.85, кв.63. Зарецкий Валерий Федорович, паспорт XIY-ЮС N 314529, выдан 26.09.90 г. ОВД Фрунзенского РИКа г.Ташкента, прописан по адресу: Калуга, ул. Ст.Разина, д.85, кв.63.

Начальнику учреждения ИЗ-37/1 подполковнику в/с Михайлову А.К.

Для проведения судебно-психологической экспертизы прокуратурой Юхновского района разрешается свидание заведующему лабораторией судебнопсихологических экспертиз Енгалычеву Вали Фатеховичу со следственноарестованным Болотовым Олегом Алексеевичем.

Следователь по особо важным делам Калужской областной прокуратуры,

юрист 2 класса Степанов В.И.

ТРЕБОВАНИЕ НА ВЫЗОВ № 14 (каб. № 2)

Прошу вызвать для допроса, свидания подозреваемого Болотова Олега Алексеевича, числящегося за следователем по особо важным делам Калужской областной прокуратуры Степановым В.И.

Кем вызывается: экспертом-психологом Зарецким Валерием Федоровичем. Отношение за № 9л-96 от 10 апреля 1996 г. .

Эксперт-психолог В.Ф. Зарецкий

З А К Л Ю Ч Е Н И Е
посмертной судебно-психологической экспертизы на ФЕДОТОВА СЕРГЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА

г.Калуга 26 апреля 1996 года

11-25 апреля 1996 года на основании постановления следователя по особо важным делам Калужской областной прокуратуры Романова В.И. от 9 апреля 1996 года по материалам уголовного дела 23176, возбужденного по ст. 102, ч.ч.2,3 и ст.149, ч.2, УК РСФСР, мной, экспертом-психологом Зарецким Валерием Федоровичем, старшим научным сотрудником Лаборатории судебно-психологических исследований была произведена настоящая экспертиза.

Права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 82 УПК РСФСР, мне известны; об ответственности за отказ, или уклонение от дачи заключения, или за дачу заведомо ложного заключения по ст. 181 РСФСР предупрежден:

На рассмотрение эксперта был поставлен следующий вопрос:

  1. Могли ли указанные на допросах свидетелей факты побудить Федотова к совершению самоубийства путем нанесения себе телесных повреждений, которые были установлены при исследовании его трупа?

Из материалов уголовного дела известно следующее: 17 февраля 1995 года в 12-ом часу дня в деревне Сурино Ферзиковского района Калужской области произошел пожар в доме Федотовых. Погибли Федотов С.А. и его парализованная мать, Федотова В.Г. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, Федотову С. еще при жизни были нанесены 4 колото-резаных ранения, 3 из которых глубоко проникают в брюшную полость и относятся к категории тяжких телесных повреждений, опасных для жизни. Причину смерти Федотовой В.Г. установить не представилось возможным вследствие практически полного уничтожения трупа пламенем.

Подозреваемым в убийстве является Болотов О.А. Согласно версии следователя, между Федотовым и Болотовым в ходе совместного распития спиртного произошла ссора, перешедшая в драку. Болотов нанес Федотову несколько ножевых ранений, затем, с целью сокрытия преступления, совершил поджог дома. Во время распития спиртного в доме находилась Миронова Т., являющаяся обеспечиваемой дома-интерната для психохроников, с которой сожительствовал Болотов О.А.

Болотов свою вину признал частично, сообщив, что на почве возникших личных неприязненных отношений ножом нанес Федотову только 1 удар, затем совершил поджог и скрылся с места происшествия.

Впоследствии Болотов опроверг свое заявление, сказав, что оно было дано под давлением следователя.

Исследование материалов дела показало следующее.

Федотов С. А. наследственными заболеваниями не страдал. Близких родственников, имевших бы отклонения в психическом развитии, не имел. События раннего детства в материалах следствия не отражены. Свидетелей развития Федотова С.А. этого времени нет. В школьный период своей жизни исследуемый ничем не отличался от своих сверстников, жителей той же деревни. Учился плохо, с трудом дотянул до 8 класса, после чего пошел работать в колхоз. Выпивать начал рано, как и все подростки вокруг него. Был признан годным к службе в армии и прослужил в строевой части (мотопехота) два года. В армии несколько раз получал дисциплинарные взыскания вследствие нарушений устава и самовольных отлучек за пределы части. После службы в армии вернулся в свою деревню, где и проживал вместе с больной матерью вплоть до указанных в деле событий. Свою мать исследуемый по-своему любил. Не имея жены или сестры, он сам за ней ухаживал, убирал в доме, готовил себе и матери. Однообразный быт и отсутствие развитого досуга вследствие низкого уровня духовного развития, по-видимому, нисколько Федотова С.А. не тяготили. Весь смысл его жизни заключался в стремлении заработать немного денег, которые тут же уходили на употребление алкоголя. Питались они с матерью в основном картофелем и тем, что вырастало на огороде. Время от времени исследуемый уходил в запой, который длился около двух недель.

Соседи ничего странного в его поведении не усматривали, поскольку запои у мужчин в этой деревне были скорее нормой, чем исключением из правил.

В отношении событий, непосредственно предшествовавших описанным в деле фактам, очевидцы сообщают следующее.

Свидетель Титов слышал от других, что у Федотова С. “что-то случилось с головой т.к. ему слышатся по проводам угрозы, и когда включает магнитофон, вместо музыки слышатся угрозы, что его убьют” (т.1, л.д.97). Он же далее говорит, что потерпевший 16 февраля” был в каком-то болезненном и одурманенном состоянии, вид у него был ненормальный, он весь трясся. До этого он уже пил спиртное около 2-х недель. У него был скованный разговор. Стал мне говорить, что ему по проводам передают угрозы об убийстве и стал просить у меня опохмелиться”.

Свидетельница Апачева Л.Д. утверждает, что слышала от Старостина В.К. и от Бычковой А.С., что в ночь перед пожаром в 1 час 30 мин. пьяный Федотов С. разговаривал с Бычковым и плакал, что некому будет посмотреть за матерью, если его убьют (т.2., л.д. 74).

По словам Апачева В.Н., за неделю до пожара Сергей ему пожаловался, что на автостанции в Ферзиково его избили ребята. Но на лице Апачев следов побоев не увидел, а на боли в теле Сергей не жаловался. (т.2., л.д. 108)

Селезнева Е.М. показывает, что от Сизова узнала, будто Федотов ему рассказывал, что его ищут какие-то ребята и хотят его с матерью убить. Но в ту неделю никого из посторонних на территории дома инвалидов эта свидетельница не видела.(т.3, л.д. 93).

Психологический анализ позволяет зафиксировать определенные моменты, имеющие отношение к настоящей экспертизе.

  1. Мотива совершения самоубийства Федотовым С. не обнаружено. Умирать он не собирался, а кроме того над ним довлел долг ухода за парализованной матерью.
  2. “Голоса”, которые ему якобы слышались, внушали ему мысли не о самоубийстве, а только об убийстве, что вызывало у него опасения за свою жизнь.
  3. Согласно доступным нам научным источникам, для суицида нехарактерно нанесение себе множественных колото-резаных ранений в брюшную полость.
  4. Такого рода самоубийство является исключительно японской национальной традицией, причем даже там, в связи с крайней болезненностью колото резаных ранений в брюшную область, максимум, что может вынести специально не подготовленный человек, решившийся на самоубийство таким образом, это вскрытие полости одним резким ударом.
  5. В деле отсутствует информация о том, что Федотов С. А. проявлял когда- либо интерес к культуре Востока (в том числе, культуре самоубийства), либо проходил обучение, тренировку и пр. в специальных частях.
Смотрите так же:  Договор агентский турфирмы с гостиницей

ВЫВОД

Исходя из всего вышесказанного, психологически малодостоверно, что Федотов С. А. мог совершить самоубийство путем нанесения себе описанных в деле телесных повреждений.

Эксперт-психолог В.Ф. Зарецкий

“УТВЕРЖДАЮ”

Прокурор Калужской области
Государственный советник юстиции 3 класса
Борзов К.Н.

А К Т

сдачи и приема работ к договору от 10 апреля 1996 года

г. Калуга 22 апреля 1996 г.

Следователем по особо важным делам Калужской областной прокуратуры Степановым В.И. совместно с Зарецким В.Ф. с целью определения качества выполнения работ было проверено заключение судебно-психологической экспертизы от 22.04.96 г., проведенной по постановлению о назначении посмертной судебно-психологической экспертизы от 9.04.96 г. по уголовному делу N 23176 по факту смерти Федотова С. А. В ходе проверки было установлено, что экспертиза проведена на достаточно высоком профессиональном уровне, на поставленный вопрос дан исчерпывающий ответ. О чем составлен настоящий акт.

Заключение эксперта сдал: Зарецкий Валерий Федорович.

Заключение эксперта принял: Степанов Владимир Иванович.

В соответствии с указанным договором настоящий акт сдачи и приема является основанием для оплаты работы.

От прокуратуры Калужской области:

Следователь по особо важным делам

юрист 2 класса Степанов В.И.

судебно-психологических исследований Зарецкий В.Ф.

Прокурору Калужской области
Борзову К.Н.

от старшего научного сотрудника
Лаборатории судебно-психологических исследований
Зарецкого В.Ф.,
проживающего по адресу: Калуга, ул.Ст.Разина,
д.85, кв.63, паспорт
серии XIY-ЮС N 14529.

С Ч Е Т

Прошу оплатить мне за производство психологической экспертизы по уголовному делу N 23176 Калужской областной прокуратуры в сумме 206.080 (двухсот шести тысяч восьмидесяти) рублей, из расчета 3680 рублей в час.

Расчет затрат рабочего времени прилагаю.

РАСЧЕТ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ по уголовному делу N 23176 Калужской областной прокуратуры

  1. Изучение дела — 15 часов
  2. Проведение экспертизы — 20 часов
  3. Обработка данных — 15 часов
  4. Составление письменного отчета — 6 часов

27 апреля 1996 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об оплате работы эксперта

г. Калуга 28 апреля 1996 года

Следователь по особо важным делам Калужской областной прокуратуры, юрист 2 класса Степанов В.И., рассмотрев материалы экспертизы по уголовному делу N 23176,

У С Т А Н О В И Л:

9 апреля 1996 года была назначена посмертная судебно-психологическая экспертиза, производство которой было поручено старшему научному сотруднику Лаборатории судебно-психологических исследований Зарецкому Валерию Федоровичу.

27 апреля 1996 года производство указанной экспертизы было закончено. На ее производство экспертом Зарецким В.Ф. было затрачено 56 часов. Согласно договора о проведении экспертизы, почасовая оплата работы эксперта составляет 3680 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.106 УПК РСФСР,

П О С Т А Н О В И Л:

  1. Произвести оплату старшему научному сотруднику Лаборатории судебнопсихологических исследований Зарецкому Валерию Федоровичу за производство посмертной судебно-психологической экспертизы Федотова С.А. в размере 206080 рублей.
  2. Копию настоящего постановления направить в бухгалтерию Калужской областной прокуратуры для производства оплаты.
  3. О принятом решении уведомить Зарецкого В.Ф.

Следователь по особо важным делам Калужской областной прокуратуры,

Пример судебно психологическая экспертиза

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

06 июня 20—г. в АНО «Центр медико-криминалистических исследований» по запросу адвоката ———————, защищающего интересы ответчиков ———————— по иску поступившему к ним от —————— о признании договора дарения квартиры недействительным, была проведена оценка (рецензия) заключения Амбулаторной судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, выполненной специалистами отдела амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз психиатрической клинической больницей № 1 им. Н. А. Алексеева.

На разрешение специалиста адвокатом ——————— был поставлен следующий вопрос:

— Какие могли быть допущены ошибки Экспертом при оценке психологических особенностей ————, позволившие сделать вывод, что на момент подписания Договора дарения квартиры 21 мая 2004 г., было снижение критических и прогностических функции с непониманием сложившейся ситуации, возможных правовых последствий совершаемой им сделки (существенный материальный ущерб с лишением единственной жилой площади), что лишало ————при подписании договора дарения квартиры способности понимать значение своих действий и руководить ими?

Для рецензии были предоставлены материалы гражданского дела №—————-, рецензируемое заключение на с. 293-299.

Дача рецензии поручена специалисту Бегуновой Людмиле Анатольевне, имеющей высшее психологическое образование, кандидату юридических наук, стаж работы по специальности 21 год (до июня 2002 г., работавшей в должности старшего научного сотрудника ВНИИ МВД РФ, в отделе по разработке проблем психолого-криминалистического обеспечения раскрытия тяжких преступлений).

РЕЦЕНЗИЯ НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА

В связи с тем, что установление диагноза психического заболевания является исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров, при подготовке рецензии анализировался только раздел психологического обследования на страницах 297-298 и общие выводы экспертов на с. 298-299 гражданского дела № ——. Для подготовки рецензии использовались все предоставленные адвокатом ———— материалы гражданского дела №———.

Из заключения экспертизы известно, что в составе комиссии экспертом – психологом выступал ————, имеющий высшее образование и на момент проведения экспертизы 14-летний стаж работы. При подготовке заключения амбулаторной судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы эксперты указали, что помимо амбулаторных карт из ПНД № — и городской поликлиники, использовали материалы гражданского дела №2———-.

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы (с. 294):

  1. Страдал ли ————каким-либо психическим или психологическим заболеванием или иным расстройством психической деятельности в период составления договора дарения квартиры 21 мая 2004 года?
  2. Понимал ли ————значение своих действий и мог ли ими руководить на момент составления и подписания договора дарения квартиры 21.05.2004 г.?

В первом из поставленных вопрос перед специалистами допущена ошибка — «психологические заболевания», на которую специалисты никак не отреагировали. Современная наука выделяет только различные психологические аспекты того или иного заболевания. О факте наличия заболевания может свидетельствовать только врач. Специалисты других областей науки, в том числе и психологии, могут лишь дать рекомендательное заключение о наличии возможного психического, а не психологического заболевания, основываясь на диагностики психологических особенностей обследуемого лица.

Для ответа на поставленные вопросы экспертом психологом ———————— были выбраны следующие методы психологической диагностики: пробы «10 слов», «Отсчитывание по Крепелину». «Сравнение понятий», «Исключение предметов», «Интерпретация условных смыслов», тест Розенцвейга, а также клиническая беседа, анализ материалов гражданского дела.

В научной литературе не так много, как по другим областям психологической науки, но все же на протяжении уже многих лет обсуждаются вопросы психологической экспертизы по гражданским делам, связанных с имущественными спорами (см. список литературы). В конкретном случае истец ————требует признать недействительной сделку дарения квартиры по причине либо его прямого обмана, либо тем, что его бывшая опекун ———————, воспользовалась его «беспомощным состоянием» (алкоголь, прием лекарств, снижающих память и внимание) для подписания договора дарения квартиры, т. е. с психологической стороны речь идет о «пороке воли» истца.

При анализе сделок с пороком воли в юридической литературе делается вывод, что во вне порок воли может выражаться различным образом, а именно:

— в несоответствии воли волеизъявлению (решение принято сознательно и свободно, но действия совершаются не в соответствии с ним, не направлены к достижению той цели, которую наметил себе субъект сделки);

— в неадекватном формировании самой воли при формальном ее соответствии волеизъявлению (направленность действий избранной цели, но само решение принято не свободно)[1]

С точки зрения психологии, в первом случае делается акцент на порочности волевого компонента сделки (интеллектуальная сторона полноценна), во втором – на порочности интеллектуального компонента (волевая сторона полноценна). В реальности все интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы, состояния и свойства личности действуют во взаимосвязи, которую необходимо учитывать. Например, чтобы определить полноценность волеизъявления, нужно выявить психологические особенности личности, ее эмоциональное состояние в момент действия, характер воздействовавшего на личность раздражителя (воздействия ситуации на принятия решения), последствия такого воздействия – как на способность выработать адекватное ситуации решение, так и на способность надлежащим образом его реализовать в конкретных действиях, контролировать свои действия. Понятно, что такого рода обстоятельства имеют психологический характер и могут быть установлены специалистом в области психологии. Именно с целью последующего выбора психодиагностических методик требуется обязательное изучение всех предоставленных экспертам материалов гражданского дела.

В кандидатской диссертации Т. Н. Секераж рассматриваются методические основы диагностики «порока» воли в судебной психологической экспертизе, в которой кроме обязательных методов изучения психических процессов (памяти, внимания, особенностей восприятия), не меньшее значение отводится диагностики личностных особенностей подэкспертного лица. Для примера можно привести далеко неполный список психодиагностических методик исследования личности, в том числе и для определения состояния «порока воли»: тесты СМИЛ (MMPI), TACT, индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО), 16-PF Кеттелла, опросник конструктивного мышления (ОКМ) С. Эпштейна в адаптации Ениколопова С.Н. и Лебедева СВ., шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, шкала реактивной и личностной тревоги Спилбергера-Ханина (ШРЛТ), метод построения репертуарных решеток Келли, фрустрационный тест Розенцвейга, метод цветовых выборов Люшера (в модификации Собчик), опросник уровня субъективного контроля, тест смысложизненных ориентации (СЖО). В комплекс методов исследования психического состояния входят: шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) Спилбергера для исследования специфики и динамики состояния, тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН), шкала Курганского и т. д. Автор подчеркивает, что в зависимости от задачи исследования набор методов может варьироваться по количеству и составу.

Смотрите так же:  Пушкин залог величия его

Также рекомендовано использовать метод самооценки психических свойств и состояний О. Микшика (СУ-ПОС-8), цветовой тест отношений (ЦТО)\ метод выбора цвета М. Люшера (в модификации Л.Н. Собчик), метод опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния С.С. Шипшина и многие другие.

В заключение же Эксперта из личностных методик указан только тест Розенцвейга, при этом никаких конкретных результатов обработки теста в заключение не предъявлено: нет конкретных примеров ответов ————на фрустрирующие ситуации, какая конкретно была выраженность и направленность фрустрационных реакций, типы этих реакций, степень социальной адаптации по данному тесту. Была ли в процессе работы с тестом смена типов фрустрационных реакций. Нет качественной оценки ответов ————на предъявляемые стимулы. В качестве проективного метода можно частично использовать тест «Интерпретации условных смыслов», хотя методика в основном направлена на изучение мышления, но опять же никаких конкретных результатов по этому тесту Эксперт в заключении не привел.

———— указал, что при выполнении «сложных проективных методик отмечены трудности их осмысления, абстрагирования от конкретных стимулов». В психодиагностике нет категории «сложные» проективные методики, есть просто группа тестов «проективные методики». В чем конкретно заключалось сложность в выполнении теста Розенцвейга ———————- из заключения непонятно.

В заключение есть ссылки только на результаты изучения механической памяти, причем кратковременной памяти и мышления, при этом каких-либо серьезных нарушений интеллектуальных функций не выявлено. В рамках поставленных задач для экспертизы важно было установить хотя бы примерно особенности долговременной памяти. Наиболее валидным в данном случаи было бы использования методики «Пиктограмма», которая кроме изучения памяти, также диагностирует особенности мышления и одновременно представляет интерес как рисуночная проективная методика, особенно на такие стимулы как «обман», «разлука», «семья».

Проведя один единственный тест Розенцвейга, который в основном направлен на изучение ассоциаций и определение «степень социальной адаптивности» Эксперт делает категоричные выводы о личностной незрелости, пассивности и несамостоятельности, подверженность стороннему влиянию подэкспертного лица. В рамках поставленной перед экспертами вопросами абсолютно не исследованными остались такие качества как «внушаемость», нет ссылок, что бы проводились пробы на внушаемость. Можно было с целью определения внушаемости, подверженности чужому влиянию провести специальный эксперимент, используя тесты на уровень притязаний, методику «Выготского-Сахарова», кубики Коса», а также какой-либо другой экспериментальный материал широко представленный в научной литературе (например работы Л. В. Бороздиной).

Диагностика личностных особенностей ————, кроме одного теста Розенцвейга, предназначенного в основном не для анализа черт характера, Экспертом не проведена. Не использовался ни один из личных тестов для диагностики черт характера (ни в варианте опросника, ни в варианте других проективных методик).

Никаким образом не рассматривалась диагностика отношения ————к ответчицам ——————————, в том числе и ретроспективном плане (прекрасно можно было использовать тест Цветовых отношений и «семейной социограммы»).

Метод клинической беседы и наблюдения является неотъемлемой частью любого психологического обследования. Результаты бесед с ————————— касались только тех аспектов, как он видит конфликтную ситуацию на данный момент обследования (обман его, прием спиртного, проблемы со здоровьем). Вместе с тем из материалов гражданского дела объективных данных подтверждающих злоупотребление спиртными напитками нет: нет записей в трудовой книжке об увольнении за прогулы, за прием спиртного. Более того, известно, что ————в период подписания договора дарения в 2004 года работал продавцом-кассиром, объективных данных с мест работы о допуске им служебных нарушений, краж с работы, недостач по кассе по его вине нет. Эта тема, которая напрямую связана с уровнем социальной адаптации, не рассматривалась Экспертами. Сведения о злоупотреблении спиртными напитками известны только со стороны свидетелей Т————— и ————— и ——————. Показания свидетелей —————- и ——————вызывают сомнения (гр. дело с. 242-244), т. к. даны практически «слово в слово», учитывая за правду то, сколько они все принимали спиртного, то вряд ли способны так точно вспомнить события пятилетней давности. —————- является заинтересованным лицом, она не скрывает своих интересов на квартиру ————, наличие у него психического заболевания не смущает ее на планирование зарегистрировать с ним брак и родить ребенка.

Объективных данных о наличии каких-либо серьезных соматических заболеваний у —————-, сопровождающихся сердечными болями, потерями сознания на период 2003-2004 г. в материалах дела не представлено. Как в медицинской части, так и по материалам психологического обследования не рассматриваются варианты приема ——————— лекарств, снижающих память и внимание, не было вопросом о том, какие он принимал лекарства при «сердечных болях».

Ответчица —————- показывала (г. дело с. 271), что на период 2003-2004 г. ————принимал участие в азартных играх. Одним из мотивов подписания договора дарения, со слов Н—————— у —————— был страх потерять квартиру, отберут за долги. В психологическом обследовании тема участия в азартных играх на деньги никаким образом не рассматривалась и не обсуждалась с ним.

В заключение Эксперта отмечено (с. 298), что юридическими вопросами ————занимается его девушка и законный представитель, подэкспертный обнаруживает довольно слабую ориентированность в судебной ситуации. Таким образом, есть все основания предположить, а также следовало бы обязательно исследовать, либо указать в выводах и дать рекомендации, что и в настоящее время, используя психологические особенности ————, состояния снижения «порока» воли, им также могут манипулировать, требуя от него участие в судебном процессе о признании договора дарения квартиры 21 мая 2004 г. недействительным.

ВЫВОДЫ

1. В психологическом обследовании для исследования личностных особенностей ————диагностический материал был недостаточным, минимальным для изучения эмоционально-волевой сферы. Из шести использованных в обследовании тестов, только один тест Розенцвейга можно отнести к группе личностных методик, который не описывает черты характера, а направлен на диагностику преобладания типа фрустрирующих реакций. При этом результаты даже этого одного теста не представлены.

2. Полностью не исследовано ретроспективное отношение ————к ответчикам Н————————, не исследована мотивационная сфера ————. Полностью не исследован общий уровень и стиль саморегуляции, личностных предпочтений, смысл жизненных ориентаций.

3. Для комплексной оценки ситуации на момент подписания договора дарения квартиры 21.05.2004 г. полностью не были использованы все материалы гражданского дела (наличие игровой зависимости).

4. Нет объективных данных о нарушении долговременной памяти (не были проведены специальные тесты). Не были проведены специальные тесты на внушаемость, степень подчиняемости окружающим.

5. Результаты психологических методик представлены очень в жатой и декларативной форме, нет ссылок, примеров на конкретные результаты тестов, на основании которых Эксперт сделал вывод о таких индивидуально-психологических особенностях как черты личностной незрелости, пассивность и несамостоятельность позиции (прекрасно диагностируется с помощью СМИЛ), подверженность стороннему влиянию в сочетании с наивностью, облегченностью оценок и представлений, невысокими ресурсами социальной адаптации, трудностями полноценного осмысления возникающих ситуаций и выработки конструктивных форм поведения в них, отстаивания своих позиций, слабой развитостью прогностических и регуляторных функций; а также ограниченного круга целей и потребностей, аморфность жизненных планов. Все эти аспекты изучить при помощи использованного Экспертом диагностического материала нельзя.

  1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
  2. —————————————————————————————————

19.Южанинова А.Л. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе: в З-х ч., ч. 1, 2. — Саратов: Издательство Саратовской государственной академии права, 2002 — 104 с.

кандидат юридических наук Л. А. Бегунова

[1] Цит. по: Сахнова Т. В. Судебная экспертиза. – М.: Городец, 2000, с. 299.

Блог Алексея Пелевина

вторник, 14 февраля 2017 г.

Заключение судебного эксперта — психолога. Пример (образец). Начало.

Предлагаю читателям блога пример заключения судебного эксперта-психолога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ судебного эксперта № X от 13 августа 2010 года на испытуемого П.В.В. 1982 года рождения в отношении, которого решается вопрос о его способности к осознанно-волевой саморегуляции своих действий и поведения в юридически значимой ситуации.

экспертизу произвел: клинический психолог ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ, кандидат психологических наук, доцент, имеющий высшее образование «Социальный педагог-психолог» (сокращенное название ВУЗа, серия и номер диплома, дата выдачи, здесь и далее) и «Психолог, Клинический психолог, Преподаватель психологии», прошедший профессиональную переподготовку по программе «Судебный эксперт-психолог»,

имеющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере судебно-психологической экспертизы и прошедший повышение квалификации «Практическая психолого-педагогическая и судебно-психологическая экспертиза», аккредитован на право проведения экспертизы информационной продукции, экспертный стаж работы 11 лет.

На основании постановления следователя прокуратуры Н-ского района Н-ской области, юриста второго класса Ф-а от 12.07.2009 года по уголовному делу №Х.

Мне, судебному эксперту Иванову И.И., в связи с поручением произвести экспертизу по уголовному делу № X начальником СЭУ разъяснены права и обязанности эксперта (ст.ст.16, 17 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»), а также содержание ст.307 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность задачу заведомо ложного заключения, о чем даю настоящую подписку:

Смотрите так же:  Нотариус оренбурга брестская

______________ Иванов А.А.
«12»___июля____ 2010 г.

Вопросы, подлежащие разрешению при экспертизе, и другие разделы «Заключения» излагаются на следующих 9 /девяти/ листах.

Экспериментально-психологическое исследование в отношении М-з было проведено 13 июля 2010 года с 10.00 до 16.00 в помещении ООО «Центр клинической и прикладной психологии», по адресу: ул. Невская, д. 38. Исследование начато 13 июля, окончено 13 августа 2010 года.

На разрешение эксперта-психолога поставлены следующие вопросы:

1. С учетом уровня психического развития, индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния П.В.В., а также конкретных условий ситуации правонарушения, мог ли П.В.В. правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания?

2. Имеются ли у П.В.В. признаки ПТСР в связи со спецификой профессиональной деятельности (командировка в ЗЧС Чеченская республика) нарушения произвольной саморегуляции?

3. Каковы индивидуально-психологические особенности П.В.В., оказали ли они существенное влияние на его поведение во время ситуации правонарушения?

4. Учитывая индивидуально-психологические особенности П.В.В. и содержание ситуации правонарушения, мог ли П.В.В. понимать характер и значение совершаемых им преступных действий?

5. Учитывая индивидуально-психологические особенности П.В.В. и содержание ситуации правонарушения, мог ли П.В.В. расценивать сложившуюся ситуацию как угрожающую его жизни?

6. Способен ли П.В.В. с учетом его уровня психического развития, индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния, в ситуациях стресса адекватно оценивать реально происходящее?


1) Материалов уголовного дела №Х в 2-х томах;
2) Характеристики с места службы

При проведении исследования были использованы следующие методические материалы и специальная литература:

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. К.: Казанский университет, 1997.
2. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: ВМА, 1999.
3. Бассин Ф.В., Проблема бессознательного, 1968
4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ,2006.

5. Васильева Н.В., Горьковая И.А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. СПб., 1997
6. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза.Методические указания к практическим занятиям по курсу «Судебно-психологическая экспертиза». Калуга – Обнинск–Москва, 1997.

7. Енгалычев В.Ф., Чижова Д.С. Психодиагностический инструментарий судебного эксперта-психолога: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. Кн. 1. Изучение психических свойств и состояний личности / Редакторы-составители В.Ф. Енгалычев, Д.С. Чижова – М: РУСАКИ, 2003.

8. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Изд.группа НОРМА – ИНФРРА-М, 1999.
9. Конева Е.В., Орел В.Е. Судебно-психологическая экспертиза: Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1998.
10. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика.Избранные труды. – М.: Генезис, 2010.

11. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология, 1996. – № 4., С. 26-35.
12. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учебное пособие /Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 2-е изд., испр. – М. Генезис, 2005.

13. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007.
14. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004.

15. Решетников М.М. Психическая травма: монография. – М.: Издательство: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006.
16. Рубинштейн С.П., Основы общей психологии, 2009
17. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики в патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

18. Собчек Л.Н. Введение в психологию индивидуальности – М6 ИПП-ИСП, 2000
19. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном Процессе: Научно-практическое пособие. — М.: Гардарика, Смысл, 1998
20. Фетискин Н.П. Психотехнологии стрессосовладающего поведения. – М., Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.

21. Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Диагнстика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2010.
22. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика /Н.В. Тарабрина – М.: Изд-во «Институт психологии» РАН, 2009 и др.

Теоретические положения психологического исследования. В ходе психологического исследования специалист пользовался следующими определениями.

Психологическая травма (психотравма) – это переживание события, связанного с особым взаимодействием человека и окружающего мира, способного вызвать
глубокий стресс (Пергаменщик Л.А., 2004).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это последующая реакция организма на событие, которое выходит за границы нормального человеческого опыта, возникающее в результате психологической травмы (Пергаменщик Л.А., 2004, Магомед-Эминов М.Ш, 1996).

Кризисное событие — это событие, связанное с угрозой жизни, здоровью, психическому развитию, ставшее причиной психологической травмы (Пергаменщик Л.А., 2004, Решетников М.М., 2006).

Динамика переживания травматической ситуации включает четыре этапа (Шойгу Ю.С., 2007): Первый этап — фаза отрицания или шока. На этой фазе, наступающей сразу после действия травмирующего фактора, человек не может принять произошедшее на эмоциональном уровне. Этот этап, как правило, относительно непродолжителен.

Второй этап — фаза агрессии и вины. Постепенно начиная переживать случившееся, человек пытается обвинять в произошедшем тех, кто прямо или косвенно имел отношение к событию. После этого у человека появляется агрессия на самого себя и чувство вины.

Третий этап — фаза депрессии. Она сопровождается чувствами беспомощности, брошенности, одиночества, собственной бесполезности.

Четвертый этап — это фаза исцеления. Для нее характерно полное (сознательное и эмоциональное) принятие своего прошлого и обретение нового смысла жизни.

Диссоциация — «отщепление» психической активности, которое может иметь разную степень выраженности (Бассина Ф.В., 1968). Выделяют выделяла легкие, обратимые, неполные формы диссоциации или «отщепления», которые могут наблюдаться на определенных этапах онтогенетического созревания в момент зарождения сложных эмоций при самых разнообразных аффективных состояниях, а также при зарождении творческого процесса (Рубинштейн С.Л., 2009).

Выделяют три уровня степени выраженности диссоциациативных процессов. На первом — «отщепление» имеет слабый характер, при котором некоторые переживания недостаточно отчетливо соотносятся с другими психологическими содержаниями и объективными ситуациями.

Второй уровень характеризуется наличием изменений качества осознания, когда переживания осознаются, но нормальное их противопоставление объективной действительности нарушается, т.е. граница между «Я» и окружающим миром изменяется.

Третий уровень как наиболее глубокий приводит к изменениям осознания, при котором наступает полная диссоциация между актуальным содержанием переживаний и психической деятельностью. Однако сохраняется приспособительная направленность отщепленной психической деятельности, несмотря на то, что она не контролируется непосредственно сознанием.

Индивидуально-психологические особенности — определенный комплекс свойств индивида, определяющих его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности (Еникеев М.И., 1999).

Психологическое состояние – это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации (Еникеев М.И., 1999).

Личностное развитие – это качественное изменение мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта (Еникеев М.И., 1999).


Объект исследования — способность П.В.В с учетом его индивидуально-психологических особенностей, эмоционального состояния, к осознанной-волевой регуляции своих действий и поведения в юридически значимой ситуации.

Предмет исследования – индивидуально-психологические особенности, эмоциональное состояние и способность обвиняемого П.В.В, понимать характер и значение своих действий, с осознанно-волевой регуляцией своих действий и поведения в юридически значимой ситуации.

Задачи исследования соответствуют проблематике вопросов, содержащихся в постановлении о назначении настоящего судебно-психологического исследования.

Методология исследования: на разрешение эксперта представлен список вопросов, относящихся к компетенции эксперта-психолога. В связи с этим в ходе проведения экспертизы применялась методология исследования, обоснованная в теоретических трудах по теории судебно-психологической экспертизе, а также трудах по психологии посттравматического стрессового расстройства.

Выбор методов исследования определялся поставленными вопросами. В качестве основных методов исследования были использованы психологический анализ материалов уголовного дела (ПАМУД) и метод экспертной психологической диагностики.

С целью выявления существенных для дела психологических феноменов посредством аналитико-синтетической деятельности при изучении и обработке документов использовался один из специальный метод юридической психологии — психологический анализ материалов уголовного дела (ПАМУД).

Далее: ВВЕДЕНИЕ.
Объективные особенности деятельности испытуемого в ситуации исследования.
Экспериментально-психологическое исследование.
Познавательные процессы испытуемого.
Индивидуально-психологическая и личностная сферы испытуемого.
ВЫВОДЫ.

Другие публикации:

  • Пособие по постановке на учет в ранние сроки беременности 2019 Единовременное пособие женщине при постановке на учет на ранних сроках беременности в 2019 году При постановке на учет на ранних сроках беременности работнице положено одноименное пособие. В статье рассмотрим порядок выплаты пособия […]
  • Быстров а материнский капитал Список литературы Аузан А.А. Экономические основания гражданских институтов (Доступ: http// www.polit.ru/ lectures/2004/05/19/auzan.html) Быстров А.А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости? // Социологические исследования. […]
  • Мировой суд г абакана участок 3 ПравительствоРеспубликиХакасия Судебные участки города Абакана: 655000, г. Абакан, ул. Ленинского комсомола, 3 код межгорода 3902 Судебный участок № 1 г. Абакана Судебный участок № 2 г. Абакана Судебный участок № 3 г. Абакана Судебный […]
  • Закон 10 фз рф Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению Федеральный закон о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности Законоположение о профессиональных коллективах регулирует аспекты правовых отношений, […]
  • Новая неустойка по осаго 1 Новая неустойка по осаго 1 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Почему пришла не вся пенсия Почему пришла не вся пенсия Задай вопросПенсионному ФондуРостовской области Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 марта 2018 № 17-4/10/В-1846 по вопросу предоставления сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и […]
Пример судебно психологическая экспертиза